Священное писание о содомском грехе. Можно ли убежать из Содома

Согласно Ветхому завету, города Содома и Гоморры были в союзе с городами Адмы, Шевоим и Бела (Сигор). Эти пять городов, также известные как «города на равнине», были расположены на Иорданской равнине в южном регионе земли Ханаанской. Некоторые исследователи полагают, что это место находилось к северу от современного Мертвого моря, другие считают, что к югу.

Божественным судом были уничтожены Содом и Гоморра, равно как и соседние Адма и Шевоим. Сигор (Бела) был единственным городом, избежавшим гнева Божьего, так как в нем спрятался Лот. В Авраамических религиях, выражение Содом и Гоморра – синоним нераскаявшихся грехов, падения и божественного возмездия за грехи.

Этимология названий Содом и Гоморра – неясна. Вероятно, название Содом пришло из ранних семитских языков, и связано с корнем sadama со значением «ускорить», «усилить», «укрепить». Название Гоморра, возможно основано на корне ghmr , что означает «глубоко».

Библейская история о Содоме и Гоморре

Библейское описание падения Содома и Гоморры записано в 18 и 19 главах . Господь и два ангела пришли поговорить с . Господь сообщил Аврааму, что

…вопль Содомский и Гоморрский, велик он, и грех их, тяжел он весьма.

Авраам умолял Господа пощадить Содом и Гоморру, потому что племянник Авраама, и его семья жили в Содоме. Господь обещал пощадить Содом и Гоморру, если там найдется хотя бы десять праведников. Однако, как оказалось, единственным праведником в Содоме и Гоморре оказался Лот.

Глава 19 книги Бытия повествует о двух ангелах, маскируются под людей, посещающих Содом и Гоморру. Племянник Авраама Лот сидел у ворот Содома. Он поклонился путникам до земли и пригласил их в дом. Вскоре жители Содома окружили дом Лота и требовали отдать им путников. Лот просил их не делать зла и готов был отдать толпе на растерзание своих дочерей. Ангелы поразили толпу слепотой и приказали Лоту взять семью и уходить из города. Ангелы вывели Лота из города и велели спасаться на горе.

И пролил Господь на Содом и Гоморру дождем серу и огонь от Господа с неба,

и ниспроверг города сии, и всю окрестность сию, и всех жителей городов сих, и [все] произрастания земли.

В чем был грех Содома и Гоморры?

Господь наказал Содом и Гоморру, но за какие грехи? Существует несколько версий.

Гомосексуализм. Сегодня термин «содомия» часто используется для обозначения сексуальных отношений между двумя мужчинами, будь то добровольных или принудительных. Очевидно, что гомосексуализм был одним из грехов, за которые Бог уничтожил города. В Послании Иуды говорится:

Как Содом и Гоморра и окрестные города, подобно им блудодействовавшие и ходившие за иною плотию, подвергшись казни огня вечного…

Мужчины Содома и Гоморры хотели совершить гомосексуальное насилие над двумя ангелами (которые были переодеты мужчинами). В то же время, в Библии прямо не указано, что Бог уничтожил Содом и Гоморру именно за грех гомосексуализма.

В находим:

Вот в чем было беззаконие Содомы, сестры твоей и дочерей ее: в гордости, пресыщении и праздности, и она руки бедного и нищего не поддерживала.

И возгордились они, и делали мерзости пред лицем Моим, и, увидев это, Я отверг их.

Согласно этим строкам Библии, гомосексуализм был не единственным грехом, из-за которого были разрушены города Содома и Гоморры, но, вероятно, одной из причин, среди других указываются жадность и негостеприимность .

Содом и Гоморра – научное прочтение.

Величайший разлом на суше называется Великий рифт или Великий африканский разлом. Это разрыв земной коры, идущий от Сирии в Азии до мыса на оконечности Африки, простираясь на чем в 5000 километров. Туристы едут в Великую рифтовую долину, чтобы насладиться удивительными пейзажами - вертикальными скалами среди огромных долин. Ученые считают, что обычные землетрясения не могли спровоцировать появление столь огромного раскола в земной коре. Вероятно, причиной стало падение метеорита.


Образование Великого рифта - вероятная причина гибели Содома и Гоморры

Возможно, именно это событие нашло отражение в библейской истории о Содоме и Гоморре, когда пролил Господь дождем серу и огонь с небес. На следующее утро Авраам посмотрел в сторону города на равнине и увидел дым, поднимающийся от того места, где были города, словно дым из печи. Однако, именно этот дым навел исследователей на другую точку зрения, для объяснения которой нам нужно уточнить местоположение Содома и Гоморры.

Где находились Содом и Гоморра?

Единственное указание на местоположение Содома и Гоморры дается в Библии:

пошли они войною против Беры, царя Содомского, против Бирши, царя Гоморрского, Шинава, царя Адмы, Шемевера, царя Севоимского, и против царя Белы, которая есть Сигор.

Все сии соединились в долине Сиддим, где ныне море Соленое. (Книга Бытия, глава 14)

Ранние исследования, касающиеся расположении этих двух городов, остались без результата. Ученый Ф. Олбрайт сделал вывод, города Содом и Гоморра поглотило Мертвое море, которое поднялось много выше своего естественного уровня. Эта теория была поддержана Ральфом Э. Барни, который исследовал окаменелости в южном бассейне Мертвого моря.

Однако, вскоре исследователи обнаружили близ Мертвого Моря руины великой крепости Babe dh-Dhra, построенной из камня и возвышавшейся над оврагами Вади Карак. Еще семь построек были вскоре найдены восточнее первой крепости. По остаткам зданий было понятно, что место это было разрушено в результате пожара. Исследователи утверждают, что крепость Babe dh-Dhra была расположена в Содоме. Здесь проводились ежегодные праздники, на которых присутствовали жителями пяти городов равнины Сидим.

Место неподалеку под названием Нумейра считается Гоморрой. Оба места были одновременно разрушены в результате пожара, причем, как свидетельствуют исследователи, пожар начался сверху – с крыш зданий. Единственным возможным объяснением этого уникального открытия в библейской археологии является предположение, что горящие обломки упали на здания сверху. Но как такое могло случиться? Существует достаточно доказательств о подземных месторождениях природных битумов, похожих на асфальт, в регионе к югу от Мертвого моря. Такой материал обычно содержит высокий процент серы. Геолог Фредерик Клэпп утверждает, что землетрясение могло стать причиной выхода битумных месторождений из земли через линии разлома. Битум мог падать на землю, как горящая пламенеющая масса. Найденные же города к югу от Мертвого моря находятся как раз на линии разлома. Густой дым, который увидел Авраам, подтверждает эту версию, ведь густой дым характерен для горения нефтяных продуктов, к которым относится битум.

праведник из Содома

Альтернативные описания

Прибор для измерения глубины воды с судна

Прибор для определения глубины с судна

Партия товара

Предмет, продаваемый на аукционе

Партия товара, предлагаемая к продаже на бирже

Русская единица массы

В Библии племянник Авраама

Единица массы в Польше (12, 794 г)

3 золотника на Руси

Аукционная единица

Аукционный товар

Безгрешный из Содома

Глубиномер

Глубиномер на судне

Единица измерения при сделках

И вес, и прибор, и товар

Измеритель глубин

Линь с грузом как прибор

М. в знач. лоток, плоское корытце, малоупотреб. Вес, составляющий три золотника; в фунте лота. Морск. гиря, грузило на долгой веревке, лотлина, для измеренья глубины вод или для наблюденья, при стоянке корабля, не тащит ли его с якорем. Обносный лот или диплот, тяжелый, для измеренья больших глубин. На лоте, не дремать! обычный ночной окрик на лотового. Лотия, лотус, растен. ледвенец, Lotus. Лотовой, к лоту, в знач. веса и глубинной гири, относящ. Сотовое колечко, весом в лот. Сущ. м. матрос, бросающий лот; часовой при гире, опущенной с корабля на дно моря, при стоянке на якоре, чтобы стеречь, не дрейфует (тащит) ли, держит ли якорь. Лотбак м. морск. кадка, в которой укладывается лотлинь

Мера веса в старой России

Мера веса, равная 3 золотникам, - около 12,8 г., в лотах обычно измеряли вес писем на почтамтах (отсюда название первых конвертов и марок - "лотовые")

Номер книги почтой

Объект торга на аукционе

Один контракт на бирже

Партия на аукционе

Партия товара на бирже

Племянник Авраама (Библия)

Позиция в ТВ-магазине

Предмет торга на аукционе

Прибор для определения глубины

Русская мера веса

Русская мера веса, равная 12,8 г

Русская мера веса, равная 12,8 грамма

Русская мера массы

Судовой глубиномер

Судовой прибор

Товар на аукционе

Товар с молотка

Чья жена превратилась в столб

Библейский праведник, чья жена превратилась в соляной столп

Мера веса, равная трем золотникам

Партия товара, предлагаемая к продаже на бирже

Предмет или партия товара, выставленная как целое на аукцион

Прибор для измерения глубины воды с судна

Прибор карадом

Стандартная партия товара

Трос с грузом для измерения глубины с судна

Племянник Авраама

Департамент Франции

Библейский персонаж, племянник Авраама, с которым переселился в Ханаан

Прообразом какого прибора послужила гиря, привязанная веревкой

Жена этого библейского персонажа была превращена в соляной столп

Безгрешный из Содома, которого сам Господь Бог избавил от жены

Во что превращается произведение искусства на аукционе

Предмет, выставленный на аукцион

Прибор для измерения водных глубин

Стандартная по качеству и количеству партия товара

Прибор для измерения глубины

Измеряет глубину воды

Позиция на торгах

Позиция на аукционе

Партия товара

Товар, идущий с молотка

Три золотника

Номер на аукционе

Морской глубиномер

Партия товара на торгах

Измеритель глубины

Аукцион

Соблазнен дочерьми

Безгрешный

Измеряет толщу вод

Три золотника на Руси

Прибор для измерения глубины воды

Бежал из Содома

Вещь, выставленная на аукцион

Во что превращается произведение искусства на аукционе?

Мера веса, равная 3 золотникам, - около 12,8 г., в лотах обычно измеряли вес писем на почтамтах (отсюда название первых конвертов и марок - «лотовые»)

Прообразом какого прибора послужила гиря, привязанная веревкой?

Чья жена превратилась в столб?

Тол в обратную сторону

Семейная жизнь ветхозаветных патриархов. Беседа 12-я

Давайте вспомним, что мы читали в прошлый раз:

И встали те мужи и оттуда отправились к Содому [и Гоморре]; Авраам же пошел с ними, проводить их. И сказал Господь: утаю ли Я от Авраама [раба Моего], что хочу делать! От Авраама точно произойдет народ великий и сильный, и благословятся в нем все народы земли, ибо Я избрал его для того, чтобы он заповедал сынам своим и дому своему после себя, ходить путем Господним, творя правду и суд; и исполнит Господь над Авраамом [все], что сказал о нем. И сказал Господь: вопль Содомский и Гоморрский, велик он, и грех их, тяжел он весьма; сойду и посмотрю, точно ли они поступают так, каков вопль на них, восходящий ко Мне, или нет; узнаю (Быт. 18, 16–21).

Что мы здесь с вами видим? Лот сидел у ворот Содома . Казалось бы, деталь, которая ни о чем не говорит. В действительности она говорит о многом, это метафора. «Сидеть у ворот» в те времена означало быть судьей, ибо судьи сидели у ворот городов (Втор. 21, 18–21; Есф. 2, 21). И позже мы увидим, как, обращаясь к нему, жители Содома скажут: вот пришлец, и хочет судить? (Быт. 19, 9).

Но как Лот мог оказаться в таком положении, в положении судьи в Содоме? Как вообще жители Содома, известные своим эгоизмом, приняли Лота к себе в город?

Что известно о грехах Содома? В книге Иезекииля сказано: Вот в чем было беззаконие Содомы, сестры твоей, и дочерей ее (т. е. Гоморры – О. С .): в гордости, пресыщении и праздности, и она руки бедного и нищего не поддерживала (Иез. 16, 49). Жители Содома были настолько богаты, праздны, что они заботились только о сохранении уровня своей жизни, изгоняя всех бедных, странников, проходивших через их город.

На востоке считается очень страшным преступлением, когда не принимаются странники. Причем жители Содома расправлялись со странниками самым диким образом, чтобы преподать им урок, чтобы никто больше не приходил в их город и даже не проходил через него.

На рассмотрении властей Норвегии уже находится законопроект, согласно которому любой человек, предоставляющий бездомным и попрошайкам кров, деньги на проезд, одежду, еду или другую материальную помощь, может быть приговорён к году тюремного заключения.

«Нужно сделать попрошайничество иностранцев уголовным преступлением, наказание за которое – депортация и запрет въезда в страну», – говорится в заявлении партии «Шведские демократы». Они различают два вида попрошаек. Первый из них это граждане Швеции, собирающие с прохожих по копейке из-за тяжести своей жизни на улице, алкогольной или наркотической зависимости. Второй – иностранные граждане, которые прибыли в скандинавскую страну с конкретной целью заработать на человечности и милосердии шведов. Таких людей партия относит к профессиональным нищим (требуя привлечь к уголовной ответственности их самих, и тех, кто им помогает), – сообщает Denik.

В Содоме за подобное доброе отношение к не своим карали самым жестоким образом.

Сохранились две легенды: Была там одна девушка, которая принесла тайком, спрятанным в кувшине, кусок хлеба для нищего. Прошло три дня, а нищий был еще жив (в таком не гостеприимном месте). Узнав о поступке девушки, содомляне вымазали тело ее медом и, поставив девушку на верху городской стены, выпустили на нее рой пчел. Девушка в страшных мучениях скончалась.

Был еще и такой случай:

Встретились у колодца две девушки. Одна из них была очень изможденной и с трудом держалась на ногах. На вопрос подруги: что с ней, она рассказала, что в доме у них кушать нечего, и семью ждет голодная смерть. Подруга, желая помочь несчастным, сходила домой и, насыпав в свой кувшин муки, тайком поменялась с голодной подружкой кувшинами. Но об этом узнали, и «преступницу» предали сожжению.

Но почему Лот был принят этими людьми и даже оказался на положении судьи? Дело в том, что личность Авраама была известна всем жителям Ханаана. И не принять Лота, племянника Авраама, не решились бы даже содомляне. Потому что Авраам был настолько у всех на слуху, что, когда приходит его племянник и говорит:

– Я хочу тут жить, – конечно, они, несмотря на то, что были кончеными злодеями, не решились не пустить его в свой город.

Содом – это не просто один город. Содом, Гоморра – это была конфедерация пяти городов, из которых Содом был главным (поэтому он всегда упоминается первым). И у них был очень высокий уровень жизни, и вы помните, когда Лот переселялся туда, он говорил, что эта земля как сад Господень (ср. Быт. 13, 10). То есть эта конфедерация пяти городов вела очень богатый образ жизни и была против прихода каких-то мигрантов. Жители их изгоняли и очень жестоко поступали, особенно с мужчинами.

Иосиф Флавий пишет:

«Возгордясь своим богатством и обилием имущества, содомитяне в это время стали относиться к людям свысока, а к Предвечному – нечестиво, видимо совершенно забыв о полученных от Него благодеяниях; равным образом они перестали быть гостеприимными и начали бесцеремонно обходиться со всеми людьми» .

Кстати, есть другое истолкование, почему Лот сидел у ворот города. Он караулил странников, чтобы предупредить их, научая и нас, таким образом, предупреждать людей о всякой грозящей им опасности. Но возможно, что он выполнял сразу две функции: был судьей и в тоже время предупреждал странников, которые подходили к этому городу, чтобы они каким-то окольным путем его обошли – мы увидим дальше, что говорится в Писании.

Лот увидел, что идут два ангела. Он не понял, что это ангелы, и встал, чтобы встретить их, и поклонился лицом до земли. Как он поступает? Он поступает так, как Авраам, его дядя, как мы и прочитали у Златоуста. Но в то же время Лот, хотя он и подражает Аврааму, – это человек, который отделился от Божьего пророка. Он стал искать для себя более удобной жизни, и это погубило его семью.

Лот обращается к двум ангелам:

И сказал: государи мои! зайдите в дом раба вашего и ночуйте, и умойте ноги ваши, и встаньте поутру и пойдете в путь свой. Но они сказали: нет, мы ночуем на улице (Быт. 19, 2).

Лот говорит: зайдите (ивр. суру). В дословном переводе с еврейского это получится: «заверните», «сверните», «пройдите окольной дорогой». То есть не идите прямо, через город! Пройдите окольными путями, чтобы вас не заметили содомляне, к моему дому!

Зайдите в дом раба вашего и ночуйте, и умойте ноги ваши – непонятно. Надо наоборот говорить: умойте ноги, а потом ночуйте. Почему он так говорит? Он имеет в виду, чтобы они ночевали, не омыв ног. А если бы содомляне ворвались, он бы сказал:

– Они только пришли, они только что пришли. Смотрите, у них и ноги не омыты! – Поэтому он так и говорит: «ночуйте, а потом умойте ноги ваши».

И встаньте поутру – то есть рано-рано надо встать и также каким-то окольным, обходным путем уйти. Мы видим, что хотя Лот и был судьей в Содоме, о чем свидетельствует выражение: Лот сидел у ворот Содома , восседал как судья, – но он не жил по законам Содома, что называется, «на все сто процентов». Он как бы ведет партизанскую войну с этими установленными законами. Но он входит в юридический истеблишмент Содома, если он судья, и в этом его проблема.

Конечно, эти конченые негодяи вынуждены были его принять как племянника Авраама. Они тоже боялись Авраама (тем более что они все были обязаны Аврааму), но он, Лот, не просто живет среди них – он становится частью их мира. Ниже мы увидим, что он решил породниться с ними. Он своих дочерей хотел уже выдавать за содомлян.

И здесь нам очередной урок преподносят ангелы, они говорят: Нет, мы ночуем на улице. Что это значит? Это значит, что ангелы выглядят как молодые люди, которым не подобает ночевать в домах грешников! Потому что, если молодые люди ночуют в домах грешников, то они там едят, их могут угостить вином, какие-то оргии могут происходить! Блажен муж, который не ходит на совет нечестивых (Пс. 1, 1)! И ангелы являют вот этот урок: Нет, мы ночуем на улице – то есть лучше ночевать на улице, чем идти к каким-то подозрительным людям. Неизвестно, какой у них нравственный уровень, какие моральные ценности. Поистине, блаженны те, блажен тот, «который не ходит…не стоит…и не сидит», с теми, к кому не ходят, с кем не стоят заодно и даже не сидят рядом. И тем более не ложатся вместе спать…

Святитель Иоанн Златоуст учит: «Хочешь знать причину, по которой это произошло? Это был тяжкий, проклятый грех. Тогдашние люди совокуплялись с мальчиками; за это понесли такое наказание» .

В каждом библейском стихе, слове и букве нам дается какой-то урок

Это сплошные уроки! В каждом библейском стихе, слове и букве, и даже в надстрочном и подстрочном знаке (ср. Мф. 5, 18), нам дается какой-то урок, и наша задача его услышать, идентифицировать. То есть понять, для чего это говорится, зачем так пишется, и чему это может научить нас, живущих в XXI веке?

Он же сильно упрашивал их; и они пошли к нему и пришли в дом его. Он сделал им угощение и испек пресные хлебы, и они ели (Быт. 19, 3).

Вот здесь мы видим отличие поведения Божиих посланников в доме Авраама и в доме Лота. В дом Авраама они идут сразу, Авраам не упрашивает их, потому что в праведности Авраама нет причины сомневаться. Но Лот – это упавший, несовершенный праведник, который выпал из духовного мира Авраама в погоне за какими-то благами, благами земными. В этом его проблема.

«Лот принимает мужей, но двоих, а не всю Троицу, вечером, а не в полдень. Что же он предлагает им? И испек пресные хлебы, и они ели. Поскольку заслугами он значительно уступал Аврааму, то нет у него откормленного тельца, и таинство Троицы он не признает в трех сатах муки. Но, предлагая то, что у него есть, с добродушием, он удостаивается освобождения при разрушении Содома. Заметьте, братья, что Лот удостаивается принять ангелов, потому что не отвергает странников: ангелы входят в гостеприимный дом, а дома, закрытые для странников, гибнут в пламени серного огня» .

Посмотрите: когда Авраам угощает пришедших к нему, там вся семья принимает участие в этом деле. Помните? Авраам побежал, сказал слугам, которые пасли скот, побежал, сказал женщинам, еще куда-то побежал – там все приходят в движение! А здесь Лот один всё делает. Он оказался один. То есть его дочери не помогают ему, этого не видно – он сделал им угощение . А там отрок Измаил помог, сын Авраама… А здесь Лот один. Его дочери, возможно, не хотели вставать со своих кроватей, его жена занята своими делами – мы не видим, что она в этом участвует. Он оказался в одиночестве, в каком-то духовном вакууме, в собственном доме и в собственной семье.

Святитель Иоанн Златоуст учит: «Он сделал им угощение и испек пресные хлебы, и они ели . Видишь ли, что и здесь страннолюбие открывается не в богатстве угощения, но в обилии душевного усердия? Принудив их войти в свой дом, он немедленно стал исполнять дело гостеприимства: сам занят был служением перед ними, предлагал им пищу, оказывал всякую честь и услугу пришедшим, принимая их за обыкновенных путников» .

Еще не легли они спать, как городские жители, Содомляне, от молодого до старого, весь народ со всех концов города, окружили дом (Быт. 19, 4).

Городские жители, Содомляне, от молодого до старого … – смотрите, грехами Содома были заражены не только люди в возрасте, но и молодые. Если это хулиганское какое-то действие, то почему старые горожане вместе с молодыми? Видимо, это действительно показывает степень извращения всех этих людей: что не было вообще среди них праведных. Десяти не было праведных даже! От мала до велика, все, весь народ со всех концов города, – сказано, – окружили дом .

И вызвали Лота и говорили ему: где люди, пришедшие к тебе на ночь? выведи их к нам; мы познаем их (Быт. 19, 5).

Что значит: мы познаем их ? Имеется в виду: «совокупимся с ними» . Они не хотели познать их, то есть разузнать о них. В смысле – расспросить, кто они и откуда. Они хотели именно надругаться над ними, изнасиловать их, думая, что это юноши (отроки).

Ориген пишет, что, именно подражая своему дяде, Лот с нетерпением ждал появления путников и обрадовался, когда те пришли.

А здесь мы видим, что он спас этих людей, окольным путем приведя их в свой дом, но здесь и оказался перед дилеммой, очень сложной дилеммой. Но кто виноват в этом, если не сам Лот? Он сначала хотел жить в городах окрестности и раскинул шатры до Содома (Быт. 13, 12). А здесь мы видим, что он уже живет в городе! Город этот поглотил его. Город этот совратил его и его семейство. Он (Лот) оказался в тяжелом положении, он семью свою подставил, переехав жить в этот город! Не обманывайтесь: худые сообщества развращают добрые нравы (1 Кор. 15, 33).

И вот вызывают Лота, и он становится перед собственной проблемой, которую сам же он и создал – лицом к лицу. Она как бы замыкает его в некий круг – как и все эти люди, содомляне, окружившие его дом. Ибо окружили меня беды неисчислимые; постигли меня беззакония мои, так что видеть не могу: их более, нежели волос на голове моей; сердце мое оставило меня (Пс. 39, 13).

Лот вышел к ним ко входу, и запер за собою дверь, и сказал [им]: братья мои, не делайте зла (Быт. 19, 7).

Они действительно стали для него братьями. Он похож на них

А почему он называет их братьями ? Он же еще только хочет породниться с ними!.. Они действительно стали для него братьями. Он похож на них. Он отделился от пророка Божьего в погоне за благами земными. Гедонизм, стремление к наслаждению – это привлекает его, и он говорит: Братья мои

И вот, хотя он называет их братьями, но в то же время, как племянник Авраама, он призывает их: не делайте зла . Он стал побратимом с этими людьми, но в то же время он призывает их удаляться от зла. И далее Лот совершает очень серьезную ошибку. Он говорит:

вот у меня две дочери, которые не познали мужа; лучше я выведу их к вам, делайте с ними, что вам угодно, только людям сим не делайте ничего, так как они пришли под кров дома моего (Быт. 19, 8).

Вот в этот момент Лот и погубил своих дочерей! Хотя он только высказался об этом …

Опасайтесь произносить необдуманные слова, потому что слово – это всеянный в нас Божественный Логос

Слова имеют силу! Опасайтесь произносить необдуманные слова, потому что слово – это «всеянный в нас Божественный Логос», – учит святой Иустин Мученик, – «сама возможность говорить» – это от всеянного в нас Логоса-Христа .

И вот здесь Лот уже как бы отдал в своем сердце дочерей на растление, и потом мы увидим, как это скажется на его дочерях. Это серьезная была ошибка! Он мог защищать гостей с оружием в руках, но так сказать: «Вот, берите моих дочек…» .

Он же не знает, кто такие эти юноши, пришедшие к нему. Он не знает, что это ангелы Божии, они еще не открылись ему. Это просто молодые люди, которые зашли к нему. И некоторые говорят, что Лот предлагает своих дочерей, потому что атмосфера разврата Содома и Гоморры была такова, что к таким отношениям сексуальным относились очень просто, в этом не видели проблемы. А вот выдать гостей – это проблема.

Или, возможно, он знал, что этим людям, собравшимся перед его домом, никакие женщины не нужны, они ищут другой для себя утехи .

Но они сказали [ему]: пойди сюда. И сказали: вот пришлец, и хочет судить? теперь мы хуже поступим с тобою, нежели с ними (Быт. 19, 9).

Вот это выражение «хочет судить» – его можно понять и так: «Хочешь судить по-своему? Ты же у нас как судья, ты должен по нашим законам действовать! Тебе доверили такое важное дело: сидеть у ворот, разбирать всякие дела, а ты хочешь по-своему судить, переиначить наши законы? Если ты поселился среди нас – значит, принял условия нашей жизни. Все! Ты назвал нас братьями. Так будь таким же, как и мы!»

Вот трагедия Лота: И хочет судить? теперь мы хуже поступим с тобою, нежели с ними – теперь они уже и на Лота хотят напасть… Они уже забыли, что это – племянник Авраама, что обязательно за этим последует наказание Божие. Они опьянены желанием показательно расправиться с защитником этих двух пришельцев.

И очень приступали к человеку сему, к Лоту, и подошли, чтобы выломать дверь (Быт. 19, 9).

Теперь Содом уже не кажется ему таким приятным местом, когда он перед такой дилеммой стоит: как поступить?

Тогда мужи те (т. е. ангелы – О. С. ) простерли руки свои и ввели Лота к себе в дом, и дверь [дома] заперли (Быт. 19, 10).

Итак, ангелы каким-то чудесным образом отворяют дверь изнутри, хотя Лот запер ее за собою . Они вводят его к себе: как бы этот мир дома Лота освящен приходом ангелов. Когда освящается жилище, то в православном обряде поются песнопения с такими словами: «Дому Твоим, Христе, входом спасение бысть, так и ныне входом священнослужителей Твоих, а с ними – святых Твоих ангелов мир Твой подай дому сему и милостиво благослови…» .

И ввели Лота к себе – правильнее было бы сказать: «Ввели Лота в его дом». Но они ввели его к себе , то есть ангелы уже как бы превратили этот дом своим присутствием в некую духовную крепость, которая уже стала чем-то большим, чем дом Лота.

А людей, бывших при входе в дом, поразили слепотою , от малого до большого, так что они измучились, искав входа (Быт. 19, 11).

И вот эта слепота показывает, прежде всего, бездуховность этих людей: они не видят реалий духовного мира, но и Лот этих реалий не видит. Все-таки Авраам, приветствуя трех, призывает имя Господа (Одного)! А Лот, похоже, ослеп духовно, ослеп настолько, что ему надо будет объяснить ситуацию.

Сказали мужи те Лоту: кто у тебя есть еще здесь? зять ли, сыновья ли твои, дочери ли твои, и кто бы ни был у тебя в городе, всех выведи из сего места (Быт. 19, 12).

В этих словах есть элемент осуждения Лота: кто у тебя есть еще здесь? Ты все потерял! Но кто у тебя здесь еще? У него же были – помните? – рабы, пастухи… Сказано, что богатство было велико. Дословный перевод: «он был тяжелым »!

Кто у тебя есть еще здесь? зять ли, сыновья ли твои . – У него нет никаких сыновей! У него нет никаких наследников! – дочери ли твои … Вот эти слова можно понять так: «А дочери? Ты уверен, что дочери остались твоими? То есть по духу? Да и сам ты изменился. И дочери – твои ли они?» – все под сомнением! А жена? О жене даже не спрашивают. И кто бы ни был у тебя в городе, всех выведи из сего места !

Единственная настоящая ценность – добродетель, которая осталась у Лота и может спасти его и его дочерей, это – странноприимство (которому он научился у Авраама)!

Ибо мы истребим сие место, потому что велик вопль на жителей его к Господу, и Господь послал нас истребить его (Быт 19, 13).

Грехи, которые вопиют к Богу, – их немного…

И вот говорится, что вопль велик, и Господь послал Своих ангелов истребить этот город. Но имеются в виду не только Содом и Гоморра, но все пять городов.

И вышел Лот, и говорил с зятьями своими, которые брали за себя дочерей его, и сказал: встаньте, выйдите из сего места, ибо Господь истребит сей город. Но зятьям его показалось, что он шутит (Быт. 19, 14).

Это же была ночь, глубокая ночь. И пожилой Лот прибегает к дверям своих зятьев и кричит: «Встаньте !» То есть: «Проснитесь!» – они же спали. Представляете, ночью к вам прибегает какой-нибудь старик, стучится в дверь:

– Быстро выходите из квартиры, сейчас дом провалится!

Ну, вы подумаете: это, наверное, больной человек. И вот эти зятья смеялись над ним – это же процветающий мир! Как Америка! Это такая удивительная страна. Как Евросоюз! Это же рай! Такая экономика прекрасная. Такая отлаженная банковская система, так все здорово работает. И в один день – экономический кризис. И все это рушится! Сколько сейчас самоубийств в Америке – вы себе не представляете, какое огромное количество! Разочарование у людей происходит.

Но здесь зятья не видят никаких проблем, они живут в лучшем городе мира. Почему же должен провалиться этот город? Куда это он провалится? Такого не может быть, потому что не может быть никогда! Но зятьям его показалось, что он шутит – они видят в этом взволнованном пожилом человеке шута. Как город, который стоит на вершине благосостояния, вдруг провалится? Как эта конфедерация, которая стоит на вершине благополучия, провалится? Куда это она провалится? Что там, шахты какие-нибудь внизу? Как вообще это может быть?

Спасайся на гору … – то есть когда совсем тяжело, когда через трудные обстоятельства ангелы Божии буквально выталкивают нас из тисков греха, мы не сможем сохранить свою жизнь, если мы не будем взирать на Начальника и Совершителя жизни, Господа Бога и Спаса нашего Иисуса Христа! Спасайся на гору ! Хорошо бы эти слова написать на стене где-нибудь у себя дома, чтобы всегда помнить об этом.

Но Лот сказал им: нет, Владыка !.. Лот уже понял, с Кем он общается – тайна раскрыта, они раскрыли эту тайну. Нет, Владыка ! – как это нет ?! Господь говорит через этих ангелов! Лот ставит свои условия: как это на гору ? «А что я буду делать на горе? Как на горе вообще жить, там же нет такой отлаженной системы водоснабжения. А канализация, в конце концов!..» Древние города были тогда очень неплохо оборудованы.

Но Лот сказал им: нет, Владыка! вот, раб Твой обрел благоволение пред очами Твоими, и велика милость Твоя, которую Ты сделал со мною, что спас жизнь мою; но я не могу спасаться на гору, чтоб не застигла меня беда и мне не умереть (Быт. 19, 18–19).

Какой смерти он боится? А вот без всяких этих удобств, к которым он привык, живя в Содоме.

Вот, ближе бежать в сей город – город там, из этой конфедерации. Он просто хочет переехать из одного города в другой. Господь говорит: всё, это место проклято. Вот, ближе бежать в сей город, он же мал; побегу я туда, – он же мал; и сохранится жизнь моя [ради Тебя] (Быт. 19, 20). Он же мал – то есть, возможно, там так не нагрешили…

Содом и его философия уже поселились в сердце Лота

Но может быть, я выживу там. Сниму квартиру, хорошие условия, вода, канализация, меня знают все… Ситуация очень сложная. Содом и его философия уже поселились в сердце Лота!

И мы читаем:

Жена же Лотова оглянулась позади его, и стала соляным столпом (Быт. 19, 26).

Она оглянулась, будучи грешницей, которая заслужила огонь не в меньшей степени, она могла проявить и злорадство по отношению к гибнущим, и вот – обращается в соляной столб. И Господь наставляет нас: Вспоминайте жену Лотову (Лк. 17, 32)!

И встал Авраам рано утром [и пошел] на место, где стоял пред лицем Господа (Быт. 19, 27).

Вот это место, видите? У него было особое место, где он стоял каждое утро пред лицем Господа . То есть неоднократно стоял. И вот молится Авраам, и молитвой его спасается Лот и его семейство.

(Быт. 19, 28).

Все это ухнуло ниже уровня океана, и дым валит огромный, как дым из адской печи. Авраам стоит на своем месте перед лицом Господа. Перед лицом Господа – значит, молится! Он вымаливает, чтобы хоть что-то сохранилось в семействе Лота. Но как трудно это сделать, если Содом поселился в сердце дочерей Лота, и он сам, Лот, уносит в себе частичку Содома.

И посмотрел к Содому и Гоморре, и на все пространство окрестности, и увидел: вот, дым поднимается с земли, как дым из печи , – какие страшные слова! Но, может быть, это не имеет к нам никакого отношения? Может быть, это только Содом, конфедерация городов Гоморры испытала такое наказание? Нет, весь мир испытает такое же наказание. Придет же день Господень, как тать ночью, и тогда небеса с шумом прейдут, стихии же, разгоревшись, разрушатся, земля и все дела на ней сгорят (2 Пет. 3, 10). Дальше пишет апостол Петр: Если так все это разрушится, то какими должно быть в святой жизни и благочестии вам, ожидающим и желающим пришествия дня Божия, в который воспламененные небеса разрушатся и разгоревшиеся стихии растают? Впрочем мы, по обетованию Его, ожидаем нового неба и новой земли, на которых обитает правда (2 Пет. 3, 11–13). Спасаясь на горе, где поставлен крест, где распят Сын Божий, где струи крови Его избавляют нас от всякого греха, мы становимся согражданами ангелов и ожидаем Нового Неба и Новой Земли.

И вышел Лот из Сигора и стал жить в горе, и с ним две дочери его (жена погибла – О.С. ).

Он был уверен, что все провалится. Там тоже ничего хорошего, в этом Сигоре. Теперь не до комфорта и удобств, он готов спасаться хотя бы и в пещере. Подобное состояние переживут и грешники последних времен. Сказано: В тот день человек бросит кротам и летучим мышам серебряных своих идолов и золотых своих идолов, которых сделал себе для поклонения им, чтобы войти в ущелья скал и в расселины гор от страха Господа и от славы величия Его, когда Он восстанет сокрушить землю. Перестаньте вы надеяться на человека, которого дыхание в ноздрях его, ибо что он значит? (Ис. 2, 20–22).

И вот здесь происходит что-то очень странное: Лот начинает пьянствовать вместе со своими дочерями. И в пьяном угаре ему кажется, что все провалилось, весь мир провалился. И его дочерям кажется, что все провалилось. Включая Авраама! Они живут в пещере. Не на горе – там, где спасение, а в каких-то углублениях, ближе к преисподней, Лот ищет для себя защиту уже и от дневного света. И жил в пещере, и с ним две дочери его

И сказала старшая младшей: отец наш стар, и нет человека на земле, который вошел бы к нам по обычаю всей земли (Быт. 19, 31).

Они уверены, что нет больше ни одного человека на земле, что все погибло, все провалилось.

И нет человека на земле, который вошел бы к нам по обычаю всей земли ; итак напоим отца нашего вином, и переспим с ним, и восставим от отца нашего племя (Быт. 19, 31–32).

Вот, Содом, оказывается, так и жил в сердцах этих девушек…

И напоили отца своего вином в ту ночь; и вошла старшая и спала с отцом своим [в ту ночь]; а он не знал, когда она легла и когда встала. На другой день старшая сказала младшей: вот, я спала вчера с отцом моим; напоим его вином и в эту ночь; и ты войди, спи с ним, и восставим от отца нашего племя. И напоили отца своего вином и в эту ночь; и вошла младшая и спала с ним; и он не знал, когда она легла и когда встала. И сделались обе дочери Лотовы беременными от отца своего, и родила старшая сына, и нарекла ему имя: Моав [говоря: он от отца моего]. Он отец Моавитян доныне (Быт. 19, 33–37).

Моав – это сын от отца. То есть она гордится, она кичится, что родила от собственного отца!.. Она не стыдится – она как содомлянка! О грехе своем они рассказывают открыто, как Содомляне, не скрывают: горе душе их! ибо сами на себя навлекают зло (Ис. 3, 9).

И младшая также родила сына, и нарекла ему имя: Бен-Амми [говоря: он сын рода моего]. Он отец Аммонитян доныне (Быт. 19, 38).

Бен-Амми – это скромнее уже. Это означает – сын скорби, печали. Здесь уже трагедия: она осознает, что она натворила.

От Моава произойдут моавитяне, от Бен-Амми – аммонитяне. Из моавитян, племени, которое возникло через кровосмешение, через много-много поколений выйдет одна праведная душа. Это Руфь Моавитянка. Через много-много поколений, потому что грех не сразу выходит из родовых линий. И Руфь присоединится к еврейскому народу, пройдет очищение и станет прабабкой царя Давида. Жена Моисея, Сепфора, тоже произошла от моавитян.

Иоанн Златоуст . Гомилии на Книгу Бытия.

Иосиф Флавий . Иудейские древности.

Иоанн Златоуст . Фрагменты.

ЦезарийАрльский . Проповеди.

В этом комментарии Цезаря Арльского содержится ответ на волнующих многих вопрос: почему Бог одним народам открылся в полноте, а другим как бы только приоткрыл двери познания. Арльский проповедник пишет: «Поскольку заслугами он значительно уступал Аврааму, то нет у него откормленного тельца, и таинство Троицы он не признает в трех сатах муки». Похоже, и народы и племена тоже должны иметь некие заслуги, и тогда они смогут познать «всю Троицу, не вечером, но в полдень» своего нравственного развития и становления.

Иоанн Златоуст . Гомилии на Книгу Бытия.

Возможный перевод: «от отрока до старца», «от мальчика до старика».

Ср.: Адам познал Еву, жену свою; и она зачала… (Быт. 1, 4).

Средневековый сборник святоотеческих комментариев на Библию.

Прокопий Газский. Фрагменты.

Вы помните, как Иаков погубил свою жену Рахиль? Когда пришел Лаван искать идолов своих, Рахиль спрятала их под себя и села. И подходили ее обыскать, а она говорила, что нечиста: да не прогневается господин мой, что я не могу встать пред тобою, ибо у меня обыкновенное женское (Быт. 31, 35). А Иаков сказал: У кого найдешь богов твоих, тот не будет жив (Быт. 31, 32). Он сказал так, потому что он не знал, что Рахиль взяла идолов. Он заклял Рахиль этими словами! И умерла Рахиль, и погребена на дороге в Ефрафу, то есть Вифлеем (Быт. 35, 19).

Иустин Философ . 2-я Апология. 13 .

Человек должен иметь правильную иерархию ценностей. Что стоит на первом месте? Служение Богу. А дальше? Служение ближнему. О каком ближнем идет речь? Прежде всего, собственная семья! Сказано: Если же кто о своих и особенно о домашних не печется, тот отрекся от веры и хуже неверного (1Тим. 5, 8). А потом все человечество? Нет, братья по вере потом идут. Сказано: Будем делать добро всем, а наипаче своим по вере (Гал. 6, 10). А потом, потом уже можно и обо всем человечестве подумать. То есть должна быть правильная иерархия ценностей: служение Богу – забота о семье – забота о братьях по вере – и потом, если мы видим человека даже другой веры, и он нуждается, мы можем ему помочь.

Святитель Иоанн Златоуст писал о современных его временам извращенцах: «…Женскому полу предстоит уже опасность сделаться излишним, так как его во всем заменяют отроки. И не только это ужасно, но и то, что такая мерзость совершается с полною безопасностью и беззаконие стало законом. Никто уже не опасается и не страшится; никто не стыдится и не краснеет; но еще хвалятся этим позором, и целомудренные кажутся безумными, а обличающие – не здравомыслящими; если они слабы, то подвергаются побоям, а если сильны, то терпят насмешки, поругания и бесчисленные издевательства. Не помогают ни суды, ни законы, ни воспитатели, ни отцы, ни приставники, ни учители: одних успели развратить деньгами, другие имеют в виду только то, чтобы им было жалованье; а из тех, которые добросовестнее и заботятся о спасения вверенных им, одни легко поддаются укрывательству и обманам, а другие боятся силы развратников. Легче спастись заподозренному в тирании, нежели избежать рук этих нечестивцев тому, кто попытался бы удалять от них (детей)… Бывает у некоторых бессловесных вожделение сильное и похоть неудержимая, не отличающаяся от бешенства, но и они не знают этой страсти, а удерживаются в пределах природы, и, сколько бы ни раздражались, не нарушают законов природы. А эти, одаренные разумом, сподобившиеся божественного учения (то есть имеются в виду извращенцы из числа оглашенных – О. С. ), преподающие другим, что должно делать и чего не должно, и слышавшие Писания (то есть речь идет о учащих в церквях извращенцах – О. С. ), нисшедшие с неба (то есть занимающие высокое положение – О. С. ), не с такою наглостью совокупляются с блудницами, как с отроками» (Иоанн Златоуст . К враждующим против тех, которые привлекают к монашеской жизни. Слово 3 – К верующему отцу ).

Требник. Православный чин освящения дома.

Они поражают их слепотою. Наказание Божие всегда является наказанием тем, чем человек грешит. То есть Бог всегда наказывает нас нашими грехами. Почему именно слепота? Потому что эти люди, которые жили роскошно, богато, не хотели видеть других людей, находящихся ниже их по своему социальному положению, они не хотели замечать проблем других городов – «Вот есть наша конфедерация, и все»! С другой стороны, они похотливы, а похоть проявляется через глаза (Мф. 5, 28), и они бросили вожделенный взгляд на красоту пришедших к Лоту Небожителей. Здесь может быть несколько причин. Но всегда мы должны обращать внимание на наказание: оно всегда связано с преступлением.

«Ангелы, посланные для разрушения Содома и стремящиеся исполнить возложенное на них дело, в первую очередь заботятся о том, чтобы избавить гостеприимного Лота от неминуемой гибели в огне. Услышьте слова эти вы, закрывающие двери перед странниками, услышьте это вы, избегающие гостей как врагов! Лот жил в Содоме. Не прочтем про другие его добрые дела: из всех них только гостеприимство здесь и упоминается. Спасается от огня, спасается от большого пожара только потому, что дом свой открыл для гостей. В гостеприимный дом пришли ангелы – в закрытые для гостей дома пришел огонь» (Ориген . Гомилии на Бытие) .

К Богу вопиют: убийство – сказано Господом: Что ты сделал? голос крови брата твоего вопиет ко Мне от земли (Быт. 4, 10); удержанная плата (жнецов) вопиет от земли на небо – вот если вам вовремя зарплату не дают, то ваши работодатели рискуют в аду оказаться в дурной компании: плата, удержанная вами у работников, пожавших поля ваши, вопиет, и вопли жнецов дошли до слуха Господа Саваофа (Иак. 5, 4); обижать вдов и сирот – этот грех вопиет к Богу; и содомский грех вопиет к Богу. Всё. Об этих грехах в Библии сказано, что они вопиют к Богу. Если кто-то задерживает зарплату или пенсию, он может оказаться в аду среди извращенцев, убийц и злодеев, которые обижали сирот и вдов, то есть в очень скверной компании. Расскажите своим работодателям об этом, они должны знать, куда они могут влететь после смерти.

Казнь совершается рано утром только на основании этого библейского текста. Христиане принимали решения о казни утром, у иудеев старались тоже рано утром совершать казни – только на основании этого текста.

Амвросий Медиоланский. О бегстве от мира .

То есть ангел здесь уже один, а другой ангел (после того как помог вывести Лота и его семейство) начал уничтожение нечестивых городов.

Кирилл Александрийский . Фрагменты .

Археологи долго ломали головы где же могут находиться города ниспровергнутые Господом о которых повествует Библия. Было принято решение довериться единственному источнику информации Библии.

В Библии написано что Лот спасался в горы, но горы окружала мертвое море с обеих сторон. Но, упоминание о смоляных ямах в (Быт 14:10) натолкнуло на мысли искать города к юго-востоку от мертвого моря, там было много смолы как естественного нефтяного продукта, и наконец-то поиски увенчались успехом.

Содом и Гоморры были найдены под толстым слоем пепла.

Фото раскопок.

Интересный факт 1

Нам было достаточно доказательств, но мы также знали, что этого мало, чтобы убедить других. Мы вернулись домой и начали молиться. Рон был уверен, что если эти развалины действительно были останками проклятых городов, Бог наверняка должен был сохранить какое-нибудь неопровержимое подтверждение этого. Через несколько месяцев, в октябре 1990 г. мы вернулись сюда снова. На этот раз он взял с собой Ричарда Ривса из Мерфи в Северной Каролине.

Они выехали на то же место и обнаружили, что там только что прошёл дождь, что бывает очень редко в этом районе. Затем Ричард увидел большой обломок, очевидно, недавно упавший сверху, возможно, из-за дождя.

Рассмотрев этот упавший камень, они поняли, что это и есть то доказательство, о котором мы молились. На нём везде в пепле, как ягоды в траве, проступали красноватые кольца вокруг жёлтых шариков серы. Оглядевшись вокруг, они увидели, что такие кольца были повсюду. У нас нет сомнений, что Бог ответил на наши молитвы , потому что эти кольца стали видимы только после дождя, смывшего пепел, который покрывал ранее всё.

Интересный факт 2

Серный дождь шокировал ученых

Больше чем всё открытие, возбудили всех. Были найдены шары различных размеров, некоторые размером в ноготь большого пальца руки, другие величиной с яйцо. Фактически на этих местах были обнаружены тысячи серных шаров. Подобные этим шары серы нигде не были найдены кроме как на местонахождении этих руин. Я предполагаю, что это доказательство основано на библейском писании, которое было чудесным образом сохранено Богом непосредственно на месте катастрофы.

Мы не знаем точно, как это происходило, но мы знаем, что эти горящие шары серы падали дождём на города. Мы знаем это, потому что сера прошла испытательный анализ и показала, что она горела. Поскольку шёл серный дождь, все объекты в городе начали гореть, и через какое-то время от множества горящей серы поднялась высокая температура. Было оценено, что температура достигала порядка 4000 градусов. Это создало вид подобно дыму из печи, который Авраам видел на равнине.

Это доказательство соответствует не только месту библейского описания разрушения Содома и Гоморры, но также и другим местам священного писания. Я верю, что мы действительно нашли доказательства того, что это - останки Содома и Гоморры.

Мы обнаруживаем здесь то, что Бог послал эту горящую серу на города в виде дождя. Слово "дождь" полностью подходит для описания этого явления. Сера упала на землю точно также как проливается дождь. Их миллионы таких шариков найдены в окружающем пепле. Некоторые мы вскрыли и таким образом вы можете видеть серу внутри, а другие оставили нетронутыми. Но повторяю, таких шариков здесь миллионы . Это явно указывает на то, что Бог излил дождём серу и пламя на эти города.

Интересный факт 3

Показано, что известия о Содоме и Гоморре, и их необычной гибели содержатся не только в Библии, но и в трудах историков древности: Тацита, Саньхунатона, Иосифа Флавия, Страбона и др. Исследуя работы историков Древнего мира, причем, и это весьма примечательно, все они, за исключением Иосифа Флавия, были язычниками и крайне негативно относились как к иудеям и христианам,

Примечательно, что месторасположение городов долины Сиддим, упоминаемое древними авторами, затем было полностью подтверждено в ходе археологических раскопок.

● Тацит Корнелий, римский историк I-II веков х.э., пишет следующее: «…расстилаются равнины, которые… были некогда плодородные и покрытые многолюдными городами, а после выжжены небесным огнем… остатки городов видны и поныне, земля же с тех пор как бы… обуглилась и не может плодоносить. Всякое растение, посаженное ли рукой человека, или само пробившееся… вянет, чернеет и рассыпается в прах. Что до гибели некогда славных и великих городов, то я готов верить, что их спалил небесный огонь» .

● Саньхунятон, финикийский историк в своей «Первобытной истории», пишет: «Долина Сиддим провалилась и стала озером» [цит. по 7, с. 83].

● Иосиф Флавий, римский историк I века х.э., в своих трудах пишет: «…область Содомская, некогда богатая своим плодородием и благосостоянием городов, ныне же всецело выжженная… вследствие греховности ее жителей была уничтожена молнией» . «Возгордясь своим богатством и обилием имущества, содомитяне в это время стали относиться к людям свысока… перестали быть гостеприимными и начали бесцеремонно обходиться со всеми людьми. Разгневавшись, …Господь Бог порешил наказать их за такую дерзость, разрушив их город и настолько опустошив их страну, чтобы из нее уже более не произрастало ни растения, ни плода… Господь поразил город огненными молниями, сжег его вместе с жителями и равным образом, опустошил всю область» .

● Страбон, знаменитый древнегреческий географ I века х.э., отец современной географии, в своем произведении пишет: «…некогда здесь было 13 населенных городов, из которых главный город – Содомы - имел около 60 стадий в окружности. От землетрясений, извержений огня и горячих асфальтовых и сернистых вод озеро внезапно вышло из берегов, и огонь охватил скалы; что же касается городов, то они были поглощены землей» .

Известия о Содоме были также в работах древнегреческого историка Посейдония, утверждавшего, что города долины Сиддим располагались невдалеке от крепости Масады; Сизения Киренского, что одно из поселений ессеев располагалось вблизи древнего Содома; Стефана Византийского, что у источника Эн-Геди располагался когда-то древний Содом .

Интересный факт 4

В 1964 году итальянская археологическая экспедиция под руководством профессора Паоло Маттиэ начала раскопки в местечке Телль-Мардих в Сирии, продолжавшиеся до 1982 года. В результате почти двадцатилетних исследований был открыт древний город Эбла.

Среди уникальных находок обнаруженных в Эбле, на первом месте, безусловно, стоит обнаружение в ее царском дворце государственного архива, в котором было найдено 17.050 клинописных табличек.

Среди десятков городов, упоминаемых в них ученые встретили упоминание: Содома, Гоморры и Сигора. В этих документах города долины фигурируют, как торговые партнеры Эблы, покупающие у нее серебро и ткани. Долгие годы ряд ученых, преимущественно из стран социалистического лагеря, по идеологическим соображениям, а также врагов и завистников Маттиэ и Петтинато пытались опровергнуть это, но сделать этого им так не удалось.

Интересный факт 5

Жена Лота

Одно из Библейских сообщений о гибели Содома больше всего вызывало недоверие скептиков, а именно упоминание о том, что жена Лота стала соляным столбом. Однако после раскопок в древнем городе Помпеи (Италия) даже люди, не верящие в Бога, уже не могли отрицать возможности подобного явления.

Дело в том, что в 79г. х.э. эры, когда Помпеи погибли в результате извержения Везувия, вулканический пепел покрыл не только сам город, но и людей, находившихся в нем. «Тончайший пепел сотворил со своей добычей настоящее чудо сохранности. Он обволакивал тела, запечатлевая малейшие подробности, и когда впоследствии этот покров затвердел, а сами трупы истлели, их формы по-прежнему сохранялись… Зрелище это не оставляет равнодушных.

Когда археологи из экспедиции Клода Поншареля обнаружили руины двух древнейших городов, датируемых 2-3 веком до нашей эры, они не могли предположить, что находятся буквально в трех милях от исторической сенсации.

Эти три мили они “прошли” за две недели. Причем, как это часто бывает, сенсация родилась, в общем- то случайно. Разыгравшаяся песчаная буря заметно изменила привычный пейзаж, и на месте огромной дюны кто-то из парней заметил какой-то белый предмет, на несколько дюймов выступавший над оставшимся гребнем.

Решили посмотреть, что же это такое. Осторожно, стараясь не навредить, очищали от вековой пыли то, что осталось. И с каждым взмахом скребка вырисовывается какой-то столб. Вернее, это была колонна белого цвета, имеющая очертания женщины.

Еще большее изумление у ученых вызвал углеродный анализ находки. Во-первых, он позволил определить, что это не скульптура, а самый настоящий человек с сердцем, легкими, печенью и другими органами. Во-вторых, примерный возраст находки - около четырех тысяч лет, что и составляет ее библейский возраст.

Интересный факт 6

На дне мертвого моря обнаружены древние руины Содомы и Гоморры. Группа исследователей, возглавляемая английским археологом Майком Сандерсом, изучала дно Мертвого моря и натолкнулась на покрытые солью остатки древнего поселения. Ученые пришли к выводу, что это и есть руины легендарных городов Содом и Гомора.

Библия прямо указывала их месторасположение -- долина Сиддом, что в районе Мертвого моря. Тогда же на одном из полуостровов в Мертвом море нашли древние города, а рядом с ними -- кладбища. Специалистов сразу озадачило то, что кладбища были древнее самих городов. Рядом с захоронениями обнаружили множество серы, и о том, что тела принадлежат содомитам, заговорили почти всерьез. Идея погрузиться на дно Мертвого моря пришла к Сандерсу, когда он нашел древнюю карту. Искомые города были на севере современного Мертвого моря. Затем, на снимках, сделанных со спутника, археолог заметил странные образования на морском дне. Тогда ученый нанял специалистов по подводному погружению и небольшую подводную лодку.

Таким образом, Библейские сообщения о Содоме и других городах долины Сиддим получили свое полное подтверждение в области истории, археологии, этнографии и геологии.

Краткий вывод

Показано, что известия о Содоме и Гоморре, и их необычной гибели содержатся не только в Библии, но и в трудах историков древности: Тацита, Саньхунатона, Иосифа Флавия, Страбона и др.;

Установлено, что в архивах древнего города Эбла имеет место упоминание городов Содома и Гоморры, выступавших около 2100г до х.э., как торговые партнеры Эблы;

В результате археологических раскопок показана имевшая место около 2000 г. до х.э. катастрофа, сопровождающаяся землетрясением, массовыми пожарами, приведшая к гибели нескольких городов, в частности, в местах Баб-эль-Дахре и Нумерии, в акватории Мертвого моря;

В результате подводных археологических исследований показано наличие на дне Мертвого моря следов строений;

Геологическими исследованиями установлена имевшая место в районе Мертвого моря катастрофа около 2000 г. до х.э., приведшая к изменению ландшафта местности и сопровождавшаяся землетрясением, выбросами при­родных горючих газов и битумов, и образованием густого черного дыма, содержащего большое количество серы и сульфида водорода;

Таким образом, Библейские сообщения о существовании городов долины Сиддим и их гибели в результате страшной катастрофы сегодня полностью доказаны комплексными историко-археолого-геологическими исследованиями.

После Ноя жил еще один благочестивый человек, которого звали Авраамом. Он был очень богат, у него имелись большие стада коров, верблюдов, овец, в его сундуках имелось много золота и серебра. Авраам не был скупым, корыстным человеком. Он старался делать добро Богу и людям. И во всем слушался Господа. Как-то Бог сказал Аврааму, что очень огорчает Его поведение жителей городов Содома и Гоморры. И хочет Господь Бог истребить их за греховность.

Но в городе Содоме жил племянник Авраама, праведник Лот, человек благочестивый и добрый. И Аврааму не хотелось, чтобы Лот погиб со всеми нечестивыми. Пошел Авраам к Богу просить его о спасении людей.

Начал он так: «Неужели милосердный Бог готов погубить вместе с нечестивыми и праведника? А если в этом городе живут 50 праведников? Их тоже погубить?» Господь отвечал, что не станет он губить город, если в нем живет 50 праведников. Авраам тогда спросил, а если в нем проживает только 45 праведников? И опять Господь сказал, что не погубит такой город. И так в разговоре с Богом Авраам довел число праведников до 10 человек. Но тут уж Господь Бог не выдержал «торгашеского» разговора и ушел. И Авраам ушел тоже.

А вечером в Содом пришли два ангела. У ворот города сидел Лот. Он пригласил их к себе в дом, накормил, напоил и предложил заночевать. В этот момент перед домом Лота собралась толпа злых людей, они требовали, чтобы он выдал им двух незнакомцев, пришедших в их город. Но Лот не захотел выдать гостей разгневанной толпе. Он опасался, что людей, которым он обещал свой кров, растерзают. И предложил собравшимся двух своих незамужних дочерей.

Но толпа бушевала. Пришедшие жители не хотели его слушать, они грозились взломать дверь дома и вывести непрошеных гостей на расправу. Лот остался непреклонен. И вот тогда на его защиту встали ангелы. Когда Лот вошел в дом, за ним закрыли все засовы, а на людей, окруживших его дом и бесновавшихся перед дверями и окнами, внезапно напала слепота. Пришедшие злые люди со стенаниями и плачем отступили.

Тогда ангелы сказали Лоту, чтобы он срочно уходил из дома со всем своим семейством. Они объяснили ему, что Господь, прогневавшийся за греховность на Содом и Гоморру, послал их, ангелов, на землю истребить всех жителей этих городов. Но Лот медлил, не уходил, жалко ему было расставаться с домом, нажитым добром. Тогда ангелы взяли за руки его, его жену и двух его дочерей и вывели из Содома.

Спасай свою душу, - сказал ему один ангел, - не оглядывайся назад; и нигде не останавливайся в окрестности сей; спасайся на гору, чтобы тебе не погибнуть.

«Солнце взошло над землею, и Лот пришел в Сигор. И пролил Господь на Содом и Гоморру дождем серу и огонь с неба». Так исчезли с лица земли два города, так погибли все нечестивые жители этих городов. Жена Лота тоже погибла. Когда они уходили, то ей очень захотелось посмотреть, что стало с их городом. Она обернулась назад и тотчас стала соляным столпом.

На другое утро благочестивый Авраам посмотрел на те места, где раньше были города Содом и Гоморра, и увидел один только дым, поднимавшийся небу.