Поддельная цивилизация: Как Артур Эванс изобрел минойцев. Великое открытие сэра артура эванса Раскопки артура эванса

Сын сэра Джона Эванса, одного из крупнейших британских антикваров-нумизматов, исследовавшего также каменные и бронзовые орудия Британии. Артур рано заинтересовался археологией. Получив образование в Харроу, Оксфорде и Геттингене, он с 1884 до 1908 был хранителем музея Ашмола , а с 1909 - получил должность экстраординарного профессора археологии. Увлекшись в 1894 расшифровкой надписей на каменных печатях с Крита, Эванс опубликовал критские пиктограммы и дофиникийский рукописный текст.

В выступлениях 1896 Эванс заявлял, что микенская цивилизация материковой Греции имела начало на Крите. Три года спустя он уже приобрел участок земли, на котором, как он был уверен, располагался Кносский дворец (немного ранее от этой покупки отказался Г. Шлиман), и после годичных раскопок раскрыл его руины площадью 2, 2 га. Вокруг центрального двора - огромного прямоугольника - были расположены здания со стенами из полых кирпичей. Плоские крыши поддерживались колоннами. Покои, коридоры и залы были расположены в причудливом порядке, напоминая лабиринт. Это дало Эвансу повод заявить о находке дворца Миноса . Внутреннее убранство, по-видимому, трехэтажного, дворца было роскошным: полы выложены камнем, нижняя часть стен была облицована гипсом, верхняя - фресковыми росписями с бытовыми сценами и пейзажами. Он имел систему водоснабжения и канализации с терракотовыми ваннами, продуманную вентиляцию и освещение. Это напоминающее соты сложное сооружение освещалось через балконы и веранды, лестничные клетки и световые шахты. Высокоразвитым было дворцовое хозяйство с ремесленными мастерскими и складами. Имелась довольно внушительных размеров ступенчатая площадь театра.

Дворец был самым крупным, но не единственным зданием в городе. Были выявлены также дома простых горожан. В окрестностях города сохранялись остатки хорошо оборудованных особняков. Сохранились также виадук, караван-сарай и состоящий из камерных гробниц некрополь. Эванс нашел дворцовые кладовые и подсчитал общую емкость всех обнаруженных там пифосов. Она составила 75 тыс. литров.

Размеры и великолепие находок свидетельствовали, что Кносс являлся столицей древнего государства. Эту впервые обнаруженную «дворцовую цивилизацию» Эванс назвал минойской. Он различал три стадии разрушения Кносского дворца. На протяжении 20-16 вв. он дважды отстраивался заново. В середине 15 в. до н. э. цивилизация погибла в результате грандиозного извержения вулкана на о-ве Тира , после чего на Крит вторглись ахейцы.

Археологическое исследование Кносса продолжалось 35 лет. Перекрестная датировка критских и египетских вещей позволила создать периодизацию древностей Крита, занявшую важное место в хронологической системе Европы. Эванс выделял 3 периода истории цивилизации. Раннеминойский начинался, когда ок. 2600 г. до н. э. на многих островах Эгейского моря и на материке под влиянием развитых культур Египта, Ближнего Востока и Троады создавались крупные металлургические центры. В среднеминойский (2000-1450-е до н. э.) Крит еще не был задет процессом переселения ахейских племен и на протяжении нескольких веков представлял собой зону культурного прогресса. В период старых дворцов (19 - конца 17 вв. до н. э.) культура переживала наивысший расцвет. От эпохи «новых дворцов» после разрушений 1700 до н. э., кроме раскопанного Эвансом, в других городах сохранились еще три дворца, ряд поселений, некрополи. В позднеминойский или последворцовый период с 1450-х до 1150 до н. э. дворцовые постройки подверглись разрушению. По многочисленным свидетельствам, в том числе и по характеру разгаданного позднее линейного письма Б, с сер. 15 в. Критом правили греки-ахейцы. С 11 в. до н. э. началось проникновение на остров дорийцев и остатки исконного догреческого населения отступили на восточные острова.

В Кноссе было найдено около 3000 глиняных табличек, которые фиксируют две различные слоговые системы: линейное письмо А и линейное письмо Б (термины Эванса). Первое более раннее (2000-1500 гг. до н. э.), так и остается не прочитанным. В дальнейшем греки приспособили это письмо А к своему языку, создав письмо Б (1500-1100 гг. до н. э.), на котором, как полагают, была написана «Илиада». В 1952 оно было разгадано английскими учеными М. Вентрисом, который еще в 1936 слушал лекцию Эванса о критских письменах, а во время Второй мировой войны был шифровальщиком. Он и доказал, что линейное письмо Б являлось ранней формой греческого языка, продемонстрировав неразрывность между бронзовым веком и классической Грецией, хотя все тексты были лишь документами хозяйственной отчетности.

Заслуги Эванса еще при его жизни были отмечены многими наградами, в частности, в 1936 Королевское общество наградило его медалью Коплея. В 1911 он был удостоен рыцарского звания. Авторитет его в науке и поныне очень велик.

Однажды Посейдон, бог морских глубин, послал Миносу белого красавца-быка, чтобы тот принес его в жертву. Минос же нарушил обет, данный своему покровителю, и тогда рассерженный Посейдон околдовал жену Миноса Пасифаю, заставив ее влюбиться в злополучного быка. Плод роковой и порочной страсти — Минотавр, получеловек, полубык, — стал проклятьем и позором царя Миноса. Желая спрятать Минотавра от глаз людских, Минос поручил Дедалу, знаменитому афинскому мастеру, жившему на Крите в изгнании, построить дворец со сложнейшими переходами, известный нам как Лабиринт...

В 1900 году 48-летний англичанин Артур Эванс начал раскопки на острове Крит. Гораздо больше, чем доводы науки, бывшего корреспондента газеты «Манчестер Гардиан» воодушевляли герои греческих мифов и строки из «Одиссеи»: «Остров есть Крит посреди виноцветного моря прекрасный... Разные слышатся там языки: там находишь пеласгов, в городе Кноссе живущих... Там уж царем был Минос...». Гомер однажды уже помог археологии: Генрих Шлиман, воспользовавшись «Илиадой» как «путеводителем», сумел раскопать Трою и Микены. Эванс жаждал повторить его успех на Крите. Конечно, никто тогда не мог предположить, что под толстым слоем выжженной солнцем земли лежат руины древнейшей в Европе цивилизации. Эванс назвал ее «минойской» в честь легендарного Миноса. После сенсационных раскопок на Крите мифы не обрели плоть и кровь, как, возможно, хотелось Эвансу. Но многое в них перестало казаться только литературной случайностью. Например, то, что Зевс — отец богов и людей — родился на Крите, воспринимается теперь как вполне закономерное событие.

Зевс, как известно, был сыном богини Земли Реи и бога Неба Крона. В соответствии с предсказанием Крон должен был погибнуть от руки собственного сына, и чтобы обезопасить себя от посягательств бессмертных наследников, он глотал их по мере появления на свет и хранил в своем животе. Рея была безутешна, и, когда подошел срок рожать последнего сына, она укрылась на Крите, где и родила Зевса. А чтобы папаша ничего не заподозрил, ему подсунули запеленутый камень. Зевса прятали в двух пещерах — Дикте и Ида (в обеих археологи обнаружили крупные минойские святилища). Крон пребывал в неведении, пока однажды подросший и возмужавший Зевс не явился к нему и не исполнил предсказание. Поверженный Крон изрыгнул всех проглоченных братьев и сестер Зевса, в том числе Посейдона и Геру. Впоследствии именно на Крит, к родным пещерам, Зевс привез похищенную финикийскую царевну Европу, которая родила ему здесь трех сыновей: Радаманта, Сарпедона и Миноса — мудрейшего из всех царей Крита...

Эванс не был первым, кто пытался отыскать Кносс. Лет за 20 до него археолог-любитель Минос Калокэринос заложил несколько глубоких траншей в 5 километрах от Кандии (ныне — Ираклион). Именно здесь, на Целепи Кефала, что в переводе означает «Холм Господина», критские предания размещали Кносс. В толще земли обозначились контуры громадного сооружения. Найденные в земле предметы Калокэринос хранил в здании британского консульства в Кандии, где он работал переводчиком. Коллекция удачливого грека привлекла внимание археологов, но, заметив возросший интерес к раскопкам, турецкие хозяева Кносса резко подняли цену на землю — все работы пришлось прервать на неопределенный срок.

В 1886 году на Крит прибыл увенчанный мировой славой 63-летний Шлиман. Амбициозный археолог, нанесший своими непрофессиональными раскопками непоправимый ущерб Трое и Микенам, желал совершить очередное открытие. Денег у Шлимана было предостаточно, и он немедленно заключил договор о покупке территории Кносса, включая все, что на ней находилось. Однако, пересчитав оливковые деревья, росшие на уже почти принадлежавшей ему земле, неожиданно обнаружил, что их втрое меньше, чем положено по договору. Взбешенный тем, что его — Шлимана! — надувают, археолог расторг сделку с турками.

Эванс приехал на Крит в 1894-м, будучи уже не просто увлеченным археологией иностранцем, но опытным историком и журналистом, прошедшим на Балканах жестокую школу общения с турецкими властями. Как и Шлиман, он познакомился с коллекцией Калокэриноса (спустя 4 года вся она сгорела вместе с британским консульством); на миниатюрных халцедоновых печатях близорукие глаза Эванса различали значки ранее нигде не встречавшегося письма.

Опасное для археологии нетерпение начало сжигать Эванса, он даже купил клочок Кносса, чтобы сохранить за собой право на будущие раскопки, однако всерьез приступить к работе смог только через 6 лет, когда Крит получил автономию и греческий общественный деятель Джозеф Нацидакис помог Эвансу приобрести Кносс за 122 000 пиастров.

Честолюбивые замыслы мешали Артуру Эвансу сосредоточиться на научных изысканиях. Ему не терпелось предъявить миру свое открытие — Лабиринт, который он сразу назвал «Дворцом Миноса», находясь, как и многие, под гипнотическим влиянием мифа.

Лабиринт раскапывался с головокружительной для археологии скоростью. Десятки тысяч найденных предметов лежали на складах — разобраться со всеми этими сокровищами у Эванса так и недостало ни времени, ни сил. За последующие десятилетия большинство находок исчезло, на оставшихся крысы и насекомые съели этикетки, но в годы раскопок Эванс мало думал о будущем: им владело вдохновение. К его чести, надо сказать, что он не вывозил сделанные находки за пределы Греции: бесценные шедевры древнего искусства остались в музеях Крита и Афин. Не чуждый тщеславия и эпикурейского образа жизни, Эванс тем не менее тратил громадные личные средства на расширение и благоустройство раскопок, пытаясь соединить в Кноссе археологическую ценность с туристической привлекательностью. Он умер в 1935-м, в почтенном возрасте, завершив фундаментальный 4-томный труд «Дворец Миноса» и предъявив человечеству удивительную культуру, которую собственноручно извлек из исторического небытия.

Реальный облик Дворца-Лабиринта вполне оправдывал тот миф, который сложился вокруг него. Это было колоссальное сооружение общей площадью 22 тыс. м2, имевшее как минимум 5—6 надземных уровней-этажей, соединенных проходами и лестницами, и целый ряд подземных склепов.
Количество помещений в нем достигало тысячи — в них можно было запросто спрятать добрый десяток Минотавров.
Архитектурный комплекс с такой сложной планировкой свидетельствовал не только о способностях «дедалов» — минойских инженеров-строителей, но и о высоком уровне развития точных и прикладных наук.

Чтобы уберечь ветхие стены Дворца от губительного воздействия солнца и дождя, Эванс, не задумываясь, укреплял их бетоном; те стены, что казались позднейшими, ломал, другие надстраивал, формируя облик Дворца в соответствии со своими представлениями. С одной стороны, он, конечно, спас Кносс, но с другой — никто теперь не знает, каким был Лабиринт на самом деле...

Минойская цивилизация не была «импортирована» на Крит и не возникла на пустом месте. Неолитический «пласт» на островах Эгейского моря — один из самых глубоких в Европе, на Крите он прослеживается до 6000 года до н.э. В начале III тысячелетия до н. э. Крит вступил в ранний бронзовый век. Первая же из найденных Эвансом фресок дала ключ к пониманию исторического места минойцев. Изображенный на ней мужчина в набедренной повязке словно сошел с рисунков, которыми украшали гробницы египетской знати. Минойцы оказались теми самыми загадочными «кефтиу» — людьми с островов, о которых многократно упоминали египетские хроники. Именно хорошо «датированная» египетская культура помогла археологам установить хронологические ориентиры минойской истории — собственные письменные свидетельства минойцев либо не найдены, либо не разгаданы до сих пор.

Контакты с Египтом и Анатолией обогащали островитян новыми идеями по строительству лабиринтов, и в 1900 году до н.э. началась эпоха дворцов: в Кноссе поднялись стены самого древнего из них. Этот дворец получил название Лабиринта, так как его стены украшали «лабрисы» — двойные топорики. В других частях Крита — Фэсте, Малии — строились не менее величественные дворцы, хотя и уступавшие кносскому по площади. В 1700 году до н.э. на Крите произошло катастрофическое землетрясение. Дворцы были разрушены, но их быстро восстановили, добавился и еще один — в Закросе, кносский же Лабиринт отстроили в обновленном, еще более роскошном виде. То был период высшего расцвета минойской культуры.

Археологами не было обнаружено никаких атрибутов типичной для той эпохи автократии — ни царей, ни верховных жрецов. Правители минойского Крита не стремились увековечить себя в изображениях или изваяниях. Возможно, поэтому среди ученых до сих пор продолжаются споры о предназначении Лабиринта: был ли это дворец, где жили цари и знать, или храм, где те же цари, бывшие одновременно и жрецами, совершали богослужения и отправляли обряды, или это был своеобразный дом-город, вобравший в себя и то, и другое.

Несколько десятков веков назад Крит был центром мощной морской державы. Опередив другие народы в деле кораблестроения и навигационном искусстве, минойцы создали могучий флот, обеспечивавший перемещение товаров по всему Средиземноморью. Быстроходные минойские триеры с десятками гребцов легко достигали Египта и Ливии, Кипра и Анатолии, доставляя в эти страны критскую древесину, оливковое масло, керамику и украшения. Отсутствие внешних врагов, мир и благополучие, царившие внутри общества, не предвещали для минойцев беды. И все же роковой рубеж наступил и для них. Им стал вулканический катаклизм, произошедший в 1470 году до н.э. на острове-вулкане Санторин, лежащем в 70 милях к северу от Крита. Мощнейшее извержение сопровождалось землетрясением, пеплопадом и цунами. Подземные толчки разрушили дома и дворцы, пеплопад (на Крите могло выпасть до 30 см пепла) уничтожил посевы и умертвил оливковые рощи, цунами смыло порты и стоявшие у причалов корабли. Но едва ли не самым губительным мог оказаться для минойцев психологический шок. Тотальная природная катастрофа означала одно: боги и богини, которым они поклонялись на протяжении столетий, покарали свой народ!

И в результате на Крит проникли представители микенской культуры — ахейцы, не встретившие никакого противодействия. Минотавр был убит греческим героем Тесеем. А создатель Дворца-Лабиринта Дедал, способствовавший этому, соорудил себе крылья и бежал на Сицилию. Минос бросился было за ним в погоню, но в сражении с сицилийцами потерял весь свой флот и погиб, коварно обманутый все тем же Дедалом. После смерти Миноса на Крите все пришло в упадок...

В центре минойского божественного синклита стояла женская фигура — богиня плодородия, символизировавшая щедрость и возрождение природы. В реальности воплощением богини были, очевидно, жрицы, особым образом одетые и украшенные. Они носили пышные платья с открытым корсажем, оставлявшим грудь обнаженной, пудрили лицо, выщипывали брови, красили губы и ресницы. Тонкая, перехваченная широким поясом талия, длинные, свободно падавшие на плечи локоны, крохотные завитки, украшавшие лоб. «Да это же настоящая парижанка!» — воскликнул один из рабочих Эванса, увидев фреску с изображением минойской женщины.

Дворцы стояли в руинах, восстановлен был лишь один Лабиринт. Жизнь в Кноссе продолжалась еще почти столетие, но теперь она носила явные следы иноземного присутствия.

Сосуществование минойцев и микенцев на Крите могло иметь длительный мирный период. Но сохранить привычный стиль жизни в окружении чуждой и гораздо более примитивной культуры можно было лишь на отдельных «островках», подобных Лабиринту. В 1380 году до н.э. сильнейший пожар, разбушевавшийся в Кноссе, уничтожил Лабиринт и словно поставил точку в более чем 600-летнем процветании минойской цивилизации.

Было ли это несчастным случаем, поджогом или набегом варваров — неизвестно, но Лабиринт выгорел окончательно, и вместе с ним в огне пожара как будто исчезли все те знания и мастерство, что накапливались на Крите веками. Да и сами минойцы словно растворились во мраке бесконечного Лабиринта, оставив лишь напоминание о том, что цивилизации не только рождаются, но и умирают.

Артур родился в Нэш-Миллз (Хертфордшир, близ Лондона) 8 июля 1951 и получил образование в Хэрроу, Оксфорде и Гёттингене, получив диплом с отличием по специальности новейшая история. Летом 1871 и 1872 путешествовал по Балканам, в 1873 – по Финляндии и Лапландии. Вновь прибыв на Балканы в 1875 в качестве корреспондента «Манчестер Гардиан» («Manchester Guardian»), Эванс оставался там до 1882, когда австрийские власти арестовали его за участие в восстании в Далмации; по освобождении вернулся в Англию. В 1884 был избран хранителем оксфордского музея Ашмола, который, в основном его усилиями, приобрел известность как археологический музей. После 1909 Эванс был почетным хранителем музея.

На критские древности Эванс обратил внимание в 1893, изучая ювелирные изделия, относящиеся к доисторической микенской цивилизации, незадолго до этого открытой Генрихом Шлиманом при раскопках Микен и Орхомена. Эванс стал собирать резные каменные печати, в первую очередь те, что имели символы, которые он считал письменностью. В 1894 он обследовал Крит в поисках новых печатей, которые часто находили на острове, причем местные женщины использовали их в качестве амулетов (т.н. «молочных камней»); тогда же он принял решение раскопать древний Кносс и начал переговоры о работах на участке вблизи Кандии, где в 1878 были обнаружены стены и микенская керамика. Турецкие власти препятствовали археологическим раскопкам, но в 1898 Крит получил автономию в составе Османской империи, и в марте 1900 Эванс смог приступить к раскопкам. В первую же неделю он обнаружил украшенные фресками стены, домикенскую керамику и глиняные таблички с надписями; к концу сезона от земли была освобождена четверть комплекса Кносского дворца, который напомнил ученому о древнегреческих рассказах про лабиринт царя Миноса и навел его на мысль назвать дворец Дворцом Миноса, а всю цивилизацию – минойской. Отчеты об этих и последующих археологических раскопках (Эванс продолжал их до 193 0) были незамедлительно опубликованы и обеспечили сделанному открытию мгновенное признание. Одновременно с раскопками Эвансу удавалось осуществить реконструкцию дворца с целью его сохранения.

Первый том главной работы Эванса Дворец Миноса в Кноссе (The Palace of Minos at Knossos) увидел свет в 1921, последний, четвертый – в 1936. Здесь собраны не только данные о раскопанном Эвансом дворце, но имеется энциклопедический свод сведений обо всех сторонах минойской цивилизации Крита с зарисовками древностей из Маллии, Феста и многих других памятников, обнаруженных на острове. В основу работы положена разработанная Эвансом хронологическая схема минойской цивилизации, делящейся на раннюю, среднюю и позднюю. При этом он постарался учесть развитие минойской архитектуры, живописи, керамики, способов обработки камня и металла. Предложенная ученым хронология, а также ее соотношение с хронологией Египта и материковой Греции подверглись критике еще до завершения работы Эванса до сих пор являются предметом споров.

Изучение Эвансом минойского иероглифического письма, которое первоначально привлекло его внимание к Криту, началось в 1894 и нашло наиболее полное выражение в его работе Scripta Minoa, I (1909), содержащей каталог и исследование каменных печатей и иных документов. Полная публикация глиняных табличек с надписями линейным письмом Б из Кносского дворца при жизни Эванса так и не появилась, хотя в 4 томе Дворца Миноса он дал описание основных категорий документов. Вскоре после публикации Scripta Minoa, II (1952), осуществленной Джоном Майрсом, последовала успешная расшифровка Майклом Вентрисом линейного письма Б – как древнемикенского диалекта греческого языка.

(1901). В 1874-1908 годах возглавлял Королевское нумизматическое общество , в 1902 году удостоен его медали . За свои заслуги в 1911 году возведён в рыцарское достоинство . В 1936 году удостоен Медали Копли с формулировкой «за пионерные работы на Крите, внесшие вклад в исследование истории минойской цивилизации» , а также золотой медали Шведской академии .

Артур Эванс происходил из семьи археолога-любителя, получил образование в школе Хэрроу и Оксфордском университете , где специализировался на современной истории. Не сумев получить стипендию для изучения археологии, в 1875-1882 годах работал журналистом в Боснии и Хорватии . После депортации австрийскими властями поселился в Оксфорде . В 1883-1908 годах был учёным хранителем Эшмоловского музея ; состоял также в совете попечителей Британского музея . С 1909 года - экстраординарный профессор археологии Оксфордского университета. Заинтересовавшись древностями Крита, в 1899 году приобрёл холм Кносса, и в 1900-1930 годах вёл раскопки. С 1908 года, получив большое наследство, он на собственные средства вёл реставрационные работы в Кносском дворце, который с 1936 года передал Британской археологической школе в Афинах. Совершив огромное количество археологических открытий, А. Эванс отрицал участие греков в создании минойской цивилизации и стремился удревнить критские находки, чтобы не связывать их с микенской культурой . Он также монополизировал исследования в области дешифровки древних эгейских письменностей, но не добился успеха. Несмотря на ошибки, основные открытия и теоретические достижения Эванса (в частности, хронология истории Древнего Крита) не пересматривались впоследствии.

Энциклопедичный YouTube

    1 / 2

    ✪ Henry Evans and Chad Jenkins: Meet the robots for humanity

    ✪ Tony Robbins"s Top 10 Rules For Success (@TonyRobbins)

Субтитры

Переводчик: Marina Bykova Редактор: Olga Dmitrochenkova Сардж Салман: «Из Лос Альтос Хиллса, Калифорния, у нас в гостях мистер Генри Эванс». (Аплодисменты) Генри Эванс: Здравствуйте. Меня зовут Генри Эванс. До 29 августа 2002 года я жил в своей версии американской мечты. Я вырос в обычном американском городке неподалёку от Сент-Луис. Мой отец был адвокатом. Моя мама была домохозяйкой. Я и мои шесть братьев и сестёр были хорошими детьми, но вызывали немного проблем. После старшей школы я покинул дом, чтобы учиться и узнать больше о мире. Я уехал в Университет Нотр-Дам и закончил его со степенью в бухгалтерском учёте и немецком языке. Также я учился один год в Австрии. Позже я получил степень магистра бизнеса в Стенфорде. Я женился на моей возлюбленной из старшей школы Джейн. Мне повезло встретить её. Вместе мы вырастили четырёх замечательных детей. Я работал и учился очень усердно для продвижения по карьерной лестнице, и в конце концов стал финансовым директором в Кремниевой Долине. Это была работа, которая мне действительно нравилась. Я и моя семья купили первый и единственный дом 13 декабря 2001 года, в прекрасном месте Лос Альтос Хиллс в Калифорнии, откуда я с вами разговариваю прямо сейчас. Мы с нетерпением ждали возможности реконструировать его, но через восемь месяцев после того, как мы въехали туда, у меня случился инсульт, вызванный врождённым пороком. За одну ночь я стал немым парализованным человеком в зрелом возрасте 40 лет. При невероятной поддержке моей семьи мне потребовалось несколько лет, чтобы наконец понять, что жизнь всё же стоит того, чтобы жить. Я увлёкся использованием технологий для помощи инвалидам. У меня были отслеживающие устройства компании «Мадантэк», которые преобразовывали мои крошечные движения головы в движения курсора и позволяли мне использовать обычный компьютер. Я могу работать в сети, обмениваться письмами с людьми и постоянно уничтожать моего друга Стива Казинса в словесных онлайн играх. Эта технология даёт мне возможность оставаться занятым, умственно активным и чувствовать себя частью этого мира. Однажды я лежал в кровати и смотрел CNN. Я был поражён профессором Чарли Кемпом из Лаборатории робототехники для здоровья Технологического института Джорджии. Он представлял робот PR2. Я написал Чарли и Стиву Казинсу из лаборатории Willow Garage, и мы создали проект под названием «Роботы для человечества». Примерно в течение двух лет в рамках этого проекта мы разработали способы использования робота PR2 для замены человеческого тела. Впервые за 10 лет я побрился. Находясь дома в Калифорнии, я брил Чарли в Атланте. (Смех) Я раздавал конфеты на Хэллоуин. Я самостоятельно открывал холодильник. Я начал выполнять работу по дому. Я видел новые невообразимые до этого момента возможности жить и вносить вклад как в свою жизнь, так и в жизнь других, находящихся в таком же положении. Все мы неспособны что-то делать в той или иной степени. Например, если кто-то из нас захочет идти со скоростью 95 км в час, нам понадобится дополнительное устройство под названием машина. Ваша неспособность не делает вас худшим человеком, то же самое и в моей ситуации. Кстати, посмотрите, как я хорошо езжу. (Смех) С самого рождения мы страдаем от неспособности самостоятельно летать. В прошлом году Кайджен Хсиао из Willow Garage познакомил меня с Чедом Дженкинсом. Чед показал мне, насколько просто приобрести воздушных дронов и управлять их полётом. Именно тогда я осознал, что я мог бы использовать воздушные дроны для внесения разнообразия в мир людей, прикованных к кровати, с помощью полётов, предоставляя чувство движения и управления. Это невероятно. Используя курсор мыши, я управляю моей головой. Этот веб-интерфейс даёт мне возможность смотреть видео с робота и посылать команды управления, нажимая кнопки в браузере. Немного попрактиковавшись, я довольно хорошо начал пользоваться этим интерфейсом, чтобы передвигаться по дому самостоятельно. Я мог осмотреться в саду и увидеть виноград, который мы выращиваем. Я проверял солнечные панели на нашей крыше. (Смех) Вызовом для меня как пилота была посадка дрона на наше баскетбольное кольцо. Но я пошёл дальше. Я хотел увидеть, смогу ли я использовать дисплей Oculus Rift на голове с изменениями, внесёнными Fighting Walrus, чтобы получить опыт погружения, контролируя дрон. С группой Чеда в Университете Брауна я регулярно управляю полётами дронов по их лаборатории несколько раз в неделю, находясь дома на расстоянии 4 800 км от них. Все работают, и день парализованного довольно скучен, поэтому мы находим время, чтобы по-дружески поиграть в футбол роботов. (Смех) Я никогда не думал, что смогу самостоятельно передвигаться по кампусу Университета Брауна. Я всего лишь хотел позволить себе обучение там. (Смех) Чед Дженкинс: Генри, без шуток, я уверен, что все эти люди очень хотели бы увидеть, как ты управляешь полётом этого дрона, находясь в своей постели в Калифорнии на расстоянии 4 800 км. (Аплодисменты) Хорошо, Генри, ты был недавно в Вашингтоне? (Смех) Ты взволнован, находясь на TEDxMidAtlantic? (Смех) (Аплодисменты) Ты можешь показать нам, насколько ты взволнован? (Смех) Хорошо, большой финиш. Ты можешь показать, насколько хороший из тебя пилот? (Аплодисменты) У нас всё ещё есть несколько способов устроить это, но я думаю, это показывает обещание. Историю Генри делает замечательной понимание его потребностей, понимание того, что людям, находящимся в такой же ситуации, необходимо от технологий. Мы также должны понять, что могут предоставить продвинутые технологии, и затем объединить всё это вместе для умного и ответственного использования. Мы пытаемся демократизировать робототехнику так, чтобы кто-угодно мог ей воспользоваться. Мы предоставляем доступные имеющиеся в наличии роботы, такие как «A.R. дрон», за 300 долларов, систему Suitable Technologies beam всего за 17 000 долларов, вместе с программным обеспечением для роботов с открытым исходным кодом, так что вы можете быть частью того, чем мы занимаемся. И мы надеемся, что, воспользовавшись этими средствами, вы сможете придумать лучшие способы обеспечения движения парализованных, обеспечения ухода за нашим старшим поколением, более эффективного обучения детей; придумать новые виды занятости для среднего класса, новые методы контроля и защиты окружающей среды, исследования вселенной. Вернёмся к тебе, Генри. Он: Спасибо, Чед. При помощи специально настроенного дрона мы даём парализованным людям возможность снова изучать внешний мир. Робототехника со временем предоставит равные условия, которые будут ограничиваться только умственными способностями и воображением, где инвалиды смогут выполнять те же действия, что и другие люди, и, возможно, даже лучше. Технология даже позволит нам вовлечь многих людей, которые на данный момент считаются абсолютно недееспособными. Сто лет назад со мной бы обращались как с овощем. Хотя нет, это не правда. Я бы умер. Всё зависит от нас, от всех нас. Мы можем решить, как робототехника будет использоваться, - для добра или зла, для простой замены людей или для того, чтобы сделать людей лучше, чтобы дать нам новые возможности и наслаждаться жизнью в большей степени. Мы бы хотели, чтобы робототехника раскрыла умственные способности каждого человека, сделала мир более доступным физически для таких людей, как я, по всему миру. С вашей помощью мы можем превратить эту мечту в реальность. Спасибо. (Аплодисменты)

Становление (1851-1875)

Происхождение

Артур Эванс родился 8 июля 1851 года в Нэш-Миллс и был первым ребёнком в браке Джона Эванса и Гарриет Эванс, урождённой Дикинсон. Всего в семье было три сына и две дочери. Отец Эванса был знатоком латинского языка и классических древностей, его отец Артур Эванс - дед будущего археолога - возглавлял гимназию в Маркет-Босворт. Джон Эванс женился на дочери своего работодателя - собственной кузине Гарриет, - и занимался управлением семейным предприятием - бумажной фабрикой, которая сделала его состоятельным человеком. Бумажной мельнице требовалось большое количество воды; в поисках подходящих источников Джон Эванс увлёкся геологией и археологией, особенно памятниками каменного века; с раннего детства Артур сопровождал отца. В 1858 году умерла мать Артура; отец занялся производством канцелярских товаров, что обеспечило достаточный доход и досуг для занятий археологией и антиквариатом. В 1859 году он занимался исследованием долины Соммы (во Франции) вместе с геологом Джозефом Прествичем ?! . Первоначальное образование Артур Эванс-младший получил в Callipers Preparatory School (в Чипперфилде, Хертфордшир), где на него сильное влияние оказал учитель естествознания и основатель школы Ч. Джонс . Он привил Артуру не только любовь к природе, но и внимание к классификации видов растений и животных; примерно то же самое - применительно к произведениям мира людей - в нём воспитывал отец. В этой же школе учился младший брат Артура - Льюис, родившийся в 1853 году .

Образование

В 1865 году Артур Эванс поступил в частную школу Хэрроу . Он преуспевал в учёбе и спорте, а в последний год даже занимался редактированием школьной газеты . Среди его друзей выделялся будущий биолог Френсис Бальфур . В школе Артур испортил зрение, но не носил очков; тогда же он стал пользоваться тростью , которую до конца жизни использовал для ориентации в пространстве. В то же время он отличался едким чувством юмора и обострённым чувством индивидуализма, поэтому не любил командных видов спорта, бывали и конфликты со школьным начальством: Эвансу в Хэрроу запретили издавать собственный журнал после первого же выпуска, причина была в язвительно-сатирическом его содержании.

В июне 1870 года Артур Эванс поступил в Оксфордский университет в колледж Брейсноуз . Он изучал современную историю, но поскольку больше интересовался древностями и археологией, не слишком преуспевал, хотя наставники отмечали его интеллектуальные способности. В 1871 году на средства отца он поехал в Европу, и вместе с братом Льюисом участвовал в раскопках в Халльштатте . Хотя после окончания Франко-прусской войны не прошло и месяца, Артур и Льюис Эвансы отправились в оккупированный Амьен , где занимались поисками памятников каменного века . Параллельно Артур успешно занимался нумизматикой , этому предмету была посвящена его первая научная работа, опубликованная в 1871 году . В 1872 году Артур с братом Норманом посетил Османскую империю , в следующем году опубликовав отчёт о путешествии во Fraser’s Magazine . В 1873 году Артур Эванс и Френсис Бальфур отправились в Скандинавию, посетив Лапландию , Швецию и Финляндию. Во время путешествий А. Эванс приучился вести заметки и делать зарисовки интересовавших его пейзажей и предметов . На Рождество 1873 года Артура пригласили в Хэрроу для каталогизации нумизматической коллекции, завещанной школе Джоном Уилкинсоном .

В 1874 году А. Эванс едва не провалился на выпускных экзаменах в колледже, поскольку пренебрегал подготовкой по избранной специальности - современной истории, и не смог ответить ни на один вопрос по темам позднее XII века; тем не менее ему удалось убедить экзаменаторов в своей высокой квалификации. Немалую роль в этом сыграло и положение и авторитет его отца; в конечном итоге Артур оказался первым в выпуске .

Окончив колледж, А. Эванс попытался получить стипендию для изучения археологии (Archaeological Travelling Studentship ), но был отвергнут Б. Джоуиттом и Ч. Ньютоном , которые крайне низко оценили его достижения . В апреле 1875 года он поступил на летний семестр в Гёттингенский университет , его научным руководителем стал Рейнгольд Паули ; предполагалось, что Эванс продолжит занятия в области современной истории. Однако по пути Эванс оказался на незаконных раскопках в Трире , часть найденных предметов он отправил отцу . Гёттинген Эванса разочаровал, в письмах он жаловался, что ему неинтересна современность; также немалое место там занимало описание контраста между жизнью зажиточных горожан и деревенских жителей. Наконец, в августе 1875 года Артур с братом Льюисом вновь решил отправиться на Балканы .

Эванс и Балканы (1875-1882)

В августе 1875 года братья Эвансы получили разрешение на въезд в Боснию от турецкого военного губернатора. При пересечении границы в Славонски-Брод они были заподозрены австрийскими властями в шпионаже в пользу России и даже провели ночь в тюремной камере. После освобождения, Эвансы получили паспорт и сопровождающего от турецких властей и выехали в Сараево , проехав затем в Дубровник . Поскольку началось Боснийское восстание , братья Эвансы остановились у британского консула, который убеждал их покинуть страну. Свои путевые впечатления Артур Эванс опубликовал, книга Through Bosnia and Herzegovina принесла ему репутацию знатока балканских дел и он получил приглашение газеты The Manchester Guardian стать постоянным корреспондентом. На средства редакции в 1877 году он вновь отправился на Балканы, освещая резню христианского населения и прочие подробности. Результатом немедленно стали подозрения в разведывательной деятельности, хотя в Дубровнике Эванс получил репутацию эксцентричного англичанина, не расстающегося с тростью, который интересуется только древностями .

Едва обосновавшись в Дубровнике в начале июля 1877 года, А. Эванс немедленно организовал раскопки кургана бронзового века в Канали, но они прервались уже через три дня из-за обострения черногорско-турецкой войны . Эванс отбыл в Цетине освещать её события; после того, как он счёл свои корреспондентские обязанности выполненными, археолог вернулся к раскопкам; среди находок были серебряные браслеты в виде змей, которые вызвали ажиотаж в местной прессе. Одним из первых его знакомств в Дубровнике был Фране Булич , но весной 1878 года Булич уехал в Вену для изучения эпиграфики. Эванс также замыслил написать подробную историю Дубровника от самой глубокой древности, но эти планы так и не осуществились .

Раскопки Эванса близ Дубровника были прерваны встречей с профессором Оксфордского университета Э. Фрименом , историком, известным своей антиосманской позицией; в тот год он путешествовал по Черногории с двумя дочерьми. Тогда же начался роман Эванса с Маргарет - дочерью Э. Фримена, бывшей тремя годами его старше. Они обвенчались в уэльской деревне Вуки в сентябре 1878 года, и поселились на вилле Сан-Лазаро в Дубровнике, где с перерывами прожили до 1882 года. Отец Эванса был обеспокоен тем, что сын оплатил аренду дома сразу на 20 лет вперёд . Артур Эванс продолжал зарабатывать на жизнь журналистикой. У четы Эвансов не было детей, хотя Маргарет прошла курс лечения, для чего в 1881 году надолго выезжала в Англию .

Из-за последовательной поддержки боснийских повстанцев (супруги оплачивали обучение боснийского сироты и содержали ослепшую женщину), сотрудничества с национальной героиней Боснии - англичанкой Полиной Ирби , заявлений, что австро-венгерский режим ничем не лучше турецкого, 2 марта 1882 года Эванс был обвинён австрийскими властями в шпионаже и подготовке восстания, и провёл семь недель в тюрьме в одиночной камере . После суда Эванс был депортирован ; вилла в Дубровнике осталась в его владении, но была превращена в отель . Однако Эванс приобрёл значительную репутацию среди сербов, хорватов и боснийцев. И в дальнейшем он участвовал в политической жизни полуострова, после начала Первой Балканской войны активно участвовал в переговорном процессе и работал на мирной конференции 1913 года . В 1914 году он также приютил нескольких беженцев из Дубровника в своём имении близ Оксфорда, а в 1915 году специально направил послание премьер-министру Асквиту о послевоенной судьбе южнославянских народов . Во время Версальской конференции Эванс был неофициально приглашён для разработки проекта югославского государства . После его кончины в 1941 году югославское правительство направило на похороны официальную делегацию .

Эшмоловский музей. Поиск призвания (1883-1900)

Учёный хранитель музея

Супруги Эванс вернулись в Оксфорд в январе 1883 года. Эванс активно занимался научной работой, опубликовал несколько статей о римских дорогах и городах на Балканах, а также нумизматике. По-видимому, он намеревался участвовать в конкурсе на должность профессора классической археологии в университете, но отказался от замысла, поскольку в попечительском совете состояли Джоуитт с Ньютоном. Находясь в тяжёлом душевном состоянии он даже писал тестю, что его мечта заниматься классической археологией была «чистейшей нелепицей» . Несколько оправившись, Эванс в сопровождении Маргарет отбыл в Грецию, побывал на раскопках в Микенах и Тиринфе ; в Афинах встретился с Генрихом Шлиманом , был им радушно принят и заинтересовался микенской цивилизацией .

В это же время попечители находившегося в упадке Музея Эшмола предприняли попытку реформировать его и дополнить отделами искусства и археологии. В ноябре 1883 года А. Эванс получил предложение от Чарльза Фортнума возглавить археологический отдел музея и принял его. В возрасте 34-х лет Эванс сделался учёным хранителем Эшмоловского музея и опубликовал программу своей деятельности . Он договорился о передаче музею коллекций своего отца и убедил Фортнума выделить 10 000 фунтов стерлингов на обустройство археологического отдела и строительство новых помещений. В 1886 году Эванс возглавил раскопки захоронений железного века в графстве Кент ; отчёт о раскопках был опубликован в 1891 году . В 1893 году Эванс познакомился с Джоном Майерсом , который тогда стажировался в Археологической школе в Афинах. Вместе они приобрели на рынке несколько древних печаток, покрытых неизвестными письменными знаками; древности происходили с Крита .

Кончина Маргарет Эванс

В начале 1890-х годов в жизни Эванса произошла череда утрат: в марте 1892 года скончался его тесть, а через год скончалась супруга Эванса Маргарет. Она отличалась слабым здоровьем и в конце жизни заболела туберкулёзом . Артур планировал построить усадьбу в Боарз-Хилл, недалеко от Оксфорда и приобрёл участок в 60 акров для семейного дома, но не успел. В 42 года А. Эванс остался бездетным вдовцом; его жена была похоронена в Алассио , куда Артур отвёз её на лечение . Больше Эванс никогда не женился, в дальнейшем он всегда вёл корреспонденцию на почтовой бумаге с траурной каймой. Несмотря на неодобрение отца, считавшего строительство усадьбы расточительством, Артур Эванс довёл дело до конца, имение получило название Юлбери . В этом доме он прожил до самой смерти; Эванс, не имевший детей, усыновил племянника Маргарет - Ланселота Фримена , а также сына местного фермера - Джеймса Кенди, который напоминал Маргарет внешне. Благодаря пасынкам, Эванс сочувственно относился к движению бойскаутов и оказывал ему поддержку .

Обращение к критской тематике

После кончины Маргарет Артур погрузился в депрессию, забросил работу в музее, рассорился с Фортнумом и даже собственным отцом, который женился в третий раз и у которого родилась дочь . Чтобы оправиться, Эванс отправился в Лигурию изучать культуру террамар , а оттуда проехал в Загреб . В это же время внимание Эванса привлекли события на Крите, он всё более и более интересовался неизвестными письменными знаками с этого острова. Его энтузиазм поддерживался и тем, что Шлиман считал Крит родоначальником микенской цивилизации и планировал на острове раскопки, но из-за чрезмерной цены, назначенной за холм Кносса , отказался от своей идеи . Преодолев душевный кризис и вернувшись к работе, Эванс обнаружил в коллекции Эшмоловского музея несколько артефактов с Крита, а также получил слепки аналогичных находок из Берлинского музея. 27 ноября 1893 года на заседании Общества поощрения изучения греко-римских древностей Эванс объявил об открытии древней иероглифической письменности и отождествлении 60 знаков . В тот период Эванс связывал критскую письменность с протофиникийской системой . Фортнуму он писал, что непременно должен попасть на Крит .

Археолог (1900-1941)

Раскопочные и реставрационные работы в Кноссе

После крушения османского режима, деятельность Эванса не сковывалась турецким фирманом , и до самой своей кончины он сделался фактическим монополистом критской археологии. Исследовательский фонд получил щедрые пожертвования, на которые Эванс выкупил весь холм Кносса. В марте 1900 года, наняв двух специалистов - шотландского археолога Дункана Маккензи и архитектора Файфа - и 32 землекопа, Артур Эванс приступил к работам. За несколько месяцев был откопан грандиозный комплекс, который Эванс обозначил как «дворец Миноса ». В целом он был раскопан к 1905 году, но частные работы шли до 1931 года. Эванс быстро понял, что обнаружил цивилизацию, превосходящую по возрасту микенские открытия Шлимана; первооткрыватель назвал её «минойской » . Дальнейшие открытия привели Эванса к стремлению реставрировать архитектурные комплексы и живопись, которую осуществляли по его эскизам швейцарские художники - отец и сын Гиллерон . Современные критики заявляют, что наиболее известные по трудам Эванса фрески были почти полностью написаны самими Гиллеронами и Эвансом . Эванс свободно обращался со своими находками, что следует из его методов реставрации статуэток «Богинь со змеями », по-видимому, произвольно собранных из разных фрагментов .

Сенсационные открытия Эванса были быстро оценены общественностью: в 1901 году он был удостоен членства в Королевском обществе , Дублинский университет присудил ему степень доктора философии honoris causa , позднее такую же степень присвоил археологу Эдинбургский университет ; он также получил почётное членство во многих иностранных учёных обществах . Эванс получил признание и от отца: зимой 1901 года 77-летний Джон Эванс прибыл на Крит, вместе археологи объехали весь остров, побывав на раскопках Феста , который вели итальянские учёные под началом Федерико Хальберра , с которым у Эванса сложились отличные отношения. . Однако раскопки сезона 1902 года были омрачены финансовыми проблемами (до этого Эванс работал на деньги отца и свои собственные, примерно половину расходов нёс Фонд исследования Крита), а также конфликтом с директором Афинской археологической школы Хогартом. Последний критиковал методы Эванса, а также слишком большие расходы на реставрацию построек, которой также распоряжался Артур . Эти работы с большим размахом велись и в 1920-е годы; реставрация Большой лестницы и прочих построек обошлась Эвансу в четверть миллиона фунтов стерлингов, но привела к большому конфликту с коллегами - археологами и архитекторами .

С 1903 года Эванс выработал ритм, который позволял ему жить на два дома на Крите и в Оксфорде. Раскопки велись осенью и зимой, на время жаркого сезона археолог возвращался в Великобританию, где мог организовывать выставки, привлекать средства на раскопки и обрабатывать полученные материалы. В 1906 году он построил для себя «виллу Ариадны» в Ираклионе , которая стала его зимней резиденцией, здесь же жили коллеги-археологи, работавшие в Кноссе, имелось и общежитие для семейных учёных, - так называемая «Таверна» .

Вплоть до 1908 года Эванс оставался учёным хранителем Музея Эшмола; считалось, что раскопки он совершает во время отпусков или командировок. Достигнув 57 лет, он в один год унаследовал большую часть отцовского состояния (Джон Эванс скончался в возрасте 85 лет) и состояние Дикинсонов - после смерти двоюродного брата, что позволило археологу подать в отставку и заняться обработкой материалов своих раскопок, после этого он почти всё время проводил на Крите . Уйдя в отставку, он сохранил звание почётного хранителя и был удостоен звания экстраординарного профессора доисторической археологии Оксфордского университета . В 1911 году по совокупности заслуг Эванс королём Георгом V был удостоен титула рыцаря-бакалавра .

После кончины отца он отказался занять место главы Лондонского общества антикваров , но возглавил его в 1914 году, поскольку командование военно-воздушными силами хотело реквизировать здание Британского музея для своей штаб-квартиры; причём всего за три недели здание было очищено от коллекций, которые собирались полтора века. Эвансу (который к тому времени сделался членом попечительского совета музея) удалось ценой конфликта с генералитетом дойти до Кабинета министров и отменить распоряжение . В 1916 году в знак протеста против использования Германией химического оружия и начала неограниченной подводной войны , Эванс вышел из Германского общества древностей и вернул германские награды . По иронии судьбы, вилла Ариадны во время оккупации Крита была реквизирована немецким военным командованием, но практически не пострадала .

После Первой мировой войны Эванс переключился на исследования критской письменности, поскольку ещё в первые годы раскопок было найдено около 3000 глиняных табличек - целый критский архив. Он выделил три формы древней письменности - иероглифику и линейное письмо A и . С 1909 года Эванс вёл публикацию Scripta Minoa , многие помещённые там материалы, транскрипции и репродукции имеют значение первоисточника, поскольку оригинальные находки утрачены. В то же время Эванс препятствовал исследованиям в этом направлении и держал критские письменные памятники у себя дома, рассчитывая на их расшифровку, но это ему не удалось . Главной проблемой являлось то, что археолог априори полагал, что найденные надписи не могли фиксировать греческий язык, хотя линейное письмо Б использовалось именно для архаической формы древнегреческого языка , но это было выявлено только в 1950-е годы . Однако А. Эванс смог раскрыть древнекритские числовые обозначения, что позволило работать с хозяйственными документами .

Поздние годы

С 1921 года Эванс начал публикацию своего монументального труда «Дворец Миноса» (англ. The Palace of Minos at Knossos ) - в общей сложности вышло 4 тома (второй и четвёртый были разделены на две части), содержащего более 2400 иллюстраций и схем. Последний его том, вышедший в 1936 году, представлял собой подробное описание всех сторон жизни минойской цивилизации. Эта работа велась параллельно с реставрацией Кносского дворца, которая велась на средства археолога; ему активно помогал архитектор Пит де Йонг, который до этого успешно работал в Микенах . В возрасте 75 лет Эванс передал Кносский дворец и виллу Ариадны в управление Британской археологической школы в Афинах; с 1952 года они принадлежат греческому правительству . В 1930-е годы Эванс продолжал активно заниматься охраной памятников на Крите, в том числе средневекового и венецианского периода, а в 1932 году после длительного перерыва посетил Югославию . 81-летний Эванс прибыл в Югославию с сестрой покойной жены - Элен Фримен; они совершили автомобильную поездку в Загреб , Яйце , Сараево , Дубровник , Сплит , Шибеник и Задар . Эта поездка освещалась югославской прессой. В Дубровнике он пробыл тогда два дня - 18 и 19 июня - через 50 лет после своей депортации; встречался он и с Фране Буличем ; вместе они посетили Дворец Диоклетиана . С середины 1930-х годов А. Эванс всё больше времени проводил на родине; в частности, в 1938 году он занимался исследованием римской дороги, которая проходила через его поместье Юлбери и далее пересекала центр Оксфорда. Состояние здоровья позволяло Эвансу ещё в 1939 году совершить перелёт в Женеву и обследовать с воздуха Рейнский лимес .

Физическое и моральное состояние Эванса постепенно ухудшалось; в 1938 и 1941 годах он успешно перенёс две операции . Моральное состояние археолога усугублялось известиями с фронтов Второй мировой войны: так, куратор Ираклионского музея Джон Пендлбери был убит в мае 1941 года гитлеровцами как член греческого сопротивления; сильный удар нанесли Эвансу бомбардировки Британского музея немецкой авиацией. Тем не менее, в июле 1941 года в Юлбери был торжественно отпразднован 90-летний юбилей археолога, был зачитан поздравительный адрес от Королевского общества и Эшмоловского музея. Через три дня Артур Эванс скончался .

Теоретические взгляды

Эванс работал на участке, который уже до него в 1878 году был предварительно обследован греческим археологом-любителем - критским купцом Миносом Калокериносом . Прокопав на Кносском холме 12 траншей, Калокеринос наткнулся на массивное здание, откопал склад с пифосами и нашёл первую из табличек с линейным письмом Б. Однако критское общество древностей, опасаясь, что турки вывезут все находки в Османский музей, отказало в разрешении на дальнейшие раскопки . Калокеринос познакомил со своими находками известных специалистов того времени, в том числе Шлимана, Дёрпфельда и Эванса. Эванс, ознакомившись с результатами раскопок критянина и посетив Ираклион, составил план собственных изысканий и начал борьбу за покупку холма. Коллекции и материалы Калокериноса погибли в 1898 году, когда во время боёв с турками был сожжён его дом .

М. Вуд в своём исследовании Троянской войны характеризовал Эванса как отличного полевого исследователя, который в некотором отношении походил на Шлимана настойчивостью и догматизмом. Однако он отлично разбирался в древностях и методах археологии, а также отличался вниманием к мелким деталям . Тем не менее, его методы были мало отличимы от шлимановских - пробиваясь к главной цели, он пренебрегал мелочами, например, почти вся керамика, найденная в первые четыре сезона, была выброшена. Сохранявшееся как образцы, в итоге, составило не более 1 % от всех находок .

В первый сезон раскопок Эванс разделял мнение Шлимана и Дёрпфельда о том, что найден дворец XIII века до н. э., принадлежавший минойской культуре, которая на позднем этапе своего существования была покорена материковыми микенцами, что согласуется и с гомеровским преданием. Однако уже в 1901 году Эванс радикально поменял взгляды, которые не корректировал вплоть до полного завершения раскопок в 1930 году. В окончательном виде теория была изложена в четырёхтомнике «Дворец Миноса» . Отказавшись от первоначальных взглядов на искусство Микен и Тиринфа , он заявил, что открытые Шлиманом культуры - лишь побочная ветвь, варварская колония цивилизованных минойцев. Он радикально отрицал греческое происхождение и микенской, и минойской культур, а гомеровские поэмы полагал искажёнными отголосками минойского эпоса . Точно так же Эванс отрицал наличие археологических свидетельств микенского завоевания Крита и полагал, что таковое теоретически могло быть только в неолитическую эпоху. Уже в 1930-е годы эти воззрения подвергались критике современников . У. Лиф ещё в 1915 году оспорил мнение Эванса об абсолютной непрерывности минойской культуры от самого её зарождения в каменном веке . Периодизация минойской цивилизации выстраивалась Эвансом по аналогии с трёхчастным делением древнеегипетской истории на Древнее , Среднее и Новое царства . Даже раскопки на Пелопоннесе в 1935-1938 годах, которые полностью переменили интерпретацию позднего бронзового века в Греции, не поколебали взглядов Эванса, который активно критиковал работы А. Уэйса . Нанно Маринатос заметила, что на Эванса сильнейшим образом повлияла идея Британской империи , по аналогии с которой он выстраивал картину Pax Minoica .

Эванс разделял взгляды теоретиков XIX века - в первую очередь, Тайлора и Лаббока , - о фазах в развитии общества, которые находят выражение в искусстве . Поэтому, рассматривая линейное письмо Б как высшую стадию интеллектуальных достижений критской культуры, Эванс был вынужден в 1920-е годы пересматривать собственные датировки, изменять обстоятельства находок табличек, чтобы удревнить их и отнести к XV веку до н. э., а не XIII, поскольку это означало признать их принадлежащими микенцам .

Специфическими были и взгляды Эванса на древнюю критскую религию, которую он считал монотеистической и даже сравнивал с христианством. На его воззрения существенно повлияли исследования Дж. Брестеда 1910-х годов на египетском материале; в любой религии он изыскивал прежде всего этическую основу, которую находил как в древнеегипетской, так и древнегреческой мифологии .

Память

В 1943 году сводная сестра Эванса - Джоан , выпустила его биографию «Время и случай», которая и по сей день остаётся главным его жизнеописанием. В рецензии К. Колобовой утверждалось, что это, скорее, семейная хроника, нежели биография учёного. Также в книге впервые прозвучала версия, что Эванс в своих странствиях по Балканам в 1870-е годы неофициально занимался разведывательной деятельностью для гладстоновского правительства. В книге констатировалось, что Эванса нельзя назвать гениальным учёным; он не создал своей школы, и не пытался этого сделать .

В 1926 году Эванс был торжественно провозглашён почётным гражданином Ираклиона и увенчан лавровым венком . В ознаменование его заслуг в Западном дворе Кносского дворца был установлен бронзовый бюст археолога .

В честь Эванса в 1970 году был назван кратер на обратной стороне Луны .

Основные труды

Примечание : труды даны в хронологической последовательности

  • Through Bosnia and the Herzegovina on foot during the insurrection, August and September 1875: with an historical review of Bosnia, and a glimpse at the Croats, Slavonians, and the ancient republic of Ragusa . - 2nd ed. - London: Longmans, Green, 1876. - 576 p.
  • Illyrian letters: a revised selection of correspondence from the llllyrian provinces of Bosnia, Herzegdvina, Montenegro, Albania, Dalmatia, Croatia and Slavonia during the troubled year 1877 . - London: Longmans, Green and Co, 1878. - 303 p.
  • Antiquarian researches in Illyricum: Part I-II Communicated to the Society of antiquaries . - Westminster: Nichols & sons, 1883. - 390 p.
  • Antiquarian researches in Illyricum, Parts III, IV . - Archaeologia: or, Miscellaneous Tracts Relating to Antiquity. - The Society of Antiquaries of London, 1885. - 296 p.
  • Essai de classification des Époques de la civilization minoenne: résumé d’un discours fait au Congrès d’Archéologie à Athènes : [фр. ] . - Londres: B. Quaritch, 1905. - 11 p.
  • The prehistoric tombs of Knossos: I. The cemetery of Zapher Papoura, with a comparative note on a chamber-tomb at Milatos. II. The Royal Tomb at Isopata . - London: B. Quaritch, 1906. - 214 p.
  • . - Oxford: Clarendon Press, 1909. - Vol. I: The Hieroglyphic and Primitive Linear Classes: with an account of the discovery of the pre-Phoenician scripts, their place in the Minoan story and their Mediterranean relatives: with plates, tables and figures in the text. - 382 p.
  • The Minoan and Mycenaean Element in Hellenic Life // The Journal of Hellenic Studies. - 1912. - No. 32. - P. 277-287.
  • . - London: Macmillan, 1921. - Vol. I: The Neolithic and Early and Middle Minoan Ages.
  • The Palace of Minos: a comparative account of the successive stages of the early Cretan civilization as illustred by the discoveries at Knossos . - London: Macmillan, 1928. - Vol. II, Part 1: Fresh lights on origins and external relations.
  • The Palace of Minos: a comparative account of the successive stages of the early Cretan civilization as illustred by the discoveries at Knossos . - London: Macmillan, 1928. - Vol. II, Part 2: Town houses in Knossos of the new era and restored West Palace Section.
  • The Palace of Minos: a comparative account of the successive stages of the early Cretan civilization as illustred by the discoveries at Knossos . - London: Macmillan, 1930. - Vol. III: The great transitional age in the northern and eastern sections of the Palace.
  • The Palace of Minos: a comparative account of the successive stages of the early Cretan civilization as illustred by the discoveries at Knossos . - London: Macmillan, 1935. - Vol. IV, Part 1: Emergence of outer western enceinte, with new illustrations, artistic and religious, of the Middle Minoan Phase.
  • The Palace of Minos: a comparative account of the successive stages of the early Cretan civilization as illustred by the discoveries at Knossos . - London: Macmillan, 1935. - Vol. IV, Part 2: Camp-stool Fresco, long-robed priests and beneficent genii ; Chryselephantine Boy-God and ritual hair-offering ; Intaglio Types, M.M. III - L. M. II, late hoards of sealings, deposits of inscribed tablets and the palace stores ; Linear Script B and its mainland extension, Closing Palatial Phase ; Room of Throne and final catastroph.
  • Scripta Minoa: The Written Documents of Minoan Crete: with Special Reference to the Archives of Knossos. . - Oxford: Clarendon Press, 1952. - Vol. II: The Archives of Knossos: clay tablets inscribed in linear script B: edited from notes, and supplemented by John L. Myres. - 454 p.

Примечания

  1. LIBRIS - 2007.
  2. Presidents of the Society (неопр.)
  3. The Society’s Medal (неопр.) . The Royal Numismatic Society.
  4. Award winners: Copley Medal (неопр.) . The Royal Society. Дата обращения 3 мая 2016.
  5. , p. 958.
  6. , p. 20-22.
  7. , p. 140-141.
  8. , p. 34-35.
  9. The Harrow School Register, 1801-1900. - Second ed.. - London, New York, Bombay: Longmans, Green, 1901. - P. 343. - 824 p.
  10. , p. 84-85.
  11. , p. 86.
  12. , p. 40-41.
  13. Hood S. The early life of Sir Arthur Evans // British School at Athens Studies. - 2004. - Vol. 12. - P. 557-559.
  14. , p. 11-19.
  15. Thompson, Jason . Sir Gardner Wilkinson and His Circle. - University of Texas Press, 2000. - P. 343. - ISBN 9780292776432 .
  16. , p. 42.

Сэр Артур Джон Эванс (англ. Arthur John Evans; 8 июля 1851, Нэш-Миллс, Хартфордшир - 11 июля 1941, Юлбери, Оксфордшир) - английский историк и археолог, первооткрыватель минойской цивилизации, с 1900 года вёл раскопки в Кноссе, в своих трудах реконструировал историю, культуру и религию древнего Крита. Действительный член Королевского общества и Королевской инженерной академии, доктор философии honoris causa (1901). В 1874-1908 годах возглавлял Королевское нумизматическое общество, в 1902 году удостоен его медали. За свои заслуги в 1911 году возведён в рыцарское достоинство. В 1936 году удостоен Медали Копли с формулировкой «за пионерные работы на Крите, внесшие вклад в исследование истории минойской цивилизации», а также золотой медали Шведской академии.

Артур Эванс происходил из семьи археолога-любителя, получил образование в школе Хэрроу и Оксфордском университете, где специализировался на современной истории. Не сумев получить стипендию для изучения археологии, в 1875-1882 годах работал журналистом в Боснии и Хорватии. После депортации австрийскими властями поселился в Оксфорде. В 1883-1908 годах был учёным хранителем Эшмоловского музея; состоял также в совете попечителей Британского музея. С 1909 года - экстраординарный профессор археологии Оксфордского университета. Заинтересовавшись древностями Крита, в 1899 году приобрёл холм Кносса, и в 1900-1930 годах вёл раскопки. С 1908 года, получив большое наследство, он на собственные средства вёл реставрационные работы в Кносском дворце, который с 1936 года передал Британской археологической школе в Афинах. Совершив огромное количество археологических открытий, А. Эванс отрицал участие греков в создании минойской цивилизации и стремился удревнить критские находки, чтобы не связывать их с микенской культурой. Он также монополизировал исследования в области дешифровки древних эгейских письменностей, но не добился успеха. Несмотря на ошибки, основные открытия и теоретические достижения Эванса (в частности, хронология истории Древнего Крита) не пересматривались впоследствии.

Становление (1851-1875)

Происхождение

Артур Эванс родился 8 июля 1851 года в Нэш-Миллс и был первым ребёнком в браке Джона Эванса и Гарриет Эванс, урождённой Дикинсон. Всего в семье было три сына и две дочери. Отец Эванса был знатоком латинского языка и классических древностей, его отец Артур Эванс - дед будущего археолога - возглавлял гимназию в Маркет-Босворт. Джон Эванс женился на дочери своего работодателя - собственной кузине Гарриет, - и занимался управлением семейным предприятием - бумажной фабрикой, которая сделала его состоятельным человеком. Бумажной мельнице требовалось большое количество воды; в поисках подходящих источников Джон Эванс увлёкся геологией и археологией, особенно памятниками каменного века; с раннего детства Артур сопровождал отца. В 1858 году умерла мать Артура; отец занялся производством канцелярских товаров, что обеспечило достаточный доход и досуг для занятий археологией и антиквариатом. В 1859 году он занимался исследованием долины Соммы (во Франции) вместе с геологом Джозефом Прествичем. Первоначальное образование Артур Эванс-младший получил в Callipers Preparatory School (в Чипперфилде, Хертфордшир), где на него сильное влияние оказал учитель естествознания и основатель школы Ч. Джонс. Он привил Артуру не только любовь к природе, но и внимание к классификации видов растений и животных; примерно то же самое - применительно к произведениям мира людей - в нём воспитывал отец. В этой же школе учился младший брат Артура - Льюис, родившийся в 1853 году.

Образование

В 1865 году Артур Эванс поступил в частную школу Хэрроу. Он преуспевал в учёбе и спорте, а в последний год даже занимался редактированием школьной газеты. Среди его друзей выделялся будущий биолог Френсис Бальфур. В школе Артур испортил зрение, но не носил очков; тогда же он стал пользоваться тростью, которую до конца жизни использовал для ориентации в пространстве. В то же время он отличался едким чувством юмора и обострённым чувством индивидуализма, поэтому не любил командных видов спорта, бывали и конфликты со школьным начальством: Эвансу в Хэрроу запретили издавать собственный журнал после первого же выпуска, причина была в язвительно-сатирическом его содержании.