О каких противоречиях общественного прогресса пишет автор. Противоречивость прогресса. В современном обществознании

Общественный прогресс рассматривается в школьном курсе многопланово, появляется возможность увидеть противоречивость процесса. Общество развивается неравномерно, меняет позиции, как человек. Важно выбрать тот путь, который приведет к улучшению условий жизни и сохранению планеты.

Проблема прогрессивного движения

С древних времен ученые пытались определить пути развития обществ. Одни находили сходство с природой: времена года. Другие выявляли цикличность в виде подъемов и падений. Круговорот событий не позволял дать точные указания, как и куда двигаться народам. Возникла научная проблема. Основные направления заложены в понимании двух терминов :

  • Прогресс;
  • Регресс.

Мыслитель и поэт Древней Греции Гесиод разделили историю человечества на 5 эпох :

  • Золотой;
  • Серебряный;
  • Медный;
  • Бронзовый;
  • Железный.

Поднимаясь вверх от века к веку, человек должен был становиться все лучше, но история доказала обратное. Теория ученого дала сбой. Железный век, в который жил сам ученый, не стал толчком для развития нравственности. Демокрит делили историю на три группы :

  • Прошедшее;
  • Настоящее;
  • Будущее.

Переход от одного периода к другому должно показать рост и улучшение, но и такой подход не стал истинным.

ТОП-4 статьи которые читают вместе с этой

Платон и Аристотель представляли историю как процесс движения по циклам с повторяющимися стадиями.

Ученые исходили из понимания прогресса. По обществознанию понятие общественного прогресса - это движение вперед. Регресс - антоним, противопоставление первому понятию. Регресс - движение от высшему к низшему, деградация.

Прогресс и регресс характеризуются движением, непрерывность его доказана. Но движение может идти вверх - к лучшему, вниз - к возврату к прежним формам жизни.

Противоречия научных теорий

Гесиод рассуждал исходя из того, что человечество развивается, извлекая уроки прошлого. Противоречивость общественного процесса опровергло его рассуждения. В последнем веке среди людей должны были сформироваться отношения высокой нравственности. Гесиод отметил разложение нравственных ценностей, люди начинали проповедовать зло, насилие, войны. Ученый выдвинул идею регрессивного развития истории. Человек, по его мнению, не может изменить ход истории, он пешка и не играет в трагедии планеты роли.

Прогресс стал основой теории философа Франции А. Р. Тюрго. Он предлагал рассматривать историю как постоянное движение вперед. Доказывал, предлагая свойства человеческого разума. Человек постоянно достигает успехов, сознательно улучшает свою жизнь, условия существования. Сторонники прогрессивного пути развития:

  • Ж. А. Кондорсе;
  • Г. Гегель.

Поддержал их веру и Карл Маркс. Он считал, что человечество проникает в природу и, изучая ее возможности, самосовершенствуется.

Представить историю в виде линии, поднимающейся вперед, не получится. Это будет кривая или ломаная линия: взлеты и падения, скачки и спады.

Критерии прогресса общественного развития

Критерии - это основа, обстоятельства, которые приводят к развитию или стабилизации определенных процессов. Критерии общественного прогресса прошли через разные подходы.

Таблица помогает разобраться во взглядах на тенденции развития общества ученых разных эпох:

Ученые

Критерии прогресса

А. Кондорсе

Разум человека развивается, меняя само общество. Проявления его ума в различных сферах дают возможность человечеству двигаться вперед.

Утописты

Прогресс строится на братстве людей. Коллектив обретает цель совместного движения к созданию лучших условий сосуществования.

Ф. Шеллинг

Человек постепенно стремиться к созданию правовых основ устройства общества.

Г. Гегель

Прогресс строится на осознании человеком свободы.

Современные подходы философов

Типы критериев:

Развитие производительных сил разного характера: внутри общества, внутри человека.

Человечность: качество личности воспринимается все более правильно, к нему стремиться общество и каждый человек, оно является двигателем прогресса.

Примеры прогрессивного развития

К примерам движения вперед можно отнести следующие общественные явления и процессы :

  • экономический рост;
  • открытие новых научных теорий;
  • развитие и модернизация технических средств;
  • открытие новых видов энергии: ядерная, атомная;
  • рост городов, улучшающих условия жизни человека.

Примеры прогресса - это развитие медицины, увеличение видов и мощностей средств связи между людьми, уход в прошлое таких понятий как рабство.

Примеры регресса

Общество движется по пути регресса, какие явления ученые относят к движению назад:

  • Проблемы экологического плана: ущерб природе, загрязнение окружающей среды, гибель Аральского моря.
  • Совершенствование видов оружия, которое приводит к массовой гибели человечества.
  • Создание и распространение по планете атомного оружия, приводящего к гибели огромного количества людей.
  • Увеличение количества аварий производств, опасных для людей находящихся на территории их расположения (ядерные реакторы, атомные станции).
  • Загрязненность воздуха крупных населенных пунктов.

Закон, определяющий признаки регресса, учеными не установлен. Каждое общество развивается по-своему. Законы, принятые в одних государствах, неприемлемы для других. Причина - индивидуальность одного человека и целых народностей. Определяющей силой движения истории является человек, а его сложно вместить в рамки, дать определенный план, по которому он идет в жизни.

Лекция:


Понятия прогресс, регресс, стагнация


Отдельному человеку и обществу в целом свойственно стремление к лучшему. Наши отцы и деды трудились, чтобы мы жили лучше их. В свою очередь, мы должны позаботиться о будущем своих детей. Такое стремление людей способствует общественному развитию, но протекать оно может как в прогрессивном, так и в регрессивном направлении.

Общественный прогресс - это направление общественного развития от низшего к высшему, от менее совершенного к более совершенному.

Термин "общественный прогресс" связан с терминами "инновация" и "модернизация". Инновация - это нововведение в какой - либо области, приводящее к его качественному росту. А модернизация - это обновление машин, оборудования, технических процессов для приведения их в соответствие требованиям времени.

Общественный регресс - это обратное прогрессу направление общественного развития от высшего к низшему, менее совершенному.

К примеру, рост численности населения - прогресс, а противоположное ему сокращение численности населения - регресс. Но в развитии общества может быть и период, когда нет ни сдвигов, ни спадов. Такой период называется стагнацией.

Стагнация - застойное явление в развитии общества.


Критерии общественного прогресса

Для того, чтобы оценить наличие общественного прогресса и его эффективность существуют критерии. Наиболее важными из них являются:

  • Образованность и грамотность людей.
  • Степень их нравственности и толерантности.

    Демократичность общества и качество реализации прав и свобод граждан.

    Уровень научных и технических инноваций.

    Уровень производительности труда и благосостояние народа.

    Уровень продолжительности жизни, состояние здоровья населения.

Пути общественного прогресса

Какими же путями может осуществляться общественный прогресс? Таких путей три: эволюция, революция, реформа. Слово эволюция в переводе с латинского означает «развертывание», революция – «переворот», а реформа – «преобразование».

    Революционный путь предполагает быстрые коренные изменения общественных и государственных устоев. Это путь насилия, разрушений и жертв.

    Неотъемлемой частью общественного развития является реформа - законные преобразования в какой - либо сфере жизнедеятельности общества, проводимые по инициативе органов власти без затрагивания существующих основ. Реформы могут носить как эволюционный, так и революционный характер. К примеру, реформы Петра I носили революционный характер (вспомните указ о стрижке бород у бояр). А переход России с 2003 года на болонскую систему образования, например, введение ФГОС в школах, уровней бакалавриата и магистратуры в ВУЗах, является реформой эволюционного характера.

Противоречивость общественного прогресса

Перечисленные выше направления общественного развития (прогресс, регресс) в истории протекают взаимосвязано. Зачастую прогресс в одной области может сопровождаться регрессом в другой, прогресс в одной стране – регрессом в других. Противоречивость общественного прогресса иллюстрируют следующие примеры:

    Вторая половина XX века знаменательна бурным прогрессом в науке – автоматизация и компьютеризация производства (прогресс). Для развития этой и других отраслей науки требуются огромные затраты электричества, тепловой и атомной энергии. НТР поставила все современное человечество на грань экологической катастрофы (регресс).

    Изобретение технических устройств безусловно облегчает быт человека (прогресс), но отрицательно влияет на его здоровье (регресс).

    Могущество Македонии – страны Александра Македонского (прогресс) было основано на разрушениях других стран (регресс).

Итак, общество развивается поступательно от низших форм своей организации к более высоким и совершенным. Однако прогресс никогда не выступает в чистом виде. Напротив, он всегда связан с определенными потерями, отступлениями, попятным движением в обратном направлении. Ж.-Ж. Руссо первым обратил внимание на противоречивость исторического прогресса, который, по его мнению, оказывает самое отрицательное воздействие на нравы людей и на жизнь общества в целом. Развитие науки и искусства, по Руссо, совместно с порождаемой ими роскошью, ведут к развращению нравов, к утрате добродетели, мужества и, в конечном счете, к гибели народов и государств. Он обращает внимание на то обстоятельство, что в ходе исторического развития прогресс в одних областях сопровождается регрессом в других. Обнаруживается вопиющий разрыв между развитием общества, успехами культуры и цивилизации, с одной стороны, считает Руссо, и положением народа, который своим трудом содержит все общество, а получает меньше всех, с другой. Позиция Руссо противоречива. В нем сталкиваются мыслитель и моралист. Как мыслитель он рисует поступательное движение в ряде важнейших областей жизни: в промышленности, земледелии, науке и т.д. Как моралист он переживает нищету народа и его бесправие, болеет за него всей душой. В результате - осуждение цивилизации, доходящее до отрицания прогресса в истории человечества.

Общество представляет собой сложный социальный организм, имеющий разные сферы (экономическую, социальную, политическую, духовную), каждая из которых имеет специфические законы функционирования и развития. Внутри каждой сферы происходят различные процессы, совершается разнообразная человеческая деятельность. Все эти процессы и все виды деятельности взаимосвязаны между собой и вместе с тем могут не совпадать в своем развитии. Более того, при определенных условиях развитие тех или иных процессов и видов деятельности может стать тормозом развития других видов деятельности.

Так, на протяжении веков происходил прогресс техники: от каменных орудий к железным, от ручных орудий к машинам, сложным механизмам, автомобилям, самолетам, космическим ракетам, мощным компьютерам и сложным технологиям. Но прогресс техники и технологий привели к разрушению природы, создав реальную угрозу существованию человека как вида. Развитие ядерной физики не только позволило использовать новый источник энергии и создать атомные электростанции, но и мощное ядерное оружие, способное истребить все живое на земле. Использование компьютеров, с одной стороны, расширило возможности творческого труда, ускорило решение сложнейших теоретических проблем, а с другой - создало реальную угрозу здоровью людей, занятых длительной работой у дисплеев.

И, тем не менее, можно с уверенностью говорить о том, что общество, в конечном счете, движется по пути прогресса. Об этом свидетельствуют наиболее общие показатели общественного движения. Прежде всего, следует отметить, что от эпохи к эпохе происходит рост производительности труда на основе совершенствования средств производства, развития новейших технологий и совершенствования организации труда. Происходит постоянное совершенствование качества рабочей силы вследствие расширения научных знаний и производственных навыков, приобретаемых человеком в процессе социализации и профессиональной подготовки. Одновременно с развитием производительных сил идет рост объема научной информации.

Наука становится производительной силой и все активнее участвует в создании материальных ценностей. Наука включается в процесс производства по нескольким направлениям: 1) через технику, технологию и предметные условия производства; 2) через развитие созидательных способностей участников производства; 3) через принципы организации и управления производством и обществом в целом.

Под влиянием прогрессивного развития общественного производства совершенствуются и расширяются общественные потребности и способы их удовлетворения. Вследствие развития производительных сил происходит совершенствование производственных отношений, которые создают необходимые и достаточные условия для удовлетворения потребностей и интересов всех слоев современного общества.

Конец работы -

Эта тема принадлежит разделу:

Философия

Пензенский государственный педагогический университет.. имени В Г Белинского.. Философия..

Если Вам нужно дополнительный материал на эту тему, или Вы не нашли то, что искали, рекомендуем воспользоваться поиском по нашей базе работ:

Что будем делать с полученным материалом:

Если этот материал оказался полезным ля Вас, Вы можете сохранить его на свою страничку в социальных сетях:

Все темы данного раздела:

Философский смысл проблемы бытия
Понятие «бытие» вводится в философию Парменидом еще в VI в. до н.э. и с той поры становится одной из важнейших категорий философии, выражая проблему существования действительности в ее самом общем

Философское учение о материи
Понятие материи формировалось на протяжении всей истории философии. Сначала философы рассматривали материю как первооснову вещей. И в качестве такой основы называли воду, огонь, землю, воздух и т.д

Движение, пространство и время, как формы бытия материи
При всей ограниченности взглядов на сущность материи философов-материалистов древнего мира, они были правы в том, что признавали неразрывность материи и движения. У Фалеса изменения первичной субст

Сознание как философская проблема
Над тайной своего сознания человек начал задумываться еще в глубокой древности, наблюдая факты обмороков, смерти. Долгое время считалось невозможным раскрытие тайны сознания. Создан

Становление диалектики как учения. Принципы диалектики
Слово «диалектика» ввел в философию древнегреческий Сократ еще в V в. до н.э. В истории философии выделяются три основные формы диалектики: 1) греческая философия, 2) немецкая классическая философи

Понятие «закон». Законы диалектики
Наука и исторический опыт человечества доказывают, что развитие природы, общества и мышления есть непрерывное движение от одного качественного состояния к другому. Качество

Категории диалектики
Категориями называют основные понятия, отражающие общие и существенные свойства, стороны, отношения и связи определенных классов явлений. Занимая важное место в структуре всякой науки, они концентр

Сущность познания. Объект и субъект познания
Познание - это обусловленный общественно-исторической практикой процесс отражения объективной действительности сознанием человека с целью получения и расширения знания. Источником познания выступаю

Проблема истины
Истина есть адекватное отражение предметов действительности в сознании человека. Истина - это научная система, имеющая свою структуру, которая включает объективность и субъективность, абсолютность

Диалектика чувственного и рационального познания
В процессе познания достаточно четко просматриваются две стороны - чувственное отражение и рациональное познание. Поскольку исходным в познании выступает чувственное отражение, постольку до последн

Методы и формы научного познания
В условиях бурного развития науки и превращения ее в непосредственную производительную силу все большее значение приобретает разработка логико-методологических проблем. В последние

Проблема антропогенеза
Проблема человека - это старая и вечно новая проблема. Человек стал предметом научного исследования еще в V в. до н.э., в философии софистов и Сократа, и с тех пор внимание к нему не ослабевает. Чт

Деятельность как способ существования человека
Понятие деятельности.Все явления и процессы общества являются продуктом человеческой деятельности, которая обеспечивает и определяет их возникновение функционирование и развитие. И

Личность как субъект общественной жизни
Когда говорят о личности, чаще всего имеют в виду отдельного человека. Но кроме понятия «личность» есть близкие к нему по содержанию категории «индивид», «индивидуальность». Словом «индиви

Общество как саморазвивающаяся система
Итальянский философ XVIII в. Д. Вико утверждал, что история общества тем отличается от истории природы, что первая создана нами, а вторая существует сама по себе, без участия человека. История обще

Общество и природа
Общество выступает как высшее порождение природы. Оно неотделимо от природы, не может существовать вне природы, выйти за ее границы. К. Маркс и Ф. Энгельс в связи с этим писали: «Мы знаем только од

Способ производства как материальная основа жизни общества
Современная экономика - это сообщество независимых и стремящихся к экономической самостоятельности людей, готовых собственными усилиями строить свое материальное благополучие. Главная проблема экон

Социальная структура общества
Социальная структура есть совокупность относительно устойчивых, стабильных социальных общностей людей, определенный порядок их связей и взаимодействий. Основой функционирования и развития социально

Политика и политическая система общества
Политика - это сознательная деятельность государств, социальных групп и индивидов, направленная на достижение, укрепление и использование власти, защиту интересов определенных социальных субъектов,

Государство как основной элемент политической системы
Государство как особая форма организации общества возникает только на определенной стадии человеческой истории, при сравнительно высоком уровне развития общественного производства и общественных от

Культура как предмет философского анализа
Термин «культура» произошел от латинского слова и первоначально имел смысл возделывания, облагораживания земли. Культура стала пониматься как «возделывание», «совершенствование» человеческой души,

Культура как процесс
Культура не может существовать вне своего носителя – человека. Человек творит культуру, опредмечивая в продуктах материального и духовного производства, нормах и ценностях результаты своего собстве

Взаимодействие материальной и духовной культуры
Материальная культура включает в себя всю сферу материальной деятельности и ее результаты (орудия труда, жилища, предметы быта, средства транспорта, связи и т.д.). Духовная культура охватывает сфер

Понятие прогресса
Многие ученые-обществоведы исходят из того, что в истории общества господствует прогресс, под которым понимают такой вид развития общества, который означает переход от менее совершенного общественн

Критерии прогресса
Вследствие сложности и противоречивости общественного прогресса особую важность приобретает вопрос о его критерии, т.е. основном признаке, благодаря которому можно различить стадии развития обществ

Эволюция и революция
Прогрессивное развитие общества осуществляется в двух основных формах - эволюции и революции. Эволюция - это медленное, постепенное количественное изменение существующих о

Смысл и направленность исторического процесса
Исследование проблем общественного прогресса неизбежно порождает вопрос: имеет ли исторический процесс какой-либо смысл и какую-то направленность? В философии истории сложилось два подхода к решени

Ступени развития человеческой истории. Формация и цивилизация
Представление о ступенях развития общества вызревало на протяжении длительного периода существования философии и науки. Еще в IV в. до н.э. древнегреческий философ Декеарх М

Формационный и цивилизационный подходы к пониманию общества
Формационный анализ социальной действительности строится на сравнении и оценке этапов развития общества, выявлении объективных законов его движения. К. Маркс в предисловии к первому тому «Капитала»

Понятие современного общества и тенденции его развития
В современной литературе выделяют несколько видов цивилизаций. Наиболее распространенным и признанным является выделение традиционную, индустриальную и постиндустриальную цивилизации. Под

Происхождение и взаимосвязь глобальных проблем
Термин «глобальный», от латинского «глобус», т.е. Земля, Земной шар, означает общепланетарный характер тех или иных объективных процессов. Глобализация процессов означает не только то, что они охва

Проблема войны и мира
Самой острой и важной среди глобальных проблем является проблема мира. Предотвращение ядерной угрозы – не только жизненно важная проблема сама по себе, это необходимое условие решения всех других н

Угроза глобального экологического кризиса
Предотвращение угрозы ядерной войны – первое условие решения других глобальных проблем, на первое место среди которых выдвигается экологическая проблема, связанная с активным воздействием человека

Рост народонаселения и проблема продовольствия
Человечество увеличивается со скоростью десять тысяч человек в час. Причем скорость движения, т.е. прирост населения, постоянно возрастает. В античную эпоху темп годового прироста составлял 0,1%, в

Итак, общество развивается поступательно от низших форм своей организации к более высоким и совершенным. Однако прогресс никогда не выступает в чистом виде. Напротив, он всегда связан с определенными потерями, отступлениями, попятным движением в обратном направлении. Ж.-Ж. Руссо первым обратил внимание на противоречивость исторического прогресса, который, по его мнению, оказывает самое отрицательное воздействие на нравы людей и на жизнь общества в целом. Развитие науки и искусства, по Руссо, совместно с порождаемой ими роскошью, ведут к развращению нравов, к утрате добродетели, мужества и, в конечном счете, к гибели народов и государств. Он обращает внимание на то обстоятельство, что в ходе исторического развития прогресс в одних областях сопровождается регрессом в других. Обнаруживается вопиющий разрыв между развитием общества, успехами культуры и цивилизации, с одной стороны, считает Руссо, и положением народа, который своим трудом содержит все общество, а получает меньше всех, с другой. Позиция Руссо противоречива. В нем сталкиваются мыслитель и моралист. Как мыслитель он рисует поступательное движение в ряде важнейших областей жизни: в промышленности, земледелии, науке и т.д. Как моралист он переживает нищету народа и его бесправие, болеет за него всей душой. В результате - осуждение цивилизации, доходящее до отрицания прогресса в истории человечества.

Общество представляет собой сложный социальный организм, имеющий разные сферы (экономическую, социальную, политическую, духовную), каждая из которых имеет специфические законы функционирования и развития. Внутри каждой сферы происходят различные процессы, совершается разнообразная человеческая деятельность. Все эти процессы и все виды деятельности взаимосвязаны между собой и вместе с тем могут не совпадать в своем развитии. Более того, при определенных условиях развитие тех или иных процессов и видов деятельности может стать тормозом развития других видов деятельности.

Так, на протяжении веков происходил прогресс техники: от каменных орудий к железным, от ручных орудий к машинам, сложным механизмам, автомобилям, самолетам, космическим ракетам, мощным компьютерам и сложным технологиям. Но прогресс техники и технологий привели к разрушению природы, создав реальную угрозу существованию человека как вида. Развитие ядерной физики не только позволило использовать новый источник энергии и создать атомные электростанции, но и мощное ядерное оружие, способное истребить все живое на земле. Использование компьютеров, с одной стороны, расширило возможности творческого труда, ускорило решение сложнейших теоретических проблем, а с другой - создало реальную угрозу здоровью людей, занятых длительной работой у дисплеев.



И, тем не менее, можно с уверенностью говорить о том, что общество, в конечном счете, движется по пути прогресса. Об этом свидетельствуют наиболее общие показатели общественного движения. Прежде всего, следует отметить, что от эпохи к эпохе происходит рост производительности труда на основе совершенствования средств производства, развития новейших технологий и совершенствования организации труда. Происходит постоянное совершенствование качества рабочей силы вследствие расширения научных знаний и производственных навыков, приобретаемых человеком в процессе социализации и профессиональной подготовки. Одновременно с развитием производительных сил идет рост объема научной информации.

Наука становится производительной силой и все активнее участвует в создании материальных ценностей. Наука включается в процесс производства по нескольким направлениям: 1) через технику, технологию и предметные условия производства; 2) через развитие созидательных способностей участников производства; 3) через принципы организации и управления производством и обществом в целом.

Под влиянием прогрессивного развития общественного производства совершенствуются и расширяются общественные потребности и способы их удовлетворения. Вследствие развития производительных сил происходит совершенствование производственных отношений, которые создают необходимые и достаточные условия для удовлетворения потребностей и интересов всех слоев современного общества.

Конспект урока

Педагогика и дидактика

Общественный прогресс – совокупность всех поступательных изменений в обществе, его развитие от простого к сложному, переход с более низкого уровня на более высокий. Периоды развития общества: прогресс (от лат. progressus – движение вперед) – направление развития, для которого характерен переход от низшего к высшему...

ПОНЯТИЕ ОБЩЕСТВЕННОГО ПРОГРЕССА

Общественный прогресс

Периоды развития общества :

  1. прогресс (от лат. progressus – движение вперед) – направление развития, для которого характерен переход от низшего к высшему, от простого к более сложному, движение вперед к более совершенному.
  2. регресс (от лат. regressus – обратное движение) – тип развития, для которого характерен переход от высшего к низшему, процессы деградации, понижение уровня организации, утраты способности к выполнению тех или иных функций.
  3. стагнация – период, в процессе которого движение вперед задерживается и даже на время останавливается и прекращается способность воспринимать новое, передовое.

Эти три периода не существуют по отдельности в человеческой истории. Они переплетаются, сменяют, дополняют друг друга.

Рассмотрим примеры .

Примеры

Прогресс

1. Переход от административно-командной экономики к рыночной.

2. За последние годы в РФ произошел переход от однопартийной системы (партия КПСС) к многопартийной (несколько десятков партий).

Регресс

1. Италия с 1922 по 1943 гг. (фашистский режим Б.Муссолини), послевоенный период.

2. Германия с 1933 по 1945 гг. (фашистский режим Адольфа Гитлера – Третий рейх).

3.Русь – период монголо-татарского ига с 1237 г. по 1480 г. (см. сноску )

Стагнация

1. В России – в сфере экономики в сер. 70-х – конце 80-х гг. (застой при Брежневе).

2. Рецессия мировой экономики в 1930-х гг. – Великая депрессия 1929-1933 гг.

Рассмотрим точки зрения на направленность общественного прогресса:

1. Платон, Аристотель, Дж.Вико, О. Шпенглер, А.Тойнби – движение по определенным ступеням в рамках замкнутого цикла, т.е. теория исторического круговорота .

2. Французские просветители – история непрерывно обновляется, совершенствуется со всех сторон жизни общества.

3. Религиозные течения – преобладание регресса во многих сферах жизни общества.

4. Современные исследователи – положительные изменения в одних сферах общества могут сочетаться с застоем и регрессом в других, т.е. вывод о противоречивости прогресса.

Сноска

Период монголо-татарского ига на Руси, которое установилось в результате монгольского нашествия на Русь 1237 – 1241 гг. и происходило в течение двух веков. В Северо-Восточной Руси длилось до 1480 г. в других русских землях ликвидировалось в XIV в.

Историки сходятся во мнении, что Ордынское иго на Руси сыграло отрицательную роль, которая заключалась в деградации (регресс) русского государства.

Именно с этого времени началось отставание Руси от ряда западноевропейских стран. Если там продолжался хозяйственный и культурный прогресс, возводились прекрасные сооружения, создавались литературные шедевры, не за горами была эпоха Возрождения, то Русь лежала, и еще довольно долго, в руинах. Нужно отметить, что ордынские властители не содействовали централизации Руси, объединению ее земель, а наоборот препятствовали в этом. В их интересах было разжигать вражду между русскими князьями, не допускать их единства.

КРИТЕРИИ ОБЩЕСТВЕННОГО ПРОГРЕССА

Общественный прогресс – совокупность всех поступательных изменений в обществе, его развитие от простого к сложному, переход с более низкого уровня на более высокий.

Общие критерии :

  1. развитие человеческого разума
  2. совершенствование нравственности людей
  3. развитие производительных сил, включая самого человека
  4. прогресс науки и техники
  5. возрастание степени свободы, которую общество может предоставлять человеку

Гуманистические критерии :

  1. средняя продолжительность жизни человека
  2. детская и материнская смертность
  3. состояние здоровья
  4. уровень образования
  5. развитие различных сфер культуры
  6. чувство удовлетворенности жизнью
  7. степень соблюдения прав человека
  8. отношение к природе

Рассмотрим точки зрения на критерии общественного прогресса.

Мыслители

Точка зрения

Французский просветитель А.Кондорсе

Развитие человеческого разума.

Социалист-утопист Сен-Симон

Нравственный критерий – осуществление главного принципа: все люди должны относиться друг к другу как братья.

Немецкий философ Ф.В.Шеллинг

Постепенное приближение к правовому устройству.

Немецкий философ Г.Гегель

По мере роста сознания свободы человека происходит поступательное развитие общества.

В современных условиях критерии общественного прогресса все больше сдвигаются в сторону гуманитарных параметров.

ПРОТИВОРЕЧИВОСТЬ И ОТНОСИТЕЛЬНОСТЬ ОБЩЕСТВЕННОГО ПРОГРЕССА

Общественный прогресс – совокупность всех поступательных изменений в обществе, его развитие от простого к сложному, переход с более низкого уровня на более высокий.

Относительность общественного прогресса – понятие общественного прогресса не применимо к некоторым областям общественной жизни.

1. Прогресс в одной из областей общественной жизни не обязательно дополняется прогрессом в других областях.

2. То, что считается прогрессивным сегодня, завтра может обернуться катастрофой.

3. Прогресс в жизни одной из стран не обязательно влечет за собой прогресс в других странах и регионах.

4. Прогрессивное для одного человека может не быть прогрессивным для другого.

Рассмотрим примеры .

Противоречивость общественного прогресса

Примеры

1.Прогресс в одной области не является прогрессом в другой.

Рост производства прогрессивно влияет на материальное благополучие людей → отрицательное влияние на экологию природы.

Технические устройства, облегчающие работу и быт человека, → неблагоприятное влияние на здоровье человека.

2.Прогресс сегодня может обернуться катастрофой.

Открытия в области ядерной физики (рентгеновские лучи, деление ядра урана) → оружие массового поражения – ядерное оружие

3.Прогресс в одной стране не влечет прогресс в другой.

Тамерлан способствовал развитию своей страны ограбление и разорение чужих земель.

Колонизация европейцами Азии и Африки способствовала росту богатств и уровню развития народов Европы → разорение и стагнация общественной жизни в разоренных странах Востока.

ПОНЯТИЕ ГЛОБАЛИЗАЦИИ

Глобализация

Причины глобализации :

  1. переход от индустриального общества к информационному.
  2. переход от альтернативного выбора к многообразию выбора.
  3. использование новых коммуникационных технологий.

Основные направления :

  1. деятельность транснациональных корпораций (ТНК), имеющих свои филиалы по всему миру.
  2. глобализация финансовых рынков.
  3. международная экономическая интеграция в рамках отдельных регионов.
  4. создание международных организаций в экономической и финансовых сферах.

Рассмотрим примеры .

Основные направления

Примеры

Деятельность транснациональных корпораций, имеющих свои филиалы по всему миру.

1. BP plc (Би Пи пи эл си) – нефтегазовая компания, вторая по величине в мире. До мая 2010 носила название («Бритиш петролеум»).

Штаб-квартира компании расположена в Лондоне.

2. General Motors (Дженерал моторс ) – крупнейшая американская автомобильная корпорация, до 2007 года на протяжении 77 лет крупнейший производитель автомобилей в мире (с 2007 – Toyota). Производство налажено в 35 странах, продажа в 192 странах.

Штаб-квартира расположена в Детройте.

3. Microsoft (Microsoft Corporation, читается«ма́йкрософт») – одна из крупнейших транснациональных компаний по производству программного обеспечения для различного рода вычислительной техники.

Штаб-квартира компании находится в городе Редмонд.

Глобализация финансовых рынков.

1. Forex (Foreign Exchange) – валютный внебиржевой рынок.

2. СFD (Contract For Deferent) : еще называют рынок производных инструментов на основные финансовые активы, это могут быть CFD на товарные фьючерсы, индексы (DJ, S&P, DAX) , ценные бумаги.

3. ETF’s – относительно молодой рынок, инструментами которого являются сформированные портфели финансовых активов, с различных финансовых рынков (аналог паевых фондов).

Международная экономическая интеграция в рамках отдельных регионов.

Интеграционные группировки:

Западная Европа – ЕС (Европейский союз)

Северная Америка – НАФТА(Североамериканская ассоциация свободной торговли)

Евразия – СНГ (Содружество Независимых государств)

Азиатско-Тихоокеанский регион – АСЕАН (Ассоциация стран Юго-Восточной Азии)

Латинская Америка – Меркосур, Кариком

Создание международных организаций в экономической и финансовой сферах.

Международный валютный фонд, Всемирный банк, Всемирная торговая организация

ФАКТОРЫ ГЛОБАЛИЗАЦИИ

Глобализация – процесс интеграции государств и народов в разных областях деятельности.

Факторы глобализации :

  1. изменение средств коммуникации – соединение в единый информационный поток всех регионов планеты.
  2. изменение транспорта – быстрота и доступность передвижения из одной части света в другую.
  3. характер современной техники – непредсказуемые последствия прогресса и НТР становятся угрозой всего человечества.
  4. экономика – экономическая интеграция (производство, рынки и т.д.).
  5. глобальные проблемы – решение возможно только общими усилиями всего мирового сообщества.

ПОСЛЕДСТВИЯ ГЛОБАЛИЗАЦИИ

Глобализация – процесс интеграции государств и народов в разных областях деятельности.

Позитивные последствия процесса глобализации :

  1. стимулирующее влияние на экономику.
  2. сближение государств.
  3. стимулирование учета интересов государств и предостережение их от крайних действий в политике.
  4. возникновение социокультурного единства человечества.

Негативные последствия процесса глобализации :

  1. насаждение единого стандарта потребления.
  2. создание препятствий для развития отечественного производства.
  3. игнорирование экономической и культурно-исторической специфики развития разных стран.
  4. навязывание определенного образа жизни, зачастую противоречащего традициям данного общества.
  5. оформление идеи соперничества.
  6. утрата каких-то специфических черт национальных культур.

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

82554. Игры на развитие мышления у детей дошкольного возраста 34 KB
Различные игры, конструирование, лепка, рисование, чтение, общение и т.д., все то, чем занимается ребенок до школы, развивают у него такие мыслительные операции, как обобщение, сравнение, абстрагирование, классификация, установление причинно-следственных связей, понимание взаимозависимостей, способность рассуждать.
82555. Технологія підготовки та проведення нарад. Етикет ділової людини 211.33 KB
Наради невідємна частина багатьох видів бізнесу. Ось тільки користь вони приносять лише в тому випадку якщо правильно організовані в іншому випадку наради можуть перетворитися на пожирачів часу що гальмують робочий процес. Але описаний в попередньому абзаці погляд на наради досить ідеалізований...
82556. Организация использования цифровых сертификатов и электронно-цифровой подписи при обеспечении безопасности электронного документооборота хозяйствующего субъекта 745.5 KB
Электронно-цифровая подпись ЭЦП имеет смысл только в том случае если на предприятии действует система электронного документооборота. На первый взгляд может показаться что ЭЦП лишний атрибут документа и все можно отрегулировать правами доступа в ЭДО.
82557. Особенности развития мышления у подростков в условиях раннего выбора профильного обучения 1.48 MB
Цель нашего исследования – выявление отличий в достигнутом уровне развития мышления и в познавательной мотивации у учащихся профильных и общеобразовательных классов средней школы. Проанализировать психологические исследования касающиеся: Особенностей мышления и его развития в подростковом возрасте...
82558. Движение военно-исторической реконструкции в России (на примере Екатеринбургского военно-исторического клуба «Горный щит») 170.32 KB
Воспитание патриотизма на примерах истории рубежа XX – XXI вв. сопряжено с рядом негативных явлений, охвативших часть общества. К ним можно отнести психологические потрясения, пронизывавшие Россию в последние 15-20 лет; разрушение прежних нравственных ориентиров российского общества...
82559. СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ ПРАВОВОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ ИПОТЕЧНЫХ ОТНОШЕНИЙ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ 394.5 KB
Правовое регулирование ипотеки. Общая характеристика правового регулирования ипотеки. Коллизии правового регулирования ипотеки зданий сооружений расположенных на земельном участке. Правовое регулирование ипотеки зданий и земельного участка.
82560. Разработка алгоритма подсчета контрольных сумм в RAID-подобных массивах с ненадежными и медленными каналами связи между устройствами хранения данных 229.55 KB
Одним из возможных применений могут быть системы хранения данных СХД. В распределенных СХД появляется проблема передачи данных между устройствами если они расположены далеко друг от друга или соединены медленными и не надежными каналами связи.
82561. Моделирование процессов полирования оптических деталей на станках с ЧПУ 12.23 MB
Объектом моделирования включает в себя процесс полирования поверхности оптических деталей а также автоматизацию анализа входных данных с поверхности линзы расчёта оптимального способа обработки оптических деталей генерации и записи кода ISO для станка с ЧПУ.
82562. Быстрое сравнение по образцу и обучение в глубину с помощью диаграмм решений 259.19 KB
Машинное обучение – раздел информатики изучающий методы построения моделей, способных обучаться. Различают два типа обучения: обучение по прецедентам, или индуктивное обучение, т.е. выделение закономерностей в экспериментальных данных, и дедуктивное обучение, предполагающее формализацию знаний экспертов.