Правовой статус налоговых агентов. Раздел ii. налогоплательщики и плательщики сборов, плательщики страховых взносов. налоговые агенты. представительство в налоговых правоотношениях Кто такой налогоплательщик и налоговый агент
Налогоплательщики и плательщики сборов. Налоговые агенты. Представительство в налоговых отношениях.
Налогоплательщиками и плательщиками сборов признаются организации и физические лица, на которых в соответствии с НК РФ возложена обязанность уплачивать соответственно налоги и (или) сборы.
В порядке, предусмотренном НК РФ, филиалы и иные обособленные подразделения российских организаций исполняют обязанности этих организаций по уплате налогов и сборов по месту нахождения этих филиалов и иных обособленных подразделений (ст. 19 НК РФ).
Налогоплательщики обязаны:
1) уплачивать законно установленные налоги ;
2) встать на учет в налоговых органах, если такая обязанность предусмотрена НК РФ;
3) вести в установленном порядке учет своих доходов (расходов) и объектов налогообложения, если такая обязанность предусмотрена законодательством о налогах и сборах;
4) представлять в установленном порядке в налоговый орган по месту учета налоговые декларации (расчеты), если такая обязанность предусмотрена законодательством о налогах и сборах;
5) представлять по месту жительства индивидуального предпринимателя, нотариуса, занимающегося частной практикой, адвоката , учредившего адвокатский кабинет, по запросу налогового органа книгу учета доходов и расходов и хозяйственных операций; представлять по месту нахождения организации бухгалтерскую отчетность в соответствии с требованиями, установленными Федеральным законом «О бухгалтерском учете», за исключением случаев, когда организации в соответствии с указанным Федеральным законом не обязаны вести бухгалтерский учет или освобождены от ведения бухгалтерского учета;
6) представлять в налоговые органы и их должностным лицам в случаях и в порядке, которые предусмотрены НК РФ, документы, необходимые для исчисления и уплаты налогов;
7) выполнять законные требования налогового органа об устранении выявленных нарушений законодательства о налогах и сборах, а также не препятствовать законной деятельности должностных лиц налоговых органов при исполнении ими своих служебных обязанностей;
8) в течение четырех лет обеспечивать сохранность данных бухгалтерского и налогового учета и других документов, необходимых для исчисления и уплаты налогов, в том числе документов, подтверждающих получение доходов, осуществление расходов (для организаций и индивидуальных предпринимателей), а также уплату (удержание) налогов;
9) нести иные обязанности, предусмотренные законодательством о налогах и сборах.
Налогоплательщики — организации и индивидуальные предприниматели помимо обязанностей, предусмотренных п. 1 ст. 23 НК РФ, обязаны письменно сообщать в налоговый орган соответственно по месту нахождения организации, месту жительства индивидуального предпринимателя:
1) об открытии или о закрытии счетов (лицевых счетов) — в течение семи дней со дня открытия (закрытия) таких счетов. Индивидуальные предприниматели сообщают в налоговый орган о счетах, используемых ими в предпринимательской деятельности;
2) обо всех случаях участия в российских и иностранных организациях — в срок не позднее одного месяца со дня начала такого участия;
3) обо всех обособленных подразделениях, созданных на территории Российской Федерации, — в течение одного месяца со дня создания обособленного подразделения или прекращения деятельности организации через обособленное подразделение (закрытия обособленного подразделения). Указанное сообщение представляется в налоговый орган по месту нахождения организации;
4) о реорганизации или ликвидации организации — в течение трех дней со дня принятия такого решения.
Нотариусы, занимающиеся частной практикой, и адвокаты, учредившие адвокатские кабинеты , обязаны письменно сообщать в налоговый орган по месту своего жительства об открытии (о закрытии) счетов, предназначенных для осуществления ими профессиональной деятельности, в течение семи дней со дня открытия (закрытия) таких счетов.
Плательщики сборов обязаны уплачивать законно установленные сборы и нести иные обязанности, установленные законодательством Российской Федерации о налогах и сборах.
За невыполнение или ненадлежащее выполнение возложенных на него обязанностей налогоплательщик (плательщик сборов) несет ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Налоговыми агентами признаются лица, на которых в соответствии с НК РФ возложены обязанности по исчислению, удержанию у налогоплательщика и перечислению налогов в бюджетную систему Российской Федерации (п. 1 ст. 24 НК РФ).
Налоговые агенты обязаны:
1) правильно и своевременно исчислять, удерживать из денежных средств, выплачиваемых налогоплательщикам, и перечислять налоги в бюджетную систему Российской Федерации на соответствующие счета Федерального казначейства;
2) письменно сообщать в налоговый орган по месту своего учета о невозможности удержать налог и о сумме задолженности налогоплательщика в течение одного месяца со дня, когда налоговому агенту стало известно о таких обстоятельствах;
3) вести учет начисленных и выплаченных налогоплательщикам доходов, исчисленных, удержанных и перечисленных в бюджетную систему Российской Федерации налогов, в том числе по каждому налогоплательщику;
4) представлять в налоговый орган по месту своего учета документы, необходимые для осуществления контроля за правильностью исчисления, удержания и перечисления налогов;
5) в течение четырех лет обеспечивать сохранность документов, необходимых для исчисления, удержания и перечисления налогов.
Налоговые агенты перечисляют удержанные налоги в порядке, предусмотренном НК РФ для уплаты налога налогоплательщиком.
За неисполнение или ненадлежащее исполнение возложенных на него обязанностей налоговый агент несет ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Налогоплательщик может участвовать в отношениях, регулируемых законодательством о налогах и сборах через законного или уполномоченного представителя, если иное не предусмотрено НК РФ (ст. 26 НК РФ).
Личное участие налогоплательщика в отношениях, регулируемых законодательством о налогах и сборах, не лишает его права иметь представителя, равно как участие представителя не лишает налогоплательщика права на личное участие в указанных правоотношениях.
Полномочия представителя должны быть документально подтверждены в соответствии с НК РФ и иными федеральными законами.
Законными представителями налогоплательщика-организации признаются лица, уполномоченные представлять указанную организацию на основании закона или ее учредительных документов.
Законными представителями налогоплательщика — физического лица признаются лица, выступающие в качестве его представителей в соответствии с гражданским законодательством Российской Федерации.
Действия (бездействие) законных представителей организации, совершенные в связи с участием этой организации в отношениях, регулируемых законодательством о налогах и сборах, признаются действиями (бездействием) этой организации.
Уполномоченным представителем налогоплательщика признается физическое или юридическое лицо , уполномоченное налогоплательщиком представлять его интересы в отношениях с налоговыми органами (таможенными органами), иными участниками отношений, регулируемых законодательством о налогах и сборах.
Не могут быть уполномоченными представителями налогоплательщика должностные лица налоговых органов, таможенных органов, органов внутренних дел, судьи, следователи и прокуроры.
Уполномоченный представитель налогоплательщика-организации осуществляет свои полномочия на основании доверенности, выдаваемой в порядке, установленном гражданским законодательством Российской Федерации.
Уполномоченный представитель налогоплательщика — физического лица осуществляет свои полномочия на основании нотариально удостоверенной доверенности или доверенности, приравненной к нотариально удостоверенной в соответствии с гражданским законодательством Российской Федерации.
13. Понятие налогоплательщика, плательщика сборов и налогового агента. Резиденты и нерезиденты.
Налогоплательщиками и плательщиками сборов признаются организации и физические лица, на которых в соответствии с НК РФ возложена обязанность уплачивать соответственно налоги и (или) сборы. Юридические лица уплачивают налоги независимо от организационно-правовых форм.
Филиалы, представительства и иные обособленные подразделения российских организаций исполняют обязанности этих организаций по уплате налогов и сборов по месту своего нахождения. Обособленным подразделением организации признается любое территориально отделенное от нее подразделение, по месту нахождения которого созданы стационарно оборудованные места. При этом рабочее место считается стационарным, если оно создается на срок более одного месяца.
Физические лица как налогоплательщики могут иметь различный статус:
наемные работники, получающие заработную плату, вознаграждения и иные выплаты от работодателей;
лица, получающие вознаграждения по договорам гражданско-правового характера;
индивидуальные предприниматели (предприниматели без образования юридического лица);
лица, использующие труд наемных работников;
собственники имущества (движимого и недвижимого);
законные представители (опекуны, усыновители);
нотариусы, занимающиеся частной практикой;
адвокаты, учредившие адвокатские кабинеты;
иной статус в соответствии с законодательством РФ.
Важным признаком налогоплательщика является принадлежность его к резидентам или нерезидентам. На резидентов РФ распространяется полная налоговая юрисдикция. Другими словами, обязанность по уплате налогов распространяется на доходы, полученные как на территории России, так и за ее пределами. В отношении нерезидентов РФ действует ограниченная налоговая юрисдикция, которая означает, что требования по уплате налога возникают только в отношении доходов, полученных от источников, находящихся на территории РФ.
К резидентам относятся:
1) физические лица - граждане РФ, иностранные граждане, лица без гражданства - фактически находящиеся на территории России не менее 183 дней в течении 12 следующих подряд месяцев. Причем период нахождения физического лица в РФ не прерывается на периоды его выезда за пределы РФ для краткосрочного (менее шести месяцев) лечения или обучения;
2) организации, являющиеся юридическими лицами и образованные в соответствии с законодательством РФ (российские организации), а также иностранные юридические лица (компании и другие корпоративные образования), созданные в соответствии с законодательством иностранных государств, международные организации, их филиалы и представительства, созданные на территории РФ (иностранные организации). Организации, не обладающие статусом юридического лица, не признаются плательщиками налогов и сборов.
Нерезидентами признаются физические лица, находящиеся на территории РФ менее 183 дней в течении 12 следующих подряд месяцев, и организации (компании и фирмы), образованные в соответствии с законодательством иностранных государств.
Важным для дальнейшего восприятия некоторых особенностей исчисления налогов является понятие взаимозависимости. В законодательной практике ряда зарубежных стран используется категория «консолидированный налогоплательщик». Ее образует группа юридических и физических лиц, объединенных между собой финансовыми, организационными и технологическими связями, в связи с чем к ним применяется специальный порядок или режим налогообложения. В налоговом законодательстве РФ введено понятие «взаимозависимые лица», которое достаточно широко используется в гражданском и антимонопольном законодательстве, где нередко используется также термин «аффилированное лицо».
Взаимозависимыми лицами для целей налогообложения признаются физические лица и (или) организации, отношения между которыми могут оказать влияние на условия или экономические результаты их деятельности или деятельности представляемых ими лиц. В соответствии со ст. 20 НК взаимозависимыми лица являются в следующих трех случаях.
1. Одна организация непосредственно и (или) косвенно участвует в другой организации, и доля такого участия составляет более 20%. Доля косвенного участия одной организации в другой через последовательность иных организаций определяется в виде произведения долей непосредственного участия организаций этой последовательности одна в другой. Таким образом, взаимозависимыми могут быть коммерческие и некоммерческие организации, участие которых осуществляется через приобретение акций акционерного общества, вложение в уставный капитал, внесение паевого взноса, управление организацией.
2. Одно физическое лицо подчиняется другому физическому лицу по должностному положению. Последнее должно быть установлено законодательно либо уставными или внутренними документами и положениями организаций, наделяющих одно из лиц прямыми распорядительными полномочиями.
3. Лица состоят в соответствии с семейным законодательством РФ в брачных отношениях, отношениях родства или усыновителя либо усыновленного, а также попечителя и опекаемого. Здесь, в частности, следует отметить, что брачными признаются отношения супругов, зарегистрированные в органах записи гражданского состояния, а отношения родства подразумевают наличие общего родственника и распространяются на родителей и детей, дедушек, бабушек и внуков, родных братьев и сестер (полнокровных и неполнокровных). Отношения свойства касаются мужа сестры, брата жены, сестры мужа, жены брата, мачехи и пасынка, отчима и падчерицы.
Суд может признать лица взаимозависимыми по иным основаниям, лишь при условии, что эти основания указаны в других правовых актах, а отношения между этими лицами могут повлиять на результаты сделок по реализации товаров (работ, услуг).
Налоговыми агентами признаются лица, на которых в соответствии с НК возложены обязанности по исчислению, удержанию у налогоплательщика и перечислению в бюджетную систему РФ налогов. Налоговые агенты имеют те же права, что и налогоплательщики, поэтому, характеризуя далее права налогоплательщиков, следует проецировать их в полной мере и на налоговых агентов. Однако обязанности у налогоплательщиков и налоговых агентов несколько различаются.
Налогоплательщики - это российские и иностранные организации как коммерческие (хозяйственные товарищества, общества, производственные кооперативы и т.д.), так и некоммерческие (фонды, ассоциации, потребительские кооперативы и др.).
Организации, не обладающие статусом юридического лица, не признаются плательщиками налогов и (или) сборов (например, профсоюзные организации).
Налогоплательщики (плательщики сборов) имеют право:
1) получать от налоговых органов по месту учета бесплатную информацию о действующих налогах и сборах, законодательстве о налогах и сборах и об иных актах, содержащих нормы законодательства о налогах и сборах, а также о правах и обязанностях налогоплательщиков, полномочиях налоговых органов и их должностных лиц;
2) получать от налоговых органов и других уполномоченных государственных органов письменные разъяснения по вопросам применения законодательства о налогах и сборах;
3) использовать налоговые льготы при наличии оснований и в порядке, установленном законодательством о налогах и сборах;
4) получать отсрочку, рассрочку, налоговый кредит или инвестиционный налоговый кредит в порядке и на условиях, установленных НК РФ;
5) на своевременный зачет или возврат сумм излишне уплаченных либо излишне взысканных налогов, пеней, штрафов;
6) представлять свои интересы в налоговых правоотношениях лично либо через своего представителя;
7) представлять налоговым органам и их должностным лицам пояснения по исчислению и уплате налогов, а также по актам проведенных налоговых проверок;
8) присутствовать при проведении выездной налоговой проверки;
9) получать копии акта налоговой проверки и решений налоговых органов, а также налоговые уведомления и требования об уплате налогов;
10) требовать от должностных лиц налоговых органов соблюдения законодательства о налогах и сборах при совершении ими действий в отношении налогоплательщиков;
11) не выполнять неправомерные акты и требования налоговых органов и их должностных лиц, не соответствующие НК РФ или иным федеральным законам;
12) обжаловать в установленном порядке акты налоговых органов и действия (бездействие) их должностных лиц;
13) требовать соблюдения налоговой тайны;
14) требовать в установленном порядке возмещения в полном объеме убытков, причиненных незаконными решениями налоговых органов или незаконными действиями (бездействием) их должностных лиц.
Налогоплательщики имеют также иные права, установленные НК РФ и другими актами законодательства о налогах и сборах.
Налогоплательщикам (плательщикам сборов) гарантируется административная и судебная защита их прав и законных интересов. Порядок защиты прав и законных интересов налогоплательщиков (плательщиков сборов) определяется НК и иными федеральными законами.
Налогоплательщики обязаны:
1) уплачивать законно установленные налоги;
2) встать на учет в налоговых органах, если такая обязанность предусмотрена НК РФ;
3) вести в установленном порядке учет своих доходов (расходов) и объектов налогообложения, если такая обязанность предусмотрена законодательством о налогах и сборах;
4) представлять в налоговый орган по месту учета в установленном порядке налоговые декларации по тем налогам, которые они обязаны уплачивать, если такая обязанность предусмотрена законодательством о налогах и сборах, а также бухгалтерскую отчетность в соответствии с Федеральным законом «О бухгалтерском учете»;
5) представлять налоговым органам и их должностным лицам в случаях, предусмотренных НК РФ, документы, необходимые для исчисления и уплаты налогов;
6) выполнять законные требования налогового органа об устранении выявленных нарушений законодательства о налогах и сборах, а также не препятствовать законной деятельности должностных лиц налоговых органов при исполнении ими своих служебных обязанностей;
7) предоставлять налоговому органу необходимую информацию и документы в случаях и порядке, предусмотренных НК РФ;
8) в течение четырех лет обеспечивать сохранность данных бухгалтерского учета и других документов, необходимых для исчисления и уплаты налогов, а также документов, подтверждающих полученные доходы (для организаций - также и произведенные расходы) и уплаченные (удержанные) налоги;
9) нести иные обязанности, предусмотренные законодательством о налогах и сборах.
За невыполнение или ненадлежащее выполнение возложенных на него обязанностей налогоплательщик (плательщик сборов) несет ответственность в соответствии с законодательством РФ.
Налогоплательщики (плательщики сборов), уплачивающие налоги и сборы в связи с перемещением товаров через таможенную границу РФ, также несут обязанности, предусмотренные таможенным законодательством РФ.
Налоговыми агентами признаются лица, на которых в соответствии с НК РФ возложены обязанности по исчислению, удержанию у налогоплательщика и перечислению в соответствующий бюджет (внебюджетный фонд) налогов.
Налоговые агенты имеют те же права, что и налогоплательщики, если иное не предусмотрено НК РФ.
Налоговые агенты обязаны:
1) правильно и своевременно исчислять, удерживать из средств, выплачиваемых налогоплательщикам, и перечислять в бюджеты (внебюджетные фонды) соответствующие налоги;
2) в течение одного месяца письменно сообщать в налоговый орган по месту своего учета о невозможности удержать налог у налогоплательщика и о сумме задолженности налогоплательщика;
3) вести учет выплаченных налогоплательщикам доходов, удержанных и перечисленных в бюджеты (внебюджетные фонды) налогов, в том числе персонально по каждому налогоплательщику;
4) представлять в налоговый орган по месту своего учета документы, необходимые для осуществления контроля за правильностью исчисления, удержания и перечисления налогов.
Налоговые агенты перечисляют удержанные налоги в порядке, предусмотренном НК РФ для уплаты налога налогоплательщиком.
За неисполнение или ненадлежащее исполнение возложенных на него обязанностей налоговый агент несет ответственность в соответствии с законодательством РФ.
В случаях, предусмотренных НК РФ, прием от налогоплательщиков и (или) плательщиков сборов средств в уплату налогов и (или) сборов и перечисление их в бюджет может осуществляться государственными органами, органами местного самоуправления, другими уполномоченными органами и должностными лицами - сборщиками налогов и (или) сборов.
Права, обязанности и ответственность сборщиков налогов и (или) сборов определяются НК РФ, федеральными законами и принятыми в соответствии с ними законодательными актами субъектов РФ и нормативными правовыми актами представительных органов местного самоуправления о налогах и (или) сборах.
Еще по теме Налогоплательщики и налоговые агенты, их права, обязанности и ответственность:
- 7. Права и обязанности, ответственность налогоплательщиков
- 95 Налогоплательщики и налоговые агенты, их права, обязанности и ответственность
- Налогоплательщики и налоговые агенты, их права, обязанности и ответственность
- § 1. Юридическая ответственность: проблемы и основные концепции
- § 3. Сравнительно-правовой анализ отношений ответственности за налоговые и административные правонарушения
- § 3. Санкция в системе отношений налоговой ответственности
- Особенности правового положения участников налоговых правоотношений как субъектов налогового обязательства
- $ 2.2. Механизм правового регулирования операций иностранных юридических лиц с ценными бумагами
- § 3.1. Анализ налогового режима операций иностранных юридических лиц с ценными бумагами
- Сходства и отличия административной ответственности за нарушения в сфере налогов и сборов в РФ от других видов юридической ответственности
- Зарубежный опыт регулирования ответственности за нарушения законодательства о налогах и сборах
- 4.3 Основные отраслевые принципы гражданского права: проблема элементного состава
- Авторское право - Адвокатура - Административное право - Административный процесс - Антимонопольно-конкурентное право - Арбитражный (хозяйственный) процесс - Аудит - Банковская система - Банковское право - Бизнес - Бухгалтерский учет - Вещное право - Государственное право и управление - Гражданское право и процесс - Денежное обращение, финансы и кредит - Деньги - Дипломатическое и консульское право - Договорное право - Жилищное право - Земельное право - Избирательное право - Инвестиционное право - Информационное право - Исполнительное производство - История государства и права - История политических и правовых учений -
" № 6/2017
Налог, помимо налогоплательщика, может перечислить иное лицо. Распространяется ли это правило на случаи, когда НДФЛ с доходов налогоплательщика обязан удержать ?
С 30 ноября 2016 года уплату налога за налогоплательщика может произвести любое третье лицо (п. 1 ст. 45 НК РФ). Словом, может быть перечислен в бюджет как с расчетного счета самого налогоплательщика, так и со счета иного лица. С 1 января 2017 года действие этого правила распространено на налоговых агентов (п. 8 ст. 45 НК РФ, п. 3 ст. 13 Федерального закона от 30.11.2016 № 401-ФЗ). Распространяются ли новые правила уплаты налогов на случаи, когда НДФЛ с доходов налогоплательщика обязан удержать налоговый агент? Нивелируют ли они обязанность работодателя уплачивать данный налог исключительно из средств налогоплательщика, а не собственных средств? Эти вопросы чиновники Минфина изучали в недавнем письме (от 04.04.2017 № 03-04-06/19952), но прямого ответа (как часто случается) так и не дали.
Обязанности налогового агента.
Для предметного разговора по обозначенной теме считаем необходимым напомнить ключевые правила, предусмотренные гл. 23 НК РФ и касающиеся обязанностей налоговых агентов по удержанию и перечислению НДФЛ в бюджет.
Пункт 1 ст. 226 |
Российские организации, от которых или в результате отношений с которыми получил налогооблагаемые доходы, обязаны исчислить, удержать у него и уплатить сумму налога, исчисленную в соответствии со ст. 224 с учетом особенностей, предусмотренных настоящей статьей |
Пункт 5 ст. 226 |
При невозможности в течение налогового периода удержать у налогоплательщика исчисленную сумму налога налоговый агент обязан в срок не позднее 1 марта года, следующего за истекшим налоговым периодом, в котором возникли соответствующие обстоятельства, письменно сообщить налогоплательщику и налоговому органу по месту своего учета о невозможности удержать налог, о суммах дохода, с которого не удержан налог, и сумме неудержанного налога |
Пункт 7 ст. 226 |
Совокупная сумма налога, исчисленная и удержанная налоговым агентом у налогоплательщика, в отношении которого он признается источником дохода, уплачивается (по общему правилу) в бюджет по месту учета (месту жительства) налогового агента в налоговом органе. Иной порядок уплаты налога установлен для организаций с обособленными подразделениями и предпринимателей, работающих на патенте или являющихся «вмененщиками» |
Пункт 9 ст. 226 |
Уплата налога за счет средств налоговых агентов не допускается. При заключении договоров и иных сделок запрещается включение в них налоговых оговорок, в соответствии с которыми выплачивающие доход налоговые агенты принимают на себя обязательства нести расходы, связанные с уплатой налога за физических лиц |
Перечисленные правила уплаты НДФЛ в бюджет не менялись на протяжении последних лет. Кстати, Минфин в Письме № 03-04-06/19952 также подчеркнул, что установленные Налоговым кодексом обязанности налоговых агентов по исчислению, удержанию налогов из денежных средств налогоплательщиков и перечислению налогов в установленные сроки и порядке в бюджетную систему РФ на соответствующие счета Федерального казначейства не отменены . А значит, налоговый агент, как и раньше, фактически исполняет обязанность по уплате данного налога за налогоплательщика. Однако исполнить эту обязанность он должен исключительно за счет средств самого налогоплательщика. Причем в ст. 226 НК РФ определена четкая последовательность действий налогового агента при выплате дохода налогоплательщику:
исчислить налог при выплате дохода (определить налоговую базу и применить к ней соответствующую налоговую ставку);
удержать его из дохода (при невозможности удержать – сообщить налоговому органу и налогоплательщику);
перечислить налог в бюджет по месту учета налогового агента.
Исполнение обязанности по уплате налога иным лицом
В силу п. 1 ст. 45 НК РФ налогоплательщик обязан самостоятельно уплачивать налоги. Это общее правило. Вместе с тем оговаривается возможность иного порядка уплаты налога в ситуациях, предусмотренных, в частности:
ст. 24, в которой раскрыто понятие «налоговый агент», определены его права и обязанности, а также мера ответственности за нарушение налогового законодательства;
ст. 24.1, определяющей условия уплаты налогов и сборов управляющим товарищем инвестиционного товарищества;
ст. 25.5, устанавливающей обязанности ответственного участника консолидированной группы налогоплательщиков (в том числе по уплате налога на прибыль по этой группе);
ст. 26, в которой закреплено право налогоплательщика на участие в налоговых правоотношениях через законного или уполномоченного представителя;
ст. 50, где сказано, что в случае реорганизации юридического лица обязанности по уплате налогов и сборов исполняются его правопреемником (правопреемниками).
Кроме того, в абз. 4 п. 1 ст. 45 НК РФ сказано, что уплата налога может быть произведена за налогоплательщика иным лицом. Между тем законодателем не расшифровано, какое лицо может быть признано иным в указанных целях.
Может ли налоговый агент быть «иным лицом»?
Казалось бы, налоговые агенты подпадают под эту категорию по двум формальным признакам:
являются иным лицом по отношению к налогоплательщику с юридической точки зрения;
уплачивают налог в бюджет за налогоплательщика.
Вместе с тем налоговые агенты, перечисляя налог (к примеру, НДФЛ) в бюджет, исполняют не только обязанность непосредственного налогоплательщика (ст. 207 НК РФ), но и свои (ст. 226 НК РФ). В связи с этим, очевидно, не следует приравнивать налогового агента к «иному лицу». Как быть?
Ключ к решению обозначенной проблемы, на наш взгляд, – это механизм исполнения обязанности по уплате налога иным лицом, который заложен в Налоговом кодексе. Вначале иное лицо уплачивает налог за налогоплательщика за счет собственных средств, а затем возмещает расходы, которые понесло в связи с такой уплатой .
При уплате НДФЛ в бюджет налоговым агентом применяется совершенно иная схема, в которой ни о каком возмещении расходов агенту речи не идет. Более того, по-прежнему актуален установленный п. 9 ст. 226 НК РФ запрет на уплату налоговым агентом НДФЛ за счет собственных средств.
С учетом всего вышесказанного получается, что иное лицо вправе уплатить налог на основании ст. 45 НК РФ только в случае, когда обязанность по уплате данного налога несет сам налогоплательщик. А так как обязанность по уплате НДФЛ из дохода налогоплательщика возлагается на налогового агента, он не вправе уплатить НДФЛ за счет собственных средств как «иное лицо».
Доходно-расходные последствия обозначенной операции для сторон (налогоплательщика и иного лица) были проанализированы в статье «Исполнение обязанности по уплате налога за налогоплательщика иным лицом», № 5, 2017.
Отличия от налогоплательщика
В отличие от налогоплательщика, на налогового агента формально не возложена обязанность по уплате налога с его собственных доходов и за счёт его собственных средств. Налоговый агент лишь обязан исчислить (рассчитать) сумму налога, подлежащего уплате при осуществлении определённой операции, удержать её (то есть не выплачивать) при выплате денежных средств, причитающихся какому-либо лицу, а также перечислить указанную сумму в бюджет.
Права и обязанности
Налоговые агенты имеют те же права, что и налогоплательщики, если иное не предусмотрено налоговым законодательством.
Налоговые агенты исполняют свои обязанности по исчислению, удержанию и перечислению налога вне зависимости от того, являются ли они сами налогоплательщиками уплачиваемого налога. Кроме того, налоговые агенты обязаны:
- правильно и своевременно исчислять, удерживать, перечислять в бюджеты соответствующие налоги;
- письменно сообщать в налоговый орган о невозможности удержать налог;
- вести учёт начисленных и выплаченных доходов, начисленных, удержанных и перечисленных в бюджет налогов отдельно по каждому налогоплательщику;
- представлять в налоговый орган документы, необходимые для осуществления контроля за исчислением, удержанием и перечислением налогов;
- в течение четырёх лет сохранять необходимые документы.
Практика
На практике налоговыми агентами, как правило, являются лица, выплачивающие денежные средства налогоплательщикам либо иным лицам, которые не состоят на учёте в качестве налогоплательщиков, однако осуществляют операции, подлежащие налогообложению каким-либо налогом. Так, в частности, налоговым агентом является работодатель по отношению к заработной плате, выплачиваемой работникам. В России налоговыми агентами исчисляются и уплачиваются налог на добавленную стоимость (НДС), налог на доходы физических лиц (НДФЛ), налог на прибыль организаций.
Основными случаями, когда налог на добавленную стоимость уплачивается налоговыми агентами, являются следующие:
- при реализации товаров (работ, услуг) на территории России налогоплательщиками-иностранны ми лицами, не состоящими на учёте в налоговых органах в качестве налогоплательщиков. В этом случае налоговыми агентами признаются организации и предприниматели, состоящие на учёте в налоговых органах и приобретающие указанные товары (работы, услуги);
- при предоставлении на территории России органами власти и местного самоуправления в аренду государственного и муниципального имущества. В этом случае налоговыми агентами признаются арендаторы указанного имущества.
Исчисляется и уплачивается организациями и предпринимателями, от которых получило доходы физическое лицо. Удерживается непосредственно из доходов налогоплательщика при их выплате. Удерживаемая сумма налога не может превышать 50 процентов суммы выплаты. Наиболее распространённым случаем уплаты НДФЛ налоговыми агентами является удержание указанного налога работодателем из заработной платы работника с последующим перечислением налога в бюджет.
Налог на прибыль организаций
Основными случаями, когда этот налог уплачивается налоговыми агентами, являются следующие:
- при выплате организациями дивидендов (доходов от участия в этой организации) иным организациям;
- при получении доходов на территории России налогоплательщиками-иностранны ми лицами, не состоящими на учёте в налоговых органах в качестве налогоплательщиков. В этом случае налоговыми агентами признаются организации, состоящие на учёте в налоговых органах и выплачивающие указанные доходы.
Статус налогового агента
Налоговый агент налогоплательщиком не является (ст.24). Вначале надо развести понятие налогового агента и налогоплательщика. Налоговый агент - это лицо, принудительно вовлеченное государством в процесс уплаты налогов, то есть НК на это лицо возложены дополнительные обязанности и эти обязанности его личными по уплате налогов не являются.
Налоговыми агентами могут выступать как организации, так и физические лица. Физлица налоговыми агентами будут тогда, когда они сами являются индивидуальными предпринимателями и у них имеются наемные работники. Уплата подоходного налога за наемных работников и создает налогового агента - физического лица. Это единственный случай. В остальных случаях налоговыми агентами являются организации.
Права налоговых агентов и налогоплательщиков совпадают практически полностью. Разница есть в налоговых обязанностях. Но для того, чтобы понять разницу, надо сначала обрисовать те ситуации, когда возникает налоговый агент.
Первая наиболее распространенная ситуация налогового агента - это уплата подоходного налога юридическим или физическим лицом за своих работников. В этой ситуации государство, чтобы не взваливать на себя обязанности по индивидуальной работе с каждым физическим лицом, эту свою обязанность по сбору налога возлагает на налоговых агентов, и налоговые агенты обязаны от имени налогоплательщика без всякого на то его поручения, а по поручению государства уплатить за счет налогоплательщика и от имени налогоплательщика его подоходный налог. Понятно, что это удобнее. Иначе какой надо иметь штат налоговых инспекций для того, чтобы работать с каждым физическим лицом по уплате подоходного налога, и технологически это очень дорого.
Уплата через налоговых агентов бесплатная и позволяет контролировать налоговых агентов, так как контроль самих физических лиц будет в этой ситуации затруднен. То есть здесь важно, что налоговый агент уплачивает не свой налог, а налог физического лица за счет его средств и от его имени. Кроме того, он должен вести учет всех уплаченных от его имени налогов да еще справочку ему дать о том, какие налоги у него удерживаются.
Вторая ситуация, когда возникает налоговый агент, это выплата дивидендов или процентов обществами или товариществами в пользу юридических или физических лиц, выплата дивидендов или процентов, причитающихся владельцам долей или акций в уставных складочных капиталах. При такой выплате процентов с капитала происходит налогообложение и налог удерживают и уплачивают в бюджет налоговые агенты. Здесь та же самая ситуация, когда налог уплачивается за счет средств получателей дивидендов или процентов, но в данном случае он уплачивается от имени самого налогового агента.
Хотя сейчас в ч.2 НК ситуация тоже немножко меняется. Здесь типичная ситуация - когда гражданин в коммерческом банке имеет вклад, который облагается налогом. Уплачивая проценты по этому вкладу, банк должен удержать этот налог на доходы физического или юридического лица за счет этих средств. Но в чем меняется ситуация? Если до ч. 2 НК не требовалось ведение учета от банков каждому физическому лицу, то теперь в ч.2 НК это требование совершенно очевидно прописано.
Если гражданин участвует в игре на бирже, то есть покупает и продает ценные бумаги тех же самых банков или других эмитентов, то здесь возникает ситуация, когда выплата дохода в пользу физического или юридического лица налоговым агентом сразу осуществляется за вычетом налога. Разница между первым и вторым случаем в происхождении дохода. Если в первом случае это трудовой доход, то во втором случае это предпринимательский доход, возникающий либо от участия в складочном капитале, либо от участия в рынке ценных бумаг.
Третий случай, когда возникает налоговый агент, это уплата НДС за иностранную организацию, которая не стоит на налоговом учете. Если иностранная организация стоит на налоговом учете, она сама уплачивает НДС в бюджет. Если она не стоит, то это означает, что ее не найти и налог не изъять. Поэтому законодатель не нашел ничего лучшего, как возложить эту обязанность на российского контрагента этой иностранной организации. При этом напрочь отвергается косвенный характер НДС, то есть НДС уплачивает тот, кто получает деньги.
А в ситуации, когда получателем денег является иностранная организация, не стоящая на учете, то обязанность по уплате НДС возлагается на российское предприятие, которое оплачивает сделанную, например, работу по договору за минусом НДС, и тем самым косвенный налог превращается в прямой налог. Так написано в законе.
С этим можно спорить, но налоговый агент при этом возникает и это специальный случай: налоговый агент - российское лицо по уплате НДС за иностранную организацию, которая находится на территории Российской Федерации, но не стоит на налоговом учете. То есть опять же обязанность государства по тому, чтобы заставить их встать на учет, государство перекладывает на российские организации, не заботясь о том, что их (иностранные организации) надо изловить, поставить на учет и т.д.
Итак, вот три случая, когда возникает налоговый агент. К обязанностям таких налоговых агентов относятся:
1. Правильно и своевременно исчислять налог, удерживать его из средств самого налогоплательщика и перечислять в бюджет. За нарушение этой обязанности предусмотрен специальный состав налогового правонарушения (ст.123 НК). Но ответственность по этой статье предусмотрена только за ненеправомерное или неправильное неперечисление. То есть, если обязанность заключается в том, чтобы исчислить, удержать и перечислить в бюджет, то ответственность возникает только за неперечисление. Это для ответственности имеет существенное значение.
2. В течение одного месяца письменно сообщить в налоговый орган о невозможности удержания налога у налогоплательщика и о сумме задолженности. В этой ситуации налоговый агент обязан не требовать от налогоплательщика внесения ему в кассу денег, а обязан сообщить в налоговый орган о невозможности удержания налога и о сумме этой задолженности.
3. Обязанность вести учет по всем налогоплательщикам выплаченных доходов, удержанных и перечисленных налогов и предоставлять в налоговые органы информацию, необходимую для контроля за правильностью исчисления, удержания и перечисления налогов.
Краткое описание
В отличие от налогоплательщика, на налогового агента формально не возложена обязанность по уплате налога с его собственных доходов и за счёт его собственных средств. Налоговые агенты имеют те же права, что и налогоплательщики, если иное не предусмотрено налоговым законодательством. Основные случаи, когда налог на добавленную стоимость уплачивается налоговыми агентами. Наиболее распространённым случаем уплаты НДФЛ налоговыми агентами является удержание указанного налога работодателем из заработной платы работника с последующим перечислением налога в бюджет.