Сценарий праздника гжели в начальной школе. Занятие по декоративно-прикладному творчеству в начальной школе. Гжель. II. Рассказы о народных промыслах

Занятие по декоративно-прикладному творчеству. Гжель

Цель: актуализировать знания учащихся о росписи «Гжель»; научить рисовать элементы росписи «Гжель», формировать понятия об орнаменте.
Задачи:
обучающие
1. Познакомить детей с росписью «Гжель»
2. Познакомить детей с наследием русского народного искусства и его традициям.
3. Учить детей составлять план действий, правильно распределять время для работы.

Развивающие
1. Развивать у детей кругозор и формировать представления о роли искусства в жизни общества.
2. Развивать у детей образное мышления, творческую фантазию и воображение.

Воспитывающие
1. Воспитывать творческую личность, духовно богатую, внутренне свободную, способную строить жизнь, достойную человека, умеющего в этом мире быть счастливым;
2. Воспитывать такие качества личности как доброту, отзывчивость, трудолюбие, любовь к родному краю.
3. Воспитание учащихся в гармонии с окружающим миром, с родной природой, открытие красоты мира
Оборудование: слайды, посуда и статуэтки с росписью «Гжель», схемы орнаментов, на доске слова «гончар», «фарфор», «кобальт», «палитра», «эскиз».

I. Организационный момент.
Долгожданный дан звонок –
Начинается урок!
Тут затеи и задачи,
Игры, шутки, все для вас!
Пожелаем всем удачи –
За работу, в добрый час!

II. Вводная часть
Учитель:
- Отгадайте загадки:
1.Снится ночью пауку
Чудо-юдо на суку
Длинный клюв и два крыла…
Прилетит-плохи дела.
А кого паук боится?
Угадали? Это-…(птица)
2.Она под осень умирает
И вновь весною оживает.
Иглой зелёной выйдет к свету,
Растёт, цветёт всё лето.
Коровам без неё-беда:
Она их главная еда. (цветы, трава).
Учитель: Правильно, ребята! Птицы, травка, цветы, завитки-главные элементы росписи, о которой мы сегодня узнаем на занятии.

III. Основная часть.
- Сегодня мы с вами познакомимся c русским народным творчеством и называется оно ГЖЕЛЬ.
В полусотне вёрст на восток от стольного княжьего города Москвы тянулись дремучие леса, и среди лесов, на суглинистых нечернозёмных угодьях стояла Гжельская волость. Славилась она не пирогами и коврами, а поделками местных мастеров. Жили здесь мастера гончарного дела.
Учитель: -Кто такие гончары?
(мастера, которые изготавливают изделия из глины)
Издавна делали они посуду из белой глины. Даже название деревни связано было со словом «жечь», ведь изделия из глины подвергались обжигу в печи при высокой температуре.
И вот собрались однажды они однажды и стали думать, как бы им лучше мастерство своё показать, всех людей порадовать да край свой прославить. Думали-думали и придумали. Решили лепить посуду, какой свет не видывал.
Стал каждый мастер своё умение показывать. Один слепил чайник: носик в виде головки петушка, а на крышке- курочка красуется. Другой мастер посмотрел, подивился, но чайник лепить не стал. Увидел он на улице бычка, да и вылепил его. Третий мастер подивился такой красоте, а сам ещё лучше придумал. Слепил он сахарницу в виде рыбки. Улыбается рыбка, хвостом помахивает, плавничками потряхивает. Дивная сахарница получилась.
Стали думать да гадать как бы такую красоту украсить?
Разошлись по домам. Идут дорогой и смотрят. А вокруг сказочная красота, разливается синь-синева: высокое небо с белыми облаками, вдали синий лес, синяя гладь рек и озёр, а над ними белый туман стелется. Вот и задумали они перенести эту синеву на белый фарфор. И всё, что кисть рисует, становится синим и голубым. И цветы, и люди, и птицы, и трава…
Полюбилась нарядная посуда людям, и стали её ласково называть «Нежно-голубое чудо-сказочная гжель». На весь мир прославили гжельские мастера свой любимый край, всем поведали, какие умелые мастера живут на Руси.
И по сей день жив старинный городок Гжель. Трудятся в нём внуки и правнуки знаменитых мастеров, продолжают славную традицию, лепят и расписывают удивительную гжельскую посуду (показ посуды с росписью «гжель») Физминутка
Раз – руки вверх махнули
И при том вздохнули.
Два-три – нагнулись, пол достали
А четыре – прямо встали.
Воздух сильно мы вдыхаем,
При наклонах выдыхаем.
Но колени гнуть не нужно.
Чтобы руки не устали,
Мы на пояс их поставим.
Прыгаем как мячики,
Девочки и мальчики
Сегодня объединение «Гжель»- современное предприятие, в состав которого входит 6 производств с персоналом, состоящим из 1500 высококвалифицированных рабочих.
Гжель-это вазы, статуэтки, игрушки камины, люстры и многие другие фарфоровые изделия. Продукты «Гжели» пользуются огромной популярностью в России и за её пределами.
Русский живописец Б.М. Кустодиев говорил, что гжельские чайники и чаши цветут «колдовскими синими цветами». И действительно, знаменитые синие цветы, листья и бутоны на белом фоне- исключительно гжельская традиция, которой не найдёшь нигде больше в мире. Самобытный стиль росписи кобальтом (синей краской) использует тридцать различных оттенков: от почти прозрачного светло-голубого до насыщенного тёмно-синего цвета. Но оттенки появляются лишь после обжига, в сыром виде рисунок кобальтом выглядит серо-чёрным.
Давайте попробуем на нашей палитре получить как можно больше оттенков синего цвета.
(пользуемся синей краской только одного цвета)
Так как гжельские мастера расписывали свои изделия цветами, листьями, завитками, птицами
Давайте попробуем также красиво нанести свой узор (эскиз) на бумагу. Сначала вы подумайте, что изобразите на своих изделиях.
(Учитель показывает на доске приёмы и технику мазков, работу кистью) Дети пробуют сделать свои эскизы


Физминутка:
Реснички опускаются...
Глазки закрываются...
Мы спокойно отдыхаем.
Мы спокойно отдыхаем.
Сном волшебным засыпаем.

Наши руки отдыхают...
Ноги тоже отдыхают.
Отдыхают, засыпают.
Отдыхают, засыпают.
Шея не напряжена
И расслаблена...
Губы чуть приоткрываются,
Все чудесно расслабляются.
Все чудесно расслабляются.
Дышится легко... ровно... глубоко...
(Пауза.)
Мы спокойно отдыхали,
Сном волшебным засыпали.
Хорошо нам отдыхать!
Но пора уже вставать!
Крепче кулачки сжимаем,
Их повыше поднимаем.
Потянуться! Улыбнуться!
Всем открыть глаза и встать!

А сейчас, когда вы продумали, какой узор будете наносить на свои изделия, можете приступать к работе. Не торопитесь, работайте спокойно.
(Звучит спокойная музыка.)



IV. Заключительная часть. (выставка работ)


Ребята, понравилось ли вам наше занятие?
- Что нового вы узнали?
- Возникли ли у вас трудности?
- Спасибо за работу.

  • познакомить детей с народными промыслами, традициями русских народных праздников;
  • воспитание уважения к истории своего народа, патриотизма;
  • развитие творческих способностей детей.

Оформление: класс украшен работами детей, выполненными на уроках рисования (в технике гжельской, хохломской, городецкой росписи, дымковские игрушки), панно "Русская деревня", "Ярмарка", а также различные предметы народных промыслов, принесенные учениками из дома. Все дети одеты в русские народные костюмы.

Ход праздника

1. Ведущие - два скомороха.

1) На ярмарку! На ярмарку!
Эй, не стойте у дверей,
Заходите к нам скорей!

2) Под кустом у дорожки
Сидели скоморошки.
Я - скоморох Трошка.

1) А я - Федул-скоморошка!
Пожалуйте к нам, гости дорогие!
Не скучайте, веселитесь!

2) На Руси промыслов разных много,
Тех, что глаз радуют и пользу приносят.

2. Рассказ о народных промыслах.

1) Чем знаменито Дымково?
Игрушкою своей!
В ней нету цвета дымного,
Что серости серей.
В ней что-то есть от радуги,
От капелек росы.
В ней что-то есть от радости,
Гремящей, как басы.
В ней молодость-изюминка,
В ней удаль и размах.
Сияйте охра с суриком
По всей земле в домах!
И злость, и хмурость льдинкою
Без всякого следа
Пусть под улыбкой Дымкова
Растают навсегда!

2) Дымковская игрушка называется так потому, что родилась она в слободе Дымково, недалеко от города Вятки. Игрушки дымковских мастеров были самым ярким украшением ярмарки, на которой проходило праздничное гулянье с озорным и веселым названием Свистунья. Почему Свистунья? Да потому, что на этом народном празднике на разные голоса звенел веселый пересвист дымковских свистулек.

3) О древней дымковской игрушке
Мы споем сейчас частушки!
Наши руки крендельком,
Щеки, будто яблоки.
С нами издавна знаком
Весь народ на ярмарке.
Мы игрушки расписные,
Хохотушки вятские,
Щеголихи слободские,
Кумушки посадские.
Дымковские барыни
Всех на свете краше.
А гусары-баловни
Кавалеры наши.
Мы игрушки знатные,
Складные да ладные.
Мы повсюду славимся,
Мы и вам понравимся.

4) Кружева в стрекозиных крыльях
И в летящих сквозных облаках.
В паутине воздушной лесной,
В невесомой тени вырезной,
Кружит лист кружевной надо мной,
Заплелась кружевами трава
Кружева:кружева:кружева.

5) Ритмы сине-белых чудных красок
Неба синь и белая метель
Подмосковье - ты всегда прекрасно,
Это наша сказочная гжель.
Гжель, гжель, сказочная гжель.
Песня задушевная, песня хорошая.
Словно белая метель синие цветы запорошила.

6) А мы все идем, вновь вперед и вперед,
Дорога нас в Павлов Посад приведет.
Что за чудо-узор, что за краски вокруг
Это поле, цветы, словно солнечный луг!
Эту русскую сказку каждый видеть тут рад.
Эта сказка с названием Павлов Посад!

7) Кисть хохломская, большое спасибо!
Сказывай сказку для радости жизни!
Ты, как душа у народа красива!
Ты, как и люди служишь Отчизне!
Хохлома, хохлома! Весь народ свела с ума!
Яркая, лучистая, узоры золотистые!

8) Сколько сказочных мест у России!
Городов у России не счесть.
Может, где-то бывает красивей,
Но не будет роднее, чем здесь!

9) "Матрешки" (под музыку). Исполняют девочки в костюмах матрешек.

Шли подружки по дорожке
Было их немножечко
Две матрены, три матрешки
И одна матрешечка.
Ой, да мы матрешки, мы матрешки!
Хоть и неуклюжие немножко
На празднике на нашем
Обязательно попляшем!
Ой да все мы, все мы круглолицы,
Очень знаменитые сестрицы.
Мы умеем раскрываться,
Друг из друга выниматься.
Ой да балалайка, балалайка,
Ну-ка, веселее заиграй-ка!
Поиграй-ка, не ломайся,
Для матрешек постарайся!

3. Вот сколько в России разных народных промыслов. А создавали все это "золотые руки" русских умельцев.

Дети исполняют песню "Русские умельцы" (В.Темнов, С.Абрамов)

Маленькие русские селенья,
Славные большие города
Часто вызывают удивленье
Красотою древнего труда.

Припев.
Ласковыми ситцами славится Иваново,
Тула - самоварами, звонкими баянами,
Оренбург - пуховыми славится платками,
Покоряет Вологда чудо-кружевами.

Словно в шали Кострома, Гусь Хрустальный, Хохлома,
Палех тоже славится, всем на свете нравится.
Никакого чуда в этом нету.
Тем Россия издавна живет.
Внук, увидев дедовы секреты,
Сыновьям своим передает.

На платках, на дереве, на ситцах
Каждый нашу землю узнает.
Как же нам Россией не гордиться
Мудрыми умельцами её!

4 Скоморохи.

Скоморохи загадывают старинные русские загадки. Ребята и гости отгадывают.

Скоморохи играют с ребятами в русскую народную игру "Царь и работники". Ребята объединяются по 2-3 человека, подходят к царю и пантомимой показывают, какую работу они умеют выполнять. Если царь угадывает, то он берет их в работники. Если - нет, то работники уходят, а все хором говорят: "Не догадался, без работников остался!"

5. На нашей ярмарке можно и корову купить и поторговаться.

Инсценировка стихотворения С.Михалкова "Как старик корову продавал".

6. Скоморохи рассказывают докучные сказки и потешки.

Гости дорогие, не хотите ли конфеток покушать, да потешек послушать.

1) - Федул! Что губы надул?

Кафтан прожег.

Зашить можно?

Иглы нет.

А велика ли дыра?

Один ворот остался.

2) - Трошка! Что из леса не идешь?

Медведя поймал!

Так веди сюда!

Да он не идет!

Сам иди!

Да он не пускает!

3) - Сынок, сходи за водицей на речку.

Брюхо болит.

Сынок, иди кашу есть!

Ну, раз мать велит, надо идти.

7. - На ярмарке и музыку можно послушать.

Ребята играют на музыкальных инструментах. Исполняют народные песни.

8. - Какая же ярмарка без частушек!

Девочки исполняют частушки

1. Мы частушек много знаем
И хороших, и плохих.
Хорошо тому послушать,
Кто не знает никаких.

2. А у нас во дворе
Квакали лягушки.
Я с печи босиком,
Думала - подружки.

3. Про меня говорят:
"Не умеет хлеба печь!"
Ну, диковина какая -
На лопату, да и в печь!

4. У меня, у боевой
Ухажеров - ой-ёй-ёй!
Гриша, Миша, Сенечка
Не хватает времечка.

5. Вы послушайте, ребята,
Нескладуху будем петь.
На дубу свинья пасется,
В бане парится медведь.

6. Я с высокого забора
Прямо в воду упаду.
Ну кому какое дело
Куда брызги полетят.

7. Запрягу я кошку в дрожки,
А котенка в тарантас.
Поведу свою хорошую
Всем людям напоказ!

8. Под горой стоит телега,
Слезы капают с дуги.
Под горой стоит корова
Надевает сапоги.

9. Я работаю, работаю,
Работы не боюсь.
Если правый бок устанет,
Я на левый повернусь.

10. Мы с мальчишками плясали
Сапоги резиновы.
Вся деревня засмотрелась
Только рты разинули.

11. У меня в кармане роза,
Розочка пахучая.
А характер у меня
Как крапива жгучая.

12. У меня миленка нет,
А у подружки семеро.
Я спросила: "Где нашла их?"
"В огороде сеяла!"

13. По деревне я шла
И Петрушу видела.
Под плетнем сидел и плакал
Курица обидела.

14. Самовар, самовар
Золотая ножка.
Я посеяла горох,
Выросла картошка.

15. Хиханьки да хаханьки
Наши парни махоньки.
Из-за кочек, из-за пней
Не видать наших парней.

16. Мы частушки петь кончаем
До другого вечера.
Вы сидите до утра
Коли делать нечего.

9. Танец "Колечко".

Сначала танцуют ребята (4 пары). Потом каждый танцор приглашает гостя. Танец исполняется снова (8 пар).

10. Играет плясовая музыка. Желающие танцуют. На ярмарке столы с угощением.

Сценарий «Русская ярмарка. Гжель»

(На сцене сбоку стол, мама накрывает его.

Вбегают мальчик и девочка, в школьной форме, с портфелями.)

Девочка. Привет, мама! Мы пришли!

Мальчик. Ага, пришли! Скоро обед?

Хором. Мы голодные!

Мама. Мойте руки, мои хорошие, и скорее за стол!

(Дети уходят, возвращаются. Мама несет чайник.

Дети садятся за стол.)

Мальчик. А что это за чайник, я таких не видел?

Новинка это или музейный экспонат?

Девочка. Да мы же это в школе сегодня проходили!

Вот синие узоры на чайнике блестят!

Мама. Да, это Гжель - древнейшее искусство!

В 14 веке оно ведь родилось!

Мальчик. Вот бы перенестись сейчас в прошлое, одним глазком взглянуть на работу гжельских мастеров...

Мама. А давайте попробуем, ведь не знать о Гжели грустно. В ней столько мастерства и красоты сплелось!

Танец

(Звучит песня «Гжель», выходят мальчики-мастера, расставляют изделия.

Перед ними выбегают 2 мальчика.)

1-й мальчик.

Эй, народ честной, здравствуйте!

Всех на площадь нашу приглашаю,

Веселья и хорошего настроения желаю!

2-й мальчик.

В городе мастеров наша выставка открывается,

Потому что мастера здесь лучшие собираются!

1-й мальчик.

А откуда вы, мастера дивные?

1 мастер.

Мы приехали из Гжели!

А деревня наша Гжель

Не за тридевять земель.

Под Москвою мы живем.

Глину месим и поем.

2 мастер.

Очень любим синий цвет,

Потому что краше нет.

Чашки, блюдца, самовары

Знают люди всей Земли.

Мы и к вам полно товару

Посмотрите, привезли.

3 мастер.

Рассказывали наши деды, что собрались они однажды и стали думать, как бы им лучше мастерство свое показать, всех людей порадовать да свой край прославить.

4 мастер.

Думали-думали и придумали. Нашли они в родной стороне глину чудную, белую-белую. И решили лепить из нее посуду разную, да такую, какой свет не видывал.

5 мастер.

Очень затейливая, нарядная получилась посуда. Полюбилась она людям, и стали называть ее «нежно-голубое чудо».

6 мастер.

И по сей день жив старинный городок Гжель. Трудятся в нем внуки и правнуки знаменитых мастеров, продолжают славную традицию, лепят и расписывают удивительную гжельскую посуду.

7 мастер.

Вот так и повелось, что каждый из них своим мастерством людей радует, своих детей и внуков разным премудростям учит. На весь мир прославили они свой любимый край, всем поведали, какие умелые мастера живут на Руси.

(Встают справа от стола. Выходит следующая группа детей.)

1-й. Гжель - самый известный русский народный керамический промысел.

2-й. Гжель - один из традиционных российских центров производства керамики. Более широкое название «Гжель», которое является правильным с исторической и культурной точки зрения, - это обширный район, состоящий из 27 деревень, объединённых в «Гжельский куст». «Гжельский куст» расположен примерно в 60 километрах от Москвы по железнодорожной линии Москва-Муром-Казань. Сейчас «Гжельский куст» входит в Раменский район Московской области.

3-й. Слово «гжель» происходит, возможно, от «жечь».

4-й. Особенностью гжельской росписи является использование трёх основных цветов: белого, составляющего фон изделия, синего и голубого, которыми выполняется сам рисунок.

5-й. Сами гжельцы любят говороть, что небо у них, как нигде в России, синее-синее. Вот и задумали они перенести эту синеву на белый фарфор.

Всего одна краска… А какая нарядная и праздничная получилась роспись!

6-й . Самый излюбленный узор-гжельская роза. Иногда она изображена крупно, широкими мазками. А иногда написана тоненькой кисточкой. То мы видим букет из нескольких роз. То цветы разбросаны по всей поверхности.

7-й. Но не всегда гжель была такого цвета. В 18 веке роспись изделий напоминала раскрашенный рисунок. И только на рубеже 19 века изделие приобрело сине-белый цвет, благодаря природе самой Гжели.

(Выходит 3 группа детей)

Фарфоровые чайники,

Подсвечники, часы,

Животные и птицы

Невиданной красы.

Деревня в Подмосковье

Прославилась.

Теперь известно всем в народе

Её названье – Гжель.

Гордятся в Гжели жители

Небесной синевой,

Не встретите на свете

Вы красоты такой!

Всю синеву небесную,

Что сердцу так мила,

Кисть мастера на чашку

Легко перенесла.

У каждого художника,

Есть свой узор любимый.

И в каждом отражается

Сторонушка родимая

Её трава шелковая,

Её цветы весенние –

И мастерство волшебное

Достойно восхищения.

Синие птицы по белому небу,

Море цветов голубых,

Кувшины и кружки - быль или небыль?

Изделия рук золотых.

Синяя сказка - глазам загляденье,

Словно весною капель,

Ласка, забота, тепло и терпенье-

Русская звонкая Гжель!

Песня (на мотив ‘ ‘ Во поле береза стояла’’)

В Гжели расписная посуда,
В Гжели расписная вся посуда
Люли люли узоры!
Люли люли узоры!

А узоры пишут синей краской,
Все узоры пишут синей краской!
Гжели Гжели узоры
Люли люли все узоры.

Глина там особенная есть
Из нее поделок всех не счесть
В синих синих узорах
В синих синих узорах

Вот из Гжели кружка расписная
Вот из Гжели чашечка чуднАя
Ваза в синих узорах
Чайник в синих узорах

Двадцать семь селений это Гжель
Павел Куликов- создатель Гжель
Это чУдные ремёсла
Очень древние ремёсла

А ещё из Гжели есть игрушки
Статуэтки, куклы и свистушки
В синих синих узорах
Непременно в синих узорах

Мы таким богатством гордимся (с усилением голоса!)
Ремеслом таким мы все гордимся
Гжель- волшебные узоры
Гжели синие узоры! (Все вместе, с ногой: ХЭЙ!)

Воспитатели МАДОУ "Центр развития ребенка - детский сад №108" г. Сыктывкар, Республика Коми

Цель: формирование и развитие нравственного, духовного и творческого потенциала ребенка, на основе культуры и творчества русского народа.

Задачи:

  • Познакомить детей с русским декоративным искусством «Гжель» ;
  • Обогащать впечатления детей произведениями современных поэтов и композиторов (по данной тематике) , русской лирической музыкой;
  • Создавать условия для развития здоровых чувств, нравственности и творчества на примере культуры русского народа.

Под русскую народную мелодию дети входят в музыкальный зал и становятся полукругом (дети одеты в фартуки и платочки, расписанные гжельским узором)

Ведущая: Здравствуйте! Сегодня я Вас, приглашаю в сине – голубую сказку. (Дети стоят полукругом) .

В некотором царстве, в некотором государстве, недалеко от Москвы, средь лесов и полей стоит городок Гжель. Давным-давно жили-были там смелые и умелые, веселые и красивые мастера. Собрались они однажды и стали думу думать, как им свое мастерство показать, всех людей порадовать, да свой край прославить. Думали-думали и придумали. Нашли они в родной сторонушке глину чудесную, белую-белую, решили лепить из нее посуду разную. Да такую какой свет не видывал. Сами гжельцы любили говорить, что небо у них, как нигде в России синее-синее. Вот и задумали они перенести эту синеву на белый фарфор.

Ребенок:

В тихом Подмосковье
Речка Гжелка бежит.
Вдоль этой речушки
Деревенька стоит.

Резные оконца,
На крыше конек,
Из чистого колодца
Водицы глоток.

Заросли ивы вдоль речки бегут,
Умельцы в той деревеньке живут:
Расписную посуду они мастерят,
Синим по белому чудо творят.

Выходят мастера и показывают гжельские изделия. Дети держат в руках белые плоскостные изделия, делая вид, что расписывают их.

На экране показываются слайды: изделия гжельских мастеров.

Ведущая: А кто мне скажет, откуда произошло название деревни? (В названии этой деревушки слышится слово «жечь» )

Да, правильно! Жители деревушки с радостью называют себя Гжельцами и говорят, что нигде нет такого синего неба, как у них над крышами домиков, таких чудесных цветов и такой голубой речки. Вот и задумали они сохранить синеву неба на веки вечные, чтобы и в дождь и в туман светилась посуда небесным цветом и напоминала о ласковом лете.

Почему же гжель так полюбилась людям? (потому, что сделана она народом с любовью и в первую очередь за её необыкновенный цвет)

Посуда у мастеров выходит белоснежная, а узор на ней одной единственной синей краской. Но узор этот настолько удивительный, что хочется смотреть на него снова и снова.

Ведущая: У каждого художника есть свой узор любимый, и в каждом отражается сторонушка родимая. Её трава шелковая, её цветы весенние и мастерство волшебное достойное восхищения.

Дети читают стихи и показывают посуду.

Чудо с синими цветками,
Голубыми лепестками,
Синими цветочками,
Нежными виточками.

На белом фарфоре,
Как на заснеженном поле,
Из-под белого снежочка,
Растут синие цветочки.

Неужели, неужели,
Вы не слышали о Гжели?
Поверить трудно: неужели,
Всего два цвета? Чудеса!

Вот так художники из Гжели
На снег наносят небеса!
Какие розы и пионы
На чашках пишут мастера.

И сине-белые бутоны,
Прекрасны нынче, как вчера!

Л. Куликова.

Сине - белая посуда,
Расскажи – ка, ты откуда?
Видно издали пришла
И цветами расцвела:

Голубыми, синими,
Нежными, красивыми…
Так, что глаз не оторвать,
Ах, какая благодать.

С. Вахрушев.

Фарфоровые чайники,
Подсвечники, часы
Животные и птицы
Невиданной красы.

Деревня в Подмосковье
Прославилась теперь.
Известно всем в народе
Ее название … (Гжель)

Сине-голубые
Розы, листья, птицы,
Увидев нас впервые,
Каждый удивится.

Чудо на фарфоре
Синяя капель.
Это называется
Просто роспись гжель.

П. Синявский

Чашки, чайники и вазы,
отличите их вы сразу.
Белый фон, снегов белей,
Синий, небушка синей.

Кружевное это чудо
Приехало к нам откуда?

(дети – из Гжели)

Музыка пение птиц.

Ведущая: Посмотрите, ребята, к нам в детский сад птичка – синичка принесла письмо. Давайте мы откроем и посмотрим, что же там внутри. (внутри письма вопросы от гжельских мастеров) (Проверка знаний детей) .

Из чего гжельские мастера делают свои изделия? (Из глины)

Какие изделия делают мастера из глины? (Посуду, цветы, цветы разные колокольчики маки, тюльпаны, ромашки., но самое любимое чайная роза, шкатулки, игрушки, подсвечники изображая в рисунках природу, животных, птиц, города, сценки из жизни людей (гуляние, посиделки, хороводы, чаепитие) и даже целые города.

Каким узором украшают свои изделия умельцы? Волнистые линии, точки, спираль, решетки, полоски, сеточки, капельки, розы, бутоны, цветочки.

Делают «Растяжение цвета» от темно-синего до бледно-голубого. Делают мазки синей краской, а затем сухой чистой кистью убирают лишнюю краску.

Дети поют частушки.
По полю гуляла я
Три цветка я там нашла.
Белый, синий, голубой…

Я любуюсь красотой.
Дома краски я нашла,
Синим глазки подвела,
Щечки подрумянила…

Мама не ругай меня
Юбку белую надела
Синюю ленту заплела
Вот какая стала я,

Полюбуйтесь на меня.
На окошке два цветка,
Синенький и беленький.
Когда, мама, подрасту,

Подарю их миленькой.
Посмотрите на меня
Платье с гжелью у меня
Сине-белые цветы чудо

сказочной красы
Я в окошечко смотрю
На березку и на ель.
Приглашу с собой Кирилла

На экскурсию в Гжель
Мыла гжельскую посуду,
Разлетелись брызги всюду.
Брызги вытру, не беда!

Ох, посуда хороша!
Мы пропели вам частушки
Хорошо ли? Плохо ли?
А теперь мы вас попросим

Чтобы вы похлопали.
Ведущая читает стихотворение
Гордятся в Гжели жители
Небесной синевой.

Не встретите на свете вы
Красоты такой!

Жители деревеньки Гжель очень любили водить хороводные игры.

Игра «Матушка Гжель»

Ход игры: Дети стоят в кругу. Выбирается ведущий - матушка Гжель, она стоит в центре круга, в руках синяя ленточка. С началом музыки, она идет внутри круга, дети идут хороводом в другую сторону и поют:

Матушка Гжель по полю гуляла,

Ленточку синюю потеряла,

Кто ленту найдет, тот талант обретёт!

С окончанием пения, хоровод останавливается, а матушка Гжель взмахивает голубой лентой перед остановившейся парой, как бы разбивая её. Затем бросает ленту на пол. Дети бегут в разные стороны за кругом. Кто первый прибежит, становится ведущим, а другие становятся в общий круг. Игра повторяется вновь.

После игры предлагают детям сесть на места.

Ведущая. Какие вы у меня молодцы, ребята. Как много уже знаете. Каким же узором украшают мастера серединку своих изделий? (гжельской розой) . А в жизни разве роза бывает синей? (ответы) . Наверное, эта роза сказочная.

Драматизация сказки «Гжельская роза» .

Жили-были в царском городке Гжель недалеко от Москвы мастера Иван да Марья. Ладно, да мирно они жили. Душа в душу. Иван посуду делал и на царскую службу в Москву ходил, а Марья в избе ждала, да посуду расписывала. Вот как-то Царь Московский говорит:

Отправляйся Иван за моря, за океаны с дарами для царя заморского, чтобы ему поведать какие мастера живут на Руси. Покажи всем платки Посадские, игрушки Дымковские, и посуду Хохломскую и Гжельскую.

Оправился Иван за моря и океаны к царю заморскому. Подплывает к острову, а там город дивный, с дворцами высокими, теремами расписными и садами красивыми. И правит там царь заморский.

Говорит Иван:

Я прислал тебе поклон от царя Московского и подарки от мастеров русских.

Удивился царь заморский и говорит:

Хороши ваши мастера – русские умельцы, никогда такой красоты не видал. Спасибо тебе Иван, хочу тебя за это дорогими подарками отблагодарить.

А Иван в ответ:

Дорогих даров мне не надо, но видел я у тебя в саду цветок небывалой красоты.

В саду твоем растет много цветов, но среди них в саду есть особенный цветок необычной красоты. Разреши мне его взять с собой, порадовать жену Марью.

Царь говорит своему садовнику:

Выбери самую красивую розу и вручи её Ивану.

Взял Иван розу поблагодарил царя заморского и отправился обратно в путь, он долго путешествовал и вернулся домой. Так и оказалась роза вместе с Иваном на Руси. А у нас на Руси сильные морозы. Роза от мороза не завяла, а просто посинела.

Когда Иван вернулся домой, подарил розу заморскую Марье.

Марье синяя роза очень понравилась и она сказала:

Какая красота, нарисую синюю розу на своей гжельской посуде.

И с тех пор, когда мастера расписывают посуду, главный узор – синяя чайная роза, которая так и называется гжельская.

Звучит русская лирическая мелодия.

Ведущая: Разлилася Гжель, над Землей плывет,
Наша чудо Гжель - лазури хоровод!
Эти синие цветы мы в узоры заплели,
Выходи, честной народ, танцуй Гжельский хоровод!

«Лазури хоровод» , музыка и слова М. Кузьмичевой

После исполнения дети продолжают стоять в кругу.

Ведущая: Вот и закончилось наше путешествие к мастерам гжели!

А в память о нашем празднике мы подарим вам тарелочки с гжельской росписью, чтобы вы надолго запомнили удивительных мастеров Гжели.

Звучит лирическая музыка, раздаются детям тарелочки.

Цель: познакомить детей с народным промыслом: гжельским, дымковским хохломским искусством, особенностями того искусства, с технологией производства предметов искусства; развивать психические процессы: память, внимание, воображение, логическое мышление; связную, разговорную речь; эмоциональную отзывчивость; воспитывать любовь к Родине, людям: уважение к труду мастеров-умельцев, ремесленников, художников; эстетический вкус.

Оборудование : в центре передней стены стоит бутафорский русский терем, перед ним скамейка (или завалинка); справа еще одна скамейка, слева березка; справа, недалеко от скамейки, мольберт с иллюстрациями предметов гжельской, хохломской, дымковской росписи (по типу перекидного календаря); магнитофон с записями русских народных мелодий.

Ход утренника

Звучит русская народная музыка, на площадку выходит мальчик Фома и обращается к залу.

Фома.

Ото всех дверей, ото всех ворот

Приходи скорей, торопись, народ!

Музыка замолкает, Фома поворачивается боком к терему и говорит.

Фома.

Стою я, Фома, посреди двора,

Супротив терема широкого,

Супротив крыльца высокого.

Не тесан, терем, не тесан.

Только хорошо раскрашен.

Начинает играть на балалайке (звучит тихая фонограмма балалайки).

Фома.

Заиграй-ка, балалайка,

Заиграй-ка, звончата.

Дома ли девчата?

Стучит в окно терема.

Дома ль Марья,

Дома ль Дарья,

Дома ль душенька Катюшенька?

Фома . Красны девицы, погулять вас прошу.

Девочки . Отчего ж не пойти?

Выходят 3 девочки, одетые в костюмы с гжельской, дымковской, хохломской росписью, под музыку. Проходят мимо Фомы, кланяются зрителям.

Гжель.

Уж присядем ль, мы, молоденьки, на кленову лавку.

На кленову лавку, да под белую березку.

Гжель, Хохлома садятся на лавочку.

Дымка.

А я прогуляюсь, позабавлюсь.

Людей посмотрю, себя покажу.

Гжель.

Что же ты людям покажешь?

Чем ты добрых уважишь?

Дымка.

А я себя покажу, все о себе расскажу.

Разве я не хороша, не румяна, весела?

Гжель, Хохлома, Фома. Хороша! Да, ты, Дымка, очень красивая.

Дымка. Чтобы я была такой, очень многие мастера приложили ко мне свои умелые руки. Дымковские мастера сначала замесят глину, вылепят из нее фигурки людей, животных (показывает иллюстрации на мольберте). Затем фигурки в песке подсушат. После побелят всю-всю, с ног до головы.

Фома. А потом?

Дымка. А затем за дело берутся мастера по росписи. Возьмут их умелые руки кисти и краски, и появятся на фигурках разные оборки, яркие кружева, узоры, бусы на шее, цветы на переднике. Ой!

Фома . Что случилось?

Дымка . Да вот (показывает на передник). Так спешила, что надела передник, который не до конца расписан.

Гжель . Не беда. Мы сейчас поможем расписать тебе передник. Тут всего-то нужно завершить рисунок, точно так же как и на другой половине передника. Кто хочет помочь?

Выходит заранее подготовленный ребенок и выкладывает рисунок на переднике. Гжель и Хохлома надевают передник на Дымку.

Дымка . Спасибо вам. Как красиво получилось.

Раздается русская народная мелодия.

Фома. Кто это там?

Дымка. Это мои родственники. Дымковские игрушки. Сюда, сюда. (Машет рукой.)

Под русскую народную мелодию входят дети в дымковских костюмах. Они танцуют и поют русскую народную песню «Светит месяц».

Фома. Ах, как весело! Что за чудо, эти дымковские игрушки. Милости просим быть у нас в гостях. Присаживайтесь.

Рассаживает их среди гостей в зале.

Хохлома . Что это ты такая грустная, Гжель?

Гжель. Как же мне не грустить. Мне тоже хочется, чтобы у меня был такой же яркий наряд, а то на моем наряде только синий да белый цвета.

Хохлома.

Что ты, милая подружка,

Ты ведь тоже хороша,

Моя добрая душа!

Гжель . Спасибо за добрые слова. Да меня тоже, как и тебя, Дымка, делают умелые руки мастера. Отольют мастера фигурки из стекла (показывает на плакате). Делают мастера чашки, блюдца, чайники-курганчики, подсвечники и даже часы с шахматами. Покроют эти предметы глазурью, а потом начнут расписывать красками. Меня расписывают синей, голубой краской. Вот и получается у меня сине-голубой наряд. (Кружится, демонстрируя свой костюм.)

Фома . Да. Всего три цвета: белый, синий, голубой, а какая красота получается. Глаз не оторвать. На такое способны только гжельские мастера.

Звучит мелодия русской народной песни «Во поле береза стояла».

Гжель. А это мои сестрички.

Входят 3 девочки в костюмах с гжельской росписью и водят хоровод вокруг березки (1-2 куплета).

Фома . Просим и вас в гости. Присаживайтесь.

Провожает девочек к зрителям.

Хохлома. А теперь и мне пора себя показать, все о себе рассказать. Меня, в отличие от вас, мастера вырезают из дерева. Я Хохлома, - всегда молода и весела. Вырежут мастера из дерева тарелки, блюда, чашки, плошки, ложки. Глиной обмажут. Слой глины на дереве тонкий-тонкий. Затем такие заготовки в печку ставят, обжигают. Заготовки становятся золотистыми. Потом заготовки расписываются. Кисть в руки - и фантазируй. Вот какой наряд у меня получается.

Кружится, показывая свой костюм.

Фома . И вправду хороша! Яркая. Просто чудо!

Хохлома . Хорошо посидели да ноги отсидели. Не пора ли спеть да поплясать?

Гжель . Хорошо бы, Фома, частушки спеть.

Фома . Почему бы и нет. Хохломские, дымковские, гжельские мастера всегда за работой поют. И мы споем.

К действующим лицам присоединяются другие дети- игрушки и начинают петь частушки. Все дети в заключение поют вместе куплет:

Мы частушки вам пропели,

Хорошо ли плохо ли,

А теперь мы вас попросим

Чтоб вы нам похлопали.

Хохлома. Так же весело, как в старину, и сегодня, в наши дни мастера делали на радость всем дымковские игрушки, (кланяются дымковские дети и Дымка) гжельские (кланяются) и Хохломские (кланяются).

Фома.

Свечерело, потемнело.

И теперь, детвора,

По домам нам всем пора.

Говорим мы на прощание

Все вместе . До свидания!

Участники машут зрителям руками, зрители под музыку выходят из зала.