Храмы кхаджурахо индия. Кхаджурахо — каменная Камасутра. Религиозный центр династии Чанделла

Чужеземный образ жизни либо шокирует и раздражает, либо помогает взглянуть на мир шире и понять что-то простое, но очень важное. Храм Каджурахо в Индии – не исключение, он даёт возможность посмотреть на привычную жизнь под другим углом.

В Индии все выглядит ярче и немного по-другому. Вместо улиц с тротуарами и светофорами – узкие лабиринты, где, случайно свернув не туда, на полтора часа становишься участником квеста «найди выход». Вместо такси с шашечками – худой велорикша, заменяющий собой все лошадиные силы. Вместо номера с горячей водой ищешь номер с холодной.

Если в расписании указано, что поезд прибывает на 20 минут раньше, на самом деле он опаздывает на 23 часа 40 минут. Чудеса в Индии на каждом шагу. И если не искать то, чего и дома достаточно, она может приятно удивить. Путешествие по Индии помогает в это по-настоящему поверить.

Храм любви Кхаджурахо

Но чтобы разобраться, какая она на самом деле, — , стоит рискнуть и выбраться за пределы отеля, пляжа и туристической резервации в целом. Превратиться из homo turistas в настоящего искателя приключений, а они наверняка начнутся с первой же минуты.

Колорит Индии легче всего прочувствовать в тех местах, где ее нравы значительно отличаются от русских. Например, на родине Камасутры в храмовом комплексе Каджурахо в Раджастане или в вечном городе Варанаси.


Фото скульптур на стенах Кхаджурахо

Комплекс Кхаджурахо занесен в список мирового наследия ЮНЕСКО . Для мира его в 1838 году открыл один британский офицер. Он обнаружил в окрестных джунглях , украшенные скульптурами, которые могли бы смутить даже Казанову. Из 85 храмов до наших дней сохранились 22.

Они были построены почти тысячу лет назад правителем Чандраварманом и прославились на весь мир как храмы Камасутры. Одна версия связывает их с таинственными тантрическими практиками древних индийцев, а другая подчеркивает, что откровенные сцены изображены исключительно на внешних стенах храмов. И это могло указывать на то, что человеку стоит освободиться от страстей, прежде чем заходить внутрь.

Достопримечательности сегодня

Сегодня для того, чтобы войти в индуистский храм, нужно, как минимум, разуться и обойти религиозные сооружения – строго по часовой стрелке. Сохранившиеся храмы разделены на три группы: западную (вход платный), восточную и южную (посещение бесплатное).

Забавно, что иностранцы приезжают в Кхаджурахо, чтобы поразглядывать эротические картинки, а индийцы приходят сюда, чтобы понаблюдать за реакцией иностранцев. Забавно то, что для иностранцев билет стоит раз в 10 дороже, чем для самих индийцев.

Несмотря на популярность, храм Каджурахо не превратился из деревни в шумный туристический центр. Сюда можно добраться самолетом из Дели или Агры и остановиться в роскошном отеле (помня, что индийские и европейские «звездочки» сильно отличаются друг от друга). А можно спать прямо на крыше гест-хауса, просыпаться от криков сотен попугаев и вместе с поваром-индийцем готовить манговый ласси (йогурт) на завтрак.

Традиции и современность

Индийцы не только живут бок о бок с традициями, но и во многом их продолжают. Один из сакральных ритуалов – кремация на берегу Ганга – ежедневно совершается в городе Варанаси. Для индуиста быть сожженным в Варанаси – значит навсегда выйти из круга перерождений.

Для западного мира этот город Жизни и Смерти открыли музыканты группы Beatles. Теперь по их стопам часто следуют те, кто охотится за эффектными кадрами. Хотя сфотографировать костры кремации довольно сложно, индийцы тщательно следят за каждым шагом, если у вас в руках камера.

Обязательная программа в Варанаси включает предрассветную прогулку на лодке (150 Rs) вдоль гхатов – больших ступенчатых спусков к реке Ганг. Индуисты называют ее Ганга и почитают как богиню-мать. Здесь можно увидеть весь круговорот индийской жизни.

Целые семьи окунаются в реку, чтобы провести пуджу (приветствие богам), купаются, стирают одежду и сушат девятиметровые на каменных ступенях.

Поблизости проводят кремацию, в воду бросают пепел, тут же забрасывают рыбацкие сети. Вдоль гхатов бродят буйволы и обезьяны, дети играют в крикет и просят угостить их печеньем, продавцы цветов сидят рядом с обнаженными монахами и заклинателями змей – вечное мирно уживается с низменным.

Если вам уже набили оскомину храмы, где можно восхититься только оригинальностью куполов, красочностью фресок и внутреннего убранства, то вам непременно нужно посетить Каджурахо. Правда вы сможете оценить всю прелесть местных храмов только, если вы не ханжа и цените красоту человеческого тела.:) Ну а кто-то может и почерпнет для себя что-то новенькое...

Вообще данный пост будет изобиловать подобными картинками. Так что уведите подальше от экранов детей и строгих начальников, дабы не мешали вам насладиться просмотром. :)


Но начнем по порядку, то есть с приезда. А он был очень ранний и внезапный для всех нас.)

Когда мы садились ночью в поезд в Джанси я с чего-то решила что в Каджурахо мы должны прибыть около 11 утра. Ну и мы поставили все будильники на 10 часов и улеглись спать.

И тут в 6 утра я просыпаюсь от того, что кто-то дергает меня за ноги и что-то говорит неразборчивое. Оказалось нас пытались разбудить, т.к. мы уже прибыли в Каджурахо. А я все никак не могла понять как это произошло - ведь не мог в Индии поезд прибыть на 5 часов раньше. Вот позже легко, но не раньше!!

Но особо думать было некогда, надо было быстренько выметаться из поезда.

Выйдя из теплого вагона мы опять оказались на холоде. Я с ужасом подумала, что нас ждет Орча номер два.

Но рикша от нашего отеля пытался успокоить нас уверениями, что в комнатах есть hot water и вообще там тепло.

Правда в тот момент во все это верилось с трудом.




И прибыв на место оказалось, что правильно мы не верили. В номерах был дубак.




В ванной комнате горячая вода была только с утра и вечером. В остальное время там тоже был дубак.




Но вечером нам наконец поставили вормер (warmer) - обогреватель, и жить снова захотелось.:)

Утречком мы взяли велики напрокат и отправились исследовать храмы Каджурахо.

Велики надо сказать в Индии довольно стремные...во всяком случае мне на них ездить было неудобно, но в принципе это реально.) И вполне дешево - 40-50 рупий за день проката.




Начали мы с восточной группы. Храмы там все с похожими барельефами. Поэтому рассматривание каждого быстро утомляет, но в целом все выглядит красиво.




Некоторые барельефы окропляют водой и кладут туда цветочки. Видимо это место поклонения.





А в южной группе храмов народу было вообще никого. Чем мы сразу и воспользовались.)




Я к сожалению не засняла пейзажи возле храмов, так что придется описать все словами.

Представьте себе этакую сельскую местность - поля, островки деревьев, изредка какие-то хибарки, и добавьте сюда древние храмы. Красиво получается, да?

Вот только не бывает в Индии достопримечательностей без индийцев-попрошаек. И вот они портят весь кайф.

А приставалы в Каджурахо просто побили рекорды всех остальных городов, где мы были.

Тут каждый считал своим долгом сказать тебе что-нибудь или предложить.

В Каджурахо ты постоянно находишься в ореоле разнообразных выкриков: Хало мисте, Хало мэм, Мей би рикша?, Чэньдж мани...

А любимый их вопрос это "Вич Кантри?". Все прямо таки стремились узнать откуда же приехали эти белые, которые идут и молчат как партизаны. Но приставалам пофиг молчишь ты или нет, они продолжают с тобой разговаривать. И вот это-то больше всего бесит.

Но круче всех пристают индийские дети. Стоит тебе слезть с велика - как они окружают тебя толпой и начинается "Эскульпен! Чоколат! Ван долла мисте!". А если ты пытаешься от них скрыться на велике - они начинают бежать за тобой и продолжать кричать свои позывные.

Больше всего меня заинтересовало, что такое Эскульпен. Единственное что приходило мне на ум - это то, что их кто-то научил испанским или итальянским словам. И я честно пыталась у них узнать что это мол Эскульпен. Вот так мы и беседовали - они мне эскульпен, а я им -че такое эскульпен?, а в ответ -Эскульпен!

Так оказалось - что это A school pen - то бишь школьная ручка.

С Каджурахо в нашу лексику пришло новое приветствие и когда встречались с девчонками кричали на всю улицу: "Вич Кантри!!! Эскульпен!!" :)) Индусы в эти мгновения смотрели на нас чуть ли не с ужасом.)

Леша даже придумал, как можно подзаработать - продавать футболки на которых будут надписи - No рикша, No money и т.д.

А потом увидили такие футболки в Дели. Кому-то эта идея пришла раньше...

Но вернемся к храмам.

В восточной и южной группе храмов все довольно прилично, эротики можно сказать нет. Поэтому вблизи фоткать было не особо интересно.) Но нестандартные изображения порой все-таки попадались.









А вот западная группа храмов отличается изобилием изображений эротики и даже можно сказать порно на барельефах. Но т.к. все самое интересное было довольно высоко - нормально все рассмотреть реально только в бинокль или через фотик.

Леша постарался заснять все самое интересное и познавательное. :)

Начнем с божественного - куда же храм без Ганеша.



Другие неизвестные мне боги.






Очень известная статуя, правда я без понятия что это символизирует...




Ну и конечно индийцы не забыли про своих любимых слонов.




Бурундучки тоже не чураются храмов любви.)




А вот и Камасутра.




Удивило меня то, что все изображения мужчин и женщин сделаны очень детально и реалистично.




Если верить конечно в то, что индусы в 9-10 веке действительно умели все это делать... Или они все были спецами в йоге.




И почти везде групповуха.))













Но одинокие парочки тоже присутствуют, так сказать без группы поддержки.) Страсть их выглядит очень натурально!










Один барельеф особенно привлек наше внимание.




И я поведала о нем на видео, где также рассказала краткую историю в чем же потайной смысл всех этих эротических изображений на храмах в Каджурахо.



А так эти храмы выглядили издалека.




И на закате.




По мне Каджурахо довольно романтичное место. Заряжаешься там позитивными мыслями и желаниями.:)

Мы выросли в довольно ханжеском обществе, и поэтому не привыкли открыто ценить красоту человеческого тела и человеческих страстей. А вот индусы, исповедующие тантру это умели. И думаю уж в любовных отношениях у них проблем не было. :)

Привет, дорогие читатели! В своих путешествиях вы, наверняка, не упускаете возможность заглянуть в именитый собор или заглянуть в приглянувшуюся церквушку. А случалось ли вам бывать в деревне, состоящей исключительно из таких построек? Скажете, такой не бывает? И ошибётесь. Храмы в Кхаджурахо (Khajuraho) занесены в список ЮНЕСКО и представляют кульурную ценность для всего человечества. Они, как раз, построены в одной деревне, причем светских построек на ее территории не сохранилось. Об этих уникальных строениях мы и расскажем сегодня.

Кхаджурахо – это небольшая индийская деревня с хорошо развитой инфраструктурой, построенная вокруг храмового комплекса. Расположена она в центральной части страны, штат Мадхья-Прадеш.

Название места — не оригинальное, т.е. в древности храмовый комплекс так не назывался. Так мы называем его сейчас. И связано оно с финиковыми пальмами — каджур. Художественно название можно перевести как «Затерянный в зарослях финиковых пальм».

Ежедневно сюда приезжают сотни туристов. Такой дикой популярностью местечко пользуется ещё и потому, что здесь находятся известные эротические скульптуры — иллюстрации камасутры.

Вообще, всё что связано с храмовым комплексом начинается со слова «очень» — очень красиво, очень интересно, очень популярно. Даже знакомство европейцев с этим местом началось с очень большого скандала.

О деревушке до 1838 года никто и не знал. После того, как в появились мусульмане, многие храмы и даже города подверглись разрушениям или были оставлены жителями. Учёные предполагают, что храмовый комплекс в Кхаджурахо был покинут именно по этой причине. Постепенно джунгли поглотили и надёжно укрыли город. Возможно, по этой причине многие здания уцелели. Веками они ждали своего часа.

И вот британский военный инженер Д.С. Барт, служивший в 1838 году в Индии, решил сократить свой обычный путь и пойти через джунгли. Прорубая себе дорогу через заросли финиковых пальм, он случайно наткнулся на древние строения. Каково же было его негодование и возмущение, когда он в подробностях разглядел скульптуры храма любви.

Представьте себе размеры скандала в скромную викторианскую эпоху.

До наших дней там из 85 (!) храмов сохранилось 22 сакральных сооружения. Светских зданий не осталось совсем. Все храмы Кхаджурахо построены в стиле нагара около IX-XII столетий нашей эры.

На территории комплекса продолжаются раскопки.

История храмов

Их возникновение ученые связывают с возрождением индуизма, выпавшим как раз на этот исторический период. Тогда город Кхаджурахо был культурной столицей династии Чандела. Помимо восьмидесяти пяти храмов, там было множество других построек, которые, к сожалению, мы уже никогда не увидим.

Весь храмовый комплекс делится на три части.

  • В западной части, наряду с другими, находятся самый известный и старейший храм Лакшмана и самый большой — Кандарья Махадева.
  • В восточной части одно из самых примечательных зданий — храм Брахма, посвященный Вишну.
  • Южная группа известна единственным храмом без эротических скульптур и храмом, славящим лингам Шивы.

Особенности строения и архитектуры зданий

Храмовый комплекс Кхаджурахо – яркий пример средневековой архитектуры севера Индии. Все древние постройки деревни посвящены вишнуизму, шиваизму, джайнизму. Все они имеют много схожего.

Размеры и форма

Все строения Кхаджурахо довольно компактны, вытянуты вверх. Они не обнесены стенами, их заменяет открытая галерея. Все они богато украшены скульптурами. Каждое такое здание состоит из нескольких важных элементов.

Вход в каждый храм выполнен как павильон. Внутри помещения есть место для молящихся, которое называется «мандалам», центральный зал, святилище или «санктум».

Конечно, нельзя сказать, что все здания выглядят абсолютно одинаково. Друг от друга их отличает множество деталей. Например, самым оригинальным считается храм Парвати, имеющий три разных купола: мечети, индуистского храма и буддийского.

Самая существенная отличительная черта этих сооружений – материал, из которого они построены. Три храма в Кхаджурахо созданы из гранита, они были построены раньше других.

Их названия: Чаусатх-Ёгини, Брахмы и Лалгуани-Махадеви.

Все остальные построены из песчаника.

Но вернемся к сходству построек.

Внешний облик

У всех храмов Кхаджурахо высокое основание, которое называется платформа-терраса. Ее периметр, как правило, украшен всевозможными орнаментами, барельефами, иллюстрирующими жизнь династии Чандела.

Главное украшение стен храмов – скульптуры – это, пожалуй, одна из самых притягательных особенностей деревни. Они изящны, стройны, грациозны, совершенны.

Внутри храмов

Войти внутрь можно через продолговатый вход, богато украшенный резными камнями. На них — традиционные индийские орнаменты, с изображенными на них диковинными животными, цветами и, не встречающиеся больше нигде, эротические скульптуы.

Интерьер построек, так же как их внешний вид, изобилует скульптурами и другими украшениями. Потолки разрисованы различными геометрическими фигурами. Ключевым же элементом интерьера считаются фигуры апсар или нимф.

Скульптуры Кхаджурахо

Вообще скульптурам здесь, как вы уже, наверное, поняли, отведено одно из ключевых мест. Всего внутри храмового комплекса представлено пять категорий скульптур.

  • Первая из них – религиозные скульптуры. Они украшают фасады зданий, расположены по строго установленному порядку.
  • Вторая – боги со своим окружением. Встречаются также на фасадах и внутри ниш на стенах. Часть из них выполнена в строгом соответствии с канонами, другая – более свободно.
  • Третья, самая обширная категория скульптур – апсары и сура–сундарис.

Сура–сундарис – прекрасная нимфа, которая занимается обычными делами: умывается, зевает, играет с ребенком, пишет письмо, играет на музыкальном инструменте и так далее.

Апсара – тоже нимфа, но она изображается танцующей.

  • Четвертая группа скульптур – правители, танцоры, музыканты, учителя, влюбленные пары в эротических позах. Все это относится к светской скульптуре.
  • Последняя же категория – животные, среди которых часто встречаются мифические.

Естественно, отдельное внимание туристов привлекает эротическая скульптура, которая даже считается символом Кхаджурахо.

Такие скульптуры можно увидеть на платформах зданий, на фасадах, а также там, где соединяются два архитектурных элемента.

Почему здесь так много эротических скульптур и какое значение они имели, до конца не ясно. Насчет этого существует несколько мнений. Некоторые ученые утверждают, что тема секса была общедоступной.

По другой распространенной версии, статуи являются иллюстрациями Камасутры. Они соединяют йогу, — духовную составляющую, с бхогой, — физическим удовольствием.

Такое соединение некоторые секты Индии считали путем к освобождению. По еще одной версии, расположение таких скульптур внизу зданий показывало место половых отношений в иерархии ценностей того времени.

Время работы

Храмовый комплекс открыт с 9.00 до 17.00.

Сколько стоит

Цены во многих из них тоже туристические, но разнообразие подобных мест дает возможность каждому выбрать то, что подходит именно ему.

Вход внутрь храмов стоит $5

Внимание! По билету из Тадж-Махала можно войти бесплатно.

Полезная информация

Рядом с храмовым комплексом находится Археологический музей. Войти туда можно по билету западной группы храмов, но только в тот же день, когда вы купили билет.

А если вы приедете сюда в марте вы попадете на фестиваль танца.

Как добраться до Каджурахо

  • В Каджурахо есть небольшой аэропорт. Самолеты летают из Дели, Варанаси и Мумбая. Цены недешевые, ориентированны на туристов.
  • Из Дели до Каджурахо ходят прямые поезда. Время в пути 11 часов.

Поезд №2448. Название поезда +U P SMPRK KRNTI. Из Дели отправляется с вокзала H NIZAMUDDIN примерно в 21.00 (время отправления периодически изменяется).

Обратный поезд из Каджурахо в Дели: № 2447A. Название поезда +KURJ NZM EXP. Время отправления в 18.15.

Стоимость билетов на поезд: 200-700 рупий. Цена зависит от класса вагона. Про них прочитайте . Купить билет онлайн можно тут .

  • Из Джанси, Агры и Гвалиор можно доехать на регулярном автобусе.
  • На такси будет быстрее. Правда, нужно учесть, что качество дорог здесь довольно низкое.

В Каджурахо все сделано так, чтобы туристам было удобно — множество отелей и ресторанов.

Каджурахо на карте Индии

На сегодня — всё. Подписывайтесь на наш блог и делитесь информацией с друзьями. До свидания.

Общая информация

Храмы разделены на три группы: западную, восточную и южную. Главная группа храмов, южная, находится в красивом ухоженном парке с дорожками, плавно переходящими одна в другую. Учтите, что лучше всего скульптуры видны утром и днем.

Эротическая резьба, опоясывающая три группы храмов Каджурахо, внесенных в список всемирного наследия, - один из самых изящных образцов храмового искусства во всем мире. Западная группа храмов, в частности, может похвастаться просто ошеломляющими произведениями.

Многие путешественники жалуются на постоянное присутствие назойливых зазывал и поэтому выбирают более спокойное очарование близлежащей Орчхи. Их жалобы обоснованны, но имейте в виду: отказавшись от посещения Каджурахо, вы не увидите несколько самых красивых храмов в Индии.

Приезжайте в феврале-марте, когда западная группа храмов становится сценой танцевального фестиваля, который длится целую неделю.

История

По легенде, Каджурахо был основан Чхардраварманом, сыном бога луны Чхандры (Chandra) , который спустился на землю и увидел прекрасную девушку, купающуюся в воде. Историки утверждают, что храмы построила династия Чандела (Chandela) . Многие храмы изначально стояли на озере. Большинство из 85 храмов, из которых до сегодняшнего дня сохранилось 25, были построены в век расцвета культуры, с 950 по 1050 гг., и оставались действующими еще долго после того, как Чандела переместили столицу в город Махоба.

Мы должны быть благодарны английским охотникам за то, что они открыли эти шедевры в 1840 г. Почти вросшие в землю, они были скрыты буйной растительностью джунглей. Они не видели дневного света, пока их не раскопали в 1923 г., через 600 лет после того, как они были оставлены в период войн с мусульманскими завоевателями.

Опасности и неприятности

Одной из основных трудностей для туристов в Каджурахо является постоянное вымогательство пожертвований и платы за фотографии. Часто этим занимаются дети. Также опасайтесь подозрительных предложений от гидов, которые предлагают провести вас в местную школу или благотворительный фонд.

Многие йоги и массажисты не имеют нужной квалификации. Это вовсе не означает, что они плохие йоги или массажисты, просто будьте осторожны.

Храмы Каджурахо

Эта храмы- прекрасный образец индо-арийской архитектуры, но известность Каджурахо принесли их фривольные фрески. На внешних стенах храмов целые ленты невероятно искусно выполненных каменных фигур, представляющей историю жизни 1000 лет назад: боги, богини, воины, музыканты, настоящие и мифические животные.

Постоянно повторяются два элемента: женщины и секс. Митхуна (пары мужчин и женщин, обычно изображенные в эротических позах) , конечно, привлекают взгляд, но эротическое содержание не должно отвлекать от великолепного мастерства резчиков. Чувственные сурасундари (небесные нимфы) с горделивой осанкой, апсары (танцующие сурасундари) и наики (смертные сурасундари) изображены в полуобороте и слегка наклонены в стороны, благодаря чему кажется, что игривые фигуры танцуют и кружатся и вот-вот оторвутся от плоского камня. Классический пример -прачка, чье намокшее сари прилипло к телу - в этой картине столько же эротики, как в любой переплетенной паре, тройке или четверке людей.

Ходите между храмами правым плечом к зданию: правая сторона считается божественной.

Западная группа - внутри ограждения

Самые впечатляющие и лучше всего сохранившиеся храмы Каджурахо находятся за ограждением в западной группе (индийцы/иностранцы 10/250 рупий, видеосъемка 25 рупий; рассвет-закат) . Это единственная группа, за осмотр которой придется заплатить. Путеводитель по Каджурахо от Archaeological Survey of India (99 рупий) и полуторачасовой аудиогид (50 рупий) можно приобрести в кассе.

Два небольших храма - Вараха (Varaha) , посвященный реинкарнации Вишну в вепря, и закрытый храм Лакшми - находятся напротив огромного храма Лакшмана (Lakshmana) . Внутри Вахары стоит потрясающий полутораметровый вепрь из песчаника, датируемый 900 г. н.э. и украшенный резьбой с изображением целого пантеона богов.

Огромный храм Лакшмана строился 20 лет и был готов около 954 г., во время правления Дханги (Dhanga) , так написано на табличке в мандаре (колонном павильоне перед храмом) . Несомненно, этот храм сохранился лучше всех в Каджурахо. Здесь вы найдете фрески, изображающие баталии и солдат: династия Чандела обычно всегда воевала в свободное от придумывания новых сексуальных поз время. На южной стороне изображена просто акробатическая оргия. Один из героев наглядно демонстрирует, что лошадь может быть лучшим другом мужчины, а потрясенная женщина украдкой подглядывает, стыдливо прикрыв лицо руками. Другие чувственные фигуры переплетаются со слонами на бордюре вокруг фундамента. Великолепные избражения окружают гарбхагриху (внутреннее святилище) . Лакшмана посвящен Вишну, хотя по украшениям сильно напоминает храмы Шивы, Вишванат и Кандария-Махадев.

Кандария-Махадев , высотой 30,5 м, был построен между 1025 и 1050 гг. Это самый большой храм в городе, представляющий пик расцвета архитектуры Чапдела. Самые яркие изображения женской красоты и сексуальной аэробики - на трех центральных полосах. Здесь 872 акробатические статуи ростом почти в 1 м - выше, чем статуи возле других храмов. Одна из фигур, которую часто фотографируют, стоит на руках. Сикхара в 31 м высотой похожа на лингам (linga) - фаллический символ Шивы, которому поклоняются индусы, надеящиеся вырваться из круга постоянных перерождений. Символ украшен 84 дополнительными шпилями, крыша выполнена в форме горы, напоминающей гималайское жилище этих богов.

Созданные в середине XI в., в период расцвета власти клана Чандела, скульптуры внутри храма весьма откровенны и изобилуют деталями: танцующие девушки-апсары и нимфы сура-сундари, кокетливо зевающие, почесывающиеся, наносящие косметику или играющие с обезьянками, попугаями или своими веселыми возлюбленными. Кандария - самый большой из всех храмов Каджурахо, и благодаря его величине атмосфера жизнелюбия, наполняющая это место, еще больше усиливается, начиная просто-таки бить через край.

Махадева (Mahadeva) , небольшой разрушенный храм, находится на той же платформе, что и Кандария-Махадев и Деви Джагадамба (Devi Jagadamba) . Храм посвящен Шиве, который изображен на дверном проеме у входа. Здесь находится одна из лучших скульптур в Каджурахо: сардула (мифическое животное, наполовину лев, наполовину кто-то другой, иногда человек) высотой в метр.

Деви Джагадамба изначально был посвящен Вишну, а потом Парвати и после этого - Кали. На фресках изображены сардулы с Вишну, сурасундари и митхуны, шалящие на третьей, самой верхней полосе. Трехуровневое оформление здесь проще, чем в храмах Кандария-Махадев и Читрагупта (Chitragupta) . Храм больше напоминает Читрагупта, но здесь меньше украшений, поэтому его считают более ранним.

К северу от Деви Джагадамба находится Читрагупта (1000-1025 гг.) , уникальный храм Каджурахо и очень редкий пример среди храмов северной Индии, поскольку он посвящен богу солнца Сурье. Храм не так хорошо сохранился, как другие. На нем есть несколько красивых резных изображений апсар и сурасундари, бои слонов и сцен охоты, митхун и процессии людей, несущих камни. Во внутреннем святилище Сурья едет на своей колеснице, запряженной семью лошадьми, а в центральной нише на южном фасаде находится одиннадцатиголовая статуя Вишну, изображающая реинкарнации бога с 10 по 22.

Двигаясь вдоль ограждения, с правой стороны вы увидите небольшой храм Парвати , который изначально был посвящен Вишну. Теперь на нем есть изображение Гаури верхом на годхе (игуане) .

Предположительно построенные в 1002 г., храмы Вишванат (Visnvanath) и Нанди (Nandi) можно увидеть, поднявшись по ступенькам с северной и южной стороны. По бокам южной лестницы стоят слоны. Вишванат предвосхищает Кандария-Махадев, от которого его разделяет саптаматтрики (семь матерей) в сопровождении Ганеши и Вирабхандры. Это еще один блестящий пример архитектуры Чанделов. Среди его скульптур есть изящные сурасундари, которые пишут письма, баюкают младенцев, играют на музыкальных инструментах и и при этом томятся еще более призывно, чем на других храмах. На противоположном краю платформы находится статуя Нанди, быка Шивы, высотой 2,2 м. Он смотрит на храм. Фундамент двенадцатиколонного храма украшен фризом из слонов, похожим на украшение фасада Лакшмана.

Близлежащий белый храм Пратапешвар (Pratapeswar) - намного более современное кирпичное, выбеленное известью здание, построенное около 200 лет назад.

Западная группа - снаружи ограждения

На южной границе огороженной территории расположен единственный действующий храм западной группы - Матангешвара (Matangesvara) . Это самый простой из здешних храмов (что предположительно означает раннюю постройку) , внутри которого находится 2,5-метровый отполированный лингам (фаллический образ Шивы) . Прямо с платформы можно заглянуть на склад под открытым небом, заполненный предметами из храмов. Это место закрыто для посещения.

Руины Чаусатх Йогини (Chausath Yogini) , находящегося за Шив Сагар (Shiv Sagar) , датируются IX в. и, скорее всего, являются самой древней постройкой в Каджурахо. Полностью выполненный из гранита, это единственный храм, не выстроенный в линию запад-восток. Название храма означает «64»: когда-то в храме было 64 кельи для йогини (жриц женского пола) Кали, а в 65-й келье находилась сама богиня. Считается, что это самый старый храм йогини в Индии.

В 600 м к западу вниз по тропе, пересекающей пару полей (спросите у местных жителей) , расположен маленький разрушенный гранитно-песчаный храм Лалгуан Махадев (Lalguan Mahadev; 900 г.) , посвященный Шиве.

Восточная группа - храмы старой деревни

Восточная группа включает три индуистских храма, разбросанных по старой деревне, и четыре джайнских, расположенных южнее; три из них огорожены каменной стеной.

В храме Хануман (Hanuman) на Басти-роуд есть 2,5-метровая статуя бога-обезьяны. Это немногим больше, чем ярко-оранжевая гробница. Интерес привлекает надпись на постаменте от 922 г. -самая древняя из датированных надписей в Каджурахо.

Гранитный храм Брахмы с сикхарой из песчаника, который смотрит на Нарора Сагар (Narora Sagar) - один из самых старых в Каджурахо (около 900 г.) . Четырехликий лингам в святилище привел к путанице в названиях, но изображение Вишну наверху, над дверью святилища, говорит о том, что храм изначально был посвящен Вишну.

Похожий на храм Чатурбхудж из южной группы храм Джавари (Javari; 1075-1100 гг.) стоит на северной окраине старой деревни. Он посвящен Вишну и представляет собой прекрасный образец малой архитектуры Каджурахо: вход украшен крокодилами и стройной сикхарой.

Храм Вамана (Vamana; 1050-1075 гг.) находится в 200 м дальше на север. Он посвящен карлику - одному из воплощений Вишну. В нем есть необычные детали, например, выступающие из стен слоны, сикхара лишена вспомогательных шпилей, а эротических сцен почти нет. Махамандапа (главный зал) нетипична для Каджурахо: она покрыта крышей. Но это вполне соответствует традиции средневековых храмов западной Индии. Расположенный между старой деревней и Джайнской территорией крохотный джайнский храм Гхантай (Ghantai) получил название от украшений на колоннах - гханта (цепь и колокол) . Когда-то он был похож на соседний храм Паршванат (Parsvanath) , но сейчас от него остались только колонны. Храм обычно заперт.

Восточная группа - Джайнская территория (Jain Enclosure)

Хотя храм Паршванат (Parsvanath) не может поспорить высотой и откровенностью эротических сцен с западной группой, это самый большой джайнский храм на Данной территории. Он примечателен великолепной искусностью и точностью своей конструкции, а также очень красивыми скульптурами. Здесь можно увидеть некоторые прекрасно сохранившихся знаменитых изображений в Каджурахо, включая женщину, которая вынимает колючку из ноги, и женщину, которая красит глаза; обе фигуры находятся на южной стороне. Изначально храм был посвящен Адинатху (Adinath) . Около века назад сюда поместили черное изображение Паршваната. Оба они имеют надписи над входом в махамандапу и сильно напоминают упрощенную версию храма Лакшмана, датируемого 950-970 гг.

Соседний, меньший по размеру храм Адинатх с течением времени был частично восстановлен. Своими тремя полосами резных фигур он похож на индуистские храмы в Каджурахо, особенно на храм Вамана. Только черное изображение в святилище напоминает о том, что храм принадлежал джайнам.

Шанти Натх (Shanti Nath) , построенный около века назад, содержит несколько предметов из других храмов, в том числе статую Адинатха высотой 4,5 м с надписью на пьедестале, датируемой 1027 г.

Южная группа

Грязная тропинка ведет к изолированному храму Дуладео (Duladeq) , расположенному в 1 км на юг от Джайнской территории. Это самый молодой храм, датируемый 1100-1150 гг. Он частично выполнен из дерева, статуи часто повторяются, например, статуи Шивы - все это говорит о том, что строители храмов Каджурахо к этому моменту уже пережили пик своего мастерства. Но склонности к эротизму они нисколько не утратили.

Рядом с храм Дуладео расположен разрушенный храм Чатурохуджа (Chaturbhuja; ок. 1100 г.) . В святилище храма находится четырехрукая статуя Вишну высотой 2,7 м. Это единственный храм в Каджурахо, на котором нет эротических изображений.

Прямо перед Чатурбхуджей есть тропинка с указателем к храму Биджамандала (Bijamandala) . Этот храм XI в., посвященный Шиве (судя по белому мраморному лингаму на вершине холма) , сейчас находится на стадии раскопок. Были найдены несколько прекрасных статуй и незаконченных резных композиций, размеры которых свидетельствуют о том, что, скорее всего, это был самый большой храм в Каджурахо, который забросили из-за нехватки ресурсов на его содержание.

Музеи Каджурахо

Археологический музей

Main Rd;
посещение 10 рупий, бесплатно при наличии билета на осмотр западной группы;
8.00-17.00

Археологический музей Каджурахо знаменит прекрасной одиннадцатиметровой статуей Ганеши (танцующего божества с головой слона). В музее небольшая, но отлично сохранившаяся коллекция скульптур из окрестностей Каджурахо. Это хорошая возможность рассмотреть вблизи несколько прекрасно сохранившихся скульптур. Во время нашего посещения музей планировали перенести в более просторное помещение к северу от западной группы, но не переживайте: это собираются сделать еще с 2006 г.

Музей племен и народного искусства Адиварт

Одновременно музей и картинная галерея - Музей племен и народного искусства Адиварт - красочная альтернатива храмам.

Link Rd №1;
индийцы/иностранцы 10/50 рупий;
10.00-17.00 вт-вс

Здесь представлены произведения современных племенных культур двух штатов: Мадхья-Прадеш и Чаггисгарх. Здесь можно увидеть рисунки бхили, терракотовые скульптуры джхумар (Jhoomar), маски, статуи и бамбуковые флейты. Оригинальные картины с автографом можно купить начиная от 8000 рупий. Репродукции - за 200 рупий.

Старая деревня

Если вы сможете устоять перед детьми, постоянно выпрашивающими деньги, тогда отправляйтесь на пешую или велосипедную прогулку по улицам старой деревни, которая произведет на вас большое впечатление. Дома здесь выбелены или окрашены в яркие цвета, а тропинки украшены небольшими храмами, колодцами и водяными помпами.

Информация

Интернет-кафе в округе обычно берут 40 рупий в час, 50 рупий за звонки в Skype. Оздоровительный центр (Community health centre; 272498; Link Rd №2; 9.00-13.00 и 14.00-16.00) Персонал мало знает английский, но всегда готов помочь.

Почта (274022; 10.00-16.00 пн-сб)

State Bank of India (272373; Main Rd; 10.30-16.30 пн-пт, 10.30-13.30 сб) Обмен валют и дорожных чеков. Возле Raja"s Cafe и Paradise Restaurant есть банкоматы.

Tourist Interpretation and Facilitation Centre (274051; [email protected]; Main Rd; 10.00-21.00) Листовки с туристическими объектами штата. Их стойка есть в аэропорту и на железнодорожном вокзале.

Отделение туристической полиции (272690; Main Rd; 6.00-22.00)

Перемещение по Каджурахо

Хорошее решение - велосипед. Его можно взять напрокат в нескольких местах на Jain Temples Rd (20-50 рупий в день) .

Велорикша будет стоить от 10 до 20 рупий в любом направлении по Каджурахо, и около 100/200 рупий за экскурсию протяженностью в полдня или целый день. Авторикши примерно вдвое дороже.

Такси от аэропорта и железнодорожной станции стоит 150/250 рупий, авторикша 50/80 рупий, но если у вас мало багажа, можно остановить автобус или совместный джип (10 рупий) на Джханси-роуд или за городом.

Дорога в Каджурахо и обратно

Самолет

Jet Airways (274406; 10.00-15.30) ; есть офис в аэропорту; есть ежедневные рейсы в Дели в 13.45 (от 4200,3,5 часа) через Варанаси (Varanasi; от 3800,40 минут) . Офис Air India (274035; Jhansi Rd; 10.00-16.50 пн-сб) расположен ближе к городу, есть рейсы в 14.00 в те же города, но только по понедельникам,средам и пятницам.

Автобус

Если касса автостанции (7.00-12.00 и 13.00-15.00) закрыта, можно обратиться за помощью к хозяину кофейного киоска Mad-hur напротив, он очень дружелюбен и ему можно доверять.

Есть три дневных автобуса в Джханси (130 рупий, 5 часов, 5.30,7.00 и 9.00) . Все они довезут вас до перекрестка с дорогой в Орчху, где вы всегда сможете найти авторикшу на несколько человек (10 рупий) до Орчхи. Регулярные автобусы ходят в Мадлу (к Национальному парку Панна; 25 рупий, 1 час, 8.00-19.00) , где можно сделать пересадку до Сатны (65 рупий, 3 часа) . Есть два прямых автобуса в Сатну (110 рупий, четыре часа, 14.00 и 15.00) , откуда можно сесть на поезд в другие города.

Гораздо легче поймать автобус на перекрестке Бамитха. в 11 км по Хайвэй-75 (Hwy 75) . Мимо него целый день постоянно ходят автобусы в Гвалиор, Джханси и Сатну. До Бамитхи доберетесь на «совместном» джипе (на несколько человек, 10 рупий,7.00-19.00) ; они отходят от автостанции, или их можно поймать на Джханси-роуд.

Такси

Объединение таксистов, Yashowaran Taxi Driver Union, находится напротив Гоул-Маркета. Цены: аэропорт (150 рупий) , железнодорожная станция (250 рупий) , водопады Ранех (Raneh; 500 рупий) , Национальный парк Панна (Panna; 1500 рупий) , Сатна (2000 рупий) , Орчха (2900) , Читракут (2900) , Бандхавгарх (4800) , Варанаси (6800) и Агра (7000) .

Поезд

С железнодорожной станции Каджурахо отправляются три удобных поезда.

Ежедневный пассажирский поезд отправляется из Джханси в 12.00, останавливаясь на кротохной станции Орчха (30 рупий, 4 часа) . Здесь есть только 2-й класс, поэтому заказать билет заранее нельзя. Просто приходите на станцию, покупаете общий билет и садитесь в вагон.

По понедельникам, средам и субботам в Дели ходит 22447 Khajuraxo-Nizamuddin Express (спальный/3-й с конд./2-й с конд. 273/713/960 рупий, отправление 18.00,11,5 часов) через Агру (спальный/3-й с конд./2-й с конд. 210/527/699 рупий, 8,5 часов) .

По вторникам,пятницам и воскресеньям в Варанаси ходит 21107 Bundelkhand Link Express (спальный/3-й с конд./2-й с конд. 198/522/694 рупий, отправление 23.00,12 часов) через Читракут (5 часов) и Аллахабад (8 часов) .

Билеты на поезд можно купить в предварительной кассе (274416; 8.00-12.00 и 13.00-16.00 пн-сб. 8.00-14.00 вс) на автобусной остановке. Нужно заказывать билет как минимум за 4 часа до отправления.

21108 Bundelkhand Link Express отправляется из Варанаси в Каджурахо по понедельникам, средам и субботам в 17.10;

Ежает Аллахабад (22.25) и Читракут, прибывает в Каджурахо в 5.15.22448 Nizamuddin-Каджурахо Express отправляется со станции Hazrat Nizamuddin в Дели по вторникам,пятницам и воскресеньям в 22.15 и проезжает Агру (23.20) перед прибытием в Каджурахо (6.05) . Дневной пассажирский поезд отправляется из Джханси в 7.20, останавливается в Орчхе (7.25) и прибывает в Каджурахо в полдень.

Пару лет назад я узнала об удивительных индийских храмах, посвященных как духовной, так и плотской любви. Тогда они мне казались какой-то невероятной сказкой и я даже не могла подумать, что мне доведется увидеть один из них собственными глазами.

Находится в небольшой туристической деревне Кхаджурахо, в индийском штате Мадхья Прадеш. Этот храм входит в Западную группу храмов и считается одним из самых крупных и богато украшенных сооружений в ней. Именно этот храм пронизан эротизмом больше, чем все другие постройки в группе. Храм был возведён в XI веке в честь бога Шивы и изображает мифическую гору Меру. Он был обнаружен европейцами в 1906 году, однако в путеводителях данные о нём долгое время отсутствовали по понятным этическим причинам.

Кандарья-Махадева как часть, входящая в большой храмовый комплекс Кхаджурахо, внесена в список Всемирного Наследия ЮНЕСКО.

Билет для осмотра всех западных храмов комплекса стоит около 250 рупий (примерно 5 долларов). В его стоимость входит право фотосъёмки (в Индии иногда нужно приобретать отдельные билеты для съёмки). Внутри храмов фотографировать тоже можно, только при входе нужно обязательно снять обувь. Все храмы в комплексе работают с утра и до вечера.

До железнодорожной станции Кхаджурахо можно доехать на поезде, который отправляется из Дели каждый день, кроме четверга.

Храм Кандарья-Махадева украшен великолепным барельефом, который покрывает его от самого основания и до самой верхушки. Невероятно, но даже спустя столько времени с момента его постройки он сохранился в отличном состоянии.

Храм включает в себя: вход, вестибюль, зал для молящихся и святилище. Все они располагаются плотно друг к другу и на одной оси. У каждой из частей храма есть своя башенка. Башня над святилищем является самой высокой, другие как бы «ниспадают» к входу и равномерно понижаются по высоте. В святилище основной фигурой является бог Шива , который воплощён в мраморе.

Вообще, этот храмовый комплекс показался мне островком красоты, который находится среди провинциальной нищеты, царящей вокруг.

На мой взгляд, эротические сцены на барельефах храма не выглядят непристойными. Лица у статуй смотрятся торжественными и серьёзными. Храм иногда называют «застывшая в камне Камаcутра» и это в полной мере отражает увиденное.

На барельефах изображено множество причудливых изображений музыкантов, нимф, богов и богинь. Все детали статуй сделаны очень чётко, но их лица ничего не выражают. Складывается впечатление, будто они не получают абсолютно никакого удовольствия от того, чем они заняты).

Снаружи храм украшают всего 626 скульптуры , внутри есть ещё 226. Их размеры примерно в половину человеческого роста, но это не мешает им быть величественными и спокойными.

В эротический сценах секс далеко не главное - это, скорее, путь к нирване и просветлению.

Над входом в храм изгибается «гирлянда», которая вырезана из единого куска камня.

Внутри храма расположен алтарь с небольшим Лингамом. Вокруг витает аромат от тлеющих у алтаря различных благовоний.

Храмы любви Кхаджурахо, в том числе и Кандарья-Махадева, думаю, очень понравятся влюбленным парочкам или просто любознательным путешественникам.