Речевые клише для аргументации. Клише для сочинения егэ

Вступление

1) Всем известно, что … Об этом написаны тысячи книг и сняты сотни фильмов, это волновало людей в древности и не оставляет равнодушным (беспокоит, тревожит) в наше время. Эта тема интересует как молодых, так и опытных людей, и текст … тоже посвящён …
2) (Риторические вопросы). Эти вопросы всегда волновали человечество. О … размышляет в своей статье … .
3) (Риторические вопросы). Вопросы эти на первый взгляд кажутся простыми. Некоторые считают, что … . Другие подчёркивают … . Но смысл этой статьи несколько шире, чем это кажется на первый взгляд. Проблема, которую ставит автор, касается не только избранных людей, она касается любого из нас. … . Почему так бывает? Ответ на этот вопрос можно найти в статье… .
4) (Прием «Ниточка») Начать с цитаты, в которой заключена главная мысль текста. «(Высказывание),» - так начинается статья … . Уже в первом предложении чётко выражена главная тема текста. О… много говорили и писали. Важность этой темы трудно переоценить: далеко не все люди понимают … (Определить проблему в виде вопроса).
5) Приём «Цитата». «…,» - писал известный … . В этих словах звучит … . Действительно, … .
6) (Вопросы). Эти вопросы звучат в статье … . Автор поднимает проблему, актуальность которой ни у кого не вызывает сомнений.

Формулировка проблемы

1) Данный текст посвящён теме (проблеме) ... .
2) В предложенном для анализа тексте {указываем автора} поднимает (затрагивает) проблему... (касается следующих вопросов … , останавливается на следующих проблемах...)
3) «_______!» – этот призыв, обращенный к сердцу читателя, звучит в тексте (Ф.И.О.)
4) С первых же строк мы (оказываемся, погружаемся, входим) в (таинственный, волшебный, тихий, светлый и т.д.) ________. _________ в культурном опыте наших предков был воплощением (издавна считался, почитался) (воплощением, символом, проявлением) _______ начала. Вот почему автор (Ф.И.О.) описывает _____ таким.
5) «О ____________ можно рассказывать бесконечно!» – слышим мы. И действительно, сколько уже книг, статей, программ посвящено __________! Но странное дело, каждый, кто обращается к этой (острой, злободневной, священной, важной, актуальной) теме, находит в ней что-то свое, новое (+ актуальность).
6) Автор исследует, анализирует, поднимает, рассматривает, затрагивает проблему…. Комментарий по проблеме (актуальность).

Комментарий проблемы

1) Рассуждая над проблемой..., {указываем автора} обращается... {указываем, на каком материале автор рассматривает проблему: может быть, это воспоминания, диалоги, художественное повествование, взволнованный монолог, цитирование мыслей великих людей, рассуждение, описание картин природы и т. п.}. {Передаём содержание текста, а не пересказ}.
2) Проблема, выдвинутая (поднятая, обозначенная и т. д.) {указываем автора}, особенно актуальна (злободневна, важна, существенна) в наши дни, потому что …
3) Повествователь рассуждает над поднятым им вопросом не отстраненно, чувствуется его заинтересованность в том, о чём он пишет. {Ссылаясь на текст, объясняем, в чём это проявляется}.

1) Авторская точка зрения, как мне кажется, выражена довольно чётко. Она заключается в следующем: …
2) Автор считает (убеждает нас в том), что...
3) Автор стремится донести до читателя мысль о том, что...
4) Хотя позиция автора не выражена явно, логика текста убеждает читателя в том, что...

Выражение своего мнения

1) Я придерживаюсь (не придерживаюсь) того же мнения на проблему …, что и автор.
2) Трудно (нельзя) не согласиться с автором текста в том, что...
3) Я разделяю (не разделяю) точку зрения автора на проблему …

Аргументация своего мнения

Из читательского опыта
1) Данная проблема волновала многих великих русских писателей, в частности...
2) Особенно остро эта проблема поставлена в произведениях...
3) Злободневность темы, затронутой автором, доказывает и то, что русские писатели в своих произведениях обращались к ней.

Из зрительского опыта
1) Тема часто дискутируется (обсуждается) в Интернете (на страницах газет и журналов; в различных телепередачах) ...
2) Обращает на себя внимание и то (неслучайно), что данной теме посвящены многочисленные статьи и телепередачи...

Копылова Татьяна Олеговна,
учитель русского языка и литературы
ГБОУ гимназии №209
Центрального района Санкт-Петербурга
«Павловская гимназия»

Что такое «комментарий к проблеме»?

Комментарий - это пояснительные замечания, рассуждения по поводу выделенной проблеме текста.

Именно комментарий показывает, насколько глубоко и полно понята проблема, как пишущий сумел увидеть ее аспекты, намеченные автором, проследил за ходом авторской мысли.

Объем комментария небольшой: трех - четырех развернутых фраз будет достаточно.

Самое сложное - комментарий. Здесь не пройдут ни пересказ, ни сплошное цитирование. Проще всего поразмышлять над некоторыми вопросами, связанными с прочитанным текстом:

· Кому адресован текст (узким специалистам или широкой публике, молодежи или людям среднего возраста, интеллектуалам или всем, кто интересуется этой проблемой)? Здесь хорошо бы отметить, на основании чего вы сделали такой вывод. Почему эта проблема им интересна?

· Можно оценить степень актуальности поднимаемой проблемы и объяснить, в чем ее актуальность?

· Как автор текста подходит к решению этой проблемы? На каком жизненном/литературном материале строится текст? Типична ли ситуация, изображенная автором? На какие факты, детали автор обращает внимание? Почему? Какое это производит впечатление на читателя?

· Если есть слова в необычном словоупотреблении (метафоры, эпитеты), которые остановили ваше внимание, и вы понимаете, что именно благодаря их выбору автору удалось донести до читателя свою мысль, неплохо обратить на них внимание.

Требования к комментарию:

1. Комментарий должен быть написан с опорой на прочитанный текст .

2. Комментарий должен отражать ход мыслей автора исходного текста.

3. Комментарий должен связывать сформулированную проблему с авторской позицией .

4. В комментарии должно быть 2 (два) примера из предложенного текста .

Чего нельзя делать при написании комментария?

1. Нельзя комментировать проблему без опоры на прочитанный текст .

2. Нельзя пересказывать прочитанный текст.

3. Нельзя цитировать большие фрагменты из прочитанного текста.

1. Собственный жизненный опыт, наблюдения

2. Исторические факты

3. Афоризмы, пословицы, поговорки

5. Статистические данные

6. Литературные источники и т.п.

Комментарий выстраивается по определённой схеме:

Композиция комментария

Примеры типовых конструкций (клише)

1. Зачин

2. Развитие

В качестве примера, подтверждающего актуальность данной проблемы, автор (ФИО) приводит... Продолжая выстраивать систему аргументов, актуальных для данной проблемы, автор говорит, … и т.п.

3. Вывод (концовка)

Примерные вопросы, которые помогут написать комментарий к проблеме

Вариант 1 (по тексту публицистического стиля)

Вопросы

Образец рассуждения

Иван Ильин обращает внимание на то , что настоящей дружбе сегодня часто предпочитают кратковременные бездуховные отношения.

Автор с горькой иронией пишет о «дружбе злословия», «дружбе преферанса» и даже «дружбе собутыльничества»: люди случайно сталкиваются друг с другом, «подобно деревянным шарам», и снова остаются одинокими.

4.В чём значимость этих высказываний? (В чём убеждает нас автор?)

Так Иван Ильин убеждает нас в том, что только истинная дружба, основанная на духовной близости, способна преодолеть одиночество человека.

Вариант 2 (по тексту художественного стиля)

Вопросы

Образец рассуждения

Писатель раскрывает проблему на примере взаимоотношений отца и сына. Автор искренне сочувствует старику-отцу, который по первому зову сына, несмотря на преклонный возраст и непогоду, отправляется в город, чтобы быть рядом, при необходимости помочь.

С.Турсун выражает сожаление по поводу того, что сын не задумался о последствиях своего телефонного звонка, заставил старика волноваться и отправиться в трудный для него путь.

3. Какие чувства героев описаны автором и каким образом?

4.Какие слова (мысли) героев имеют особое значение?

«Учись, сынок. Хорошее это дело - учиться», - в эти слова старика писатель вложил глубокий смысл: видно, так и не научился Мурод настоящей сыновней любви и заботе.

Можно выделить два типа комментария проблемы: текстуальный и концептуальный (концепционный).

Тeкстуaльный кoммeнтaрий прeдстaвляeт сoбoй oбъяснeниe тeкстa, слeдoвaниe зa aвтoрoм в рaскрытии прoблeмы.

Кoнкрeтизирoвaть сoдeржaниe кoммeнтaрия мoжнo с пoмoщью слeдующиx вoпрoсoв:

1) Кaк, нa кaкoм мaтeриaлe aвтoр рaскрывaeт прoблeму?

2) Нa чeм зaoстряeт внимaниe? Пoчeму?

3) Кaкиe имeнa (фaкты, сoбытия) упoминaeт aвтoр? Для чeгo?

4) Кaкиe эмoции aвтoрa вырaжeны в тeкстe?

5) Кaк вырaжeнo oтнoшeниe aвтoрa к изoбрaжaeмoму? В чeм этo прoявляeтся?

6) Кaкиe срeдствa вырaзитeльнoсти пoмoгaют выявить aвтoрскoe oтнoшeниe к прoблeмe?

2. При кoнцeпциoннoм кoммeнтaрии в цeнтрe внимaния интeрпрeтaция прoблeмы тeкстa, ee aктуaльнoсть, стoлкнoвeниe рaзличныx мнeний пoдaннoму вoпрoсу и т.п. Нaйди oтвeты нa слeдующиe вoпрoсы:

1) К кaкoму типу принaдлeжит этa прoблeмa? (Сoциaльнaя, филoсoфскaя, экoлoгичeскaя, нрaвствeннaя и т.п.)

2) Aктуaльнa ли этa прoблeмa в нaши дни? В чeм ee знaчимoсть для oбщeствa?

3) Кaк чaстo мы стaлкивaeмся с этoй прoблeмoй? Кaсaeтся ли oнa кaждoгo из нaс или тoлькo людeй oпрeдeлeннoгo вoзрaстa, рoдa зaнятий и т.п.?

Типовые конструкции (клише) для комментирования проблемы

Текстовый комментарий (художественный текст)

Текстовый комментарий (публицистический текст)

Концептуальный комментарий (публицистический текст)

Не случайно писатель изображает (кого, что)…

Поступок героя свидетельствует о том, что …

Слова (мысли) героя показывают, что …

Проблема (чего?) - одна из актуальных проблем нашего времени.

Данная социальная (нравственная и т.п.) проблема имеет многовековую историю.

Каждый из нас не раз сталкивался с этой проблемой (где, когда).

отмечает, описывает, подчёркивает, опровергает, останавливается на …, приводит пример того, как …, отмечает важность, считает, цитирует, подтверждает свои мысли цитатами, опирается на мнение…, анализирует, акцентирует наше внимание (на чём?) , проводит аналогию, рассматривает, сопоставляет, сравнивает, противопоставляет, доказывает, убеждает, приходит к выводу и т.п.

Введение цитат в текст сочинения.

В комментарии, как ни в какой другой части сочинения, уместны цитаты, различные ссылки на текст. Помните, что цитаты должны органично вплетаться в текст сочинения, а не просто увеличивать его объём. Цитирование ради увеличения объёма работы сразу бросается в глаза, поскольку нарушает логику развёртывания мысли.

Однако важно не только найти хорошую цитату, но и правильно её оформить. К сожалению, неумение вводить информацию исходного текста в сочинение приводит ко многим ошибкам. Рассмотрим типичные способы включения информации текста в сочинение.

Используемые материалы:

Н.А.Сенина, А.Г.Нарушевич «Русский язык. Сочинение на ЕГЭ. Курс интенсивной подготовки» Легион, 2012

Так называемое эссе требует от выпускника продемонстрировать не только способность понимать проблематику произведения, связно излагать свои мысли, высказывать аргументированное мнение. Задание предписывает еще и необходимые компоненты этого сочинения.

Подготовку к лучше начать с написания эссе по простейшему плану, по сути навязанному формулировкой задания. А когда это будет уже хорошо получаться, можно попробовать другие, более изысканные варианты композиции.

Итак, что же должен поместить в своей работе выпускник?

  1. Указать проблему. При этом необходимо иметь в виду, что проблема, поднятая в тексте, и проблема героя текста – это вовсе не одно и то же. Например, если у героя проблема – отсутствие денег на проезд в трамвае, вовсе не факт, что текст посвящен проблеме недоступности для населения поездок на общественном транспорте.

Если вы затрудняетесь определить проблему, попробуйте действовать так:

  • Определите тему текста (о чем говорится?.. Это НЕ проблема)
  • Определите основную мысль (в чем нас хочет убедить автор? Это тоже НЕ проблема)
  • На какой вопрос отвечает автор? В чем он видит «нарушение мировой гармонии»? А вот это и есть ПРОБЛЕМА ≠ тема ≠ основная мысль.

Например, тема – избиение скинхедами студента-таджика. Основная мысль: ненависть к людям другой национальности – это дикость. Проблема: почему в стране, победившей фашизм, прижились националистические идеи? Может ли обычный гражданин что-то сделать в этой ситуации? То есть проблема национализма в России и проблема личной ответственности каждого гражданина. Выберите ту, которая больше нравится (или к которой вам легче будет подобрать аргументы).

  1. . Она может быть актуальной, вечной, серьезной, представляющей опасность и т.п. В тексте она показана так-то и так-то.
  2. Осветить авторскую позицию. Именно авторскую, не надо подменять ее своей или мнением кого-то из героев текста.
  3. Сообщить, согласны ли вы с автором или согласны отчасти. Не согласиться едва ли возможно, обычно мнения авторов текстов на ЕГЭ почти бесспорны.
  4. из литературного произведения (лучше того, которое вы и в самом деле читали).
  5. Привести аргумент из жизни (или из другого литературного произведения).
  6. Сделать вывод.

Вот пример наипростейшего клише для написания ответа.

Развернутый план пример
1. Вопрос, включающий в себя формулировку проблемы

2. Без сомнения, можно сказать, что эта проблема актуальна и сейчас. Автор раскрывает ее на примере …

5. В своих рассуждениях я хотел бы сослаться на …, а именно на эпизод, в котором рассказывается, как …

6. Свою позицию по данному вопросу я основываю и на личном опыте. В моей жизни был такой эпизод. Однажды …

(Мое мнение основывается не только на литературе, но и на рассказе моего друга, с которым однажды случилась такая история.)

8. Таким образом, мне кажется, можно сказать, что …

Так кто же все-таки «царь» — человек или природа? Должны ли мы ждать милостей от природы или взять их силой? Именно такую проблему поднимает автор в этом тексте.

Без сомнения, можно сказать, что проблема эта актуальна и сегодня. Автор раскрывает ее на примере взаимоотношений человека и растения – дерева. Это растение заменило герою рассказа людей, которым не было до него дела.

Авторская позиция по этому вопросу, мне кажется, заключается в том, что человек не вправе вмешиваться в жизнь природы: она была до нас и будет после. Возмутительная самоуверенность – считать, что мы устроим все в мире лучше, чем оно уже устроено. Природа призвана дать человеку все необходимое: пищу, одежду, топливо, душевный комфорт, красоту.

Невозможно не согласиться с автором. Действительно, я считаю, природа дает нам так много, что требовать от нее еще чего-то – безумие. Мы, люди, часто в своем ослеплении думаем, что устроили бы все в мире лучше, хотим все изменить: заставить реки течь вспять или стремимся «переделать» организм человека. Но ни к чему хорошему эти попытки не приводят.

В своих рассуждениях я хотел бы сослаться на повесть М.А.Булгакова «Собачье сердце». Его герой, профессор Преображенский, стремится улучшить человеческую природу, победить смерть. В результате экспериментов появляется «улучшенный человек» — маргинал Шариков. Так что в результате работа профессора оказалась не только бесполезна, но и опасна.

Свою позицию я основываю и на личном опыте. В моей жизни был эпизод, который убедил меня в том, что природа – не точка приложения наших амбиций, а наша колыбель. ….

Таким образом, мне кажется, можно сделать вывод, что надо относиться к природе бережно, с уважением и заботой. Именно это хочет нам сказать автор своим рассказом.

Приведенные в таблице формулировки, естественно, не являются единственно возможными. К каждому пункту на начальном этапе подготовки к ЕГЭ желательно подобрать несколько вариантов клише.

  1. ФОРМУЛИРОВКА ПРОБЛЕМЫ

В крайнем случае можно воспользоваться такими клише (в крайнем – потому что лучше все же сформулировать проблему в виде вопроса или рассуждения).

  • В тексте, который я прочитал, автор поднимает проблему…
  • Среди проблем, поднятых автором в данном тексте, наиболее важной (интересной, злободневной, актуальной, животрепещущей, значительной…) мне кажется…
  • В предложенном тексте автор поднимает целый ряд проблем, но мне кажется, что самая важная (интересная…) из них – это…
  • Трудно переоценить важность всех проблем, которые поднимает автор в этом тексте, но мне самой значительной (острой, любопытной…) кажется…

В этом году несколько изменений коснулись критериев оценки сочинения в ЕГЭ по русскому языку. В материале преподаватель курсов ЕГЭ и ОГЭ (ГИА) в паре TwoStu Татьяна Игоревна объясняет, как должна выглядеть структура сочинение, как писать комментарий к проблеме и какие фразы-клише можно использовать.

Изменения в сочинении

Наиболее существенное изменение в сочинении - из критериев оценки убрали требования к количеству и качеству аргументов из литературы и жизненного опыта. Приводит их всё равно придётся, чтобы обосновать отношение к точке зрения автора, но следить за ними будут менее строго.

Критерии, на которые необходимо обратить особое внимание

Обязательно нужно обратить внимание на критерий К1 «Формулировка проблем исходного текста». Крайне важно верно сформулировать одну из проблем, поставленных автором. Если проблема сформулирована неверно, то по всем критериям блока «Содержание сочинения» (К1-К4) выставляется 0 баллов из 8.

Стоит также помнить о К11 «Соблюдение этических норм»: не следует излишне эмоционально и резко выражать негативное отношение к позиции автора, а также использовать фразы, которые могут оскорбить чувства проверяющего.

Традиционно трудности у учащихся вызывают критерии, требующие соблюдения языковых и речевых норм (К9 и К10). Здесь работать можно только над общим уровнем владения русским языком и быть внимательным при написании сочинения.

Структура сочинения

Татьяна Игоревна Семенищева, преподаватель русского языка курсов ЕГЭ и ОГЭ (ГИА) в паре TwoStu рекомендует соблюдать следующую структуру при написании сочинения:

1. Формулировка одной из проблем, поставленных автором текста.

2. Комментарий:

  • первый пример-иллюстрация из текста и пояснение его роли для раскрытия проблемы;
  • второй пример-иллюстрация из текста и пояснение его роли для раскрытия проблемы.

5. Заключение.

План написания сочинения

  • С чего начать?

После первого прочтения выделите главную мысль текста. Для этого подумайте, о чём размышляет автор и к какому выводу он приходит.

При втором прочтении проанализируйте поступки героев и отметьте яркие эпизоды, которые иллюстрируют проблематику текста.

Ваше внимание также должны привлечь: повтор одних и тех же слов, использование большого количества восклицательных предложений, вопросно-ответная форма изложения.

  • Как правильно определить проблему?

Автор может затронуть широкий круг проблем, но вам необходимо выделить центральные, те, над которыми он размышляет на протяжении всего текста. Обозначив ряд проблем из текста, выберите одну из них для написания сочинения. Выбирайте ту, о которой вы готовы размышлять и для которой можете обсновать свою позицию.

Сформулировать проблему можно в форме риторического вопроса: «Что такое счастье? Как человек должен относиться к природе?» или в форме утвердительного предложения: «Автор поднимает проблему дружбы, ответственности, милосердия».

  • Как написать комментарий к проблеме?

После формулирования темы, необходимо прокомментировать её, опираясь на исходный текст. Помните, мы подчеркнули яркие эпизоды и языковые особенности? Именно они пригодятся в комментарии.

Пример-иллюстрация - это информация из текста, связанная с поставленной проблемой и сопровождающаяся комментариями экзаменуемого. Таким образом, вам нужно привести пример из текста и дать ему оценку: рассказать, о поступках героев, объяснить, как работает та или иная языковая особенность для раскрытия проблемы.

  • Как правильно обозначить смысловую связь между примерами?

Приводя примеры нужно указать на то, как они соотносятся между собой.

Они могут быть:

  • сопоставлены - подтверждают одну и ту же мысль;
  • противопоставлены - демонстрирую противоположные точки зрения.

Можно также сравнить две ситуации по определённому критерию, важному для раскрытия проблемы.

  • Как не исказить позицию автора?

Вспомните о тех фразах, которые вы подчеркнули при повторном чтении текста, они могут помочь сформулировать авторскую позицию.

  • Как правильно обозначить свою позицию?

Необходимо выразить своё отношение к позиции автора по проблеме исходного текста. Мы можем либо согласиться с автором, либо частично или полностью не согласиться.

Несмотря на то что в сочинении теперь не требуются аргументы, экзаменуемому нужно обосновать своё мнение (см. К4), а значит привлечь факты, связанные с поставленной проблемой. Это могут быть примеры из научной, публицистической и художественной литературы, а также из личного опыта, новостных сводок и даже рассказов знакомых.

  • Как стоит завершить текст?

В заключении необходимо подытожить размышления над обозначенной проблемой.

Не стоит сводить финал к повторению позиции автора или вашего отношения к проблеме. Нужно обобщить информацию, содержащуюся в сочинении, сделать вывод из написанного текста. В заключении можно также дать оценку сказанному, высказать предположение, призвать читателя к действию.

Стоит ли использовать фразы-клише?

Использование фраз-клише в сочинении желательно, так как они помогают связать текст и выдержать его логическую структуру (критерий К5), а также помогают проверяющему воспринимать текст.

Фразы-клише достаточно разнообразны. Можно выделить несколько группы клише по принадлежности к той или иной структурной части сочинения. Приведём список таких фраз-клише:

1. Проблема

  • В центре внимания автора текста находится проблема… Эта проблема актуальна и сегодня.
  • В приведённом тексте автор размышляет над проблемой …
  • Автор текста <инициалы и фамилия автора> не случайно обратился к теме… Проблема, о которой он рассуждает, интересует и меня не только как читателя, но и как человека, живущего интересами своего времени, своего поколения.
  • Автор принадлежит к тем неравнодушным людям, которых волнуют общечеловеческие проблемы, одной из которых является...
  • Что такое...? Именно над этой проблемой размышляет автор приведённого текста.

2. Комментарий

  • На примере случая из жизни <главного героя> автор показывает…
  • Не случайно писатель обращает наше внимание на…
  • Для того чтобы полнее раскрыть данную проблему, автор рассказывает о письмах <здесь может быть любая другая деталь>, которые…
  • Полнее раскрыть данную проблему поможет притча/сказка/история, которую рассказывает нам автор. В ней…
  • <метафоры, просторечную лексику, риторические вопросы и другие средства художественной выразительности>. Это позволяет ему показать…
  • Автор считает/утверждает, что… <позиция автора>.
  • Автор стремится донести до читателя мысль о том, что… (мысль автора).
  • Автор убеждает нас в том, что… <позиция автора>.
  • Позиция автора такова: <цитата из текста>.
  • Позиция автора наиболее полно отражается в следующей фразе/в следующих словах: <цитата из текста>.
  • Позиция автора наиболее полно раскрывается в следующем предложении: <цитата из текста>.

1) Согласие:

  • Я согласен с автором данного текста в том, что…
  • Я разделяю точку зрения автора и также убеждён, что…
  • Я считаю, что автор абсолютно прав, когда пишет, что…
  • Нельзя не согласиться с автором текста в том, что …
  • Автор помог мне увидеть проблему … с другой стороны.

2) Несогласие (полное или частичное):

  • Текст писателя <ФИО> произвёл на меня неоднозначное впечатление. С одной стороны <выразить согласие> … , но с другой <своё мнение>…
  • В целом доводы автора текста убедительны, однако я не вполне согласен с тем, что <позиция автора>... Постараюсь обосновать свою точку зрения.

5. Заключение

1) Обобщить размышления, изложенные в сочинении:

  • В заключение всего вышесказанного ещё раз подчеркну:…

2) Дать оценку сказанному, чётко выразить своё мнение:

  • Всё вышесказанное позволяет сделать вывод:…

3) Сделать прогноз, высказать предположение:

  • Хочется верить, что читатели задумаются над проблемой, поднятой в тексте, и постараются…

4) Призвать читателя к действию:

  • В заключение хочу подчеркнуть, что… Об этом нужно помнить каждому из нас…

Пример шаблона сочинения

Шаблон сочинения можно составить из фраз-клише, например:

Что такое...? Именно над этой проблемой размышляет автор приведённого текста.

Для того чтобы полнее раскрыть данную проблему, автор рассказывает нам о письмах <здесь может быть любая другая деталь>, которые…

Для того, чтобы привлечь наше внимание к данной проблеме, автор использует <метафоры, просторечную лексику, риторические вопросы и другие средства художественной выразительности>. Это позволяет ему показать …

Обе приведённые иллюстрации из текста заставляют нас думать, что …

Хочется верить, что читатели задумаются над проблемой, поднятой в тексте, и постараются…

Мы собрали всё важное, что нужно знать о написании сочинения в ЕГЭ-2019 по русскому языку. Если вам не удаются тексты, вы не можете справиться с повторяющимися ошибками, не уверены в своих силах, советуем дополнительно позаниматься с преподавателями по русскому языку.

Курсы TwoStu предлагают подготовку к ЕГЭ в паре, что дешевле, чем заниматься с репетитором, но не менее эффективно.

О чём ещё вы хотели бы узнать? Пишите в комментариях.

Какое место занимает литература в жизни людей? Что нам дает чтение? Как правильно выбирать книги? Насколько важно читать книгу «бескорыстно», с интересном? Академик Дмитрий Лихачёв предлагает нам поразмышлять над проблемой правильного чтения.

В тексте речь идёт о том, что книги и чтение могут стать образом жизни каждого человека, стоит только подобрать правильную книгу, ведь она, по словам Лихачёва, служит «проводником в другие эпохи и к другим народам, раскрывает перед нами сердца людей». Литература имеет огромное значение в жизни людей, она даёт нам «колоссальный, обширнейший и глубочайший опыт жизни», несёт мудрость, обогащает внутренний мир человека, воспитывая его.

Д. С. Лихачёв призывает нас читать книги осмысленно, вдумчиво, вникая в каждую мелочь, ведь именно в мелочах кроется самое интересное и загадочное. Погружаться в чтение нужно не ради кого-то, а для себя. Автор считает, что наиболее важной является классическая литература, выдержавшая испытание временем, но он не отвергает и современную литературу, ведь на многие вопросы нашего времени может ответить только она. А для того чтобы по-настоящему понять и полюбить книгу, необходимо неоднократно её перечитать.

Татьяна Ларина, главная героиня романа в стихах А. С. Пушкина «Евгений Онегин», питала к книгам такую же сильную любовь, какую питаю и я. «Теперь с каким она вниманьем/ Читает сладостный роман,/ С каким живым очарованьем/ Пьет обольстительный обман!» Татьяна читала книги, воображая себя на месте главных героинь романов: погрузившись в чтение с головой, она разделяла с ними чувства, владеющие ими.

Незабываемые минуты я провела с романом–эпопеей Л. Н. Толстого «Война и мир». Переживая за Андрея Болконского, волнуясь за судьбу Марьи Болконской, удивляясь поступкам Пьера Безухова, я читала страницу за страницей. Княжна Марья сразу же полюбилась мне, и я не могла оставить книгу закрытой: переживания за княжну заставляли меня вновь и вновь открывать полюбившийся мне роман. А какую радость я испытала, когда узнала, что Марья обрела наконец счастье с Николаем Ростовым, нельзя передать словами.

Чем больше книг я читаю, тем чаще нахожу «свои» книги, тем больше понимаю слова Лихачева: «есть много книг, без которых жить нельзя».

РЕЧЕВЫЕ КЛИШЕ ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ К СОЧИНЕНИЮ ЕГЭ2016

Элементы сочинения Языковые средства
Для вступления
  • Всем известно, что …
  • Об этом написаны книги (сняты фильмы)......об этом говорят и взрослые, и дети
  • Наверное, эта тема интересует каждого из нас, поэтому текст … тоже посвящён …
  • О необходимости... знает каждый. Об этом говорят учителя в школе, писатели в своих книгах.
  • Люди часто размышляют (задумываются) о том, что … .
Проблема текста
  • Текст посвящен проблеме (чего? подставляем сущ в Р.п.)…
  • Автор касается следующей проблемы (чего?)…
  • В предложенном для анализа тексте {указываем автора} поднимает (затрагивает) проблему (чего?)...
  • В данном тексте писателя (имя) волнует проблема (чего?) ...
  • Данный текст посвящён теме (проблеме) ...
  • В тексте представлена точка зрения {указываем автора} на проблему (чего?) ...
  • (Имя автора) останавливается на проблеме (чего?) ...
  • Текст {кого?} заставил меня задуматься над проблемой (чего?)... Волнующую всех нас проблему... поднимает {указываем автора}.
  • Проблема (чего?) ... не может не волновать современного человека. Задумался над ней и {указываем автора}.
  • формулировка с помощью вопроса Что такое...? (В чем заключается...? Какую роль в жизни человека играет...?) Эту важную проблему поднимает {указываем автора}.
Комментирование проблемы (ее актуальность) обязательно на основе прочитанного текста
  • В тексте рассматриваются вопросы, имеющие важное значение для…
  • Актуальность рассматриваемой проблемы, но словами автора, определяется тем, что… и т.д.
  • Автор рассуждает (размышляет, делится своими впечатлениями) о…
  • Вопрос о … {идея о... Заменяем слово проблема синонимами, чтобы не повторяться } никого не может оставить равнодушным, он в большей или меньшей степени касается каждого из нас. {Объясняем почему}
  • Проблема, выдвинутая (поднятая, обозначенная и т. д.) {указываем автора}, особенно актуальна (злободневна, важна, существенна) в наши дни, потому что …
  • Рамышляя над проблемой..., {указываем автора} обращается... {указываем, на каком материале автор рассматривает проблему: может быть, это воспоминания, диалоги, художественное повествование, взволнованный монолог, цитирование мыслей великих людей, рассуждение, описание картин природы и т. п.}. {Передаём содержание текста, а не пересказ}
Позиция автора
  • Автор так определяет свое отношение к поднятой проблеме: …
  • Автор утверждает (убежден), что…
  • Автор полагает, что…
  • Цель автора - заставить читателя обратить внимание на…
  • Позиция автора очевидна: ...
  • Автор не может не восхищаться…(удивляться, восторгаться)…
  • Он помогает и нам понять (осознать…) всю красоту (значимость)…
  • Автор стремится к осмыслению общественно важных проблем и хочет вызвать у читателя определённый отклик. Я считаю, что это ему удалось. (Несомненно, безусловно, без всякого сомнения, это ему удалось).
  • Автор статьи (очерка), (рассказа) побуждает читателя по-новому оценить ситуацию с…(взглянуть на…), и с его мнением нельзя не согласиться (и я полностью разделяю его позицию).
  • Повествователь рассуждает над поднятым им вопросом не отстраненно, чувствуется его заинтересованность в том, о чём он пишет. {Ссылаясь на текст, объясняем, в чём это проявляется. Анализируем худ. средства и приёмы автора}.
  • Эпитеты(метафоры, сравнения и др. - процитировать) нужны автору для того, чтобы.... (С их помощью автор восхищается(чем?) ....негодует по поводу (чего?)
  • Размышления автора тревожны. Его волнения за...(судьбу страны, человечества, подрастающего поколения и т.д. ,за экологию, культуру, образование...) понятны.
  • Автор не даёт конкретных советов, он лишь обозначает проблему и предлагает читателю подумать о том, как сохранить окружающую нас природу (чистоту русского языка), (нравственность), (милосердие)…
  • Автор словно предлагает читателю внимательнее приглядеться к герою (какому?): а вдруг он узнает в нём себя.
Собственное мнение по проблеме, поднятой автором текста (согласие с автором)
  • Бесспорно мнение автора о том, что…
  • Я придерживаюсь точки зрения автора и считаю, что…
  • Я разделяю позицию автора по поводу того, что…-Я согласен с мнением автора по поднятой проблеме и утверждаю, что, действительно…
  • Я присоединяюсь к мнению автора по поднятой им проблеме.
  • Трудно не согласиться с автором текста в том, что...
  • С мнением автора нельзя не согласиться, настолько оно убедительно.
  • Автор предстал перед нами как настоящий публицист (художник, лирик, философ, патриот, гражданин). Я полностью разделяю его позицию.
  • Нельзя не признать правоту автора, который призывает нас …
  • Я согласен с автором в том, что …
Возражение автору
  • Авторские оценки точны и интересны, но я не согласен с его утверждениями о том, что…
  • Автор, по-моему, не совсем прав, утверждая, что…
  • На мой взгляд, автор несколько категоричен в своих суждениях.
  • Я считаю, что не совсем справедливо утверждение автора о том, что…
  • я не во всём разделяю его позицию…
  • Однако я не во всём согласен с автором.
Аргументы с использованием жизненного опыта:
  • Как часто приходится сталкиваться с...
  • Разве не стали обычными (нормой жизни) такие явления, как...?
  • Кто из нас не наблюдал (не сталкивался; не замечал (за собой); не оказывался свидетелем) того, как...
  • К сожалению, зачастую в наши дни (среди нас; вокруг нас) ...
из читательского опыта :
  • Данная проблема волновала многих великих русских писателей, в частности...
  • Особенно остро эта проблема поставлена в рассказе (повести, романе (автор) ...
  • Злободневность темы, затронутой автором, доказывает и то, что русские писатели в своих произведениях обращались к ней.
из зрительского опыта:
  • Тема часто дискутируется (обсуждается) в Интернете (на страницах газет и журналов; в различных телепередачах) ...
  • Обращает на себя внимание и то (неслучайно), что данной теме посвящены многочисленные статьи и телепередачи...
Заключение. Выводы Приём «Отклик». Сигналом этого приёма является деепричастная конструкция «Прочитав этот текст…»:
  • Читая текст, понимаешь, что цель автора заключалась … Автор стремился убедить нас в том, что... важно помнить о том, что … .
  • Прочитав этот текст, понимаешь, как(что) … .
  • Размышляя над прочитанным, можно сделать вывод о том, что…
  • Использование цитаты, в которой выражена главная мысль текста: «…!»-это высказывание отражает главную мысль текста. (Раскрыть смысл, выраженный в этом высказывании).
  • Автор хочет, чтобы … . И это стремление определяет глубину и силу авторского воззвания.
  • (Использование цитаты) «…,» - писал … . В этих словах выражена мысль о … . Автор текста тоже считает, что … .
  • Итак, рассуждение (повествование) автора в целом поучительно и побуждает нас к размышлениям о смысле жизни…
  • Автор ещё раз убеждает нас в том, что необходимо

Примеры формулировок проблемы