Закрытие года в бюджетном учреждении пошаговая инструкция. Новое в бухучете и отчетности бюджетных учреждений. Обороты за период

Как формируется финансовый результат в бюджетной организации ? Этот вопрос заинтересует в первую очередь тех бухгалтеров и руководителей, которые трудятся в организациях или учреждениях, созданных РФ, субъектами РФ или муниципальными образованиями РФ. Об этом — в статье.

Критерии отнесения предприятия к бюджетной организации

Помимо того, что бюджетная организация по сути учреждена государством, существует еще ряд обязательных признаков для окончательной классификации:

  • организация создана для выполнения определенных задач (и задачи эти установлены учредителем — государственной структурой);
  • государственный учредитель на регулярной основе производит финансирование организации для выполнения ею поставленных задач — госзадания (финансирование выделяется из бюджета — отсюда и название «бюджетники»);
  • в силу изложенных выше критериев, организация признается некоммерческой (с применением в деятельности правил и норм, касающихся НКО);
  • как и прочие НКО, организация может осуществлять операции, приносящие доход и влекущие расходы помимо бюджетного финансирования.

С именно бюджетными организациями (учреждениями) не следует смешивать:

  • автономные учреждения;
  • казенные учреждения

Основные отличия по закону от 12.01.1996 № 7-ФЗ представлены в таблице:

Критерий

Автономное учреждение

Бюджетное учреждение

Казенное учреждение

Финансовое обеспечение

В виде субсидий в соответствии с госзаданием и на содержание имущества

Субсидии:

На выполнение госзадания;

На иные цели.

Средства бюджета:

На исполнение публичных обязательств перед физическими лицами;

На осуществление обязательных мероприятий

По бюджетной смете

Приносящая доход деятельность

Доходы поступают в распоряжение организации

Доходы зачисляются в бюджет

Открытие счетов

Счета в кредитных организациях

Только в органах Федерального казначейства

План счетов

«Обычный» план счетов и инструкция, утв. приказом Минфина РФ от 31.10.2000 № 94н

План счетов для бюджетных учреждений и инструкция к нему, утв. приказом Минфина РФ от 16.12.2010 № 174

План счетов для госорганов и инструкция к нему, утв. приказом Минфина РФ от 06.12.2010 № 162н

Отчетность

Бюджетные учреждения должны публиковать свою отчетность (например, через сайт в интернете)

Нормативное регулирование учета в бюджетных организациях

Как видно из приведенного сравнительного анализа, по степени привязки к госрегулированию рассматриваемые нами бюджетные организации находятся в середине между казенными и автономными. Поэтому при ведении учета вынуждены опираться и на нормы для частных компаний, и на нормы для тех, кто получает бюджетное финансирование.

При построении учетной модели и создании учетной политики бюджетные организации опираются на следующие НПА:

  • закон от 06.12.2011 № 402-ФЗ «О бухучете»;
  • план счетов по приказу Минфина РФ от 16.12.2010 № 174;
  • план счетов по приказу Минфина РФ от 01.12.2010 № 157н в части отражения оборотов, связанных с госфинансированием;
  • приказ Минфина РФ от 30.03.2015 № 52н «О первичных документах госпредприятий»;
  • приказ Минфина РФ от 01.07.2013 № 65н «О бюджетной классификации»;
  • положения Бюджетного кодекса РФ.

В дополнение следует сказать, что бюджетные организации внутри самой группы подразделяются на несколько категорий:

  • администраторы поступлений в бюджет (например, налоговые органы или внебюджетные фонды) — при этом иная деятельность таких учреждений является строго ограниченной;
  • учреждения, находящиеся только на финансировании бюджета (не занимающиеся какой-либо приносящей иной доход деятельностью в силу тех или иных причин);
  • учреждения с расширенными возможностями — находящиеся на госсубсидиях и при этом получающие иные доходы в рамках уставной деятельности (бюджетные организации образования, культуры, здравоохранения и т. п.).

Формирование финансового результата у бюджетников — общие правила

В отношении именно доходов и расходов рассматриваемых бюджетников применяются следующие принципы:

  • К доходам в целях бухучета относятся все поступления в организацию, а именно:
    • поступления бюджетных субсидий;
    • поступления бюджетных грантов и аналогичных целевых перечислений;

ВАЖНО! Поступления от субсидий и грантов затем исключаются в налоговых регистрах для целей исчисления налога на прибыль (п. 1 ст. 251 НК РФ).

    • доходы (поступления) от реализации товаров, работ, услуг третьим лицам;
    • доходы от реализации товаров, работ, услуг государственным структурам (например, в рамках выполнения госконтракта);
    • иные поступления, которые классифицируются как доход в рамках коммерческой деятельности (например, полученные штрафы и неустойки, результаты переоценки активов и т. п.).
  • Расходы бюджетного учреждения могут происходить только по строго фиксированным направлениям (ст. 70 БК РФ), заложенным в утвержденную смету. Как правило, это:
    • зарплата работников и обязательные взносы с нее в фонды;
    • расходы на командировки, если того требует деятельность, представительские;
    • компенсации работникам и иногда населению (установленные государством);
    • расчеты за товары, работы, услуги, необходимые для обеспечения деятельности (выполнения госзадания). При этом госконтракт на такие услуги может заключаться по стандартной конкурсной процедуре, а может и не заключаться (и тогда бюджетная организация выступает просто как сторона по договору).

ВАЖНО! На закупки бюджетников без заключения госконтракта действуют установленные лимиты. На 2016-2017 годы ограничение составляет 2000 МРОТ (закупки сверх этого должны идти через тендер (конкурс) и заключение госконтракта с поставщиком, предложившим наилучшие условия).

Таким образом, как можно видеть, формирование финрезультата бюджетной организации идет по заранее запланированному порядку, в соответствии с утвержденной учредителем сметой деятельности организации.

Результат деятельности бюджетной организации, являющийся предметом рассмотрения в настоящей статье, определяется с использованием счетов раздела 4 «Финансовый результат» плана счетов по приказу № 174н.

  • 0 401 10 000 «Доходы текущего финансового года»;
  • 0 401 20 000 «Расходы текущего финансового года»;
  • 0 401 30 000 «Финансовый результат прошлых отчетных периодов»;
  • 0 401 40 000 «Доходы будущих периодов»;
  • 0 401 50 000 «Расходы будущих периодов».

На счете 0 401 10 000 «Доходы текущего финансового года» учитываются доходные поступления, которые можно признать в течение года, если одновременно выполняются 2 условия:

  • определяется дата получения дохода (или дата перехода имущественного права);
  • сумму дохода можно оценить.

Доходы на счете 0 401 10 000 группируются по субсчетам в зависимости от видов поступлений (сообразуясь со сметой доходов организации):

  • 0 401 10 120 «Доходы от собственности» — по доходам, извлекаемым организацией из имеющегося у нее госимущества, не связанным с переходом права собственности. Характерный пример — сдача в аренду помещений.

ОБРАТИТЕ ВНИМАНИЕ! Бюджетная организация может совершать сделки с госимуществом только с выполнением строгих условий, в частности, бывает нужно получать согласие собственника (государственной структуры). Но если сделка все же заключена — доходы относятся к собственным доходам организации и остаются в ее распоряжении.

Правила формирования бухгалтерских записей по плану счетов для бюджетников стандартные. То есть доход отражается по кредиту счета учета дохода.

Пример проводки:

Дт 0 205 21 560 (увеличение дебиторской задолженности по доходам от собственности) Кт 0 401 10 120.

  • 0 401 10 130 «Доходы от оказания платных услуг» — большая часть рассматриваемых учреждений оказывает именно услуги. Услуги, оказанные за плату сверх госзадания, на допустимые для данного бюджетника виды деятельности, учитываются на этом счете.
  • 0 401 10 140 «Доходы от сумм принудительного изъятия» — под принудительно изымаемыми суммами подразумеваются штрафные удержания с исполнителей при нарушении ими условий договоров с учреждением. Согласно разъяснениям Минфина РФ, данные поступления тоже относятся к собственным доходам, остающимся в распоряжении бюджетника (письмо от 24.11.2014 № 02-06-10/59651).
  • 0 401 10 170 «Доходы по операциям с активами» используется для учета доходов от имущества (активов), которые не попали на счет 0 401 10 120 — от реализации имущества (с разрешения собственника), от оприходования годных к употреблению МПЗ, от демонтажа имущества и т. п.
  • 0 401 10 171 «Доходы от переоценки активов» — на счете фиксируются все результаты производимых переоценок, в том числе курсовые разницы по долгам и средствам в инвалютах.
  • 0 401 10 180 «Прочие доходы» — у бюджетной организации список достаточно обширен. В частности, на этот счет попадают (п. 150 инструкции):
    • субсидии на выполнение госзадания;
    • прочие целевые субсидии;
    • бюджетные инвестиции;
    • гранты и аналогичные поступления.

По счету 0 401 20 000 «Расходы текущего финансового года» фиксируются произведенные расходы (согласно смете). Счет тоже имеет группировочные счета с разной кодировкой:

  • 0 401 20 210 «Расходы по оплате труда и начислениям на выплаты по оплате труда» — применяется с дальнейшей группировкой по КОСГУ (последние 3 цифры):
    • 211 — расходы по обычной зарплате;
    • 212 — прочие выплаты и компенсации;
    • 213 — начисления в фонды по зарплатным и прочим выплатам;
  • 0 401 20 220 «Расходы на оплату работ, услуг» — в разбивке по видам работ и услуг по КОСГУ.
  • 0 401 20 270 «Расходы по операциям с активами» — здесь отражают амортизацию, единовременное списание стоимости передаваемых в производство объектов (по учетной политике), потери от естественной убыли МПЗ по законодательно установленным нормам.
  • 0 401 202 90 «Прочие расходы» — на счете группируются иные расходы, допустимые в пределах сметы, но не относящиеся к перечисленным выше группам (например, проценты за пользование долговыми средствами).

Когда завершается отчетный год, необходимо выполнить закрытие счетов учета доходов и расходов по этому году. Для этих действий предназначен счет 0 401 30 000 «Финансовый результат прошлых отчетных периодов». Получившиеся сальдо по счетам доходов и выбытий закрываются (списываются) на счет калькуляции финрезультата. Итоговое сальдо по 0 401 30 000 после проведения всех закрытий за текущий год и даст представление о том, каков финрезультат организации на отчетную дату.

ВАЖНО! Полный порядок закрытия года бюджетной организацией с типовыми проводками на 0 401 30 000 представлен в инструкции к приказу № 157н. Помимо указанных выше счетов, в зависимости от типа бюджетной организации, проводки по закрытию могут дополняться списанием итоговых сальдо по счетам внутриведомственных расчетов, расчетов с финансовым органом и т. п. Кроме того, в деятельности бюджетных организаций тоже существует такое понятие, как доходы и расходы, относящиеся к будущим периодам, которые необходимо учесть при формировании финрезультата. Также не следует забывать о том, что операции в части, не относящейся к расчетам по госзаданиям, подлежат налогообложению, что тоже влияет на окончательный результат — чистую прибыль либо убыток бюджетной организации.

Итоги

Финрезультат в бюджетной организации формируется по общим правилам бухгалтерского учета, но с применением отдельного плана счетов и специфических требований, сформулированных специально для бюджетников. Базой для корректного формирования доходов и расходов является утвержденная смета учреждения-бюджетника. Окончательный финрезультат за отчетный период формируется путем закрытия счетов учета доходов и расходов на специально предназначенный для этого счет по бюджетному плану счетов.

Еще о затронутых аспектах бюджетного учета:

  • ;
  • ;
  • .

В бюджетном (бухгалтерском) учете государственных (муниципальных) учреждений есть ряд операций, которые должны отражаться в межотчетный период. Эксперты 1С рассказали БУХ.1С, что такое межотчетный период, зачем требуется выделять операции межотчетного периода в учете и отчетности и каким образом это реализовано в программе «1С:Бухгалтерия государственного учреждения 8» редакции 2.

Какие операции требуют обособления в учете и отчетности

Согласно приказу Федерального Казначейства от 04.12.2015 № 339 межотчетным периодом считается условный период, следующий за дополнительным периодом предыдущего финансового года и заключением счетов бюджетного (казначейского) учета, отражающий изменение входящих остатков на счетах бюджетного (казначейского) учета текущего финансового года и использующийся для отражения операций, необходимость проведения которых обусловлена внесением изменений в нормативные правовые акты Российской Федерации, регламентирующие порядок ведения бюджетного (казначейского) учета, или проведением реорганизационных мероприятий и в иных установленных законодательством РФ случаях.

В бюджетном (бухгалтерском) учете государст-венных (муниципальных) учреждений также есть ряд операций, которые должны отражаться в межотчетный период. Это:

l перенос остатков на счетах бухгалтерского (бюджетного) учета на начало финансового года при внесении изменений в приказ, регламентирующий порядок применения бюджетной классификации РФ, в части изменения кодов бюджетной классификации в номерах счетов. Например, в связи с применением с 01.01.2016 новой редакции Указаний о порядке применения бюджетной классификации РФ, утв. приказом Минфина России от 01.07.2013 № 65н в части изменения структуры бюджетной классификации и, следовательно, номеров счетов бухгалтерского (бюджетного) учета, а также в части применения некоторых кодов КОСГУ письмом Минфина России от 14.03.2016 № 02-07-07/14989 был доведен Порядок формирования входящих остатков по счетам бюджетного (бухгалтерского) учета по состоянию на 01.01.2016 (далее - Порядок). В соответствии с Порядком: «Перенос исходящих остатков по соответствующим аналитическим счетам бюджетного учета, сформированных по состоянию на 01.01.2016 с учетом операций по завершению финансового года, осуществляемых согласно положений статьи 242 Бюджетного кодекса Российской Федерации, на входящие остатки по соответствующим аналитическим счетам бюджетного учета на 01.01.2016 осуществляется в межотчетный период. Остатки, отраженные на соответствующих счетах аналитического учета, сложившиеся в Главной книге (ф. 0504072) за 2015 год, подлежат переносу на соответствующие счета аналитического учета Рабочего плана счетов бюджетного учета 2016 года на основании Справки (ф. 0504833) с приложением таблицы соответствия кодов бюджетной классификации (далее - КБК) и аналитических счетов бюджетного учета, действующих в 2015 году и 2016 году». Также в Порядке приведены бухгалтерские записи по переносу остатков по счетам бюджетного (бухгалтерского) учета в связи с изменением порядка применения КОСГУ и видов расходов бюджетов бюджетной системы РФ;

  • перенос остатков на счетах бюджетного учета на начало финансового года при внесении изменений в план счетов бухгалтерского (бюджетного) учета в случае изменения кодов счетов бюджетного учета (письмо Казначейства России от 16.05.2011 № 42-7.4-05/8.1-333 «О направлении Методических рекомендаций по переходу на план счетов бюджетного учета, применяемый с 1 января 2011г.»);
  • перенос остатков на счетах бюджетного учета на начало финансового года при внесении изменений в структуру номера счета. Например, в связи с включением с 01.01.2017 в номера счетов Рабочего плана счетов бюджетных и автономных учреждений раздела и подраздела бюджетной классификации расходов письмом Минфина России № 02-07-07/21798, Казначейства России № 07-04-05/02-308 от 07.04.2017 доведены разъяснения по формированию разрядов 1-4 номеров счетов бухгалтерского учета;
  • переоценка стоимости нефинансовых активов (за исключением драгоценных металлов и драгоценных камней, ювелирных и иных ценностей) (п. 28 Инструкции по применению Единого плана счетов бухгалтерского учета, утв. приказом Минфина России от 01.12.2010 № 157н (далее - Инструкция № 157н));
  • изменение валюты баланса при изменении типа учреждения (письмо Минфина России от 25.04.2011 № 02-06-07/1546, письмо Минфина России № 02-07-07/5671, Казначейства России № 07-04-05/02-121 от 02.02.2017);
  • перенос остатков на счетах бюджетного учета на начало финансового года при передаче учреждения другому ГРБС (РБС) в части входящих остатков (письма Минфина России от 03.11.2016 № 02-06-10/64668, от 07.12.2016 № 02-07-10/72756, письмо Минфина России № 02-07-07/5671, Казначейства России № 07-04-05/02-121 от 02.02.2017);
  • корректировка данных бюджетного учета в связи с изменением порядка учета хозяйственных операций.

Под межотчетным периодом понимается период по факту отражения учреждением на счетах бюджетного (бухгалтерского) учета операций по закрытию показателей счетов в рамках завершения отчетного финансового года (2010) и до отражения на счетах операций текущего года (2011) (п. 1 ч. 1 письма Минфина России от 25.04.2011 № 02-06-07/1546).

Помимо операций межотчетного периода, есть еще ряд операций, изменяющих входящие остатки текущего финансового года, которые также требуется обособлять (далее - операции завершения финансового года):

  • при завершении финансового года суммы доходов и признанных расходов по методу начисления, отраженных на соответствующих счетах финансового результата текущего финансового года, закрываются на финансовый результат прошлых отчетных периодов (п. 297 Инструкции № 157н);
  • при завершении текущего финансового года обороты по счетам, отражающим увеличение и уменьшение активов и обязательств, в регистры бухгалтерского учета очередного финансового года не переходят (п. 11 Инструкции № 157н);
  • по завершении текущего финансового года показатели (остатки) по соответствующим аналитическим счетам учета бюджетных ассигнований, лимитов бюджетных обязательств, исполненных денежных обязательств и утвержденных сметных (плановых, прогнозных) назначений по доходам (поступлениям), расходам (выплатам) текущего финансового года на следующий год не переносятся (п. 312 Инструкции № 157н);
  • по завершении текущего финансового года показатели (остатки) счета 17 «Поступления денежных средств на счета учреждения» на следующий финансовый год не переносятся (п. 365 Инструкции № 157н) и т. д.

Согласно пункту 7 Инструкции № 157н основанием для отражения в бухгалтерском учете информации об активах и обязательствах, а также операций с ними являются первичные учетные документы. Для данных операций первичным документом является Бухгалтерская справка (ф. 0504833).

Примеры оформления бухгалтерской справки (ф. 0504833) приведены в письме Минфина России от 14.03.2016 № 02-07-07/14989. Из них следует, что подобные операции должны отражаться в Журнале по прочим операциям (ф. 0504071) за межотчетный период.

Обособление операций в «1С:Бухгалтерии государственного учреждения 8» (ред. 2)

Программа «1С:Бухгалтерия государственного учреждения 8» редакции 2 (далее - БГУ2) включает функционал, позволяющий обособить в учете и отчетности операции межотчетного периода и операции завершения финансового года.

Операции завершения финансового года и межотчетного периода разделены на три группы в зависимости от типа межотчетного периода:

l Заключение счетов - включают операции завершения финансового года (заключения счетов), отражаемые после формирования ф. 0503127 «Отчет об исполнении бюджета главного распорядителя, распорядителя, получателя бюджетных средств, главного администратора, администратора источников финансирования дефицита бюджета, главного администратора, администратора доходов бюджета» (ф. 0503737 «Отчет об исполнении учреждением плана его финансово-хозяйственной деятельности»), но до формирования баланса (ф. 0503130 «Баланс главного распорядителя, распорядителя, получателя бюджетных средств, главного администратора, администратора источников финансирования дефицита бюджета, главного администратора, администратора доходов бюджета», ф. 0503730 «Баланс государственного (муниципального) учреждения»).

  • Технологические операции - включают технологические операции закрытия счетов, остатки по которым на следующий год не переходят, - остатки по забалансовым счетам 17 «Поступления денежных средств» и 18 «Выбытия денежных средств», счетам санкционирования текущего периода закрываемого года и другим аналогичным.
  • Изменение валюты баланса - включают операции, отражаемые после формирования баланса, но до формирования входящих остатков следующего года, - переоценка нефинансовых активов (НФА), перенос исходящих остатков на аналитические счета следующего года и аналогичные операции.

Оформление документов по операциям завершения финансового года и межотченого периода

Оформление регламентных операций завершения финансового года и операций межотчетного периода производится специализированными документами программы с возможностью вывода на печать формализованных печатных форм (бухгалтерская справка ф. 0504833 и другие) - см. таблицу 1:

Таблица 1

Возможно оформление произвольных операций межотчетного периода универсальным документом Операция (бухгалтерская) с выводом на печать формы 0504833 «Бухгалтерская справка».

В документах регулярных операций межотчетного периода изменение типа периода, как правило, недоступно:

  • в документе Закрытие балансовых счетов в конце года (рис. 1) для каждой сформированной проводки устанавливается тип межотчетного периода Заклю-чение счетов ;
  • в документах Закрытие оборотных КЭК по счетам (рис. 2) и Закрытие счетов санкционирования завершаемого финансового года (рис. 3) для каждой сформированной проводки устанавливается тип межотчетного периода Технологические операции.


Рис. 1


Рис. 2


Рис. 3

В регламентном документе Перенос остатков по КПС на дату 31.12.ХХ можно указать, что операция должна быть отражена в межотчетном периоде (флаг ) и выбрать тип этого периода: Изменение валюты баланса или Технологические операции .

В случае формирования документа Перенос остатков по КПС в связи с изменением структуры плана счетов (новый вид КПС, перенос данных при изменении бюджетных классификаторов) операции следует отразить в периоде Изменение валюты баланса. В данном случае - это изменение входящих остатков следующего периода, и эти изменения должны отразиться в Журнале операций по прочим операциям (ф. 0504071) по межотчетному периоду.

Если документ не связан с формированием входящих остатков следующего года, тогда следует выбрать тип периода Технологические операции.

Формирование произвольных операций с отражением в межотчетном периоде

Помимо регламентных операций, оформляемых специализированными документами, в «1С:Бухгалтерии государственного учреждения 8» редакции 2 предусмотрено формирование произвольных операций с отражением их в межотчетном периоде. Для этого в документе Операция (бухгалтерская) реализована возможность отражения операции в межотчетном периоде, если дата операции конец года, т. е. 31.12.ХХ (рис. 4).


Рис. 4

На дату 31.12.ХХ в документе становится доступным флаг Отражать в межотчетном периоде и возможность выбора типа периода: Заключение счетов , Технологические операции или Изменение валюты баланса.

Следует отметить, что все документы межотчетного периода нельзя сторнировать.


Формирование отчетов и регистров с учетом и без операций межотчетного периода

Рассмотрим, каким образом в программе формируются отчеты и регламентированные регистры бухгалтерского учета.

Стандартные бухгалтерские отчеты

Стандартные бухгалтерские отчеты позволяют получить данные по операциям:

  • текущего периода без включения операций межотчетного периода;
  • текущего периода с включением операций межотчетного периода;
  • только межотчетного периода.

Во всех стандартных отчетах реализована возможность настроить вывод информации по типу периода (рис. 5):

  • Отчетный период ;
  • Заключение счетов ;
  • Технологические операции ;
  • Изменение валюты баланса.


Рис. 5

Для этого в настройках отчета на закладке Показатели следует установить переключатель в необходимую позицию.

Если переключатель типа периода установлен в позицию:

  • Отчетный период - отчет отражает информацию за выбранный отчетный период без учета закрытия балансовых счетов в конце года, иных технологических операций и операций по изменению валюты баланса;
  • Заключение счетов - отчет отражает информацию за выбранный отчетный период с учетом закрытия балансовых счетов в конце года, но не учитывает результаты иных технологических операций и операций по изменению валюты баланса. Т. е. в отчет будут выведены операции с типом периода Отчетный период и Заключение счетов ;
  • Технологические операции - отчет отражает информацию за выбранный отчетный период с учетом закрытия балансовых счетов в конце года (040100000, 030405000 и т. д.), при этом также учитываются результаты иных технологических операций, таких как закрытие счетов санкционирования текущего года, закрытие оборотных КЭК, но без учета операций по изменению валюты баланса. То есть в отчет будут выведены операции с типом периода Отчетный период , Заключение счетов и Технологические операции.
  • Изменение валюты баланса - отчет отражает информацию за выбранный отчетный период с учетом операций закрытия балансовых счетов, иных технологических операций (закрытие счетов санкционирования, закрытия оборотных КЭК), а также учитывает операции по изменению валюты баланса, таких как перенос остатков по КПС. То есть в отчет будут выведены операции с типом периода Отчетный период , Заключение счетов , Технологические операции и Изменение валюты баланса.

Кроме того, комбинируя флаг Только указанный период с различными позициями переключателя типа периода , можно получать вывод обособленных операций по заключению счетов, технологических операций или операций по изменению валюты баланса.

Регламентированные регистры бухгалтерского учета

Регламентированные регистры учета (Главная книга (ф. 0504072), Журнал операций (ф.0504071) и др.) включают данные межотчетного периода в соответствии с порядком их формирования, установленным нормативными документами. Таким образом, регламентированные регистры учета формируются по отчетному периоду с операциями заключения счетов.

Рассмотрим формирование данных в зависимости от установленного в регистре типа периода на примере отчета Главная книга (ф. 0504072).

К примеру, в 2016 году в учете бюджетного учреждения были отражены операции текущего (отчетного) периода, операции по закрытию балансовых счетов текущего периода (операции по заключению счетов), операции по закрытию оборотных КЭК (технологические операции) и операции по переносу остатков на новые КПС (операции по изменению валюты баланса). При формировании отчета Главная книга (ф. 0504072) за 2016 год в отчете будут отражены только операции отчетного периода и операции по заключению счетов.

Операция по переносу остатков на новые КПС является межотчетной и влияет только на входящие остатки следующего периода, поэтому в регламентированных отчетах текущего периода отражаться не должна. Следовательно, в Главной книге (ф. 0504072) за 2016 год отображаются операции только по КПС, действующим в 2016 году.

Согласно пункту 11 Инструкции № 157н при завершении текущего финансового года обороты по счетам, отражающим увеличение и уменьшение активов и обязательств, в регистры бухгалтерского учета очередного финансового года не переходят. Следовательно, в 2016 году в регистрах бухгалтерского учета операции по закрытию оборотных КЭК также не отражаются.

При формировании Главной книги (ф. 0504072) за 2017 год выводятся суммы остатков на начало года и на начало периода (месяца, дня) в соответствии с заключительным балансом за истекший год. При этом обороты по счетам, отражающим увеличение и уменьшение активов и обязательств, в 2017 год не перешли, и в Главную книгу (ф. 0504072) включены остатки уже по новым КПС, действующим в 2017 году.

Формирование «Журнала по прочим операциям (ф. 0504071)» за межотчетный период

Согласно письмам Минфина России от 14.03.2016 № 02-07-07/14989 и Федерального Казначейства от 26.12.2013 № 42-7.4-05/2.2-866 операции межотчетного периода по изменению остатков на начало года должны отражаться на основании первичных учетных документов в Журнале по прочим операциям (ф. 0504071) за межотчетный период. Для этого в программе «1С:Бухгалтерия государственного учреждения 8» редакции 2 реализован дополнительный Журнал операций формирования входящих остатков следующего финансового года № 8-мо. Данный журнал формируется по операциям изменения валюты баланса.

В отличие от других журналов, настройки Журнала № 8-мо не редактируются.

Журнал № 8-мо можно сформировать, перейдя в раздел Учет и отчетность (команда панели навигации Регистры учета и отчета , далее гиперссылка Журнал операции (ф. 0504071) ). В открывшейся форме в реквизите Номер журнала следует указать 8-мо Журнал операций формирования входящих остатков следующего финансового года. В реквизите Период по умолчанию будет уставлен последний день текущего года.

Форму Журнал операций формирования входящих остатков следующего финансового года № 8-мо необходимо утвердить в учетной политике учреждения.

Изменения в План счетов бухгалтерского учета бюджетных учреждений и Инструкцию по его применению, вносимые (далее – Приказ № 227н) давно ожидаемы. Новации обусловлены необходимостью приведения Плана счетов и Инструкции, утв. (далее – Инструкция № 174н), в соответствие с Единым планом счетов и положениями Инструкции по его применению, утв. (далее – Инструкция № 157н), новыми положениями бюджетного законодательства в части структуры бюджетной классификации, изменениями в порядке формирования бухгалтерской отчетности.

Нововведения должны применяться в целях формирования учетной политики 2016 года и показателей учета на 1 января 2016 года (за исключением требований по формированию 1-4 разрядов номера счета).

Одно из значимых изменений – из удалены почти все упоминания о порядке применения первичных учетных документов в целях отражения в учете хозяйственных операций.

Первичные документы

Подробнее об оформлении первичных документов в учреждении вы можете узнать из материала "Энциклопедии решений. Бюджетная сфера" интернет-версии системы ГАРАНТ. Получите бесплатный
доступ на 3 дня!

Порядок формирования 5-14 разрядов номера счета бюджетные (автономные) учреждения могут установить в своей учетной политике. В частности, можно задействовать коды целевых статей расходов. Если же учетной политикой вопрос о формировании 5-14 разрядов номера счета не урегулирован, то в этих разрядах необходимо указывать нули.

Урегулирован порядок формирования входящих остатков по счетам нефинансовых активов, за исключением счетов 0 106 00 000 и 0 107 00 000, – на начало года в 5-17 разрядах указываются нули.

Кроме того, особые правила предусмотрены для счетов 0 204 00 000, 0 401 30 000, 0 401 20 270. Всегда указываются нули:

  • в 1-14 разрядах номерах счетов счета 0 204 00 000 "Финансовые вложения";
  • в 1-17 разрядах номера счета 0 401 30 000 "Финансовый результат прошлых отчетных периодов";
  • в 5-17 разрядах номеров счетов счета 0 401 20 270 "Расходы по операциям с активами".

Примечание. О применении бюджетными учреждениями бюджетной классификации в целях ведения бухгалтерского учета можно в материале Энциклопедии решений. Бюджетная сфера

Изменения в План счетов

В основном связаны с их приведением в соответствие с Единым планом счетов, утвержденным (). Скорректированы названия многих счетов, соответствующие корректировки внесены в положения .

План счетов дополнен новыми аналитическими счетами, в том числе:

  • 0 205 82 000 "Расчеты по невыясненным поступлениям" ();
  • 0 206 11 000 "Расчеты по оплате труда" () – применяется для отражения задолженности работника при перерасчете заработной платы, связанной, к примеру, с представлением корректирующего табеля учета использования рабочего времени (в случае предоставления листков нетрудоспособности, выполнения государственной обязанности);
  • к счету 0 209 00 000 "Расчеты по ущербу и иным доходам" введены аналитические счета учета, в частности: 0 209 30 000 "Расчеты по компенсации затрат", 0 209 40 000 "Расчеты по суммам принудительного изъятия", 0 209 83 000 "Расчеты по иным доходам" ();
  • 0 210 10 000 "Расчеты по налоговым вычетам по НДС" ();
  • 0 401 40 172 "Доходы будущих периодов от операций с активами" ();
  • увязка счетов 0 401 50 000 "Расходы будущих периодов" и 0 401 60 000 "Резервы предстоящих расходов" с конкретными кодами КОСГУ новыми редакциями не предусмотрена; порядок учета на этих счетах следует определить в учетной политике исходя из экономического содержания операций ( , ).

В новой редакции изложен раздел 5 "Санкционирование расходов" (). Учет по аналитическим счетам счетов 0 502 00 000 "Обязательства", 0 504 00 000 "Сметные (плановые) назначения", 0 506 00 000 "Право на принятие обязательств", 0 507 00 000 "Утвержденный объем финансового обеспечения", 0 508 00 000 "Получено финансового обеспечения" организуется по соответствующим аналитическим кодам вида поступлений, выбытий объекта учета, соответствующим кодам КОСГУ.

Добавлены и забалансовые счета ():

  • 27 "Материальные ценности, выданные в личное пользование работникам (сотрудникам)";
  • 30 "Расчеты по исполнению денежных обязательств через третьих лиц";
  • 31 "Акции по номинальной стоимости".

НАША СПРАВКА

Приказом Минфина России от 01.03.2016 № 16н "О внесении изменении в приказ Министерства финансов Российской Федерации от 1 декабря 2010 г. № 157н" (приказ находится на регистрации в Минюсте России) предусмотрено введение нового забалансового счета 40 "Активы в управляющих компаниях", предназначенного для учета активов, находящихся в доверительном управлении в управляющих компаниях, отраженных на счете 0 204 51 000 "Активы в управляющих компаниях".

Изменения в Инструкции по применению плана счетов

Нефинансовые активы

В новой редакции изложены, в частности, положения ():

  • по порядку отражения в учете увеличения первоначальной стоимости основных средств в результате достройки, модернизации, реконструкции;
  • по оприходованию неучтенных объектов, выявленных при инвентаризации;
  • по принятию к учету основных средств, поступивших в порядке возмещения в натуральной форме ущерба, причиненного виновным лицом. Принятие к учету нефинансовых активов в рамках движения между головным учреждением и (или) обособленными подразделениями теперь не ограничено кодом вида деятельности "4".

Получение земельных участков на праве постоянного (бессрочного) пользования, в том числе расположенных под объектами недвижимости, отражается по дебету счета 4 103 11 000 "Земля – недвижимое имущество учреждения" и кредиту счета 4 401 10 180 "Прочие доходы" ( , ).

Также добавлены проводки по признанию расходами текущего финансового года произведенных капитальных вложений в объекты основных средств, нематериальных активов, которые не были созданы (не признаны активами) при наличии решения о прекращении реализации инвестиционного проекта, в рамках которого осуществлялись капитальные вложения ().

  • передаче спецоборудования со склада в научное подразделение для выполнения НИОКР по договору;
  • передаче материальных запасов работникам (сотрудникам) учреждения в личное пользование для выполнения ими служебных (должностных) обязанностей;
  • переводе молодняка животных в основное стадо;
  • оприходовании материальных запасов, образовавшихся в результате принятия уполномоченным органом решения о реализации, безвозмездной передаче выбывшего из эксплуатации движимого имущества.

В новой редакции изложены положения по формированию затрат на изготовление готовой продукции, учету готовой продукции, уточнен и дополнен порядок учета торговой наценки при выявлении недостач, нанесении ущерба имуществу, в том числе вследствие стихийных бедствий ().

НАША СПРАВКА

  • задолженности заказчиков в соответствии с долгосрочными договорами и расчетными документами за выполненные и сданные им отдельные этапы работ, услуг;
  • задолженности покупателей по договору реализации имущества, предусматривающему рассрочку платежа, с переходом права собственности (права оперативного управления) на объект после завершения расчетов;
  • доходов в форме грантов, субсидий, в том числе на иные цели, по соглашениям о предоставлении субсидий (грантов) в очередном финансовом году (годах, следующих за отчетным).

Уточнен порядок списания с балансового учета дебиторской (кредиторской) задолженности, в частности, учитываемой на счете 0 205 00 000 "Расчеты по доходам" ().

Дополнения и корректировки коснулись и порядка отражения операций с денежными средствами во временном распоряжении, в том числе в иностранной валюте ( , ).

В связи с расширением аналитики по счету 0 209 00 000 в внесены новые корреспонденции (), в том числе (таблица 2):

Таблица 2. Новые корреспонденции по счету 0 209 000

Корреспонденции по счетам

Отражение суммы ущерба:

  • по суммам задолженности работников учреждения по излишне выплаченным им суммам оплаты труда (не удержанным из заработной платы), в случае оспаривания работником оснований и размеров удержаний;
  • в сумме задолженности бывшего работника перед учреждением за неотработанные дни отпуска при его увольнении;
  • по суммам задолженности перед учреждением, подлежащие возмещению по решению суда в виде компенсации расходов, связанных с судопроизводством (оплата государственной пошлины, судебных издержек)

Начисление задолженности в сумме требований по компенсации расходов учреждения получателями авансовых платежей, подотчетных сумм

Отражение суммы:

  • ущерба в виде начисленных процентов за пользование чужими денежными средствами вследствие их неправомерного удержания, уклонения от их возврата, иной просрочки в их уплате, либо необоснованного получения или сбережения;
  • задолженности по возмещению ущерба имуществу в соответствии с законодательством РФ при возникновении страховых случаев;
  • задолженности по штрафам, пеням, неустойкам, начисленным за нарушение условий договоров на поставку товаров, выполнение работ, оказание услуг

Предусмотрены проводки для отражения в учете уменьшения расчетов с дебиторами по аналитическим счетам счета 2 205 00 000, а также по счету 2 209 40 000 в корреспонденции с соответствующими аналитическими счетами счета 2 302 00 000 прекращением встречного требования зачетом (

  • Бухгалтерский учет операций со средствами субсидий на выполнение госзадания
  • Денежные средства госучреждения в пути. Счет 201 03
  • Учет расчетов госучреждения по ущербу и иным доходам. Счет 209 00
  • Расчеты госучреждения с финансовым органом по наличным денежным средствам. Счет 210 03
  • Расчеты бюджетного (автономного) учреждения с учредителем. Счет 210 06

Обязательства

  • подотчетного лица по возврату неиспользованных им денежных средств (денежных документов) на сумму удержаний, произведенных из заработной платы (иных доходов), по иному виду финансового обеспечения (деятельности);
  • виновного лица по ущербу на сумму удержаний, произведенных из заработной платы, стипендии и иных доходов, по иному виду финансового обеспечения (деятельности).

Применение счета 0 304 06 000 предусмотрено при исполнении дебиторской задолженности, учтенной на счетах 0 205 00 000 "Расчеты по доходам", 0 209 00 000 "Расчеты по ущербу и иным доходам", 0 206 00 000 "Расчеты по выданным авансам", 0 207 00 000 "Расчеты по кредитам, займам (ссудам)", 0 208 00 000 "Расчеты с подотчетными лицами", по доходам (выплатам) за счет иного финансового источника, в том числе зачетом встречных требований (удержаний). Также счет 0 304 06 000 используется для принятие к учету нефинансовых, финансовых активов (за исключением безналичных денежных средств), расчетов по обязательствам, финансового результата учреждения по передаточному акту (разделительному балансу) при реорганизации путем слияния, присоединения, разделения, выделения.

Установлены новые правила, регулирующие порядок по закрытию расчетов на счете 0 304 06 000 при завершении финансового года ().

Главным нововведением является установление порядка учета по вновь введенному в План счетов бухгалтерского учета для бюджетных учреждений счету 0 401 60 000 "Резервы предстоящих расходов" (), а также отражения соответствующих записей по счету 0 502 09 000 "Отложенные обязательства".

Ранее пример детализации плана счетов и бухгалтерские записи по счету 0 401 60 000 были приведены соответственно в Приложении 1

Санкционирование расходов

Почти все положения этого раздела претерпели более или менее существенные изменения. В связи с введением новых счетов и расширением аналитики по счетам санкционирования расходов в Раздел 5 Инструкции № 174н внесены корректировки и дополнения, которыми предусмотрен порядок учета, в частности, по счетам 0 502 07 000 "Принимаемые обязательства", 0 502 09 000 "Отложенные обязательства", 0 504 00 000 "Сметные (плановые, прогнозные) назначения" и 0 507 00 000 "Утвержденный объем финансового обеспечения".

О порядке учета на счетах санкционирования расходов можно в Энциклопедии решений. Бюджетная сфера:

  • Санкционирование расходов госучреждения. Счет 500 00
  • Учет санкционирования расходов в бюджетном (автономном) учреждении

Ольга Монако , эксперт направления "Бюджетная сфера" службы Правового консалтинга ГАРАНТ, аудитор


Конспект лекций. Таганрог: ТТИ ЮФУ, 2007

Тема 13: Бухгалтерская отчетность предприятия

13.1. Порядок организации работ по завершению финансового года

До формирования отчетных показателей бухгалтерской отчетности организации за отчетный год, составления отчетности, ее утверждения и представления по принадлежности, в каждой организации должны быть мероприятия по завершению финансового отчетного года (процедура закрытия отчетного года), которые включают в себя:

1. Обязательную годовую инвентаризацию имущества и обязательств

2. Пересмотр положений учетной политики

3. Проведение документальной проверки оформления хозяйственных операций

4. Исправление ошибок

5. Завершающие записи по счетам бухгалтерского учета и реформация баланса

Для проведения завершающих мероприятий определяется их перечень, конкретные сроки проведения, ответственные исполнители, а также порядок внутреннего контроля за их выполнением.

Обязательная годовая инвентаризация имущества и обязательств

Проведение итоговой инвентаризации имущества и обязательств в конце отчетного года перед составлением годовой бухгалтерской отчетности является обязательным в соответствии с п. 2 ст. 12 Закона о бухгалтерском учете и п. 27 Положения по ведению бухгалтерского учета и отчетности.

Порядок и сроки проведения такой инвентаризации определяются руководителем организации и закрепляются в его распорядительном документе (приказе) по организации или в учетной политике.

При организации и проведении инвентаризации должностные лица организации, члены комиссии и материально ответственные лица (ответственные должностные лица) должны руководствоваться "Методическими указаниями по инвентаризации имущества и финансовых обязательств", утвержденными приказом Минфина РФ от 13.06.1995 года N 49.

Итоговая инвентаризация объектов основных средств может проводиться один раз в три года, а библиотечных фондов - один раз в пять лет. Необходимо учитывать, что инвентаризация проводится не только с целью выявления фактических остатков.

Задачи инвентаризации следующие:

а) выявление фактического наличия основных средств, товарно-материальных ценностей и денежных средств, а также объемов незавершенного производства в натуре;

б) контроль за сохранностью материальных ценностей и денежных средств путем сопоставления фактического наличия с данными бухгалтерского учета;

в) выявления товарно-материальных ценностей, частично потерявших свое первоначальное качество, и устаревших морально;

г) выявление сверхнормативных и не используемых материальных ценностей (так называемых "неликвидов") с целью последующей реализации;

д) реальности стоимости учтенных на балансе товарно-материальных ценностей, сумм денежных средств в кассах, на расчетном и других счетах в учреждениях банков, денежных средств в пути, дебиторской и кредиторской задолженности, незавершенного производства, расходов будущих периодов, проверка соблюдения правил и условий хранения материальных ценностей и денежных средств, а также правил содержания и эксплуатации машин, оборудования и других основных средств;

е) проверка резерва предстоящих расходов и платежей и других статей баланса.

Проведение инвентаризации возлагается на постоянно действующую в организации инвентаризационную комиссию, персональный состав которой утверждается приказом (распоряжением) руководителя организации в начале отчетного года. В состав комиссии могут включаться представители администрации организации, работники бухгалтерской службы, другие специалисты, в том числе и представители службы внутреннего аудита предприятия и независимых аудиторских организаций.

Сроки проведения инвентаризации определяются также распоряжением руководителя организации. При этом по объектам основным средств, незавершенному производству, материально-производственным запасам инвентаризация может проводиться и до окончания года. Инвентаризация же расчетов может осуществляться только на отчетную дату, а именно на 1 января 200_ года, так как в противном случае не будут подтверждены соответствующие статьи баланса. Поэтому период итоговой инвентаризации, как правило, приходится на октябрь отчетного года - февраль следующего календарного года.

К имуществу организации , наличие которого должно быть проверено в ходе инвентаризации, относятся основные средства, нематериальные активы, финансовые вложения, производственные запасы, готовая продукция, товары, прочие запасы, денежные средства и прочие финансовые активы.

Под финансовыми обязательствами понимаются кредиторская задолженность, кредиты банков, займы и резервы.

При оформлении результатов инвентаризации применяются формы первичных учетных документов, утвержденные постановлением Госкомстата РФ от 18.08.1998 года N 88 "Об утверждении унифицированных форм первичной учетной документации по учету кассовых операций, по учету результатов инвентаризации".

Так, например, распоряжение о проведении итоговой инвентаризации оформляется на бланке "Приказа о проведении инвентаризации" (форма № ИНВ-22), в котором определяются содержание, объем, порядок и сроки проведения инвентаризации, а также персональный состав инвентаризационной комиссии. Приказ регистрируется в "Журнале учета контроля за выполнением приказов о проведении инвентаризации" (форма N ИНВ-23).

Необходимо учитывать, что отсутствие хотя бы одного члена комиссии при проведении инвентаризации служит основанием для признания результатов инвентаризации недействительными.

Инвентаризация имущества организуется по их местонахождению и материально ответственным лицам. Проверка фактического наличия товарно-материальных ценностей производится при обязательном участии материально ответственных лиц путем обязательного их пересчета, перевешивания или перемеривания.

До начала проверки фактического наличия имущества от материально ответственных лиц должны быть получены расписки о том, что к началу инвентаризации все расходные и приходные документы на имущество сданы в бухгалтерию или переданы комиссии и все ценности, поступившие на их ответственность, оприходованы, а выбывшие - списаны в расход. В течение времени, когда проводится инвентаризация, помещения где хранятся материальные ценности при уходе инвентаризационной комиссии должны быть опечатаны, описи должны хранится в ящике (сейфе) в закрытом помещении, где проводится инвентаризация.

Сведения о фактическом наличии имущества организации и реальности учтенных финансовых обязательств отражаются в инвентаризационных описях или актах, составленных по типовым формам ("Инвентаризационная опись основных средств" (форма N ИНВ-1); "Инвентаризационная опись нематериальных активов" (форма N ИНВ-1а); "Инвентаризационная опись товарно-материальных ценностей" (форма N ИНВ-3); "Акт инвентаризации товарно-материальных ценностей отгруженных" (форма N ИНВ-4) и др.).

Каждая из описей составляется в двух экземплярах, подписывается членами комиссии и лицом, ответственным за сохранность. Один экземпляр передается в бухгалтерию для составления сличительной ведомости, а второй остается у материально ответственных лиц.

Все товарно-материальные ценности заносятся в описи по каждому отдельному наименованию с указанием вида, группы, количества и других необходимых данных (артикула, сорта и т.д.).

На отгруженные или находящиеся в пути ценности должны заполняться отдельные формы - "Акт инвентаризации товарно-материальных ценностей отгруженных" (форма N ИНВ-4) и "Акт инвентаризации товарно-материальных ценностей, находящихся в пути" (форма N ИНВ-6).

В акте инвентаризации расчетов с покупателями, поставщиками, прочими дебиторами и кредиторами (типовая форма N ИНВ-17) отражаются сведения (данные) о расчетах с покупателями, поставщиками и прочими дебиторами и кредиторами. Следует учитывать, что до начала инвентаризации должны быть составлены акты сверки со всеми категориями поставщиков, покупателей, прочих дебиторов и кредиторов, а также по получателям сумм налогов и других обязательных отчислений, и направлены по принадлежности (по почте, нарочным и т.п.).

По расчетам же с банками и бюджетом суммы задолженности должны быть согласованы с соответствующими организациями и быть тождественны, неурегулирование сумм по данным расчетам не допускается.

Описи подписываются всеми членами комиссии и материально ответственными лицами. В описи должны включаться все выявленные ценности, в том числе и излишествующие, а на выявленные при инвентаризации негодные или испорченные ценности составляются соответствующие акты.

По результатам проверок фактического наличия имущества и финансовых обязательств должны составляться сличительные ведомости ("Сличительная ведомость результатов инвентаризации основных средств" (форма N ИНВ-18); "Сличительная ведомость результатов инвентаризации товарно-материальных ценностей" (форма N ИНВ-19). Во всех случаях сличительные ведомости составляются только по имуществу, при инвентаризации которого были выявлены отклонения от учетных данных.

Обобщенные данные результатов проведенных инвентаризаций обобщаются в "Ведомости результатов, выявленных инвентаризацией" (форма N ИНВ-26).

Выявленные при проведении инвентаризации расхождения докладываются председателем инвентаризационной комиссии руководителю организации с целью определения порядка их регулирования.

По результатам рассмотрения представленных материалов (в том числе объяснений материально ответственных лиц) руководитель организации принимает решение о взаимном зачете излишков и недостач в результате инвентаризации; о списании выявленных недостач в пределах норм естественной убыли; привлечении виновных лиц к ответственности за недостачи ценностей сверх норм естественной убыли (в том числе с передачей дел в следственные или судебные органы).

Выявленные при инвентаризации расхождения между фактическим наличием имущества и данными бухгалтерского учета отражаются в следующем порядке:

а) излишек имущества приходуется по рыночной стоимости на дату проведения инвентаризации и соответствующая сумма зачисляется на финансовые результаты:

Д 01,04,10,41 К 91 "Прочие доходы и расходы", субсчет "Прочие доходы".

б) недостача имущества и его порча в пределах норм естественной убыли относятся на издержки производства или обращения (расходы), сверх норм - за счет виновных лиц. Если виновные лица не установлены или суд отказал во взыскании убытков с них, то убытки от недостачи имущества и его порчи списываются на финансовые результаты. Рассмотрим подробнее.

Отражение недостачи имущества в пределах норм естественной убыли :

Д 94 "Недостачи и потери от порчи ценностей" К 10,41;

Д 26,44 К 94 - списание недостач в пределах утвержденных норм естественной убыли на себестоимость продукции (работ, услуг), издержки обращения; или

Д 96 "Резервы предстоящих расходов" К 94 - списание недостач в пределах норм естественной убыли за счет создаваемого на предприятии торговли и общественного питания для этих целей резерва предстоящих расходов и платежей;

Списание убытков от недостач и порчи ценностей сверх норм естественной убыли (в случае отсутствия установленных норм - в полном размере недостачи) может быть произведено:

1) за счет виновных лиц - в следующих случаях:

Если лица признаны виновными решениями суда;

Если лица являются виновными как материально-ответственные лица;

В других случаях, в соответствии с .

Погашение суммы недостач и порчи материальных ценностей виновными лицами оформляется следующими записями по счетам учета:

Д 73 "Расчеты с персоналом по прочим операциям" К 94 - отнесение недостачи на виновных лиц;

Д 50, 70 К 73, - ущерб возмещен виновным лицом путем внесения наличных денег в кассу организации или посредством удержания сумм из заработной платы;

2) за счет финансового результата деятельности организации, если решениями следственных или судебных органов подтверждено отсутствие виновных лиц или дан мотивированный отказ от судопроизводства в отношении этих лиц;

Д 91 К 94 - отнесение недостачи (убытков) сверх норм естественной убыли на внереализационные расходы организации;

3) за счет собственных средств организации, оставшихся после налогообложения - в следующих случаях:

Если виновные лица не установлены, а организация не принимает мер к их розыску или рассмотрению дела в судебном порядке;

Если виновные лица установлены, а организация не принимает мер к взысканию с них суммы убытков ни в судебном, ни во внесудебном порядке.

Д 91 К 94 - без уменьшения налогооблагаемой базы по налогу на прибыль.

Пересмотр положений учетной политики

Положения учетной политики организации, действующий в текущем году, должны были быть скорректированы согласно новым Положениям по бухгалтерскому учету.

Проведение документальной проверки оформления хозяйственных операций

Все хозяйственные операции, проводимые организацией, должны в обязательном порядке оформляться оправдательными документами. Первичные документы за отчетный год должны быть (по крайней мере, выборочно) проверены на соответствие установленным Госкомстатом РФ формам, а также на наличие обязательных реквизитов. Следует отметить, что при отсутствии какого-либо обязательного реквизита, такой первичный документ может быть не принят для рассмотрения налоговыми или иными проверяющими органами с вытекающими отсюда последствиями. Такой первичный документ должен быть дооформлен или оформлен заново.

Проверяется следующее, все ли операции, оформленные документально, нашли свое отражение в бухгалтерском учете, и наоборот, все ли бухгалтерские проводки подтверждены документально. В случае необходимости оправдательные документы восстанавливаются до начала составления отчетности.

Исправление ошибок

Все хозяйственные операции, оформленные документально, в обязательном порядке должны найти свое отражение в бухгалтерском учете за отчетный год. В том случае, если при проверке (по крайней мере выборочной или по внушающим опасения сферам хозяйственных операций) будут выявлены неправильно оформленные бухгалтерские записи, они должны быть исправлены в бухгалтерском учете, отчетности и налоговых расчетах.

В случае выявления организацией неправильного отражения хозяйственных операций текущего периода до окончания отчетного года или до даты утверждения бухгалтерской отчетности, исправления производятся записями по соответствующим счетам бухгалтерского учета в том месяце отчетного периода, когда искажения выявлены или в декабре текущего года.

При этом неправильная запись сторнируется и производится правильная запись по счетам бухгалтерского учета. При необходимости, на разницу в суммах может быть оформлена дополнительная запись по учету.

Завершающие записи по счетам бухгалтерского учета и реформация баланса

Реформация баланса организации - это итоговые проводки, которые распределяют полученную в течение отчетного года прибыль или списывают полученный за отчетный год убыток.

Прежде всего отметим, что до проведения реформации по всем счетам бухгалтерского учета должны быть определены окончательные остатки по состоянию на отчетную дату, а именно на 1 января следующего года.

Записями, оформляемыми за декабрь отчетного года до даты проведения реформации, могут быть записи, связанные с:

Отражением результатов инвентаризации и выявленных расхождений;

Начислением или списанием сумм резервов;

Исправлением ошибок;

Отражением отдельных доходов и расходов, не подтвержденных расчетными документами;

Отражением последствий событий после отчетной даты (регулируется ПБУ 7/98) и условных фактов хозяйственной деятельности (регулируется ПБУ 8/98).

Для учета финансовых результатов в бюджетных учреждениях используется счет 4 раздела «Финансовый результат» 040100000 «Финансовый результат хозяйствующего субъекта». К данному счету открываются следующие счета в соответствии с планом счетов:

040110000 «Доходы текущего финансового года»

040120000 «Расходы текущего финансового года»

040130000 «Финансовый результат прошлых отчетных периодов»

040140000 «Доходы будущих периодов»

040150000 «Расходы будущих периодов»

Для определения конечного финансового результата деятельности бюджетного учреждения сумма начисленных доходов сопоставляется с суммой начисленных расходов и в случае если по указанным счетам получен кредитовый остаток, то финансовым результатом будет прибыль, в противном случае – убыток.

Учет доходов бюджетного учреждения

Для учета доходов бюджетного учреждения используется счет 040110000 «Доходы текущего финансового года». К нему используются коды КОСГУ: 100 – операции с доходами. К данному счету открываются следующие аналитические счета в соответствии с объектом учета:

040110120 «Доходы от собственности»

040110130 «Доходы от оказания платных услуг»

040110140 «Доходы от сумм принудительного изъятия»

040110150 «Доходы от безвозмездных поступлений от бюджетов»

040110170 «Доходы по операциям с активами», в том числе:

040110171 «Доходы от переоценки активов»

040110172 «Доходы от операций с активами»

040110173 «Чрезвычайные доходы от операций с активами»

040110180 «Прочие доходы»

Признание или начисление доходов отражается в учете учреждения следующими записями:

1) При начислении доходов от сдачи имущества в аренду: Д 020520560 «Расчеты по доходам от собственности» К 040110120.

2) При начислении доходов от продажи товаров, готовой продукции, а также работ и услуг: Д 020530560 «Расчеты по доходам от оказания платных услуг» К 040110130.

3) Начисление доходов от продажи основных средств, нематериальных активов, материальных запасов и другого имущества учреждения отражается: Д 020571560, 020572560, 020574560 К 040110172.

4) Принятие к учету излишков основных средств, материальных запасов, нематериальных активов и других нефинансовых активов отражается: Д 010100310, 010500340, 010200320 К 040110180.

5) При принятии к учету материальных запасов, полученных от ликвидации основных средств, оформляется запись: Д 010500340 К 040110172.

6) При отнесении задолженности по выявленной недостаче нефинансовых активов на виновное лицо оформляется запись: Д 020970560 К 040110172.

7) При начислении доходов в сумме денежных средств, полученных в виде пожертвований и грантов, оформляется запись: Д 020580560 «Расчеты с дебиторами по прочим доходам» К 040110180.

8) При начислении доходов в сумме полученных субсидий на выполнение государственного задания оформляется запись: Д 020580560 К 040110180.

9) При зачислении в доход текущего отчетного периода договорной стоимости выполненных и сданных заказчику отдельных этапов выполненных работ и услуг отражается: Д 040140000 «Доходы будущих периодов» К 040110130.

Уменьшение доходов производится в следующих случаях:

1. При начислении налогов:

а) НДС: Д 040110130, 040110172, 040110120 и т.д. К 030304730.

б) Налог на прибыль: Д 040110130, 040110172, 040110120 и т.д. К 030303730.

2. При списании балансовой стоимости нефинансовых активов, их реализации: Д 040110172 К 010100410, 010200420, 010500440 и т.д.

3. При списании доходов, связанных с продажей нефинансовых активов: Д 040110172 К 040120200 и т.д.

4. При списании себестоимости выполненных работ и услуг, а также товаров и готовой продукции: Д040110130 К 010538440, 010960200 «Себестоимость готовой продукции, работ, услуг».

Таким образом, счет 040110100 является по своей характеристике пассивным счетом.

Учет расходов

Для учета расходов бюджетных учреждений используется счет 040120000.

К нему применяются коды КОСГУ: 200 – операции с расходами.

Открываются следующие аналитические счета по соответствующим группам расходов:

040120211 «Расходы по заработной плате»

040120212 «Расходы по прочим выплатам»

040120213 «Расходы на начисления на выплаты по оплате труда»

040120221 «Расходы на услуги связи»

040120222 «Расходы на транспортные услуги»

040120223 «Расходы на коммунальные услуги»

040120224 «Расходы на арендную плату за пользование имуществом»

040120225 «Расходы на работы, услуги по содержанию имущества»

040120226 «Расходы на прочие работы, услуги»

040120260 «Расходы на социальное обеспечение»

040120271 «Расходы на амортизацию основных средств и нематериальных активов»

040120272 «Расходование материальных запасов»

040120273 «Чрезвычайные расходы по операциям с активами»

040120290 «Прочие расходы»

При начислении расходов бюджетного учреждения в учете оформляются следующие записи:

1) При начислении заработной платы: Д 040120211 К 030211730.

2) При начислении страховых взносов на заработную плату: Д 040120213 К 030302730, 030306730-030311730.

3) При начислении кредиторской задолженности по выполненным работам и оказанным услугам (например, по транспортным услугам): Д 040120222 К 030222730.

4) При начислении кредиторской задолженности по договорам гражданско-правового характера: Д 040120226 К 030226730 «Расчеты по прочим работам, услугам».

5) При начислении стипендий: Д 040120290 К 030291730 «Расчеты по прочим расходам».

6) При начислении расходов учреждения по подотчетным суммам (командировочные): Д 040120212 (суточные), 040120222 (проезд), 040120226 (проживание) К 020800560.

7) При списании расходов по ремонту основных средств: Д 040120225 К 030225730 и т.д.

8) При списании израсходованных материальных запасов: Д 040120272 К 010500440.

9) При начислении амортизации основных средств и нематериальных активов: Д 040120271 К 010400410, 010400420.

10) При списании дебиторской задолженности, нереальной к взысканию: Д 040120273 К 020500660,020600660, 020800660.

По окончании финансового года все аналитические счета к счету 040110100 и 040120200 закрываются путем списания накопленных сумм на финансовый результат прошлых отчетных периодов.

Закрытие финансового года в бюджетном учете и выявление финансовых результатов

В конце финансового года (31 декабря) определяется финансовый результат деятельности бюджетного учреждения путем закрытия счетов учета доходов и расходов текущего финансового года. Закрытие производится с использованием счета 040130000 «Финансовый результат прошлых отчетных периодов». К счету 040130000 не применяются коды КОСГУ.

Операции по заключению счетов текущего финансового года отражаются на основании справки формы № 0504833. При закрытии финансового года оформляются следующие записи:

1) Списываются фактические расходы бюджетного учреждения за текущий финансовый год: Д 040130000 К 040120200.

Списание расходов бюджетного учреждения осуществляется отдельно по каждому коду КОСГУ.

2) Списывается сумма фактических доходов учреждения, начисленных за текущий финансовый год:

Д 040110100 К 040130000. Списание доходов происходит отдельно по каждому коду КОСГУ.

После отражения указанных операций на счете 040130000 формируется конечный финансовый результат деятельности бюджетного учреждения, который называется чистый операционный результат. Он отражается в балансе учреждения формы № 0503730 в разделе 4 «Финансовый результат» и в форме № 0503721 «Отчет о финансовых результатах деятельности учреждения».