Теплоход рассказ. Значение слова теплоход. Примеры употребления слова теплоход в литературе



План:

    Введение
  • 1 Устройство
  • 2 Распространение
  • 3 История
  • Источники

Введение

Queen Mary 2 - четвертый по размерам в мире пассажирский теплоход после Freedom of the Seas, Oasis of the Seas и Allure of the Seas. Двигатель комбинированный - 4 дизеля и 2 газовые турбины суммарной мощностью 157 000 л.с.

Теплохо́д - самоходное судно, основным двигателем которого является двигатель внутреннего сгорания, чаще всего - дизельный.


1. Устройство

Сравнение размеров Queen Mary 2 с другими транспортными средствами, включая «Титаник»

Теплоход «Герой Танцоров» (ПТ-150) на Тернопольском пруду

Двигатель теплохода может быть малооборотным (в таком случае он работает непосредственно на гребной вал) либо высокооборотным. Высокооборотный двигатель соединяется с гребным валом при помощи передачи. Наиболее распространённые типы передач - механическая (редуктор) и электрическая. В случае электрической передачи, дизель вращает генератор постоянного тока или генератор переменного тока, электричеством которого питаются двигатели, приводящие в движение гребной вал. Электрическая передача позволяет плавно регулировать скорость вращения гребного винта. Теплоходы с электропередачей нередко выделяют в отдельный класс судов, дизель-электроходы .

Пуск судовых дизелей производится при помощи сжатого воздуха. Тепло выхлопных газов используют для выработки пара, который в свою очередь используется для отопления, обогрева воды, выработки электричества и других судовых нужд.

Встречается на теплоходах также и гидравлическая передача.

В настоящее время самый мощный судовой дизель - двигатель RTA96-C, выпускаемый финской фирмой Вяртсиля (Wärtsilä). Этот 14-цилиндровый двигатель развивает мощность в 108920 л.с.


2. Распространение

В настоящее время теплоходы - самый распространённый тип судов. Они практически полностью вытеснили пароходы. Только скоростные суда чаще используют турбинную силовую установку (впрочем, такие суда, турбоходы , иногда также причисляют к теплоходам).

Также дизель-электрическая энергетическая установка применяется на неатомных подводных лодках для надводного хода.

3. История

Первые дизельные суда в мире появились в России, благодаря фирме «Товарищество нефтяного производства братьев Нобель».

Нобели рано заинтересовались изобретением инженера Рудольфа Дизеля. Уже в 1898 году Нобель приобрёл чертежи дизеля мощностью в 20 л.с.

Через несколько лет технических изысканий инженерам фирмы Нобеля удалось создать работопригодный судовой дизель. Три таких двигателя были установлены в 1903 году на нефтеналивную речную баржу «Вандал» (построенную на Сормовском заводе и привезённую в Петербург) которая стала, таким образом, первым теплоходом в мире.

На «Вандале» было установлено три дизеля, каждый мощностью в 120 л. с., которые приводили в движение винты при помощи электрической передачи, состоявшей из трёх генераторов и электромоторов.

В 1904 году фирмой Нобеля был построен следующий теплоход, «Сармат», также бывший речным танкером. Он имел два дизеля по 180 л. с. и два электрогенератора, но электропередача использовалась только для заднего хода и маневрирования, а в остальное время дизели приводили гребные валы в движение непосредственно. «Вандал» и «Сармат» имели грузоподъёмность в 750 тонн каждый.

Первый реверсионный (могущий работать в обоих направлениях) дизельный двигатель был также создан в России. Он был установлен на построенной в 1908 году подводной лодке «Минога».

В том же году и опять же в России был построен первый морской теплоход - танкер «Дело», предназначенный для работы на Каспийском море. Он имел два двигателя общей мощностью в 1000 л.с. (по другим данным - 2000 л.с.). «Дело» было крупным судном, его длина составляла 106 метров, ширина - 15 метров, а грузоподъёмность достигала 4000 тонн.

Интересно, что наряду с винтовыми теплоходами строились и колёсные теплоходы: например буксир «Коломенский» (позднее - «Мысь»). Однако такие суда оказались неудачными: для привода гребных колёс дизелем использовалась сложная механическая передача, которая часто ломалась. Вскоре от колёсных теплоходов отказались.

Теплоход «Урал»

Первые теплоходы России:

  • 1903 - «Вандал»
  • 1904 - «Сармат»
  • 1907 - «Коломенский»
  • 1908 - «Илья Муромец»
  • 1908 - «Лезгин» (360 номинальных сил)
  • 1908 - «Дело»
  • 1910 - «Опыт» - колёсный теплоход для перевозки муки, грузоподъёмностью около 50 тонн
  • 1911 - «Урал» - колёсный теплоход, первый пассажирский теплоход в мире, 800 номинальных сил (сгорел в 1916)
  • 1912 - «Инженер Корейво» - грузовой теплоход мощностью в 600 номинальных сил и грузоподъёмностью в 70 тысяч пудов. Построен на Коломенском заводе
  • 1913 - «Данилиха» - сухогруз, грузоподъёмность 2000 тонн, мощность 300 номинальных сил. Построен по проекту инженера Н. В. Кабачинского на Сормовском заводе
  • 1915 - «Москвич», первый в мире буксир-теплоход с горизонтальным двигателем

Кроме крупных, некоторые из которых отмечены в списке, строились или переоборудовались под теплоходы и малые суда. К 1914 году на Волге их было уже около двухсот, а число крупных теплоходов составляло 48 (пассажирских и грузопассажирских - 16, грузовых - 12, буксиров - 20)

Таким образом в течение весьма небольшого времени российская промышленность освоила выпуск теплоходов. Приобретённый опыт позволил перейти от опытных единичных судов к серийному производству. В 1907 году Коломенский завод приступил к строительству серии пассажирских теплоходов с винтовым приводом (заказчиком выступало акционерное общество «Кавказ и Меркурий»). Первое судно серии, которое назвали «Бородино», было готово к 1911 году. Строительство серии таких теплоходов продолжалось до 1917 года, всего было построено 11 теплоходов.

Самые долговечные суда этой серии, «Урицкий» (первоначально - «Царьград»), «Парижская Коммуна» (первоначально - «Иоанн Грозный») и собственно «Память тов. Маркина» (первоначально «Багратион») - проработали на Волге до 1991 года.

За пределами России теплоходы начали строить в 1911 году в Германии и в 1912 в Великобритании и Дании. Датская «Зеландия» (Sealandia), спущенная на воду в 1911 году, стала первым океанским теплоходом. Это судно было очень успешным: за первые двенадцать лет службы ремонт двигателей пришлось проводить только один раз. «Зеландия» проработала до 1942 года.

Теплоходы стали довольно массовыми к тридцатым годам (по данным регистра Ллойда, в 1930 году они составляли 10 % мирового гражданского флота), а к 1974 году, по данным того же источника, они составляли уже 88,5 % мирового гражданского флота.

По сравнению с пароходами теплоходы имели следующие преимущества: более высокий КПД, меньший расход топлива (а следовательно, большую грузоподъёмность и больший запас хода), более высокая надёжность двигателя.


Источники

  • К.В. Рыжков. «Сто великих изобретений», Москва, «Вече», 2002. ISBN 5-7838-0528-9
  • Энциклопедия кораблей. «Полигон», «Аст», Москва - Санкт-Петербург, MCMXCVII. ISBN 5-89173-008-1
  • Большая Советская энциклопедия

Впервые была оборудована тремя дизельными двигателями нефтеналивная баржа «Вандал» в 1903 г., предназначенная для плавания по рекам, которая и считается первым в мире теплоходом. Ее дизели имели мощность в 120 л.с. и приводились в движение винтами с помощью электрической передачи, в которую входили три электромотора и генератора.

В 1904 г. компания Нобеля разработала новый теплоход «Сармат», являвшийся речным . Он был снабжен двумя электрогенераторами и дизелями по 180 л.с. каждый, однако электропередача предназначалась лишь для маневрирования и заднего хода, в остальное же время движение гребных валов осуществлялось с помощью дизелей. И «Вандал», и «Сармат» могли вмещать до 750 т груза каждый.


Теплоход "Урал"

Родиной первого дизельного двигателя реверсивного типа, способного работать в обоих направлениях, также стала Россия. Им была оборудована «Минога», построенная в 1908 г. В этом же году была проверена работоспособность механического реверсного устройства, который установили на теплоход «Мысль». Также впервые в этом же году и снова в Российской империи местные корабелы смогли построить первый в мире морской танкер, названный «Дело», который должен был работать на Каспийском море. Его отличительной особенностью было то, что этот теплоход имел два дизельных двигателя, суммарная мощность которых составляла 1000 л.с. (по другим сведениям - 2000 л.с.).

Наиболее удачным примером колесных теплоходов может служить буксир «Коломенский», вскоре переименованный в «Мысь». Однако этот эксперимент оказался не совсем удачным: гребные колеса приводились в движение дизелем, а для этого судно необходимо было снабжать сложной механической передачей, часто выходившей из строя. Поэтому такие суда вскоре канули в прошлое.

Первые российские теплоходы:

  • 1903 - теплоход «Вандал»;
  • 1904 - теплоход «Сармат»;
  • 1907 - буксир «Коломенский»;
  • 1908 - теплоход «Илья Муромец»;
  • 1908 - теплоход «Лезгин» (360 л.с.);
  • 1908 - теплоход «Дело»;
  • 1910 - теплоход «Опыт» (колесный теплоход, способный перевозить до 50 т груза, использовался для перевозки муки);
  • 1911 - колесный теплоход «Урал», ставший первым пассажирским теплоходом во всем мире. Мощность его двигателя составляла 800 л.с.;
  • 1912 - теплоход грузового типа «Инженер Корейво» с мощностью в 600 л.с., имевший грузоподъемность 70 тыс. пудов;
  • 1913 - сухогруз «Данилиха» с мощностью дизеля в 300 л.с. и грузоподъемностью около 2000 т.;
  • 1915 - первый во всем мире теплоход-буксир «Москвич», снабженный горизонтальным двигателем.

Расцвет эпохи теплоходов

Начало строительства теплоходов за рубежом датируется 1911 (Германия) и 1912 (Дания и Великобритания) годами. Первым теплоходом, сумевшим покорить океанские просторы, стала датская «Зеландия», строительство которой было окончено в 1911 г.

К 1930-м гг. проекты новых теплоходов и их строительство начали носить массовый характер: так, в 1930 г. согласно данным, приведенным в регистре Ллойда, эти суда составляли 10 % всего гражданского флота в мире. К 1974 г. эта цифра возросла до 88,5 %.

Теплоходы имели ряд несомненных преимуществ по сравнению со своими паровыми предшественниками: маленький расход топлива, значительный КПД и высокую надежность, которой отличались дизельные двигатели, способность перевозить большее количество разнообразных грузов.

Как только в российские города приходит лето, у всех жителей появляется непреодолимое желание отдохнуть, уехать подальше от пыльного и шумного мегаполиса, стать ближе к природе. Кто-то едет в загородный дом, а кто-то отправляется на реку в поход, полностью отрываясь от цивилизации. Если же вы приверженец комфорта, то такие варианты вряд ли придутся вам по душе.

Лучше рассмотреть возможность речного круиза, где в комфортных условиях можно наслаждаться природным великолепием и свежим речным воздухом. Степень комфорта каждый волен выбирать исходя из своих материальных возможностей и вкусовых предпочтений. Главное, что такой отдых не заставит вас скучать, ведь постоянная смена пейзажей и городов сделают ваш отпуск интересным и насыщенным.

К тому же, с выражением "речные круизы" мы привыкли ассоциировать лишь круизы по рекам России, однако это далеко не все: существуют разнообразные круизы по рекам Европы, Северной и Южной Америк, а также круизы по рекам экзотических азиатских и африканских стран.

Речные круизы по России

Огромное количество водных артерий, тут и там пересекающих бескрайние просторы России, обеспечивают широкое разнообразие возможных речных круизов. Продолжительность речного путешествия может быть разной - от непродолжительной прогулки на три дня до длительного путешествия на 24 дня.

Экскурсионное направление, естественно, зависит от пункта вашего отправления. Наиболее популярные маршруты с отправлением из Москвы - Углич, Тверь, Константиново. Такая прогулка занимает в среднем два-три дня и обычно организовывается в выходные и праздничные дни. Недельное путешествие на теплоходе из Москвы можно совершить в Кострому, Ярославль или Городец. Популярным коротким речным круизом с отправлением из Нижнего Новгорода является Макарьевский монастырь.

Речные круизы по Европе

Речные путешествия по Европе среди туристов пользуются недюжинной популярностью., Это связано, прежде всего, с тем, что таким образом можно посмотреть большое количество европейских городов, затратив при этом минимум усилий. Однако такое удовольствие будет не из дешевых. К сожалению, далеко не все возможные маршруты и направления европейских круизов известны в России, некоторые вы сможете заказать только на месте. Тем не менее, планируя речной отдых в странах Европы лучше заранее позаботиться и заказать тур, так как из-за своей популярности, путевки разлетаются как горячие пирожки.

Европейскую речную навигацию для туристов из России открывают по традиции круизы на майские праздники. Самыми популярными маршрутами для подобных путешествий являются реки Сена и Роне, Рейн и Дунай, Эльба и Одера, а также реки Испании и Португалии.

Речные круизы по экзотическим странам

Если вы не знаете на чем остановить свой выбор между речным круизом и отдыхом в экзотической стране, можете просто совместить эти направления. Разнообразные речные маршруты доступны для туристов, как в Юго-Восточной Азии, так и в странах Южной Америки.

Что касается Азии, то самыми популярными речными артериями здесь издавна являются Ганг, Брахмапутра и Меконг. К сожалению, комфорт и качество оказываемых во время круиза услуг зачастую оставляет желать лучшего.

Однако эти небольшие недостатки сполна компенсирует насыщенность программы, яркий колорит азиатских стран и огромная культурная и историческая ценность местных достопримечательностей. Нередко круизные суда стилизуются под ту или иную эпоху, которая соотносится с основной темой экскурсий по данному маршруту.

Материал из Wiki

Теплохо́д - обобщающее понятие, описывающее класс самоходных судов , судовая энергетическая установка (далее - СЭУ) которых основана на двигателе, преобразующем энергию сжигания топлива в механическую, но не являющееся пароходом . В подавляющем большинстве случаев в СЭУ теплохода используется дизельный двигатель . Суда, СЭУ которых приводится в движение паровой турбиной или газовой турбиной также принято относить к теплоходам, тем более что СЭУ таких судов часто включает и дизельные двигатели. Таким образом, теплоходами являются почти все самоходные современные суда, кроме атомоходов , парусных судов , и судов, использующих прочие источники энергии.

Классификация

Теплоходом, как следует из определения, может называться почти любое современное судно.

Теплоходы могут разделятся по предназначению:

  • Пассажирские теплоходы - включают пассажирские суда как с неограниченным, так и с ограниченным районом плавания, паромы , суда на подводных крыльях.
  • Грузовые теплоходы - включают суда для перевозки грузов, самого различного назначения, как наливные , сухогрузные , контейнеровозы , суда типа «ро-ро», автомобилевозы , лихтеровозы, лесовозы, рудовозы и т. д.
  • Рыбопромысловые суда
  • Вспомогательные суда - например, ледоколы .
  • Военные корабли.

По району плавания:

  • Неограниченный.
  • Ограниченный морской район плавания.
  • Смешанного плавания (река-море).
  • Внутреннего района плавания (озерные и речные).

По типу ГЭУ:

  • Дизельные.
  • Паротурбинные(котлотурбинные).
  • Газотурбинные (газотурбоходы, газотурбоэлектроходы).
  • Комбинированная ГЭУ - включает например, газовую турбину и дизельный двигатель.
  • Одновальные.
  • Двухвальные.
  • Многовальные.

Устройство

Нобели рано заинтересовались изобретением инженера Рудольфа Дизеля . Уже в 1898 году Нобель приобрёл чертежи дизеля мощностью в 20 л. с. Через несколько лет технических изысканий инженерам фирмы Нобеля удалось создать рабочий судовой дизель. Три таких двигателя были установлены в 1903 году на нефтеналивную речную баржу «Вандал» (построенную на Сормовском заводе и привезённую в Петербург) которая стала, таким образом, первым теплоходом в мире. На «Вандале» было установлено три дизеля, каждый мощностью в 120 л. с., которые приводили в движение винты при помощи электрической передачи, состоявшей из трёх генераторов и электромоторов. Такая сложная схема привода была выбрана из-за нерешенности проблемы реверса дизелей и управления оборотами в широких пределах.

В 1904 году фирмой Нобеля был построен следующий теплоход, «Сармат», также бывший речным танкером . Он имел два дизеля по 180 л. с. и два электрогенератора, но электропередача использовалась только для заднего хода и маневрирования, а в остальное время дизели приводили гребные валы в движение непосредственно. «Вандал» и «Сармат» имели грузоподъёмность в 750 тонн каждый.

Первый реверсивный (могущий работать в обоих направлениях) дизельный двигатель был также создан в России. Он был установлен на построенной в 1908 году подводной лодке «Минога» . В том же году на теплоходе «Мысль» была опробована конструкция механического устройства реверса.

В том же году и опять же в России был построен первый морской теплоход - танкер «Дело», предназначенный для работы на Каспийском море . Он имел два двигателя общей мощностью в 1000 л. с. (по другим данным - 2000 л. с.). «Дело» было крупным судном, его длина составляла 106 метров, ширина - 15 метров, а грузоподъёмность достигала 4000 тонн.

Интересно, что наряду с винтовыми теплоходами строились и колёсные теплоходы: например буксир «Коломенский» (позднее - «Мысь»). Однако такие суда оказались неудачными: для привода гребных колёс дизелем использовалась сложная механическая передача, которая часто ломалась. Вскоре от колёсных теплоходов отказались.

Первые теплоходы России:

  • 1903 - «Вандал»
  • 1904 - «Сармат»
  • 1907 - «Коломенский»
  • 1908 - «Илья Муромец»
  • 1908 - «Лезгин » (360 номинальных сил)
  • 1908 - «Дело»
  • 1910 - «Опыт» - колёсный теплоход для перевозки муки, грузоподъёмностью около 50 тонн
  • 1911 - «Урал » - колёсный теплоход, первый пассажирский теплоход в мире, 800 номинальных сил (сгорел в 1916)
  • 1912 - «Инженер Корейво» - грузовой теплоход мощностью в 600 номинальных сил и грузоподъёмностью в 70 тысяч пудов. Построен на Коломенском заводе
  • 1913 - «Данилиха» - сухогруз, грузоподъёмность 2000 тонн, мощность 300 номинальных сил. Построен по проекту инженера Н. В. Кабачинского на Сормовском заводе
  • 1915 - «Москвич», первый в мире буксир-теплоход с горизонтальным двигателем

Кроме крупных, некоторые из которых отмечены в списке, строились или переоборудовались под теплоходы и малые суда. К 1914 году на Волге их было уже около двухсот, а число крупных теплоходов составляло 48 (пассажирских и грузопассажирских - 16, грузовых - 12, буксиров - 20). Таким образом в течение весьма небольшого времени российская промышленность освоила выпуск теплоходов. Приобретённый опыт позволил перейти от опытных единичных судов к серийному производству. В 1907 году Коломенский завод приступил к строительству серии пассажирских теплоходов с винтовым приводом (заказчиком выступало акционерное общество «Кавказ и Меркурий »). Первое судно серии, которое назвали «Бородино», было готово к 1911 году. Строительство серии таких теплоходов продолжалось до 1917 года, всего было построено 11 теплоходов. Самые долговечные суда этой серии, «Урицкий» (первоначально - «Царьград»), «Парижская Коммуна» (первоначально - «Иоанн Грозный») и собственно «Память тов. Маркина » (первоначально «Багратион») - проработали на Волге до 1991 года.

За пределами России теплоходы начали строить в 1911 году в Германии и в 1912 году в Великобритании и Дании . Датская «Зеландия» (Sealandia), спущенная на воду в 1911 году, стала первым океанским теплоходом. Это судно было очень успешным: за первые двенадцать лет службы ремонт двигателей пришлось проводить только один раз. «Зеландия» проработала до 1942 года.

Теплоходы стали довольно массовыми к тридцатым годам (по данным регистра Ллойда, в 1930 году они составляли 10 % мирового гражданского флота), а к 1974 году, по данным того же источника, они составляли уже 88,5 % мирового гражданского флота.

По сравнению с пароходами теплоходы имели следующие преимущества: более высокий КПД , меньший расход топлива (а следовательно, большую грузоподъёмность и больший запас хода), более высокая надёжность двигателя.

Источники

  • К. В. Рыжков. «Сто великих изобретений», Москва, «Вече», 2002. ISBN 5-7838-0528-9
  • Энциклопедия кораблей. «Полигон», «Аст», Москва - Санкт-Петербург, MCMXCVII. ISBN 5-89173-008-1

Напишите отзыв о статье "Теплоход"

Ссылки

См. также

Отрывок, характеризующий Теплоход

Император находится при армии, чтобы воодушевлять ее, а присутствие его и незнание на что решиться, и огромное количество советников и планов уничтожают энергию действий 1 й армии, и армия отступает.
В Дрисском лагере предположено остановиться; но неожиданно Паулучи, метящий в главнокомандующие, своей энергией действует на Александра, и весь план Пфуля бросается, и все дело поручается Барклаю, Но так как Барклай не внушает доверия, власть его ограничивают.
Армии раздроблены, нет единства начальства, Барклай не популярен; но из этой путаницы, раздробления и непопулярности немца главнокомандующего, с одной стороны, вытекает нерешительность и избежание сражения (от которого нельзя бы было удержаться, ежели бы армии были вместе и не Барклай был бы начальником), с другой стороны, – все большее и большее негодование против немцев и возбуждение патриотического духа.
Наконец государь уезжает из армии, и как единственный и удобнейший предлог для его отъезда избирается мысль, что ему надо воодушевить народ в столицах для возбуждения народной войны. И эта поездка государя и Москву утрояет силы русского войска.
Государь отъезжает из армии для того, чтобы не стеснять единство власти главнокомандующего, и надеется, что будут приняты более решительные меры; но положение начальства армий еще более путается и ослабевает. Бенигсен, великий князь и рой генерал адъютантов остаются при армии с тем, чтобы следить за действиями главнокомандующего и возбуждать его к энергии, и Барклай, еще менее чувствуя себя свободным под глазами всех этих глаз государевых, делается еще осторожнее для решительных действий и избегает сражений.
Барклай стоит за осторожность. Цесаревич намекает на измену и требует генерального сражения. Любомирский, Браницкий, Влоцкий и тому подобные так раздувают весь этот шум, что Барклай, под предлогом доставления бумаг государю, отсылает поляков генерал адъютантов в Петербург и входит в открытую борьбу с Бенигсеном и великим князем.
В Смоленске, наконец, как ни не желал того Багратион, соединяются армии.
Багратион в карете подъезжает к дому, занимаемому Барклаем. Барклай надевает шарф, выходит навстречу v рапортует старшему чином Багратиону. Багратион, в борьбе великодушия, несмотря на старшинство чина, подчиняется Барклаю; но, подчинившись, еще меньше соглашается с ним. Багратион лично, по приказанию государя, доносит ему. Он пишет Аракчееву: «Воля государя моего, я никак вместе с министром (Барклаем) не могу. Ради бога, пошлите меня куда нибудь хотя полком командовать, а здесь быть не могу; и вся главная квартира немцами наполнена, так что русскому жить невозможно, и толку никакого нет. Я думал, истинно служу государю и отечеству, а на поверку выходит, что я служу Барклаю. Признаюсь, не хочу». Рой Браницких, Винцингероде и тому подобных еще больше отравляет сношения главнокомандующих, и выходит еще меньше единства. Сбираются атаковать французов перед Смоленском. Посылается генерал для осмотра позиции. Генерал этот, ненавидя Барклая, едет к приятелю, корпусному командиру, и, просидев у него день, возвращается к Барклаю и осуждает по всем пунктам будущее поле сражения, которого он не видал.
Пока происходят споры и интриги о будущем поле сражения, пока мы отыскиваем французов, ошибившись в их месте нахождения, французы натыкаются на дивизию Неверовского и подходят к самым стенам Смоленска.
Надо принять неожиданное сражение в Смоленске, чтобы спасти свои сообщения. Сражение дается. Убиваются тысячи с той и с другой стороны.
Смоленск оставляется вопреки воле государя и всего народа. Но Смоленск сожжен самими жителями, обманутыми своим губернатором, и разоренные жители, показывая пример другим русским, едут в Москву, думая только о своих потерях и разжигая ненависть к врагу. Наполеон идет дальше, мы отступаем, и достигается то самое, что должно было победить Наполеона.

На другой день после отъезда сына князь Николай Андреич позвал к себе княжну Марью.
– Ну что, довольна теперь? – сказал он ей, – поссорила с сыном! Довольна? Тебе только и нужно было! Довольна?.. Мне это больно, больно. Я стар и слаб, и тебе этого хотелось. Ну радуйся, радуйся… – И после этого княжна Марья в продолжение недели не видала своего отца. Он был болен и не выходил из кабинета.
К удивлению своему, княжна Марья заметила, что за это время болезни старый князь так же не допускал к себе и m lle Bourienne. Один Тихон ходил за ним.
Через неделю князь вышел и начал опять прежнюю жизнь, с особенной деятельностью занимаясь постройками и садами и прекратив все прежние отношения с m lle Bourienne. Вид его и холодный тон с княжной Марьей как будто говорил ей: «Вот видишь, ты выдумала на меня налгала князю Андрею про отношения мои с этой француженкой и поссорила меня с ним; а ты видишь, что мне не нужны ни ты, ни француженка».
Одну половину дня княжна Марья проводила у Николушки, следя за его уроками, сама давала ему уроки русского языка и музыки, и разговаривая с Десалем; другую часть дня она проводила в своей половине с книгами, старухой няней и с божьими людьми, которые иногда с заднего крыльца приходили к ней.
О войне княжна Марья думала так, как думают о войне женщины. Она боялась за брата, который был там, ужасалась, не понимая ее, перед людской жестокостью, заставлявшей их убивать друг друга; но не понимала значения этой войны, казавшейся ей такою же, как и все прежние войны. Она не понимала значения этой войны, несмотря на то, что Десаль, ее постоянный собеседник, страстно интересовавшийся ходом войны, старался ей растолковать свои соображения, и несмотря на то, что приходившие к ней божьи люди все по своему с ужасом говорили о народных слухах про нашествие антихриста, и несмотря на то, что Жюли, теперь княгиня Друбецкая, опять вступившая с ней в переписку, писала ей из Москвы патриотические письма.
«Я вам пишу по русски, мой добрый друг, – писала Жюли, – потому что я имею ненависть ко всем французам, равно и к языку их, который я не могу слышать говорить… Мы в Москве все восторжены через энтузиазм к нашему обожаемому императору.
Бедный муж мой переносит труды и голод в жидовских корчмах; но новости, которые я имею, еще более воодушевляют меня.
Вы слышали, верно, о героическом подвиге Раевского, обнявшего двух сыновей и сказавшего: «Погибну с ними, но не поколеблемся!И действительно, хотя неприятель был вдвое сильнее нас, мы не колебнулись. Мы проводим время, как можем; но на войне, как на войне. Княжна Алина и Sophie сидят со мною целые дни, и мы, несчастные вдовы живых мужей, за корпией делаем прекрасные разговоры; только вас, мой друг, недостает… и т. д.
Преимущественно не понимала княжна Марья всего значения этой войны потому, что старый князь никогда не говорил про нее, не признавал ее и смеялся за обедом над Десалем, говорившим об этой войне. Тон князя был так спокоен и уверен, что княжна Марья, не рассуждая, верила ему.
Весь июль месяц старый князь был чрезвычайно деятелен и даже оживлен. Он заложил еще новый сад и новый корпус, строение для дворовых. Одно, что беспокоило княжну Марью, было то, что он мало спал и, изменив свою привычку спать в кабинете, каждый день менял место своих ночлегов. То он приказывал разбить свою походную кровать в галерее, то он оставался на диване или в вольтеровском кресле в гостиной и дремал не раздеваясь, между тем как не m lle Bourienne, a мальчик Петруша читал ему; то он ночевал в столовой.
Первого августа было получено второе письмо от кня зя Андрея. В первом письме, полученном вскоре после его отъезда, князь Андрей просил с покорностью прощения у своего отца за то, что он позволил себе сказать ему, и просил его возвратить ему свою милость. На это письмо старый князь отвечал ласковым письмом и после этого письма отдалил от себя француженку. Второе письмо князя Андрея, писанное из под Витебска, после того как французы заняли его, состояло из краткого описания всей кампании с планом, нарисованным в письме, и из соображений о дальнейшем ходе кампании. В письме этом князь Андрей представлял отцу неудобства его положения вблизи от театра войны, на самой линии движения войск, и советовал ехать в Москву.
За обедом в этот день на слова Десаля, говорившего о том, что, как слышно, французы уже вступили в Витебск, старый князь вспомнил о письме князя Андрея.
– Получил от князя Андрея нынче, – сказал он княжне Марье, – не читала?
– Нет, mon pere, [батюшка] – испуганно отвечала княжна. Она не могла читать письма, про получение которого она даже и не слышала.
– Он пишет про войну про эту, – сказал князь с той сделавшейся ему привычной, презрительной улыбкой, с которой он говорил всегда про настоящую войну.
– Должно быть, очень интересно, – сказал Десаль. – Князь в состоянии знать…
– Ах, очень интересно! – сказала m llе Bourienne.
– Подите принесите мне, – обратился старый князь к m llе Bourienne. – Вы знаете, на маленьком столе под пресс папье.
M lle Bourienne радостно вскочила.
– Ах нет, – нахмурившись, крикнул он. – Поди ты, Михаил Иваныч.
Михаил Иваныч встал и пошел в кабинет. Но только что он вышел, старый князь, беспокойно оглядывавшийся, бросил салфетку и пошел сам.
– Ничего то не умеют, все перепутают.
Пока он ходил, княжна Марья, Десаль, m lle Bourienne и даже Николушка молча переглядывались. Старый князь вернулся поспешным шагом, сопутствуемый Михаилом Иванычем, с письмом и планом, которые он, не давая никому читать во время обеда, положил подле себя.

теплоход

А, м. Судно с двигателем внутреннего сгорания.

прил. теплоходный, -ая, -ое.

Новый толково-словообразовательный словарь русского языка, Т. Ф. Ефремова.

теплоход

м. Морское или речное судно, приводимое в движение двигателями внутреннего сгорания.

Энциклопедический словарь, 1998 г.

теплоход

судно, приводимое в движение двигателем внутреннего сгорания (дизелем); мощность главного двигателя передается на движитель непосредственно или через редуктор. Наиболее распространенный тип самоходного судна.

Теплоход

судно , приводимое в движение двигателем внутреннего сгорания; наиболее распространённый тип самоходного судна. Мощность от главного судового двигателя Т. передаётся на движитель непосредственно или с помощью редуктора, иногда через соединительные муфты, (механические, гидравлические и др.). Ранее Т. назывались также дизель-электроходы ≈ суда с дизельными главными двигателями и электрической передачей мощности на гребные электродвигатели (см. Электроход).

Т. впервые построены в России: для работы на р. Волге ≈ винтовой танкер «Вандал» (1903) с 3 двигателями мощностью по 88 квт (120 л. с.) и электропередачей на гребной вал, танкер «Сармат» (1904) с механическим приводом гребного вала, колёсное буксирное судно «Мысль» (1907) и др.; для работы на Каспийском море≈ танкер «Дело» (1908) с 2 главными двигателями общей мощностью 735 квт (1000 л. с.). Первая подводная лодка с 2 четырёхтактными реверсивными двигателями внутреннего сгорания мощностью по 88 квт ≈ русская «Минога» (1908). За рубежом транспортные Т. появились в 1922 ≈ в Дании был сооружен танкер «Зеландия» с 2 двигателями мощностью по 920 квт (1250 л. с.). В 1913 из 80 Т. мирового флота 70 принадлежали России.

Совершенствование судовых двигателей внутреннего сгорания ≈ повышение их кпд, уменьшение массы, габаритов, повышение надёжности, увеличение агрегатной мощности ≈ способствовало вытеснению Т. судов с паровыми машинами. К 1930 в составе гражданского флота, по данным английского «Регистра судоходства Ллойда», было около 10% Т. По тому же источнику, к середине 1974 доля Т. возросла примерно до 88,5% (учитывая суда вместимостью не менее 100 рег. т), а их вместимость составила 63% от валовой вместимости мирового самоходного флота. Среди заказанных и строящихся к кон. 1974 судов дедвейтом не менее 2000 т Т. было около 83% по количеству судов, или около 43% по дедвейту, и около 63% по мощности главных двигателей.

В качестве главных двигателей на Т. применяют двух- и четырёхтактные, мало-, средне- и высокооборотные двигатели внутреннего сгорания. В 1975 наибольшая агрегатная мощность судовых двигателей достигла 36300 квт (48 000 л. с.) на паромах-Т. (Япония), наибольшая мощность установки ≈2 ` 29 400 квт (2 × 40000 л. с.) на контейнеровозах (Япония). При высокой мощности главных двигателей Т. могут конкурировать с турбоходами. В составе вспомогательного оборудования машинного отделения Т. ≈ воздушные компрессоры и баллоны со сжатым воздухом для пуска двигателей, система охлаждения поршней и цилиндров забортной и пресной водой, оборудование для очистки и подачи в двигатель под высоким давлением топлива и смазочного масла. Теплота отходящих газов от двигателей средней и большой мощности на ходу используется для выработки пара в утилизационном котле; пар используют для производства электроэнергии и др. судовых нужд.

Э. Г. Логвинович.

Википедия

Теплоход

Теплохо́д - обобщающее понятие, описывающее класс самоходных судов, судовая энергетическая установка которых основана на двигателе, преобразующем энергию сжигания топлива в механическую, но не являющееся пароходом . В подавляющем большинстве случаев в СЭУ теплохода используется дизельный двигатель. Суда, СЭУ которых приводится в движение паровой турбиной или газовой турбиной также принято относить к теплоходам, тем более что СЭУ таких судов часто включает и дизельные двигатели. Таким образом, теплоходами являются почти все самоходные современные суда, кроме атомоходов, парусных судов, и судов, использующих прочие источники энергии.

Примеры употребления слова теплоход в литературе.

Телецком озере легко добраться на теплоходе или катером из Артыбаша, куда приезжают автобусом или попутной машиной из Бийска.

Хоть и рядом, а все по другому - асфальт, три кинотеатра, парк с атракционами, залив, Золотой пляж, прогулочные теплоходы , буфеты, пирожки на вокзале, мороженое на каждом углу, автоматы с газировкой по всему городу.

Всего лишь неделю назад плыл он на прогулочном теплоходе в Васильсурск, начинался отпуск после экзаменов в школе, где он работал учителем математики, и вдруг на тебе, война.

Ниже Винновки в 3 км тогда была зеленая стоянка туристских теплоходов .

После того как вешние шквалистые ветры разгонят остатки льда и острова оденутся зеленью, сюда начинают частить нарядные многопалубные теплоходы - одни со стороны Свири, другие от Вытегры и Повенца.

И все парят позади бессонные чайки, летят за теплоходом от самой Вытегры или Петрозаводска, кружат молча, без обычного дневного галдежа, словно и они не решаются нарушить ночное таинство воды и неба.

Когда теплоход причалил к пристани, Вяча без трапа, первым, спрыгнул с борта и, поджидая друзей, принял независимый вид.

Стоянку запланировал на три часа, чтобы команда теплохода могла походить по земле, местные жители приобрести у нас товар и продукты, а мы у них по дешевке таежные дикоросы и рыбу.

Позднее по воспоминаниям Игнатьева я рассказал об этой обороне по радио, и тогда откликнулись и другие ее участники: капитан буксирного теплохода Днепро-Бугской флотилии Николай Ломакин, живущий сейчас в городе Пинске, инвалид войны Фома Зазирный из города Канева Черкасской области, бывший зенитчик, а сейчас слесарь паровозного депо в Новгороде Анатолий Пинчук, бывший сержант авиационной части, ныне учитель из поселка Новая Ляда Тамбовской области Алексей Русанов, житель Запорожья Владимир Дубинский, инженер Игорь Кислов из города Воронежа и т.

Это был лучший пассажирский теплоход в Западносибирском речном пароходстве.

Далекий заполярный остров Новый, куда на теплоходе ехала Наташа, был хотя и не сказочный, но его история, его земля - тундра, сопки, скалы и коварные песчаные отмели, его бухты и быстринные речки хранили множество тайн и загадок.

Большой океанский теплоход отправлялся в рейс - к далекому заполярному острову.

В это время теплоход как-то особенно накренился и Изюмов, чтобы не упасть, обеими руками вцепился в чью-то юбку.

Жилой модуль напоминал крохотный круизный теплоход - широкий коридор с вереницей дверей и уютные каютки на двоих.

Ничему на научились за 70 лет Вспомнилась прошлогодняя поездка на туристском теплоходе по Енисею, стоянка в селе Курейка у Полярного круга, где Сталин отбывал в 1913--1916 годах царскую ссылку, заметно обветшавшее, но не потерявшее некоторой помпезности просторное здание бывшего музея вождя, слепо зияющее пустыми проемами больших окон.