Аборигены амазонии. Женщины племен Амазонки. Дикие племена Амазонки Дикие племена людей амазонии

На берегах реки Мэйхи обитает дикое племя Пираху, насчитывающее около трёхсот человек. Выживают туземцы за счёт охоты и собирательства. Особенностью этого племени является их уникальный язык: в нём отсутствуют слова, обозначающие оттенки цветов, нет косвенной речи, а ещё интересный факт, в нем нет числительных слов (индейцы считают – один, два и много). У них нет преданий о сотворении мира, нет календаря, но при всём этом у народа Пираху не обнаружено качеств сниженного интеллекта.

Видео: Код Амазонки. В глухих джунглях реки Амазонка живет дикое племя пираха. Христианский миссионер Дэниел Эверетт пришел к ним нести слово божье, но в результате знакомства с их культурой стал атеистом. Но куда интереснее этого открытие относящиеся, к языку племени пираха.

Ещё известно одно дикое племя Бразилии – Синта ларга, численностью около полутора тысяч человек. Раньше это племя обитало в каучуковых джунглях, однако, из-за их вырубки Синта ларга стало кочующим племенем. Индейцы занимаются рыбалкой, охотой и земледелием. В племени существует патриархат, т.е. мужчина может иметь несколько жён. Также за всю жизнь мужчина Синта ларга получает несколько имён, в зависимости от индивидуальных особенностей или определённых событий в его жизни, но существует одно особое имя, которое хранится в секрете и его знают лишь самые близкие.

А в западной части долины реки Амазонки обитает очень агрессивное племя Корубо. Главным занятием индейцев этого племени является охота и набеги на соседние поселения. Причём в набегах участвуют как мужчины, так и женщины, вооружённые отравленными дротиками и дубинками. Существуют данные, что в племени Корубо встречаются случаи каннибализма.

Видео: Леонид Круглов: GEO: Непознанный мир: Земля. Тайны нового мира. «Великая река Амазонок». «Инцидент Корубо».

Все эти племена представляют собой уникальную находку для антропологов и эволюционистов. Изучая их быт и культуру, язык, верования можно лучше понять все этапы развития человечества. И очень важно сохранить это достояние истории в своём первобытном виде. В Бразилии создана специальная правительственная организация (Национальный индейский фонд), занимающаяся делами таких племен. Основная задача этой организации – оградить эти племена от любых вмешательств современной цивилизации.

Магия приключений — Яномами.

Фильм: Амазония / IMAX — Amazon HD.

Аша́нинка являются одной из крупнейших групп коренного населения в Южной Америке. Их потомкам были выходцы с обширных территорий, от Бразилии до Перу.

С колониальных времен у них была нелегкая жизнь: их народ прошел через порабощение, их земли уничтожались, а в конце 20 века они были втянуты в кровавые внутренние конфликты.

В наши дни на Ашанинка наступает очередная беда - вытеснение с родных мест более 10 000 коренного населения из-за строительство плотины на перуанской реке Рио Эни, текущей на восточных склонах южноамериканских Анд. Эта плотина является частью большого гидроэнергетического проекта бразильского и перуанского правительств, которые ведут работы без каких-либо консультаций с коренными народами.

Небольшой рассказ об племени Ашанинка, их родине и выживании в джунглях Амазонки. История «Аватара» на Земле. Фотографии Mike Goldwater.

Ашанинка является крупнейшим племенем в Южной Америке . Их родина охватывает огромный регион, от верховья реки Журуа? (правый приток Амазонки) до перуанских Андов. На протяжении последних ста лет колонизаторы, производители каучука, лесозаготовители, нефтяные компании и маоистские боевики вторгались на их земли. Их история угнетения и кражи земель находит отражение в жизни племенных народов по всему миру.

Влажные тропические леса Бразилии вдоль реки Энвира:

Ашанинка тысячелетиями жили в перуанской сельве, где предгорья Анд переходят в тропические леса Амазонки, и вели полукочевой образ жизни (кочевники - можно сказать, люди без определенного места жительства).



В конце 19 века некоторым пришлось бежать через границу в Акри - штат на северо-западе Бразилии, когда правительство Перу уступило огромные массивы тропического леса иностранным компаниям для заготовки каучука и создания кофейных плантаций. Это привело к вытеснению большого количество коренного народа со своих земель. Так называемый «резиновый бум», который прокатился по этой части джунглей Амазонки, уничтожил 90 процентов коренного населения порабощениями, ужасающей жестокостью и болезнями.

На фотографии: девушка из племени, расположившемся в бразильском штате Акри:

Сегодня в Бразилии находятся около 1 000 членов племени Ашанинка, проживающие вдоль рек Амониа, Бреу и Энвира. Основная часть Ашанинка по-прежнему живет на территории Перу, их количество оценивается в 70 000 человек.

На фотографии: деревня племени Ашанинка, находящаяся рядом с рекой Бреу, Бразилия:

Племени Ашанинка в Бразилии удалось избежать ужасов гражданской войны, постигших перуанские племена в 1980 - 90-х годах. Когда в Перу начал разгораться внутренний конфликт и террористическая организация Перу под названием «Сияющий путь» перешла к вооружённой партизанской борьбе, коренным народам пришлось пережить многочисленные убийства, взятия в плен, пытки и казни.

Ашанинка испытали все: порабощения во время «резинового бума», изгнания со своих родных территорий и зверства гражданской войны, развернувшейся в Перу с 1980 года.

На фотографии: подготовка стрелы для лука охотника:

Разделенные географически, различные племена Ашанинка объединяют их образ жизни, язык и вера. Жизнь Ашанинка связана с их родиной - . Большую часть времени они тратят на охоту в тропических лесах на тапиров, кабанов и обезьян.

На фотографии: начинающий охотник:

На своих территориях они выращивают различные культуры: батат (сладкий картофель), перец, тыкву, бананы и ананасы. Ведя полукочевой образ жизни, Ашанинка периодически мигрируют с места на место, что позволяет тропическим лесам восстанавливаться естественным путем.

Дети племени Ашанинка учатся самостоятельности - охоте и рыбалке - с самого раннего возраста. Но не все так просто. Незаконная вырубка красного дерева и кедра с 1980-х годов стала лишать Ашанинка, расположившихся в бразильском штате Акри, их родного дома - тропического леса. Это были трудные времена лишений, бедности и новых болезней, от которых не было иммунитета.

Чем больше идет наступление лесозаготовительных компаний на территории коренных народов, тем больше вероятность, что их дети больше не приобретут навыки, которые передаются из поколения в поколение. В конечном счете, эти навыки и накопленный опыт могут просто растеряться и исчезнуть...

Ашанинка раскрашивают свои лица каждый день краской, сделанной из семян растений. Их макияж меняется в зависимости от настроения:

На фотографии: впереди находится Каньон Орла - священное место для Ашанинка. В их мифологии, это то место, куда орлы собирают умерших, которые потом возродятся орлами…

В 2011 году 15 сообществ Ашанинка из Перу и Бразилии объединились, чтобы расследовать незаконную деятельность лесорубов на бразильской стороне границы. Результаты 5-дневной экспедиции с расположением мест незаконной вырубки тропических лесов были записаны представлены бразильским властям.

Группа местных мальчишек делает расческу из стеблей бамбука:

В 2003 году племени Ашанинка, проживающему в долине реки Рио Эни (верховья реки Амазонка), были официально предоставлены права на часть их исконных земель. Однако, уже в 2010 году бразильское и перуанское правительства подписали соглашение, которое позволяет бразильским энергетическим компаниям построить несколько крупных плотин в Бразилии, Перу и боливийских джунглях Амазонки.

На фотографии: долина реки Рио Эни, Перу:

2 000-мегаватная гидроэлектростанция на перуанской реке Рио Эни может вытеснить с родных мест более 10 000 коренного населения. При строительстве плотины будут уничтожены тысячи акров тропических лесов и затоплены деревни Ашанинка, расположенные выше по течению.

По проекту, бетонные стены плотины на перуанской реке Рио Эни будут возвышаться над долиной на 165 метров. «Река Рио Эни является душой и сердцем нашей территории: она питает наши леса, животных, растения и, самое главное, наших детей», - говорит человек из племени Ашанинка. «Мы будем отстаивать наше право жить в этом мире и расцениваем это вторжение как угрозу существования нашего народа. Мы будем бороться с уничтожением наших лесов».

Работы по возведению плотины велись без каких-либо консультаций с Ашанинка, что нарушает Декларацию ООН о правах коренных народов. Сейчас строительство плотины пока приостановлено указом нового президента Перу.

На фотографии: охотник:

Эта маленькая победа коренного народа джунглей Амазонки продемонстрировала, что они до сих пор могут выживать и противостоять многим вторжениям извне. Вся история Ашанинка - крупнейшего племени в Южной Америки - борьба за право жить на своей родной территории.

Вид с воздуха на часть долины реки Рио Эни - родины Ашанинка в Перу:

С помощью аэрофотосъемки удалось получить уникальные снимки из самого сердца амазонских джунглей, где до сих пор живут племена, которых не коснулась цивилизация. Это поселение индейцев яномамо, в котором живут около 100 человек. Круглая конструкция на фотографии, по всей видимости, является их жилищем. Всего в таких общинах на границе Бразилии с Венесуэлой проживает около 35 тысяч яномамо.

22 тысячи из них - на территории Бразилии, и еще 13 тысяч - на территории Венесуэлы. И многие никогда не вступали в контакт с внешним миром.

Индейцы яномамо очень восприимчивы к заболеваниям, которыми их могут заразить люди из цивилизованного мира. Но когда племя живет обособленно и не вступает в контакт, таких проблем не возникает.

Однако эту территорию активно осваивают нелегальные золотодобытчики (их число составляет не менее 5 тысяч). Они принесли с собой болезни вроде малярии и загрязнили источники воды и пищи ртутью, в результате чего индейцы яномамо столкнулись с серьезным кризисом. Правозащитники в один голос твердят, что это может привести к исчезновению таких первобытных племен.

Шаман и активист движения в защиту индейцев яномамо Дави Копенава заявляет: "Места, где живут, рыбачат, охотятся и занимаются земледелием индейские племена, нетронутые цивилизацией, необходимо защищать от вторжений. Мир должен знать о том, что они там, в своих родных джунглях, и уважать их право жить по-своему. А золотодобытчики - как термиты. Все возвращаются и возвращаются и никак не оставят нас в покое".



Территория, на которой живут племена индейцев яномамо

Фотокамеры уже не первый раз ловят такие моменты, когда из джунглей в небо взирают полуголые дикие люди. В 2008 году была сделана целая серия снимков на бразильско-перуанской границе, на которых ярко раскрашенные мужчины нацеливали свои стрелы на летательный аппарат и в их поведении ясно читалось: "Держитесь от нас подальше".

На Южную Америку приходится наибольшее количество племен, которые не контактируют с современной цивилизацией и по своему развитию недалеко ушли от каменного века. Они до такой степени затерялись в непроходимых джунглях огромного бассейна реки Амазонки, что ученые до сих пор периодически открывают все новые и новые племена индейцев, еще неизвестные миру.

Самолет обстреляли из луков

Бассейн реки Амазонки предоставляет собой уникальный регион, где до сих пор сохранилось немало мест, где еще не ступала нога ни топографа, ни этнографа, да и просто цивилизованного человека. Неудивительно, что периодически на этой огромной территории исследователи обнаруживают индейские племена, еще неизвестные ни местным властям, ни ученым. Больше всего так называемых неконтактных племен проживает в Бразилии. В списках Национального фонда индейцев зафиксировано уже более 80 таких племен. Одни племена насчитывают всего два-три десятка индейцев, другие могут достигать 1-1,5 тысяч человек.

В 2008 году новостные каналы буквально всего мира сообщили об обнаружении в джунглях Амазонии рядом с бразильско-перуанской границей ранее неизвестного племени. Во время очередного облета ученые с самолета заметили удлиненные хижины, а рядом с ними полуобнаженных женщин и детей. Когда самолет развернулся и повторно пролетел над деревней, женщины и дети уже исчезли, зато появились весьма воинственные мужчины, тела которых были раскрашены в красный цвет. Они бесстрашно сделали попытку попасть в самолет стрелами из своих луков. Кстати, вместе с воинами противостоять жуткой стрекочущей «птице» вышла раскрашенная в черный цвет женщина; возможно, это была жрица племени.

Ученые пришли к выводу, что неизвестное науке племя довольно благополучное и, возможно, многочисленное. Все его представители выглядят здоровыми и сытыми, на фото удалось зафиксировать корзины с фруктами, а с самолета заметили некое подобие сада. По мнению ученых, это племя застряло в первобытном строе и уже с десяток тысяч лет пребывает в таком состоянии.

Любопытно, что ученые совершенно не ожидали обнаружить в этом месте какое-либо поселение. До сих пор не предпринято никаких попыток выйти на контакт с этим племенем. Это опасно как для ученых, так и для индейцев: первые могут пострадать от копий и стрел дикарей, а вторые вымереть от болезней, к которым у них нет иммунитета.

«Сносители голов» и немножко каннибалы

В западной части бассейна Амазонки, на бразильской территории вблизи от границы с Перу, проживает племя корубо, которое впервые обнаружили только в 1996 году. Бразильцы называют этих индейцев корубо касетейрос, в переводе с португальского - «люди с дубинами». Есть у них и жутковатое прозвище - «сносители голов», оно связано с их привычкой носить с собой боевые дубины и ловко орудовать ими в конфликтных ситуациях и в схватках с соседними племенами. Поговаривают, что корубо являются каннибалами и вполне могут закусить человечиной, если будут голодны.

Мужская половина племени, конечно, занимается охотой и рыболовством. С помощью духовых трубок с отравленными стрелами корубо охотятся на птиц, обезьян и ленивцев, а иногда и на людей… В свое время испанские конкистадоры приходили в ужас от этих духовых трубок. Затаившись в густых зарослях со своим бесшумным оружием, индейцы могли нанести значительный урон любому отряду, а затем без потерь раствориться в джунглях. Современное оружие также не спасет путешественников, если корубо вдруг вздумают на них поохотиться.

У корубо процветает сплошная «демократия»: в их племени все равны, у них нет ни бедных, ни «олигархов», ни вождей, ни жрецов, ни каких-либо привилегированных слоев. Возникающие вопросы индейцы решают на общем собрании, причем женщины не лишены права голоса. Единственная привилегия у мужчин племени - это право иметь несколько жен. Типичная хижина индейцев - корубо представляет собой огромную «коммуналку», это очень длинный дом с четырьмя входами, в котором проживает до ста человек. Внутри он, правда, разделен некими плетенными из пальмовых листьев перегородками, но, по большому счету, они скорее создают только видимость наличия отдельных комнат.

У нас в России сведения об этом затерянном племени появились благодаря путешествиям и публикациям питерского ученого и бизнесмена Владимира Зверева. Путешествуя вместе с москвичом Анатолием Хижняком по амазонским джунглям, россияне неожиданно столкнулись с индейцами корубо. Эта встреча вполне могла закончиться гибелью путешественников; к счастью, с ними были вооруженные проводники, да и основная масса мужчин племени ушла из деревни на охоту.

За пару суток индейцы основательно обчистили наших путешественников, стащив у них не только продукты, ложки, кружки и миски, но и шляпы. Впрочем, зная об агрессивности этого племени, можно считать, что россияне еще легко отделались. Несмотря на свою весьма подмоченную репутацию, индейцы корубо находятся под защитой специально созданного в Бразилии Национального индейского фонда (FUNAI).

Кстати, корубо в свое время коварно убили семерых представителей этой организации, но сотрудники FUNAI не стали даже разыскивать убийц, считая, что этим детям джунглей неведомы бразильские законы, поэтому никакой ответственности за свои действия они не несут.

«Экстремальные эмпирики» из амазонских джунглей

Кроме корубо в Амазонии есть еще немало экзотических племен, среди них выделяется племя пираха. Подробности из жизни пираха стали известны миру благодаря христианскому миссионеру Дэниэлу Эверетту. Еще во второй половине XX века Эверетт поселился в племени по названием пираха, проживающем в долине реки Майей в Бразилии. Стоит отметить, что миссионер был лингвистом и антропологом, поэтому его свидетельства - это не просто записки религиозного деятеля и любознательного человека, а наблюдения вполне квалифицированного ученого.

Эверетт назвал пираха «экстремальными эмпириками»: эти индейцы опираются исключительно на свой опыт и не воспринимают то, чего не видели сами или не слышали от непосредственных очевидцев. Вот поэтому религиозная миссия Эверетта и потерпела полный крах. Как только он начал рассказывать о деяниях Иисуса, индейцы сразу засыпали его сугубо практическими вопросами. Их интересовало, какого роста был Спаситель, цвет его кожи и то, где Эверетт с ним познакомился. Как только миссионер признался, что никогда его не видел, один из индейцев сказал: «Ты никогда его не видел, так зачем ты нам это рассказываешь?» После этого пираха полностью потеряли интерес к душеспасительным беседам миссионера.

Пираха не перестают изумлять современных ученых: например, для них не существует понятия «один», а попытки научить их детей считать хотя бы до десяти оказались безуспешными. В конце обучения они даже не видели никакой разницы между кучками из пяти и четырех предметов, они считали их одинаковыми! В языке пираха практически отсутствует различие между единственным и множественным числом, а «он» и «они» для них - одно слово. Нет у них и таких, казалось бы, крайне необходимых слов, как «каждый», «все» и «больше». Об их языке Эверетт написал следующее: «Этот язык не был сложен, он был уникален. Ничего похожего на Земле больше не встречается».

Еще одна удивительная особенность этого племени - пираха боятся подолгу спать. По их мнению, после долгого сна можно проснуться уже другим человеком; кроме того, индейцы считают, что сон их делает слабыми. Вот так и живут, чередуя ночами двадцатиминутную дремоту с активным бодрствованием. Скорее всего, из-за отсутствия длительного сна, который для нас как бы разделяет день ото дня, у пираха нет ни «сегодня», ни «завтра». Они не ведут никакого учета времени и, как у героев популярной песни, у пираха «нет календаря».

Примерно раз в шесть-семь лет пираха меняют свое имя, ведь самих себя в возрасте ребенка, подростка, юноши, взрослого или старика они считают разными людьми…

Племя практически живет при коммунизме, у пираха нет частной собственности, все добытое они делят поровну, занимаясь охотой и собирательством ровно столько, сколько им нужно для пропитания на данный момент. Любопытно, что у пираха нет таких понятий, как «теща» или «свекровь», с понятиями родства у них явно бедновато. «Мама» и «папа» - это просто «родитель», им также считают и деда, и бабушку. Есть также понятия «ребенок» и «брат/сестра», причем последнее без различия пола. Никаких «дядь» и «теть» для пираха не существует. Также им неведомы чувства стыда, вины или обиды. Пираха обходятся без вежливых фраз, они и так любят друг друга.

После пребывания у пираха Эверетт полностью ушел в научную деятельность, стал профессором. Он считает представителей этого племени самыми счастливыми людьми в мире. Ученый пишет: «Вы не встретите у пираха синдром хронической усталости. Вы не столкнётесь здесь с самоубийством. Сама идея самоубийства противоречит их природе. Я никогда не видел у них ничего, хотя бы отдалённо напоминающего психические расстройства, которые мы связываем с депрессией или меланхолией. Они просто живут сегодняшним днём, и они счастливы. Они поют по ночам. Это просто феноменальная степень удовлетворённости - без психотропных препаратов и антидепрессантов».

Несмотря на опасения Эверетта о судьбе этого уникального племени из-за контакта с цивилизацией, в последние годы численность пираха, наоборот, возросла с 300 до 700 человек. Индейцы весьма прохладно относятся к благам цивилизации. Правда, одежду они все же стали носить, а из подарков, по словам Дэниэла, его друзья принимают только ткани, инструменты, мачете, алюминиевую посуду, нитки, спички, леску и крючки.

Возможно Вам будет интересно:

Оставить эмоцию

Нравится Тронуло Ха-Ха Ого Печаль Злюсь

5694


Этническое разнообразие на Земле поражает своим изобилием. Люди, живущие в разных уголках планеты, одновременно похожи друг на друга, но в тоже время сильно отличаются, своим образом жизни, обычаями, языком. В этой статье мы поговорим о некоторых необычных племенах, о которых Вам интересно будет узнать.

Индейцы пираха – дикое племя населяющее джунгли Амазонки

Индейское племя пираха обитает среди дождевых лесов Амазонии в основном на берегу реки Maici, в штате Амазонас, Бразилия.

Эта народность Южной Америки известна из-за своего языка, пирахан. На самом деле, пирахан – один из редчайших языков среди 6000 разговорных языков во всём мире. Количество носителей языка колеблется в пределах от 250 до 380 человек. Язык удивителен тем, что:

— не имеет чисел, для них существует всего два понятия «несколько» (от 1 до 4 шт.) и «много» (больше 5 шт.),

— глаголы не изменяются ни по числам, ни по лицам,

— в нём отсутствуют названия для цветов,

— состоит из 8 согласных и 3 гласных! Разве это не удивительно?

Согласно учёным-лингвистам мужчины племени пираха понимают элементарный португальский язык и даже говорят на очень ограниченные темы. Правда, не все представители мужского пола могут выражать свои мысли. Женщины же имеют слабое представление о португальском языке и вообще не используют его для общения. Однако в языке пирахан есть несколько заимствованных слов с других языков, преимущественно с португальского, например «кубок» и «бизнес».




Кстати, о бизнесе, индейцы пираха торгуют бразильскими орехами и предоставляют услуги сексуального характера, чтобы купить расходные материалы и инструменты, например, мачете, сухое молоко, сахар, виски. Целомудрие у них не является культурной ценностью.

Существует ещё несколько интересных моментов, связанных с этой народностью:

— у пираха нет принуждения. Они не указывают другим людям, что делать. Кажется, там вообще нет социальной иерархии, нет формального лидера.

— у этого индейского племени нет представления о божествах и боге. Тем не менее, они верят в духов, которые иногда принимают форму ягуаров, деревьев, людей.

— такое ощущение, что племя пираха – люди, которые не спят. Они могут вздремнуть минут 15 или самое большее часа два в течение всего дня и ночи. Они редко спят всю ночь.






Племя вадома – африканское племя людей с двумя пальцами на ногах

Племя вадома обитает в долине реки Замбези на севере Зимбабве. Они известны тем, что некоторые члены племени страдают эктродактилией, у них на ногах отсутствуют три средних пальца, а крайние два повернуты внутрь. Вследствие чего членов племени называют «двупалыми» и «страусоногими». Их огромные ноги с двумя пальцами – результат одной мутации в хромосоме номер семь. Однако в племени таких людей не считают неполноценными. Причина часто встречающейся эктродактилии в племени вадома – изоляция и запрет на вступление в брак за пределами племени.




Жизнь и быт племени короваев в Индонезии

Племя короваев, также называемое колуфо, проживает на юго-востоке автономной индонезийской провинции Папуа и состоит примерно из 3000 человек. Возможно, до 1970 года они не знали о существовании других людей, кроме себя.












Большинство кланов племени короваи живут на своей изолированной территории в домах на деревьях, которые располагаются на высоте 35-40 метров. Таким образом, они защищают себя от наводнений, хищников и поджогов со стороны кланов-соперников, которые уводят в рабство людей, особенно женщин и детей. В 1980 году некоторая часть короваев переселилась в посёлки на открытой местности.






Короваи имеют отличные охотничьи и рыболовные навыки, занимаются садоводством и собирательством. Они практикуют подсечно-огневое земледелие, когда сначала выжигается лес, а потом на это место высаживаются культурные растения.






Что касается религии, то вселенная короваев наполнена духами. Наиболее почётное место отводится духам предков. В трудные времена они приносят им в жертву домашних свиней.