Осенний вечер художественные средства. Анализ стихотворения Ф. И. Тютчев «Осенний вечер. Анализ стихотворения Тютчева «Осенний вечер»

(Иллюстрация: Сона Адалян )

Анализ стихотворения "Осенний вечер"

Стихотворение Федора Тютчева «Осенний вечер» погружает читателя в удивительное состояние созерцательности, ожидания перемен легкой тревоги, грусти и надежды.

В начале стихотворения автор погружен в лирическое настроение. В первых двух строчках он отмечает прелесть, покой и тишину осеннего заката, наполненного тихим таинственным светом. Поэт умиляется, наблюдая мирную и, одновременно, исполненную тайного смысла картину увядания дня и жизни.

Но, уже к третьей строке, настроение поэта меняется. В закатном свете, падающем на листву, в ее колебании от легкого движения воздуха, ему видится скрытая угроза. Эффект тревожности достигается с помощью использования звукописи (зловещий блеск, пестрота, шелест) - обилие шипящих и свистящих создает резкий внезапный контраст с первыми строчками, а описания цвета (блеск, пестрота, багряный) лишь добавляет нотки беспокойства. Картинка, казалось бы, статичная, на самом деле наполнена внутренним напряжением, тревожным ожиданием чего-то неотвратимого.

Однако, в следующих двух строчках автор снова описывает покой, тишину, неподвижность. Солнце зашло, и на смену багряно-оранжевому свету приходит лазурь, а блеск последних лучей солнца заменяет легкая дымка тумана. На место неосознанной тревоги приходит более ясная грусть от расставания с дневным светом и летним теплом, олицетворяющими саму жизнь. Поэт и природа, окружающая его, готовы безропотно погрузиться в зимнюю летаргию.

Из покорного, сонного и неподвижного состояния их выводят внезапные порывы холодного ветра, предвестники будущей суровой зимы. Но обещание испытаний в будущем, тем не менее, вселяет в автора и читателя оптимизм и надежду на возрождение жизни.

Поэтому последние четыре строчки, в которых звучат слова увядание, страданье, изнеможение и ущерб, не вызывают тех печальных чувств, которые заложены в их смысл. Неизменность природных циклов дарит поэту, чувствующему себя и все человечество одним целым с миром природы, уверенность в собственном бессмертии, ведь за осенним увяданием и зимней неподвижностью обязательно последует весеннее пробуждение, так же, как утро, которое непременно наступит, когда закончится ночь.

Стихотворный размер текста - пятистопный ямб с двухсложной стопой и ударением на втором слоге. Синтаксически это астрофическое стихотворение представляет собой одно сложноподчиненное предложение. Небольшое по объему, оно насыщено яркими, разнообразными эпитетами, выражающими противоположные состояния, емкими образами, глубоким философским смыслом, внутренним движением. Резкая картинка сменяется размытой, свет - сумраком, тревога - покоем, на смену тишине приходит звучание и наоборот. Мастерство поэта выражается в том, как он вместил в небольшой объем такую массу чувств, мыслей и образов, не перегрузив композицию. Стихотворение осталось легким, воздушным, читается на одном дыхании и оставляет легкими чувства после прочтения.

Стихотворение «Осенний вечер» относится к периоду раннего творчества Ф. И. Тютчева . Оно было написано поэтом в 1830 году во время одного из кратковременных визитов в Россию. Созданное в духе классического романтизма изящное, легкое стихотворение – не просто пейзажная лирика. Тютчев осмысливает в нем осенний вечер как феномен жизни природы, ищет аналогию явлению природы в явлениях человеческой жизни, и эти поиски придают произведению глубокий философский характер.
«Осенний вечер» представляет собой развернутую метафору: поэт ощущает «кроткую улыбку увяданья» осенней природы, сравнивая ее с «божественной стыдливостью страданья» в человеке как прообразом нравственности.

Стихотворение написано пятистопным ямбом , использована перекрестная рифмовка. Краткое, двенадцатистрочное стихотворение – одно сложноподчиненное предложение, читающееся на одном дыхании. Словосочетание «кроткая улыбка увяданья» объединяет все детали, создающие образ увядающей природы.

Природа в стихотворении изменчива и многолика, насыщена красками и звуками. Поэт сумел передать неуловимое очарование осенних сумерек, когда вечернее солнце изменяет лик земли, делая краски насыщенней и ярче. Яркость красок (лазурь, багряные листья, блеск, пестрота дерев ) слегка приглушается создающими полупрозрачную дымку эпитетами – туманная, легкая.

Для изображения картины осенней природы Тютчев использует прием синтаксического сгущения, соединяя воедино различные средства художественной выразительности: градацию («ущерб» , «изнеможенье» ), олицетворение («томный шепот» листьев), метафоры («зловещий блеск» , «Улыбка увяданья» ), эпитеты (умильная, кроткая, стыдливая, туманная ).

«Осенний вечер» насыщен разнообразными по структуре и значению эпитетами – синтетическими («зловещий блеск и пестрота дерев» ), цветовыми («багряных листьев» ), сложными («грустно-сиротеющей» ). Контрастные эпитеты – «умильная, таинственная прелесть» и «зловещий блеск» , «туманная и тихая лазурь» и «порывистый, холодный ветр» - очень выразительно передают переходное состояние природы: прощание с осенью и предчувствие зимы.

Состояние природы и чувства лирического героя помогает выразить используемая Тютчевым аллитерация , при помощи которой создается эффект падающих листьев («Багряных листьев томный шепот» ), свежее дыхание ветра («И, как предчувствие сходящих бурь//Порывистый, холодный ветр» ).

Для поэта характерно пантеистическое осмысление пейзажа. Природа у Тютчева очеловечена: подобно живому существу она дышит, чувствует, испытывает радость и грусть. Тютчев воспринимает осень как кроткое страдание, болезненную улыбку природы.

Поэт не отделяет мир природы от мира человека. Параллель между двумя этими образами создается с помощью олицетворения и составного эпитета «грустно-сиротеющая» , акцентирующего тему прощания. Легкая грусть, навеянная предчувствием скорой зимы, смешивается в стихотворении с радостным чувством – ведь природа циклична, и вслед за грядущей зимой окружающий мир вновь возродится, запестрев сочными весенними красками.

В мгновенное впечатление от осеннего вечера Тютчев вместил свои мысли и чувства, всю бесконечность собственной жизни. Тютчев сравнивает осень с духовной зрелостью, когда человек обретает мудрость – мудрость проживать и ценить каждое мгновение жизни.

  • Анализ стихотворения Ф.И. Тютчева «Silentium!»
  • «Весенняя гроза», анализ стихотворения Тютчева
  • «Я встретил вас», анализ стихотворения Тютчева
  • «Последняя любовь», анализ стихотворения Тютчева

В один из приездов в Россию, после восьми лет службы в русской миссии в Баварском королевстве, то есть осенью 1830 года Тютчев, внезапно вдохновлённый живописной картиной осеннего увядания природы, мгновенно набросал 12 строк великолепного, изумительного стихотворения «Осенний вечер» .

Пожалуй, его можно отнести к классическому романтизму. Невозможно причислить его к банальной пейзажной лирике, потому что настолько ажурна , затейлива и метафористична его философская канва . Блестящее выражение «кроткая улыбка увяданья», продолжено не менее блестящей рифмой «божественной стыдливостью страданья».

Прелесть увядающей осенней природы средней полосы проявляется в чарующем изобилии превосходнейших эпитетов : «багряных листьев», «зловещий блеск и пестрота дерев», «туманная и тихая лазурь» и других не менее выразительных. Но в то же время Тютчев использует эффект приглушения, пастельности красок в создаваемой им картине увядающей природы: кроткая, туманная, лёгкая, стыдливая. Вся палитра тютчевского произведения, с его “зловещим блеском” и “пестротой дерёв”, “багряным” цветом листьев, “туманной” лазурью, буквально пронизана предчувствием скорого и неумолимого приближения зимнего небытия: “…и на всём // Та кроткая улыбка увяданья… ”.

Но было бы крайне наивно, как уже говорилось выше, воспринимать стихотворение Тютчева как образчик пейзажной лирики. Это вовсе не так. Квинтэссенция описания природы большинством русских поэтов, в частности картин вечеров русской осени — показ их общей сути (причём, любимым временем суток в русской позии, является вечер, что ярко характеризует мироощущение русских поэтов: минорно-пессимистичного). Для русского поэта важна не трансляция эстетического впечатления, а осмысления его как природного феномена.

Декларируемая аналогия явлений природы и явлений жизни человека, свидетельствует о синтезе в творчестве Тютчева мира человека и мира природы. Это в чистом виде пантеистический взгляд. Тютчевская природа антропоморфна: она дышит, чувствует, грустит и радуется. Для Тютчева осень — кроткое страдание, болезненная улыбка природы.

Одним словом, изумительная красота осеннего вечера мотивирует Тютчева к обобщениям о человеческой судьбе и неземной сути страдания. Но чем великолепно это стихотворение Тютчева — это явно ощущаемой, хоть и никак не прописанной, радостью предстоящей очередной весенней реинкарнации, когда после зимнего сна природа вновь продемонстрирует непрерывность жизненного цикла, расцветив мир яркими и сочными цветами и оттенками.
При написании этого стихотворения Тютчев использовал пятистопный ямб и перекрёстную рифмовку .

Есть в светлости осенних вечеров
Умильная, таинственная прелесть!..
Зловещий блеск и пестрота дерёв,
Багряных листьев томный, легкий шелест,
Туманная и тихая лазурь
Над грустно-сиротеющей землею
И, как предчувствие сходящих бурь,
Порывистый, холодный ветр порою,
Ущерб, изнеможенье – и на всем
Та кроткая улыбка увяданья,
Что в существе разумном мы зовем
Божественной стыдливостью страданья!
Октябрь 1830

Если у вас не открываются игры или тренажёры, читайте .

Стихотворение” Осенний вечер” относится к пейзажной лирике. В стихотворении описывается осенний пейзаж.

” Есть в светлости осенних вечеров

Умильная, таинственная прелесть!”

Стихотворение состоит из двенадцати стихов. В начале стихотворения автор восхищается природой. В конце автор грустит, потому что осень заканчивается:

” Ущерб, изнеможенье – и на всём

Та кроткая улыбка увяданья.”

Природа в начале стихотворения спокойная, умиротворенная.

После природа начинает волноваться, она теряет своё спокойствие.

Рифма – перекрёстная. Стихотворный размер – пятистопный ямб. Стихотворение читается спокойно.

Лирический герой стихотворения – это сам автор. В начале автор восхищается природой. Однако, потом автора переполняют грусть и тревога:

” Зловещий блеск и пестрота дерёв

Над грустно - сиротеющей землёю.”

Ну и как же можно передать всю красоту природы, не использовав средства художественной выразительности. Тютчев, будучи мастером русской словесности, использовал в стихотворении множество троп: метафор, сравнений. Стихотворение насыщено эпитетами, которые показывают нам эмоции природы:” умильная таинственная прелесть”, ” багряных листьев томный, лёгкий шелест”, ” туманная и тихая лазурь”. Метафоры:” над грустно-сиротеющей землёю”, ” улыбка увяданья”, ” божественной стыдливостью страданья”.

Сравнения:” и как предчувствие сходящих бурь”. Всё это придаёт стихотворению выразительность и образность.

Мне очень понравилось стихотворение, так как Тютчев очень красиво и точно описывает нам осень. Я считаю, что это стихотворение сравнимо разве что с пушкинским” Унылая пора! Очей очарованье”.

Обновлено: 2017-02-04

Внимание!
Если Вы заметили ошибку или опечатку, выделите текст и нажмите Ctrl+Enter .
Тем самым окажете неоценимую пользу проекту и другим читателям.

Спасибо за внимание.

Есть в светлости осенних вечеров
Умильная, таинственная прелесть:
Зловещий блеск и пестрота дерев,
Багряных листьев томный, легкий шелест,
Туманная и тихая лазурь
Над грустно-сиротеющей землею,
И, как предчувствие сходящих бурь,
Порывистый, холодный ветр порою,
Ущерб, изнеможенье — и на всем
Та кроткая улыбка увяданья,
Что в существе разумном мы зовем
Божественной стыдливостью страданья.

Анализ стихотворения «Осенний вечер» Тютчева

Стихотворение «Осенний вечер» было написано Тютчевым во время его долгосрочного пребывания в Мюнхене, в 1830 году. Поэт скучал по родине и, в особенности, по русской речи. В своем произведении он выразил всю тоску и пустоту души. Заметно сильное увлечение автора русской поэзией 19 века. Свойственными ей одическом стиле повествования, использовании ярких эпитетов (зловещий, багровый) и неполногласных форм (дерев, ветр).

Условно, произведение можно разделить на несколько смысловых частей. Первая, представляет собой зарисовку пейзажа, появляется вступление и основная мысль стихотворения. За ней следует вторая часть, в виде развернутой, драматической картины. Она подробно описывает увядание природы и ее странную, отстраненную красоту. В финальной части проводится очевидная параллель между человеческой жизнью и миром природы.

Поэт подчеркивает неразделимую связь между процессами, протекающими в природе и в жизни человека. С помощью мастерски использованных олицетворений и метафор описывается человеческая осень. В понимании Тютчева, это глубокая зрелость, почти старость. Как за осенью придет безжизненная, суровая зима, так и вслед за старостью приходит неизбежная смерть. Автор пытается показать не только депрессивные, лирические мысли такого исхода событий. Он подчеркивает и положительные моменты: приятную тоскливость вечеров, таинственность происходящего и легкий шелест.

На протяжении стихотворения прослеживается состязание неизбежного увядания всего живого и несгибаемого оптимизма. Автор озабочен происходящими изменениями, он сопереживает им. И в тоже время, ему не хочется поддаваться грусти и меланхолии.

Особенность стихотворения «Осенний вечер» – в неразделимости таких понятий как живая и неживая природа. Поэт считает, что все явления в мире взаимосвязаны невидимой нитью. Все они цикличны: наступит новая пора и в цикле природы, и в жизни человека. За унылой осенью придет зима, по-своему прекрасная и неповторимая. Так и за зрелостью придет старость. Человек станет мудрее, научится ценить каждое мгновение.

Пейзажная лирика Тютчева – особая часть русского литературного наследия. Его поэзия на все времена, она находит живой отклик в сердцах читателей. Поражает их своей глубиной образов и неповторимой, философской образностью. Стихотворение «Осенний вечер» – одна из таких жемчужин в творчестве поэта.