Генерал армии александр комаровский. Медаль «Генерал армии Комаровский Генерал армии а н комаровский

20 мая 1906 года родился Александр Николаевич Комаровский - выдающийся инженер, организатор, военачальник, Герой Социалистического Труда, кавалер семи орденов Ленина. При жизни говоривший о себе просто - строитель.

Александр Николаевич родился в Санкт-Петербурге в семье инженера-строителя. Незадолго до Первой Мировой, Комаровские перебралась в Череповец, где глава семейства участвовал в строительстве Мариинской водной системы. После Февральской революции, отец получил назначение на должность начальника Москворецко-Окского округа водных путей сообщения в Москве. Великая Октябрьская Социалистическая революция, которую Комаровский старший принял, положения дел и должности не изменила. Семья обосновалась в Москве.

Вскоре юного Александра отдали в опытно-показательную школу имени Фритьофа Нансена с, как сейчас принято говорить, физико-математическим уклоном. После окончания школы в 1922 году, Комаровский решил пойти по стопам отца и стать инженером-строителем, в том же году он успешно поступает в Московский институт инженеров транспорта.

Шесть лет спустя молодой инженер окончил институт и приступил к работе. Проектировал гидротехнические сооружения, заведовал гидробюро треста Гидротехстроя. Со своей работой он справлялся блестяще, и в подтверждении этого, в 1931 году двадцатипятилетнего Комаровского назначают начальником гидротехнического сектора проектного управления строительства канала Москва - Волга. А ещё три года спустя заместителем начальника работ Московского района строительства канала. Это была ответственная и сложная работа, которой молодой специалист отдавался целиком и трудился практически сутками.

"...Мы молоды и полны сил. Большинство из нас пришли на эту гигантскую стройку прямо со школьной скамьи. Многие из инженеров и техников, создавших канал, еще в комсомольском возрасте. Мы с гордостью рапортуем нашей великой Родине, что грандиозный канал, все его замечательные сооружения и механизмы построены без иностранной помощи..."
Из речи Комаровского на митинге, посвящённого открытию канала Москва-Волга.

В мае 1937 года строительство канала было завершено. После окончания работ, Комаровский был назначен начальником и главным инженером управления канала, однако вскоре ему поступило неожиданное предложение из Народного комиссариата обороны - выступить консультантом в вопросах военного строительства. Александр Николаевич согласился и в течение года успешно совмещал работу с консультациями. В 1938 году, его вклад в укрепление обороноспособности страны был оценён по достоинству, ему было присвоено звание бригадного военного инженера.

С этого момента жизнь Комаровского будет неразрывно связана с армией, в 1939 году его назначают заместителем народного комиссара Морского Флота СССР по строительству и механизации портов, а затем руководителем Главспецгидрострой, в чьи задачи входили создание и модернизация портов под нужды военно-морского флота. Однако осуществить задуманное в полной мере оказалось невозможным, работы прервала Великая Отечественная война.

Комаровский, как и множество других талантливых организаторов был переброшен на одно из важнейших направлений - эвакуацию промышленности. Однако в условиях начавшейся войны оказались востребованы не только организаторские таланты тридцатипятилетнего бригвоенинженера. Под его руководством в кротчайшие сроки были организованы восстановительные бригады, сформированные для минимизации разрушений в Москве, нанесённые в ходе налётов гитлеровской авиации.

5 августа 1941 года Александр Николаевич назначается начальником пятого управления оборонительных работ, ответственного за возведение укреплений на Южном и Юго-Западном направлении, на Украине под Харьковом. Вскоре последовало новое назначение, Комаровский стал заместителем начальника Главного управления оборонительного строительства Наркомата обороны. Однако работы от этого меньше не стало, бригвоенинженер пропадал на рубежах обороны, в ходе одно из облётов его самолёт был перехвачен вражеским истребителем, однако лётчику удалось посадить подбитую машину. Комаровский выжил, отделавшись ранением в ногу.

Немецкий бронетранспортёр и советский. Октябрь 1941, где-то под Харьковом


Советские войска отчаянно цеплялись за линии обороны, однако в ноябре Харьков был оставлен по приказу Ставки. А Комаровский был вызван в Наркомат обороны, где получил новое назначение на строительство оборонительных рубежей под Сталинградом. Взяв руководство над пятой сапёрной армией, Александр Николаевич приступил к работе. Несмотря на суровую зиму, люди буквально вгрызались в землю и ежедневно решали сложнейшие задачи, чтобы подготовить к рубежи к встрече врага.

В январе 1942 года работы на сталинградском рубеже были завершены. И здесь в жизни Комаровского, который, казалось бы, должен был продолжать трудиться фортификатором, произошёл очередной крутой поворот. Приказом Государственного Комитета Обороны, бригвоенинженеру и "освободившейся" пятой сапёрной армии предписывалось прибыть на разворачивающийся под Челябинском "Бакалстрой" (позднее "Челябметаллургстрой"). Александр Николаевич должен был возглавить строительство металлургического завода, знаменитого ЧМЗ.

Прибыв на место Комаровский пришёл к выводу, что несмотря на срочность, нужно начинать не со строительства завода, а с обеспечения строителей необходимыми условиями - качественным жильём, коммуникация, подсобными сооружениями. Это была огромная ответственность, за срыв планов по строительству стратегического предприятия могло последовать весьма суровое наказание. Однако Александр Николаевич настоял на своём, лишь весной 1942 года, когда были решены основные бытовые проблемы, было начато сооружение первой очереди завода.

Строительство огромного предприятия в условиях войны - является беспримерным подвигом, который, как и многие другие подвиги того времени оказался оплёван. Дело в том, что большая часть работ выполнялись силами пленных и трудомобилизованных немцев, по понятным причинам находившихся в распоряжении НКВД. Обличителями были сказаны традиционные слова о тысячах погибших, нечеловеческих условиях, жестокости и бесправии. Не сказано только одно, как в "атмосфере постоянно страха" удалось через год(!) построить огромное промышленное предприятие и через полтора выдать первую плавку. Энтузиазм никогда не рождается из рабства, так сказал представитель английской компании Гартель, побывавший на советских стройках 30-х. А без него, совершить подобное просто невозможно. Валить лес - да, в кратчайшие сроки строить заводы - нет.

Челябметаллургстрой (Бакалстрой)

"...В разгроме гитлеровских полчищ под Сталинградом есть доля героического труда воинов-строителей. Многие из них - создатели сталинградских оборонительных рубежей - трудятся в наших рядах. Недалеко то время, когда и наш нынешний труд также найдет отражение в победах советских войск..."
Из речи Комаровского на митинге, посвящённого победе под Сталинградом

7 февраля 1943 года коллектив Челябметаллургстроя доложил о завершении строительства. Две недели спустя Комаровскому было присвоено звание генерал-майора инженерно-технической службы.

19 апреля на заводе была осуществлена первая плавка, осенью того же года было завершено строительство ТЭЦ, начали сооружаться и вступать в строй заводские объекты второй очереди. По завершении работ, Александр Николаевич был вызван для доклада в Центральный Комитет Партии, после чего получил назначение на руководство сооружением металлургического завода в Рустави. В мае Комаровский покинул Челябинск и отправился в Закавказье.

В 1945 году Комаровский был вновь вызван в Москву. Великая Отечественная война окончилась, настало время восстанавливать разрушенное гитлеровцами народное хозяйство.

Талантливый организатор руководил восстановлением промышленных, гражданских и военных объектов на всей территории Советского Союза, пострадавшей от оккупантов. Однако помимо этой работы возникали и новые, порой весьма необычные задачи, в 1948 году ему было поручена организация сооружения Московского Государственно Университета. Пять лет спустя он принял первых студентов. Под руководством Александра Николаевича были построены синхрофазотрон и синхроциклотрон.

Никуда не делась и работа по проектированию и сооружению военных и оборонительных объектов. В конце 1963 года Комаровский был назначен заместителем министра обороны СССР по строительству. В ноябре 1972 года ему было присвоено звание генерала армии. Он был первым генералом армии от инженерных войск.

К большому сожалению жизнь отмерила этому человеку всего 67 лет. 19 ноября 1973 года после тяжёлой болезни Александр Николаевич Комаровский скончался. Похоронен Герой Социалистического Труда, кавалер орденов: Ленина (семикратно), Красного Знамени (дважды), Красной Звезды (дважды), Отечественной Войны I степени, на Новодевичьем кладбище в Москве.

В честь Александра Николаевича в 2006 году была учреждена медаль "Генерал армии Комаровский", которой за отличную службу награждаются военнослужащие службы расквартирования и обустройства.

А в Челябинске его имя носит небольшая улица Металлургического района, расположенная в месте, до сих пор неофициально именуемом "Бакалом". Именно здесь были заложены первые сооружения строителей завода, вокруг которого вырос целый городской район.

Меда́ль «Генера́л а́рмии Комаро́вский» - ведомственная медаль Министерства обороны Российской Федерации , учреждённая приказом Министра обороны Российской Федерации № 175 от 2 мая 2006 года . Носит имя генерала армии Александра Николаевича Комаровского , заместителя министра обороны СССР, руководителя строительства ряда важнейших оборонных объектов государства.

Правила награждения

Согласно Положению, медалью «Генерал армии Комаровский» награждаются:

  • военнослужащие, проходящие военную службу по контракту, за безупречную службу в Службе расквартирования и обустройства Министерства обороны Российской Федерации, воинских частях и организациях расквартирования и обустройства войск в течение 10 лет и более в календарном исчислении;
  • военнослужащие, проходящие военную службу в Службе расквартирования и обустройства, воинских частях и организациях расквартирования и обустройства войск, за мужество и отвагу, проявленные при выполнении воинского долга и специальных задач;
  • лица гражданского персонала Вооружённых Сил , проработавшие в Службе расквартирования и обустройства, воинских частях и организациях расквартирования и обустройства войск 15 лет и более в календарном исчислении, ветераны военной службы за большой личный вклад в развитие военно-строительного комплекса, организацию расквартирования и обустройства войск, а также другие лица, оказывающие содействие в решении задач, возложенных на Службу расквартирования и обустройства, воинские части и организации расквартирования и обустройства войск.

Награждение медалью производится приказом начальника Службы расквартирования и обустройства Министерства обороны Российской Федерации . Повторное награждение не производится.

Правила ношения

Медаль носится в соответствии с Правилами ношения военной формы одежды военнослужащими Вооружённых Сил Российской Федерации и располагается после медали Министерства обороны Российской Федерации «За службу в подводных силах» .

Описание медали

Медаль изготавливается из металла серебристого цвета, имеет форму круга диаметром 32 мм с выпуклым бортиком с обеих сторон. На лицевой стороне медали: в центре - рельефное изображение портрета генерала армии А. Н. Комаровского ; по кругу в нижней части - рельефная надпись: «ГЕНЕРАЛ АРМИИ КОМАРОВСКИЙ» . На оборотной стороне медали рельефная надпись: в центре - в две строки: «Созидание, труд и оборона» ; по кругу в верхней части - «МИНИСТЕРСТВО ОБОРОНЫ» , в нижней части - «РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ» .

Медаль при помощи ушка и кольца соединяется с пятиугольной колодкой, обтянутой шёлковой муаровой лентой шириной 24 мм. С правого края ленты оранжевая полоса шириной 10 мм окаймлена чёрной полосой шириной 2 мм, левее - равновеликие красная и чёрная полосы.

Элементы медали символизируют:

  • портрет генерала армии А. Н. Комаровского - выдающиеся заслуги в деле создания необходимых условий для обеспечения жизнедеятельности войск;
  • оранжевая полоса ленты медали, окаймлённая чёрной полосой, - статус медали как ведомственной награды Министерства обороны Российской Федерации;
  • красная и чёрная полосы ленты медали (традиционные цвета военных строителей) - предназначение медали для награждения военнослужащих, проходящих военную службу в органах военного управления, воинских частях и организациях расквартирования и обустройства войск.

Медаль Министерства обороны РФ "Генерал армии Комаровский"

Учреждена приказом Министра обороны РФ № 175 от 2.05.2006 г.

Положение о медали Министерства обороны России «Генерал армии Комаровский»

1.Медалью награждаются:

  • военнослужащие, проходящие военную службу по контракту, за безупречную службу в Службе расквартирования и обустройства Министерства обороны Российской Федерации (далее — Служба), воинских частях и организациях расквартирования и обустройства войск в течение 10 лет и более в календарном исчислении;
  • военнослужащие, проходящие военную службу в Службе, воинских частях и организациях расквартирования и обустройства войск, за мужество и отвагу, проявленные при выполнении воинского долга и специальных задач;
  • лица гражданского персонала Вооруженных Сил Российской Федерации, проработавшие в Службе, воинских частях и организациях расквартирования и обустройства войск 15 лет и более в календарном исчислении, ветераны военной службы за большой личный вклад в развитие военно-строительного комплекса, организацию расквартирования и обустройства войск, а также другие лица, оказывающие содействие в решении задач, возложенных на Службу, воинские части и организации расквартирования и обустройства войск.

2. Награждение медалью производится приказом начальника Службы расквартирования и обустройства Министерства обороны Российской Федерации.

Медаль вручается награжденному в торжественной обстановке начальником Службы расквартирования и обустройства Министерства обороны Российской Федерации или другим должностным лицом по его поручению. Повторное награждение не производится.

Медаль (лента медали) носится в соответствии с Правилами ношения военной формы одежды военнослужащими Вооруженных Сил Российской Федерации и располагается после медали (ленты медали) Министерства обороны Российской Федерации «За службу в подводных силах».

Описание медали Министерства обороны России «Генерал армии Комаровский»

Медаль — из металла серебристого цвета, имеет форму круга диаметром 32 мм с выпуклым бортиком с обеих сторон.

На лицевой стороне медали: в центре — рельефное изображение портрета генерала армии А.Н.Комаровского; по кругу в нижней части — рельефная надпись: «ГЕНЕРАЛ АРМИИ КОМАРОВСКИЙ».

На оборотной стороне медали рельефная надпись: в центре — в две строки: «Созидание, труд и оборона»; по кругу в верхней части — «МИНИСТЕРСТВО ОБОРОНЫ», в нижней части — «РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ».

Медаль при помощи ушка и кольца соединяется с пятиугольной колодкой, обтянутой шелковой муаровой лентой шириной 24 мм. С правого края ленты оранжевая полоса шириной 10 мм окаймлена черной полосой шириной 2 мм, левее — равновеликие красная и черная полосы.



Комаровский Александр Николаевич – начальник Главного управления исправительно-трудовых лагерей промышленного строительства Народного комиссариата внутренних дел (НКВД) СССР, генерал-майор инженерно-технической службы.

Родился 7 (20) мая 1906 года в Санкт-Петербурге в семье инженера-строителя. Русский. В 1914-1917 годах проживал с родителями в городе Череповце ныне Волгоградской области, а со второй половины 1917 года – в Москве.

Учился в Московской опытно-показательной школе имени Фритьофа Нансена, которую окончил в 1922 году. Получил высшее образование в 1928 году, окончив Московский институт инженеров транспорта, работал на инженерно-технических должностях в Московском бюро «Свирьстроя» и трестах «Водоканалстрой», «Гидротехстрой» и «Споцстройпроект».

С ноября 1931 года А.Н. Комаровский - в органах ОГПУ СССР, направлен на строительство канала имени Москвы (канал Москва - Волга): начальник гидротехнического сектора, заместитель начальника технического отдела строительства и заместитель начальника работ Южного (Московского) района, а с мая 1936 года – начальник Центрального района. В 1937 году начальник и главный инженер управления эксплуатации канала.

Следующий этап трудовой деятельности Комаровского - проектирование и строительство Куйбышевского гидроузла, где он был начальником сектора капитального строительства Народного Комиссариата водного хозяйства СССР.

С конца 1938 года – заместитель Народного Комиссара Военно-морского флота СССР, а с мая 1939 года - заместитель Народного комиссара Военно-Морского флота СССР по строительству. На этом посту он возглавлял проектирование, строительство и механизацию портов, судоремонтных предприятий и военно-морских баз. Член ВКП(б)/КПСС с 1939 года.

В период Великой Отечественной войны, с августа 1941 года – начальник Управления по строительству оборонительных сооружений (5-е Управление) Главного управления оборонительных работ НКВД СССР, отвечавшее за строительство оборонительных сооружений в полосе Южного и Юго-Западного фронтов. С ноября 1941 года - командующий 5-й сапёрной армией и заместитель начальника Главного управления оборонительных работ Народного Комиссариата обороны СССР. Заслуженно занимая эти должности, А.Н. Комаровский организовал строительство ряда оборонительных рубежей на Южном и Юго-Западном фронтах, а также под Сталинградом.

С января 1942 года бригадный военный инженер Комаровский А.Н. – начальник «Бакалстроя НКВД СССР», который был создан в системе «Главуралстроя» для строительства завода по переработке бакальских руд, а затем и всего Челябинского металлургического завода. Днём пуска Челябинского металлургического завода стало 19 апреля 1943 года, когда был выплавлен первый металл, дальнейшее строительство ЧМЗ продолжилось в условиях действующего производства.

В 1943 году А.Н. Комаровский назначен начальником Управления строительства Закавказского металлургического завода.

В мае 1944-1951 и в 1952–1953 годах – начальник Главного управления исправительно-трудовых лагерей промышленного строительства НКВД СССР. В 1948 году он возглавил строительство Московского государственного университета на Ленинских (ныне Воробьёвых) горах. В 1951–1952 годах - начальник Главного управления исправительно-трудовых лагерей по строительству нефтеперерабатывающих заводов и предприятий искусственного жидкого топлива НКВД СССР. В 1953-63 годах – начальник Главпромстроя МВД СССР, а с 1955 года – начальник Главпромстроя Министерства среднего машиностроения (заместитель министра).

В 1945–1963 годах А.Н. Комаровский руководил проектированием и строительством объектов атомной промышленности, в том числе он лично определял место для размещения и строительства первенца атомной индустрии – «объекта № 859» ныне - химический комбинат «Маяк» и первого «атомграда» - «Челябинск-40» («Челябинск-65», ныне город Озёрск Челябинской области). С 1954 года возглавлял строительство вблизи станции Обнинская (ныне город Обнинск Калужской области) первой в мире атомной электростанции с энергетической мощностью пять тысяч киловатт.

Под непосредственным руководством генерал-майора инженерно-технической службы Комаровского А.Н. были построены: ускоритель элементарных частиц (синхроциклотрон) в городе Дубне Московской области, а также Серпуховский синхрофазотрон, крупнейший в мире кольцевой ускоритель протонов.

29 августа 1949 года Советский Союз произвёл взрыв первой атомной бомбы. Это был ответ на агрессивные действия США, владевших к тому времени ядерным оружием, которое они уже неоднократно испытали, как в экспериментальных, так и в военных целях, взорвав 16 июля 1945 года плутониевую бомбу, а затем применив это смертоносное оружие в конце 2-й мировой войны, сбросив на японские города: Хиросиму 6 августа 1945 года урановую бомбу и на Нагасаки 9 августа 1945 года плутониевую бомбу. Теперь весь мир узнал, что и СССР обладает этим, хотя и «адским», оружием, но способным сдерживать любого агрессора.

Указом Президиума Верховного Совета СССР от 29 октября 1949 года «О присвоении звания Героя Социалистического Труда научным, инженерно-техническим и руководящим работникам научно-исследовательских, конструкторских организаций и промышленных предприятий» (с грифом: «Не подлежит опубликованию») «за исключительные заслуги перед государством при выполнении специального задания» генерал-майору инженерно-технической службы Комаровскому Александру Николаевичу присвоено звание Героя Социалистического Труда с вручением ордена Ленина и золотой медали «Серп и Молот».

Генерал Комаровский А.Н. внёс большой личный вклад в строительство научных центров СССР, и одновременно с 1958 по 1973 годы заведовал кафедрой в Московском инженерно-строительном институте имени В.В. Куйбышева. Доктор технических наук (1956 год), профессор (1958 год).

С декабря 1963 года генерал-лейтенанта инженерно-технической службы Комаровский А.Н. – заместитель министра обороны СССР по строительству и расквартированию войск. На этом высоком и ответственном посту он проявил себя как крупный специалист и организатор.

Под руководством А.Н. Комаровского проведены важные мероприятия по совершенствованию структуры военно-строительных органов и техническому оснащению военно-строительных частей, построено большое количество важных военных объектов. Он вёл большую научную работу в области оборонного, промышленного и гидротехнического строительства, опубликовал 19 научных работ и большое количество статей по этим вопросам. Под его руководством создан ряд коллективных научных трудов, в том числе «Проектирование и строительство ядерных установок» (М., 1962), «Применение атомной энергии в народном хозяйстве» (М., 1979).

2 ноября 1972 года генерал-полковнику инженерно-технической службы Комаровскому А.Н. присвоено воинское звание «генерал армии». До него ни один военный инженер нашей страны не имел такого звания.

Избирался депутатом Верховного Совета СССР 8-го созыва (1970-1973). Депутат Верховного Совета РСФСР.

Генерал армии Комаровский А.Н. скончался 19 ноября 1973 года после непродолжительной тяжёлой болезни. Похоронен в городе-герое Москве на Новодевичьем кладбище (участок 7).

Воинские звания:
военный инженер 1-го ранга (1938),
бригинженер (1939),
генерал-майор инженерно-технической службы (22.02.1943),
генерал-лейтенант инженерно-технической службы (22.02.1963),
генерал-полковник инженерно-технической службы (16.06.1965),
генерал армии (2.11.1972).

Награждён 7 орденами Ленина (14.07.1937, 29.04.1943, 16.05.1945, 29.10.1949, 11.09.1956, 07.03.1962, 19.05.1966), 2 орденами Красного Знамени (21.02.1942, 30.12.1956), орденом Отечественной войны 1-й степени (27.02.1946), 2 орденами Красной Звезды (30.01.1951; 22.02.1968), медалями, иностранными наградами.

Ленинская премия (1968). Сталинская премия (1951).

Постановлением Совета Министров СССР от 25 декабря 1973 года имя генерала армии Комаровского А.Н. было присвоено Ленинградскому высшему военному инженерному Краснознамённому училищу. Именем Комаровского названа улица в Металлургическом районе города Челябинска. В 1984 году для поощрения передовиков производства ПСМО «Челябметаллургстрой» была учреждена премия имени А.Н. Комаровского. В Челябинском металлургическом техникуме создан мемориальный музей прославленного военного строителя. В Москве на доме, в котором жил Герой, установлена мемориальная доска.

Сочинение:
Записки строителя. - М.: Воениздат, 1972.

Александр Николаевич Комаровский (20 (7) мая 1906, Санкт-Петербург - 19 ноября 1973, Москва) - советский хозяйственный, государственный и военный деятель, генерал армии, Герой Социалистического Труда (1949).

Молодые годы

Родился в семье инженера-гидротехника. Русский. Отец, Николай Александрович, окончил Петербургский институт инженеров путей сообщения, много лет строил шлюзы и плотины на Мариинской водной системе. Остался на службе в ведомстве путей сообщения после Октябрьской революции, во время гражданской войны был переведён в Московско-Окский округ путей сообщения, в связи с чем семья переехала в Москву.

В Москве Александр Комаровский окончил Московскую опытно-показательную школу имени Ф. Нансена в 1923 году, водный факультет Московского института инженеров транспорта в 1928 году. С 1928 года работал в Московском проектном бюро Свирьстроя, автор проектов нескольких плотин и гидротехнических сооружений. Тогда же занимался изучением влияния льда на гидротехнические сооружения, в начале 30-х годов издал ряд трудов на эту тему: «Структура и физические свойства ледяного покрова пресных вод», «Действия ледяного покрова на сооружения и борьба с ним», «Зимняя работа затворов гидротехнических сооружений».

На строительстве Канала им. Москвы и других объектах

В 1931 году был направлен на строительство Канала имени Москвы. Сначала был начальником гидротехнического сектора управления строительства Канала. С апреля 1934 года - заместитель начальника работ Южного (Московского) района строительства канала. С мая 1936 года - начальник работ центрального района канала. Там проявил себя талантливым инженером, выдающимся организатором работ и принципиальным руководителем. За работу на строительства канала награждён своей первой наградой - орденом Ленина.

После окончания строительства Канала имени Москвы в 1937 году А. Комаровский назначен заместителем начальника строительства Куйбышевского гидроузла. Изучив объект, пришёл к выводу об ошибочности выбора места строительства из-за неблагоприятных геологических условий. К тому времени строительство уже велось полным ходом, для чего был построен куст лагерей ГУЛАГа на 30 000 заключенных. По этому поводу Комаровский вступил в жёсткий конфликт с начальником строительства С. Я. Жуком. В конечном итоге строительство было остановлено, а в послевоенное время начато в ином месте.

В 1938 году Комаровский назначен начальником сектора капитального строительства Народного комиссариата водного транспорта СССР. В том же году он был зачислен в кадры Красной Армии и ему было присвоено воинское звание военинженер 1 ранга (соответствовало званию полковник). Член ВКП(б) с 1939 года.

В 1939 году Комаровский переведён в Народный комиссариат морского флота СССР, назначен начальником Главспецгидростроя, затем - заместителем народного комиссара морского флота СССР по строительству. Отвечал за строительство военно-морских баз и гидротехнических сооружений. Бригинженер (1939).

Великая Отечественная война

В первые дни войны Комаровский назначен начальником управления по строительству оборонительных сооружений Главного управления оборонительных работ НКВД СССР. 5 августа 1941 года бригадный инженер А. Н. Комаровский назначен начальником 5-го управления оборонительных работ, выполнявшего задачи по строительству оборонительных рубежей для Южного и Юго-Западного фронтов. Основные силы управления были направлены на строительство оборонительных рубежей под Харьковом. В октябре 1941 года на базе управления была сформирована 5-я сапёрная армия во главе с Комаровским, которая направлена на строительство Сталинградского оборонительного обвода.

По распространнённой в советской историографии версии, в январе 1942 года Постановлением Государственного Комитета Обороны на базе армии было сформировано управление строительства Бакалстроя - создание завода высококачественных сталей в районе Челябинска. Бакалстрой стал началом Челябинского металлургического завода.

5 сапёрная армия продолжала выполнение работ на порученных ей рубежах. С Комаровским в Челябинск на першинскую площадку прибыла группа сотрудников НКВД, 10-15 человек, занимавших в 5 сапёрной армии различные должности, и составшие костяк оперативно-чекистского отдела управления ИТЛ и строительства Бакальского металлургического комбината/Челябметаллургстроя НКВД СССР.