Профстандарт специалист по снабжению. Профессиональный стандарт специалиста в сфере закупок. Профессиональный стандарт «Специалист в сфере закупок»

Как соответствовать профстандарту в сфере закупок, какое образование необходимо иметь, читайте в статье. Также скачайте профстандарты специалиста в сфере закупок и эксперта в сфере закупок.

Из статьи вы узнаете:

Стандартизация профессиональной деятельности - один из главных мотивов охраны труда в современной России. Так как специалисты по госзакупкам это сфера достаточно новая, до них профстандарты дошли не сразу. Но теперь они сформированы, и эти документы необходимо учитывать в деятельности контрактных управляющих.

Отраслевые стандарты по закупкам

Законодательная база, на которой формируются профстандарты в сфере закупок, это два основных закона: 223-ФЗ и 44-ФЗ. На базе этих законодательных актов, Минтруд выпустил два соответствующих профессиональных стандарта: «Специалист в сфере закупок» и «Эксперт в сфере закупок». Приказы Минтруда России от 10 сентября 2015 г. № 625н и 626н утверждают эти акты для многих организаций как обязательные. Цель профстандартов специалиста по закупкам по 44-ФЗ и 223-ФЗ - такая же, как и у любых других профстандартов, то есть, систематизировать и регламентировать функционал, которым данные работники занимаются.

Например, на обычные коммерческие организации закупочные профстандарты распространяются в случаях, предусмотренных ТК: в части необходимого образования и стажа работы для сотрудника (ч. 1 ст. 195.3 ТК) и когда речь идет о выплате компенсаций и льгот за конкретную профессию, специальность (ч. 2 ст. 57 ТК РФ). В иных случаях профстандарты можно рассматривать как рекомендательные документы.

Смысл профстандарта эксперта в сфере закупок

Профстандарт специалиста по закупкам по 2018 году регулирует не столько, например, требования к образованию сотрудника, сколько описывают необходимые для данной профессии навыки. К примеру, контрактный управляющий обязан не только знать и уметь регулировать различные этапы процесса проведения госзакупок, но и уметь пользоваться ЭТП и ЭЦП.

Другие требования, которые предъявляет профстандарт 08.026 "специалист в сфере закупок" - это необходимость знакомства ответственного за закупки сотрудника с актуальным (что особенно важно) законодательством страны в целом, а также отраслевыми нормативными актами.

Вопрос из практики

Нужно ли нам иметь внутренний документ, чтобы подтвердить, что сотрудники контрактной службы ?

Если программа обучения на курсах повышения квалификации соответствовала профстандарту, рекомендуем составить акт о проверке такого соответствия. Ведь профстандарт создан как раз как инструмент, позволяющий измерить знания сотрудников и соотнести их с тем функционалом, который они выполняют.

Образование в профстандарте специалиста по госзакупкам

В профстандарте эксперта по госзакупкам указаны несколько должностей разного уровня компетенции и сферы функционала. Каждая из этих должностей требует своего уникального набора знаний и умений. Что подтверждается документами об образовании, сертификатами аттестаций и опытом работы.

Что касается допобразования для контрактного управляющего, ситуация по профстандарту следующая. Персонал 5 уровня обязан отучиться по двум программам: повышения квалификации и профпереподготовки. Остальные, с 6-го по 8-й, обучаются по одной.

Повышение квалификации по профстандарту в сфере закупок производится в объеме 108 часов (согласно № 5594-ЕЕ/Д28и/АК-553/06). Курс переподготовки даже длиннее, он в минимальном варианте составит 250 часов. Например, контрактного управляющего в сфере госзакупок по профстандарту соответствует 7 уровню. Для работы ему надо иметь не менее 4 лет стажа в сфере закупок, а также специальное высшее образование (то есть не бакалавриат, а магистратуру) и дополнительное профобразование.

Уровни квалификации и возможные должности

Профстандарт включает в себя 4 обобщенные трудовые функции, которые ранжированы и разделены на уровни квалификации специалиста по закупкам:

  • обеспечение закупок для государственных, муниципальных и корпоративных нужд;
  • осуществление закупок для государственных, муниципальных и корпоративных нужд;
  • экспертиза результатов закупок, приемка контракта;
  • контроль в сфере закупок.

Каждому уровню квалификации работника соответствуют обязательные и дополнительные характеристики. В таблице ниже приведено соотношение наименования обобщенной трудовой функции с ее основными требованиями.

Для каждой функции профстандартом установлены должности, на которые возможно назначить специалиста по закупкам, а также требования к образованию и опыту работы сотрудников.

Основные требования к квалификации Наименование обобщенной трудовой функции
Обеспечение закупок для государственных, муниципальных и корпоративных нужд Осуществление закупок для государственных, муниципальных и корпоративных нужд Экспертиза результатов закупок, приемка контракта Контроль в сфере закупок
Возможные наименования должностей, профессий
  • Специалист по закупкам
  • Работник контрактной службы
  • Контрактный управляющий
  • Старший специалист по закупкам
  • Консультант по закупкам
  • Работник контрактной службы
  • Контрактный управляющий
  • Ведущий специалист
  • Работник контрактной службы
  • Заместитель руководителя подразделения
  • Руководитель подразделения
  • Руководитель контрактной службы
  • Контрактный управляющий
  • Советник
  • Заместитель руководителя
  • Руководитель
Требования к образованию и обучению
  • Среднее профессиональное образование
  • Дополнительное профессиональное образование - программы повышения квалификации и программы профессиональной переподготовки в сфере закупок
  • Высшее образование - бакалавриат
  • Дополнительное профессиональное образование - программы повышения квалификации/или программы профессиональной переподготовки в сфере закупок
  • Высшее образование - специалитет, магистратура
  • Дополнительное профессиональное образование - программы повышения квалификации/или программы профессиональной переподготовки в сфере закупок
Требования к опыту практической работы Не установлен Не менее трех лет в сфере закупок Не менее четырех лет в сфере закупок Не менее пяти лет в сфере закупок, в том числе на руководящих должностях не менее двух лет

Ответы на вопросы из практики

Вопрос: На какие виды деятельности распространяется "Профстандарт в сфере госзакупок"?

Ответ: Профстандарт распространяется на деятельность по осуществлению, контролю и управлению закупками для обеспечения государственных, муниципальных и корпоративных нужд (код 08.026).

Вопрос: Вы согласны с тем, что в закупках ПС не подпадают под ч. 1 ст. 195.3 и применяются работодателями в качестве основы для определения требований к квалификации работников?

Ответ: Характеристики квалификации, которые содержатся в профессиональных стандартах и обязательность применения которых не установлена в соответствии с частью первой статьи 195.3 ГК, применяются работодателями в качестве основы для определения требований к квалификации работников.

Однако, в соответствии с частью 1 статьи 195.3. ГК «если настоящим Кодексом, другими федеральными законами, иными нормативными правовыми актами Российской Федерации установлены требования к квалификации, необходимой работнику для выполнения определенной трудовой функции, профессиональные стандарты в части указанных требований обязательны для применения работодателями.». Требования к квалификации сотрудника контрактной службы установлены Федеральным законом от 05.04.2013 № 44-ФЗ (Часть 6 статьи 38, Часть 5 статьи 39, Часть 23 статьи 112).

Вопрос: Как определить сколько специалистов по закупкам необходимо принять для успешного проведения закупок учреждением?

Ответ: Количество специалистов, необходимое для успешного проведения закупок зависит от количества проводимых учреждением процедур закупок, их сложности, особенностей регионального регулирования в сфере закупок, квалификации принимаемых сотрудников, многих других индивидуальных факторов и определяется субъективно для каждого отдельного заказчика.

Вопрос: Это очень здорово, что разные работники, но у нас нет зама и всего 5 человек в организации. Что делать?

Ответ: В соответствии с ч.2 ст. 38 44-ФЗ в случае, если совокупный годовой объем закупок заказчика не превышает сто миллионов рублей и у заказчика отсутствует контрактная служба, заказчик назначает должностное лицо, ответственное за осуществление закупки или нескольких закупок, включая исполнение каждого контракта (контрактного управляющего).

Вопрос: "Предварительный сбор данных о потребностях". Я правильно понимаю, что это сбор сведений от узких специалистов учреждения?

Ответ: Профстандартом не конкретизировано понятие предварительного сбора данных о потребностях, таким образом сбор сведений от узких специалистов и инициаторов закупок также подпадает под эту функцию.

Вопрос: А если закупками занимается один человек? Какая должностная инструкция должна быть?

Ответ: В случае, если это единственный контрактный управляющий, то должностная инструкция должна включать в себя весь функционал, предусмотренный частью 4 статьи 38 44-ФЗ. При составлении должностной инструкции необходимо учитывать трудовые функции, включенные во все обобщенные трудовые функции профстандарта (от обеспечения до контроля).

Вопрос: Обязана ли организация ввести в штатное расписание должность специалиста по закупкам и с какого числа? Или достаточно возложить на одного из работников обязанности контрактного управляющего?

Ответ: На настоящий момент достаточно возложить обязанности на контрактного управляющего.

Вопрос: МУП переходит на работу по 223-ФЗ. Нужно ли в связи с этим применять профстандарт в дальнейшем при принятии нового человека на должность специалиста в сфере закупок, как я понимаю, он обязателен для 44-ФЗ?

Ответ: 223-ФЗ не содержит обязательных требований к квалификации сотрудника, таким образом применение профстандарта в данном случае не обязательно.

Вопрос: Есть ли необходимость проходить повторное обучение, если с момента получения удостоверения прошло более трёх лет, или удостоверение остаётся действительным?

Ответ: В соответствии с частью 2.8 Методических рекомендаций по реализации дополнительных профессиональных программ повышения квалификации в сфере закупок, направленных письмом Министерства экономического развития российской федерации N 5594-ЕЕ/Д28и обучение в сфере закупок рекомендуется проводить по мере необходимости, но не реже, чем каждые три года для всех категорий обучающихся. Таким образом, данное требование является рекомендуемым, законом такая обязанность не предусмотрена.

Вопрос: Прошу пояснить: Главный бухгалтер не может быть контрактным управляющим?

Ответ: Закон не содержит ограничений, не позволяющих назначить главного бухгалтера контрактным управляющим.

Вопрос: В должностную инструкцию следует вносить функции по профстандарту или конкретные действия?

Ответ: Если функций, описанных в профстандарте недостаточно для отражения всех обязанностей и трудовых действий специалиста, возможно внесение иных необходимых трудовых действий в должностную инструкцию.

Вопрос: Если специалист не соответствует занимаемой должности, то штраф на кого?

Ответ: Зависит от причин штрафа и обязанностей сотрудника в соответствии с должностной инструкцией. Несоответствие занимаемой должности не освобождает от административной ответственности за совершенные правонарушения.

Вопрос: Какая ответственность заказчика за соблюдение или нарушение использования профстандарта?

Ответ: В настоящий момент нет судебной практики по вопросу нарушений в сфере трудового законодательства в части неприменения профстандарта специалиста по закупкам. Тем не менее, статья 5.27 КОАП РФ устанавливает наказание за нарушение трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, а именно предупреждение или наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от одной тысячи до пяти тысяч рублей; на юридических лиц - от тридцати тысяч до пятидесяти тысяч рублей.

Вопрос: Можете подсказать программу обучения для инженера-программиста сопровождающего сайты закупок, какой курс обучения он должен пройти?

Ответ: не совсем понятно, чему нужно будет обучить такого инженера-программиста. Возможно, Вы найдете интересующий Вас курс в Высшей школе Госзакупок.

Больше ответов на вопросы о закупках вы найдете в новом номере журнала «Госзаказ в вопросах и ответах»

Вложенные файлы

  • Профстандарт Эксперт в сфере закупок.pdf
  • Профстандарт Специалист в сфере закупок.pdf

Понятие о профессиональном стандарте появилось в Трудовом кодексе в 2012 г. Под этим термином понимается описание квалификации в какой-либо области профессиональной деятельности.

На основании Правил стандартов (утверждены ПП от 22.01.2013 № 23) Минтруд разработал и ввел в действие соответствующими приказами от 10.09.2015 две специальности для работающих в сфере закупок: № 625н — профстандарт специалиста в сфере закупок, № 626н — эксперта.

Профстандарты получают свое применение даже при создании . Дается преимущество сотрудникам с профессиональной переподготовкой, повышением квалификации, специальными знаниями об объекте закупки ().

Профстандарт «Специалист»

Своеобразным водоразделом является текущий год. Еще в 2016 г. контрактному работнику достаточно было иметь образование по правилам размещения заказов. Нынешняя ситуация обязывает соблюдать профстандарт специалиста по закупкам с 2019 года с наличием документов об образовании в контрактной сфере.

Данная специальность разделена по полномочиям в соответствии со шкалой сложности.

Специалисту предоставлены функции:

  • уровень 5, начальный — обеспечение (предварительный сбор данных, подготовка документации, заключение контракта);
  • 6 — осуществление (составление планов и обоснований, осуществление процедур);
  • 7 — проверка (анализ результатов госзакупки, исполнения условий контракта и качества продукции);
  • 8 — максимальный — контроль (мониторинг и аудит).

Составлены требования к образованию и обучению:

  1. Среднее, дополнительное профессиональное.
  2. Высшее (бакалавриат), дополнительное профессиональное.
  3. Высшее (специалитет, магистратура), дополнительное профессиональное.

Определены сроки опыта практической работы в сфере госзакупок:

  1. Не менее 3-х лет.
  2. Не менее 4-х.
  3. Не менее 5-и, в том числе на руководящих должностях не менее 2-х.

Профстандарт «Эксперт»

Задачи проведения экспертизы и консультирования, оценки продукта включает профстандарт эксперта в сфере закупок. Закрепленные трудовые функции представляют собой примерно такой же перечень.

Аналогичная система классификации от минимального уровня сложности к максимальному прослеживается и здесь, их всего три:

  1. Уровень 6 — консультирование (мониторинг рынка, справки).
  2. 7 — экспертиза (в отношении процедур и исполнения контрактов).
  3. 8 — работы по консультированию и экспертизе (управление организацией, аттестация, исследование проблем).

Для минимального предела необходимы высшее, дополнительное профессиональное образование, а опыт практических навыков должен составлять не менее 3-х лет.

Для среднего уровня требуется высшее образование (специалитет, магистратура) и дополнительное профессиональное, а также не менее 4-х лет работы.

Для максимальной ступени возможно иметь такое же образование, как для средней, но период осуществления профдеятельности не может составлять менее 5-и лет, в том числе менее 3-х на руководящих должностях.

С 1 июля 2016 года организации должны руководствоваться профстандартами в части требований к квалификации, которые устанавливает Закон от 5 апреля 2013 г. № 44-ФЗ (далее — Закон № 44-ФЗ). Разберемся, каким критериям должны соответствовать специалисты по закупкам.

Из этой статьи вы узнаете:

  • какие профстандарты заказчики применяют в сфере закупок;
  • какие трудовые функции предусматривает профстандарт специалист по госзакупкам;
  • каких умений требует от работников профессиональный стандарт специалист в сфере закупок.

Какие профстандарты заказчики применяют в сфере закупок

Выясним, какие профстандарты заказчики применяют в сфере закупок. В настоящее время в этой области действуют два документа:

  • профстандарт «Специалист в сфере закупок », который утвержден приказом Минтруда России от 10 сентября 2015 года № 625н,
  • профстандарт «Эксперт в сфере закупок », который утвержден приказом Минтруда России от 10 сентября 2015 года № 626н.

Профессиональный стандарт специалиста по закупкам устанавливает, что эти виды деятельности нужны, чтобы контролировать и управлять закупками для обеспечения государственных, муниципальных и корпоративных нужд. Профстандарты разработаны под государственных заказчиков, которые проводят закупки в соответствии с Законом от 18 июля 2011 г. № 223-ФЗ и Законом №44-ФЗ .

Коммерческие организации могут приспособить принятые профстандарты под свою хозяйственную деятельность. Для этого нужно перенести положения из них в локальные акты, .

Профстандарт специалист по госзакупкам

Профессиональный стандарт специалист по госзакупкам предусматривает четыре уровня квалификации - с 5-го по 8-й. Всего рамках системы профстандартов установлено девять уровней квалификации. Из них 1-й самый низкий, уровень а 9-й означает наиболее высокую квалификацию (приказ Минтруда России от 12 апреля 2013 г. № 148н ).

Профессиональный стандарт содержит требования к уровню образования и опыту работы специалистов в области закупок. Кроме того, стандарт предусматривает возможные названия их должностей.

Рассмотрим требования подробнее (таблица ниже)

Требования к квалификации специалистов в сфере закупок

квалификации

Возможные наименования должностей

Обобщенная трудовая функция

Необходимое образование

Необходимый опыт работы

Специалист по закупкам

Работник контрактной службы

Контрактный управляющий

Обеспечение закупок для государственных, муниципальных, корпоративных нужд

Среднее профессиональное;

дополнительное профессиональное - программы повышения квалификации и программы профессиональной переподготовки в области закупок

Отсутствуют

Старший специалист по закупкам Консультант по закупкам

Работник контрактной службы

Контрактный управляющий

Осуществление закупок для государственных, муниципальных, корпоративных нужд

Высшее образование - бакалавриат;

дополнительное профессиональное образование - программы повышения квалификации или программы профессиональной переподготовки в области закупок

Не меньше трех лет в закупках

Ведущий специалист,

работник контрактной службы,

заместитель руководителя подразделения,

руководитель подразделения,

руководитель контрактной службы,

контрактный управляющий

Экспертиза результатов закупок, приемка контракта

дополнительное профессиональное образование - программы повышения квалификации или программы п профессиональной переподготовки в области закупок

Не меньше четырех лет в закупках

Советник, заместитель руководителя,

руководитель

Контроль в сфере закупок

Высшее образование - специалитет, магистратура;

Дополнительное профессиональное образование - программы повышения квалификации или программы профессиональной переподготовки в области закупок

Не меньше пяти лет в закупках, в том числе не меньше двух лет на руководящих должностях

Обратите внимание, что работники, которые относятся к 5-му уровню, обязаны пройти как программу повышения квалификации, так и программу профессиональной переподготовки в сфере закупок. Для остальных уровней достаточно одной из этих двух форм дополнительного образования.

Отличие программ повышения квалификации от программ профессиональной переподготовки в следующем. Если сотрудник повышает квалификацию, он совершенствует или получает новую компетенцию, либо повышает профессиональный уровень в пределах имеющейся квалификации (ч. 4 ст. 76 Закона от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ, далее - Закон № 273-ФЗ ).

Минимальная продолжительность программы в общем случае 16 часов. Но в области закупок минимальная продолжительность программ повышения квалификации - не менее 108 часов (п. 2.3 Методических рекомендаций, направленных письмом Минэкономразвития России и Минобрнауки России от 12 марта 2015 г. № 5594-ЕЕ/Д28и/АК-553/06 ). Исключение составляют программы обучения руководителей организаций-заказчиков. Для них допускается минимальный срок обучения до 40 часов (п. 2.4 указанных Методических рекомендаций).

Если работник обучается по программе профессиональной переподготовки, он получает компетенцию, которая требуется, чтобы выполнять новый вид профессиональной деятельности, приобретает новую квалификацию (ч. 5 ст. 76 Закона № 273-ФЗ ). Минимальная продолжительность программы профессиональной переподготовки составляет 250 часов.

Скачайте документы по теме:

Какие трудовые функции могут выполнять специалисты по закупкам

Какие трудовые функции могут выполнять специалисты по закупкам, зависит от уровня квалификации. Самый низкий уровень квалификации в сфере закупок - 5-й. Его присваивают сотрудникам, которые не имели опыта с закупками. Работник с 5-м уровнем квалификации может выполнять трудовые функции:

  • предварительно собирать информацию о потребностях, ценах на товары, работы, услуги;
  • готовить закупочную документацию;
  • обрабатывать результаты закупки и заключения контракта.
  • cпециалисты 6-го уровня квалификации выполняют следующие трудовые функции
  • составляют планы и обоснования закупок;
  • осуществляют процедуру закупок.
  • cпециалисты 7-го квалификационного уровня выполняют такие трудовые функции:
  • проверяют, соблюдаются ли условий контракта;
  • следят за качеством представленных товаров, работ, услуг.

К обобщенной трудовой функции 8-го уровня квалификации «Контроль в сфере закупок» относят мониторинг в сфере закупок, а также аудит и контроль в этой сфере. Сюда входят анализ и оценка результатов закупок, разработка нормативных или локальных актов в сфере закупок и т. д.

Специалист в сфере закупок: профессиональный стандарт

Профессиональный стандарт «Специалист в сфере закупок » содержит не только требования к образованию и опыту работы. Он также предусматривает умения и знания, которые являются общими для всех перечисленных ранее трудовых функций. Прежде всего, это умение пользоваться оргтехникой, иной вычислительной и вспомогательной техникой, средствами связи и коммуникаций.

Что касается знаний, профстандарт устанавливает, что любой специалист по закупкам должен знать:

  • законодательство РФ, которое устанавливает правила закупок;
  • гражданское, бюджетное, земельное, трудовое и административное законодательство в той части, которая относится к закупкам;
  • азы антимонопольного законодательства;
  • основы бухгалтерского учета, которые касаются закупок;
  • азы информатики в части, которую можно применить к закупкам;

Долгое время профессия закупщика в России практически не регулировалась с точки зрения профессиональных стандартов. Однако с 1 июля 2016 года организации должны руководствоваться профессиональными стандартами квалификации закупщиков. Сейчас сотрудники, отвечающие за закупки на стороне заказчиков, должны отвечать профессиональным стандартом, законодательно предусмотренным в сфере закупок.

Трудовой кодекс определяет «профессиональный стандарт» как квалификацию, необходимую работнику для выполнения той или иной профессиональной деятельности. Профстандарты разрабатывает и утверждает, а также ведет их реестр на специализированном сайте http://profstandart.rosmintrud.ru Минтруд РФ.

Итак, какие профстандарты заказчики применяют в сфере закупок? Сейчас действуют два документа: профстандарт «Специалист в сфере закупок», который утвержден приказом Минтруда России от 10 сентября 2015 года № 625н и профстандарт «Эксперт в сфере закупок», который утвержден приказом Минтруда России от 10 сентября 2015 года № 626н.

Профстандарты специалиста по закупкам разработаны под государственных заказчиков, которые проводят закупки в соответствии с 223-ФЗ и 44-ФЗ. Коммерческие организации могут применять профстандарты в сфере закупок, учитывая специфику своей деятельности.

Профессиональный стандарт специалист по госзакупкам предусматривает четыре уровня квалификации – с 5-го по 8-й. Всего в рамках системы профстандартов установлено девять уровней квалификации, от самого низкого, 1-го, до высшего, 9-го.

Профессиональный стандарт содержит требования к уровню образования и опыту работы специалистов в области закупок. Кроме того, стандарт предусматривает возможные названия их должностей.

Действующий профстандарт специалиста по закупкам 44-ФЗ также определяют несколько статей Закона о контрактной системе (ЗКС).

В ст. 9 44-ФЗ профессионализм назван одним из основных принципов в деятельности заказчика. Для его соблюдения привлекаются к работе специалисты в данной области. Заказчик принимает меры по поддержанию и повышению их квалификации. На основании ч. 6 ст. 38 работникам контрактной службы или контрактному управляющемунеобходимо иметь высшее или дополнительное профессиональное образование. Профстандарты получают свое применение даже при создании закупочной комиссии. Дается преимущество сотрудникам с профессиональной переподготовкой, повышением квалификации, специальными знаниями об объекте закупки (ч. 5 ст. 39).

Профстандарт «Специалист»

Специальность разделена по полномочиям в соответствии со шкалой сложности.

  • 5 уровень - обеспечение (предварительный сбор данных, подготовка документации, заключение контракта);
  • 6 уровень - осуществление (составление планов и обоснований, осуществление процедур);
  • 7 уровень - проверка (анализ результатов госзакупки, исполнения условий контракта и качества продукции);
  • 8 уровень - максимальный - контроль (мониторинг и аудит).

Требования к образованию и обучению:

1. Среднее, дополнительное профессиональное. 2. Высшее (бакалавриат), дополнительное профессиональное. 3. Высшее (специалитет, магистратура), дополнительное профессиональное. 4. Высшее (специалитет, магистратура), дополнительное профессиональное.

Сроки опыта практической работы в сфере госзакупок:

1. Нет. 2. Не менее 3-х лет. 3. Не менее 4-х. 4. Не менее 5-и, в том числе на руководящих должностях не менее 2-х.

Профстандарт «Эксперт»

Задачи проведения экспертизы и консультирования, оценки продукта включает профстандарт эксперта в сфере закупок. Уровень 6 - консультирование (мониторинг рынка, справки).

  • 6 уровень - консультирование (мониторинг рынка, справки).
  • 7 уровень - экспертиза (в отношении процедур и исполнения контрактов).
  • 8 уровень - работы по консультированию и экспертизе (управление организацией, аттестация, исследование проблем).

Для шестого уровня необходимы высшее, дополнительное профессиональное образование, а опыт практических навыков должен составлять не менее 3-х лет.

Для седьмого уровня требуется высшее образование (специалитет, магистратура) и дополнительное профессиональное, а также не менее 4-х лет работы.

Для максимальной ступени возможно иметь такое же образование, как для средней, но период осуществления профдеятельности не может составлять менее 5-и лет, в том числе менее 3-х на руководящих должностях.

Расскажем о требованиях к специалистам в сфере закупок: трудовые функции, требования к образованию и опыту специалиста в зависимости от уровня его квалификации, о стандартах "специалист в сфере закупок" и "эксперт в сфере закупок".

Из этой статьи Вы узнаете:

  • О требованиях к специалисту в сфере закупок
  • О стандарте «Специалист в сфере закупок»
  • О стандарт «Эксперт в сфере закупок»

Требования к специалисту в сфере закупок

В частности, в кодексе появилась новая статья 195.3. Она обязывает работодателей соблюдать особые требования к квалификации сотрудников, если таковые установлены трудовым законодательством или иными нормативными актами. А Федеральный закон от 5 апреля 2013 г. № 44-ФЗ (далее - Закон № 44-ФЗ) как раз содержит подобные требования.

Важный документ

Профессиональные стандарты утверждены приказами Минтруда России от 10 сентября 2015 г. № 625н, № 626н.

Так, в части 6 статьи 38 Закона № 44-ФЗ сказано, что работники контрактной службы и контрактные управляющие должны иметь высшее образование или дополнительное профессиональное образование в сфере закупок . Напомним, что до 2017 года таким работникам достаточно иметь профессиональное образование или дополнительное профессиональное образование в сфере размещения заказов (ч. 23 ст. 112 Закона № 44-ФЗ). Это правило сохранилось со времен, когда еще действовал Федеральный закон от 21 июля 2005 г. № 94-ФЗ.

Государственные и муниципальные учреждения начнут использовать профстандарт специалиста в сфере закупок в работе с 1 января 2017 года. За оставшееся время кадровым службам предстоит проанализировать тарифные разряды работников и системы оплаты труда, а также скорректировать должностные инструкции с учетом профстандартов исходя из задач на конкретном рабочем месте. Польза для учреждения очевидна, если подойти к решению этой задачи неформально. Ведь стандарт предполагает проведение оценки профессиональных качеств действующих сотрудников контрактных служб и комиссий.

5-й уровень

Работника этого уровня квалификации учреждение будет вправе назначить на должность специалиста по закупкам или работника контрактной службы

Он, в частности, может заниматься обработкой и анализом информации о ценах на товары, работы, услуги, готовить и направлять потенциальным поставщикам (подрядчикам, исполнителям) приглашения к участию в закупке. А также формировать и хранить данные и документы, в том числе полученные от участников.

Занимаясь составлением закупочной документации, работник определяет начальную (максимальную) цену контракта, составляет описание объекта закупки и проект контракта, устанавливает требования к участникам и порядок оценки их заявок. Он обрабатывает поступившие заявки, проверяет банковские гарантии, оценивает результаты и подводит итоги закупочных процедур. И это далеко не полный список обязанностей.

На заметку

Специалист 6-го уровня квалификации обязан анализировать замечания и предложения, поступающие в ходе общественного обсуждения закупок .

6-й уровень

Согласно стандарту, эти сотрудники составляют планы и планы-графики закупок, публикуют их и при необходимости вносят изменения. При формировании планов они устанавливают и обосновывают начальные (максимальные) цены контрактов.

Выбор способа определения поставщика (подрядчика, исполнителя) тоже входит в круг обязанностей специалиста 6-го уровня квалификации. Помимо этого к его функциям относится:

  • согласование требований к закупаемым товарам (работам, услугам) и нормативным затратам на них;
  • организация и контроль разработки проектов контрактов;
  • составление и публикация отчетов об объеме закупок у субъектов малого предпринимательства и социально ориентированных некоммерческих организаций .

7-й уровень

Работник с таким уровнем квалификации сможет занять должность ведущего специалиста, контрактного управляющего, работника или руководителя контрактной службы, руководителя или замруководителя подразделения.

По стандарту в число его обязанностей включен сбор информации о ходе исполнения контракта, в том числе о возникающих сложностях. Если контрагент нарушил условия контракта, он передает информацию о нем для занесения в реестр недобросовестных поставщиков.

Еще одна функция - организация приемки отдельных этапов исполнения контракта. В частности, такой специалист привлекает экспертов и экспертные организации к проверке поставленного товара, выполненной работы или оказанной услуги. Кроме того, ему можно будет поручить взаимодействие с поставщиком (подрядчиком, исполнителем) при изменении или расторжении контракта.

Важно запомнить

При аудите, в частности, оценивают выполнение условий контрактов по срокам и объему, количеству и качеству приобретаемых товаров, работ, услуг, а также порядок ценообразования.

8-й уровень

Советник, заместитель руководителя и руководитель - эти должности могут занимать только специалисты 8-го уровня квалификации.

В перечень их трудовых функций входит мониторинг и аудит закупок. Напомним, что мониторинг обеспечивает федеральный орган исполнительной власти по регулированию контрактной системы в сфере закупок. В соответствии с постановлением Правительства РФ от 26 августа 2013 г. № 728 это Минэкономразвития России.

А аудитом занимаются Счетная палата РФ, контрольно-счетные органы субъектов РФ, образованные законодательными (представительными) органами государственной власти субъектов РФ, и контрольно-счетные органы, созданные представительными органами муниципальных образований.

Таблица 2. Должность и функции эксперта в зависимости от уровня его квалификации

№ уровня

Должность

Трудовые функции

Консультант (специалист) по закупкам

  1. Мониторинг рынка предмета закупок для государственных, муниципальных и корпоративных нужд;
  2. Консультирование по закупочным процедурам

Эксперт по закупкам

  1. Экспертиза закупочной процедуры;
  2. Экспертиза исполнения и результатов исполнения контракта

Руководитель или директор (заместитель руководителя или директора) управления, департамента, организации

  1. Управление организацией, обеспечивающей консультирование и экспертизу в сфере закупок;
  2. Проведение аттестации (сертификации) и контроль повышения профессионального уровня работников в структурном подразделении или в организации;
  3. Исследование теоретических и практических проблем закупочной деятельности

Стандарт «Эксперт в сфере закупок»

К работникам контрактных служб данный стандарт отношения не имеет. Однако в определенных случаях эксперты и экспертные организации оказывают учреждениям услуги. Варианты должностей и трудовых функций таких работников . Эксперты в сфере закупок консультируют клиентов, проводят по их заказу экспертизы, исследуют теоретические и практические проблемы закупок. Стандартом предусмотрено три уровня квалификации: 6-й, 7-й и 8-й. Это означает, что эксперт любой категории должен иметь высшее образование.

Сотруднику 6-го уровня квалификации требуется как минимум трехлетний опыт в сфере закупок. Он занимается мониторингом цен на товары, работы, услуги и учетом информационных ресурсов проведения закупочных мероприятий, а также размещает в ЕИС сведения и документы в рамках закупочной деятельности.

Эксперты 7-го уровня дают экспертную оценку закупочной документации, заявок на участие и результатов исполнения контракта. Минимальный опыт работы в сфере закупок - четыре года.

В топ-менеджмент экспертной организации должны входить эксперты самого высокого, 8-го уровня . Они распределяют между работниками производственные задания и контролируют их выполнение.

В заключение отметим, что оба подготовленных Минтрудом России стандарта предусматривают ряд этических норм, которые обязаны соблюдать как рядовые работники сферы закупок, так и руководители.

  1. соблюдать конфиденциальность информации и этику делового общения;
  2. занимать активную позицию в борьбе с профессиональной недобросовестностью;
  3. не разглашать материалы рабочих исследований;
  4. не создавать конфликтные ситуации на рабочем месте;
  5. не совершать действий, которые дискредитируют профессию и репутацию коллег;
  6. не допускать клевету и распространение сведений, порочащих иные организации и коллег.

Читайте самые актуальные новости и разъяснения экспертов по острым темам в сфере госзакупок в журнале «Госзакупки.ру»