Свято троицкая приморская мужская пустынь. Троице-сергиева приморская мужская пустынь. История Свято-Троицкой Сергиевой Приморской мужской пустыни

ВОЗРОЖДЕНИЕ. Свято-Троицкая Сергиева Приморская мужская пустынь

Троице-Сергиева Приморская пустынь , мужской монастырь

Историк В.О. Ключевский писал о том, что русское монашество - это отречение от мира во имя идеалов, ему непосильных; c тремление покидать мир усиливалось не от того, что в миру скоплялись бедствия, а по мере того, как в нем возвышались нравственные силы.

Решение о возрождении монастыря и о постепенной передаче участка Русской Православной Церкви было принято в 1993 году. Как и в Александро-Невской лавре, здесь также покоились останки известных деятелей нашей культуры - политических деятелей 19 века, архитекторов, священнослужителей, полководцев. Однако во времена хрущёвской оттепели все монастырские постройки были окончательно снесены, а усыпальницы сровняли с землёй. После запустения и разрухи, вызванной революциями и войнами, шаг за шагом восстанавливается деятельность монастыря. В воскресной и общеобразовательной школах проходит первый учебный год. Но начнём по порядку о том, кто прославил эту обитель.

Венчавшись на царство в Москве, как и все российские самодержцы, Анна Иоанновна совершила паломничество в Троице-Сергиеву Лавру. Будучи поражена благолепием древней обители, она возжелала, чтобы имя Святой Троицы и преподобного Сергия прославилось на берегах Балтики так же, как оно прославлено в окрестностях Первопрестольной. Для этой цели духовнику Императрицы архимандриту Троице-Сергиевой Лавры Варлааму (Высоцкому) была отдана в вечное владение приморская дача, прежде принадлежавшая сестре Государыни Екатерине Иоанновне, герцогине Мекленбург-Шверинской. Таким образом, осенью 1732 года в 19 верстах от Петербурга была основана новая обитель, называвшаяся в первые годы «Приморской Троице-Сергиева монастыря дачей ».

Сохранилось всего три прижизненных портрета Анны Иоанновны, племянницы Петра Первого. Да и те смахивают скорее на карикатуры, чем на серьёзную попытку передать характер императрицы. Разве что этот, - где художник, не стараясь вырисовывать аксессуары, не приукрашивая и не впадая в шаржирование, постарался передать особенности её облика.

Первое время на центральной площади стояла деревянная церковь Успения Пресвятой Богородицы, перевезённая из усадьбы царицы Параскевы Федоровны и освящённая в честь преподобного Сергия Радонежского. По обеим сторонам церкви располагались монашеские кельи и каменный дом настоятеля.

На снимке видны три храма и несколько надгробий, возведённых на протяжении двух веков. Ни одна их этих построек не уцелела.

В царствование Елизаветы Петровны монастырь преобразился. Ко времени ее правления относится немало замечательных памятников зодчества: Зимний Дворец в Петербурге, Большой Дворец в Петергофе, Большой Царскосельский Дворец, собор Смольного монастыря и др. Все эти шедевры были созданы В.В. Растрелли. В 1760 году, по проекту П.А. Трезини , под смотрением Б. Б. Растрелли (первая его работа в России), - был завершен пятиглавый каменный собор - во имя Святой Живоначальной Троицы. По его проекту в 1756 году на месте старой церкви был заложен пятиглавый Свято-Троицкий собор, в 1756-58гг. - церковь преподобного Сергия Радонежского, а также новые монашеские кельи, каменные стены и башни, вместо деревянных.

Императрица Елизавета Петровна

В Троицком соборе в особом киоте стоял прекрасный образ Пресвятой Троицы, написанный К.П. Брюлловым . Главной святыней храма была привезенная из Троицкой лавры основателем пустыни чудотворная икона преподобного Сергия Радонежского. В ризнице хранились два креста с частицами мощей прп. Сергия и вмц. Варвары. Собор был освещен во имя Пресвятой Троицы в 1763 году в присутствии императрицы Екатерины II и ее сына.

Собор во имя Святой Живоначальной Троицы, построен в 1763 году архитектором Франческо Бартоломео Растрелли. Это первая работа зодчего в России. В 1960-е годы собор взорван.

Для самой Екатерины Алексеевны Сергиева пустынь имела особое значение, с пустынью были связаны незабываемые переживания. В дни государственного переворота 1762 года гвардейские войска под предводительством Екатерины II и Е.Р. Дашковой дошли в походе на Петергоф до монастыря и остановились за его стенами. В покоях настоятеля Екатерина Алексеевна дождалась ответ на свой ультиматум: император Петр III дал согласие на отречение от престола. В тот же час в пустыне состоялось самое первое богослужение по случаю счастливого исхода опасного предприятия. С тех пор Екатерина II щедро одаривала монастырь и ежегодно в памятный день справляла в его храме благодарственный молебен.

Пётр III и Екатерина II

Расцвет пустыни начался в 1834, когда ее наместником был назначен архим. Игнатий (Брянчанинов) , автор знаменитых "Аскетических опытов". Игнатий Брянчанинов , ученик иеромонаха Леонида, (Оптинского старца в 1829-1841 гг.), начал восстановление обители с возрождения строгого устава монашеской жизни и упорядочения богослужения, введения «практики умного делания», ежедневной исповеди, как в Оптиной пустыни.

Постижение искусства молитвы начиналось с клиросного пения, и все новоначальные иноки, придя в пустынь, получали послушание в братском хоре. Лучшие церковные композиторы того времени П.И. Турчанинов, А.Ф. Львов (гимн «Боже, царя храни») писали свои музыкальные произведения для монастырского хора, который в 1840 годы был возведен на степень первого в России монашеского хора. Особенно прославился сподвижник Игнатия Брянчанинова духовный композитор схимонах Михаил (Чихачев).

Пение как врачевание, как путь разрешения от земных скорбей - один из символов культуры XIX века. При этом Троице-Сергиева пустынь, находясь на перекрестке культуры и религии, была местом притяжения музыкантов, композиторов. Кроме П.И. Турчанинова, А.Ф. Львова, здесь бывал также М.И. Глинка, прибегая, как и многие другие, к духовным советам отца Игнатия. За духовным советом к святителю Игнатию приезжали великие князья и княгини, в беседах с ним искали вдохновения Н.И. Гнедич, И.А. Крылов, К.Н. Батюшков, А.С. Пушкин.

Хозяйство на этом крошечном участке было настолько налажено, что своего урожая монастырю хватало на целый год. Масло и молоко в дальнейшем также не покупали. Монастырский фруктовый сад был приведен в отличное состояние, - в нем имелось 300 яблонь и 100 вишен.



Достойным продолжателем дел настоятеля Игнатия Брянчанинова стал его бывший келейник Игнатий (Малышев) в течение следующих 40 лет (1857-1897 гг.) Он учился в Императорской Академии художеств у К.П. Брюллова , М.И. Скотти . Многие иконы были выполнены им для монастыря, а сама обитель превращена в образец архитектурного искусства. При нем была завершена архитектором А.М. Горностаевым перестройка храма преподобного Сергия Радонежского, закончен Братский корпус с надвратной церковью во имя Св. Саввы Стратилата. Другой известный архитектор А.И. Штакеншнейдер руководил (1855-1857гг.) последней при Игнатии Брянчанинове постройкой церкви Григория Богослова над могилой графа Г.Г. Кушелева.

В 1884 году Игнатием Малышевым вместе с профессором Академии художеств А.А. Парландом был возведен Храм Воскресения Христова. Выполненный в византийском стиле, вмещающий до 2 500 человек, этот храм стал украшением Сергиевой пустыни. Также совместно с А.А. Парландом, Игнатием Малышевым был создан проект знаменитого «Спаса на Крови» , храма-памятника на месте смертельного ранения императора Александра II.


интерьер Воскресенского храма, 1890-е годы Заботясь о внешнем украшении, настоятели монастыря не забывали о внутреннем созидании, поддерживали высокий духовный авторитет. Из монашеской братии пустыни по традиции выбирались судовые священники для русского военного флота.

внутренний вид Воскресенского храма, 1909 год

По ходатайству настоятеля Игнатия Брянчанинова пустынь была наделена лесным участком в 50 десятин. Земля была заболочена, но после многих трудов полевое монастырское хозяйство поднялось на очень высокий уровень. Достаточно сказать, что в 1882 году в России на выставке хлеборобов Сергиевой пустыни была присуждена большая серебряная медаль за семена ржи, две медных медали - за семена пшеницы и ячменя.

В пустыни действовал инвалидный дом, школа, больница для бедных, странноприимная (ежедневный приют для 15-20 странников), госпиталь во время войны. При монастыре существовала первая Российская Сергиевская школа трезвости, основанная игуменом Павлом (Горшковым). Основатель Александро-Невского общества трезвости отец Александр Рождественский ввел в обычай крестные ходы трезвенников в Троице-Сергиеву пустынь в одно из летних воскресений.

В 1843 году началась постройка каменной церкви в честь Покрова Пресвятой Богородицы. Церковь строилась на средства князя М. В. Кочубея, над могилой его супруги Марии Ивановны, урождённой Барятинской. Проект храма был составлен в норманнском стиле, строили его архитекторы Р. И. Кузьмин и Г. Г. Боссе. Церковь представляла собой копию знаменитого Флорентийского собора.

Внизу: храм прп. Сергия

внутренний вид Сергиевского храма, 1898 год

Пустынь с ее строгим уставным богослужением и прекрасным пением монахов, самоотверженным подвигом любви привлекала потоки богомольцев. Жители Петербурга любили свою Сергиеву пустынь. А знать Петербурга, еще со времен Екатерины II, выбрала пустынь местом погребения своих родных, устраивая фамильные склепы под храмами или рядом с ними. В 1804г. графы Зубовы избрали Троице-Сергиеву пустынь местом захоронения героя суворовских войн, генерала от инфантерии, члена Государственного совета, директора 2-го Кадетского корпуса В.А. Зубова . На средства Зубовых в 1809 году был построен на 30 человек «увечных воинов» Инвалидный дом с церковью Святого великомученика Валерьяна. В подземной части этой церкви - фамильный склеп (27 погребений).

Среди погребенных на монастырском кладбище - представители таких семей, как: Адлерберги, Апраксины, Зубовы, Голицыны, Кочубеи, Кушелевы, Мятлевы, Нарышкины, Перовские, Строгановы, Толстые, Чичерины, Юсуповы, Яковлевы и многие другие. Почетным по своему статусу считалось погребение «Его Императорского Высочества герцога Николая Максимилиановича Лейхтенбергского, князя Романовского ». Здесь также были похоронены канцлер Российской империи А. М. Горчаков; министр народного просвещения А. С. Норов; выдающийся общественный и культурный деятель принц П. Г. Ольденбургский; военные губернаторы Петербурга; выдающиеся архитекторы А.И. Штакеншнейдер и А.М. Горностаев; потомки А. В. Суворова и М. И. Кутузова.



Некоторые часовни и склепы были подлинными произведениями искусства. Территорию обители украшали изящной архитектуры ротонды и оранжереи - усыпальницы: ротонда-усыпальница семьи Толстых, оранжерея-усыпальница семьи принцев Ольденбургских. Из безжалостного разграбления в 30-е, а особенно в 60-е годы, спасти удалось немногое. В фонды Русского музея из родовой усыпальницы Зубовых были переданы бронзовые и мраморные бюсты работы С. Кампиони, Н. Пименова, П. Ставассера. В Некрополь XVIII века Александро-Невской лавры были перенесены художественные надгробия А.А. и Ф.А. Баташевых, Ф.А. Яковлева.

Крест над могилой архитектора А.М. Горностаева (+1862)

Пустынь закрылась в 1919 году, но богослужения еще продолжались. Число братии постепенно сокращалось, последнее пострижение в монашество было в 1926 году. В 1931 году монастырь полностью прекратил свое существование. Перед войной здесь открыли школу переподготовки начсостава военизированной охраны промышленности ВСНХ СССР им. Куйбышева. Во время Великой Отечественной войны с сентября 1941г. вплоть до снятия блокады в январе 1944г. на территории бывшего монастыря находились оккупанты, фашистский штаб армии. Отсюда велась корректировка артобстрела Ленинграда. Монастырские строения, в особенности Троицкий собор и Воскресенская церковь, сильно пострадали от артиллерийских обстрелов. В послевоенные годы начались реставрационные работы. Был составлен проект реставрации Троицкого собора, но в 1962г. собор сняли с государственной охраны и снесли. На его месте устроили плац для открытой на территории бывшего монастыря Средней школы милиции. Несколько ранее та же участь постигла церковь Воскресения Христова и другие церковные постройки. Надгробные памятники, чудом уцелевшие до лета 1964 года, в один день были снесены бульдозером. Правда, два памятника оставили: фамильный склеп Чичериных (возможно, из уважения к наркому иностранных дел в правительстве Ленина Г. В. Чичерину), и мраморный крест на могиле известного архитектора А. М. Горностаева.

Последним перед революцией настоятелем монастыря был архимандрит Сергий, духовник великих князей Константина Константиновича и Дмитрия Константиновича Романовых, живущих в Стрельне и часто молящихся в пустыни. В 1937 году архимандрит был расстрелян, причислен к лику святых Русской Православной Церковью За Границей.

Собор во имя преподобного Сергия Радонежского, построен в 1859 году стараниями архимандрита Игнатия (Брянчанинова) и его преемника архимандрита Игнатия (Малышева) по проекту архитектора А.М. Горностаева

В 1993г. территория бывшего монастыря возвращена Санкт-Петербургской епархии. Это знаменательное событие положило начало возрождению обители. Идут сегодня богослужения в храме преподобного Сергия Радонежского. В 2009 году открылись воскресная и общеобразовательная школы. Светлые идеалы подвижника Сергия о христианской любви к людям будут всегда с нами, как и благоговейная память об ушедших. Память традиций, рода, собственной человеческой истории и благодарность к тем, кто был в ней до тебя - необходимая ступень нравственной зрелости каждого из нас.

Приморская Троице-Сергиева монастыря дача, Сергиева пустынь (пустынь – уединенное поселение отшельников), как обычно называли монастырь, сегодня это – Свято-Троицкая Сергиева Приморская мужская пустынь. Во многом, судьба ее необычна.

1730-1740 годы – время правления родной племянницы Петра I, Анны Иоанновны, которая в делах просвещения и миссионерской деятельности сделала очень многое в интересах Русской Церкви. В 1732 году был подписан указ о передаче Приморской дачи, что по Петергофской дороге, «Троицкому Сергиеву монастырю и Архимандриту Варлааму, и кто по нем, в оной обители, Архимандриты будут в вечное владение». Архимандрит Варлаам (Высоцкий), духовный отец Анны Иоановны, был достойным наместником Троице-Сергиевой Лавры под Москвой. Основанная им Сергиева пустынь, имела положительное значение и для Петербургской епархии, и для всей Русской Церкви.

Скромная обитель занимала небольшой, почти квадратный, участок со стороной около 140м. Она была обнесена деревянной оградой с наугольными башнями. На центральной площади стояла деревянная церковь Успения Пресвятой Богородицы, освещенная в честь преподобного Сергия Радонежского. По обеим сторонам церкви – монашеские кельи и каменный дом настоятеля. Обремененный многими церковными делами, Архимандрит Варлаам не так часто посещал обитель, но похоронить себя завещал именно здесь. Над его могилой была воздвигнута деревянная часовня Тихвинской Божией Матери.

Подъезжая из столицы к Стрельне, паломник уже издали замечал среди зелени окружающих садов и полей золотые кресты и главы, разноцветные стены и крыши монастыря, который на 19-й версте Петергофской дороги основал в 1732 году архимандрит Варлаам (Высоцкий), настоятель Троице-Сергиевой лавры под Москвой. Императрица Анна Иоанновна, духовником которой был Варлаам, подарила для обители бывшую мызу своей сестры - царевны Екатерины Иоанновны, герцогини Меклен-бург-Шверинской.

Варлаам перенес из Петербурга в обитель деревянную церковь, возвел деревянные стены, кельи и каменный корпус наместника. По проекту П. А. Трези-ни кельи в 1756-1760 были выстроены из кирпича, а к 1764 на углах стен появились башни. В том же году монастырь, где жило около 20 монахов, отделился от Троице-Сергиевой лавры и стал управляться собственным архимандритом.

Расцвет пустыни начался в 1834, когда ее наместником был назначен архим. Игнатий (Брянчанинов), автор знаменитых "Аскетических опытов". Уже через год он объединил братские корпуса галереей, в которой устроил трапезную, привел в порядок хозяйство и отремонтировал храмы. Монастырским хором при нем руководил известный духовный композитор прот. П. И. Турчанинов, который в 1836-1841 был священником в соседней Стрельне.

Хроника

  • 1732 - основание монастыря, подчинен Троице-Сергиевой Лавре.
  • 1735 - освящен деревянный храм прп. Сергия Радонежского.
  • 1756-1758 - перестроен храм прп. Сергия.
  • 1760 - воздвигнут пятиглавый Троицкий собор (под смотрением Б.Растрелли).
  • 1764 - монастырь стал самостоятельным.
  • 1805 - заложен храм св.мч. Валериана с инвалидным домом
  • 1809 - освящен храм св.мч. Валериана
  • 1844 - заложен храм Покрова Пресвятой Богородицы.
  • 1854 - храм преп. Сергия полностью перестроен в византийском стиле.
  • 1855 - заложен Григорьевский храм.
  • 1859 - заложен надвратный храм сщмч. Саввы Стратилата
  • 1857 - освящен Григорьевский храм.
  • 1877 - заложен храм Воскресения Христова.
  • 1884 - освящен храм Воскресения Христова.
  • 1919 - монастырь закрыт, но богослужения продолжались еще более 10 лет. Закрыт храм мч. Валериана
  • 1920-е - закрыт храм Воскресения Христова.
  • 1962 - взорван Троицкий собор.
  • 1964 - уничтожено кладбище, взорван Покровский храм.
  • 1968 - снесен храм Воскресения Христова.
  • 1973 - архитектурный комплекс монастыря поставлен под государственную охрану.
  • 1993 - принято решение о поэтапной передаче уцелевших монастырских строений епархии.
  • 1994 - открытие монастыря.

Сергиева Приморская пустынь – православный мужской монастырь в Стрельне (Санкт-Петербург). Архитектурный комплекс в неовизантийском стиле входит в перечень объектов культурного наследия нашей страны.

Основателем монастыря стал настоятель Троице-Сергиевой лавры Варлаам. Строительство обители началось в 1734 году на участке рядом с побережьем Финского залива, подаренном лавре императрицей Анной Иоанновной.

Строили монастырь монахи Троице-Сергиевой лавры. Обитель окружили деревянной оградой с башнями по углам. Анна Иоанновна повелела перевезти в монастырь церковь Успенья Богородицы из имения своей матери Прасковьи Федоровны. Деревянный храм разместили в центральной части обители, рядом с монашескими кельями и каменным домом настоятеля.

Императрица подписала указ о выделении Сергиевой Приморской лавре трех деревень с землей в 219 десятин и всеми жителями. Поначалу в пустыни не было монахов, имеющих право на проведение богослужений. Службы проводились братией из лавры. Самостоятельным учреждением монастырь стал в 1764 году.

Настоящий расцвет Сергиева Приморская пустынь пережила в 1834 году при наместничестве архимандрита Игнатия (Брянчанинова). Были построены новые корпуса для послушников, отремонтированы все здания. Монахи стали вести хозяйство чрезвычайно эффективно, производя животноводческую и растительную продукцию, за которой приезжали люди из Петербурга.

В 1857 году под руководством нового настоятеля, архимандрита Игнатия (Малышева), на территории пустыни была возведена красивейшая каменная церковь.

В Сергиевой Приморской пустыни была собрана крупнейшая монастырская библиотека, насчитывающая свыше 6 тыс. томов. При обители находились богадельня, сиротский приют, церковно-приходская школа и больница. Все эти учреждения работали исключительно на благо народа, любой мог обратиться за помощью к монахам из Сергиевой пустыни, моральный и духовный авторитет которых достиг невероятных высот.

Финансовое состояние обители также было образцовым: накануне революции капитал монастыря оценивался в 350 тыс. рублей. Количество постоянно проживающих в монастыре монахов достигло 100 человек.

В 1931 году новые власти начали репрессии против духовенства. Сергиева Приморская пустынь была закрыта, братия и настоятель монастыря - репрессированы. Большевики уничтожили располагавшееся при обители кладбище, на котором находились могилы архитекторов А. Горностаева, А. Штакеншнейдера и дипломата А. Горчакова, учившегося в Царскосельском лицее вместе с Пушкиным.

На территории монастыря находилось семь невероятно красивых соборов, жемчужин русской архитектуры. Четыре из них были уничтожены в советское время, сохранилось три церкви - Церковь преподобного Сергия Радонежского, Церковь Святителя Григория Богослова и Церковь Саввы Стратилата.

Возрождение Сергиевой Приморской пустыни началось в 1993 году. Здесь снова живут монахи, в церкви Сергия Радонежского проводятся богослужения.


28/09/2016

Свято-Троицкая Сергиева Приморская пустынь расположена в Стрельне, которая входит сегодня в границы г. Санкт-Петербурга, а раньше была приморской мызой Великих княгинь Параскевы и Екатерины, герцогиня Макленбургской-Шверинской.Обитель создана с благословления Синода и соизволения Императрицы Анны Иоанновны, архимандритом Александро-Невской Лавры Варлаамом в 1733 году.


Следует отметить, что время для монастырей на Руси в это время было чрезвычайно тяжелое. Гонения на монашество началось при Петре Ⅰ, который отрицательно относился к тому, что тысяч молодых людей, способных к наукам и искусствам, уходили в монастыри. Кроме того, монастыри для него были источниками средств для ведения войны и обустройства государства. При Анне Иоанновне, когда была создана Свято-Троицкая приморская пустынь, время для монастырей было ещё более трудным.

Церковь Живоначальной Троицы (1766-1758 гг.).Архитекторы П.Трезини, Ф. Растрелли, снесена в 1962 г.

Вспомним, что в 1733 году, когда был основан этот монастырь, последовал Указ о запрещении пострига студентам без трехлетнего искуса, в 1734 году, последовал Указ о запрещении пострига вообще, кроме отставных солдат и вдов священников. В 1735 и среди этих лиц постриг мог совершить только настоятель в присутствии всей братии. Данные, которые опубликованы историками, говорят о том, что за период с 1727 по 1738 год монастыри потеряли около 11000 человек.


Свято-Троицкая Сергиева Приморская мужская пустынь

В миру Василий Высоцкий, ставший впервые известной личность в 1710 году в качестве настоятеля Троицкого Данилова монастыря в Переславле-Залесском, ещё в Петровское время, был отмечен царской милостью. Во времена Анны Иоанновны он один был при ней, стоявший за русское и за русских, в противоположность Феофану Прокоповичу. Может быть поэтому, а также за свою подвижническую жизнь, и был выбран он ею в свои духовники.


Господь Вседержитель. Майолика на Святых вратах пустыни.

Создавая новую обитель, духовный отец Императрицы, а также ещё пяти Высочайших особ, в том числе Екатерины Ⅰ, архимандрит Варлаам перенёс сюда подаренную ему Анной Иоанновной домовую церковь Успения Богородицы, и освятил её в 1735 году во имя Преподобного Сергия Радонежского. Умер прп. Варлаам в мае 1737 года и погребен в созданной им пустыни. После его смерти монастырь подвергся притеснениям, в октябре 1737 года Императрицей был предложен новый кандидат в настоятели – келарь Троице-Сергиева монастыря Арсениий, который был освобожден по болезни от настоятельства менее чем через год.


15 лет пустынь оставалась без присмотра. На содержание обители расходовалось немногим более ста рублей в год, что даже по тем временам было чрезвычайно мало. Так продолжалось до 1753 года, когда в Александро-Невскую Лавру был назначен архимандритом Афанасий (Вольховский).


Памятник на могиле канцлера А.М. Горчакова.

На протяжении ⅩⅧ — ⅩⅨ веков известные архитекторы, такие как Б. Растрелли, А.Горностаев, А. Штакеншнейдер отстраивают первокласный монастырь, добавляя свои штрихи в этот архитектурный ансамбль.
В 1859 году, с финансовой помощью кн. З. Юсуповой, по проекту архитектора А. Горностаева храм во имя Сергея Родонежского перестраивается «в Византийском стиле», становится пятикупольным и двухэтажным. Здесь размещается фамильная усыпальница Апраксиных могилы князей Юсуповых.


Часовня в Сергиевой пустыни.

Современники сравнивали построенный собор с храмом Преображения Господня на Синайской горе. Здесь хранился ковчег с частицами мощей святых угодников. У церкви был похоронен и сам автор этого архитектурного шедевра, а также целый ряд государственных деятелей России того времени.
У алтаря Троицкого собора, созданного по проекту П. Трезини, сына первого архитектора Петербурга, в 1756 году, над могилой архимандрита Варлаама, была построена часовня во имя Тихвинской иконы Божией Матери.