Сложные слова с соединительной е примеры. Живая русская грамота. Сложные прилагательные с соединительной гласной «о»
1. Как отмечалось (см. п. 2.2), в русском языке есть достаточно большое число сложных слов , то есть слов с несколькими (обычно двумя) корнями.
Голуб оглаз ый, тепл олюб ивый, бел о-красн о-голуб ой.
В сложных словах корни могут соединяться с помощью специальных морфем - соединительных гласных . Традиционно считается, что соединительных гласных в русском языке две - о и е .
Паро ход, тысяче летие, бело лицый, сине глазый.
2. В то же время в качестве соединительных частей сложных слов могут использоваться другие элементы. Некоторые из них иногда приравнивают к соединительным гласным. Но в школьной традиции их обычно относят к суффиксам.
К таким суффиксам относятся, например, следующие:
суффиксы -о- и -е- в сложных словах, образованных из сочетания «наречие + прилагательное»;
Мало симпатичный, вечно зелёный.
суффиксы -и-, -ух-, -у- в сложных словах с первой частью - формой числительного в родительном падеже. Хотя эти суффиксы совпадают по форме с окончаниями числительных: пяти дней, двух дней , однако это не окончания, а суффиксы (!);
Пяти этажный, двух дневный, дву стволка.
3. В ряде случаев конечная гласная первой части сложного слова (обычно это иноязычный элемент) входит в состав корня.
Авиа база, кино фильм, авто база, мото гонки.
4. Правописание гласной в середине сложных слов зависит от того, каким элементом является эта гласная (соединительная гласная, суффикс, часть корня) и каким образом образовано сложное слово.
Правописание соединительных гласных подчиняется следующему правилу:
О- пишется после твёрдых согласных (кроме ж, ш, ц ), -е- пишется после мягких согласных и ж, ш, ц .
Водо ворот, сине глазый, свеже выбритый.
Обратите внимание!
1) Ряд слов с одним и тем же первым корнем имеет разные соединительные гласные:
- крово жадный - крове носный ;
- коно крад - коне вод, коне завод ;
- песно пение - песне творчество ;
- камено ломня - камне дробилка ;
- дально бойный - дальне струйный, дальне восточный ;
- косто резный - косте дробильный .
2) В некоторых сложных словах после основы на мягкий согласный используется соединительная гласная -о- :
- зверь - зверо лов, зверо бой, зверо подобный ;
- власть - власто любие ;
- честь - често любие ;
- шерсть - шерсто ткацкий ;
- плоть - плото ядный ;
- басня - басно писец ;
- кровь - крово подтёк .
В некоторых сложных словах первая часть представляет собой слово в начальной форме.
Время исчисление, время препровождение, семя доля, семя ножка, семя почка.
Но в других случаях с первой частью - тем же корнем - используется соединительная гласная (в сочетании с суффиксом -ен- ).
Ср.: семено хранилище, семено водство.
Сохраняются конечные гласные корня в сложных словах с первой иноязычной частью:
о
и е
: авто-
(авто
база
), агро-
(агро
химия
), био-
(био
стимулятор
), гео-
(гео
политика
), гидро-
(гидро
узел
), зоо-
(зоо
техник
), кино-
(кино
альманах
), макро-
(макро
элемент
), метео-
(метео
сводка
), мото-
(мото
спорт
), радио-
(радио
механика
), теле-
(теле
очерк
), фото-
(фото
ателье
), электро-
(электро
мотор
).
Исключение:
кине
скоп
;
а : авиа- (авиа почта, авиа линия );
и : квази- (квази научный ), мульти- (мульти миллионер ), поли- (поли витамины ), мини- (мини -платье ).
В некоторых словах (центри фуга, агри культура, электри фикация, электри фицировать, электри фицированный, гази фикация, гази фицировать, гази фицированный ) произносится гласный [и] и пишется гласная буква и . В сложных словах с этими корнями используется соединительная гласная -о- .
Ср.: центро бежный, агро школа, электро бритва, газо обмен.
Сохраняются гласные а, я бывшего падежного окончания в сложных словах, возникших из словосочетаний:
ума лишённый, сума сшедший, себя любие, себя любец.
В сложных словах, в первой части которых выступают числительные, используется форма родительного падежа с гласными и, а .
В начале иноязычных слов, если произносится ё , пишется йо , например: йоги, йод, йогурт, йомен, йоркширский, ни на йоту (но: ионы, иорданский – с раздельным произношением начальных гласных звуков).
IX. Правописание сложных слов
§ 41. Соединительные гласные о и е
В сложных словах после основы на твердую согласную пишется соединительная гласная о , после основы на мягкую согласную, на шипящую и ц – соединительная гласная е . Например:домосед, кожеед, птицелов, Лжедмитрий I .
В некоторых случаях конечная мягкая согласная в, н, р, т первой основы произносится твердо и после нее пишется соединительная гласная о (параллельно с этими словами употребляются и такие, в которых согласно правилу пишется е ). Например: дальнобойный – дальнеструйный, каменоломня – камнедробилка, конокрад – коневод, косторезный – костедробильный, кровожадный – кровеносный, песнопение – песнетворчество . Ср. разные образования после основы на ц : трапеция – трапецеидальный – трапециевидный – трапецоэдр (не во всех этих образованиях выделяются в русском языке две основы).
§ 42. Сложные слова без соединительной гласной
Следует различать сложные слова с соединительными гласными и сложные слова без соединительной гласной. Ср.: психотерапия (психо + терапия) – психастения (псих + астения).
В некоторых сложных словах первая часть представляет собой слово в его начальной форме, например: времяисчисление, времяпрепровождение; семядоля, семяножка, семяпочка (ср.:семеноводство, семенохранилище – с соединительной гласной).
Без соединительной гласной образованы термины типа азотфиксирующий, вперёдсмотрящий, кислородсодержащий и т. п.
Сохраняется буква а на конце элемента авиа- (сокращение от авиационный ), образующего первую часть сложных слов типа авиабаза, авиадесант, авиапочта, авиачасть и т. п.
С падежным окончанием в первой части образованы возникшие из словосочетаний словасумасшедший, умалишённый и т. п.
В форме родительного падежа без соединительной гласной входят в состав сложных слов имена числительные, например: трёхметровый, пятиразовый, семилетка . Исключения составляют числительные один, девяносто, сто и тысяча , например: одногодичный, девяностолетие, стократный, тысячеустый . Числительное сорок в составе сложных слов употребляется в двух формах: без соединительной гласной (сорокадневный ) и с соединительной гласной (сорокоуст, сороконожка – не в прямом значении счета).
Следует различать сложные слова и слова, в которых в русском языке не выделяются две основы. Ср.: газопровод – газификация, электромонтёр – электрофикация .
Примечание 1. На общем основании слитно пишутся иноязычные приставки анти-, архи-, гипер-, интер-, инфра-, контр-, пост-, суб-, супер-, транс-, ультра-, экстра- и др., например: антинародный (но: Анти-Дюринг – в функции собственного имени), архиплут, гиперзвук, интернациональный, инфракрасный, контрпредложение (но: контр-адмирал , где первая часть имеет другое значение), постимпрессионизм (с сохранением начального корневого и ), постромантизм (ср. слитное написание этой же приставки в неделимых на морфемы словах иноязычного происхождения: постскриптум, постфактум и т. п.),суперобложка, субтропики, транссибирский, ультразвук, ультрамодный, экстраординарный (но: экстра-почта, экстра-класс – перед существительным).
Примечание 2. Слитно пишутся начальные составные части квази-, псевдо-, пан- , например: квазинаучный, псевдоклассический, пангерманский (но: квази-Пушкин, пан-Европа и т. п. – перед собственными именами
В этом уроке разберём такие понятия, как сложные слова, соединительные гласные; ответим на вопрос, когда пишется соединительная гласная О, а когда - Е.
Сложными называются слова, которые создались в результате соединения двух (реже трёх) слов в одно слово:
сам, летать - самолёт
пар, ходить - пароход
кашу, варить - кашевар
птица, фабрика - птицефабрика
Сложные слова образуются при помощи соединительных гласных О и Е. Эти гласные прибавляются к концу первой основы, входящей в состав сложного слова.
Обратите внимание на ряд слов, приведенных ниже:
На основании этих примеров сформулируем правило написания соединительных гласных О и Е в сложных словах.
Соединительная гласная Е пишется после:
1) шипящих: ж, ш, щ, ч;
2) буквы Ц;
3) мягких согласных.
А соединительная гласная О пишется после основ на твёрдую согласную (кроме ж, ш и ц): баснописец, зверолов.
Как же определить, какую соединительную гласную нужно писать в слове?
Для этого надо сначала выделить первый корень. Если конечная согласная корня шипящая, буква Ц или мягкая согласная, то для соединения корней следует писать букву Е.
В остальных случаях пишется соединительная О.
Например:
В остальных случаях в сложных словах пишется соединительная буква О, например:
Важно научиться правильно выделять корни в сложных словах, запомнить правило написания соединительных гласных О и Е и его применять.
Список использованной литературы:
- Баранова М.Т., Ладыженская Т.А., Шанский Н.М., Власенкова А.И. Рабочие программы и календарно-тематическое планирование по русскому языку к учебнику «Русский язык» для 6 класса под редакцией Баранова М.Т., Ладыженской Т.А., Тростенцовой Л.А., Григорян Л.Т
- Соколова Г.П. Уроки русского языка в 6 классе: Книга для учителя: Из опыта работы. - М.: «Просвещение», 1986. - 80стр.
- Календарно-тематическое планирование «Русский язык 6 класс» по учебнику: «Русский язык 6 класс». Учебник для общеобразовательных учреждений. Авторы-составители: Ладыженская Т.А., Тростенцова Л. и др.- М.: Просвещение, 2012. ФГОС.
- Громов С.А. Русский язык. Курс практической грамотности. Учебник для общеобразовательных учреждений. – М.: Московский лицей, 2006. -55 стр.
- Блинов Г.И., Антохина В.А. Сборник диктантов по орфографии и пунктуации. Пособие для учителя. – М.: «Просвещение», 1986.
- Яровикова О. В. Запоминаем через образ. Методическое пособие для учителей и учащихся. - Йошкар-Ола: «Стринг», 2008. – 84 стр.
Тема урока: Соединительные гласные о - е в сложных словах (6-й класс) (Слайд 1)
Девиз: «Я не могу жить без напряженной умственной работы. Исчезает смысл жизни» (Шерлок Холмс) (Слайд 2)
Цель:
1) Знать: об образовании сложных слов от основ исходных слов с помощью соединительных гласных о - е.
2) Уметь: верно выбирать соединительные гласные о - е в сложных словах.
3) Развивающая: развивать умение самостоятельно получать знания; развивать мыслительные операции: анализ, синтез, сопоставление, классификация, а также внимание, память, логическое мышление; развивать познавательные и творческие способности через разнообразные виды деятельности.
4) Воспитательная: пробуждение познавательного интереса к урокам русского языка и окружающим явлениям. (Слайд 3)
Оборудование: Компьютер, презентация (Приложение), карточки.
Ход урока
I. Организационный момент
Вступительное слово
Задача: Организация внимания учащихся, обеспечение полной готовности к работе, ознакомление с планом работы.
Прозвенел звонок, и вновь мы с вами встретились на очередном уроке, который бы мне хотелось начать со слов Шерлока Холмса: «Я не могу жить без напряженной умственной работы. Исчезает смысл жизни», которые и станут девизом нашего урока. (Слайд 2)
II. Актуализация знаний (Слайд 4)
Задача: Настроить учащихся на восприятие нового материала, повторить материал о способах образования слов.
Задание : Прочитайте стихотворение «Веселые стихи» и расскажите, как образуются слова в русском языке.
Веселые стихи
Как растут слова
Как-то много лет назад
Посадили странный сад.
Не был сад фруктовым -
Был он только словом.Это слово - слово-корень,
Разрастаться стало вскоре
И плоды нам принесло -
Стало много новых слов.Вот из сада
Вам рассада.
Вот еще посадки рядом.
А вот садовод.
С ним садовник идет.
Очень интересно
Гулять в сад у словесном.
(Е. Измайлов )
III. Новый материал
Задача: Обеспечение восприятия осмысления и первичного запоминания знаний.
1. Исследовательская работа
Послушайте стихотворение из передачи «Радионяня» и скажите, о каком способе словообразования в нем говорится.
Самолет летит вперед,
Паровоз не отстает,
Даже в море пароход
Тоже прибавляет ход.Все торопятся узнать,
Как их правильно писать,
- Эти сложные слова
Не выносят буквы А.А поставишь букву О -
Скорость будет – ого - го!
Кашу варит кашевар,
Сталь нам варит сталевар,
Лошадь водит коневод,
В море - мореход плывет.Все названья хороши,
Только правильно пиши.
Мы у этих слов внутри
Не поставим букву И,
А напишем Е - тогда
Каждый скажет: «Это - да!»
На доске выписаны сложные слова из стихотворения. (Слайд5)
Согласно правилу, о котором говорится в стихотворении, вставьте пропущенные буквы.
Гласные, которые вы вставили, называются соединительными. Как вы думаете, почему?
Внимательно рассмотрите оба столбика и попробуйте сформулировать правило выбора соединительной гласной. Сравните его с правилом в учебнике (с. 74).
Сформулируй тему урока. Какие задачи будут стоять перед нами? Чему мы должны научиться на уроке? Где пригодятся эти знания?
(Слайд 6)
А теперь моё правило о написании соединительных гласных ОиЕ при сложении слов:
Этих гласных только две:
Буква О и буква Е.
Коли твёрд согласный звук,
Буква О подходит тут.
Если мягок этот звук,
Букву Е пишите тут.
Какие слова называются сложными?
Когда пишется соединительная о, а когда - е в сложных словах?
Составьте опорную схему на изученное правило. (Слайд 7)
IV. Закрепление полученных знаний
Задача: Закрепить полученные знания, начать вырабатывать умения по их применению.
Промежуточный контроль: контроль усвоения новых знаний.
1. Лингвистическая загадка (Слайд 8)
Может ли водоросль расти на суше? Ответ найдите в слове.
2. Словарная работа (Слайд 9)
МЕНЕДЖЕР – это специалист, который занимается организацией производства или коммерческой деятельностью, организацией внешнеторговых операций; ведет коммерческие переговоры.
3. Игра «Менеджер по закупкам» (Слайд 10)
Уровень «5»
Представьте себе, что вы - менеджер по закупкам. Составьте список транспортных средств, в названии которых были бы соединительные гласные о - е.
Уровень «4»
«Немой диктант». Напишите названия по картинкам.
4 . Игра «На бирже труда» (Слайд 11)
Уровень «5»
Представьте себе, что вы – менеджер на бирже труда. Составьте список необходимых нашему колхозу, району профессий, занятий, в которых бы были соединительные гласные е - о?
Уровень «4» (Слайд 10)
«Немой диктант». Напишите названия необходимых нашему колхозу, району профессий, занятий, в которых бы были соединительные гласные е - о по картинкам.
Составь предложения. Объясни знаки препинания, составь схему.
5 . Образуй сложные слова и закончи предложение (Слайд 12)
Любая профессиональная деятельность требует от человека:
- Человек, который любит труд.
- Человек, который любит знания.
- Люди, которые помогают взаимно.
- Человек, который стремится к цели.
6. Подбери антоним (Слайд 13)
Враждебное отношение - … (дружелюбное)
Ленивый ученик - … (трудолюбивый)
Серьезный юноша - …(легкомысленный)
7. Заполни квадрат со словами-перекрестками сложными словами
1. Специалист по разведению садов.
2. Локомотив с паровым двигателем.
3. Канал для выхода дыма из трубы.
4. Русская народная игра-пляска.
5. Лес, поваленный бурей.
6. Бесплановое, стихийное совершение какого-нибудь дела, работы.
7. Огнестрельное оружие.
8. Игра «Третий лишний» (Слайд 14)
1. Вод... провод, земл... трясение, гром... отвод.
2. Вод... мерка, дожд... мер, земл... делие.
3. Жизн... описание, картоф … лекопалка, книг... печатание.
9. Работа с карточками. Проверь себя
10. Исследование текста. Самостоятельная работа. (Работа выполняется на карточках) (Слайд 15-16)
Уровень «5»
Задание: Прочитайте текст. Почему он так озаглавлен? Найди и выпиши слова с ошибками.
Печка на колёсах.
Ребята, помните, как Емеля - дурачок из сказки «По щучьему велению» въехал на печке прямо в царские покои? Так вот, «сказка - лож, да в ней намёк». Люди довно мечтали о том, чтобы передвигаться быстро и без помощи лошади: о ковре-самалёте, семимильных сапогах, на худой конец и о самадвижущейся печке. Чего только ни придумывали первые изобретатели: пределывали к обычной телеге педали, рычаги, даже паруса ставили на неё, а телега ни с места.
Впервые успеха добился французский инженер Кюньо. Он «запряг» в телегу паровую машину, и она тронулась в путь. Изобретатель дал своему детищу имя - «автомобиль», что значит «самодвижущийся». Громыхая и пыхтя, полз он по ухабам: впереди паровой медный котел, сзади тежолый ящик с углём, на скамейке водитель, проедет немного и останавливается: нужно слезть и подбросить угля в топку, чтобы не затухла и чтобы пар в котле не кончился - ведь он-то и толкает машину. Нет пара, и колеса не работают. Приходилось водителю то и дело кочегарить. Недаром его назвали шофёром, а «шофёр» - в переводе с французского означает «кочегар». Вот и выходит, что первые автомобили не что иное, как печка на колесах. (Н. Санина)
1)___________________________ |
2)______________________ |
3)___________________________ |
4)______________________ |
5)___________________________ |
6)_______________________ |
Ложь, давно, самолете, самодвижущейся, приделывали, тяжелый.
Уровень «4»
Задание: Прочитайте текст. Почему он так озаглавлен? Впишите пропущенные буквы, раскройте скобки. Подчеркните сложные слова, выделите в них корни. От каких слов и как они образованы?
Печка на колёсах.
Ребята, помните, как Емеля - дурачок из ска(з,с)ки «По щучьему велению» в...ехал на печк... прямо в царские поко...? Так вот, «ска(з,с)ка - лож(?), да (в)ней намёк». Люди д...вно м...чтали о том, чтобы п...р...двигат(?)ся быстро и без помощи. лошади: о к...вре-сам...лёте, семимильных сапогах, на худой конец и о сам...движущейся печк.... Чего только (ни)пр...думывали первые изобретатели: пр...делывали к обычной т...леге педали, рычаги, даже паруса ставили (на)неё, а т...лега ни с места.
Впервые успеха д...бился французский инж...нер Кюньо. Он «запряг» в т...легу паровую м...шину, и она тронулась в путь. Изобретатель дал св...ему детищу имя - «автомобиль», что значит «сам...движущийся». Громыхая и пыхтя, полз он по ухабам: (в)переди паровой медный к...тел, (с)зади т...жёлый ящик с углём, на скамейке в...дитель, проедет немного и останавливает(?)ся: нужно слезть и подбросить угля в топку, чтобы (не)затухла и чтобы пар в к...тле (не)кончился - ведь он-то и т...лкает м...шину. Нет пара, и к..леса (не)работают. Пр...ходилось в...дителю то и дело к...чегарить. Недаром его назвали ш...фёром, а «ш...фёр» - в переводе с французского озн...чает «кочегар». Вот и выход...т, что первые автомобили не что иное, как печка на к...лесах. (Н. Санина.)
V. Рефлексия
Задача: Дать анализ и оценку успешности достижения цели.
Что нового вы узнали?
Достигли ли мы цели урока?
Упражнение «Профи» . Исходя из будущей профессии, зачем нужно изучение этой темы?
VI. Домашнее задание (по выбору учащихся) (Слайд 17-18)
- Правило на стр. 71. (Упражнения по выбору учащихся.)
- Упражнение № 168.
- Сочинить загадки, в которых отгадки – сложные слова.
- Представьте, что вы являетесь автором учебника. Вам необходимо составить упражнение (карточку) для учащихся 6-го класса на изученную орфограмму. Выпишите из любого текста предложения, где встречаются сложные слова с соединительными гласными о - е и «заминируйте» орфограмму.
Литература
- Русский язык. 6-й класс: поурочные планы по учебнику М.Т. Баранова/С.С. Колчанова.- Волгоград: Учитель, 2009 г.
- Дидактический материал к учебнику русского языка: Д 44 6-й класс: Пособие в двух тетрадях: Тетрадь 1/М.М. Стракевич. - М.: «Светоч Л», 1998.
- В. Волина. Русский язык переиздание – Екатеринбург: Изд-во «Арго», 1996.
- Русский язык. Первое сентября.
- Г.А. Богданова. Уроки русского языка в 6-м классе: Кн. для учителя.-3-е изд. - М.: Просвещение, 1999.
У всех звуков речи есть свои глубинные изначальные смыслы. …Правильно ли по смыслу сделан выбор гласных для соединения разных слов?..
Да, правильно, других таких гласных по смыслу нет: звук О - вообще соединяет, у него смысл такой, а вот Е - позволяет одному слову к другому как бы «пристыковаться» (будто щепку прибьет течением к берегу или к другому предмету, потому что звук «Э» - это, если помните, «течение, поток»).
…А теперь вспомните правило:
Соединительная гласная -О- пишется после основ на твердый (отвердевший) согласный: парО воз, зверО лов, лесО полоса, левО бережный, быстрО ногий, .
Но КАК это получается? На самом деле. В живой ситуации, когда не было никаких «филологов», изобретающих орфографические правила. Зато были разумные человеки, глубоко чувствующие природу и смысл звуков Живой Речи!
Давайте осмысленно объяснять происхождение такого соединения слов в реальности речевой практики предков.
Например: вот просто для соблюдения форм возьмем словосочетания «полоса леса», и/или «лов зверя». Можно слова в словосочетаниях переставлять, ведь содержание останется то же самое (как говорится, от перестановки слагаемых сумма не меняется!): «леса полоса» или «зверя лов».
А теперь вспомните, что в прошлом, почти что вплоть до XVIII века, практически все тексты писались без пробелов между словами , т.к. в них не было необходимости (пробелы нужны только тем, кто не чувствует границ между словами и не улавливает всего смысла текста).
Вот и ставьте себя на место предков и подумайте, как в сплошном тексте различать, о чем речь: два слова перед нами или одно сложное слово, если выглядит одинаково, допустим, как «лесАполоса» или «зверАлов»? А никак! В то время как раз существовало только смысловое различие, а не формальное!
А теперь вам снова придется вспомнить о чередовании гласных А и О , в каких случаях они осмысленно подменяли друг друга, как дежурные, соблюдающие порядок.
Поймите, что мы сейчас как раз не фантазируем, а моделируем, воспроизводим естественную ситуацию возникновения смыслового чередования гласных в сплошном тексте из многих и многих слов.
Вспоминаем, что звук речи А выражает смысл состояния, данности , а вот звук речи О по смыслу не только передает энергию, динамику, но еще и смысл объединения, соединения !
Предки использовали только реальные выразительные средства - смысловые, осмысленные, т.к. тогда не было филологов, придумывающих пробелы и другие искусственные знаки.
лесаполоса …» (по-современному, с пробелом: «леса полоса»), где А
лесополоса …», с гласным О (по-современному так же), то было понятно, что перед нами 1 сложное слово!
У предков не было даже возможности ошибиться, т.к. не было «пробела» между словами. У них была возможность передать один из двух смыслов: либо через А , либо через О .
Теперь, надеемся, вам понятно, что букву О никто в качестве «соединительной гласной» не придумывал и не назначал. Природа у звука О такая, и все!
Так же и в случае: «…звера лов » и «зверо лов ». И в других аналогичных ситуациях.
Для предков была обычная осмысленная ситуация выбора пути (выбора правописания или «правдописания»).
А не формальная орфограмма (как сейчас, перед нами, когда смысл ситуации утрачен!). Формальная орфограмма, которую сейчас разумно, с учетом всех важных обстоятельств, не объясняют, а заставляют писать вот так и не иначе. Так не только у детей, а любого возникает чувство протеста против нелепости (будто серьезным видом разыгрывают, когда розыгрыш неуместен!).
Вот через такие нелепые ситуации и возникает недостаточная (бессмысленная) педагогика и недостаточная (формальная) методика преподавания.
Теперь перейдем к ситуации с другой соединительной гласной.
Соединительная гласная -Е- пишется после основ на мягкий согласный, шипящие, Й и Ц : землЕ трясение, пешЕ ход, краЕ ведение, птицЕ лов.
Имейте в виду, что исторически перед нами та же реальная ситуация сплошного текста: «…землитрясение…» и «птицылов».
Для предков была та же обыденная осмысленная ситуация выбора пути (повторяем, выбора правописания или «правдописания»).
Здесь та же ситуация осмысленного чередования гласных, но только в данном случае речь шла уже о чередовании И и Е .
Когда перед нами было два разных слова, то в сплошном тексте мы могли видеть такую картину: «…землитрясение …» (по-современному, с пробелом: «земли трясение»), где И показывает по своему смыслу, что перед нами 2 простых слова.
Когда в тексте видели картину: «…землетрясение …», с гласным Е
Так же и в ситуации с Ц . Когда перед нами два разных слова, то в сплошном тексте: «…птицылов …» (по-современному, с пробелом: «птицы лов»), где Ы после Ц показывает по своему смыслу, что перед нами 2 простых слова.
Когда в тексте видели картину: «…птицелов …», с гласным Е (по-современному так же), то каждому было понятно, что перед нами 1 сложное слово!
Так же и в ситуации с Й. Когда два разных слова, в сплошном тексте: «…крайведать …» (по-современному, с пробелом: «край ведать»), где перед нами 2 простых слова. Когда в тексте видели: «…краеведение …», с гласным Е (по-современному так же), то 1 сложное слово!
Эту целостную осмысленную ситуацию разрушили в современном языкознании: сложное слово с «соединительной гласной» стало орфограммой, а вот с появлением «пробела» между словами, такие написания, как «птицы лов, леса полоса » тематически отнесли совсем в другой раздел языкознания…
Команда ЗоВУ («Живая Русская Грамота ». - РИТМ, Екатеринбург, - 2009г .)
Публикация в журнале «ЗОВУ РИТМ», октябрь 2009