"царь-бомба": как ссср показал миру "кузькину мать". Советская царь-бомба

30 октября 1961 года Советский Союз произвел взрыв самой мощной бомбы в мире – Царь-бомбы. Эта 58-мегатонная водородная бомба была взорвана на полигоне, расположенном на Новой Земле. После взрыва Никита Хрущёв любил пошутить, что первоначально предполагалось взорвать 100-мегатонную бомбу, но заряд уменьшили, "чтобы не побить все стёкла в Москве."

«Царь-бомба» АН602


Название

Название «Кузькина мать» появилось под впечатлением известного высказывания Н. С. Хрущёва «Мы ещё покажем Америке кузькину мать!». Официально же бомба АН602 не имела названия. В переписке для РН202 использовалось также обозначение «изделие В», причем так впоследствии именовали и АН602 (индекс ГАУ - «изделие 602»). В настоящее время все это является иногда причиной путаницы, так как АН602 ошибочно отождествляют с РДС-37 или (что чаще) с РН202 (впрочем, последнее отождествление отчасти оправданно, так как АН602 представляла собой модификацию РН202). Более того, в результате у АН602 задним числом появилось и «гибридное» обозначение РДС-202 (которого ни она, ни РН202 никогда не носили). Название же «Царь-бомба» изделие получило как самое мощное и разрушительное оружие в истории.

Разработка

Распространён миф, что «Царь-бомба» была сконструирована по заданию Н. С. Хрущёва и в рекордно короткие сроки - якобы вся разработка и изготовление заняли 112 дней. На самом же деле работы над РН202/АН602 велись более семи лет - с осени 1954 г. по осень 1961 г. (с двухлетним перерывом в 1959-1960 гг.). При этом в 1954-1958 гг. работу над 100-мегатонной бомбой вёл НИИ-1011.

Стоит заметить, что приведённая выше информация о сроке начала работ находится в частичном противоречии с официальной историей института (ныне это Российский федеральный ядерный центр - Всероссийский научно-исследовательский институт экспериментальной физики/РФЯЦ-ВНИИЭФ). Согласно ей, приказ о создании соответствующего НИИ в системе Министерства среднего машиностроения СССР был подписан только 5 апреля 1955 г., а к работе в НИИ-1011 приступили ещё несколькими месяцами позже. Но в любом случае - только финальный этап разработки АН602 (уже в КБ-11 - ныне это Российский федеральный ядерный центр - Всероссийский научно-исследовательский институт экспериментальной физики/РФЯЦ-ВНИИЭФ) летом-осенью 1961 г. (а отнюдь не весь проект в целом!) действительно занял 112 дней. Тем не менее - АН602 не являлась просто переименованной РН202. В конструкцию бомбы был внесён ряд конструктивных изменений - в результате чего, например, заметно изменилась ее центровка. АН602 имела трёхступенчатую конструкцию: ядерный заряд первой ступени (расчётный вклад в мощность взрыва - 1,5 мегатонны) запускал термоядерную реакцию во второй ступени (вклад в мощность взрыва - 50 мегатонн), а она, в свою очередь, инициировала ядерную «реакцию Джекилла-Хайда» (деление ядер в блоках урана-238 под действием быстрых нейтронов, образующихся в результате реакции термоядерного синтеза) в третьей ступени (ещё 50 мегатонн мощности), так что общая расчётная мощность АН602 составляла 101,5 мегатонн.

Место испытания на карте.

Первоначальный вариант бомбы был отвергнут по причине чрезвычайно высокого уровня радиоактивного загрязнения, которое она должна была вызвать - было решено не использовать «реакцию Джекилла-Хайда» в третьей ступени бомбы и заменить урановые компоненты на их свинцовый эквивалент. Это уменьшало расчетную общую мощность взрыва почти вдвое (до 51,5 мегатонн).
Первые проработки по «теме 242» начались сразу после переговоров И. В. Курчатова с А. Н. Туполевым (состоялись осенью 1954 г.), который назначил руководителем темы своего заместителя по системам вооружения А. В. Надашкевича. Проведённый прочностной анализ показал, что подвеска столь большой сосредоточенной нагрузки потребует серьёзных изменений в силовой схеме исходного самолёта, в конструкции бомбоотсека и в устройствах подвески и сброса. В первой половине 1955 года был согласован габаритный и весовой чертёж АН602, а также компоновочный чертёж его размещения. Как и предполагалось, масса бомбы составляла 15 % взлётной массы носителя, но её габаритные размеры потребовали снятия фюзеляжных топливных баков. Разработанный для подвески АН602 новый балочный держатель БД7-95-242 (БД-242) был близким по конструкции к БД-206, но значительно грузоподъёмнее. Он имел три бомбардировочных замка Дер5-6 грузоподъёмностью 9 тонн каждый. БД-242 крепился непосредственно к силовым продольным бимсам, окантовывавшим бомбоотсек. Успешно решили и проблему управления сбросом бомбы - электроавтоматика обеспечила исключительно синхронное открытие всех трёх замков (необходимость этого диктовалась условиями безопасности).

17 марта 1956 года вышло совместное постановление ЦК КПСС и Совета Министров СССР № 357-228сс, согласно которому ОКБ-156 должно было приступить к переоборудованию Ту-95 в носитель ядерных бомб большой мощности. Эти работы велись в ЛИИ МАП (Жуковский) с мая по сентябрь 1956-го. Затем Ту-95В был принят заказчиком и передан для проведения лётных испытаний, которые велись (включая сброс макета «супербомбы») под руководством полковника С. М. Куликова до 1959 г. и прошли без особых замечаний. В октябре 1959 года «Кузькину мать» доставил на полигон днепропетровский экипаж.

Испытания

Носитель «супербомбы» был создан, но его реальные испытания отложили по политическим соображениям: Хрущёв собирался в США, и в холодной войне наступила пауза. Ту-95В перегнали на аэродром в Узин, где он использовался как учебный самолёт и уже не числился как боевая машина. Однако в 1961 г., с началом нового витка холодной войны, испытания «супербомбы» вновь стали актуальными. На Ту-95В срочно заменили все разъёмы в системе электроавтоматики сброса и сняли створки бомбоотсека - реальная бомба по массе (26,5 т, в том числе вес парашютной системы - 0,8 т) и габаритам оказалась несколько больше макета (в частности, теперь её вертикальный габарит превышал размеры бомбоотсека в высоту). Самолёт был также покрыт специальной светоотражающей краской белого цвета.

Вспышка взрыва "Царь-Бомбы"

О предстоящих испытаниях 50-мегатонной бомбы объявил Хрущёв в своём докладе 17 октября 1961 г. на XXII съезде КПСС.
Испытания бомбы состоялись 30 октября 1961 г. Подготовленный Ту-95В с реальной бомбой на борту, пилотируемый экипажем в составе: командир корабля А. Е. Дурновцев, штурман И. Н. Клещ, бортинженер В. Я. Бруй, вылетел с аэродрома Оленья и взял курс на Новую Землю. В испытаниях участвовал также самолёт-лаборатория Ту-16А.

Гриб после взрыва

Через 2 часа после вылета бомба была сброшена с высоты 10500 метров на парашютной системе по условной цели в пределах ядерного полигона «Сухой Нос»(73.85, 54.573°51′ с. ш. 54°30′ в. д. / 73.85° с. ш. 54.5° в. д. (G) (O)). Подрыв бомбы был осуществлён барометрически через 188 секунд после сброса на высоте 4200 м над уровнем моря (4000 м над целью) (однако есть и другие данные о высоте взрыва - в частности, назывались числа 3700 м над целью (3900 м над уровнем моря) и 4500 м). Самолёт-носитель успел улететь на расстояние 39 километров, а самолёт-лаборатория - 53,5 километра. Мощность взрыва заметно превысила расчётную (51,5 мегатонн) и составила от 57 до 58,6 мегатонн в тротиловом эквиваленте. Есть также сведения, что по первоначальным данным мощность взрыва АН602 была существенно завышена и оценивалась величинами до 75 мегатонн.

Существует видеохроника приземления самолета-носителя этой бомбы после испытания; самолет горел, при осмотре после посадки видно что некоторые выступавшие алюминиевые детали оплавились и деформировались.

Результаты испытания

Взрыв АН602 по классификации был низким воздушным взрывом сверхбольшой мощности. Результаты его впечатляли:

    Огненный шар взрыва достиг радиуса примерно 4,6 километра. Теоретически он мог бы вырасти до поверхности земли, однако этому воспрепятствовала отражённая ударная волна, подмявшая и отбросившая шар от земли.

    Излучение потенциально могло вызывать ожоги третьей степени на расстоянии до 100 километров.

    Ионизация атмосферы стала причиной помех радиосвязи даже в сотнях километров от полигона в течение около 40 минут

    Ощутимая сейсмическая волна, возникшая в результате взрыва, три раза обогнула земной шар.

    Свидетели почувствовали удар и смогли описать взрыв на расстоянии тысячи километров от его центра.

    Ядерный гриб взрыва поднялся на высоту 67 километров; диаметр его двухъярусной «шляпки» достиг (у верхнего яруса) 95 километров

    Звуковая волна, порождённая взрывом, докатилась до острова Диксон на расстоянии около 800 километров. Однако о каких-либо разрушениях или повреждениях сооружений даже в расположенных гораздо ближе (280 км) к полигону посёлке городского типа Амдерма и посёлке Белушья Губа источники не сообщают.

Последствия испытания

Основной целью, которая ставилась и была достигнута этим испытанием, была демонстрация владения Советским Союзом неограниченным по мощности оружием массового поражения - тротиловый эквивалент наиболее мощной термоядерной бомбы из числа испытанных к тому моменту в США был почти вчетверо меньше, чем у АН602.

диаметр тотальных разрушений, для наглядности нанесенный на карту Парижа

Крайне важным научным результатом стала экспериментальная проверка принципов расчёта и конструирования термоядерных зарядов многоступенчатого типа. Было экспериментально доказано, что максимальная мощность термоядерного заряда, в принципе, не ограничена ничем. Так, в испытанном экземпляре бомбы для поднятия мощности взрыва еще на 50 мегатонн достаточно было выполнить третью ступень бомбы (являлась оболочкой второй ступени) не из свинца, а из урана-238, как и предполагалось штатно. Замена материала оболочки и понижение мощности взрыва были обусловлены только желанием сократить до приемлемого уровня количество радиоактивных осадков, а не стремлением уменьшить вес бомбы, как иногда полагают. Впрочем, вес АН602 от этого действительно уменьшился, но незначительно - урановая оболочка должна была весить примерно 2800 кг, свинцовая же оболочка того же объёма - исходя из меньшей плотности свинца - около 1700 кг. Достигнутое при этом облегчение чуть более одной тонны слабо заметно при общей массе АН602 не менее 24 тонн (даже если брать самую скромную оценку) и не влияло на положение дел с её транспортировкой.

Нельзя и утверждать, что «взрыв стал одним из самых чистых в истории атмосферных ядерных испытаний» - первой ступенью бомбы был урановый заряд мощностью в 1,5 мегатонны, что само по себе обеспечило большое количество радиоактивных осадков. Тем не менее, можно считать, что для ядерного взрывного устройства такой мощности АН602 действительно была довольно чистой - более 97 % мощности взрыва давала практически не создающая радиоактивного загрязнения реакция термоядерного синтеза.
Также дискуссия о путях политического применения технологии создания сверхмощных ядерных боеголовок послужила началу идеологических расхождений Хрущёва Н. С. и Сахарова А. Д., так как Никита Сергеевич не принял проект Андрея Дмитриевича по размещению нескольких десятков сверхмощных ядерных боеголовок, мощностью от 200 или даже 500 мегатонн, вдоль американских морских границ, что позволяло отрезвить неоконсервативные круги не втягиваясь в разорительную гонку вооружений

Слухи и мистификации, связанные с АН602

Результаты испытаний АН602 стали предметом и ряда других слухов и мистификаций. Так, порой утверждалось, что мощность взрыва бомбы достигла 120 мегатонн. Вероятно, это было связано с «наложением» информации о превышении реальной мощности взрыва над расчетной примерно на 20 % (на самом деле - на 14-17 %) на первоначальную проектную мощность бомбы (100 мегатонн, точнее - 101,5 мегатонны). Масла в огонь подобных слухов подлила и газета «Правда», на страницах которой было официально заявлено, что «Она <АН602> - вчерашний день атомного оружия. Сейчас созданы ещё более мощные заряды». На самом деле более мощные термоядерные боеприпасы - например, боевая часть для МБР УР-500 (индекс ГРАУ 8К82; известная ракета-носитель «Протон» является её модификацией) мощностью 150 мегатонн хотя и действительно разрабатывались, но так и остались на чертёжных досках.

В разное время также циркулировали слухи о том, что мощность бомбы была уменьшена в 2 раза по сравнению с планируемой, так как учёные опасались возникновения самоподдерживающейся термоядерной реакции в атмосфере. Интересно, что похожие опасения (только по поводу возможности возникновения в атмосфере самоподдерживающейся реакции ядерного деления) уже высказывались ранее - при подготовке к испытаниям первой атомной бомбы в рамках Манхэттенского проекта. Тогда эти опасения дошли до того, что одного из переволновавшихся учёных не только отстранили от испытаний, но и отправили на попечение врачей.
Фантастами и физиками высказывались также опасения (порождённые главным образом фантастикой тех лет - эта тема часто фигурировала в книгах Александра Казанцева, так в его книге «Фаэты» утверждалось, что таким образом погибла гипотетическая планета Фаэтон, от которой остался пояс астероидов), что взрыв может инициировать термоядерную реакцию в морской воде, содержащей некоторое количество дейтерия, и таким образом вызвать взрыв океанов, который расколет планету на куски.

Подобные же опасения, правда, в шутливой форме, высказывал герой книг фантаста Юрия Тупицына, звездолётчик Клим Ждан:
«Возвращаясь на Землю, я всегда волнуюсь. На месте ли она? Не превратили ли ее учёные, увлёкшиеся очередным многообещающим экспериментом, в облако космической пыли или плазменную туманность?»

Сила взрыва в 100 Мт обеспечит полное уничтожение прилегающей территории на расстоянии в 35 км, серьезные повреждения на 50 км и ожоги третьей степени на дистанции в 77 км. Такое оружие способно разрушить целый регион — мегаполис со всеми пригородами.

Максимальная мощность бомбы 100 Мт для испытания была снижена вдвое, заменой урановой оболочки третьей ступени заряда на свинцовую. Это снизило вклад урановой части с 51.5 до 1.5 Мт. Однако заряд мощностью в 50 Мт все равно является максимальным из когда-либо произведенных и испытанных. Бомба имеет трехступенчатую схему. Выход 50% мощности обеспечивался термоядерной частью, а вторые 50% — за счет деления урановых корпусов третьей и второй ступеней нейтронами термоядерной реакции.


Создание.
К разработке устройства приступили после совещания с Хрущевым 10 июля 1961, на котором тот объявил о начале проведения осенью крупной серии испытаний. В состав группы по разработки входили Андрей Сахаров, Юрий Трутнев, Виктор Адамский, Юрий Бабаев, Юрий Смирнов. До этой серии максимальным зарядом, испытанным в СССР был 2.9-мегатонный. В 1961 году готовились к проверки устройства в 4, 10 и 12.5 Мт. Решение о создании супербомбы Хрущев принял дабы «показать империалистам, что мы умеем». Безусловно, наработки по конструированию сверхкрупных зарядов уже существовали, но учитывая рекордную мощность и кратчайшие сроки разработки, становится ясно, что командой создателей проделана колоссальная работа.


Устройство было закончено и испытано уже через 112 дней после встречи с Хрущевым. «Кузькину мать» требовалось показать как можно скорее. Разработка шла ускоренными темпами. На команду разработчиков оказывалось большое давление, усилившееся с публичным объявлением о предстоящем испытании и планами приурочить его к закрытию XXII съезда КПСС. Где-то в середине августа принимается решение по подрыву уменьшенного до мощности 50 Мт заряда, о предстоящем испытании сообщается США. Публичное заявление по поводу планирующегося супервзрыва сделано Хрущевым в речи посвященной возобновлению испытаний 1 сентября 1961 года (в тот же день произведено первое испытание из этой серии).


Для ускорения процесса велись приближенные и оценочные расчеты, шедшие одновременно со сборкой. Сборка происходила на железнодорожной платформе, на которой бомба и была доставлена к аэродрому. Но были и сомнения в работоспособности устройства. Возникли они в середине октября, когда бомба была почти завершена.


Евсей Рабинович выдвинул обоснования, по которым ставилась под сомнение возможность срабатывания устройства. Сахаров и Адамский с Феодоритовым опровергли эти доводы, однако дополнительные расчеты были все же произведены и в конструкцию внесли изменения. Несмотря на это никто со стопроцентной уверенностью не мог гарантировать полный успех — и Рабинович и Сахаров основывались на тех или иных приближениях, слишком мало времени отводилось на разработку.


За 6 дней до испытания, 24 октября, вышел окончательный отчет Андрея Сахарова, Юрия Смирнова, Юрия Трутнева, Виктора Адамского, Юрия Бабаева с теоретическими выкладками и расчетами по конструкции бомбы. Теперь оставалось только ждать завершения ее постройки и результата теста.


Бомба имела трехступенчатую схему, как и американская Mk-41, максимальная из разработанных в США, мощностью 25 Мт. Грубо говоря, обычный ядерный взрыв поджигает 1-й термоядерный заряд, которой, в свою очередь, активирует 2-й термоядерный заряд. На каждой ступени происходит «накачка» мощности от 10 до 100 раз. Корпуса капсул с термоядерным горючим могут быть сделаны из низкообогащенного урана, что приводит к дополнительному росту мощности (в данном случае вдвое).


Размеры супербомбы впечатляют — длина восемь, максимальный диаметр два метра. Они таковы, что бомба не влезала в бомболюк самого большого на том момент в СССР межконтинентального бомбардировщика ТУ-95А. Масса в 27 тонн — практически предельная нагрузка для этого самолета. Для того, чтобы ТУ-95 мог нести такой объект пришлось переделывать конструкцию бомболюка, механизмов подвески и расцепления. Бомба находилась подвешенной под фюзеляжем в полу утопленном состоянии — часть находилась в расширенном бомбовом отсеке, а часть — снаружи. Такая подвеска и немалый вес груза привели к тому, что самолет сильно сбавил в дальности и скорости — становясь практически негодным к боевому применению. Для предотвращения возгорания и разрушения от вспышки взрыва бомбардировщик был выкрашен светоотражающий краской.


Экипажем самолета командовал майор А.Е. Дурновцев. После испытания он получил звание Героя СССР и повышение до подполковника. Бомба отделилась на высоте 10 500 м и снижалась на замедляющем парашюте до 4000 м. За время падения самолет успел удалиться на относительно безопасное расстояние в 40-50 км.

Взрыв произошел в 11:32 по московскому времени. Вспышка оказалась настолько ярка, что ее можно было наблюдать с расстояния до 1000 км. Очевидцы характеризовали ее как ярчайшую и на 300-километровом удалении, много позже они слышали далекий и мощный рев.


Свет вспышки исходил от огромного огненного шара, несмотря на немалую высоту в 4 км, достигшего земли, и продолжавшего расти до размеров около 10 км в диаметре. На его месте возник оранжевый шар раскаленных газов, поглотивший десятки километров пространства. Гиганский гриб поднялся на высоту в 65 километров. После взрыва из-за ионизации атмосферы на 40 минут было прервано радиосообщение с Новой Землей. При мощности в 50 Мт зона полного уничтожения представляла собой круг в 25 километров, в 40 километровой зоне разрушались деревянные и сильно повреждались каменные дома, на расстоянии 60 км можно было получить ожоги третьей степени (с омертвлением верхних слоев кожи) от светового излучения, а окна, двери, крыши срывало и на больших расстояниях.


Наблюдательные пункты (и наземные и самолеты в воздухе) находились во множестве мест на расстояниях от нескольких десятков до тысячи километров. ТУ-16 сопровождал для съемок и наблюдения в полете бомбардировщик Дурновцева. На Кольском полуострове размещался главный наблюдательный пост, на котором находились ученые и руководители испытания во главе с генерал-майором Н. Павловым. На самолете ИЛ-14 в нескольких сотнях километров наблюдали за взрывом маршал Кирилл Москаленко и министр среднего машиностроения Ефим Славский. Успешное испытание данного заряда открыло возможности создания оружия практически неограниченной мощности.


Заключение
Безусловно, это было экспериментальное устройство, испытание которого имело сугубо политическое и психологическое значение, необходимое для доказательства военной мощи Советского Союза. Ибо такой заряд, пусть даже в виде конструкционно завершенной бомбы, способный обеспечить выход 100 Мт — все-таки это не поставленный на вооружение образец, для которого решены проблемы доставки в боевых условиях и безопасного и длительного хранения.
Если бы бомба испытывалась с номинальным зарядом 100 Мт, это привело бы к сильнейшему радиоактивному заражению местности, увеличив общемировой выброс радиации (на тот момент) на 25%. Впрочем, даже несмотря на взрыв «чистой» версии, где 97% энергии выделялось за счет термоядерных реакций, испытание послужило причиной беспрецедентного выхода радиоактивных изотопов в атмосферу. Дальнейшее разработка, модернизация и производство бомбы не производилась.

[

АН602 (она же «Царь-бомба», она же «Кузькина мать», а также (ошибочно) РДС-202 и РН202 — термоядерная авиационная бомба, разработанная в СССР в 1954—1961 гг. группой физиков-ядерщиков под руководством академика Академии наук СССР И. В. Курчатова. Самое мощное взрывное устройство за всю историю человечества. По разным данным имело от 57 до 58,6 мегатонн тротилового эквивалента. Дефект масс при взрыве достигал 2,65 кг. Полная энергия взрыва оценивается в 2,4·1017 Дж. На данный момент бомба обезврежена и находится в музее ...

В группу разработчиков входили А. Д. Сахаров, В. Б. Адамский, Ю. Н. Бабаев, Ю. Н. Смирнов, Ю. А. Трутнев и другие.

Название «Кузькина мать» появилось под впечатлением известного высказывания Н. С. Хрущёва «Мы ещё покажем Америке кузькину мать!». Официально же бомба АН602 не имела названия. В переписке для РН202 использовалось также обозначение «изделие В», причем так впоследствии именовали и АН602 (индекс ГАУ — «изделие 602»). В настоящее время все это является иногда причиной путаницы, так как АН602 ошибочно отождествляют с РДС-37 или (что чаще) с РН202 (впрочем, последнее отождествление отчасти оправданно, так как АН602 представляла собой модификацию РН202). Более того, в результате у АН602 задним числом появилось и «гибридное» обозначение РДС-202 (которого ни она, ни РН202 никогда не носили). Название же «Царь-бомба» изделие получило как самое мощное и разрушительное оружие в истории.

Распространён миф, что «Царь-бомба» была сконструирована по заданию Н. С. Хрущёва и в рекордно короткие сроки — якобы вся разработка и изготовление заняли 112 дней. На самом же деле работы над РН202/АН602 велись более семи лет — с осени 1954 г. по осень 1961 г. (с двухлетним перерывом в 1959—1960 гг.). При этом в 1954—1958 гг. работу над 100-мегатонной бомбой вёл НИИ-1011.


Стоит заметить, что приведённая выше информация о сроке начала работ находится в частичном противоречии с официальной историей института (ныне это Российский федеральный ядерный центр — Всероссийский научно-исследовательский институт технической физики/РФЯЦ-ВНИИТФ). Согласно ей, приказ о создании соответствующего НИИ в системе Министерства среднего машиностроения СССР был подписан только 5 апреля 1955 г., а к работе в НИИ-1011 приступили ещё несколькими месяцами позже. Но в любом случае — только финальный этап разработки АН602 (уже в КБ-11 — ныне это Российский федеральный ядерный центр — Всероссийский научно-исследовательский институт экспериментальной физики/РФЯЦ-ВНИИЭФ) летом-осенью 1961 г. (а отнюдь не весь проект в целом!) действительно занял 112 дней. Тем не менее — АН602 не являлась просто переименованной РН202. В конструкцию бомбы был внесён ряд конструктивных изменений — в результате чего, например, заметно изменилась ее центровка. АН602 имела трёхступенчатую конструкцию: ядерный заряд первой ступени (расчётный вклад в мощность взрыва — 1,5 мегатонны) запускал термоядерную реакцию во второй ступени (вклад в мощность взрыва — 50 мегатонн), а она, в свою очередь, инициировала ядерную «реакцию Джекилла-Хайда» (деление ядер в блоках урана-238 под действием быстрых нейтронов, образующихся в результате реакции термоядерного синтеза) в третьей ступени (ещё 50 мегатонн мощности), так что общая расчётная мощность АН602 составляла 101,5 мегатонн.

Первоначальный вариант бомбы был отвергнут по причине чрезвычайно высокого уровня радиоактивного загрязнения, которое она должна была вызвать— было решено не использовать «реакцию Джекилла-Хайда» в третьей ступени бомбы и заменить урановые компоненты на их свинцовый эквивалент. Это уменьшало расчетную общую мощность взрыва почти вдвое (до 51,5 мегатонн).

Первые проработки по «теме 242» начались сразу после переговоров И. В. Курчатова с А. Н. Туполевым (состоялись осенью 1954 г.), который назначил руководителем темы своего заместителя по системам вооружения А. В. Надашкевича. Проведённый прочностной анализ показал, что подвеска столь большой сосредоточенной нагрузки потребует серьёзных изменений в силовой схеме исходного самолёта, в конструкции бомбоотсека и в устройствах подвески и сброса. В первой половине 1955 года был согласован габаритный и весовой чертёж АН602, а также компоновочный чертёж его размещения. Как и предполагалось, масса бомбы составляла 15 % взлётной массы носителя, но её габаритные размеры потребовали снятия фюзеляжных топливных баков. Разработанный для подвески АН602 новый балочный держатель БД7-95-242 (БД-242) был близким по конструкции к БД-206, но значительно грузоподъёмнее. Он имел три бомбардировочных замка Дер5-6 грузоподъёмностью 9 тонн каждый. БД-242 крепился непосредственно к силовым продольным бимсам, окантовывавшим бомбоотсек. Успешно решили и проблему управления сбросом бомбы — электроавтоматика обеспечила исключительно синхронное открытие всех трёх замков (необходимость этого диктовалась условиями безопасности).

17 марта 1956 года вышло совместное постановление ЦК КПСС и Совета Министров СССР № 357—228сс, согласно которому ОКБ-156 должно было приступить к переоборудованию Ту-95 в носитель ядерных бомб большой мощности. Эти работы велись в ЛИИ МАП (Жуковский) с мая по сентябрь 1956-го. Затем Ту-95В был принят заказчиком и передан для проведения лётных испытаний, которые велись (включая сброс макета «супербомбы») под руководством полковника С. М. Куликова до 1959 г. и прошли без особых замечаний.В октябре 1961 года «Кузькину мать» доставил на полигон днепропетровский экипаж.

Носитель «супербомбы» был создан, но его реальные испытания отложили по политическим соображениям: Хрущёв собирался в США и в холодной войне наступила пауза. Ту-95В перегнали на аэродром в Узин, где он использовался как учебный самолёт и уже не числился как боевая машина. Однако в 1961 г., с началом нового витка холодной войны, испытания «супербомбы» вновь стали актуальными. На Ту-95В срочно заменили все разъёмы в системе электроавтоматики сброса и сняли створки бомбоотсека — реальная бомба по массе (26,5 т, в том числе вес парашютной системы — 0,8 т) и габаритам оказалась несколько больше макета (в частности, теперь её вертикальный габарит превышал размеры бомбоотсека в высоту). Самолёт был также покрыт специальной светоотражающей краской белого цвета.

О предстоящих испытаниях 50-мегатонной бомбы объявил Хрущёв в своём докладе 17 октября 1961 г. на XXII съезде КПСС.

Испытания бомбы состоялись 30 октября 1961 г. Подготовленный Ту-95В с реальной бомбой на борту, пилотируемый экипажем в составе: командир корабля А. Е. Дурновцев, штурман И. Н. Клещ, бортинженер В. Я. Бруй, вылетел с аэродрома Оленья и взял курс на Новую Землю. В испытаниях участвовал также самолёт-лаборатория Ту-16А.

Через 2 часа после вылета бомба была сброшена с высоты 10 500 метров на парашютной системе по условной цели в пределах ядерного полигона «Сухой Нос». Подрыв бомбы был осуществлён барометрически через 188 секунд после сброса на высоте 4200 м над уровнем моря (4000 м над целью) однако есть и другие данные о высоте взрыва — в частности, назывались числа 3700 м над целью (3900 м над уровнем моря) и 4500 м). Самолёт-носитель успел улететь на расстояние 39 километров (по некоторым данным - 250 км), а самолёт-лаборатория — 53,5 километра. Мощность взрыва заметно превысила расчётную (51,5 мегатонн) и составила от 57 до 58,6 мегатонн в тротиловом эквиваленте. Есть также сведения, что по первоначальным данным мощность взрыва АН602 была существенно завышена и оценивалась величинами до 75 мегатонн.

Существует видеохроника приземления самолета-носителя этой бомбы после испытания; самолет обгорел, при осмотре после посадки видно, что некоторые выступавшие алюминиевые детали оплавились и деформировались.


Взрыв АН602 по классификации был низким воздушным взрывом сверхбольшой мощности. Результаты его впечатляли:

Огненный шар взрыва достиг радиуса примерно 4,6 километра. Теоретически он мог бы вырасти до поверхности земли, однако этому воспрепятствовала отражённая ударная волна, подмявшая и отбросившая шар от земли.
Излучение потенциально могло вызывать ожоги третьей степени на расстоянии до 100 километров. Ионизация атмосферы стала причиной помех радиосвязи даже в сотнях километров от полигона в течение около 40 минут Ощутимая сейсмическая волна, возникшая в результате взрыва, три раза обогнула земной шар. Свидетели почувствовали удар и смогли описать взрыв на расстоянии тысячи километров от его центра. Ядерный гриб взрыва поднялся на высоту 67 километров; диаметр его двухъярусной «шляпки» достиг (у верхнего яруса) 95 километров. Звуковая волна, порождённая взрывом, докатилась до острова Диксон на расстоянии около 800 километров. Однако о каких-либо разрушениях или повреждениях сооружений даже в расположенных гораздо ближе (280 км) к полигону посёлке городского типа Амдерма и посёлке Белушья Губа источники не сообщают. Радиоактивное загрязнение опытного поля радиусом 2-3 км в районе эпицентра составило не более 1 мР/час, испытатели появились на месте эпицентра через 2 часа после взрыва. Радиоактивное загрязнение практически не представляло опасности для участников испытания

Основной целью, которая ставилась и была достигнута этим испытанием, была демонстрация владения Советским Союзом неограниченным по мощности оружием массового поражения — тротиловый эквивалент наиболее мощной термоядерной бомбы из числа испытанных к тому моменту в США был почти вшестеро меньше, чем у АН602.

Крайне важным научным результатом стала экспериментальная проверка принципов расчёта и конструирования термоядерных зарядов многоступенчатого типа. Было экспериментально доказано, что максимальная мощность термоядерного заряда, в принципе, не ограничена ничем. Так, в испытанном экземпляре бомбы для поднятия мощности взрыва еще на 50 мегатонн достаточно было выполнить третью ступень бомбы (являлась оболочкой второй ступени) не из свинца, а из урана-238, как и предполагалось штатно. Замена материала оболочки и понижение мощности взрыва были обусловлены только желанием сократить до приемлемого уровня количество радиоактивных осадков, а не стремлением уменьшить вес бомбы, как иногда полагают. Впрочем, вес АН602 от этого действительно уменьшился, но незначительно — урановая оболочка должна была весить примерно 2800 кг, свинцовая же оболочка того же объёма — исходя из меньшей плотности свинца — около 1700 кг. Достигнутое при этом облегчение чуть более одной тонны слабо заметно при общей массе АН602 не менее 24 тонн (даже если брать самую скромную оценку) и не влияло на положение дел с её транспортировкой.


Нельзя также утверждать, что «взрыв стал одним из самых чистых в истории атмосферных ядерных испытаний» — первой ступенью бомбы был урановый заряд мощностью в 1,5 мегатонны, что само по себе обеспечило большое количество радиоактивных осадков. Тем не менее, можно считать, что для ядерного взрывного устройства такой мощности АН602 действительно была довольно чистой — более 97 % мощности взрыва давала практически не создающая радиоактивного загрязнения реакция термоядерного синтеза.

Дискуссия о путях политического применения технологии создания сверхмощных ядерных боеголовок послужила началом идеологических расхождений Н. С. Хрущёва и А. Д. Сахарова, так как Никита Сергеевич не принял проект Сахарова по размещению нескольких десятков сверхмощных ядерных боеголовок мощностью от 200 или даже 500 мегатонн вдоль американских морских границ, что, по мнению учёного, позволило бы отрезвить неоконсервативные круги политической элиты США, не втягиваясь в разорительную гонку вооружений.

Источник - http://ru.wikipedia.org и другие.

P.S. Есть версии, что изначально мощность бомбы составляла 400 мегатонн и была искусственно снижена из-за того, что учёные опасались последствий взрыва. Есть версия, что мощность взрыва никто не снижал, а 50 мегатонн вышло из-за того, что «что-то пошло не так». Также есть сведения о том, что после взрыва термоядерная реакция в атмосфере продолжалась в течении двух часов. В качестве носителя также предполагалось использовать проектируемые ракеты типа 8К68, УР-500, УР-700, УР-900 и другие.

Поначалу планировалось создать бомбу весом 40 тонн. Но конструкторы Ту-95 (который должен был доставлять бомбу до места падения) отвергли эту идею сразу. Самолет с такой нагрузкой просто не смог бы долететь до полигона. Заданная масса "супербомбы" была уменьшена.

Тем не менее, большие габариты и огромная мощность бомбы (первоначально планировалась длина восемь метров, диаметр два метра при массе 26 тонн) потребовали существенных доработок Ту-95. В результате получился, по сути дела, новый, а не просто доработанный вариант старого самолета, получивший обозначение Ту-95-202 (Ту-95В). Самолет Ту-95-202 был оборудован двумя дополнительными пультами управления: один — для управления автоматикой "изделия", другой — для управления его системой обогрева. Очень сложной оказалась проблема подвески авиабомбы, так как из-за своих габаритов она не помещалась в бомбовый отсек самолета. Для ее подвески было сконструировано специальное устройство, обеспечивавшее подъем "изделия" к фюзеляжу и закрепление его на трех синхронно управляемых замках.

В самолете заменили все электрические разъемы, крылья и фюзеляж покрыли светоотражающей краской.

Для обеспечения безопасности самолета-носителя московские конструкторы парашютно-десантной техники разработали специальную систему из шести парашютов (площадь самого большого равнялась 1,6 тысячи квадратных метров). Они выбрасывались из хвостовой части корпуса бомбы один за другим и замедляли снижение бомбы, так что самолет успевал к моменту взрыва отойти на безопасное расстояние.

К 1959 году носитель супербомбы был создан, но в связи с некоторым потеплением отношений между СССР и США до практических испытаний дело не дошло. Ту-95-202 сначала использовался как учебный на аэродроме в городе Энгельсе, а затем был списан за ненадобностью.

Однако в 1961 году, с началом нового витка "холодной войны", испытания "супербомбы" вновь стали актуальными . После принятия постановления Правительства СССР о возобновлении испытаний ядерного заряда в июле 1961 года началась авральная работа в КБ-11 (ныне Российский федеральный ядерный центр — Всероссийский научно-исследовательский институт экспериментальной физики, РФЯЦ-ВНИИЭФ), которому в 1960 году была поручена дальнейшая разработка супербомбы, где ей было присвоено обозначение "изделие 602". В конструкции самой супербомбы и ее заряда было применено большое число серьезных новшеств. Первоначально мощность заряда составляла 100 мегатонн тротилового эквивалента. По инициативе Андрея Сахарова мощность заряда была снижена вдвое.

Самолет-носитель из списанных возвратили в строй . На нем срочно заменили все разъемы в системе электроавтоматики сброса, сняли створки грузоотсека, т.к. реальная бомба по габаритам и массе оказалась несколько больше макета (длина бомбы — 8,5 метра, ее масса — 24 тонны, парашютной системы — 800 килограмм).

Особое внимание было уделено специальной подготовке экипажа самолета-носителя. Никто не мог дать летчикам гарантию благополучного возвращения после сброса бомбы. Специалисты опасались, что после взрыва может возникнуть неконтролируемая термоядерная реакция в атмосфере.

О предстоящих испытаниях бомбы объявил Никита Хрущев в своем докладе 17 октября 1961 года на XXII съезде КПСС. Руководила испытаниями Государственная комиссия.

30 октября 1961 года Ту-95В с бомбой на борту, взлетев с аэродрома "Оленья" в Мурманской области, взял курс на полигон, находящийся на архипелаге Новая Земля в Северном Ледовитом океане. Следом взлетел самолет-лаборатория Ту-16 для записи явлений взрыва и полетел ведомым за самолетом-носителем. Весь ход полета и сам взрыв снимались с борта Ту-95В, с сопровождавшего Ту-16 и с различных точек на Земле.

В 11 часов 33 минуты по команде барометрического датчика бомба, сброшенная с 10 500 метров, взорвалась на высоте 4000 метров. Огненный шар при взрыве превысил радиус четыре километра, достичь поверхности земли ему помешала мощная отраженная ударная волна, отбросившая огненный шар от земли.

Огромное облако, образовавшееся в результате взрыва, достигло высоты 67 километров, а диаметр купола из раскаленных продуктов — 20 километров.

Взрыв был такой силы, что сейсмическая волна в земной коре, порожденная ударной волной, три раза обошла вокруг Земли. Вспышка была видна на расстоянии более 1000 километров. В брошенном поселке, расположенном на расстоянии 400 километров от эпицентра, были вырваны деревья, выбиты стекла и снесены крыши домов.

Ударной волной самолет-носитель, который к тому времени находился на расстоянии 45 километров от точки сброса, скинуло до высоты 8000 метров, и в течение некоторого времени после взрыва Ту-95В был неуправляем. Экипаж получил некоторую дозу радиации. За счет ионизации, на 40 мин была потеряна связь с Ту-95В и Ту-16. Что случилось с самолетами и экипажами, все это время никто не знал. Через какое-то время оба самолета вернулись на базу, на фюзеляже Ту-95В виднелись подпалы.

В отличие от американского испытания водородной бомбы "Кастро Браво", взрыв "Царь-бомбы" на Новой Земле оказался относительно "чистым". Участники испытаний прибыли в точку, над которой произошел термоядерный взрыв, уже через два часа; уровень радиации в этом месте большой опасности не представлял. В этом сказались конструктивные особенности советской бомбы, а также то, что взрыв произошел на достаточно большом удалении от поверхности.

По итогам самолетных и наземных измерений энерговыделение взрыва было оценено в 50 мегатонн тротилового эквивалента, что совпало с ожидаемым по расчетам значением.

Испытание 30 октября 1961 года показало, что разработки в области ядерного оружия могут быстро перешагнуть критический предел. Основной целью, которая ставилась и была достигнута этим испытанием, стала демонстрация возможности создания СССР неограниченных по мощности термоядерных зарядов. Данное событие сыграло ключевую роль в установлении ядерного паритета в мире и предотвращении использования атомного оружия.

Материал подготовлен на основе информации РИА Новости и открытых источников

Паника накрыла не только «загнивающий Запад», но и советских ученых, ужаснувшихся тому, что они натворили. «Царь-бомба», она же «Кузькина мать», она же «Иван», она же «Изделие 602», до сих пор остается самым мощным взрывным устройством из всех, что доводилось испытывать человечеству.

На то, чтобы утереть капиталистам нос, ушли долгие семь лет на исследования, проектирование и разработку страшного оружия. Созданием невиданной доселе 100-мегатонной супербомбы (для сравнения: мощность самой большой на то время американской водородной бомбы достигала «всего» 15 мегатонн, что уже было в тысячи раз мощнее бомб, сброшенных на Хиросиму и Нагасаки) занималась группа ученых под руководством Игоря Курчатова.

Вообще-то испытать супербомбу могли уже в конце 1950-х, однако устрашать явных и мнимых противников не торопились из-за кратковременной оттепели, охватившей холодные сердца первого секретаря ЦК КПСС Никиты Хрущева и американского президента Дуайта Эйзенхауэра. В начале 1960-х пурга холодной войны закружила с новой силой: под Свердловском сбили разведывательный самолет U-2, неспокойно было в разделенном Берлине, революция на Кубе привела к острой конфронтации с США.

В последнюю, активную фазу работы над супероружием вступили летом 1961 года, после того, как советский руководитель узнал о возможности создания группой, уже возглавляемой Андреем Сахаровым, 100-мегатонной термоядерной бомбы. Вождь не мог пройти мимо невиданных перспектив и дал отмашку - подавай, мол, бомбу к XXII съезду КПСС, то есть к октябрю.

Сегодня физики, участники тех событий, утверждают, что своей работой хотели остановить ядерную войну. Какими мотивами они действительно руководствовались тогда, неизвестно, однако Сахаров написал Хрущеву записку, в которой высказался против проведения испытаний сверхмощной бомбы во время действующего моратория на испытания ядерного оружия. Первый секретарь назвал все страхи и сомнения «слюнтяйством», а в конце лета не выдержал и пригрозил капиталистическим недругам 100-мегатонной бомбой. Делать из нее секрета не стали.

Западный мир содрогнулся от одного только заявления Никиты Хрущева. Прокатилась волна антисоветских движений, в США по телевидению запустили серию роликов о мерах защиты во время ядерной атаки, газеты пестрели заголовками с обвинениями в репетиции Третьей мировой войны.

Тем временем создание «Кузькиной матери» шло своим чередом. Разрабатывали оружие в закрытом городе, в разные времена известном под названиями Кремлев, Арзамас-16 и Саров. Секретное поселение, в котором жили сплошь физики-ядерщики, было закрыто от внешнего мира и напоминало о том самом коммунизме, который так грозились построить по всей планете. Здесь даже летом не отключали горячую воду, магазины ломились от сырокопченых колбас, а каждой семье полагалось просторное бесплатное жилье чуть ли не в райских кущах. Правда, советский рай строго охранялся солдатами и колючей проволокой - ни приехать сюда, ни выехать без разрешения было невозможно.

Пока физики-практики ломали голову, как сделать самое разрушающее в истории человечества оружие, теоретики придумывали сценарии его использования. А предназначался «Иван», конечно же, в первую очередь для уничтожения «империи зла» в лице США.

Вопрос заключался в том, как доставить «царь-бомбу» на территорию ненавистного противника. В качестве варианта рассматривалась подводная лодка. Бомбу предполагалось взорвать у берегов Соединенных Штатов на глубине в 1 км. Мощность взрыва в 100 млн тонн тротила должна была породить цунами полукилометровой высоты и 10-километровой ширины. После расчетов, однако, оказалось, что Америку спасла бы материковая отмель - опасность угрожала бы только сооружениям на расстоянии не более 5 км от берега.

Даже сегодня это звучит фантастически, но физики всерьез просчитывали возможность вывода бомбы на орбиту Земли. Направить ее на США можно было бы прямо из космоса. Говорят, теоретически проект был вполне осуществим, хотя и оказался бы невероятно дорогостоящим.

Впрочем, все это были вопросы далекого и угрюмого будущего. Пока же надо было собрать саму бомбу. «Изделие 602» имело трехступенчатую конструкцию. Ядерный заряд первой ступени имел мощность полторы мегатонны и был призван запустить термоядерную реакцию во второй, мощность которой достигала 50 мегатонн. Еще столько же обеспечивала третья ступень при делении ядер урана-238.

Просчитав последствия от взрыва такого заряда и площадь последующего радиоактивного загрязнения, урановые элементы в третьей ступени решили заменить свинцом. Таким образом расчетная мощность бомбы снизилась до 51,5 мегатонны.

Хрущев объяснил это со свойственным ему специфическим юмором: «Если мы взорвем бомбу мощностью 100 млн тонн там, где это нужно, она и нам может окна побить».

Результаты работы ученых впечатляют! Длина оружия превысила 8 метров, диаметр составил 2, вес - 26 тонн. Для транспортировки «Ивана» не нашлось подходящего крана, поэтому прямо в цех, где собирали бомбу, пришлось провести отдельную железнодорожную ветку. Оттуда изделие и отправилось в свое предпоследнее путешествие - к суровому заполярному Оленегорску.

Неподалеку от города, на авиабазе Оленья, «царь-бомбу» поджидал специально под нее доработанный Ту-95. Оружие в самолет не помещалось, поэтому пришлось вырезать часть фюзеляжа. Чтобы подвезти «Кузькину-мать» под бомболюк, под ним вырыли котлован. Полностью скрыться в недрах судна бомба все равно не смогла и на две трети выглядывала наружу.

Большая опасность грозила экипажу. Вероятность того, что в результате испытаний он останется полностью невредимым, составляла всего 1%. Чтобы увеличить шансы летчиков на выживание, самолет покрасили белой светоотражающей краской, которая должна была не допустить возгорания Ту-95B (именно такое название, первый и единственный, получил самолет, адаптированный для перевозки «Ивана»). В хвостовой части бомбы разместили парашют площадью с половину футбольного поля. Его миссией было замедлить падение снаряда, чтобы дать экипажу как можно больше времени на выход из зоны поражения.

Утром 30 октября 1961 года, в предпоследний день работы XXII съезда КПСС, самолет со страшным грузом вылетел с аэродрома Оленья в сторону испытательного полигона «Сухой Нос» на Новой Земле. В 11:32 бомбу сбросили с высоты 10,5 км. Взрыв произошел на высоте 4 км. За считанные минуты, которые были у экипажа, самолет успел улететь на расстояние в 45 км.

Этого, конечно же, не хватило для того, чтобы совсем не почувствовать на себе гнев «царь-бомбы». Спустя секунду после взрыва над землей расцвело рукотворное солнце - вспышку можно было бы увидеть в простой бинокль даже с Марса, а на Земле ее наблюдали на расстоянии в 1000 км. Спустя несколько секунд диаметр пылевого столба ядерного гриба разросся до 10 км, а его верхушка вышла в мезосферу, устремившись ввысь на 67 км.

Вспышка взрыва

По словам летчиков, сначала в кабине стало нестерпимо жарко. Потом самолет настигла первая ударная волна, распространявшаяся со скоростью более 1000 км/ч. Судно, будто от удара огромной дубиной, подбросило на полкилометра. Почти на час во всей Арктике пропала радиосвязь. Благо никто от взрыва не пострадал - летчики выжили.

Наблюдая первые последствия взрыва, некоторые советские физики испугались, что в атмосфере началась необратимая ядерная реакция - уж очень долго полыхало огненное зарево. Точные итоги испытаний, пожалуй, предугадать не мог никто. Серьезные ученые высказывали самые нелепые опасения вплоть до того, что «Изделие 602» расколет планету или растопит льды в Северном ледовитом океане.

Ничего этого не случилось. Зато мощности взрыва хватило бы, чтобы стереть с лица Земли Вашингтон и еще с дюжину окрестных городов, при этом пострадали бы Нью-Йорк, Ричмонд и Балтимор. Исчезнуть мог любой мегаполис, центр которого полностью бы испарился, а окраины превратились бы в мелкий, полыхающий в огне щебень. Страшно представить, какие могли бы быть последствия, если бы мощность взрыва составила изначально планируемые 100 мегатонн…

Зона тотального поражения взрывом, наложенная на Париж

Репетиция конца света удалась на славу. «Царь-бомбу» так никогда и не приняли на вооружение: для того, чтобы применить ее в боевых условиях, не придумали подходящего неуязвимого носителя - на ракету такую громадину не установишь, а самолет собьют задолго до подлета к цели.

После завершения испытания все причастные получили по заслугам. Кто-то - звание Героя СССР, военные - повышение, ученые - признание и щедрые премии. Ровно через год разразился Карибский кризис, едва не столкнувший хрупкий мир в жерло очередной мировой войны. Еще через год американского президента застрелит Ли Харви Освальд, а осенью 1964-го дойдет до смещения Никиты Хрущева.

А как же народ? Народ, который узнал о какой-то там «царь-бомбе» позже американцев, по-прежнему ходил на работу, копил деньги и стоял в очереди на «Москвич», привыкал к запеканкам из сухарей, карточкам на хлеб и прочим прелестям продовольственного кризиса. Советский Союз погрозил миру ядерной дубиной и попросил у Америки продать с десяток миллионов тонн зерна на прокорм.

Подписывайтесь на Квибл в Viber и Telegram , чтобы быть в курсе самых интересных событий.