Охарактеризуйте основные тенденции развития образования в 21. Современные тенденции развития образования в мире. Нужна помощь по изучению какой-либы темы

Федеральное агентство по образованию

Государственное образовательное учреждение

высшего профессионального образования

«Воронежский государственный педагогический

университет»


Основные тенденции в системе образования России на рубеже XX и XXI вв.

Курсовая работа


Воронеж 2009


Введение

Государственная политика в сфере образования

Процессы модернизации в сфере образования России на рубеже XX и XXI вв

Заключение


ВВЕДЕНИЕ


Образование составляет основу прогресса человечества. Социально-экономическое процветание в XXI веке зависит от способности стран обеспечивать образование всех членов общества, с тем, чтобы дать возможность каждому человеку преуспеть в стремительно меняющемся мире.

Образование стало одной из самых обширных сфер человеческой деятельности. В ней занято более миллиарда учащихся и почти 50 млн. педагогов. Заметно повысилась социальная роль образования: от его направленности и эффективности сегодня во многом зависят перспективы развития человечества. В последнее десятилетие мир изменяет свое отношение ко всем видам образования. Образование, особенно высшее, рассматривается как главный, ведущий фактор социального и экономического прогресса. Причина такого внимания заключается в понимании того, что наиважнейшей ценностью и основным капиталом современного общества является человек, способный к поиску и освоению новых знаний и принятию нестандартных решений.

Практически все развитые страны проводили различные по глубине и масштабам реформы национальных систем образования, вкладывая в них огромные финансовые средства. Реформы образования обрели статус государственной политики, ибо государства стали осознавать, что уровень высшего образования в стране определяет ее будущее развитие.

Качество образования - это уже не национальная, а всемирная проблема. Все страны задаются вопросом о том, как обеспечить качество образования в условиях доступности образовательных услуг, быстро меняющихся ситуаций на рынках труда и образования.

По определению ЮНЕСКО, XXI век должен стать веком образования. Думается, что речь должна идти в первую очередь об образовании качественном. А это значит, что ценно само по себе не образование, а способность на основе полученных знаний создавать новое знание и умение им управлять. Наше время является времен бурного развития теории и практики образования, что связано с масштабным процессом демократизации общественной жизни.

Демократизация образования определяется его доступностью, т. е предоставление каждому человеку его возможности получения знаний. Так же демократизация предполагает создание условий для удовлетворения потребностей разных социальных, национальных, региональных, возрастных и др. общественных групп.

Кроме принципа демократизации приоритетным является принцип гуманизации образования. Гуманизация-поворот школы к ребенку, уважение личности, достоинства, принятие его личностных целей, запросов и интересов. Таким образом, образовательный процесс должен создавать благоприятные условия для развития личности, ее самоопределения и самоутверждения.

Кроме уже названных принципов государственная политика в соответствии с законом «Об образовании РФ» учитывает единство федерального, культурного и образовательного пространства, общедоступность образования, светский характер образования в государственных и муниципальных учреждениях, свободу и плюрализм в образовании.(4,ст2).

Следующим шагом на пути реформирования российской системы образования было присоединение России осенью 2003 г.к Болонскому процессу. Следствием этого присоединения является необходимость и возможность сделать реформу отечественного образования последовательной и содержательной. В самых общих чертах, благодаря болонским нововведениям российское образование станет адекватнее к глобальным процессам глобализации, появиться возможность решить вопрос о роли и месте высшего образования в современном обществе, о реальных потребностях общества в выпускниках вузов с дипломами бакалавра и магистра, повысит конкурентоспособность российской высшей школы и т.д.

Эти изменения и нововведения в образовании являются следствием общественного развития. Изменения характерны не только для нашего времени, нашего общества и нашей жизни, они являются отражением и выражением вечного человеческого беспокойства, поиска чего-то нового, лучшего. Однако надо отметить, что если в недавнем прошлом такие изменения происходили очень медленно, то сегодня скорость и количество их увеличивается. В результате этого развития появляются потребность в инновациях и нововведениях не только в обществе (общества вообще), но и в области образования.

Основой тенденцией современного образования является внедрение громадного количества инноваций различного характера, направленности и значимости.

Для изучения данной темы необходимо привлечь ряд таких человеческих наук как история образования, социология.

История образования показывает образование в различные периоды, позволяет раскрыть закономерности и процессы, происходящие в сфере образования. История образования неотделима от истории общества и государства, в котором оно развивается.

Наука социология необходима нам для анализа социальных отношений, изменений в общественной жизни, которые и являются «толчком» для появления чего-то нового. Изучаемая нами тема особенно в последние годы получила распространение у большого количества отечественных специалистов. Вопросом образования ХХI.в. занимался В.А.Разумный. В своей статье «Содержание образования: единство знаний, эмоций и веры», он говорит о необходимости изменения и корректировки содержания образования в соответствии с новыми историческими условиями. «Задача новой системы образования - дать устойчивые представления о смысле бытия на уровне науки, искусства, веры в их органическом единстве». (В.А.Разумный)

Я.С.Турбовский док. пед. наук в своей работе «Тактика реформ и стратегия образования» дает характеристику современной системы образования и предлагает способы реформирования системы образования: «Самое подходящее слово для характеристики сложившейся ситуации в области образования-это неопределенность». (Я.С.Турбовский)

Эта тема была освещена Лукацким М.А. в его работе «Диалог настоящего с прошлым». Он отмечает, что в российском образовании немало проблем, и в данный момент образование переживает острый кризис. Суть этого кризиса видится, прежде всего, в ориентации сложившейся системы образования (так называемое поддерживающее обучение) в прошлое, ориентированности ее на прошлый опыт, в отсутствии ориентации на будущее. Современное развитие общества требует новой системы образования - «инновационного обучения", которое сформировало бы у обучаемых способность к проективной детер-миннации будущего, ответственность за него, веру в себя и свои профессиональные способности, с помощью которых они смогут влиять на это будущее. Суть инновационного образования можно выразить фразой: «Не догонять прошлое, а задавать будущее».(М.А. Лукацкий)

Таким образом, с одной стороны в настоящее время образование успешно развивается, но все же существует ряд неразрешимых поблеем в этой сфере. Так, например, наше образование ориентировано на прошлое, но никак не на будущее. И ряд других проблем, которые на протяжении долгого времени даже не рассматривались.

Данное противоречие определяет постановку проблему исследования: какова государственная политика в сфере образования, какие процессы модернизации происходили в России на рубеже XX и XXI в и каковы социальные и политические последствия модернизации образования.

Объект исследования: состояние российского образовании на рубеже XX и XXI в.

Предмет исследования: основные направления модернизации отечественного образования на рубеже XX и XXI в.

Цель исследования: проанализировать содержание, основные тенденции и ориентиры образования России на рубеже XX и XXI в. и их значение для современной педагогической науки и практики.

Задачи исследования:

Анализ литературы по теме исследования.

Анализ государственной политики в области образования.

Охарактеризовать основные методы и направления модернизации российского образования на рубеже XX и XXI в.

Мы предполагаем, что

Сегодня в сфере образования внедряется громадное количество инноваций различного характера, направленности и значимости. Проводятся большие или малые государственные реформы, внедряются новшества в организацию, содержание и методику, и технологию образования;

Государственная политика в области образования на рубеже XX и XXI в имеет ряд особенностей: проведение реформирования в условиях тяжелейшего политического, экономического и социального кризиса; параллельность развития экономико-политических преобразований и реформирования образования; продолжительность и растянутость реформы;

Нововведения в области образования имеют положительные и отрицательные черты. Так введение тестирования в процесс оценивания знаний имеет свои достоинства, но явных же недостатков у тестирования на наш взгляд гораздо больше. Применение модульного обучения позволяет наиболее полно учитывать индивидуальные особенности обучаемых, уровень готовности к изучению конкретного технологического объекта, в связи с чем возрастает гуманистическая ценность самоопределения в решении поставленных задач. Введение преемственности в системе непрерывного образования способствует повышению успешности обучения, укреплению здоровья детей и снижению утомляемости учащихся.

Теоретические методы исследования: анализ, синтез, конкретизация, индукция, дедукция, сравнение.

Источники исследования - Закон «Об образовании» РФ, «О высшем и после вузовском профессиональном образовании», Болонская декларация. Национальной доктрина образования в Российской Федерации до 2025 года, а также Федеральная программа развития образования на 2000-2005 годы.

Теоретическая основа исследования - концепции В.А.Сластенина, И.Ф.Исаева, Е.Н.Шиянова.

Методологическая основа исследования: цивилизационный, исторический, синтетический подходы, прагматизм.

государственный образование нововведение


1. Государственная политика в сфере образования


Государственная образовательная политика - это неотъемлемая, важнейшая часть общей социально-экономической политики по выработке и реализации перспективной идеологии, эффективных технологий развития современного общества и человека.

Задача государства - не только разработать стратегию развития системы образования (законодательную, нормативную, содержательную, кадровую, ресурсную), но и организовать ее эффективное исполнение на практике. Целью образовательной политики является: определение приоритетной роли образования в социально-экономическом развитии государства и в его национальной безопасности; формулирование требований государства и общества к современному российскому образованию, т. е определение неотложных и перспективных мер по поддержанию и модернизации образования.

Государственно-политические и социально-экономические преобразования конца 80-х - начала 90-х годов оказали существенное влияние на российское образование, позволив реализовать академическую автономию высших учебных заведений, обеспечить многообразие образовательных учреждений и вариативность образовательных программ, развитие многонациональной российской школы и негосударственного сектора образования. Эти процессы получили свое отражение и закрепление в Законе Российской Федерации "Об образовании" и Федеральном законе "О высшем и послевузовском профессиональном образовании". Однако произошедший в 90-х годах общесистемный социально-экономический кризис существенно затормозил позитивные изменения. Государство во многом ушло из образования, которое вынуждено было заняться самовыживанием, в значительной мере абстрагируясь от реальных потребностей страны. Российское образование объективно интегрируется в систему мирового образования, что приводит к определенным структурным и институциональным инновациям.
«Закрытость» образования в советском обществе имела далеко идущие последствия.Во-первых, российское образование отстает от мировых стандартов информатизации и дистанционного обучения. Во-вторых, расхождения в учебных программах настолько велики, что в ближайшее время не стоит говорить о конвертируемости дипломов. В-третьих, преобразования в российском образовании осуществляются по сценарию «догоняющей модернизации». В современных условиях образование более не может оставаться в состоянии внутренней замкнутости и самодостаточности. Но современный государственный аппарат пока не может выработать внятной образовательной политики, поскольку не может перейти от "сырьевых" приоритетов к приоритетам "высокотехнологичного" развития. Это сказывается и на образовании.

Российская система образования способна конкурировать с системами образования передовых стран, отражая общенациональные интересы в сфере образования и предъявляя их мировому сообществу, но для этого ей надо решить ряд проблем:

обновление содержания образования и совершенствование механизмов контроля за его качеством;

принятие государственных стандартов общего образования;

создание условий для введения профильного обучения в старшей ступени общеобразовательной школы;

всесторонняя поддержка сельских и поселковых школ, совершенствование их образовательного процесса и материально-технической базы;

структурная и институциональная перестройка профессионального образования, усиление его ориентации на федеральный и местные рынки труда;

обеспечение государственных гарантий доступности и равных возможностей получения полноценного образования;

достижение нового современного качества дошкольного, общего и профессионального образования;

экспериментальная отработка форм единого государственного экзамена;

Решение выше перечисленных проблем находят отражение в ведении государством новых проектов в области образования и документов.

Наиболее существенные структурные преобразования высшей школы России были проведены в первой половине 90-х годов в результате принятия Комитетом по высшей школе Постановления от 13.03.92 г. № 13 «О введении многоуровневой структуры высшего образования в Российской Федерации» . Этим Постановлением были утверждены Временное положение «О многоуровневой структуре высшего образования Российской Федерации» и Положение «О порядке реализации государственными высшими учебными заведениями образовательно-профессиональных программ». Документы

явились нормативной основой для введения многоуровневой системы высшего образования, реализуемой преемственными образовательными программами трех уровней. Для ее построения была введена новая структурная единица - «направление обучения». При этом совокупность соответствующих образовательно-профессиональных программ охватывала все области науки, техники и культуры. Образовательно-профессиональные программы первого уровня должны были включать двухлетнее обучение по одному из направлений и профессиональную подготовку в объеме, предусмотренном для специалистов со средним профессиональным (специальным) образованием. Общая продолжительность обучения 3 - 3,5 года, а лица, успешно освоившие такую программу, должны были получать дипломы о неполном высшем образовании с присвоением квалификации согласно перечню специальностей среднего профессионального (специального) образования.

Через четыре года вступил в силу Федеральный закон Российской Федерации «О высшем и послевузовском профессиональном образовании», который существенным образом трансформировал структуру высшего образования, утвержденную Постановлением Комитета по высшей школе. Новым законом были установлены ступени высшего профессионального образования, определяемые в соответствии с присваиваемой после их успешного освоения квалификацией (степенью): «бакалавр», «дипломированный специалист» или «магистр». Однако их связь с образовательными уровнями, введенными ранее Постановлением, так и не была установлена.

Продолжением этих реформ является в ведение единого государственного экзамена.

В октябре 2006 года Комитет Госдумы по образованию и науке рекомендовал палате принять в первом чтении поправки в законы "Об образовании" и "О высшем и послевузовском профобразовании", предусматривающие введение единого государственного экзамена (ЕГЭ).
Документ предусматривает поэтапное введение ЕГЭ на всей территории России в срок до 2009 года. Предполагается, что результаты единого экзамена будут признаваться государственными учреждениями в качестве результатов государственной (итоговой) аттестации, а средне-специальными и высшими учебными заведениями - в качестве результатов вступительных экзаменов по общеобразовательным предметам, соответствующим выбранной специальности. Отдельным вузам может быть предоставлено право проведения дополнительного вступительного испытания профессиональной направленности, в том числе по общеобразовательному предмету, по которому проводится ЕГЭ. В последние десятилетия активизировала международное сотрудничество в сфере высшего образования РФ. В 1998-2000 гг. Россия ратифицировала основополагающие конвенции в области образования, принятые под эгидой ЮНЕСКО и Совета Европы. Подписано значительное количество двусторонних межправительственных договоров о сотрудничестве с высшими школами зарубежных стран, существенно возросло число прямых договоров с зарубежными университетами.

В принятой в октябре 2000 г. "Национальной доктрине образования в Российской Федерации" отмечено, что государство призвано обеспечить интеграцию российской системы образования в мировое образовательное пространство с учетом отечественного опыта и традиций, активный выход на рынок образовательных услуг, широкое участие учебных заведений и педагогов в образовательных программах международных организаций и сообществ

Начиная с 90-х годов XX в., ведущие страны мира вступили на путь преобразования своих образовательных систем. Общая тенденция этих преобразований - придание образованию свойств открытости. Наиболее впечатляющие и широкомасштабные изменения происходят на европейском континенте, где в сфере образования рушатся государственные границы и формируется общеевропейская интегральная система образования. Россия присоединилась к Болонскому процессу в сентябре 2003г., на следующих принципах:

введение двухступенчатого высшего образования;

введение системы зачетных единиц (ECTS) для количественной получаемого образования;

обеспечение сопоставимого качества образования посредством введения взаимопризнаваемых методологий его проверки.

Цели Болонского процесса:

формирование единого и конкурентоспособного рынка труда высшей квалификации в Европе;

расширение доступа к европейскому образованию;

расширение мобильности студентов и преподавателей;

принятие сопоставимой системы ступеней высшего образования с унифицированными для всей Европы приложениями к дипломам.

Следующим шагом на пути реформирования системы образования РФ стал проект «Образование» на 2007 - 2009 гг.

октября 2006 г. на заседании Межведомственной рабочей группы (МРГ) были определены основные показатели нацпроекта на 2007-2009 годы.
Во-первых, конкурсы в Российских вузах в 2007 году будут объявлены раньше, чтобы списки формировались в нормальном режиме. Конкурс вузов будет объявлен уже в ноябре 2006 года, а конкурсы инновационных школ и учителей - в феврале 2007. Во-вторых, в решающую фазу вступит интернетизация образования. Все российские школы получат широкополосный неограниченный доступ к сети Интернет, а некоторые школы будут оснащены дополнительными комплектами компьютерного оборудования. Весь трафик в 2008-2009 годах будет оплачиваться из федерального бюджета (около 1,1 млрд.). Продолжится выявление и поощрение лидеров образования.

Основные принципы государственной политики в области образования отражены в Законе Российской Федерации «Об образовании» (О внесении изменений и дополнений в Закон Российской Федерации «Об образовании» 1996г.) В соответствии с этим законом государственная политика основывается на принципах, утверждающих, что система образования должна:

Носитть гуманистический характер с приоритетом общечеловеческих ценностей, жизни и здоровья человека, свободного развития личности, трудолюбия, уважения к правам и свободам человека.

Поддерживать единое культурное и образовательное пространство во всей стране, т. е не только обучать учащихся, но защищать и развивать национальные культуры, региональные культурные традиции и особенности.

Создовать условия для общедоступности образования, приспособление системы образования к уровням и особенностям развития и подготовки обучающихся.

Иметь светский характер и в государственных и в муниципальных образовательных учреждениях.

Поддерживать свободу и плюрализм в образовании, внимательно относится к различным мнениям и подходам.

Носить демократический, государственно-общественный характер управления образованием и допускать автономность образовательных учреждений.

Государственная политика в области образования на рубеже XX и XXI вв. имеет ряд особенностей: проведение реформирования в условиях тяжелейшего политического, экономического и социального кризиса; параллельность развития экономико-политических преобразований и реформирования образования; продолжительность и растянутость реформы;


2.Процессы модернизации в сфере образования России на рубеже XX и XXI вв.


Главная задача российской образовательной политики - обеспечение современного качества образования на основе сохранения его фундаментальности и соответствия актуальным и перспективным потребностям личности, общества и государства.

Модернизация образования - это политическая и общенациональная задача, она не должна и не может осуществляться как ведомственный проект. Интересы общества и государства в области образования не всегда совпадают с отраслевыми интересами самой системы образования, а потому определение направлений модернизации и развития образования не может замыкаться в рамках образовательного сообщества и образовательного ведомства. Она должна привести к достижению нового качества российского образования, которое определяется, прежде всего, его соответствием актуальным и перспективным запросам современной жизни страны.

На первом этапе - в 2001-2003 годах предстоит в полном объеме восстановить ответственность государства в сфере образования. Государство обеспечивает запуск процесса модернизации образовательной отрасли, создавая при этом необходимые условия для широкого участия общества в этом процессе. Модернизация образования разворачивается и происходит в контексте общего современного процесса реформирования различных сторон российской жизни, в тесном взаимодействии с другими реформами, одновременно являясь для них источником обеспечения необходимого кадрового ресурса.

На этом этапе модернизация образовательной системы тесно связана с процессом ее стабилизации, с выходом на минимальные необходимые бюджетные нормативы, решением социально значимых проблем.

На втором этапе, в 2004-2005 годах, предстоит в полном масштабе реализовать изложенные ранее меры, в частности те, которые проходили экспериментальную проверку на первом этапе и после оценки результатов получили поддержку, развернуть новые модели содержания образования, его организации и финансирования. Особое значение на этом этапе приобретает разработка механизмов управления инновационными проектами, выстроенными с целью реализации новых моделей в образовании. Эти модели будут разрабатываться, и внедряться с учетом региональной специфики.

Во второй половине десятилетия, в 2006-2010 годах должны четко обозначиться первые результаты модернизации образования:

рост его ресурсообеспеченности в результате эффективного перенаправления сложившихся финансовых потоков;

снижение социальной напряженности в обществе, локализация очагов социального неблагополучия в виде детской беспризорности и преступности;

повышение конкурентоспособности и инвестиционной привлекательности профессионального образования в результате опережающего обновления материально-технической базы начального и среднего профессионального образования, их адаптации к рынкам труда;

Основным средством процесса модернизации является внедрение огромного количества инноваций различного характера, направленности и значимости.

Тестовый контроль знаний. В последние годы экзамены чаще заменяются тестовыми контрольными. Достоинствами тестирования принято считать:

оно развивает и проявляет способности к быстрому угадыванию по малейшим признакам правильного ответа (а так ли уж это важно?);

позволяет усреднить знания студентов и унифицировать методику их оценки (а знания ли при этом усредняются?);

облегчает и ускоряет процедуру оценки знаний обучаемых с помощью машинной обработки данных на ЭВМ;

полезно для оценки знаний абитуриентов задолго до вступительных экзаменов (сомнение возрастает);

может облегчить оценку знаний по отдельным разделам курса в течение учебного года (это верно, если будет установлена адекватность тестового и классического методов).

Саму по себе апробацию новых способов оценки знаний можно было-бы приветствовать, но при условии тщательного сравнения со старым, традиционным. Однако этого, как правило, не происходит заранее предполагается, что все новое лучше старого. Но так ли это на самом деле?

Контролирование уровня знаний на всех этапах обучения послужило основой разработки рейтинговой оценки знаний студентов.

Суть рейтинговой системы заключается в накоплении всех текущих оценок, получаемых в течение года с учетом премиальных баллов. Оценивается каждое лабораторное и семинарское занятие, защита крупных разделов программы, за контрольные работы, отчеты по элективным курсам и посещение лекций.

Премиальными баллами поощраютя лучшие студенты по результатам работы в семинаре.

Опыт показал перспективность рейтинговой оценки знаний студентов. Дело это, безусловно полезное особенно для вузов естественнонаучного профиля. Рейтинговая система требует совершенствования и творческого применения с учетом конкретных условий.

Трансформация системы образования под влиянием информационно-коммуникационных технологий.

Как известно, существующая методология подготовки в высшей школе основана на групповом методе обучения. Но так было не всегда. Например, Сократ никогда не работал более чем с одним учеником. У Платона никогда не было больше двух. Конечно, методы обучения, которые использовали Сократ и Платон, оказывались эффективными, но малопроизводительными. Но положение дел начинает меняться. Практически на наших глазах совершается технологическая революция, вызванная внедрением в образование новых (высоких) технологий, прежде всего связанных с автоматизацией и телекоммуникациями.

Используются телекоммуникационные технологии - спутниковые. Если объем среднего вузовского учебника составляет, примерно, 430 с. объемом 2 Мб, его можно «перекачать» через спутниковый канал примерно за 1,3 с, т.е. за минуту передать около 40 учебников, а за час - более 2 тыс.

Можно передавать в любую точку страны, где только есть спутниковые терминалы все учебники, которыми пользуются российские высшие учебные заведения. Как видно, возможности открываются фантастические, создающие совершенно новую ситуацию в образовательной системе.

То же самое можно сказать и о хранении информации. Любой студент, в какой бы деревне он ни находился, имеет возможность сделать в Интернет запрос и получить ту литературу, в которой нуждается.

Новые возможности позволяют отказаться от библиотек на бумажных носителях. К примеру, сегодня вся Государственная российская библиотека может быть размещена в комнате 10-15 м2.

Мы живем в эпоху, когда принципиальным образом меняются задачи систем образования. На повестке дня выход на принцип «образование для всех», причем любого уровня, и через всю жизнь. Переход от принципа «образование на всю жизнь» к принципу «образование через всю жизнь» означает, что человек, окончив какое-то образовательное учреждение, может и должен продолжать свое образование, непрерывно совершенствуя, так сказать, свои личностные качества и уровень своей профессиональной подготовки. Решение этой задачи уже разработано. Его основу составляет идея образования по месту проживания, реализуемая с помощью информационных коммуникационных образовательных технологий.

Следующим шагам является переход к безбумажной технологии обучения. Во-первых, все студенты могут читать тексты на экранах дисплеев. Библиотек в традиционном значении этого слова нет. Студент садится за компьютерный терминал, вызывает по каталогу нужную книгу и читает.

Но на Интернет не стоит возлагать слишком большие надежды. Когда человек учится, ему нужно не только усвоить какую-то сумму знаний, но и суметь предъявить ее социуму. Процессы авторизации и инициации совершаются в учебном заведении или учебном центре, поэтому никогда библиотека не заменит учебное заведение. Оно решает, и будет решать свой круг задач.

Введение единого государственного экзамена.

В октябре 2006 года Комитет Госдумы по образованию и науке рекомендовал палате принять поправки в законы "Об образовании" и "О высшем и послевузовском профобразовании", предусматривающие введение единого государственного экзамена (ЕГЭ). Документ предусматривает поэтапное введение ЕГЭ на всей территории России в срок до 2009 года. Предполагается, соответствующим выбранной специальности. Границы шкалы результатов ЕГЭ в баллах ежегодно будут устанавливаться уполномоченным федеральным органом исполнительной власти.

Сущность присоединения России к Болонскому конгрессу.

Присоединение России осенью 2003 г. к Болонскому процессу делает необходимым и дает возможность сделать реформу отечественного образования последовательной и содержательной.

Параметры Болонского процесса (обязательные):

трехуровневую систему (первый уровень - бакалавриат, второй уровень - магистратура, третий уровень - докторантура);

академические кредиты(ECTS);

академическая мобильность студентов (студент имеет право проучиться семестр или учебный год в зарубежном европейском вузе);

европейское приложение к диплому;

контроль качества высшего образования;

Опыт многих стран показывает, что вложения в инновации многократно окупаются, т. к приживаются в основном наиболее жизнеспособные и исключительно рентабельные варианты. Для образования внедрение инноваций является основным путем повышения эффективности.

Нововведения в области образования имеют положительные и отрицательные черты. Так введение тестирования в процесс оценивания знаний имеет свои достоинства, но явных же недостатков у тестирования на наш взгляд гораздо больше. Применение модульного обучения позволяет наиболее полно учитывать индивидуальные особенности обучаемых, уровень готовности к изучению конкретного технологического объекта, в связи, с чем возрастает гуманистическая ценность самоопределения в решении поставленных задач. Введение преемственности в системе непрерывного образования способствует повышению успешности обучения, укреплению здоровья детей и снижению утомляемости учащихся.


Заключение


Итак, проведя исследовательскую работу по нашей теме, мы пришли к выводу, что государственная образовательная политика - это неотъемлемая, важнейшая часть общей социально-экономической политики по выработке и реализации перспективной идеологии, эффективных технологий развития современного общества и человека. Эта тема наиболее освещена в работах В.А.Сластенина, А.А.Кабанова, В.П.Щетинина, В.Н.Просвиркина.

Целью образовательной политики является: определение приоритетной роли образования в социально-экономическом развитии государства и в его национальной безопасности; формулирование требований государства и общества к современному российскому образованию.

Государственно-политические и социально-экономические преобразования конца 80-х - начала 90-х годов оказали существенное влияние на российское образование. Они получили свое отражение и закрепление в Законе Российской Федерации "Об образовании" и Федеральном законе "О высшем и послевузовском профессиональном образовании".

Так же российское образование объективно интегрируется в систему мирового образования, что приводит к определенным структурным и институциональным инновациям.

Наиболее существенные структурные преобразования высшей школы России: постановления «О введении многоуровневой структуры высшего образования в Российской Федерации». Этот документ являлся нормативной основой для введения многоуровневой системы высшего образования, реализуемой преемственными образовательными программами.

Следующим шагом является федеральный закон Российской Федерации «О высшем и послевузовском профессиональном образовании», который существенным образом трансформировал структуру высшего образования, утвержденную Постановлением Комитета по высшей школе.

В октябре 2006 традиционная сдача экзамена заменяется единим государственным экзаменом (ЕГЭ). Документ предусматривает поэтапное введение ЕГЭ на всей территории России в срок до 2009 года.

Следующим шагом государственной политики является присоединение России к Болонскому процессу в сентябре 2003г.Можем сделать вывод, что главной задачей российской образовательной политики рубежа XX и XXIв является обеспечение современного качества образования на основе сохранения его фундаментальности и соответствия актуальным и перспективным потребностям личности, общества и государства.

Важным структурным элементом государственной политики в области образования является внедрение громадного количества инноваций различного характера, направленности и значимости.

К таким инновациям можно отнести:

тестовый контроль знаний, который в настоящее время является наиболее распространенным методом оценки знаний;

введение единого государственного экзамена;

трансформация системы образования под влиянием информационно-коммуникационных технологий;

На протяжении последних лет вся деятельность Рособразования направлена, прежде всего, на решение главной задачи, можно сказать, сверхзадачи - сделать все необходимое для обеспечения конкурентоспособности российской системы образования.

Рассматривая решение задачи совершенствования системы российского образования, повышения ее конкурентоспособности с точки зрения реализации функций, возложенных на Федеральное агентство по образованию, следует отметить, что важнейшим фактором, влияющим на качество подготовки будущих специалистов, является продуманная система формирования контингента обучающихся, сочетающая современные требования к общеобразовательному уровню абитуриентов с соблюдением необходимых социальных гарантий, включая доступность образования в широком смысле этого слова, и базирующаяся на анализе изменяющихся потребностей рынка труда в специалистах различного профиля и уровня квалификации.


Список используемой литературы


1. Беспалько, В. П. Персонифицированное образование / В. П. Беспалько // Педагогика. - 1998. - №2. - С. 21-32.

Бессонов, Р. В. Интенсификация и оптимизация процесса обучения школьников профильных классов / Р. В. Бессонов // Педагогика. - 2007. - №1. - С. 28-33.

Бессонов, Р. В., Околелов, О. П. Специфика обучения в профильной школе: содержание и процесс / Р. В. Бессонов, О. П. Околелов // Педагогика. - 2006. - №7. - С. 23-29.

Бознев, Р. С., Харисова, Л. А. Инновационные процессы в национальном образовании / Р. С. Бознев, Л. А. Харисова // Педагогика. - 2006. - №3. - С. 29-38.

Болотов, В. А., Ефремова, Н. Ф. Система оценки качества российского образования / В. А. Болотов, Н. Ф. Ефремова // Педагогика. - 2006. - №1. - С. 22-31.

Борисенков, В. П. Стратегия образовательных реформ в России (1985 - 2005 гг.) / В. П. Борисенков // Педагогика. - 2006. - №7. - С. 3-16.

Бутырский, Г. А., Патрушев, В. Н. Теоретические основы современного физического образования / Г. А. Бутырский, В. Н. Патрушев // Педагогика. - 2008. - №3. - С. 117-119.

Волов, В. Т. инновационные принципы системы образования / В. Т. Волов // Педагогика. - 2007. - №7. - С. 108-114.

Герасименко, Т., Купрянов М. ВУЗ в системе профильного обучения / Т. Герасименко, М. Купрянов // Высшее образование в России. - 2004. - №4.- С.23-34.

Греханкина, Е.В.Региональный компонент в структуре содержания образования / Е. В. Греханкина //Педагогика. - 1999. - №8. - С.34-38.

Грибнев, Л.К. Россия в Болонском процессе: середина большого пути / Л. К. Грибнев // Высшее образование в России. - 2004. - №4. - С.23-34.

Григорьев, С. И. отношение россиян к реформированию вузов в 2006 - 2007 гг. / С. И. Григорьев // Педагогика. - 2008. - №1. - С. 42-48.

Гурьянова, М. П. Проблемы и перспективы развития сельской школы в России / М. П. Гурьянов // Педагогика. - 2008. - №4. - С. 17-22.

Долженко, О.А. Какова наша школа / О. А. Долженко //Вестник Высшей школы. - 2002. - №4. - С. 5-12.

Ефремова Н. Ф., Звонников, В. И., Челышкова, М. Б. Педагогические измарания в системе образования / Н. Ф. Ефремова, В. И. Звонников, М. Б. Челышкова // Педагогика. - 2006. - №2. - С. 14-22.

Желтов, В. Болонская декларация и российское образование / В. Желтов // Педагогика. - 2007. - №9. - С. 107-113.

Загвязинский, В. Н. Стратегические ориентиры и реальность политического развития образования / В. Н. Загвязинский // Педагогика. - 1999. - №6. - С. 56-59.

Загвязинский, В. Н. Стратегия развития образования и её реализация (анализ тюменского опыта) / В. Н. Загвязинский // Педагогика. - 2008. - №3. - С. 7-12.

Закон РФ «Об образовании». - Новосибирск: Сиб. Унив. изд - во, 2006. - 48с.

Запесоцкий, А. С. Обеспечение качества высшего гуманитарного образования / А. С. Запесоцкий // Педагогика. - 2006. - №2. - С. 3-13.

Ибрагимов, Г. И. Принципы управления качеством среднего профессионального образования / Г. И. Ибрагимов // Педагогика. - 2007. - №4. - С. 45-52.

Иванова, Г. И. Болонский процесс и российское высшее образование / Г. И. Иванова // Педагогика. - 2006. - №1. - С. 97-106.

Иванов, А. В. Культурная среда современной школы / А. В. Иванов // Педагогика. - 2006. - №10. - С. 50-55.

Игошев, Б. М. Дополнительное профессиональное образование: новые ориентиры развития / Б. М. Игошев // Педагогика. - 2008. - №2. - С. 44-49.

Исламгулова, С. К. Технологизация учебного процесса общеобразовательной школы / С. К. Исламгулова // Педагогика. - 2007. - №1. - С. 39-46.

Камболов, Т. Национальное образование: вызовы нового времени / Т. Камбалов // Педагогика. - 2007. - №6. - С. 106-110.

Карпенко, М. Трансформация системы образования под влиянием информационно-коммуникационных технологий / М. Карпенко //Вестник Высшей школы. - 2004. - №6.- С.13-25.

. «Конституция РФ».

Костин, А.К. Регионализация образования - стратегическое направление образовательной системы политики / А. К. Костин // Педагогика. - 2005. - №8.-С.54-59.

Куницкая, Ю. И. Модульное обучение в системе профессионального дополнительного образования / Ю. И. Куницкая // Педагогика. - 2008. - №3. - С. 60-67.

Лебедев, В.Н. Модульное обучение в системе профессионального дополнительного образования / В. Н. Лебедев //Педагогика. - 2005. - №4. - С.76-89.

Лиферов, А. П., Воронова, О. Е. Новая российская ментальность как инновационный ресурс модернизации образования / А. П. Лиферов, О. Е. Воронова // Педагогика. - 2007. - №2. - С. 12-22.

Лутовинов, В. И. Гражданско-патриотическое воспитание сегодня / В. И. Лутовинов // Педагогика. - 2006. - №5. - С. 52-59.

Лушников, И.Д. Традиционное и новаторское в современном образовании / И. Д. Лушников // Педагогика. - 2002. - №4. - С. 14-24.

Лызь, Н. А., Радомская, М. В. Единый государственный экзамен: опыт оценки образовательной инновации / Н. А. Лызь, М. В. Радомская // Педагогика. - 2007. - №5. - С. 32-42.

Мазниченко, М. А, Мифы современного образования / М. А. Мазниченко // Педагогика. - 2007. - №2. - С. 37-44.

Мареева, В. И., Данилюк, А. Я., Куликовская, И. Э. Модернизация высшего педагогического образования / В. И. Мареева, А. Я. Данилюк, И. Э. Куликовская // Педагогика. - 2007. - №3. - С. 66-72.

Матросов, В. Л. Модернизация высшей педагогической школы / В. Л. Матросов // Педагогика. - 2006. - №10. - С. 56-58.

Митяева, А.М. Особенности многоуровневой системы подготовки в современном ВУЗе / А. М. Митяев // Педагогика. - 2005. - №8. - С.45-56.

Никифорова, Н. Г. Проектирование регионального компонента в современной школе / Н. Г. Никифорова // Педагогика. - 2006. - №6. - С. 117-120.

Новиков, А.М. Принцип построения системы непрерывного профессионального образования / А. М. Новиков // Педагогика. - 1998. - №3. -С. 43-46.

Педагогика: учебное пособие для студентов педагогических учебных заведений/ В. А. Сластенина, И. Ф. Исаев, А. И. Мищенко, Е. Н. Шиянов. - 4-е изд. - М.: Школьная Пресса, 2004. - 512с.

Петракова, Т. И. Святоотеческое учение и проблемы современной педагогики / Т. И. Петракова // Педагогика. - 2007. - №2. - С. 59-68.

Пищулина, Т. В. Принцип отбора содержания базовых курсов в вузах / Т. В. Пищулина // Педагогика. - 2008. - №4. - С. 60-64.

Попков, В. А., Бебенин, В. Г. Модернизация образовательных программ для пенитенциарных учреждений / В. А, Попков, В. Г. Бебенин // Педагогика. - 2007. - №9. - С. 32-39.

Преминова, Л. Н. Образовательные стандарты в контексте школьного обучения / Л. Н. Преминова // Педагогика. - 2005. - №10. - С. 45-56.

Просверкин, В. Н., Лебедев, В. Н. Преемственность в системе непрерывного образования / В. Н. Просверкин, В. Н. Лебедев // Педагогика. - 2005. - №5. - С. 45-57.

Романцев, Г. М. Проблема профессионального образования в современной педагогической науке / Г. М. Романцев // Педагогика. - 2006. - №3. - С. 113-116.

Сергеева, Т. Б., Горбатько, О. И. Особенности корпоративной культуры образовательного учреждения / Т. Б. Сергеева, О. И. Горбатько // Педагогика. - 2006. - №10. - С. 11-21.

Соколов, В. С. Оценка качества подготовки специалистов в российской высшей школе / В. С. Соколов // Педагогика. - 2006. - №6. - С. 3-9.

Ткаченко, Е. В. Приоритеты российского начального профессионального образования / Е. В. Ткаченко // Педагогика. - 2000. - №2. - С. 34-44.

Ткачь Г., Сенаменко, В. О структуре современного высшего образования / Г. Ткачь, В. Сенаменко // Высшее образование в России. - 2004. - №4. - С. 19-23.

Хабибулина, Г. Ю. Исламское образование в России / Г. Ю. Хабибулина // Педагогика. - 2007. - №5. - С. 107-113.

Хлебников, В. А. Как нам реорганизовать ЕГЭ / В. А. Хлебников // Педагогика. - 2006. - №3. - С. 3-12.

Цатуров, В. Н. Формирование экологической культуры старшеклассников / В. Н. Цатуров // Педагогика. - 2008. - №3. - С. 17-23.

Шубина, Н. А. Поликультурная образовательная среда современной гимназии / Н. А. Шубина // Педагогика. - 2006. - №10. - С. 115-118.


Репетиторство

Нужна помощь по изучению какой-либы темы?

Наши специалисты проконсультируют или окажут репетиторские услуги по интересующей вас тематике.
Отправь заявку с указанием темы прямо сейчас, чтобы узнать о возможности получения консультации.

С коренными преобразованиями в сфере образования, меняющими наши представления о его роли в современном обществе. В основе этих преобразований лежит развитие новых подходов к обучению, основанных на использовании современных инновационных технологий в образовании.

Роль образования на современном этапе развития России определяется задачами ее перехода к демократическому и правовому государству, необходимостью преодоления опасности отставания страны от мировых тенденций экономического и общественного развития. Именно образование связано с возрастанием влияния качества человеческого капитала на общественное развитие, с процессом накопления и передачи знаний от поколения к поколению. Поэтому современные и будущие поколения нуждаются в эффективной динамичной системе образования, основанной на инновационных технологиях.

В связи с этим главная задача российской образовательной политики состоит в обеспечении современного качества образования на основе сохранения его фундаментальности, соответствия актуальным и перспективным потребностям личности, общества и государства.

Важнейшей мировой тенденцией современного образования является его интеграция и интернационализация, ведущая к сближению стран, созданию условий для формирования единого мирового образовательного пространства. Присоединение России к Болонской декларации (2003 г.), принятой большинством европейских стран, означает движение нашей страны в направлении сближения образовательных систем. Основные положения Болонской декларации можно свести к следующим важным пунктам: внедрение двухуровневой (трехуровневой) системы подготовки специалистов (бакалавр-магистр); введение кредитной системы; обеспечение контроля качества образования; расширение мобильности; обеспечение трудоустройства выпускников.

Интеграция и интернационализация образования формируют мировой рынок образовательных услуг. Уже сегодня появились и действуют более технологичные открытые образовательные системы, которые оказывают образовательные услуги независимо от расстояний и государственных границ. Наряду с традиционным (классическим) образованием стали широко использоваться нетрадиционные способы обучения, основанные на современных образовательных и информационных технологиях. В первую очередь речь идет о системах открытого и дистанционного обучения, которые основаны на Интернет-технологиях или электронном образовании.

К современным тенденциям развития образования относятся такие, как диверсификация, интернационализация, индивидуализация, развитие опережающего и непрерывного образования, его интенсификация и компьютеризация, а также развитие принципов цикличности и многоступенчатости. Все эти тенденции должны способствовать возрастанию качества образования в соответствии с современными требованиями социально-экономического развития общества. Диверсификация проявляется в расширении разнообразных подходов к содержанию образования, с развитием новых дисциплин и специальностей, форм обучения, методов и технологий образования. На этой основе возникает новое качество специальностей и дисциплин, методов и технологий в управлении образованием.


Диверсификация образования проявляется в различных его характеристиках: организации, методологии, методике, технологии, контроле знаний. Не менее важной тенденцией является индивидуализация обучения, нацеленная на то, чтобы перейти от сложившейся в прошлом системы единообразного обучения для всех к современному качественному образованию для каждого. Такой подход может быть осуществлен посредством разработки разных образовательных программ в соответствии с индивидуальными возможностями, как учащихся, так и преподавателей с использованием современных и перспективных средств информационных технологий.

В условиях индивидуализации обучения современное образование должно быть непрерывным. Необходимость непрерывного образования обусловлена как потребностью человека к постоянному пополнению знаний в течение своей профессиональной деятельности, так и прогрессом науки и техники.

Инновации в образовании - это актуально значимые и системно самоорганизующиеся нововведения, возникающие на основе разнообразия инициатив и новшеств, которые становятся перспективными для эволюции образования, позитивно влияют на развитие всех форм и методов обучения. Понятие инновационная деятельность применительно к развитию современного образования может быть рассмотрена как целенаправленное преобразование содержания обучения и организационно-технологических основ образовательного процесса, направленное на повышение качества образовательных услуг, конкурентоспособности образовательных учреждений и их выпускников, обеспечение всестороннего личностного и профессионального развития обучаемых. Инновации в системе российского образования имеют закономерный характер, их содержание, формы и способы осуществления зависят как от глобальных проблем развития человечества, так и от социально-экономических, правовых, духовных и политических процессов реформирования российского общества.

Основу социальных инноваций составляют модернизация и информатизация российского образования. Основная цель модернизации образования состоит в создании механизма устойчивого развития системы образования, обеспечения ее соответствия вызовам XXI века, социальным и экономическим потребностям развития страны, запросам личности, общества и государства. Модернизация российского образования - это инновационный процесс преобразования всей системы образования, нацеленный на максимальное удовлетворение образовательных потребностей учащихся по самому широкому диапазону специальностей, уровней образования, учебных заведений и информационно-образовательных ресурсов.

При этом образование должно давать ожидаемый эффект независимо от места нахождения, как учащегося, так и образовательного ресурса или услуги, в которой он нуждается, проводиться с использованием самых современных информационных и телекоммуникационных технологий. Результатом модернизации должно стать достижение нового качества российского образования, которое определяется, в первую очередь, его соответствием актуальным и перспективным запросам современной жизни страны. Информатизация образования направлена на реализацию замысла повышения качественного содержания образования, на проведение исследований и разработок, их внедрение, предполагает замену традиционных информационных технологий на более эффективные во всех видах деятельности в национальной системе образования России.

Внедрение инновационных технологий в образование требует новых подходов в обучении на основе современных образовательных технологий. Образовательная технология - это целевое применение системы средств в образовании, определяющее получение заданных характеристик некоторого образовательного феномена (определенных качеств выпускников, содержания образования, повышения квалификации работников образования и т.д.). Современные образовательные технологии, в первую очередь, должны работать на креативное образование, способствуя творческому развитию личности каждого обучаемого.

Образовательная технология включает в себя совокупность действий, относящихся к любым образовательным процессам (управление системой образования, развитие образовательного учреждения, формирование педагогического коллектива и т. п.). В структуру образовательной технологии входят такие компоненты, как целеполагание, мониторинг и оценка, при этом основой современной системы образования оказываются информационные технологии. Существенно при этом, что инновационные технологии в образовании требуют не только развития образования на основе информационных технологий, но и создания соответствующей информационно-образовательной среды.

Единую информационно-образовательную среду можно определить как создаваемую самими людьми управляемую психолого-педагогическую систему, основанную на современных информационно-образовательных технологиях и обеспечивающую едиными технологическими средствами ведение учебного процесса в интернет-среде всем желающим.

В рамках единой образовательной информационной среды происходит становление и развитие системы инновационного образования, обеспеченной организационными, педагогическими и информационными технологиями. В этой среде при помощи архитектурных и структурных решений обеспечиваются открытые стандарты на интерфейсы , форматы и протоколы обмена информацией с целью обеспечения мобильности, стабильности, эффективности и других положительных качеств, достигаемых при создании открытых систем.

Цель и принципы современного образования ориентированы на подготовку обучаемых к полноценному и эффективному участию в общественной и профессиональной областях в условиях рыночных отношений . Придание системе образования качеств открытой системы влечет кардинальное изменение ее свойств в направлении большей свободы при планировании обучения, выборе места, времени и темпа, в переходе от принципа «образование на всю жизнь» к принципу «образование через всю жизнь». На практике эта система реализуется с помощью сетевых технологий. Первоначально сетевые технологии обучения получили широкое распространение среди представителей тех возрастных и социальных групп, которые вынуждены отдавать предпочтение обучению без отрыва от основной трудовой деятельности.

Сегодня открытое и дистанционное обучение предоставляет возможность различным группам населения с помощью Интернет получить дополнительное образование. Многие российские вузы активно используют информационные и сетевые технологии в системе очного обучения. В результате этого более эффективное использование современных образовательных технологий в традиционной системе образования постепенно ведет к тому, что будет стираться грань между очными, заочными и дистанционными формами обучения, что и является характерной чертой системы инновационного образования.

На современном этапе глобальные изменения в целях и содержании образования ориентируют обучаемых на выработку качественно новой модели подготовки людей к жизни и деятельности в условиях постиндустриального общества, формирования у них совершенно новых, необходимых для этих условий личных качеств и навыков. Все это диктует новые требования к специалистам.

Модернизация системы российского образования и внедрение информационных и коммуникационных технологий в процесс обучения по- новому ставят вопрос о качестве образования. Уже сегодня многие страны уделяют большое внимание проблемам качества и эффективности образования, объединяя свои усилия в разработке методологии, технологии и инструментария сравнительных исследований качества образования, создавая тем самым систему мониторинга качества образования в мире.

Сегодня в российской системе образования формируется новая модель подготовки специалистов, учитывающая не только квалификационную модель специалиста, но и модель компентентностную. Компетентность специалиста включает как знания, умения, навыки, так и способы их реализации в деятельности и в общении. В компетентностной модели специалиста цели образования связываются с междисциплинарными интегрированными требованиями к результату образовательного процесса. На первое место выступают качественные характеристики личности, которые формируются современными образовательными технологиями. Речь идет не столько о контроле знаний, умений и навыков, сколько о качестве образовательной системы.

Важным направлением повышения качества образования является подготовка и переподготовка преподавательских кадров. Во многом от преподавателей зависит качество подготовки специалистов. В вузах действует система повышения квалификации профессорско-преподавательских кадров, которая в полной мере соответствует требованиям времени и уделяет большое внимание новым технологиям в образовании. Например, в МГЮА им. О.Е. Кутафина в Институте дополнительного профессионального образования повышение квалификации научно-педагогических работников Академии осуществляется по следующим программам краткосрочного повышения квалификации «Переход на двухуровневое высшее юридическое образование на основе компетентностного подхода», «Совершенствование информационной компетентности преподавателей вуза», основанным на инновационных образовательных технологиях.

Создаваемая в России единая система управления качеством образования является методологической основой для перевода образовательных систем в новое состояние, обеспечивающее открытость и новое качество образования, адекватное потребностям развивающейся личности, социума и рынка труда.

Современное инновационное образование - это опережающее образование, отличительной особенностью которого является разработка передовых методов и способов приобретения знаний, формирующих личность в едином мировом информационно-образовательном пространстве.

То, что знание начинает занимать ключевые позиции в экономическом развитии, радикально изменяет место образования в структуре общественной жизни, соотношение таких ее сфер, как образование и экономика. Приобретение новых знаний, информации, умений, навыков, утверждение ориентации на их обновление и развитие становятся фундаментальными характеристиками работников в постиндустриальной экономике.

Новый тип экономического развития, утверждающийся в информационном обществе, вызывает необходимость для работников несколько раз в течение жизни менять профессию, постоянно повышать свою квалификацию. Сфера образования существенно пересекается в информационном обществе с экономической сферой жизни общества, а образовательная деятельность становится важнейшей компонентой его экономического развития.

Не нужно также забывать, что информация и теоретическое знание являются стратегическими ресурсами страны и, наряду с уровнем развития образования, во многом определяют ее суверенитет и национальную безопасность. Становление образования как важнейшего фактора преодоления отсталости в развитии большей части человечества. Переход от индустриального к информационному обществу, постепенно осуществляющийся в развитых странах, грозит обострить до предела одну из сложнейших глобальных проблем современности - проблему преодоления отсталости в развитии многих стран. Информационный разрыв, накладываясь на индустриальный разрыв, вместе создают двойной технологический разрыв. Если такое положение во взаимоотношениях между развитыми и развивающимися странами сохранится, то возникнут серьезные неконтролируемые противоречия, которые будут терзать человеческое сообщество.

Все в большей степени образование перестает отождествляться с формальным школьным и даже вузовским обучением. Любая деятельность ныне трактуется как образовательная, если она имеет своей целью изменить установки и модели поведения индивидов путем передачи им новых знаний, развития новых умений и навыков. Функции образования выполняют самые различные социальные институты, а не только школы и ВУЗы. Важнейшие образовательные функции берут на себя предприятия. Так, крупные промышленные предприятия обязательно имеют в своем составе подразделения, занимающиеся подготовкой и переподготовкой кадров.

Неформальное образование имеет целью компенсировать недостатки и противоречия традиционной школьной системы и часто удовлетворяет насущные образовательные потребности, которые не в состоянии удовлетворить формальное образование. Как отмечается в докладе Юнеско "Учиться быть", образование не должно больше ограничиваться стенами школы. Все существующие учреждения, независимо от того, предназначены они для обучения или нет, должны использоваться в образовательных целях. Еще в недалеком прошлом хороший почерк был гарантией спокойной и обеспеченной жизни до старости. Последние десятилетия характерны ускорением обновляемости технологий и знаний в различных сферах деятельности человека. Школьного и даже вузовского образования сегодня уже надолго не хватает. Президент корпорации Дженерал Моторс говорит об этом так: "Нам нужны специалисты не с четырех и даже с шестилетним, а сорокалетним образованием". Развитие концепции непрерывного образования, стремление реализовать ее на практике обострили в обществе проблему образования взрослых. Произошло радикальное изменение взглядов на образование взрослых и его роль в современном мире.

1. Реформа образования, как часть всего переустройства советского общества, была и есть инструмент, подрывающий воспроизводство советского человека в новых поколениях. Вместо этого пошел процесс поляризации образования на элитарное и массовое. Появились, соответственно, школы с хорошим и с плохим образованием.

Формула «Образование – для всех» – не фэнтези, не научная фантастика, но «категорический императив» для любой страны, которая стремится к модернизации в направлении к «обществу знаний» и желает обеспечить себе достойное будущее среди других народов и государств». О.Н.Смолин «Образование для всех: Философия. Экономика. Политика. Законодательство»

В последние десятилетия происходят радикальные изменения в сфере образования и формирование новой образовательной системы. Распространено мнение, что во второй половине 20-го века произошла информационная революция и формируется новый тип общественного устройства – информационное общество, которое пришло на смену индустриальному. Это выдвигает информацию и знание на передний план социального и экономического развития.

    Именно с таких позиций можно выделить основные тенденции мирового образования:
  • Знания все чаще выступают в качестве источника прибыли. Получение новых знаний, умений, навыков, ориентация на их обновление и развитие становятся фундаментальными характеристиками работников в современной постиндустриальной экономике. Работники несколько раз в течение жизни вынуждены менять профессию, постоянно повышать свою квалификацию.
  • Информация и знания являются стратегическими ресурсами страны. Они во многом определяют суверенитет страны и национальную безопасность.
  • Образование становится важнейшим фактором преодоления отсталости в развитии многих стран. Наложение информационного и индустриального разрывов в развивающихся странах создает двойной технологический разрыв. Если такое положение во взаимоотношениях между развитыми и развивающимися странами сохранится, то возникнут серьезные неконтролируемые противоречия, которые неблагоприятно скажутся на человеческом сообществе. Для создания современной информационной инфраструктуры в развивающихся странах требуются современные технические системы, знания, навыки, умения.
  • Знания превращаются в товар. От полученных знаний выгоды получает человек, который потребляет этот товар, общество в целом и конкретные предприятия. Развиваются рыночные отношения в сфере образования на фоне проблем государственного финансирования, имеющего тенденцию к сокращению, как в развитых, так и в развивающихся странах. Финансирование образовательных программ снизилось даже в Америке, где на образование выделяется больше средств, чем на оборону государства. В России наблюдается та же тенденция к сокращению бюджетных средств на подготовку кадров.
  • Интеграция образования. Главная черта современного образования – его глобальность. Образование из категории национальных приоритетов высокоразвитых стран переходит в категорию мировых приоритетов.
  • Понятие «образование» расширяется. Образование перестает отождествляться только со школьным и вузовским обучением. Сегодня деятельность может трактоваться как образовательная, если она направлена на изменение установки и модели поведения человека путем передачи ему новых знаний, умений и навыков. Образовательные функции берут на себя, например, предприятия, которые имеют в своем составе подразделения, занимающиеся подготовкой и переподготовкой кадров. Цель неформального образования – компенсация недостатков и противоречий традиционной образовательной системы. Оно часто применимо там, где формальное образование не в состоянии удовлетворить насущные образовательные потребности. На такую трансформацию понятия «образование» указано и в докладе Юнеско "Учиться быть".
  • Происходит переход от концепции функциональной подготовки к концепции развития личности. Новая концепция предполагает индивидуализированный характер образования, который позволяет учитывать возможности каждого человека и способствовать его самореализации и развитию. Процесс образования направлен на формирование у учащихся умения учиться, умения самостоятельной когнитивной деятельности с использованием современных информационных технологий.
  • Развитие концепции непрерывного образования. Последние десятилетия ознаменовались чрезвычайно быстрым обновлением технологий и знаний практически во всех сферах деятельности человека. Школьное и вузовское образование часто неактуально для промышленников и предпринимателей. Стремление реализовать на практике эту концепцию обострили в обществе проблему образования взрослых. Произошло радикальное изменение взглядов на образование взрослых и его роль в современном мире. Непрерывное образование взрослых рассматривается сейчас как основной путь формирования адекватной современному обществу системы образования. Однако на этом пути немало невыясненных вопросов.
    • Образование уже давно вышло из «сферы услуг», и стало «базисом базиса» духовного и материального воспроизводства, т.е. основой и экономического, и социального развития, а наука обретает статус производительной силы и силы управления. Вот почему образование и наука, с учетом вызовов XXI века, есть высший приоритет стратегии развития России в XXI веке, ее системообразующий фактор и системное основание, вне которых все разговоры о модернизации, об инновационном развитии в России превращаются в демагогию. (А.И. Субетто «Образование как системообразующий фактор стратегии развития России в XXI веке»).

Двадцать первого века претерпевает массу изменений это связано с расширением доступного информационного поля, прогрессом, стремительным экономическим развитием, которое требует квалифированные кадры. В связи с этим наблюдаются новые тенденции в развитии образования:

  • гуманизация;
  • гуманитаризация;
  • национализация;
  • открытость;
  • деятельный подход;
  • осмысление и анализ;
  • направленность на самореализацию и самообразование;
  • сотрудничество;
  • творческая направленность;
  • использование стимулирующих и развивающих методик;
  • оценка результата образования;
  • непрерывность;
  • неразрывность обучения и воспитания.

Схема, представляющая вектор направленности развития современного образования представлена на рисунке 1.

Рассмотрим эти тенденции подробнее.

Основные тенденции современного образования

Определение

Гуманизация образования заключается в признании человека высшей социальной ценностью. Новое образование учитывает приоритет образования, ориентированного на индивидуальность обучающегося над обучением, направленного на получение знаний по определнным дисциплинам. Такое образование способно полностью раскрыть способности ученика, удовлетворить его разнообразные образовательные потребности , воспитать чувство собственного достоинства.

Гуманитаризация образования помогает личности обрести духовность, широту мышления, сформировать целостную картину окружающего мира. На основе усвоенной общечеловеческой культуры успешно развиваются все стороны личности с учетом ее субъективных потребностей и объективных условий, связанных с уровнем материального и кадрового потенциала образования.

Неотделимость образования от национальной основы государственности определяет национальную направленность образования. Вектор развития обязан быть направлен вперед, но при этом основываться на истории, народных традициях. Образование должно помогать сохранять и обогащать национальные ценности.

В современном обществе образовательная система должна быть открытой. Цели образования должны формироваться не только государственным заказом, но и расширяться потребностями учеников, их родителей и педагогов. Образовательные программы подчиняются принципу открытости. Они должны содержать базовое ядро знаний и легко дополняться, учитывая культурные, региональные, этнические и другие особенности.

Новое время требует переноса внимания педагога с учебной деятельности на более продуктивную учебно-познавательную, трудовую, художественную и другую деятельность учащегося. Культура способна реализовать свою функцию личностного развития только тогда, когда она побуждает человека к продуктивной деятельности. Чем разнообразней является значимая для человека деятельность, тем эффективнее он овладевает культурой. Деятельностный подход к образованию позволяет наделить теоретические педагогические задачи личностным смыслом деятельности человека.

Ранее в образовании использовались в основном информативные формы обучение. Сегодня этот подход не работает. Обучение должно проходить с использованием элементов определения и разрешения проблем, научного поиска, самостоятельной работы, взаимодействия учащихся. Сегодня должен быть осуществлен переход от воспроизведения к пониманию, осмыслению, использованию полученных знаний в реальной жизни.

Согласно потребностям сегодняшней действительности в образовании важно создать условия и дать ученикам возможность для самоутверждения, самореализации и самоопределения. Это помогает развитию самоорганизации.

Настало время, когда позиции обучающего и обучаемого переходят в форму сотрудничества. Преобразование форм взаимодействия связано с изменением ролей и функций всех участников образовательного процесса.

Современный педагог старается активизировать, стимулировать стремление, формировать мотивы, побуждающие к саморазвитию, изучает активность ученика, создает условия для самостоятельного движения вперед. При этом следует придерживаться определенной последовательности: от максимальной помощи педагога в решении учебных задач на начальной стадии образования, до полной саморегуляции в обучении и возникновения отношений партнерства между учеником и учителем. Очень важно в процессе перехода от наставничества к сотрудничеству сохранить уважение к педагогу со стороны учащегося.

В современном образовании ярко проявляется творческая направленность. Обращение к творческому процессу, открытие творческой стороны образования помогает ученику пережить ощущение собственного роста и развития, удовлетворение от достижения поставленных целей. Творческая составляющая помогает ученику находить удовольствие в самом образовательном процессе.

Строгая регламентация образовательного процесса уходит в прошлое. Сегодня педагог свободен от строгих правил и регламентов. Это сложнее для преподавателя, но эффективнее с точки зрения достижения результата. Такой подход делает образование индивидуально направленным.

Результат любой деятельности должен подлежать оценке. Это помогает понять степень эффективности образования. Оценка результата образовательной деятельности определяется определенными требованиями, или стандартами, унифицированными независимо от формы и специфики обучения.

О непрерывности образования говорят достаточно давно. Но на сегодняшний день это особенно важная тенденция в развитии образования. Непрерывность открывает возможность для постоянного углубления знаний, помогает достичь целостности и преемственности в обучении и воспитании; помогает преобразовывать полученные знания на протяжении всей жизни человека.

Обучение и воспитание должны быть нераздельно связаны между собой. К сожалению, воспитательная составляющая ушла из многих образовательных учреждений. Но только в симбиозе этих двух педагогических категорий возможно формирование целостной и гармонично развитой личности.

Технический прогресс не стоит на месте. Это важно учитывать и применять в образовательном процессе. Новые методики должны сопровождаться внедрением современных технологий. Необходимо научить пользоваться огромным информационным массивом, в котором мы живем. Не потеряться в нем, а взять все полезное из информационного поля и применять в реальной жизни.