Финансовое ведомство подтвердило, что проценты за отсрочку по оплате товара НДС не облагаются (Вайтман Е.). Отсрочка и рассрочка уплаты ндс Отсрочка ндс

Импортерам необходимо знать, что изменение сроков уплаты таможенных платежей (таможенных пошлин и налога на добавленную стоимость, взимаемого таможенными органами) производится в виде отсрочки или рассрочки их уплаты.

Таможенные пошлины

Отсрочка и рассрочка по уплате таможенных пошлин предоставляется на основании:

  • Таможенного кодекса Таможенного союза (ст. 83);
  • Соглашения об основаниях, условиях и порядке изменения сроков уплаты таможенных пошлин (ратифицировано Законом Республики Беларусь от 10 января 2011 г. «О ратификации Соглашения об основаниях, условиях и порядке изменения сроков уплаты таможенных пошлин» (скачать , 22.1 КВ);
  • Закона Республики Беларусь от 10 января 2014 года № 129-З «О таможенном регулировании в Республике Беларусь»(скачать , 290.3 КВ).

Отправить заявку

Подождите, идет отправка данных...

Налог на добавленную стоимость

Отсрочка и рассрочка по уплате НДС предоставляется в соответствии с:

  • Таможенным кодексом Таможенного союза (статья 83);
  • Законом Республики Беларусь от 10 января 2014 года № 129-З «О таможенном регулировании в Республике Беларусь»;
  • Декретом Президента Республики Беларусь от 13.06.2001 № 16 «О предоставлении рассрочки уплаты налога на добавленную стоимость при ввозе на территорию Республики Беларусь технологического оборудования и запасных частей к нему»(скачать , 16.5 КВ);
  • Указом Президента Республики Беларусь от 24.09.2009 № 465 «О некоторых вопросах совершенствования лизинговой деятельности в Республике Беларусь»(скачать , 20.8 КВ).

Отсрочка и рассрочка по уплате таможенных пошлин

В соответствии с Соглашением об основаниях, условиях и порядке изменения сроков уплаты таможенных пошлин, отсрочка (рассрочка) по уплате таможенных пошлин может предоставляться при помещении товаров под таможенную процедуру выпуска для внутреннего потребления в следующих случаях:

  1. Причинение этому лицу ущерба в результате стихийного бедствия, технологической катастрофы или иных обстоятельств непреодолимой силы.
  2. Задержка плательщику таможенных пошлин финансирования из федерального (республиканского) бюджета или оплаты за выполненный этим лицом государственный заказ.
  3. Ввоз товаров, подвергающихся быстрой порче.
  4. Осуществление поставок в рамках международных договоров, одной из сторон которых является государство-член Таможенного союза, если законодательством государства-члена ТС не установлено, что данное обстоятельство не является основанием для предоставления отсрочки или рассрочки уплаты таможенных пошлин.
  5. Ввоз товаров, включенных в утвержденный Комиссией таможенного союза перечень отдельных типов ввозимых иностранных воздушных судов и комплектующих к ним, в отношении которых могут быть предоставлены отсрочка или рассрочка уплаты таможенных пошлин.
  6. Ввоз организациями, осуществляющими сельскохозяйственную деятельность, или поставки для указанных организаций посадочного или посевного материала, средств защиты растений, сельскохозяйственной техники субпозиций 8424 81, 8433 51, 8433 59 единой Товарной номенклатуры внешнеэкономической деятельности Таможенного союза, товаров для кормления животных, (кроме кошек, собак и декоративных птиц).
  7. Ввоз товаров, в том числе и сырья, материалов, технологического оборудования, комплектующих и запасных частей к нему, для их использования в промышленной переработке.

Важно! Срок предоставления отсрочки (рассрочки) - не более 6 месяцев, а в отношении товаров, подвергающихся быстрой порче, - не более 2 месяцев. За пользование отсрочкой или рассрочкой уплаты таможенных пошлин взимаются проценты.

Порядок взимания процентов за пользование отсрочкой (рассрочкой) уплаты таможенных пошлин аналогичен порядку их взимания за пользование рассрочкой или отсрочкой по уплате НДС. Далее в статье мы остановимся более подробно на этом вопросе.

Условия и порядок предоставления отсрочки или рассрочки уплаты таможенных пошлин

Отсрочка (рассрочка) уплаты таможенных пошлин предоставляются при условии обеспечения уплаты таможенных пошлин в порядке, предусмотренном главой 12 Таможенного кодекса Таможенного союза. Самым распространенным способом обеспечения уплаты таможенных пошлин является банковская гарантия. Такую гарантию уполномочены выдавать банки, включенные в соответствующий реестр Государственного таможенного комитета Республики Беларусь. Ознакомиться с реестром можно по ссылке: http://www.customs.gov.by/ru/banki-ru/ .

Решение о предоставлении отсрочки (рассрочки) уплаты таможенных пошлин принимается по письменному заявлению плательщика в таможенный орган, которому подается таможенная декларация. С заявлением плательщик представляет документы, подтверждающие наличие оснований для пользования отсрочкой или рассрочкой уплаты таможенных пошлин.

В заявлении о предоставлении отсрочки или рассрочки уплаты таможенных пошлин указываются следующие сведения:

  • сведения о плательщике;
  • наименование товаров;
  • реквизиты внешнеторгового договора (международного договора);
  • сумма таможенных пошлин, в отношении которой запрашивается отсрочка или рассрочка;
  • срок, на который запрашивается отсрочка или рассрочка;
  • график поэтапной уплаты сумм таможенных пошлин, в отношении которых запрашивается рассрочка;
  • информация об отсутствии обстоятельств, указанных в статье 8 Соглашения, при наличии которых отсрочка или рассрочка не предоставляется (задолженность по уплате таможенных пошлин, налогов; возбужденная процедура банкротства или уголовное дело по признакам преступления, связанного с нарушением таможенного законодательства; непредоставление таможенному органу необходимых сведений и документов).

Решение о предоставлении отсрочки (рассрочки) уплаты таможенных пошлин либо об отказе в ее предоставлении принимается в срок, не превышающий 10 рабочих дней со дня подачи заявления.

Важно! Изменение сроков уплаты специальных, антидемпинговых, компенсационных пошлин в форме отсрочки или рассрочки не производится .

Условия и порядок предоставления отсрочка или рассрочка по уплате НДС

Отсрочка (рассрочка) по уплате НДС в соответствии с Законом Республики Беларусь от 10 января 2014 года № 129-З «О таможенном регулировании в Республике Беларусь» сроком на 2 месяца.

В соответствии с Законом, при помещении товаров под таможенную процедуру выпуска для внутреннего потребления плательщику может быть предоставлена отсрочка (рассрочка) уплаты НДС сроком на 2 месяца в следующих случаях:

  • причинение этому лицу ущерба в результате стихийного бедствия, технологической катастрофы или иных обстоятельств непреодолимой силы;
  • задержка этому лицу финансирования из республиканского бюджета или оплаты за выполненный этим лицом государственный заказ;
  • ввоз скоропортящихся товаров;
  • осуществление поставок в рамках международного договора Республики Беларусь;
  • ввоз юридическими лицами, осуществляющими сельскохозяйственную деятельность, или поставка для указанных организаций сельскохозяйственной техники по перечню, определяемому Правительством Республики Беларусь, посадочного или посевного материала, средств защиты растений, товаров для кормления животных (кроме кошек, собак и декоративных птиц);
  • ввоз товаров, в том числе и сырья, материалов, технологического оборудования, комплектующих и запасных частей к нему, для их использования в промышленной переработке.

Для предоставления таможенным органом отсрочки или рассрочки уплаты налогов под промышленной переработкой понимается использование товаров в производстве для получения новых товаров, код которых в соответствии с Товарной номенклатурой внешнеэкономической деятельности отличается от кода товаров, ввозимых для их промышленной переработки, на уровне любого из первых четырех знаков.

Важно! Отсрочка или рассрочка уплаты налогов предоставляются таможенным органом при условии обеспечения их уплаты. Как и в случае с отсрочкой (рассрочкой) по уплате таможенной пошлины, наиболее часто используемым видом обеспечения уплаты является банковская гарантия. За предоставление таможенным органом отсрочки или рассрочки уплаты налогов уплачиваются проценты.

Отсрочка или рассрочка уплаты налогов предоставляются по заявлению юридического лица или индивидуального предпринимателя, которое подается в письменной форме в таможенный орган, в котором будет производиться декларирование товаров. Заявление подается с документами, подтверждающими наличие оснований для предоставления отсрочки или рассрочки уплаты налогов. В заявлении о предоставлении отсрочки или рассрочки уплаты налогов указываются следующие сведения:

  • сведения о плательщике;
  • наименование товаров;
  • реквизиты внешнеторгового договора;
  • основания для предоставления отсрочки или рассрочки;
  • сумма налога, в отношении которой запрашиваются отсрочка или рассрочка;
  • срок, на который запрашиваются отсрочка или рассрочка;
  • график поэтапной уплаты сумм налога, если в его отношении запрашивается рассрочка;
  • информация об отсутствии обстоятельств, указанных в пункте 1 статьи 107 настоящего Закона, при наличии которых отсрочка или рассрочка не предоставляются. (неисполненная в установленный срок обязанность по уплате таможенных платежей и иных платежей, взимание которых возложено на таможенные органы; возбужденное производство по делу о банкротстве; возбужденного в отношении физического лица, являющегося индивидуальным предпринимателем либо руководителем и (или) главным бухгалтером юридического лица, уголовное дело, производство дознания по которому ведется таможенными органами; в случае неполного предоставления соответствующих сведений и документов).

Решение о предоставлении отсрочки или рассрочки уплаты налогов либо об отказе в ее предоставлении принимается в срок, не превышающий 10 рабочих дней со дня подачи заявления.

Важно! При нарушении сроков погашения отсрочек (рассрочек) уплачиваются пени, а плательщик, в том числе и его руководитель, могут быть привлечены к административной ответственности по части 9 ст.13.6 Кодекса Республики Беларусь об административных правонарушениях. Статья предусматривает применение штрафа на юридическое лицо в размере 20 % от неуплаченной суммы таможенного платежа, но не менее 2 базовых величин.

Рассрочка уплаты НДС при ввозе на территорию Республики Беларусь технологического оборудования и запасных частей к нему. Основанием является Декрет Президента Республики Беларусь от 13.06.2001 № 16 «О предоставлении рассрочки уплаты налога на добавленную стоимость при ввозе на территорию Республики Беларусь технологического оборудования и запасных частей к нему».

При ввозе на территорию Республики Беларусь товаров, классифицируемых согласно единой Товарной номенклатуре внешнеэкономической деятельности Таможенного союза в товарных позициях 7309 00, 7311 00, 8402-8408, 8410-8431, 8433-8443, 8444 00, 8445-8448, 8449 00 000 0, 8450-8466, 8468, 8471-8475, 8477-8481, 8483, 8484, 8486, 8487, 8501, 8502, 8503 00, 8504-8508, 8514-8517, 8523, 8528-8531, 8535-8537, 8543, 8545, 8603, 8604 00 000 0, 8605 00 000, 8608 00 000, 9010-9013, 9015, 9016 00, 9022, 9023 00, 9024, 9026, 9027, 9030-9032, в отношении которых применяется ставка ввозной таможенной пошлины ноль процентов, организациям и индивидуальным предпринимателям предоставляется рассрочка уплаты налога на добавленную стоимость на год с уплатой ежемесячно 1/12 суммы начисленного налога на добавленную стоимость .

Рассрочка в отношении технологического оборудования и запасных частей к нему предоставляется без взимания процентов и без обеспечения уплаты налога на добавленную стоимость. Рассрочка предоставляется непосредственно при выпуске товаров в соответствии с таможенной процедурой выпуска для внутреннего потребления.

Ежемесячно декларант обязан оформлять в таможне корректирующую декларацию на товары с учетом уплаченной части суммы НДС. Погашается рассрочка каждый месяц без взимания процентов за ее использование.

На сегодняшний момент это наиболее востребованная рассрочка у плательщиков.

Рассрочка уплаты НДС при ввозе товаров, являющихся предметами договоров международного лизинга. Основанием является Указ Президента Республики Беларусь от 24.09.2009 № 465 «О некоторых вопросах совершенствования лизинговой деятельности в Республике Беларусь».

В соответствии с Указом, при ввозе товаров, являющихся предметами договоров международного лизинга, при заявлении таможенной процедуры выпуска для внутреннего потребления по заявлению лизингополучателя предоставляется рассрочка уплаты налога на добавленную стоимость на срок действия договора лизинга, но не более чем на 5 лет.

Рассрочка предоставляется при условии обеспечения уплаты налога на добавленную стоимость.

Погашение рассрочки и уплата процентов производятся в течение срока ее действия ежеквартально равными долями.

Порядок взимания процентов за пользование отсрочкой или рассрочкой по уплате таможенных пошлин и налогов

За предоставление отсрочки или рассрочки по уплате таможенных пошлин и налогов взимаются проценты, начисляемые на непогашенную сумму рассрочки (за исключением рассрочки уплаты НДС при ввозе на территорию Республики Беларусь технологического оборудования и запасных частей к нему).

Проценты начисляются на сумму таможенной пошлины (налога), по уплате которой были предоставлены отсрочка или рассрочка, за период со дня, следующего за днем выпуска товаров, до дня прекращения обязанности по уплате таможенных пошлин, налогов в размере 1/360 ставки рефинансирования НБРБ, действовавшей в соответствующие периоды фактического пользования отсрочкой или рассрочкой уплаты за каждый день пользования. Суммы процентов уплачиваются одновременно с платежами, вносимыми в счет погашения рассрочки (отсрочки).

Расчет процентов за предоставление отсрочки или рассрочки уплаты таможенной пошлины (налога) производится по каждому такому периоду по формуле:

П = (РТП х КД х СР) / (360 х 100)

П - размер процентов, начисленных в соответствующем периоде фактического пользования отсрочкой или рассрочкой уплаты таможенной пошлины, налога.

РТП - размер суммы таможенной пошлины, налога, срок уплаты которых был изменен, не уплаченных в соответствующем периоде фактического пользования отсрочкой или рассрочкой уплаты таможенной пошлины, налога.

КД - количество календарных дней фактического пользования отсрочкой или рассрочкой уплаты таможенной пошлины, налога, ограниченное сроком, на который предоставлены отсрочка или рассрочка, в течение которых сумма таможенной пошлины, налога и ставка рефинансирования Национального банка Республики Беларусь оставались неизменными, включая день уплаты суммы таможенной пошлины, налога или день, предшествовавший дню, в котором была изменена ставка рефинансирования.

СР - ставка рефинансирования Национального банка Республики Беларусь, действовавшая в соответствующие периоды фактического пользования отсрочкой или рассрочкой уплаты таможенной пошлины, налога.

Размер процентов , подлежащих уплате за весь срок предоставления отсрочки или рассрочки уплаты таможенной пошлины и налога, определяется как сумма размеров процентов, исчисленных в соответствующих периодах фактического пользования отсрочкой или рассрочкой уплаты таможенной пошлины, налога.

Предлагаем вам воспользоваться нашими услугами по таможенному оформлению товаров, расчету процентов за пользование отсрочкой (рассрочкой) по уплате таможенных пошлин и налогов, а так же по оформлению всех необходимых документов на таможне. Обращайтесь к нашим специалистам по таможенному декларированию или по тел. +375 44 580 31 66.

Законодательство России позволяет российским организациям пользоваться в ряде случаев весьма значимой привилегией — отсрочкой по уплате налога. Какие есть основания для получения данной отсрочки? Каким образом она оформляется юрлицом?

Получить отсрочку по налогам юридическому лицу можно, следуя правовым нормам, которые закреплены в статье 64 Налогового Кодекса России, а также нормах налогового законодательства, корреспондирующих с ее положениями.

В статье 64 приводится, прежде всего, определение отсрочки по налогам. Соответствующая отсрочка — это разрешенный перенос срока перечисления налога в бюджет при наличии тех или иных оснований. Максимальная длительность отсрочки в общем случае — 1 год.

Вместе с тем, в исключительных случаях возможно продление отсрочки по платежу в бюджет до 5 лет. Решение об этом вправе принимать только Министр Финансов РФ. При этом, Правительство России может отсрочить уплату хозяйствующим субъектом налога на 3 года.

Отсрочка может предполагать единовременное погашение задолженности или же постепенную уплату долга. Во втором случае речь пойдет уже о рассрочке — но правовые основания для нее установлены те же, что и для отсрочки.

В предусмотренных законом случаях хозяйствующий субъект, получивший отсрочку по налогу, уплачивает наряду с долгом перед бюджетом дополнительные проценты.

Получить привилегию, связанную с переносом срока перечисления платежей в бюджет, юрлицо может по любым налогам — на доход, НДС, ЕНВД и т. д. Однако, для пользования данной привилегией у фирмы должны быть основания. Изучим их.

Основания для отсрочки налога

Юрлицо вправе претендовать на перенос срока платежа по налогу, если оно объективно не имеет возможности перечислить соответствующий платеж в бюджет вовремя. Уважительными причинами тому с точки зрения законодателя могут быть:

  • причинение юрлицу ущерба вследствие обстоятельств непреодолимой силы;
  • неполучение организацией бюджетных средств, за счет которых предполагается уплата налога (если хозяйствующий субъект участвует в правоотношениях, предусматривающих получение бюджетных средств);
  • угроза банкротства юрлица, которая может возникнуть вследствие уплаты им налога;
  • выпуск фирмой товаров или оказание услуг по сезонному принципу;
  • участие предприятия в правоотношениях, дающих право на отсрочку налога при перевозе товаров через границу Таможенного Союза.

Следует отметить, что налоговые агенты — лица, которые обязаны перечислять платежи в бюджет за других налогоплательщиков, не имеют права на получение отсрочки по соответствующим платежам. Отсрочку юрлицо может получить только по собственным налогам (или налогам филиалов либо представительств — которые не являются обособленными хозяйствующими субъектами).

Дочерние фирмы уплачивают налоги, а также решают вопросы по их отсрочкам самостоятельно — поскольку, в свою очередь, являются независимыми хозяйствующими субъектами. При этом, факт наличия оснований для отсрочки у головной фирмы не всегда сопровождается наличием аналогичных оснований у дочерних организаций.

Рассмотрим теперь то, как оформляется рассрочка юрлицом, имеющим основания для ее получения.

Наши юристы знают ответ на ваш вопрос

или по телефону:

Как оформить рассрочку?

Для получения рассрочки уполномоченному представителю юрлица необходимо обратиться в территориальное представительство Налоговой инспекции (ФНС) и передать туда пакет документов в установленном перечне. В него должны входить:

  1. Заявление по установленной форме - утвержденной Приказом ФНС РФ № ММВ-7-8/683, изданным 16.12.2016 года.
  2. Справки из кредитно-финансовых организаций, отражающие выручку фирмы за 6 месяцев, предшествующих дате подачи документов на отсрочку.
  3. Справки из кредитно-финансовых организаций, отражающие наличие у фирмы денежных средств на расчетных и иных банковских счетах.
  4. Документы, включающие перечень хозяйствующих субъектов, которые являются дебиторами организации, оформляющей отсрочку, а также сведения о задолженностях соответствующих дебиторов.
  5. Документ, отражающий обязательство фирмы соблюдать условия погашения задолженности в рамках отсрочки или рассрочки.
  6. Документы, отражающие основания для переноса срока перечисления налога в бюджет.

Такими документами могут быть, в частности:

  • заключение, удостоверяющие факт наступления обстоятельств непреодолимой силы в деятельности организации;
  • акт оценки ущерба фирмы вследствие наступления обстоятельств непреодолимой силы.
  1. В случае участия организации в правоотношениях, предполагающих получение бюджетных ассигнований — документы от компетентного распорядителя бюджетных средств, которые будут отражать суммы, что подлежат перечислению налогоплательщику в рамках соответствующих правоотношений.
  2. Документы о наличии у юрлица в собственности движимого или недвижимого имущества, на которое в соответствии с законодательством может быть наложено взыскание.
  3. Документы, удостоверяющие получение фирмой основной выручки от продажи товаров и оказания услуг преимущественно сезонного характера. При этом, соответствующие виды экономической деятельности должны быть включены в перечни, закрепленные законодательно.

При необходимости, и в случаях, предусмотренных законодательством в ФНС также предоставляется поручительство или же банковская гарантия на обязательства юридического лица.

В любом случае при обращении в ФНС по вопросам отсрочки следует уточнять то, какие конкретно документы должны подаваться. Это облегчит взаимопонимание между ведомством и налогоплательщиком и, возможно, повысит вероятность принятия налоговиками положительного решения в отношении отсрочки уплаты юрлицом исчисленных налогов.

Заявление, а также документы, дополняющие его, необязательно подавать заявление в представительство ФНС, в котором зарегистрирована фирма. Достаточно подать документ в любую территориальную структуру Налоговой инспекции. В установленном законом порядке разные представительства ФНС могут обмениваться сведениями о налогоплательщиках, запрашивающих отсрочки по налогам.

ФНС, получив от юрлица указанные документы, принимает решение о предоставлении фирме отсрочки в уплате налогов. Изучим то, в каком порядке принимается данное решение.

Принятие решения об отсрочке налогов: нюансы

Рассматриваемое решение должно быть принято ФНС в течение 30 дней после получения комплекта указанных выше документов. При этом, юрлицо может направить налоговикам ходатайство о предоставлении отсрочки по налогу на период принятия соответствующего решения.

Решение ФНС должно отражать:

  • величину задолженности хозяйствующего субъекта перед бюджетом;
  • наименование налога — одного или нескольких, по которым предоставляется рассрочка;
  • сведения о процентах — уплачиваемых вместе с налогом в предусмотренных законом случаях;
  • сведения об имуществе, используемом в качестве предмета залога, о поручительствах и финансовых гарантиях.

В случае, если ФНС принимает решение отказать налогоплательщику в реализации его права на отсрочку платежа — соответствующее решение должно быть мотивировано. В любом случае фирма вправе оспорить его в установленном порядке.

Копия рассматриваемого решения направляется юрлицу в течение 3 дней. При необходимости копия документа также направляется в территориальное подразделение ФНС, в котором фирма стоит на учете (если представительство ФНС, в которое подаются документы, располагается в другом месте).

Можно отметить, что на уровне региональных и муниципальных правовых актов могут устанавливаться иные основания для предоставления хозяйствующим субъектам отсрочек по тем или иным налогам — но только относящимся к региональным или местным. По федеральным налогам правила предоставления отсрочек устанавливаются только в НК РФ и иных нормативных актах федерального уровня.

В случае, если отсрочка запрошена по региональному или муниципальному налогу, то территориальные представительства ФНС, принимая решения об отсрочках таким налогам, согласуют свои действия с региональными или муниципальными властями. В свою очередь, при рассмотрении отсрочек по федеральным налогам специалисты ФНС не совещаются с кем-либо: принятие решений по соответствующим платежам находится только в компетенции ФНС.

В целом ряде случаев организация может перенести установленный срок уплаты налога и сбора на более поздний срок, экономя при этом не на сумме налога, а на стоимости привлечения денежных средств.

Правовые основы

Право имеющие

С ледует обратить внимание, что не каждая организация вправе перенести установленный срок уплаты налога. Статьей 62 НК РФ определены обстоятельства, исключающие такую возможность. Так, компания не сможет отсрочить дату уплаты налога, если в ее отношении:

  • возбуждено уголовное дело по признакам преступления, связанного с нарушением законодательства о налогах и сборах;
  • проводится производство по делу о налоговом правонарушении либо об административном правонарушении в области налогов и сборов, таможенного дела в части налогов, подлежащих уплате в связи с перемещением товаров через таможенную границу РФ;
  • имеются достаточные основания полагать, что она воспользуется таким изменением для сокрытия своих денежных средств или иного имущества, подлежащего налогообложению, либо собирается выехать за пределы РФ на постоянное жительство.

Если вышеперечисленное организацию и ее должностных лиц не касается, можно подумать о получении отсрочки и рассрочки по уплате налога.

Согласно пункту 2 статьи 64 НК РФ отсрочка или рассрочка по уплате налога могут быть предоставлены заинтересованному лицу при наличии хотя бы одного из следующих оснований:

  • 1) причинения этому лицу ущерба в результате стихийного бедствия, технологической катастрофы или иных обстоятельств непреодолимой силы;
  • 2) задержки этому лицу финансирования из бюджета или оплаты выполненного этим лицом государственного заказа;
  • 3) угрозы банкротства этого лица в случае единовременной выплаты им налога, утверждения арбитражным судом мирового соглашения либо графика погашения задолженности в ходе процедуры финансового оздоровления;
  • 4) если имущественное положение физического лица исключает возможность единовременной уплаты налога;
  • 5) если производство и (или) реализация товаров, работ или услуг лицом носит сезонный характер. Перечень отраслей и видов деятельности, имеющих сезонный характер, утверждается Правительством РФ;

Перечень видов деятельности с сезонным характером работ утвержден постановлением Правительства РФ от 06.04.1999 г. № 382.

  • 6) при наличии оснований для предоставления отсрочки или рассрочки по уплате налогов, подлежащих уплате в связи с перемещением товаров через таможенную границу РФ, установленных ТК РФ.

При этом если отсрочка или рассрочка по уплате налога предоставлена по основаниям, указанным в пунктах 3, 4 и 5, на сумму задолженности начисляются проценты исходя из одной второй ставки рефинансирования ЦБ РФ, действовавшей в течение периода отсрочки или рассрочки, если иное не предусмотрено таможенным законодательством РФ в отношении налогов, подлежащих уплате в связи с перемещением товаров через таможенную границу РФ (см.Пример 1).

Пример 1

Свернуть Показать

Деятельность ЗАО «Актив» носит сезонный характер. Поэтому компания получила отсрочку по уплате налога на прибыль в размере 300 000 руб. сроком на 6 месяцев. Ставка рефинансирования за все время отсрочки не менялась и составляла 12,5 процентов годовых.

За пользование отсрочкой организация заплатит:

300 000 руб. × 12,5% × 1/2 × 6 мес. : 12 мес. = 9 375 руб.

Если бы фирма не получила отсрочку и задержала уплату налога на 6 месяцев (180 дней), то ей пришлось бы заплатить пени в сумме:

300 000 руб. × 12,5% × 1/300 × 180 дн. = 21 600 руб.

По решению Совета директоров Банка России с 24 апреля 2009 года ставка рефинансирования составляет 12,5%.

Если же отсрочка или рассрочка по уплате налогов предоставлена по основаниям, указанным в пунктах 1 и 2, на сумму задолженности проценты не начисляются.

Длительность

Отсрочка или рассрочка предоставляются на срок, не превышающий один год, соответственно с единовременной или поэтапной уплатой налогоплательщиком суммы задолженности (п. 1 ст. 64 НК РФ). По решению Правительства РФ уплата федеральных налогов в части, зачисляемой в федеральный бюджет, отсрочка или рассрочка может быть продлена до трех лет.

И уж в совершенно особых случаях, если размер задолженности организации на 1-е число месяца подачи заявления о предоставлении отсрочки или рассрочки превышает 10 миллиардов рублей и ее единовременное погашение создает угрозу возникновения неблагоприятных социально-экономических последствий, отсрочка или рассрочка по уплате одного или нескольких федеральных налогов, а также пеней и штрафов по ним могут быть предоставлены по решению министра финансов РФ на срок до пяти лет.

Следует обратить внимание, что отсрочку или рассрочку можно получить по одному или нескольким налогам.

Порядок оформления

Правила предоставления отсрочки, рассрочки и инвестиционного налогового кредита утверждены приказом ФНС России от 21.11.2006 г. № САЭ-3-19/798@. Так, чтобы изменить срок уплаты налогов, компания и предприниматель должны подать в уполномоченный орган следующие документы:

  • заявление (см.Пример 2);
  • справку налогового органа по месту учета о состоянии расчетов с бюджетами по налогам, сборам, взносам;
  • справку налогового органа по месту учета о предоставленных ранее отсрочках, рассрочках (в том числе в порядке реструктуризации), налоговых и инвестиционных налоговых кредитах, с выделением сумм, не уплаченных на момент обращения;
  • обязательство, предусматривающее на период действия отсрочки (рассрочки, инвестиционного кредита) соблюдение условий, на которых принимается решение об изменении срока уплаты налога, сбора;
  • копию устава (учредительного договора, положения) организации и внесенных в него изменений;
  • баланс и другие формы бухгалтерской отчетности, характеризующие финансовое состояние налогоплательщика за предыдущий год и истекший период того года, в котором он обратился по поводу изменения срока уплаты налога;
  • поручительство, предусмотренное статьей 74 НК РФ, если основаниями для отсрочки или рассрочки федеральных налогов служат: угроза банкротства, невозможность единовременной выплаты налога в силу имущественного положения или если производство и реализация товаров (работ, услуг) лицом носит сезонный характер (заверенную в установленном порядке копию договора поручительства либо документы об имуществе, которое может быть предметом залога, и проект договора залога, подписанный залогодателем - региональных и (или) местных налогов);
  • непосредственно документы, подтверждающие наличие оснований на получение отсрочки или рассрочки.

Право принимать решение о переносе сроков уплаты налогов имеют:

  • по федеральным налогам (НДС, акцизы, ЕСН, налог на прибыль и т.д.) - ФНС России;
  • по региональным и местным налогам (налог на имущество и транспортный) - территориальные налоговые инспекции;
  • по налогам, которые платят на таможне, - Федеральная таможенная служба и ее территориальные подразделения.

Судебно-арбитражная практика

Требование о предоставлении справки налогового органа по месту учета налогоплательщика об отсутствии оснований, исключающих изменение срока уплаты налогов и сборов (следует отметить, что решением ВАС РФ от 21.01.2008 г. № 14430/07 данный подпункт признан не соответствующим НК РФ и недействующим).

Не стоит также забывать, что копию соответствующего заявления компания и предприниматель в течение пяти дней должны направить в налоговый орган по месту своего учета.

В течение месяца после получения заявления уполномоченный орган принимает решение об отсрочке (рассрочке) уплаты налога или об отказе в этом, согласовав его с финансовыми органами.

По ходатайству компании уполномоченный орган вправе принять решение о временном (на период рассмотрения заявления о предоставлении отсрочки или рассрочки) приостановлении уплаты суммы фискальной задолженности. В течение пяти дней со дня принятия решения его копия представляется в налоговый орган по месту учета организации.

При отсутствии обстоятельств, установленных пунктом 1 статьи 62 НК РФ, уполномоченный орган не вправе отказать компании в отсрочке или рассрочке, в пределах суммы причиненного ей ущерба либо суммы недофинансирования или неоплаты выполненного ею госзаказа.

В решении о предоставлении отсрочки или рассрочки по уплате налога должны быть указаны:

  • сумма задолженности;
  • налог, по уплате которого предоставляются отсрочка или рассрочка;
  • сроки и порядок уплаты суммы задолженности и начисляемых процентов;
  • документы об имуществе, которое является предметом залога, либо поручительство.

Кроме того, в решении фиксируется дата, с которой оно вступает в силу. При этом причитающиеся пени за все время со дня, установленного для уплаты налога, до момента вступления в силу решения включаются в сумму задолженности.

Если же чиновники отказали компании в отсрочке или рассрочке, они должны мотивировать свое решение.

Тем не менее каким бы ни было решение, уполномоченный орган должен направить его в трехдневный срок после принятия в адрес организации и налогового органа по месту ее учета.

Следует отметить, что при возникновении разногласий по вопросам предоставления отсрочки или рассрочки суды часто встают на сторону бизнеса.

Судебно-арбитражная практика

Свернуть Показать

Бездействие налогового органа, выразившееся в оставлении без рассмотрения заявления налогоплательщика о предоставлении отсрочки по уплате налога, незаконно (постановления ФАС Уральского округа от 21.01.2008 г. № Ф09-11304/07-С3 и ФАС Уральского округа от 21.04.2008 г. № Ф09-2507/08-С3).

Тем более, что не допускается отказ заинтересованному лицу в отсрочке по уплате налогов в пределах суммы недофинансирования при отсутствии обстоятельств, установленных пунктом 1 статьи 62 НК РФ (постановление ФАС Восточно-Сибирского округа от 12.02.2008 г. № А19-11457/07-Ф02-9913/07).

Свернуть Показать

Роман Стасюк, адвокат:

«После принятия решения о предоставлении рассрочки (отсрочки) налоговых обязательств орган налоговой службы по месту регистрации организации заключает с ней договор о рассрочке (отсрочке). В документе должны быть указаны название и вид платежа, коды бюджетной классификации, сумма рассроченного (отсроченного) налогового обязательства, срок рассрочки (отсрочки), сроки уплаты отмеченных сумм, права и обязанности налогоплательщика и налогового органа, условия действия принятого решения и заключенного договора.

Срок действия договора начинается с даты его заключения. С этого момента пеня на рассроченные (отсроченные) суммы не начисляется. В соответствии с пунктом 3.9 Порядка рассрочки и отсрочки, если договор заключается позднее дня принятия соответствующего решения, то такое решение является основанием для отмены пени и штрафных санкций, начисленных за несвоевременную уплату согласованного налогового обязательства, сумма которого подлежит отсрочке (рассрочке), за период от начала действия рассрочки (отсрочки) до даты подписания договора.

В случае внесения в договор изменений или дополнений они должны быть утверждены подписями и печатями должностных лиц участников договора».

Свернуть Показать

Ирина Мирошниченко, налоговый аудитор ООО «Бейкер Тилли Русаудит»:

К сожалению, практика показывает, что нормы НК РФ, предоставляющие налогоплательщику право и возможность получить в тяжелой финансово-экономической ситуации послабление (рассрочку, отсрочку) по уплате налогов, на самом деле не действуют или действуют далеко не всегда. Возможно, когда речь идет о крупнейших предприятиях и суммах в миллиарды рублей, этот механизм можно заставить работать. В случаях, касающихся средних предприятий, не приближенных к чиновникам, это маловероятно. Рассмотрим реальную ситуацию, с которой столкнулась организация, пожелавшая получить рассрочку по уплате НДС в связи с невозможностью зачесть в счет предстоящих платежей сумму налога, подлежащую к возмещению.

Согласно старой редакции статьи 176 НК РФ разница, возникшая по итогам налогового периода между суммой вычетов и общей суммой налога и подлежащая возмещению, направлялась в течение трех календарных месяцев на исполнение обязанностей налогоплательщика по уплате налогов и сборов. Зачет инспекторы производили самостоятельно. По истечении трехмесячного срока сумма, которая не была зачтена, возвращалась налогоплательщику по его письменному заявлению (см. Пример 3).

Пример 3

Свернуть Показать

По данным расчета НДС за месяц (квартал) компании, сумма к возмещению из бюджета составила 1 000 руб. Организация написала заявление о том, чтобы эту сумму направили в зачет уплаты налога в следующих периодах. Это позволило избежать налоговой проверки. В следующем месяце (квартале) компания рассчитала к уплате налог в размере 1 500 руб. Тогда вместе с подачей налоговой декларации по НДС организация написала заявление с просьбой учесть сумму налога к возмещению за прошлый период в счет уплаты налога за текущий период. Таким образом, за текущий период компании оставалось оплатить только 500 руб.

Это было очень удобно и организациям, и налоговым инспекциям.

С вступлением в силу в 2007 году Федерального закона от 27.07.2006 г. № 137-ФЗ ситуация изменилась: теперь после сдачи налогоплательщиком декларации инспекция при проведении камеральной проверки оценивает обоснованность суммы, заявленной к возмещению. В течение семи дней по итогам проверки, если не выявлены нарушения законодательства о налогах и сборах, налоговый орган принимает решение о возмещении соответствующих сумм.

Пример 4

Свернуть Показать

По данным расчета НДС за месяц (квартал) компании, сумма к возмещению из бюджета составила 1 000 руб. После подачи декларации начинается камеральная проверка с истребованием документов по НДС за этот период, которая проводится в течение трех месяцев со дня представления декларации. То есть если декларация за 1 квартал 2009 г. предоставлена 20 апреля, то проверка будет проводиться до 20 июля 2009 г. и раньше не закончится. Плюс 7 дней на вынесение решения. В то же время 20 июля - это крайний срок для представления декларации и уплаты НДС за II квартал 2009 г.

Таким образом, если во II квартале компания рассчитала налог к уплате в размере 1 500 руб., то получить зачет суммы, подлежащей возмещению по итогам I квартала, она не успеет и вынуждена будет заплатить исчисленную сумму полностью.

Сложилась такая ситуация, при которой налогоплательщик фактически может направить сумму налога, исчисленную к возмещению, на исполнение своей обязанности по уплате налога только через квартал (см. Пример 5).

Пример 5

Свернуть Показать

Компания, импортирующая сырье для пищевой промышленности, в I квартале 2008 года создала складские запасы (закупила больше, чем планировала реализовать в первом квартале, чтобы удовлетворить возрастающий к лету спрос). Таким образом, в первом квартале у компании по расчету НДС образовалась сумма к возмещению из бюджета.

После подачи декларации налоговая инспекция начала камеральную проверку с истребованием всех необходимых документов. Стали проводиться встречные проверки поставщиков и покупателей, сверки таможенных деклараций с таможней. Стало очевидным, что проверка затягивается и зачет до срока наступления платежа за II квартал компания получить не успеет.

Сумма налога к уплате (без зачета) за II квартал предполагалась весьма существенная, поэтому организация решила получить возможность рассрочить уплату НДС за II квартал на три месяца.

В качестве основания для получения рассрочки компания посчитала подходящим «угрозу банкротства в случае единовременной выплаты налога» (подп. 3 п. 2 ст. 64 НК РФ). Компания приложила к заявлению финансовую отчетность, график движения денежных средств, копии договоров, из которых следовало, какие платежи и в какие сроки должны быть совершить, а также документы об имуществе, которое может стать предметом залога (в данном случае товар в обороте). Копии заявления и документов компания направила в свою налоговую инспекцию по месту учета.

Поскольку решение о предоставлении рассрочки принимается уполномоченным органом в течение одного месяца со дня получения заявления, компания одновременно подала ходатайство о временном (на период рассмотрения заявления) приостановлении уплаты суммы задолженности.

По согласованию с УФНС организация подала весь пакет документов в ФНС через них и стала ожидать развития событий. Конечно, достаточно много времени ушло на то, чтобы прийти к решению о запросе рассрочки, подготовить и отправить документы в ФНС. В итоге к 20 июля, когда наступил срок уплаты налога за II квартал, компания не получила решения ни о предоставлении рассрочки (отсрочки) по уплате НДС, ни даже о временном приостановлении уплаты суммы задолженности.

Таким образом, организация оказалась в ситуации, которую предвидела и опасалась: не сумев воспользоваться ни возмещением по I кварталу (т.к. решение по камеральной проверке еще не было принято), ни отсрочкой по уплате налога (т.к. не было принято решение ФНС), ей пришлось отвлечь значительные средства из оборота для уплаты НДС за II квартал.

В конце концов, уже в августе 2008 г. компания получила решение налоговой инспекции об успешном завершении камеральной проверки с подтверждением суммы НДС к возмещению из бюджета. После подачи заявления на возврат данной суммы на расчетный счет и нескольких звонков с напоминанием уже в октябре компания вернула свои деньги. А ФНС все-таки ответило отказом на просьбу о рассрочке по причине того, что необходимости в ней уже нет.


Чем Минфин аргументирует новую точку зрения. Что важно включить в договор при предоставлении отсрочки платежа. Как покупателю и продавцу отражать проценты в налоговом учете.

До недавнего времени Минфин России утверждал, что проценты за отсрочку платежа, которые продавец товара получил от покупателя, облагаются НДС (Письма от 31.10.2013 N 03-07-14/46530, от 19.08.2013 N 03-07-11/33756, от 29.12.2011 N 03-07-11/356 и от 29.11.2010 N 03-07-11/457). Чиновники объясняли это тем, что получение процентов связано с оплатой реализованных товаров (пп. 2 п. 1 ст. 162 НК РФ). Ведь продавец предоставляет покупателю отсрочку не по самостоятельному договору, а в рамках договора купли-продажи товара.
Теперь ведомство считает, что проценты за отсрочку оплаты не включаются в базу по НДС (Письма Минфина России от 30.12.2014 N 03-07-05/68784, от 21.08.2014 N 03-07-11/41787 и от 18.08.2014 N 03-07-11/41207). В мае 2015 г. чиновники выпустили еще одно Письмо с такими же выводами (Письмо Минфина России от 21.05.2015 N 03-07-05/29303). Посмотрим, какие аргументы они приводят.

Подводя к выводу о неначислении НДС на сумму процентов за отсрочку платежа, ведомство ссылается на судебную практику

Все письма Минфина России с новой точкой зрения содержат одинаковые аргументы. Несколько писем совпадают буквально слово в слово (Письма Минфина России от 21.08.2014 N 03-07-11/41787 и от 18.08.2014 N 03-07-11/41207). Различается лишь описание ситуации. Но самое удивительное заключается в том, что чиновники обосновывают свои выводы ссылками не на НК РФ или другие акты законодательства, а на судебную практику. Причем не самую свежую.
Логическая цепочка начинается с Постановления ФАС Поволжского округа от 07.08.2012 N А12-542/2012 (оставлено в силе Определением ВАС РФ от 01.11.2012 N ВАС-14084/12). Из него взят вывод, что проценты, начисленные на сумму, в отношении которой продавец предоставил покупателю рассрочку, являются платой за коммерческий кредит (подробнее читайте во врезке на с. 82).

Читайте на e.rnk.ru. Суды всегда были против начисления НДС на проценты по коммерческому кредиту
Постановление ФАС Поволжского округа от 07.08.2012 N А12-542/2012, на которое ссылается Минфин России, не единственное по данному вопросу. Более того, в нем рассмотрена не очень распространенная ситуация. Речь идет о предоставлении рассрочки при покупке имущества, находящегося в муниципальной казне.
Непонятно, почему ведомство выбрало это судебное решение. Неясно и то, что подвигло чиновников перечитать Постановление почти трехлетней давности именно сейчас. Подробнее о более свежей арбитражной практике и аргументах судов читайте на сайте e.rnk.ru в статье "Как сейчас налоговики и суды относятся к вопросу исчисления НДС с сумм, связанных с реализацией" // РНК, 2014, N 11.

Далее ведомство привело выдержку из совместных разъяснений Пленума Верховного Суда РФ и Пленума ВАС РФ. В них указано, что к коммерческому кредиту относятся гражданско-правовые обязательства, предусматривающие отсрочку или рассрочку оплаты товаров, работ или услуг. К отношениям по коммерческому кредиту применяются нормы Гражданского кодекса о договоре займа (п. 2 ст. 823 ГК РФ). Следовательно, проценты, взимаемые за предоставление коммерческого кредита, являются платой за пользование денежными средствами (п. 12 совместного Постановления Пленума Верховного Суда РФ N 13 и Пленума ВАС РФ N 14 от 08.10.1998).
Проценты по займам освобождены от обложения НДС (пп. 15 п. 3 ст. 149 НК РФ). Поэтому Минфин России пришел к выводу, что проценты, полученные продавцом от покупателя за предоставление отсрочки или рассрочки по оплате товаров, НДС не облагаются.

Минфин не объяснил, что он понимает под коммерческим кредитом

Чиновники уклонились от разъяснения термина "коммерческий кредит". Хотя сами его широко используют. Они указали, что разъяснение норм, терминов и понятий Гражданского кодекса не входит в их компетенцию (Письма Минфина России от 21.05.2015 N 03-07-05/29303 и от 30.12.2014 N 03-07-05/68784).
Ранее ведомство указывало, что обязательства по коммерческому кредиту не образуют отдельного договора. Они входят в состав иных обязательств, составляющих соответствующий договор. То есть коммерческий кредит представляет собой не самостоятельную сделку заемного типа, а условие, содержащееся в возмездном договоре. Например, в договор купли-продажи, аренды, подряда или перевозки может быть включено условие об отсрочке или рассрочке оплаты за реализованные товары, выполненные работы или оказанные услуги. Только при наличии этого условия у сторон договора возникают кредитные обязательства (Письма Минфина России от 17.02.2015 N 02-02-09/7180 и от 19.09.2012 N 02-11-04/3810).
Если в договоре имеется условие об оплате товара, работы или услуги через какое-то время после получения их покупателем, это не считается коммерческим кредитом. Предоставление кредита в форме отсрочки или рассрочки платежа должно быть прямо предусмотрено в договоре купли-продажи или возмездного оказания услуг (п. 1 ст. 823 ГК РФ). Более того, стороны должны прописать все существенные условия:
- ставку процентов за пользование коммерческим кредитом. Если ставка не установлена, проценты начисляют исходя из ставки рефинансирования Банка России на день уплаты суммы долга (п. 1 ст. 809 ГК РФ);
- сумму, на которую начисляются проценты;
- период, за который предусмотрено взимание процентов. Например, стороны могут договориться, что проценты уплачиваются начиная с 11-го дня с момента отгрузки товаров. Только с этого дня возникнут отношения по коммерческому кредиту. Начисление процентов прекращается со дня, следующего за днем окончательного расчета за приобретенный товар, работу или услугу.

Проценты за просрочку оплаты, взысканные продавцом с покупателя, являются санкцией и поэтому не облагаются НДС

Важно не спутать проценты за отсрочку или рассрочку платежа с начислением процентов за несвоевременную оплату по договору. Договор может предусматривать оба вида процентов. Ведь они уплачиваются по разным основаниям.
Взимание процентов за просрочку предусмотрено ст. 395 ГК РФ. Эти суммы представляют собой ответственность за неисполнение договорных обязательств. Сторона, нарушившая срок оплаты, уплачивает их независимо от того, предоставлялся коммерческий кредит или нет.
Минфин России считает, что штрафы, пени, неустойки или иные санкции за несвоевременную оплату не облагаются НДС (Письма от 30.10.2014 N 03-03-06/1/54946 и от 04.03.2013 N 03-07-15/6333). Ведь эти суммы не являются элементом ценообразования (подробнее об этом читайте во врезке ниже). Значит, продавец товара, работы или услуги, взыскавший с покупателя проценты за нарушение срока оплаты, не включает их в базу по НДС.

Читайте на e.rnk.ru. Как определить, является ли неустойка частью цены
Минфин России делит штрафные санкции за нарушение условий договоров на являющиеся элементом ценообразования и не являющиеся таковым (Письма от 30.10.2014 N 03-03-06/1/54946 и от 04.03.2013 N 03-07-15/6333). По мнению чиновников, если санкция представляет собой скрытую часть цены, получатель должен начислить на нее НДС. Ведь штрафная санкция напрямую связана с оплатой реализованных товаров, работ или услуг (пп. 2 п. 1 ст. 162 НК РФ). Санкция не облагается НДС, только если она не является элементом ценообразования.
Ведомство не разъяснило, как на практике подразделять штрафы, пени, неустойки по этому признаку. Подробнее о возможных формулировках в договорах и налоговых последствиях читайте на сайте e.rnk.ru в статье "На какие штрафы по договорам Минфин разрешает не начислять НДС" // РНК, 2015, N 6.

Ранее чиновники требовали начислять НДС на любые штрафы, пени и санкции, которые продавец получил от покупателя (Письма Минфина России от 17.08.2012 N 03-07-11/311, от 18.05.2012 N 03-07-11/146 и от 16.08.2010 N 03-07-11/356). Ссылались на то, что санкции связаны с оплатой товаров, работ или услуг. Такие суммы увеличивают базу по НДС (пп. 2 п. 1 ст. 162 НК РФ). Но и по этому вопросу Минфин России изменил свою точку зрения. Опять же из-за судебной практики.
Ведомству пришлось учесть выводы Президиума ВАС РФ (Постановление от 05.02.2008 N 11144/07). Судьи пришли к выводу, что штрафные санкции по договорам представляют собой ответственность за ненадлежащее исполнение обязательств. Поскольку эти суммы не связаны с оплатой товаров, работ или услуг, они не облагаются НДС. Минфин России признал этот факт (Письма от 30.10.2014 N 03-03-06/1/54946 и от 04.03.2013 N 03-07-15/6333).

Продавец включает проценты по коммерческому кредиту в налоговые доходы, даже если покупатель их не заплатил

Для продавца проценты, которые ему должен уплатить покупатель за отсрочку или рассрочку платежа, являются доходом. При расчете налога на прибыль всю сумму процентов по коммерческому кредиту продавец включает во внереализационные доходы (п. 6 ст. 250 НК РФ). Аналогичного мнения придерживается Минфин России (Письмо от 23.03.2010 N 03-03-06/1/169).
Доходы в виде процентов отражаются в налоговом учете на последнее число каждого месяца, за который их начислили (абз. 1 п. 6 ст. 271 и абз. 3 п. 4 ст. 328 НК РФ). Неважно, какой срок для уплаты установлен в договоре. Кроме того, для признания дохода не имеет значения, уплатил покупатель проценты или нет. С этим согласен Минфин России (Письма от 17.09.2012 N 03-03-06/2/108, от 15.06.2011 N 03-03-06/1/345, от 20.12.2010 N 03-03-06/1/791 и от 16.08.2010 N 03-03-06/1/549).
Значит, безопаснее не включать в договоры условие о возможности предоставления коммерческого кредита, если стороны не планируют его использовать. Ведь при наличии такого гипотетического условия налоговики могут потребовать, чтобы продавец включил сумму процентов во внереализационные доходы. Даже если коммерческий кредит не предоставлялся и никакие проценты не начислялись и не уплачивались.
В месяце, в котором покупатель полностью рассчитался за приобретенные товары, работы или услуги, коммерческий кредит считается погашенным. Поэтому проценты за этот месяц продавец включает в доходы не на последнее число месяца, а на дату окончательного расчета по основному договору (абз. 3 п. 6 ст. 271 НК РФ).

С 2015 года покупатели признают расходы в виде процентов за отсрочку или рассрочку платежа
в полном размере, без нормирования

При расчете налога на прибыль проценты за пользование коммерческим кредитом покупатель включает во внереализационные расходы. Он отражает их по тем же правилам, что и проценты по другим видам долговых обязательств (пп. 2 п. 1 ст. 265 и ст. 269 НК РФ).
С 1 января 2015 г. нормирование этих затрат отменили (подробнее читайте во врезке ниже). Значит, всю сумму процентов по коммерческому кредиту, которые начислены за месяц, покупатель включает в налоговые расходы (абз. 2 п. 1 ст. 269 НК РФ). В том числе и по тем коммерческим кредитам, которые он получил еще до начала 2015 г. Это подтверждает Минфин России (Письма от 14.05.2015 N 03-03-06/2/27735 и от 13.01.2015 N 03-03-06/1/69460).

Читайте на e.rnk.ru. Еще больше полезных материалов
С 2015 г. практически заново переписали ст. 269 НК РФ, которая регламентирует налоговый учет расходов в виде процентов по займам и кредитам. Разъяснений контролеров по применению новых правил пока немного. Да и многие письма, выпущенные ими до 2015 г., сохраняют актуальность. Например, проценты по кредиту, израсходованному на приобретение основного средства, по-прежнему не включаются в его первоначальную стоимость (Письма Минфина России от 10.03.2015 N 03-03-10/12339, от 28.06.2013 N 03-03-06/1/24671 и от 11.06.2013 N 03-03-06/1/21757).
Как и раньше, рискованно признавать в налоговых расходах проценты по займам и кредитам, которые организация использовала для выдачи беспроцентного займа другой компании (Письмо УФНС России по г. Москве от 28.02.2005 N 20-12/12463). Но можно смело включать в расходы проценты по займам и кредитам, которые организация направила на возврат ранее полученного займа или погашение задолженности по налогам (Письма Минфина России от 12.03.2010 N 03-03-06/1/125 и от 22.01.2007 N 03-03-06/1/19, ФНС России от 04.02.2010 N 3-2-09/15 и УФНС России по г. Москве от 05.10.2010 N 16-15/104054@).
Подробнее об этом читайте на сайте e.rnk.ru в статье "Какие разъяснения налоговиков по учету процентов по кредитам остаются актуальными и в 2015 году" // РНК, 2015, N 8.

Единственное исключение - проценты по коммерческому кредиту, признанному контролируемой сделкой. Эти проценты отражают в налоговом учете по особым правилам. Их по-прежнему учитывают в пределах норматива (абз. 3 п. 1, п. п. 1.1, 1.2 и 1.3 ст. 269 НК РФ). Но коммерческие кредиты, являющиеся контролируемыми сделками, это редкое явление.
Покупатель признает расходы в виде процентов на те же даты, на которые продавец отражает их во внереализационных доходах. То есть на последнее число каждого месяца пользования коммерческим кредитом (абз. 1 п. 8 ст. 272 НК РФ). Не имеет значения, перечислил покупатель эти проценты продавцу или еще нет.
Проценты за тот месяц, в котором покупатель погасил задолженность за приобретенные товары, работы или услуги, он включает во внереализационные расходы не на последнее число месяца, а на дату ее погашения (абз. 3 п. 8 ст. 272 НК РФ).

Расходы на страхование коммерческого кредита признавать в налоговом учете рискованно

Покупатель и продавец, договорившиеся о предоставлении отсрочки или рассрочки по оплате товара, вправе застраховать риски, связанные с этим. Прежде всего, риск невозврата коммерческого кредита. Особенно если его сумма значительна или отсрочка предоставлена на длительный срок.
Минфин России считает, что расходы на страхование коммерческого кредита нельзя учесть при расчете налога на прибыль (Письмо от 19.11.2008 N 03-03-06/1/639). Ведь этот вид страхования не является обязательным. Кроме того, он не упоминается в перечне видов добровольного страхования, расходы на которое можно признать в налоговом учете. Этот перечень является закрытым (п. 1 ст. 263 НК РФ).
Значит, взносы по договору добровольного страхования коммерческого кредита безопаснее не включать в налоговые расходы. Неважно, у кого они возникли - у покупателя (заемщика) или продавца (кредитора). Тем более что Налоговый кодекс содержит запрет на учет расходов на те виды добровольного страхования, которых нет в закрытом перечне (п. 6 ст. 270 НК РФ).

Последний раз обновлено:

В некоторых случаях перенести уплату налога на более поздний срок можно на совершенно законных основаниях.

По Налоговому кодексу фирма может обратиться с просьбой о предоставлении отсрочки или рассрочки по уплате налога (ст. 64 НК РФ).

Воспользовавшись ими, можно оттянуть срок расчетов с бюджетом до одного года. По решению Правительства России отсрочку или рассрочку уплаты федеральных налогов предоставляют на срок от одного года до трех лет.

При отсрочке налог уплачивается единовременно после окончания отсрочки, а при рассрочке налог платится постепенно в течение всего периода рассрочки по заранее согласованному графику.

Пример. Когда платить налог при отсрочке

В январе текущего года предприниматель получил годовую отсрочку по уплате налога на добавленную стоимость. Налог надо заплатить в январе следующего года.

Пример. Когда платить налог при рассрочке

В апреле фирма получила годовую рассрочку по уплате НДС за I квартал. По согласованному графику рассрочки налог надо платить равными долями ежемесячно: с апреля текущего года по март следующего.

Обратите внимание: вы имеете право на отсрочку или рассрочку не только по налогу или сбору, но также по штрафам и пени.

Куда обращаться, если вы хотите получить отсрочку или рассрочку по уплате НДС, показано в таблице:

Необходимо отметить, что перенос срока уплаты федеральных налогов (к каковым относится и НДС) через ФНС - довольно трудоемкое занятие и удел в основном крупных предприятий. Малому и среднему бизнесу на практике можно рассчитывать лишь на перенос срока уплаты НДС на таможне.

Учтите, что отсрочка или рассрочка по уплате налога (за исключением случаев задержки финансирования из бюджета) может быть предоставлена только на сумму, не превышающую стоимость чистых активов фирмы.

Рассрочка уплаты НДС по результатам налоговой проверки

Рассрочка по уплате НДС по результатам налоговой проверки это перенос срока его уплаты на более поздний. Уплату налога переносят с даты уплаты, которая указана в требовании о его уплате (ст. 61 НК РФ).

Решение о рассрочке принимает территориальная налоговая инспекция, в которой стоит на учете организация или ИП. Здесь же можно получить рассрочку по уплате пеней и штрафов, доначисленных по результатам проверок.

Имейте в виду, что из-за невозможности выплатить сумму, начисленную по результатам налоговой проверки, ФНС может предоставить только рассрочку платежа. Отсрочку в этом случае вы не получите (пп. 7 п. 2 ст. 64 НК РФ).

Такой вид рассрочки налоговики предоставят фирме в том случае, если доначисленный по результатам проверки налог и штраф она не может уплатить из-за своего финансового положения. ИФНС должна оценить возможность уплаты налога в течение срока, на который предоставляется рассрочка. Вот условия, которым должен удовлетворять такой налогоплательщик:

  • cумма налогов, пеней и штрафов, установленная в ходе налоговой проверки, составляет не более 70% и не менее 30% выручки фирмы за год, предшествующий году вступления в силу решения ФНС;
  • фирма или ИП были зарегистрированы не ранее одного года до дня подачи в ИФНС заявления о предоставлении рассрочки;
  • в отношении организации или ИП не возбуждено производство по делу о несостоятельности (банкротстве);
  • фирма не находится в процессе реорганизации или ликвидации;
  • на момент подачи заявления о рассрочке организация не обжаловала решение ФНС по результатам налоговой проверки. Решение о предоставлении рассрочки отменяется в случае, если после его вынесения фирма обжалует решение по результатам налоговой проверки.

Решение о предоставлении рассрочки налоговая инспекция должна принять не позднее 45 дней с момента получения заявления от организации или ИП.