Современный опыт реконструкции объектов промышленной архитектуры под здания жилого назначения. Термины и определения

Реконструкция промышленных объектов на сегодняшний день — одна из наиболее актуальных тем для проектов и исследований. В Европе этот вопрос освещен рядом монографий: «Old Buildings. New Design» (Charles Bloszies), «Converted Industrial Buildings» (Tamara Rogic) и другие. С течением времени обозначилось несколько направлений джентрификации. «Индустриальная археология», изучающая материальные свидетельства индустриального развития стран, ратует за консервацию таких объектов и создание на их основе музеев техники. Однако следует отметить, что объем требующих сохранения зданий и комплексов настолько велик, что консервации всех их не представляется возможной, как и возврат к уже выведенной функции. В связи с этим подход, включающий смену наполнения, наиболее распространен. Он подразумевает минимальное или экстремальное вмешательство в объемно-пространственные характеристики здания в зависимости от изначальных параметров.


Особый интерес приобретает вопрос о реконструкции, когда речь заходит о приспособлении бывших фабрик и заводов под жильё. Здесь возникает понятие лофт, которое зародилось в США и имеет более чем полувековую историю. Оно связано с джентрификацией территорий, прежде депрессивных: в 30-40-х годах XX века в Нью-Йорке пустующие промышленные и складские здания начали сдаваться в аренду как жилые. С течением времени популярность лофта нарастала, и само понятие эволюционировало.

На сегодняшний день под этим словом понимается реконструкция под жильё любого исторического здания, основными чертами которого являются неоштукатуренные кирпичные фасады, высокие потолки, возможность свободной планировки квартир и создания антресольных этажей.

В России наиболее интенсивно освоение производственных зданий идёт в Москве. По данным консалтинговой компании S.A. Ricci совокупный объем предложения лофт-апартаментов в Москве в 2012 году составил около 55 тыс. кв. м. Это не только офисы и выставочные пространства, но и жильё класса «элит». Однако, несмотря на всё увеличивающийся спрос и многочисленность концепций реновации промышленных территорий, фактически реализованным жилым проектом является единственный объект — многофункциональный комплекс с жилыми апартаментами «Даниловская мануфактура 1867» (реализация — 2011 год), расположенный по адресу: Новоданиловская наб., 9.


Проект разработан архитектурными мастерскими «АБ Цимайло Ляшенко партнеры» (концепция) и «Сити-Арх». Один из корпусов — «Ряды Солдатенкова» — частично заполнен квартирами.

Первоначальная функция Даниловской мануфактуры — текстильная фабрика. Объекты такого типа принято относить к группе зданий, требующих минимума модификаций при реконструкции под жильё. В целом к этой категории можно отнести фабрики с ячейковой структурой, делением или возможностью деления на этажи высотой от 2,5 до 3,5 м (в зависимости от класса жилья), остеклением по длинным сторонам здания, ориентированного восток-запад при ширине корпуса до 14 м, или остеклением по четырем сторонам при более широком или круглом в плане корпусе. Возможность устройства атриума является неотъемлемым преимуществом при широком корпусе.

Объёмно-планировочные характеристики Даниловской мануфактуры таким образом максимально близки структуре многоквартирного жилого дома: удобное деление на этажи, ритм окон, традиционное боковое остекление большой площади, протяжённость корпусов. Конструктивная схема с неполным каркасом и шагом колонн около 3,8 м позволяет создать свободную планировку жилья и безболезненно расположить лестнично-лифтовые узлы. Широтная ориентация корпуса, запроектированный коридорный тип и использование только существующих лестничных клеток не даёт возможности обеспечить инсоляцией квартиры, выходящие полностью на север.

С учётом данных параметров корпус может разместить в себе жильё определённого типа — апартаменты. Апартаменты — относительно новый формат на рынке недвижимости. К такому типу жилья не применимы привычные нормы инсоляции, что облегчает в ряде случаев проектирование.

Помимо уже построенных объектов многие находятся на стадии реализации: квартал Wine House, комплексы Loft Garden, Studio 8, Soho Loft Apartments.

В состав элитного квартала Wine House (архитектурное бюро «SPEECH Чобан Кузнецов»), строящегося по адресу Садовническая ул., 57, входит, кроме новых корпусов, реконструируемое здание фабрики«Товарищество Петра Смирнова» (годы постройки 1888-1889 гг.).



Так же, как и в корпусах Даниловской мануфактуры, конструктивная схема здесь — неполный каркас с внешними несущими стенами. Внутренние колонны позволили разместить в объеме квартиры современного стандарта со свободной планировкой.


Высота потолков лофт-апартаментов составляет от 3,7 до 4,5 м, на мансардном этаже — до 6,7 метра, что даёт возможность расположить внутри дуплексы. Меридиональная ориентация фабричного корпуса даёт возможность для проектирования жилого дома коридорного типа без ущерба для инсоляции.

Проект «Studio №8» — 14 корпусов бывшего конструкторского бюро. Застройка после реконструкции блокированная. За счёт надстройки зданий стало возможным расположить в здании двух- и трёхуровневые квартиры-блоки. Реконструируемый широкий корпус также размещает внутри себя квартиры в несколько уровней на всю высоту здания, однако то обстоятельство, что часть квартир-блоков выходит полностью на север, исключает любое жильё, кроме Loft Garden (ул. 2-я Рыбинская, д.13, Сокольники) — бывшее отделение конструкторского бюро Российского авиационного завода имени Михаила Леонтьевича Миля 1951 года постройки.


Высота потолков здесь более 3,6 м, остекление занимает большие площади — всё это позволяет разместить в корпусах жильё класса «комфорт». В ходе реконструкции была произведена полная замена инженерных сетей, реставрация фасадов, установка современной системы пожаротушения.

Широтная ориентация здания в сочетании со стремлением максимально использовать длину всего корпуса, «нарезав» его на возможно большее количество жилых ячеек, спровоцировало использование коридорного типа жилого дома. При игнорировании инсоляции единственное допустимое решение по жилым ячейкам — апартаменты.

Soho Loft Apartments — бывшие складские помещения дореволюционной постройки (элеватор 1893г., архитектор И.С. Епанешников) в Басманном районе Москвы. Специализация комплекса — апартаменты для владельцев мототехники. Лофт-апартаменты оборудованы индивидуальными лифтами, предназначенными для подъёма мотоциклов наверх — в помещения лофтов. Подвальный этаж оборудован под парковку мотоциклов. После реконструкции здание представляет собой секционный жилой дом с лестничными клетками, обслуживающими по четыре квартиры. Конструктивная схема — неполный каркас: внешние несущие стены и внутренний несущие колонны так же, как и в предыдущих проектах позволяют придерживаться свободной планировки квартир с выгораживанием лишь санузлов.

Как видно из вышеописанных примеров архитекторы стремятся расположить в бывших производственных корпусах именно апартаменты. Причин этому несколько. Во-первых, использование такого типа жилья облегчает поиск проектных решений для корпусов практически любых объёмно-пространственны характеристик: позволяет игнорировать такие параметры, как инсоляция и глубина помещений.

Во-вторых юридически апартаменты считаются жильём временно го пребывания, в котором нельзя прописаться, поэтом; стоимость апартаментов на 15-20% ниже, чем стоимость обычных квартир. В целом таким образом инвестор несколько снижает риски, повышая экономическую; привлекательность жилья в бывших фабриках. Тем не менее, в Москве лофт считается жильём высокого класса, и их цена колеблется от $4 550 до $30 000; квадратный метр.

Все упомянутые московские проекты имеют яркую особенность: располагаясь в центре города, обеспечивают необходимую инфраструктуру для престижного жилья. В случае реконструкции не отдельных зданий, а территорий осуществлена комплексна) реконструкция. Только при комплексном подходе воз можно расположение внутри бывших промышленные зон жилья. Одна из главных причин — вывод производства за пределы участка и устранение санитарных зон.

Если в Москве рождается осознание высокой ценности лофтов, то в Петербурге реконструкция промышленности под жильё не развивается вовсе. Несмотря на огромные ресурсы. Согласно исследованиям компании PETERLAND (консалтинговая компания, работающая на рынках недвижимости Санкт-Петербурга и Ленинградской области), проведённым по ситуации на 2011 год, площадь промзон относительно общей площади Санкт-Петербурга в его административных границах (143,9 тыс.га) составляет 4%, относительно же главной части города (60,6 тыс.га без пригородов) -около 10%.

Возможная причина — довольно консервативная политика города и жителей в этом вопросе, а также несовершенство местного законодательства, риски, связанные с редевелопментом, отсутствие возможности вливания государственных инвестиций в проекты реконструкции.

Для Петербурга характерна практика реконструкции промышленных объектов под коммерческую недвижимость и так называемые креативные пространства — это путь наименьших по сравнению с жильём рисков и затрат. Районы, в которых расположены объекты под реконструкцию — промзоны, в некоторых цехах которых всё ещё функционирует производство. Реновация этих территорий под жильё возможна лишь при комплексном подходе, предусматривающем полное выведение производства и устранение санитарных зон. Таким образом, складывается ситуация, при которой жилой лофт в Петербурге практически не представлен. В основной массе это проекты, замороженные на стадии проектирования или интерьерные проекты. Последние характерны лишь стилизацией под бывшие фабрики, что, тем не менее, подтверждает факт интереса к данного рода эстетике.

В уже упомянутую группу зданий, требующих минимума модификаций, входят и бывшие казармы, перепрофилированные в промышленные объекты. В Петербурге к таким объектам относится проект жилого дома 2006 года, расположенного по адресу: Виленский пер., 15 (генпроектировщик — 000 «АМ Шендеровича»). Это один из немногих реализованных примеров реконструкции промышленных корпусов. Здание представляет собой тип промышленного объекта, перепрофилированного из бывших казарм: в 50-60-х годах XX века здесь располагался ЦНИИ материалов. Бывший завод расположен в Центральном районе Петербурга и входит в охранную зону центра города с уже сложившейся инфраструктурой. Рядовая периметральная застройка создаёт образ жилого квартала, характерного для Петербурга.

Объектом охраны КГИОП являются фасады и объёмно-планировочные структуры строения. Проект предусматривал надстройку корпусов двухуровневыми мансардами с отступом в два метра от лицевой части под уклоном 30 градусов: мансарда, таким образом, не выделялась, что сохраняло силуэт здания.

Изначальная функция комплекса, ещё до прихода сюда производства, — казармы. Этим можно объяснить сходство объёмно-пространственных характеристик корпусов со структурой жилого здания: внешние и внутренние поперечные несущие стены, шаг несущих конструкций от 5 до 7 м, высота этажа в свету 3,5 м, традиционное для жилья боковое остекление большой площади.


Проект предусматривал расположение квартир в лицевом флигеле. Его широтная ориентация определила двустороннюю ориентацию квартир для обеспечения необходимой инсоляции.

Петербург, равно как и Москва, обладает обширным фондом промышленных объектов, требующих реконструкции. Реконструкция под жильё широкого спектра бывших фабрик и заводов значительно расширит рынок недвижимости Петербурга и Москвы, и если Москва начинает осваивать свой промышленный потенциал, то Петербургу это лишь предстоит. Кроме этого обстоятельства некоторым образом снизятся темпы массового строительства, город перейдет от экстенсивного к интенсивному пути развития, снижая темпы разрастания своего контура, заполняя функционально пустые зоны и включая их в городскую структуру. Это позволит повысить плотность населения в этих зонах, а что особенно важно — в зонах транспортных узлов, зачастую находящихся в границах заброшенных территорий.

Реконструкция промышленных территорий — это сохранение туристические привлекательных объектов, вероятность вливания инвестиций. Среди объектов, расположенных в промышленных зонах, формирование которых относится к периоду индустриализации, зачастую можно встретить ценные объекты, в том числе имеющие юридически закрепленный статус памятника. По причине того, что эти объекты находятся под охраной государственных структур, снос их невозможен, так же как и возврат к первоначальной функции в связи с переходом к качественно новым принципам экономики и производства. Эти здания, наряду с корпусами, не имеющими законодательно закрепленного статуса памятника, обладают значительными архитектурными достоинствами: огромные окна, высокие этажи, экспрессивные интерьеры и экстерьеры. «Это те черты, которые так часто можно встретить в старых зданиях и так редко в современных».

Цель политики использования бывших промышленных территорий — правильный баланс между сохранением и модификацией: со слишком большими изменениями будет утерян городской характер, в то же время без изменений города будут переживать стагнацию. Идеальный баланс ведет к городскому разнообразию. Однако как уже было сказано выше: лишь комплексная реконструкция зон неиспользуемых промышленных зданий может решить вопросы функционально пустых зон. Районы, в которых расположены объекты под реконструкцию — промзоны, в некоторых цехах которых все еще функционирует производство. Реновация этих территорий под жилье возможна лишь при подходе, предусматривающем полное выведение производства и устранение санитарных зон.

Реконструкция в архитектуре это :

  • перестройка здания для улучшения его функционирования (например, театральных зданий для удобств зрителей) или для использования его по новому назначению (дворцовых и культовых зданий для размещения музейных и выставочных экспозиций).
  • воссоздание нарушенного (утраченного) первоначального облика населенного пункта, ансамбля или отдельной постройки, скульптуры или искусства, которое создается из частей или фрагментов памятника, на основе сохранившихся частей.

Реставрация и реконструкция памятников

За долгое время эксплуатации конструктивные элементы зданий подвергаются воздействию внешних и внутренних факторов. В результате этого происходит изнашивание, разрушение и даже утрата элементов декора, архитектурных деталей. Продлить “жизнь” архитектурных зданий можно проведя реконструкцию, выполняя всё правила безопасности и этапов работ. Перед началом проведения работ стоит изучить архивные материалы по “объекту”. Выявить облик здания, определить историческую ценность архитектурного памятника. Так же можно извлечь из этих архивов, какие материалы использовались, этапность постройки и многое другое, что может пригодиться при анализе работ.

Реконструкция памятников архитектуры. Этапы.

Первым этапом производят земляные работы , для исследования фундамента и подошвы строения. Отметим, что земляные работы при реконструкции зданий-памятников архитектуры обычно проводятся в стеснённых условиях, при которых не всегда применимы новейшие технологии и методы, что существенно замедляет и осложняет процесс. Основание памятников архитектуры и других видов строений, наиболее подвержены неблагоприятным воздействиям. Сильное разрушение оказывает вода. Поднятие грунтовых вод или по другим факторам. В зимнее время избыточно влажные грунты могут сильно и неравномерно промерзать, что вызывает процесс пучения. При оттаивании весной у таких грунтов ухудшаются физико-механические свойства, что неизменно приводит к частичной потере несущей способности оснований. При реконструкции оснований используется метод укрепления грунтов химическим, термическим или физико-механическим способом. Далее производиться укрепление фундамента .

Восстановление стен. Стены являются одним из основных конструктивных элементов зданий. Они также и наиболее подвержены воздействию внешних факторов. В случаях разрушения или потери частей стен их заменяют или реставрируют. Так же производятся другие виды работ по укреплению. Существует такая распространенная проблема, как протечки или "влажные" стены. Они ликвидируются путём гидроизоляции балконов и гидрофобизации стен снаружи. Однако при наличии правильно смонтированной качественной фасадной системы такой проблемы обычно не возникает.

Следующий этап усиление перекрытий . После усилений фундамента и стен переходим к перекрытиям. В реконструкции, исходя из оценки состояния элементов здания, и если они требую полной замены, целесообразнее разрушить старое здание и построить новое. Конструктивные элементы исторических зданий выполнены из материалов разной степени прочности: каменные стены и фундамент большинства памятников архитектуры рассчитаны на довольно долгий срок службы (100-150 лет), в то время как деревянные перекрытия без ремонта могут эксплуатироваться не многим более 60 лет. В разных ситуациях и различных состояний здания можно заменить деревянные перекрытия на железобетонные, что увеличить сроки эксплуатации. При плохом состоянии стен и фундамента лучше поменять на деревянные.

Реконструкция крыши. Наиболее распространённые причины неудовлетворительного состояния крыши заключаются в неисправности или неправильном устройстве системы вентиляции, нарушении гидроизоляции и низком уровне теплозащиты. В зданиях-памятниках архитектуры нередко отсутствует устроенная надлежащим образом система вентиляции. Реконструкция памятников архитектуры - ответственный процесс, требующий значительного объема финансовых вложений, тщательного сбора и анализа данных о здании, чёткой последовательности работ. Основной целью модернизации является не только сохранение исторически значимого здания, но и возможность эксплуатации его. Новые разработки в области оборудования и материалов способствуют не только продлению срока «жизни» памятника архитектуры, но и позволяют избежать дополнительных затрат на повторный ремонт.

Цитата СП 13-102-2003:

В действующем Своде правил по проектированию и строительству СП 13-102-2003, принятом Постановлением Госстроя России от 21.08.2003г. N 153 под реконструкцией здания понимается «комплекс строительных работ и организационно-технических мероприятий, связанных с изменением основных технико-экономических показателей (нагрузок, планировки помещений, строительного объема и общей площади здания, инженерной оснащенности) с целью изменения условий эксплуатации, максимального восполнения утраты от имевшего место физического и морального износа, достижения новых целей эксплуатации здания».

Письменным источникам (напр., реконструкция памятника архитектуры).3) Реконструкция лингвистическая - гипотетическое воссоздание исчезнувших языковых форм и систем на основе их позднейших отражений и с учетом возможных путей языкового развития.

Большой Энциклопедический словарь . 2000 .

Синонимы :

Смотреть что такое "РЕКОНСТРУКЦИЯ" в других словарях:

    Реконструкция - Изменение конструкции пути, вызывающее необходимость корректировки его паспорта Источник: РД 10 117 95: Требования к устройству и безопасной эксплуатации рельсовых путей козловых кранов Реконструкция комплекс строительн … Словарь-справочник терминов нормативно-технической документации

    - (от лат. re приставка, означающая повторение, возобновление, и constructio построение), 1) перестройка здания для улучшения его функционирования (например, реконструкция театральных зданий в соответствии с требованиями современной… … Художественная энциклопедия

    Реконструкция: Реконструкция процесс изменение объектов настоящего с целью придания новых свойств в будущем. Реконструкция, независимо от её содержания, это составная часть планирования. Реконструкция воспроизведение процессов,… … Википедия

    Современная энциклопедия

    - (ново лат., от лат. re вновь, и construere строить, созидать). Перестройка, восстановление здания. Словарь иностранных слов, вошедших в состав русского языка. Чудинов А.Н., 1910. РЕКОНСТРУКЦИЯ новолатинск., от лат. re, вновь, и construere,… … Словарь иностранных слов русского языка

    реконструкция - и, ж. reconstruction f., нем. Rekonstruktion. Не верю в нее <твою философию> потому что знаю твою реконструкцию жизни и распространение амнистии на нас самих. 1867. Герц. 30 29 (1) 158. 1. Коренная перестройка, переоборудование чего л.;… … Исторический словарь галлицизмов русского языка

    Реконструкция - – обновление, модернизация, перестройка зданий, улиц, площадей, городов. [Большая советская энциклопедия. М.: Советская энциклопедия. 1969 1978] Реконструкция – значительное переустройство, перестройка чего л.(зданий, сооружения) с… … Энциклопедия терминов, определений и пояснений строительных материалов

    Реконструкция - (от ре... и латинского constructio построение), 1) коренное переустройство, перестройка чего либо с целью улучшения, усовершенствования (например, реконструкция предприятий, реконструкция города). 2) Восстановление первоначального вида, облика… … Иллюстрированный энциклопедический словарь

    Восстановление, возрождение, реставрация; перестройка, переделка, реорганизация, преобразование, переустройство, реформа, изменение; воссоздание, пересоздание, обновление Словарь русских синонимов. реконструкция 1. см. перестройка. 2. см … Словарь синонимов

    РЕКОНСТРУКЦИЯ, реконструкции, мн. нет, жен. (лат. reconstructio) (книжн.). Действие по гл. реконструировать и реконструироваться; переделка, коренная перестройка чего нибудь, организация по совершенно новым принципам. Реконструкция Москвы по… … Толковый словарь Ушакова

Книги

  • Реконструкция , Антонио Орехудо , Елена Антропова , Легендарное "мюнстерское восстание" - первая попытка германских реформаторов победить в войне с католической церковью - потоплено в крови. Его предводители убиты. Однако восемнадцать лет… Категория: Детективы, триллеры Издатель: АСТ Москва,Транзиткнига,АСТ ,
  • Реконструкция , Юрий Адамов , В первую книгу Юрия Ляамопа пошли повести и рассказы, написанные на "рабочую тему". В повести "Реконструкция" действие разворачивается в провинции на крупном электромеханическом заводе,… Категория: Классическая проза Издатель:

C 1 января 2008 года вступили в силу поправки в законодательство, открывающие возможность приватизации объектов культурного наследия. Поправки предполагают передачу ряда памятников федерального значения в собственность субъектов страны и муниципальных образований. Приватизации будут подлежать в первую очередь объекты, изначально созданные как частная собственность - усадьбы, домовые церкви, часовни. По данным Министерства культуры и массовых коммуникаций, на территории РФ их насчитывается около 90 тысяч. Безусловно, это хороший способ спасти уникальные объекты, на восстановление которых нередко не хватает средств.

За долгое время эксплуатации конструктивные элементы памятников архитектуры могут ветшать и изнашиваться, что приводит к разрушению сооружений и утрате ими уникальных архитектурных деталей. Продлить срок «жизни» исторического здания можно с помощью вовремя проведенной реконструкции. Восстановление проходит по чёткому плану с соблюдением очерёдности всех этапов и правил техники безопасности.

Перед составлением проекта необходимо провести работу с архивными материалами и планом города - выявить исторический облик здания, его место и значение в жизни города, а затем ознакомиться с картограммой застройки квартала. В этом документе учитываются не представляющие особенной исторической ценности здания и памятники архитектуры. Из картограммы можно извлечь сведения об этажности застройки, ее назначении, используемых стройматериалах, а также степени морального и физического износа.

В случае если реконструкции подлежит целый квартал, определяется, возможен ли вариант разборки памятников архитектуры с сохранением фасада здания. Таким образом обеспечивается наибольшая функциональность здания с сохранением исторического облика.

На этапе детального обследования здания заново анализируются все собранные сведения о здании. Особое внимание уделяется техническому состоянию памятника архитектуры. На основании полученных данных составляется подробный план восстановления, проект, после чего осуществляется его пошаговая реализация.

Земляные работы

Земляные работы проводятся для осуществления доступа к подошве фундамента с целью определения его состояния, а затем усиления и восстановления фундамента и основания здания. Реконструкцию могут существенно осложнять протечки канализации и водопровода и подземные воды, уровень которых зачастую превышает допустимый из-за природных явлений, поэтому на этом этапе используются дренаж и иглофильтры. Отметим, что земляные работы при реконструкции зданий-памятников архитектуры обычно проводятся в стеснённых условиях, при которых не всегда применимы новейшие технологии и методы, что существенно замедляет и осложняет процесс.


Усиление оснований

Основания памятников архитектуры за многолетний срок службы подвергаются различным неблагоприятным влияниям окружающей среды. Сильное разрушающее воздействие оказывает вода, проникающая в грунты различными путями: из-за прорыва канализации, повышения уровня грунтовых вод или с поверхности земли.

В зимнее время избыточно влажные грунты могут сильно и неравномерно промерзать, что вызывает процесс пучения. При оттаивании весной у таких грунтов ухудшаются физико-механические свойства, что неизменно приводит к частичной потере несущей способности оснований.

При реконструкции оснований используется метод укрепления грунтов химическим, термическим или физико-механическим способом.

Применение того или иного химического способа усиления зависит от типа грунта: для крупнозернистых песков используют цементацию, для мелких песков – смолизацию, в целях укрепления лессов или пылеватых песков - силикатизацию. Электросиликатизация подходит для укрепления глинистого грунта. Термический способ заключается в сжигании топлива (обычно в течение недели) в специально пробуренных скважинах. В ходе обжига грунт затвердевает как камень. Это метод применяют для укрепления лессов и глинистой почвы. Физико-механический способ – установка свай, так называемых «стен в грунте», эффективен для любого типа грунта.


Выбор способа закрепления грунта зависит и от финансовых затрат. Химический метод по стоимости превышает в разы термический, однако последний подходит не для каждого типа почвы. В Европе нашли относительно доступный способ усиления оснований - комбинированный метод водовоздушной струи: закрепляющий раствор смолы или цемента вместе с воздухом проникает в грунт под высоким давлением. Многочисленные испытания метода водовоздушной струи подтвердили его эффективность при проведении работ по укреплению основания, что позволяет эффективно использовать этот метод при реконструкции и российских зданий-памятников архитектуры.

Усиление и восстановление фундаментов

Несмотря на несовершенство примененных технологий и материалов при строительстве исторических зданий, фундаменты их обычно отличаются прочностью, что отчасти объясняет долгий срок эксплуатации объектов культурного наследия. Однако фундамент практически каждого исторического здания бывает значительно перегружен вследствие проводившихся работ по перестройке или надстройке сооружения.

Перед началом реконструкции фундамента необходимо проанализировать причины его повреждений. От этого зависит метод его восстановления и усиления. Для устранения расслоения фундамента и упрочнения кладки в трещины методом инъекций вводят цементный раствор. Если необходимо улучшить несущую способность фундамента, встраиваются обоймы из железобетона или металла. Излишнюю нагрузку на фундамент устраняют методом её перераспределения при помощи металлических поясов. При сильном износе фундамента можно изменить его конструктивную схему путём встраивания опор или новых плит.


Восстановление стен

Стены, являясь одним из основных конструктивных элементов здания, выполняют несущую и ограждающую функцию. Они также должны способствовать поддержанию в помещении необходимого уровня тепло-, звукоизоляции и влажности.

Ограждающие конструкции исторических зданий в ходе длительной эксплуатации могут подвергаться воздействию различных негативных факторов. В случае деформации они выпрямляются стальными каркасами или усиливаются при помощи стяжек. Сильно поврежденные участки могут заменяться.

Недостаточная степень теплозащиты и звукоизоляции легко устранима. При наличии трещин в стенах проводятся работы по их заделке, а затем по теплоизоляции внешних стен. Наиболее эффективным способом достижения комфортного уровня является применение фасадной системы «мокрого» типа – например, тонкоштукатурной системы ROCKWOOL ROCKFACADE. Она негорючая, долговечная и подходит для монтажа на стенах с самыми сложными архитектурными элементами. С помощью фасадной системы можно сохранить уникальный архитектурный облик здания.


Существует такая распространенная проблема, как протечки или "влажные" стены. Они ликвидируются путём гидроизоляции балконов и гидрофобизации стен снаружи. Однако при наличии правильно смонтированной качественной фасадной системы такой проблемы обычно не возникает.

Усиление перекрытий

Основными конструктивными элементами любого здания считаются фундамент, стены и перекрытия. Если, исходя из оценки состояния сооружения, они требуют полной замены, целесообразнее разрушить старое здание и возвести новое чем подвергать его реконструкции.

Конструктивные элементы исторических зданий выполнены из материалов разной степени прочности: каменные стены и фундамент большинства памятников архитектуры рассчитаны на довольно долгий срок службы (100-150 лет), в то время как деревянные перекрытия без ремонта могут эксплуатироваться не многим более 60 лет.


Существенно продлить срок эксплуатации сооружения можно проведя комплекс работ по реконструкции перекрытий. Стоимость восстановления и замены перекрытий составляет примерно 20% от общих затрат на модернизацию.

Экономически целесообразно заменить деревянные перекрытия на железобетонные в если они значительно разрушены, а стены дома в удовлетворительном состоянии. Когда стены, перекрытия и фундамент здания очень повреждены, рекомендуется усилить и восстановить перекрытия или частично заменить старые деревянные конструкции на новые. Деревянные перекрытия в исторических зданиях высотой в три этажа и выше в обязательном порядке меняются на железобетонные.

Для усиления перекрытий используют следующие методы:

  • разгрузка конструкций,
  • включение новых конструктивных элементов перекрытия,
  • изменение конструктивной схемы перекрытия.

Реконструкция крыши

Наиболее распространённые причины неудовлетворительного состояния крыши заключаются в неисправности или неправильном устройстве системы вентиляции, нарушении гидроизоляции и низком уровне теплозащиты.

В зданиях-памятниках архитектуры нередко отсутствует устроенная надлежащим образом система вентиляции. Наличие вентиляционных шахт необходимо при ширине восстанавливаемого сооружения в 20 метров и более. Приточные отверстия должны быть ломаного или ступенчатого профиля и располагаться в карнизной части стены; входное отверстие закрывается решёткой.

Для обеспечения достаточной вентиляции совмещённая крыша переоборудуется в чердачную. Если такое решение может повлиять на изменение исторического облика реконструируемого здания, рекомендуется невентилируемую крышу перестроить в вентилируемую.

Качественная теплоизоляция кровли позволяет оградить историческое здание от воздействия окружающей среды и продлить срок его службы. Подбору теплоизоляционных материалов для памятников архитектуры следует уделить особое внимание. Стоит отдать предпочтение негорючим, долговечным материалам, обладающим высокими теплоизоляционными свойствами и легко монтирующимся. Для разного типа кровли предусмотрены продукты со своими механическими характеристиками и особые методы их крепления.

Как правило, исторические здания имеют скатную кровлю, представляющую собой каркасную конструкцию из стропил, поэтому для работ по реконструкции наилучшим образом подходят легкие негорючие минераловатные плиты – например, ROCKWOOL ЛАЙТ БАТТС. Они не создают дополнительную нагрузку на несущие элементы здания, что является очень важным фактором и способствуют долгой эксплуатации памятника архитектуры, исключая необходимость замены утеплителя.

Реконструкция памятников архитектуры – ответственный процесс, требующий значительного объема финансовых вложений, тщательного сбора и анализа данных о здании, чёткой последовательности работ. Основной целью модернизации является не только сохранение исторически значимого здания, но и возможность эксплуатации его в условиях жизни современного города. Новые разработки в области оборудования и материалов способствуют не только продлению срока «жизни» памятника архитектуры, но и позволяют избежать дополнительных затрат на повторный ремонт, которому не следует лишний раз подвергать историческое здание.

Ольга Сластикова
Пресс-служба компании ROCKWOOL Russia

Принципы и методы архитектурной реконструкции

Городская застройка и ее окружение созданы для жизнедеятельности людей (работы, сна, отдыха). Поэтому при проектировании реконструктивных мероприятий обязательно должны учитываться все современные градостроительные, архитектурные, санитарно-гигиенические и противопожарные требования и т.д.

Наиболее сложно задача преобразования планировочной структуры и подчинения ее современным требованиям решается для застройки в исторических центрах старых городов и районах, которые непосредственно примыкают к ним. При реконструкции бывших окраин крупных городов, рабочих поселков возле крупных предприятий и застройки второй половины XX в., как правило, речь идет об упорядочении планировочной структуры и разработке природоохранных мероприятий. Проблемы реконструкции сети дорог в исторических центрах городов практически неразрешимы традиционными методами. Это связано с тем, что транспортные артерии являются очень устойчивой структурой генплана, образующей каркас города.

Непрерывный процесс сохранения, обновления и приспособления застройки к меняющимся требованиям является неотъемлемой частью развития современного города. Существуют два аспекта понимания термина «городская среда»: во-первых, как совокупности условий жизнедеятельности, а во-вторых - как учет воздействия ближайшего окружения при проектировании переустройства здания. Например, могут быть выделены три категории исторической ценности здания или сооружения:

памятник архитектуры, истории, культуры и т.д.;

здания из ближайшего окружения памятника архитектуры пр., составляющие фон для его восприятия;

здания и сооружения из состава рядовой застройки в районах на магистралях, имеющих историческую ценность.

Основные факторы городской среды, оказывающие влияние на характер проектного решения по реконструкции здания или сооружения, представлены в таблице.

Факторы городской среды. Основная характеристика

1-я группа: архитектурно-композиционные и историко-культурные. Наличие зон памятников архитектуры, истории, культуры. Наличие (отсутствие) зон со сложившимся ценным композиционным ландшафтом (исторически ценным обликом застройки).

2-я группа: санитарно-гигиенические. Различная плотность застройки, различный шумовой режим и микроклимат двора. Характер аэрации застройки

3-я группа: особенности земельного участка. Форма участка и наличие на нем ценных зеленых насаждений. Рельеф участка и изменившиеся планировочные отметки

4-я группа: функционально-задающие (включая демографические факторы).Семейный состав населения различных групп территорий города. Различия в организации систем обслуживания. Различная степень нагрузки территории объектами, не связанными с обслуживанием населения. Особенности организации хранения и обслуживания личных автомобилей и т.д.

Зачастую (в силу комплексного воздействия этих факторов) проведение реконструкции нецелесообразно:

при использовании здания, расположенного в зоне санитарной вредности или загазованности автотранспортом;

при недостаточной освещенности, инсоляции или не соответствующих нормам санитарных разрывах до ближайших зданий;

при отсутствии пожарных проездов и невозможности их организации;

при отсутствии у здания дворовой территории (когда площадь составляет менее 0,5 м2 на 1 человека или менее 0,02 м2 на 1 м2 всей площади жилого здания);

при уровне шума более 30 дБА;

при невозможности организовать для жильцов нормальную: тему отдыха и бытового обслуживания из-за значительной удаленности здания от учреждения обслуживания, остановок обще-ценного транспорта и т.д.

Таким образом, можно говорить о выделении типологических групп (зон) территорий города:

1-я группа - застройка вдоль магистралей общегородского центра;

2-я группа - территория с преимущественно исторической застройкой (как правило, речь идет о центральной части города);

3-я группа - крупные селитебные зоны за пределами центральной части города;

4-я группа - жилые районы, сложившиеся в соседстве с промышленными зонами (бывшие рабочие поселки), а также на периферии центральной зоны.

Кроме того, в каждой из перечисленных групп территорий необходимо учитывать влияние факторов ближайшего окружения здания в зависимости от его нахождения (на красной линии застройки или внутри квартала). Для ранжирования степени влияния факторов ближайшего окружения на жилую среду здания, а, следовательно, и на характер проектного решения по его переустройству существуют системы балльной оценки. Использование подобных систем на практике встречает определенные затруднения. Поэтому подход к определению и учету подобных факторов должен в решающей степени опираться на опыт и здравый смысл. Например, целесообразно не просто повышение средней плотности застройки в городе - она должна быть увеличена в наиболее доступных зонах городской активности и снижена на территориях, примыкающих к зеленым массивам. В то же время этажность и плотность застройки должны быть ограничены в охранных зонах, представляющих собой памятники истории и культуры.

Масштаб и характер реконструкции городской среды неизбежно требуют формирования долгосрочной градостроительной и социально-экономической стратегии, которую необходимо разбить на ряд этапов. Критерием первоочередности работ, конечно, может служить степень амортизации конструкций здания или сооружения. Однако в целом последовательность работ является системной задачей при максимально полном учете социальных, экономических и градостроительных критериев.

В целом же застройке российских городов, осуществленной в стране во второй половине XX в., свойственны:

отсутствие замкнутых (т.е. соразмерных человеку, а потому комфортных) пространств;

однообразие (примитивизм) планировочных решений дворовых пространств;

отсутствие композиционных центров в районах массовой застройки.

Предлагаемые в литературе меры преодоления социально-функциональных и архитектурно-градостроительных недостатков сводятся, как правило, к следующему.

1. В систему дворов включаются нетиповые вставки, формирующие замкнутое внутреннее пространство первичных жилых образований, помогающих членению среды на определенные пространственные уровни (квартира, двор, квартальный сад, улица), [например, проектные предложения по реконструкции квартала постройки 1960-х гг. предусматривают, что:

а) территория, застроенная 5-этажными зданиями, насыщается функциональными и декоративными элементами;

б) рекреационные зоны для жителей разных возрастов отделяется друг от друга, выделяются зоны активного и пассивного отдыха;

в) во дворе предусмотрены места стоянки только для «гостевых» автомобилей (общая стоянка находится на периферии застройки).

2. Создается более плотная и визуально целостная архитектурная оправа проспектов и улиц с помощью повышения этажности существующих зданий и новых разнообразных вставок.

3. Осуществляется надстройка 4- и 5-этажных зданий, размещенных вдоль красной линии (преимущественно мансардными этажами), с целью формирования единого фронта периметральной застройки, обозначающей пространственные коридоры.

Реконструкция застройки и пространств городских скоростных автомагистралей не должна ухудшать аэрационный (условия проветривания) и инфляционный (облучение прямыми солнечными лучами) режимы застройки. Не меньшее внимание должно уделяться и защите людей от звуковых, вибрационных, радиационных и электромагнитных явлений. Окружающая места жительства, работы и отдыха, ухоженная, благоустроенная среда, зеленые насаждения, малые архитектурные формы, красивые перспективы обеспечивают зрительный комфорт горожан. С другой стороны, человеку необходима зрительная изоляция. Помещения квартиры, не просматриваемые из противостоящих близко расположенных зданий, также являются условием комфортности проживания, поскольку удовлетворяют потребность человека в личном пространстве.

В процессе реконструкции городской застройки неизбежно встает вопрос сноса или передвижения зданий. В каждом случае обоснованное решение принимается по результатам градостроительного анализа, определения технического состояния здания, согласования с собственником. В случае сноса появляется возможность уплотнения застройки после возведения на освободившемся месте здания большей этажности.

По месту расположения и планировочным признакам подлежащие реконструкции жилые территории города можно разделить на несколько видов.

Первый вид территорий

Застройка в исторических центрах старых городов, которая первоначально складывалась как малоэтажное жилье. По мере развития городов застройка приспосабливалась к новым условиям. В результате многоэтажные здания здесь соседствуют с жилыми домами, хозяйственно-производственными строениями и даже историко-архитектурными памятниками. Особенность территорий этого вида - традиционная квартальная периметральная застройка.

Второй вид территорий

Это районы, примыкающие непосредственно к историческим центрам, которые осваивались преимущественно в XIX в. (на месте старых деревень и имений знати). В составе застройки много зданий, построенных в течение всего XX в. Размеры кварталов здесь значительно больше, чем в зоне исторического центра города, плотность застройки меньше, но ее характер обычно напоминает первый вид территорий.

Третий вид территорий

Застройка бывших окраин крупных городов. В период строительного бума 1860-1913 гг. здесь выросла крупная промышленность, построены железнодорожные узлы, склады и сооружения коммунального хозяйства. Рядом с предприятиями расположились рабочие поселки и жилые кварталы. Для застройки характерна «чересполосица» жилья и промышленности. Экологическую ситуацию ухудшает и преимущественное расположение зданий вдоль магистралей. Сохранившуюся застройку отличает низкая благоустроенность. При реконструкции территорий этого вида необходимы упорядочение планировочной структуры и детальная проработка природоохранных мероприятий (прежде всего продуманное озеленение архитектурно-ландшафтных бассейнов автомагистралей и застройки).

Четвертый вид территорий

Его характер определяет преимущественно квартальная застройка первой половины XX в., состоящая из относительно больших кварталов площадью более 2 га. Обычно они застроены типовыми зданиями однородного стиля, обеспечены школами, магазинами и другими учреждениями обслуживания. В структуре этой части города достаточно много зданий и более поздней постройки. В большинстве случаев планировочная система основана на использовании сквозных проездов, недопустимых по современным нормам. Озеленение территорий в целом удовлетворительное, но единая система озеленения не сформирована.

Пятый вид территорий

Основной вид городских территорий, подлежащих реконструкции в ближайшие годы, - это застройка 1950-60-х гг. Главная проблема - 5-этажные полносборные здания, подлежащие реконструкции или сносу.

Планировочные структуры были созданы в соответствии с градостроительными нормами, которые уже не очень значительно отличаются от ныне действующих. Поэтому на территории обычно требуются лишь упорядочение внутримикрорайонных проездов и автостоянок, насыщение территории функциональными элементами, зонирование дворового пространства и пр. Иногда возможно умеренное повышение плотности жилищного фонда (преимущественно за счет надстройки мансард или пристроек).

При реконструкции, следует учитывать, комфортность города, как среды проживания и она в свою очередь определяется следующими основными факторами:

транспортной доступностью;

доступностью всех необходимых сервисов и услуг, начиная государственными услугами и заканчивая услугами торговли:

наличием достаточного количества общественных пространств;

новыми принципами планирования городов, обеспечивающими шаговую доступность услуг, сокращающими количество перемещений по городу, повышающую интенсивность жизни отдельных районов и города в целом.

Транспортная доступность. Время - ключевая ценность для жителя современного города. Поэтому конкурентоспособность городов напрямую зависит от уровня развития транспортной инфраструктуры и транспортной системы в них. Кардинальное повышение транспортной доступности и создание транспортной инфраструктуры XXI века позволяют изменить само представление о большом городе - на место разрастающегося, поглощающего все новые территории и населенные пункты мегаполиса приходят пространственно развернутые агломерации или же «многополюсные города», которые благодаря эффективной транспортной системе объединяют сразу несколько городов разного размера (городских узлов) в единое городское пространство. В странах с высокой плотностью населения (например, Восточное побережье США, Западная Европа, Юг и Юго-Восток КНР) развитие транспортной инфраструктуры уже позволило создать принципиально новую урбанистическую структуру - по сути, речь здесь идет уже не об отдельных городах, а о единой урбанизированной территории.

Наиболее эффективным подходом к транспортному планированию города сегодня признается концепция скоординированной мультимодальной транспортной системы. Эта концепция подразумевает создание такой транспортной системы, которая позволяла бы жителям города с комфортом использовать все виды транспорта: пешеходный и велосипедный (внутри жилых районов), личный автомобильный (при передвижениях в пригородах и между городами), общественный (при передвижениях в центр города).

Самые передовые из реализуемых сегодня проектов реконструкции и строительства городов (проект реконструкции Парижа, проект строительства иннограда Масдар в ОАЭ) предусматривают, что горожанин будет тратить на дорогу не более 30 минут в день.

Кроме того, превалирующим подходом к развитию транспортной инфраструктуры в городах становится разнесение транспортных и пешеходных коммуникаций на разные уровни. Такой подход подразумевает перенос дорожной сети и линий общественного транспорта под землю или строительство поднятых над землей транспортных коридоров. Конечная цель - создание «островного города», в котором автономные мультифункциональные районы окружены зелеными пространствами и соединены друг с другом транспортными и инженерными коридорами, созданными выше или ниже уровня земной поверхности.

Вместе с тем, наибольшее значение сегодня придается не столько строительству новых, сколько эффективному использованию уже существующих объектов транспортной инфраструктуры. Решения, представленные на ЭКСПО-2010 в рамках Всемирной выставки показывают, что поиск решений в этой области идет по двум ключевым направлениям: создание новой системы общественного транспорта, а также использование современных возможностей информационно-коммуникационных технологий для управления потоками городского транспорта (создание так называемых интеллектуальных транспортных систем).

Замещение индивидуального автотранспорта общественным транспортом позволяет повысить эффективность использования дорожной сети в два-три раза. Наиболее актуальными направлениями развития системы общественного транспорта сегодня признаются легкорельсовый транспорт («скоростной трамвай» на выделенной полосе движения), скоростной автобус, а также «индивидуальный общественный транспорт» -- автоматизированная система муниципальной аренды автомобилей, которая позволяет эксплуатировать индивидуальный автотранспорт непрерывно (тем самым в значительной степени снимается проблема дефицита площадей под парковки). Кроме того, такая система предоставляет горожанину возможность воспользоваться именно таким типом автомобиля, который нужен ему именно сейчас. Тем самым устраняется ситуация, когда горожанин едет на работу на собственном огромном минивене или внедорожнике, а затем паркует его на полдня около офиса, снижая пропускную способность дорожной сети.

Доступность услуг и сервисов. Жизнь горожанина разнообразна и обременена множеством вынужденных действий, негативно влияющих на здоровье, и уменьшающих полезное времяпрепровождение. Значительная часть таких вынужденных действий тратится на употребление городских услуг (оплата коммунальных платежей, посещение муниципальных служб, регистрация в поликлиниках, приобретение идентифицируемых (однозначно приемлемого качества) товаров, продуктов и услуг.

Наиболее эффективное решение данной проблемы - применение возможностей информационно-коммуникационных технологий для предоставления горожанам удаленного доступа ко всем видам услуг, а также развитие городской логистики. В первую очередь, речь идет о доступе к информационным, а также к государственным, медицинским, образовательным услугам, услугам торговли и бытовым услугам. Развитие ИКТ в современных городах направлено на то, чтобы горожанин мог в любой момент времени получить доступ к любой необходимой ему услуги дистанционно, не выходя из дома.

Развитие общественных пространств. Не менее важным трендом в трансформации городов и создании комфортной городской среды является приоритетное развитие общественных пространств. Обычно это работает так: формируется публичное пространство (площадь, сквер, прогулочная зона). Вокруг него образуют так называемое третье место -third place («первое место» - это жилье, «второе» - работа). Символом «третьего места» является городское кафе, где есть беспроводной интернет. «Третье место» является одновременно и территорией общения, и зоной отдыха, и местом работы для людей творческих профессий. В экономике, где нарастает доля услуг и креативной индустрии, общественные пространства все чаще используются как места проведения деловых переговоров, как места для работы.

Развитые общественные пространства создают высокое качество жизни в городе. Они меняют и структуру города: до «третьего места» человек обязательно должен дойти пешком - это стыкуется с идеей пешеходного масштаба города. Одна из наиболее популярных урбанистических теорий последнего времени - «новый урбанизм» - как раз и предполагает плотную городскую среду, насыщенную коммуникациями.

Второй важной составляющей «третьего места» является противодействие имущественной сегрегации. Скверы, кафе, торгово-развлекательные центры, спортивные комплексы становятся демпферами между кварталами элитной и социальной застройки. В таких местах коммуницируют горожане самых разных социальных слоев.

Третьей задачей общественных пространств становится насыщенность - избыточность вариантов их использования для человеческого и социального развития. В специально создаваемых общественных помещениях группы горожан могут инициативно устраивать различные мероприятия, центры развития, игровые пространства и т.п. Такая избыточность возможностей расширяет горизонты сотворчества и мотивирует горожан вовлекаться в события, развивающие город.

Приоритет развития общественных пространств нашел свое отражение и в современном жилищном строительстве. В частности, в Европе в последние годы, фактически, получила второе рождение идея дома-коммуны, то есть многоквартирного дома, в котором предусмотрено значительное количество общественных помещений с различными функциями (общие рекреационные, спортивно-оздоровительные, хозяйственно-бытовые помещения, помещения для общих праздников, помещения для детей и т.д.). Такие пространства не только стимулируют общественную жизнь и общение между жильцами, но помогают в решении целого ряда вопросов повседневной жизни. Например, наличие общих помещений для детей (игровые комнаты) позволяют создавать своего рода «домашние» детские сады и значительно оптимизировать расходы семей на присмотр за детьми в рабочие дни.

Таким образом, общественные пространства обеспечивают:

избыточность возможностей для саморазвития и сотворчества;

вовлеченность горожан в городское развитие;

десегрегацию городских сословий и социальных слоев;

деатомизацию человеческой жизни.

Новые принципы планирования городов. Комфортность городской среды можно повысить и за счет передовых принципов планирования территорий. Современные градостроительные концепции ориентированы на создание компактных городов с высокой плотностью застройки. Высокая плотность застройки сокращает количество перемещений по городу, и, следовательно, нагрузку на городскую транспортную инфраструктуру. Кроме того, плотность застройки отдельных районов позволяет эффективно использовать системы общественного транспорта. Помимо более низких энергетических затрат, значительного сокращения количества передвижений по городу, компактный город с плотной застройкой обеспечивает «шаговую доступность» всех необходимых услуг, начиная с услуг торговли и сервиса и заканчивая образовательными и медицинскими услугами.

Эффективное развитие города также подразумевает многофункциональность застройки и городских районов. Рожденная в 1920-е годы концепция монофункциональных районов, согласно которой жилье, места работы и развлечения должны быть сильно разведены по пространству города, для большинства европейских городов сегодня более не актуальна. Переход к смешанной застройке позволяет решить сразу несколько проблем. «Уходит» маятниковая миграция населения по маршруту «район жилья - район работы». Места работы появляются непосредственно в жилых районах. Частично решается и проблема парковок: одну и ту же парковку днем занимают машины работников офисов, а ночью - жителей квартала. Сегодня в составе одного района могут быть и жилье, и офисы, и развлекательные центры, и магазины, и даже промышленные предприятия. Многофункциональная застройка создает новую жилую среду - более разнообразную, интенсивную по коммуникациям. Такие районы «живут» все 24 часа в сутки.

Ландшафтный дизайн

Вся мировая практика садово-паркового искусства, от древнего мира до современности, показывает нам, что ландшафтник, создающий ансамбль грандиозного дворцового парка или же работающий над камерной композицией небольшого усадебного сада...

Новое предприятие как элемент районной планировки (эколого-экономический аспект)

Современная отечественная экономгеографическая и градостроительная наука констатирует, что районная планировка развивается на основе потребностей практики, вбирая в себя идеи и методы из различных областей знаний, в том числе теории систем...

Проектирование жилого дома со встроенным магазином

Архитектурная композиция выбрана в соответствии с художественными, функциональными и конструктивно-технологическими требованиями к зданию. Композиция здания, внутренних пространств, представляет собой построение помещений...

Проектирование общежитий для студентов

При всем разнообразии проектных решений современных жилых студенческих комплексов четко прослеживаются некоторые общие закономерности и тенденции...

Реконструкция городов

Сохранение общего характера исторически сложившейся структуры без сколько-нибудь значительных изменений...

Реконструкция городов

Современные принципы реконструкции сложившихся районов города: системы общественного центра, общественных центров города, производственных территорий, транспортной инфраструктуры города и ее элементов, транспортных связей и узлов...

Реконструкция городов

Комплексная реконструкция сложившихся районов представляет собой процесс переустройства городской среды, содержание и продолжительность которого определяются взаимосвязанными действиями по проектированию...

Строительство здания пищеблока психиатрической больницы

Творчество архитектора В.И. Баженова

баженов архитектура кремлевский дворец Прославленный и крупнейший русский архитектор Василий Иванович Баженов был широко известен и в России, и в Европе...

Территориальное планирование как основа регулирования городской застройки

1) метод экспериментальных оценок - принятие решений с помощью специалистов по конкретным вопросам. 2) экономико-статистический метод - связь явлений между собой...

Выбор планировки и организация объемов при учете условий определяется идейно-художественными соображениями и во многом зависит от окружающей среды, которая в свою очередь влияет на композицию. Композиция в дизайне выступает как средство...

Художественное проектирование и оформление лестничного пролета и лестничной площадки цокольного этажа

Цвет и жизнедеятельность человека в архитектурной среде Пространство и формы объектов среды жизнедеятельности воспринимаются человеком через освещение, а также благодаря различиям в цвете. Понятие «свет» и «цвет» неразделимы как в физике...

Черниговская архитектурная школа

Чернигов - один из самых известных городов по числу выдающихся памятников древнерусской архитектуры...