Скорость сатаны. «Сатана» против «Миротворца»: Межконтинентальная баллистическая ракета. Конструктивные особенности двигателя


Угроза применения ядерных вооружений со стороны «партнёра» по «холодной войне», создание им постоянно расширяющейся системы ПРО, явились вызовом, на который СССР ответить был обязан.

В семидесятых годах прошлого века создан стратегический комплекс, где главным элементом была представлена баллистическая ракета Р-36 Сатана, классифицируемая в НАТО SS-18 «Satan».

«Сатана» в состоянии уничтожить защищенные цели противника.

Защищённых системой ПРО, в том числе рамками ответного удара после неоднократного применения ядерного оружия.

До настоящего времени иностранные образцы вооружений не сумели даже близко достичь параметров, которыми обладают боевые характеристики Сатаны.

Историческая справка

Изыскательские работы по P-36M Сатана осуществлялись специалистами конструкторского бюро (КБ) «Южное» в городе Днепропетровске. Украинский город в настоящее время переименован в Днепр.

в этом году начались работы над РС «Сатана»

При этом инженеры не стали модернизировать имеющеюся Р-36 Воевода, а применили новые решения, отвечающие требованиям защищённости и эффективности вооружения:

  • размещение пусковой установки и пункта управления запуском в помещениях с максимальной защитой;
  • автономная система управления ракетой;
  • минимальное время на проведение предстартовой подготовки и пуска;
  • дистанционное предстартовое программирование целей из комнаты управления;
  • повышенная живучесть всего ракетного комплекса;
  • повышена крейсерская скорость полета ракеты Сатана;
  • способность СС-18 преодолевать заслоны, создаваемые системой ПРО противника;
  • старт, не дающий возможность фиксации места его проведения;
  • прорыв в максимальном радиусе, точности поражения целей;
  • устойчивость к последствиям близкому, к размещению установки, ядерному взрыву (гамма, бета, рентгеновским излучениям).

Испытание готового изделия проведено на Байконуре зимой 1973 года. Доработки продолжались до осени 1975 года, но необходимость защиты страны от возможной агрессии вынудило поставить Р-36М на дежурство уже в 1974 году.


В дальнейшем, ракета СС-18 постоянно модернизировалась. Например, на ней выполнена доработка несущей части и боеголовки ракеты. После испытаний в конце семидесятых годов баллистическая ракета Сатана была заменена на МБР Р36М.

Доработаны и улучшены ТТХ Сатаны, где система управления имела более совершенные характеристики, головная часть делилась на десять боеголовок по 0.55 Мт, с радиусом поражения до 300.0 тыс. кв. км, скоростью полёта до 2.5 км/с, каждая.

Конструкция баллистической ракеты Сатана

Конструкция СС-18, включая размещение основных узлов и агрегатов, имеет следующие особенности:

  • двухступенчатая, с отделением ступеней последовательным порядке;
  • топливо, окислитель находятся в примыкающих баках с разделением перегородкой;
  • управляющие кабеля, пневматические и гидравлические системы управления трассированы вдоль корпуса и защищены специальным кожухом;
  • первая ступень оснащена четырьмя ЖРД, топливо подаётся закрытым циклом, при этом двигатели автономны;
  • руководство полётом осуществляется системой автономного управления;
  • вторая ступень оборудована маршевым и четырех камерным контролирующим траекториею полёта ЖРД;
  • для повышения защитных качеств, при применении противником ядерных средств, где проводится пуска ракеты, корпус покрыт специальным чёрным теплозащитным составом;
  • предустановленные датчики контролируют уровень агрессивных облучений, и при их наличии – отключают все системы управления, но при выходе из этой зоны – проводят автоматическое включение, управляющая система вносит коррективы в траекторию для достижения поставленной цели поражения.

Новая ракета Сатана, характеристики которой продемонстрировали высокие показатели точности попадания, обеспечиваются инерционной управляющей системой на базе бортового вычислительного оборудования, стала главным оружием РВСН. Радиус поражения Сатаны, о котором стало известно в НАТО, охладил горячие головы «ястребов».

Двигатель ракеты «Сатана»


Двигатели и система подачи топлива ракеты созданы на основе новейших, на тот период, разработок передовых конструкторских бюро страны:

  • применение химического наддува емкостей топлива;
  • торможения отделённой ступени газами наддува;
  • оборудование первой и второй ступени маршевым, и независимыми двигателями управления;
  • принцип управление разделёнными боевыми частями;
  • работа двигателей с использованием тетраксидного азотного топлива и прочих.

Для первой ступени использовался движитель РД-264, который компоновался из четырёх элементов РД-263. Вторая ступень оборудовалась маршевым движителем РД-0228. Все образцы двигателей при испытаниях показывали результаты, исключающие сбои в работе и отказы управляющих систем.

Следует обратить внимание, что был внедрён новый метод запуска ракет, исключающий фиксацию ПРО земного пуска. Двигатели ракеты запускались на дне шахты, и за счёт скопления отработанных газов, при старте ракета «выстреливалась» на значительную высоту. Это давало возможность запуск воспринять, как полёт низколетящего самолёта.

Тактико-технические характеристики ракеты Сатана (ТТХ)

Классификация Р-36М Воевода Р-36М УТТХ Р-36М2
Код НАТО SS-18 Mod 1 «Satan» SS-18 Mod 3 «Satan» SS-18 Mod 2 «Satan» SS-18 Mod 4 «Satan» SS-18 Mod 5 «Satan» SS-18 Mod 6 «Satan»
По договору НСВ РС-20А РС-20Б РС-20В
Дальность, тыс. км 11.2 16.0 10.5 11.0 16.0 11.0
Погрешность, м 500.0 500.0 500.0 300.0 220.0 220.0
Готовность к запуску, сек 62.0
Снаряженная масса при старте, тонн 209.2 208.3 210.4 211.1 211.1 211.4
Длинна, м Сведения не доступны Сведения не доступны 33.65 34.3 Сведения не доступны 34.3
Диаметр, м 3.0
Масса боеголовки, тонн 6.565 5.727 7.823 8.470 8.470 8.800
Заряд. Мощность. МТ 18.0/2.0/25.0 8.0 10Х0.5 8Х1.3 8.0 10Х0.8

Примечание: Сведения получены из открытых источников.

Для новичка старт самой мощной из существующих в мире межконтинентальных баллистических (по классификации НАТО — SS-18 Satan) неизменно оборачивается разочарованием . Полдня трясёшься попутным транспортным «бортом» на Байконур. Потом пару часов приплясываешь на наблюдательном пункте, стараясь согреться под пронизывающим казахстанским степным ветром (за 45 минут до старта служба безопасности полностью перекрывает движение по дорогам полигона, и после этого туда уже никак не попадешь). Наконец предстартовый отсчёт завершен.

Далеко на краю горизонта из земли, как чёртик из табакерки, выскакивает крохотный «карандашик», зависает на долю секунды, а затем в сияющем облаке стремительно уносится ввысь. Лишь пару минут спустя тебя накрывает отголосками тяжёлого грохота маршевых двигателей, а сама ракета уже посверкивает в зените далекой звёздочкой. Над местом старта оседает желтоватое облако пыли и невыгоревшего амилгептила.

Всё это не идёт ни в какое сравнение с величественной неторопливостью старта мирных космических ракетоносителей. К тому же их запуски можно наблюдать с куда более близкого расстояния, поскольку кислородно-керосиновые двигатели даже в случае аварии не грозят уничтожением всего живого вокруг. С «Сатаной» иначе. Снова и снова разглядывая потом фото и видеосъемку запуска, начинаешь понимать: «Мама моя! Это же совершенно невозможно!»

Вот и сам создатель «Сатаны» конструктор Михаил Янгель и его коллеги-ракетчики поначалу так и отнеслись к идее: «Чтобы 211 тонн «выпрыгивали» из шахты?! Это невозможно! » В 1969-м, когда возглавляемое Янгелем КБ «Южное» приступило к работе над новой тяжелой ракетой Р-36М, нормальным способом запуска из шахтной пусковой установки считался «горячий» газодинамический старт, при котором маршевый двигатель ракеты включался уже в шахте.

Конечно, некоторый опыт проектирования «изделий», использующих «холодный» («миномётный») старт, был накоплен . Сам Янгель экспериментировал с ним почти 4 года, разрабатывая так и не принятую на вооружение ракету РТ-20П. Но ведь РТ-20П была «сверхлёгкой» – всего 30 тонн! К тому же она была уникальной по компоновке: первая ступень – твёрдотопливная, вторая – жидкотопливная. Это избавляло от необходимости решать связанные с «минометным» стартом головоломные проблемы гарантированного зажигания первой ступени.

Разрабатывавшие пусковую установку Р-36М смежники Янгеля из питерского ЦКБ-34 (ныне КБ «Спецмаш») поначалу категорически отвергали саму возможность «минометного» старта для жидкотопливной ракеты весом более 200 тонн. Только после смены руководства ЦКБ-34 его новый главный конструктор Владимир Степанов решил попробовать. Экспериментировать пришлось долго. Разработчики пусковой установки столкнулись с тем, что масса ракеты не позволяла применять для ее амортизации в шахте обычные средства – гигантские металлические пружины , на которых покоились ее более легкие собратья. Пружины пришлось заменять мощнейшими амортизаторами, использующими газ высокого давления (при этом амортизационные свойства не должны были снижаться за весь 10-15-летний срок боевого дежурства ракеты).

Потом настал черёд разработки пороховых аккумуляторов давления (ПАД), которые бы выбрасывали эту махину на высоту не менее 20 м над верхним краем шахты . Весь 1971 год на Байконуре проводились необычные эксперименты. Во время так называемых «бросковых» испытаний массогабаритный макет «Сатаны», заправленный вместо азотного тетраоксида и несимметричного диметилгидразина нейтральным щелочным раствором, вылетал под действием ПАД из шахты.

На высоте 20 м включались пороховые ускорители, которые сдергивали с ракеты поддон, прикрывающий ее маршевые двигатели в момент «минометного» старта, но сами двигатели, естественно, не включались. «Сатана» валилась на землю (в специально подготовленный рядом с шахтой огромный бетонный лоток) и разбивалась вдребезги. И так девять раз.
И всё равно первые три реальных старта Р-36М уже по полной программе лётно-конструкторских испытаний были аварийными . Лишь на четвертый раз, 21 февраля 1973 года, «Сатане» удалось не уничтожить собственную пусковую установку и улететь туда, куда её и запускали, – на камчатский полигон Кура.

Ракета в стакане

Экспериментируя с «миномётным» стартом, конструкторы «Сатаны» решали несколько задач. Без увеличения стартовой массы повышались энергетические возможности ракеты. Немаловажным было и снижение неизбежно возникающих при газодинамическом старте вибрационных нагрузок на взлетающую ракету. Однако главным было всё же повышение живучести всего комплекса в случае первого ядерного удара противника . Принятые на вооружение новые Р-36М размещались в шахтах, в которых прежде стояли на боевом дежурстве их предшественницы – тяжёлые ракеты Р-36 (SS-9 Scarp).

Точнее сказать, старые шахты использовались частично: газоотводные каналы и решетки, необходимые для газодинамического старта Р-36, «Сатане» были ни к чему. Их место занял металлический силовой «стакан» с системой амортизации (вертикальной и горизонтальной) и оборудованием пусковой установки, в который прямо в заводском транспортно-пусковом контейнере и загружалась новая ракета. При этом защищённость шахты и находящейся в ней ракеты от поражающих факторов ядерного взрыва повышалась более чем на порядок.

Мозг в отключке

Кстати, «Сатана» защищена от первого ядерного удара не только своей шахтой. Устройство ракеты предусматривает возможность беспрепятственного прохождения через зону воздушного ядерного взрыва (на тот случай, если противник попытается накрыть им позиционный район базирования Р-36М, чтобы вывести «Сатану» из игры). Снаружи на ракете есть специальное теплозащитное покрытие, позволяющее преодолевать пылевое облако после взрыва.

А чтобы излучение не повлияло на работу бортовых систем управления, специальные датчики просто отключают «мозг» ракеты при прохождении через зону взрыва: двигатели продолжают работать, но системы управления застабилизированы . Лишь после выхода из опасной зоны они вновь включаются, анализируют траекторию, вводят поправки и ведут ракету к цели.

Непревзойдённая дальность пуска (до 16 тыс. км), огромная боевая нагрузка в 8,8 тонн, до 10 разделяющихся боеголовок индивидуального наведения плюс самый совершенный из имеющихся на сегодня комплекс преодоления противоракетной обороны, оснащённый системой ложных целей, – всё это делает «Сатану» страшным и уникальным оружием. На Западе ракету Р-36М прозвали «Сатаной» не только за громадную разрушающую мощь, но и за неотвратимость её запуска.

Для её последнего варианта (Р-36М2 «Воевода») разрабатывалась даже платформа разведения, на которую можно было установить 20 или даже 36 боевых блоков. Но по договору их не могло быть больше десяти. Немаловажно и то, что «Сатана» – это целое семейство ракет с подвидами. И каждая может нести разный набор полезной нагрузки .

В одном из вариантов (Р-36М) размещено 8 боевых блоков, прикрытых фигурным обтекателем с 4 выступами. Выглядит это как будто на носу ракеты закреплено 4 веретена. В каждом – по две соединенных попарно (основаниями друг к другу) боеголовки, которые разводятся уже над целью. Начиная же с Р-36МУТТХ, у которой была повышена точность наведения, появилась возможность поставить боевые блоки послабее и довести их количество до десяти.
Они крепились под сбрасываемым в полете головным обтекателем по отдельности друг от друга на специальной раме в два яруса. Позднее от идеи самонаводящихся головок пришлось отказаться : они оказались непригодны для стратегических баллистических носителей из-за проблем при входе в атмосферу и по некоторым другим причинам.

Многоликая «Сатана»

Будущим историкам придётся поломать голову над тем, чем на самом деле была «Сатана» – оружием нападения или обороны. Орбитальный вариант её прямой «прародительницы», первой советской тяжелой ракеты SS-9 Scarp (Р-36О), принятый на вооружение в 1968 году, позволял забрасывать ядерную боеголовку на околоземную орбиту, чтобы наносить удары по противнику на любом витке. То есть, атаковать США не через полюс, где за нами постоянно следили американские радары, а с любого незащищенного системами слежения и противоракетной обороны направления.

Это было, по сути, идеальное оружие, о применении которого противник мог узнать, только когда над его городами уже поднимутся ядерные грибы . Правда, уже в 1972 году американцы развернули на орбите спутниковую группировку предупреждения о ракетном нападении, которая засекала не подлёт ракет, а момент старта. Вскоре Москва заключила с Вашингтоном соглашение о запрещении выведения в космос ядерного оружия.

Теоретически, «Сатана» унаследовала эти возможности. По крайней мере сейчас, когда ее запускают с Байконура в виде конверсионной ракеты-носителя «Днепр», она легко выводит на околоземные орбиты полезные нагрузки, вес которых немногим меньше устанавливаемых на ней боевых блоков. При этом ракеты приходят на космодром из строевых полков РВСН, где они стояли на боевом дежурстве, в штатной комплектации.

Для космических программ нештатно работают разве что двигатели разведения ядерных боеголовок индивидуального наведения. При выведении на орбиту полезных нагрузок, их используют в качестве третьей ступени. Судя же по рекламной кампании, развёрнутой для продвижения «Днепра» на международный рынок коммерческих пусков, он вполне может использоваться и для ближних межпланетных перевозок – доставки грузов к Луне, Марсу и Венере. Получается, что при необходимости «Сатана» может доставить туда и ядерные боеголовки.

Впрочем, вся последовавшая за снятием с вооружения Р-36 история модернизации советских тяжёлых ракет вроде бы свидетельствует об их сугубо оборонительном предназначении. Уже то, что при создании Янгелем Р-36М серьёзная роль отводилась живучести ракетного комплекса, подтверждает, что его планировалось использовать не при первом и даже не при ответно-встречном ударе, а при «глубоком» ответном ударе, когда ракеты противника уже накроют нашу территорию . То же самое можно сказать и о последних модификациях «Сатаны», разработкой которых уже после смерти Михаила Янгеля занимался его преемник Владимир Уткин.

Так что в недавнем заявлении российского военного руководства о том, что срок службы «Сатаны» будет продлён ещё на десятилетие, прозвучала не столько угроза, сколько озабоченность американскими планами развёртывания системы национальной ПРО. И регулярный запуск с Байконура конверсионного варианта «Сатаны» (ракеты «Днепр») подтверждает, что она в полной боеготовности.

Все последние годы наиболее крепким гарантом мира во всем мире являются ядерные силы сдерживания некоторых государств. На первый взгляд это кажется парадоксальным, но на самом деле ничего странного в этом нет. Все просто: ядерный потенциал страны не дает лишний раз повода усомниться в ее государственности и охлаждает «горячие головы», препятствуя самой возможности возникновения Третьей мировой войны.

Не стала исключением и наша страна, на страже интересов которой стоит ракета «Сатана». Сразу оговоримся, что «творением дьявола» ее называют исключительно на Западе: по российской номенклатуре это оружие величается «Воеводой».

Является прямым потомком ракеты Р-36. Была существенно изменена не только основная конструкция, но и полностью переосмыслен способ запуска: в результате ракета «Сатана» стала не только намного проще, но и в несколько раз надежнее. Упростилась и удешевилась процедура строительства, ремонта и модификации стартовых шахт.

Кроме того, конструкторы кардинально изменили процедуру перевозки и ее установки на боевое дежурство, что не только резко снизило количество ЧП и несчастных случаев, но и повысило защищенность всего комплекса в принципе.

Основные сведения

В кругу военных известна под индексом Р-36М - конструктивно-двухступенчатая межконтинентальная баллистическая ракета. Оснащалась боевой частью с десятью блоками. За разработку отвечали Михаил Янгель и Владимир Уткин, работавшие в легендарном КБ «Южное». Работы по проектированию этого вооружения начались 2 сентября 1969 года. Основной объем работ был выполнен до октября 1975 года. Со всеми испытаниями коллектив завода справился в срок до 29 ноября 1979 года.

Как ни странно, но на боевое дежурство ракета «Сатана» впервые была поставлена 25 декабря 1974 года, а на вооружение официально принята только 30 декабря 1975 года. Впрочем, эта ситуация для СССР уникальной не была: танк Т-44 официально на вооружение вообще принят не был, однако его активно эксплуатировали в десятках частей.

Двигатели

На первую ступень монтировался ракетный двигатель РД-264, который является «конгломератом» четырех однокамерных установок РД-263. Сама силовая установка проектировалась в КБ "Энергомаш", работами руководил Валентин Глушко. На вторую ступень устанавливался уже маршевый двигатель РД-0228. Его создавали в КБ химической автоматики. Руководил проектом Александр Конопатов. В состав используемого ракетного топлива входят: НДМГ и азотный тетраоксид. Отличается «минометным» способом запуска.

Что касается последнего термина, то он подразумевает выталкивание ракеты из пускового контейнера энергией банальных пороховых газов. Она выстреливается за пределы ракетной шахты, после чего включаются маршевые двигатели.

Ракета «Сатана» комплектуется автономной инерциальной системой управления. Ее проектированием занималось НИИ-692. Работами заведовал Владимир Сергеев. Важнейшую систему, отвечающую за преодоление вражеской ПРО, разработали в ЦНИРТИ. Вторая -боевая - ступень оснащается твердотельной двигательной установкой. Серийное производство ракет было развернуто на Южном машиностроительном заводе уже в 1974 году.

Начало работ

Именно авторству Михаила Янгеля принадлежит идея концепции минометного старта, который впервые был испытан на ракете РТ-20П. Эта идея была предложена талантливым инженером в 1969 году. Такой способ запуска дает множество преимуществ, главным из которых является значительное снижение массы ракеты. Но главный конструктор предприятия ЦКБ-34 категорически отказался принимать эту концепцию: он считал, что минометный способ запуска совершенно не подходит для старта ракет с массой более двухсот тонн.

В принципе, именно этой деталью ракета «Сатана» (характеристики которой расписываются в этой статье) сильно отличается от своих «коллег по цеху» как отечественного, так и западного происхождения.

Принятие идеи

В декабре 1970 года Рудяк (старый руководитель КБ) уходит, а его место занимает Владимир Степанов, который и сам «загорелся» идеей запуска тяжелых баллистических ракет посредством «минометной» схемы.

Сложнее всего оказалось решить проблему с амортизацией ракеты в ее шахте. Ранее в качестве «предохранителей» использовались гигантские металлические пружины из особого сорта стали, но вес новой ракеты просто физически не позволял их использовать и дальше. Тогда конструкторы решили пойти по «пневматическому» пути, применив для этой цели сжатый газ.

К газу не было претензий в части веса, но тут же возникла другая беда: как его удерживать в пусковом контейнере на протяжении всего срока службы ракеты? Работники КБ "Спецмаш" не только с честью смогли решить эту проблему, но и доработали стартовые установки под возможность запуска и более тяжелых ракет. Уникальные амортизаторы начали выпускать в Волгограде, на известном заводе "Баррикады».

Так ракета «Сатана», характеристики которой нами расписываются, стала еще более необычным оружием, которое опередило свое время как минимум на несколько лет.

Авторы прочих доработок

Параллельно разработкой новых технических решений занималось еще и Московское КБТМ, которым заведовал Всеволод Соловьев. Именно его коллективом был предложен уникальный вариант с маятниковой системой подвески ракеты в шахте. Уже в начале 1970 года был создан эскизный проект, а в мае он был одобрен и допущен к производству в Минобщемаше.

Заметим, что в конце концов был принят вариант от Владимира Степанова. В конце 1969 года был разработан полный технический проект ракеты Р-36М, который включал четыре варианта ее боевого оснащения: простая, легкая ГЧ, тяжелая ГЧ, а также разделяющаяся и маневрирующая разновидности. В марте следующего года в проект были внесены некоторые незначительные изменения, предусматривающие повышение уровня надежности основных конструкций.

Учтите, что один взрыв ракеты «Сатана» вполне мог стереть с лица земли целый американский штат среднего размера, так что США очень интересовались разработкой и испытаниями данного оружия, а во время тестирования ракет на прибрежных площадках запуска неподалеку всегда находилась пара-другая их разведывательных кораблей.

Опасность этого оружия - в уникальной системе маневрирования и особой головной части: когда она разделяется, в окружающее пространство выпускается несколько сот ложных целей. В результате большая часть радаров не в состоянии обнаружить ракету. Разумеется, эффективно с ней бороться чрезвычайно сложно.

В середине 1970 года проект модернизации был одобрен всеми необходимыми инстанциями, после чего КБ "Южное" дали «добро» на производство модернизированных комплексов. Так появилась на свет межконтинентальная баллистическая ракета «Сатана».

Эффективность новых технологических решений

Особенность ракеты в том, что ее помещали в транспортно-пусковой контейнер еще на заводе, монтируя туда все необходимое дополнительное оборудование. После этого конструкция устанавливалась на контроль-испытательный стенд, на котором проводились все требуемые виды проверок.

Когда на полигонах заменяли старые Р-36 на новую Р-36М, в шахте монтировался специальный металлический силовой стакан, туда же устанавливалось все необходимое пусковое и амортизационное оборудование. По сути дела, для замены ракеты после подготовительных работ требовалось сделать несколько сварных швов, чего в прежние времена невозможно было и вообразить.

Из конструкции пусковой шахты в этом случае полностью исключались решетки и газоотводные каналы, которые были попросту не нужны при минометном способе старта. Результатом такого подхода стало не только резкое снижение стоимости всего комплекса, но и повышение эффективности защиты шахт (они стали проще). В Семипалатинске при испытании новых технологий было убедительно доказано, что они и в самом деле имеют немало преимуществ.

Проектирование и разработка новых двигателей

Как мы уже и говорили, баллистическая ракета «Сатана» комплектуется силовой установкой из четырех однокамерных двигателей на первой ступени, а на вторую ступень ставится твердотопливный движок. Но! Уникальная ее особенность в том, что твердотопливная установка максимально унифицирована по своему устройству с жидкостными двигателями: фактически реальные отличия есть только в высотном сопле камеры. И это чрезвычайно важно, так как в результате стоимость техники удалось значительно снизить.

Многие смелые технические решения были обусловлены тем, что к разработке новой техники привлекли КБХА Конопатова. Дело в том, что нужно было решить некоторые проблемы, характерные для предшественника «Воеводы». В частности, требовалось избавиться от излишне сложного пускового механизма.

Именно благодаря Конопатову баллистическая ракета «Сатана» обзавелась четырьмя жидкостными двигателями на первой ступени (на Р-36 их было шесть штук), которые работали с использованием окислительного генераторного газа. Каждый из них выдает тягу в 100 тс, в камере сгорания показатели давления равняются 200 атм., удельный импульс тяги у поверхности земли равен 293 кгс.с/кг. Вектором тяги ракета управляет, поворачивая сам двигатель в нужном направлении.

Кстати, а на какое расстояние может доставить заряд ракета «Сатана»? Радиус поражения зависит от используемой боевой части:

  • Лёгкая моноблочная боевая часть имела мощность в 8 Мт, могла поразить цель на расстоянии до 16 тысяч километров.
  • Тяжёлый моноблочный вариант нес заряд мощностью 25 Мт, ракета могла улететь на 11200 километров.

Вот почему многими западными политиками была столь нелюбима ракета «Сатана». Сразу после развала СССР делались неоднократные попытки заставить Россию вообще избавиться от ядерного оружия. Кое в чем зарубежным «доброжелателям» улыбнулась удача: из приблизительно 153 шахт для «Воевод», которые были расположены на территории нашего государства, осталось не более половины. Впрочем, и этого арсенала хватает с лихвой. Шахты, которые располагались на территории Украины, были полностью демонтированы или просто заброшены. Белорусский арсенал сохранился.

Конструктивные особенности двигателя

Нужно заметить, что двигатель РД-264 имеет немало важных конструктивных особенностей. К ним относится новейшая система надува баков для ракетного топлива и окислителя, в состав которой входит генератор низкотемпературного типа, отсечные клапаны, а также датчики расхода и корректирующие устройства. Как мы уже отмечали, двигатель может отклоняться от центральной оси ракеты на семь градусов (для эффективного управления вектором тяги).

Проведение испытаний

Огромным преимуществом, которое имеет ядерная ракета «Сатана» (Россия), является возможность дистанционного перенацеливания непосредственно перед ее стартом. Для такого типа оружия данное нововведение имело важнейшее значение.

В 1970-1971 годах разрабатывался проект пусковой площадки на полигоне Байконур, на которой бы можно было начать проведение испытаний нового комплекса. Известно, что немало частей было взято из комплекса 8П867. Сам испытательный стенд был смонтирован на площадке № 42. С конца 1971 года начались так называемые бросковые испытания, в ходе которых отрабатывалась технология минометного запуска, которой и характеризуется ядерная ракета «Сатана».

Основной целью испытаний было получение результата, при котором бы корпус ракеты (заправленный щелочью) был выброшен из пускового контейнера на высоту не менее чем 20 метров. Важно было добиться еще и правильного срабатывания двигателей, установленных на поддоне, так как именно от них зависело, будет ли пусковая шахта сохранена в нормальном состоянии, не подвергшись воздействию крайне горячей струи сгорающих газов из сопла ракеты.

Всего пришлось произвести запуск ракеты «Сатана» девять раз, после чего все требуемые характеристики были получены. Вообще же за все время было произведено в пределах 43 пробных запусков, из которых 36 закончились удачно, а в семи случаях ракета падала. Конечно, в этом случае использовался ее муляж, максимально приближенный к реальности. В противном случае пришлось бы проводить полную деактивацию местности, так как ракетное топливо страшно ядовито.

Технология установки в шахту

Как мы уже упоминали, при проектировке была предусмотрена передовая схема "завод-старт", при которой российская ракета «Сатана» поставлялась с завода в полностью готовом состоянии, а затем монтировалась в пусковую шахту. Нужно отметить, что такой порядок в нашей стране был применен впервые, но практика доказала его высочайшую надежность.

Кроме того, так удалось во много раз сократить время, в течение которого ракета находилась в абсолютно не защищенном состоянии. Фактически «фактором риска» являлась только ее транспортировка к месту монтирования. Сама технология заключалась в проведении следующих работ:

  • Как только ракета прибывала железной дорогой, ее перегружали на транспортную тележку. Крайне важная особенность заключалась в том, что использовалась технология, при которой контейнер перетаскивали на транспортную тележку, не используя для этой цели подъемный кран. Затем ее транспортировали к самой шахте, где при помощи автоматизированной системы монтировали контейнер с ракетой в ШПУ. Все этапы продуманы так, что даже при близком ядерном взрыве ракета не пострадает, и ее можно будет использовать для атаки противника.
  • Проводились испытания электрических схем, нацеливание и ввод необходимого полетного задания.
  • Наиболее опасной и трудоемкой операцией была заправка ракеты. Из заправочных емкостей в баки ракеты требовалось залить порядка 180 тонн крайне ядовитых и химически агрессивных компонентов, так что весь персонал шахты в это время работал в защитных костюмах.
  • Только после этого производили стыковку с головной боевой частью. После этого начинали проводить заключительные операции по обслуживанию. Крыша шахты закрывалась, и все дополнительно проверялось, люки опечатывались, производилась сдача объекта караулу. Считалось, что с этого времени была исключена возможность несанкционированного доступа на объект.
  • Ракета ставится на боевое дежурство, с этого момента все управление ею возможно только из командного центра. Только боевой расчет мог инициировать пуск. Ракета «Сатана» снова внушает страх потенциальному противнику.

Дополнение

Заметим, что боевой расчет в общем-то не управляет вооружением самостоятельно, а только исполняет приказы вышестоящего начальства. Кроме того, на этот же персонал возложена ответственность за техническое обслуживание вверенного ему имущества. Заметим, что межконтинентальная ракета «Сатана» Р-36М стояла на вооружении до 1983 года.

После этого в ракетных частях ее начали постепенно менять на модель Р-36М УТТХ. В настоящее время устаревшую ракету собираются менять на «Сармата», но точной даты вступления в строй новой модели пока что не знает никто (включая разработчиков).

РС-20В именуемая сейчас «Воеводой» или Р-36М, или более известная в мировой натовской классификации баллистическая ракета SS-18 — «Сатана». Она является самой мощной ракетой на планете. «Сатане» все еще приходится нести боевое дежурство в российских РВСН.

Баллистическая ракета SS-18 — Сатана»

Ракета еще долго будет оставаться на боевом посту, а 2025 год будет последним для выполнения этой задачи. Тяжелая ракета SS-18 «Сатана» считается мощнейшей на планете. Межконтинентальная баллистическая ракета «Сатана» была принята на вооружение Советских Вооруженных Сил в 1975 году. Первый пуск для начала в режиме тестирования ракеты «Сатана» был произведен в 1973 году.

Баллистическая ракета «Сатана» SS-18 (Р-36М)

Ракета Р-36М самых разнообразных модификаций может нести вместе со своей стартовой массой до 212 тонн боевые части численностью 1-10, а иногда до 16-ти. Общая масса, включая блок разведения и головной обтекатель, может составлять более восьми тысяч кг и преодолевать расстояние более десяти тысяч км. Размещение двухступенчатых ракет в России осуществляется с помощью высокозащищенных шахт.

Там они находятся в специальных транспортно-пусковых контейнерах с используемым «минометным» стартом. Стратегические ракеты обладают трехметровым диаметром и длиной до 35 метров. Ракеты обладают прекрасными боевыми и техническими характеристиками, а созданы они в Днепропетровском НПО «Южное» (сейчас город Днепр) в 1970 годы.

Численность и цена

Каждая ракета этого типа является самой мощной в мире. Никакая уже существующая межконтинентальная ракета не способна нанести по противнику более сокрушительного ядерного удара. Именно из-за этого невиданного могущества в западных СМИ эту ракету нарекли «Сатаной». Собственно эта мощь и пугала всю мировую общественность. Так во время переговоров, на которых обсуждалось сокращение наступательного вооружения. Американскими представителями предпринимались самые разнообразные шаги по полному их сокращению и запрету по модернизации этого «тяжелого» оружия.

Российские РВСН на сегодняшний день имеют в своем распоряжении более семидесяти БРК, оснащенных ракетами «Сатана», которые обладают более чем 700 ядерными боезарядами. А это, по имеющимся данным, является приблизительно половиной всего российского ядерного щита, в котором насчитывается в общей сложности более 1670 боевых зарядов. С середины 2015 года предполагалось, что с вооружения РВСН снимут некоторую численность ракет «Сатана», которые планировали заменить на более новые ракеты.

В 1983 году численность пусковых установок SS-18 в самых разнообразных модификациях достигала 308 единиц. В 1988 году начала происходить замена ранних модификаций на Р-36М2. Общую численность ракет с пусковыми установками оставили неизменной, а это соответствовало советско-американской договоренности. Снятые с вооружений ракеты «Сатана» должны были быть утилизированными. Все же утилизация по своей стоимости оказалась довольно-таки дорогостоящим занятием. Вследствие этого на самом верху приняли решение об использовании ракет для производства запуска спутников.

Таким образом, ракетоносители «Днепр» оказались незначительной доработкой российских межконтинентальных баллистических ракет Р-36М. Межконтинентальные баллистические ракеты «Днепр» по цене одного пуска обходились не более 30 миллионов долларов. Полезную нагрузку в этот момент исчисляют в 3700 килограммов, и это вместе с системой по монтажу аппаратов.

Таким образом, себестоимость вывода на орбиту килограмма полезного груза выходит дешевле, чем при помощи других имеющихся ракетоносителей. Такие относительно недорогие запуски ракетоносителей легко привлекают заказчиков. Однако при сравнительно небольшой полезной нагрузке ракеты обладали и соответствующими ограничениями. Так, запуск ракеты «Сатана» со стартовым весом приблизительно 210 тонн относился к категории «легкие баллистические ракеты».

Тактико-технические данные ракеты «Сатана»

Ракета Р-36М «Сатана» обладает:

  • Двумя ступенями с блоком разведения;
  • Жидкотопливным горючим;
  • Пусковой установкой, которая является шахтной, имеет минометный старт;
  • Мощностью и численностью б/блоков: двумя моноблочными версиями; РГЧ ИН 8×550-750 кт;
  • Головной частью массой 8800 кг;
  • При легкой ГЧ максимальной дальностью до 16 000 км;
  • При тяжелой ГЧ максимальной дальностью до 11 200 км;
  • При РГЧ ИН максимальной дальностью до 10 200 км;
  • Инерциальной автономной системой управления;
  • Точным попаданием в радиусе 1 000 метров;
  • Длиной более 36 метров;
  • Наибольшим диаметром до 3-х метров;
  • Стартовой массой почти до 210 т;
  • Массой топлива до 188 т;
  • Окислителем - азотным тетраоксидом;
  • Горючим - НДМГ;
  • Тягой ДУ первой ступени до 4163/4520 кН;
  • Удельным импульсом первой ступени до 2874/3120 м/с.

Немного сведений из истории ракеты «Сатана»

Межконтинентальную баллистическую ракету тяжелого класса Р-36М создавали в Днепропетровском КБ «Южное» (нынешний город Днепр). Работы начались в сентябре 1969 года после принятия Совмином Советского Союза постановления о создании ракетных комплексов Р-36М. Ракеты должны были обладать высокой скоростью, мощностью и другими значительными характеристиками. Завершение конструкторами эскизного проекта произошло зимой 1969 года. Межконтинентальные ядерные баллистические ракеты предусматривались с четырьмя разновидностями в боевом оснащении. Предполагались разделяющиеся, маневрирующие и моноблочные головные части.

При работе над новой ракетой, которой дали маркировку Р-36М, использовалось все, что было лучшим на то время. Применялся весь накопленный учеными опыт, который был наработан при создании предшествующих ракетных комплексов. В итоге создали новую ракету с редкостными ттд, а не модификацию Р-36. Работа над созданием Р-36М шла одновременно с другим проектом. Это были ракеты третьего поколения, специфичностью ттд их были:

  • Использование РГЧ ИН;
  • Задействование автономных систем управления с БЦВМ;
  • Командный пункт и ракета были в сооружении с высокой защищенностью;
  • Дистанционное переприцеливание должно производиться перед стартом;
  • Более совершенные средства преодолевания ПРО;
  • Присутствие высокой боевой готовности, которая обеспечивалась быстрым стартом;
  • Усовершенствованная система управления;
  • Присутствие повышенной живучести в комплексах;
  • Увеличение радиуса при поражении объектов;
  • Повышенная боевая эффективность, которая должна обеспечить увеличение мощности, скорости и точности попадания ракет;
  • Уменьшение в двадцать раз радиуса поражения при блокирующем ядерном взрыве относительно ракет 15А18, устойчивость к гамма-нейтронным излучениям повышена в 100 раз, устойчивость к рентгеновским излучениям - в десять раз.

Межконтинентальную ядерную баллистическую ракету Р-36М впервые испытали на известном полигоне Байконур в феврале 1973 года. Ракетный комплекс испытывать завершили только в октябре 1975 года. Чтобы не задерживаться с развертыванием, решили поставить его на боевом дежурстве. В 1974 году разворачивание первого ракетного полка прошло в городе Домбаровском.

Для первых ракет подобрали моноблочные ГЧ, с мощностью 24 Мт. С 1975 года в полках получали Р-36М с ГЧ ИН с восемью ББ, с мощностью каждой по 0,9 Мт. 1978-1980 годы — проведение испытательных запусков Р-36М, у которых маневрирующие ГЧ, но на вооружение они не были приняты.

В дальнейшем межконтинентальные ядерные баллистические ракеты Р-36М заменили на МБР Р-36М УТТХ. Они отличались доработанными агрегатно-приборными блоками, а также имели более совершенную систему управления. Значительное улучшение произошло и с эксплуатационными характеристиками БРК, а также с повышением защищенности пунктов управления и ШПУ. Тестовые пуски производились в 1977-1979 годах на Байконуре. Пуски осуществлялись с использованием ГЧ с 10 ББ, мощностью каждой по 0,55 Мт.

Стратегические ракетные комплексы Р-36М УТТХ с ракетами 15A18, которые оснащены 10-блочными разделяющимися ГЧ являются универсальными, высокоэффективными комплексами стратегического назначения. Одна ракета Р-36М УТТХ может обеспечить поражение до десяти целей. Возможно поражение крупных и высокопрочных малоразмерных площадных целей в обстановке эффективных противодействий ПРО неприятеля.

Радиус поражения доходит до 300 000 кв.км. При наведении на цель одного из боевых блоков его скорость возле поверхности земли при торможении в атмосфере становится значительно ниже, чем при приближении к атмосферному участку. В частности, скорость полета отделяющихся ГЧ на высоте 25 км в конце АУ 4 км/с могла составлять 2,5 км/с. Скорости встреч современных ББ МБР у поверхностей все еще засекреченные.

Конструкционные особенности ракеты «Сатана»

Р-36М - это двухступенчатые ракеты, применяющие последовательные разделения ступеней. Баки с горючим и окислителем отделены при помощи совмещенного промежуточного днища. Бортовую кабельную сеть, и трубы пневмогидравлику проложили вдоль корпуса и закрыли их с помощью кожуха. Двигатель первой ступени располагает четырьмя автономными однокамерными ЖРД, с имеющейся турбонасосной подачей топлива по замкнутому циклу. Управление ракетой в полете происходит командами системой управления. Двигатель второй ступени содержит в себе наличие однокамерного маршевого и четырехкамерного рулевого ЖРД.

Работа всех двигателей происходит за счет азотного тетраксида и НДМГ. В SS-18 реализовывались многие оригинальные технические решения. В частности, химнаддув баков, торможение отделившихся ступеней истечением газов наддува и пр. В «Сатану» вмонтировали инерциальную систему управления, работающую при помощи бортового цифрового вычислительного комплекса. При его использовании обеспечивается высокая точность стрельб.

Также предусмотрено совершение пусков даже в обстановке применения ядерного оружия неприятелем возле позиции местоположения ракет. «Сатана» обладает темным теплозащитным покрытием. Им облегчается преодоление радиационных пылевых облаков, образовавшихся в результате применения ядерного оружия. Специальными датчиками, измеряемыми гамма- и нейтронные излучения при преодолении ядерного «гриба», регистрируется он и отключается система управления, причем при функционирующих двигателях. На выходе из зоны опасности автоматикой включается система управления и корректируется траектория полета. Собственно эти МБР обладали особо мощным боевым оснащением и комплексом преодоления ПРО.

Как бы там ни было, но до сей поры баллистическая ракета «Сатана» все еще остается непревзойденным и довольно-таки грозным российским оружием.

РС-20В «Воевода» или Р-36М, известная как «Сатана» SS-18 (в обозначении НАТО) – самая мощная ракета в мире. «Сатана» останется в боевом составе РВСН России до 2026 года. Тяжелая ракета SS-18 «Сатана» — мощнейшая в мире межконтинентальная баллистическая ракета, она была принята на вооружение в декабре 1975 года, а ее первый испытательный запуск был осуществлен в феврале 1973 года.

Ракеты Р-36М в различных модификациях могут нести от 1 до 10 (в некоторых случаях до 16) боевых частей общей массой (с блоком разведения и головным обтекателем) до 8,8 тысячи кг на расстояние свыше 10 тысяч км. Двухступенчатые ракеты в России размещаются в высокозащищенных шахтах, где они хранятся в специальном транспортно-пусковом контейнере, обеспечивающем их «минометный» старт. Стратегическая ракета имеет диаметр 3 м и длину более 34 м.

Количество и стоимость

Ракеты данного типа являются самыми мощными из существующих межконтинентальных ракет, они способны нанести по противнику сокрушительный ядерный удар. На Западе эти ракету называют «Сатана».

РВСН России на 2019 год располагают 75 боевыми ракетными комплексами, оснащенными ракетами «Сатана» (всего 750 ядерных боезарядов). Это составляет почти половину ядерного потенциала России, насчитывающего суммарно 1677 боезарядов. К концу 2019 года вероятнее всего, с вооружения России будет снята еще часть ракет «Сатана» и заменена более современными ракетами.

Тактико-технические характеристики

Р-36М «Сатана» имеет следующие ТТХ:

  • Количество ступеней — 2+блок разведения
  • Топливо — хранимое жидкое
  • Тип пусковой установки — шахтная с минометным стартом
  • Мощность и количество боевых блоков — РГЧ ИН 8×900 KT, два моноблочных варианта; РГЧ ИН 8×550-750 кт
  • Масса головной части — 8800 кг
  • Максимальная дальность при легкой ГЧ — 16000 км
  • Максимальная дальность при тяжелой ГЧ — 11200 км
  • Максимальная дальность при РГЧ ИН — 10200 км
  • Система управления – инерциальная автономная
  • Точность — 1000 м
  • Длина — 36.6 м
  • Максимальный диаметр — 3 м
  • Стартовая масса — 209.6 т
  • Масса топлива — 188 т
  • Окислитель — азотный тетраоксид
  • Горючее — НДМГ (гептил)

История создания

Межконтинентальная баллистическая ракета тяжелого класса Р-36М была разработана в КБ «Южное» (Днепропетровск). 2 сентября 1969 года было принято постановление Совета министров СССР о создании ракетного комплекса Р-36М. Ракета должна была иметь высокую скорость, мощность и другие высокие характеристики. Эскизный проект конструкторы завершили в декабре 1969 года. Межконтинентальная ядерная баллистическая ракета предусматривала 4 вида боевого оснащения – с разделяющимися, маневрирующими и моноблочными головными частями.

КБ «Южное» после смерти знаменитого М.К. Янгеля возглавил академик В.Ф. Уткин. Создавая новую ракету, получившую обозначение Р-36М, применяли весь опыт, накопленный коллективом при создании предыдущих моделей ракет. В целом это была новая ракетная система с уникальными ТТХ, а не модификация Р-36. Разработка Р-36М шла параллельно с проектированием других ракет третьего поколения, общими особенностями ТТХ которых были:

  • применение РГЧ ИН;
  • использование автономной системы управления с БЦВМ;
  • размещение командного пункта и ракет в сооружениях высокой защищенности;
  • возможность дистанционного переприцеливания непосредственно перед пуском;
  • наличие более совершенных средств преодоления ПРО;
  • высокая боевая готовность, обеспечивающая быстрый пуск;
  • использование более совершенной системы управления;
  • повышенная живучесть комплексов;
  • увеличенный радиус поражения объектов;
  • повышенные характеристики боевой эффективности, которые обеспечивает увеличенная мощность, скорость и точность ракет.
  • радиус зоны поражения Р-36М блокирующим ядерном взрывом уменьшен в 20 раз по сравнению с ракетой 15А18, стойкость к гамма-нейтронному излучению повышен в 100 раз, стойкость к рентгеновскому излучению — в 10 раз.

Межконтинентальная ядерная баллистическая ракета Р-36М впервые совершила пуск с полигона Байконур 21 февраля 1973 года. Испытания ракетного комплекса были завершены лишь к октябрю 1975г. В 1974 году был развернут первый ракетный полк в г. Домбаровский.

Особенности конструкции

  1. Р-36М — двухступенчатая ракета, применяющая последовательное разделение ступеней. Баки горючего и окислителя разделены совмещенным промежуточным днищем. Вдоль корпуса проходит бортовая кабельная сеть и трубопроводы пневмогидравлической системы, которые закрыты кожухом. Двигатель 1-ой ступени имеет 4 автономных однокамерных ЖРД, которые имеют турбонасосную подачу топлива по замкнутой схеме, они шарнирно закреплены в хвостовой части ступени на раме. Отклонение двигателей по команде системы управления позволяет управлять полетом ракеты. Двигатель 2-ой ступени включает однокамерный маршевый и четырехкамерный рулевой ЖРД.
  2. Все двигатели работают на азотном тетраксиде и НДМГ. В Р-36М реализовано много оригинальных технических решений, к примеру, химический наддув баков, торможение отделившейся ступени при помощи истечения газов наддува и тому подобное. На Р-36М монтирована инерциальная система управления, работающая благодаря бортовому цифровому вычислительному комплексу. Его использование позволяет обеспечить высокую точность стрельбы.
  3. Конструкторы предусмотрели возможность совершить пуск Р-36М2 даже после ядерного удара противника по району расположения ракет. «Сатана» имеет темное теплозащитное покрытие, которое облегчает прохождение через радиационное пылевое облако, появившееся после ядерного взрыва. Специальные датчики, которые измеряют гамма- и нейтронное излучение на время прохождения ядерного «гриба» регистрируют его и выключают систему управления, но двигатели при этом продолжают работать. После выхода из опасной зоны автоматика включает систему управления и корректирует траекторию полета. МБР данного типа имели особо мощное боевое оснащение. Было два варианта ГЧ: РГЧ ИН с восемью ББ (по 900кт.) и моноблочная термоядерная (24Мт.). Имелся и комплекс преодоления систем ПРО.

Видео о ракете Сатана

Если у вас возникли вопросы - оставляйте их в комментариях под статьей. Мы или наши посетители с радостью ответим на них