Кто должен платить за вывоз мусора. Как законно отказаться от оплаты за вывоз ТБО из частного дома? Как определяются нормативы

2018 год принёс с собой коренные изменения в системе сбора и утилизации твёрдых коммунальных отходов (ТКО). В частности, теперь эти обязанности возложены на регионального оператора по обращению с твёрдыми коммунальными отходами, которым в нашем городе и районе стал ООО «Эко-Сити». Реформа вызывает у людей много вопросов. На часть из них «Михайловским вестям» отвечает директор ООО «Эко-Сити» Андрей Фурсин.

Новый закон обязывает оплачивать утилизацию ТКО абсолютно каждого, раньше такая норма отсутствовала. Как вы собираетесь убеждать людей платить, если они не заключали договоры даже за более низкую цену?

Обязанность заключения договоров с региональным оператором по обращению с ТКО предусмотрена статьями 30, 154, 155, 161 Жилищного кодекса Российской Федерации.

Все граждане, проживающие в многоквартирных домах, частном секторе, а также индивидуальные предприниматели, юридические лица любой формы собственности и масштаба - от малого до крупного бизнеса - должны будут заключить договоры на оказание услуг по обращению с ТКО с региональным оператором.

Услуга по обращению с ТКО оказывается с 1 января 2018 года на всей территории, входящей в зону деятельности регоператора, независимо от того, подписан договор с или нет. В связи с этим при заключении договора будет указываться дата начала оказания услуги - 01.01.2018 г. - и начисления также будут производиться с данной даты.

В многоквартирных домах договор на обращение с ТКО заключается между региональным оператором и управляющей компанией, товариществом собственников жилья, иным кооперативом. При непосредственном управлении и с жителями частного сектора региональный оператор заключает договоры индивидуально, с каждым собственником жилья отдельно.

Уклонение от заключения договора повлечёт за собой судебные процессы в соответствии со статьей 1102 Гражданского кодекса Российской Федерации. В этом случае человеку придётся не только оплачивать фактическое оказание услуги, но и возмещать судебные издержки.

Если будут установлены факты размещения отходов в местах, не предназначенных для этих целей, виновные лица будут привлекаться к ответственности в соответствии с Кодексом об административных правонарушениях РФ.

- Оплачивать нужно по фактическому месту проживания или по прописке?

В соответствии с Федеральным законом от «Об отходах производства и потребления», Жилищным кодексом Российской Федерации, оплата за ТКО начисляется в зависимости от численности человек, проживающих в квартире (индивидуальном жилом доме). Размер платы за новую коммунальную услугу рассчитывается исходя из тарифа и норматива накопления ТКО на одного человека.

Если человек не проживает по адресу, то необходимо предоставить документ, подтверждающий, что прописанный человек фактически отсутствует по месту прописки и живёт в другом месте.

При отсутствии постоянно и временно проживающих в жилом помещении граждан объём коммунальной услуги по обращению с твёрдыми коммунальными отходами рассчитывается с учётом количества собственников такого помещения (Пункт 148 (36) Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям жилых помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утверждённых Постановлением Правительства РФ от 06.05.2011 г. № 354).

Или, к примеру, дом зарегистрирован на несколько человек (два-три розовых свидетельства), но имеется одна домовая книга. В данном случае договор будет заключаться по одной домой книге, но с двумя лицами на стороне потребителя услуги (один договор с двумя собственниками).

- Установлены ли льготы инвалидам, малоимущим семьям и т. д.?

Услуга по обращению с ТКО является коммунальной и на неё распространяются все соответствующие льготы.

Компенсация расходов на оплату коммунальных услуг предоставляется инвалидам вследствие общего заболевания и семьям, имеющим детей-инвалидов; гражданам, подвергшимся воздействию радиации; инвалидам, участникам Великой Отечественной войны и приравненным к ним категориям; ветеранам боевых действий; жителям блокадного Ленинграда; членам семей погибших (умерших) инвалидов и участников Великой Отечественной войны и ветеранов боевых действий.

Подробную информацию о льготах можно узнать, позвонив на «горячую линию» министерства труда и социальной защиты населения (8652) 71–34–78 или 8–800–7070–126

- В разных населённых пунктах разная стоимость оплаты, даже в пределах одного района. Чем это объясняется?

Региональный оператор ограничил предельный тариф, кроме того, тариф применён дифференцированно, по разным категориям муниципальных образований. Окончательная цена на услугу складывается из тарифа, помноженного на нормативы накопления ТКО, установленные министерством ЖКХ Ставропольского края.

При расчёте окончательной цены на вывоз ТКО учли цены, сложившиеся на данный период времени на территории муниципальных образований, в которых уже осуществлялся вывоз ТКО.

В Шпаковском районе применён предельный тариф в сельских поселениях, но цена при этом изменилась незначительно. В Михайловске и селе Надежда предельный тариф не применяется.

В тариф входят различные расходы. Раньше услуга на вывоз ТКО была не регулируемой, мусоровывозящий бизнес пользовался упрощённой системой налогообложения, а цены устанавливал договорные. С 2018 года сюда добавилось 18 процентов НДС. Добавилась и плата за негативное воздействие на окружающую среду. За каждую тонну 4 класса опасности, к которым относятся ТКО, регоператор должен перечислить в бюджет 663,20 рублей. Если смотреть по предельному тарифу, на оплату идёт до 20 процентов от суммы тарифа. Несмотря на то, что региональный оператор в большинстве населённых пунктов не применяет предельный тариф, платежи за негативное воздействие он всё равно должен заплатить в полном объёме.

Также в состав услуги входит стоимость услуг полигонов по захоронению отходов. Доля её составляет от 20 до 30 процентов. Кроме того, в тариф заложены транспортная составляющая и собственные расходы регионального оператора.

- Кто теперь должен устранять стихийные свалки?

В случае обнаружения региональным оператором места складирования твёрдых коммунальных отходов, объём которых превышает 1 куб. метр, на земельном участке, не предназначенном для этих целей и не указанном в соглашении, региональный оператор обязан в течение пяти рабочих дней:

А) уведомить любым способом, позволяющим получить подтверждение доставки такого уведомления, собственника земельного участка, орган местного самоуправления и орган, осуществляющий государственный экологический надзор, об обнаружении места несанкционированного размещения ТКО;

Б) уведомить любым способом, позволяющим получить подтверждение доставки такого уведомления, собственника земельного участка о необходимости ликвидации места несанкционированного размещения ТКО в течение 30 дней после получения уведомления и направить ему проект договора на оказание услуг по ликвидации выявленного места.

Собственник земельного участка обязан самостоятельно обеспечить ликвидацию места несанкционированного размещения ТКО или заключить соответствующий договор с региональным оператором.

Если же этого не будет сделано, то регоператор сам уберёт свалку, а собственнику выставит счёт на погашение затрат.

В случае обнаружения места складирования ТКО, объём которых превышает 1 куб. метр, на земельном участке, не предназначенном для этих целей, необходимо сообщить региональному оператору ТКО сведения о местоположении места несанкционированного складирования ТКО, а также направить необходимую информацию в органы контроля и надзора - Министерство природных ресурсов и охраны окружающей среды Ставропольского края (г. Ставрополь, ул. Голенева, 18), Департамент Росприроднадзора по Северо-Кавказскому федеральному округу (Ставропольский край, г. Ессентуки, ул. Шмидта, 74а).

С нового года тем жителям, которых раньше в Михайловске обслуживало МУП «ЖКХ», предлагается переоформить договоры с вашим предприятием. Для этого снова предлагается собирать целый комплект документов. Можно решить этот вопрос проще, путём межведомственного взаимодействия?

К сожалению, нет. В соответствии с законодательством необходимо заключить новые договоры. Добавились новые условия, что отражено в новых договорах с регоператором. Кроме того, за время, которое жителей обслуживало МУП «ЖКХ», могло многое измениться, к примеру, количество проживающих, собственники жилья и т. д. Необходимо соблюсти предельную прозрачность правоотношений.

- Будут ли приходить квитанции на оплату ТБО?

Платёжные документы будут приходить ко всем жителям населённых пунктов, входящих в зону деятельности регоператора.

Жильцы многоквартирных домов получат платёжные документы, в которых появится строка «Обращение с твёрдыми коммунальными отходами». Прежний платёж за сбор и вывоз ТКО, который в квитанциях мог или выделяться отдельной строкой, или включаться в строку «содержание жилья», должен быть исключён, так как услуга стала коммунальной. Собственникам индивидуальных жилых домов платёжные документы будут приходить в виде квитанций на оплату услуги по обращению с ТКО.

- Где взять контейнеры для мусора?

Контейнеры могут предоставляться управляющей организацией либо муниципалитетом (при наличии бюджетного финансирования). Соответственно, необходимо обратиться или в управляющую организацию, или в местную администрацию. Жители индивидуальных домов могут купить контейнер в собственность и обратиться в администрацию для определения места установки контейнера.

Содержать контейнерные площадки, специальные площадки для крупногабаритных отходов, территории, прилегающие к месту погрузки мусора, которые находятся на придомовой территории, входящей в состав общего имущества - должны собственники помещений в многоквартирных домах (УК, ТСЖ, ЖСК). Если перечисленные объекты не входят в состав общего имущества в МКД, то их содержат собственники земельного участка, на котором расположены такие площадки и территория. Ответственность регионального оператора возникает с момента погрузки мусора в мусоровоз.

- Все ли отходы будут вывозиться за эту плату, как быть со строительным мусором или со спиленными ветками?

Если отходы не относятся к ТКО, то на их вывоз необходимо заключать отдельный договор. На сайте регоператора размещены контакты для решения этого вопроса.

- Куда обращаться, если не вывозят мусор?

Если собственник проживает в многоквартирном доме, то ему надо обращаться в свою управляющую организацию (УК, ТСЖ, ЖСК, ЖК). Если в индивидуальном жилом доме, то в диспетчерскую регионального оператора.

На сайте ООО «Эко-Сити» ecocity26.ru в разделе «Телефоны и адреса регоператора» размещены контакты представительств по каждому району или городскому округу.

В министерстве строительства и ЖКХ РФ приняли закон о правилах предоставления услуг по уборке коммунальных отходов, а так же ввели обязательное регистрирование платежных договоров.

С первого января 2017 г в квитанцию об оплате коммунальных услуг в многоквартирных домах ввели обязательную графу за вывоз мусора. Хозяевам частных домов приходят отдельные квитанции, также требуется заключить договор с компанией, которая будет заниматься вывозом бытовых отходов из поселков, при этом не важно, какие дома – коттеджи в черте города или обычные срубы в деревне.

Расчет производят по тарифу, установленному органами местной администрации согласно общепринятым нормам – до 2015 г сумма исходила из общего количества квадратных метров, а мусор имел термин «твердые бытовые отходы».

С 2017 г бытовые отходы имеют новое определение – ТКО «твердые коммунальные отходы», а сумма считается на каждого человека, живущего в доме, квадратные метры уже неактуальны. Народ смеется – это сколько же нужно накопить мусора, чтобы оправдать месячные затраты?

С 2016 года так же рассматривают введение новых программ по ТКО и возможность подключения человека к каждому региону, который будет лично заниматься утилизацией мусора. Максимальный срок работы мусорщика – 10 лет. Оператора по утилизации и порядку выберут с помощью конкурса региональные власти, а жильцы домов по закону будут обязаны заключить с ним договор и производить своевременную оплату за работу. Таким образом, будет соблюдаться региональный контроль. Но будет ли?

Превышение месячной денежной суммы за вывоз мусора неприемлема, но могут меняться суммы за захоронение, обезвреживание или обработку отходов.

Многоквартирные дома, заключившие госконтракт до первого января 2016 г, не будут заключать его с оператором, пока не выйдет срок действия договоренности. Плата за услугу будет по-прежнему входить в общую квитанцию, тогда как собственники квартир, заключившие договор с работником, будут перечислять деньги на другой счет.

Отказаться от оператора жильцы многоквартирных домов не имеют права (ст. 161 ч.12), тоже относится и к владельцам частных домов (ст.30 ч.5). Уже к 2019 г все регионы России будут подключены к новой системе.

С другой стороны – никто не может заставить вас заключать договор, если вы этого не хотите. Так же, никто не может требовать денег через суд без официально подтвержденного документа. При этом вы не обязаны объяснять, куда деваете мусор, но обязаны соблюдать правила безопасности и иметь свой контейнер.

Жители, самостоятельно доставляющие пакеты с мусором до городских контейнеров (касается частных домов, где контейнеры находятся очень далеко, и требуется ехать на машине) так же могут не заключать услугу. Договор требуется, если в поселке имеется организация, отвечающая за вывоз мусора, и вы выбрасываете мусор в установленные организацией баки.

Государственный жилищный инспектор Ивановской области Ольга Максимова разъяснила, в каких случаях граждане могут получить перерасчет за услуги по обращению с твердыми коммунальными отходами.

Напомним, что после введения с 1 июля на территории Ивановской области новой системы обращения с ТКО, жители стали обращаться в разные инстанции с вопросами и жалобами, в том числе, по поводу начисления платы за вывоз и утилизацию ТКО за квартиры и дома, где никто не живет.

Напомним, с 1 июля услуга по обращению с ТКО является коммунальной, а значит, на нее в полном объеме распространяются нормы постановления правительства РФ № 354, утверждающего правила оказания коммунальных услуг. Поскольку теперь плата за обращение с ТКО начисляется исходя из количества прописанных в квартире или домовладении, а в случае «нулевой» прописки – исходя из количества собственников объекта недвижимости, жители стали получать счета, в том числе, за объекты, в которых они не проживают, но которые находятся в их собственности.

В первую очередь, вопросы, почему за мусор приходится платить дважды, возникли по поводу дач и домов, используемых под дачи. Кроме того, жалобы часто поступают от граждан, имеющих в собственности две и более квартиры или дома.

«Если в квартире или доме действительно никто не проживает, то собственник имеет право на перерасчет платы за услугу по обращению с ТКО, - отмечает Ольга Максимова. – Правила оказания коммунальных услуг предусматривают возможность перерасчета платы при временном, то есть более 5 полных календарных дней подряд, отсутствии потребителя в жилом помещении».

Перерасчет размера платы за коммунальные услуги производится пропорционально количеству дней периода временного отсутствия потребителя, которое определяется исходя из количества полных календарных дней его отсутствия, не включая день выбытия из жилого помещения и день прибытия в жилое помещение.

Однако, подчеркнула Ольга Максимова, потребитель сам должен обратиться к исполнителю коммунальной услуги (если речь идет о квартире в многоквартирном доме, которым управляет УК, ТСЖ или ЖСК, то за перерасчетом надо обращаться в эти организации, а если речь идет о частном доме или о квартире в МКД, где осуществляется непосредственное управление, - то нужно обращаться к регоператору). Потребитель должен написать заявление о перерасчете с указанием собственника, начала и окончания периода отсутствия, а также приложить к заявлению документы, подтверждающие отсутствие потребителей услуги в конкретном жилом помещении и период такого отсутствия.

Как это выглядит на практике? Какие документы и в каких случаях надо предоставлять? Ведь не секрет, что квартиры с «нулевой» пропиской собственники нередко сдают в аренду, то есть на самом деле жильцы там есть, а значит, и ТКО образуется. А дома в деревнях часто используются как дачи.

Если обратиться к правилам оказания коммунальных услуг, то можно обнаружить перечень документов, которые региональный оператор или УК обязаны принять для перерасчета. В качестве документов, подтверждающих продолжительность периода временного отсутствия потребителя, к заявлению о перерасчете могут прилагаться:

А) копия командировочного удостоверения или копия решения (приказа, распоряжения) о направлении в служебную командировку или справка о служебной командировке с приложением копий проездных билетов;

Б) справка о нахождении на лечении в стационарном лечебном учреждении или на санаторно-курортном лечении;

В) проездные билеты, оформленные на имя потребителя (в случае если имя потребителя указывается в таких документах в соответствии с правилами их оформления), или их заверенные копии. В случае оформления проездных документов в электронном виде исполнителю предъявляется их распечатка на бумажном носителе, а также выданный перевозчиком документ, подтверждающий факт использования проездного документа (посадочный талон в самолет, иные документы);

Г) счета за проживание в гостинице, общежитии или другом месте временного пребывания или их заверенные копии;

Д) документ органа, осуществляющего временную регистрацию гражданина по месту его временного пребывания в установленных законодательством Российской Федерации случаях, или его заверенная копия;

Е) справка организации, осуществляющей вневедомственную охрану жилого помещения, в котором потребитель временно отсутствовал, подтверждающая начало и окончание периода, в течение которого жилое помещение находилось под непрерывной охраной и пользование которым не осуществлялось;

Ж) справка, подтверждающая период временного пребывания гражданина по месту нахождения учебного заведения, детского дома, школы-интерната, специального учебно-воспитательного и иного детского учреждения с круглосуточным пребыванием;

З) справка консульского учреждения или дипломатического представительства Российской Федерации в стране пребывания, подтверждающая временное пребывание гражданина за пределами Российской Федерации, или заверенная копия документа, удостоверяющего личность гражданина Российской Федерации, содержащего отметки о пересечении государственной границы Российской Федерации при осуществлении выезда из Российской Федерации и въезда в Российскую Федерацию;

И) справка дачного, садового, огороднического товарищества, подтверждающая период временного пребывания гражданина по месту нахождения дачного, садового, огороднического товарищества;

К) иные документы, которые, по мнению потребителя, подтверждают факт и продолжительность временного отсутствия потребителя в жилом помещении.

Таким образом, если вы являетесь собственником квартиры в многоквартирном доме, в которой никто не проживает, то вам необходимо обратиться в управляющую компанию или ТСЖ, чтобы составить акт о количестве проживающих (вернее, об их отсутствии) в вашей квартире. Как составлять такой акт, можно узнать из тех же правил (зачастую такие акты составляются для того чтобы зафиксировать реальное количество проживающих в квартире, в случае если она не оборудована счетчиками, например, горячей и холодной воды).

Если кто-то из ваших домочадцев прописан у вас, а фактически проживает в другом месте, то нужно предоставить документ о его временной регистрации по реальному месту жительства. Если такого документа нет, то придется платить за всех прописанных (с другой стороны, если у человека нет временной регистрации по фактическому месту жительства, то плата за него там и не начисляется).

Если речь идет о даче, то здесь есть несколько вариантов. В случаях, когда дачный домик расположен на территории садоводческого товарищества, зарегистрированного как юридическое лицо, то можно заключать договор с регоператором от имени юридического лица. Регоператор установит контейнеры или бункер, вывоз можно осуществлять по фактическому накоплению ТКО, а плата за эту услугу затем будет распределяться на всех членов товарищества или кооператива. Таким образом, снимается проблема начисления платы за зимние месяцы, когда никакого мусора на садовых участках не образуется.

Если в качестве дачи вы используете дом в деревне, то нужно обратиться в администрацию сельского поселения, к которому относится этот населенный пункт, и получить справку о том, что в доме никто не прописан, и он используется как дача. В этом случае плата будет начисляться не круглогодично, а за тот период, когда она используется.

Если в вашей собственности находится ветхий дом, который вы не используете в принципе (такое случается, когда подобный объект переходит по наследству, а сил и средств привести его в нормальное состояние у нового собственника нет), вам необходимо получить в местной администрации справку о том, что дом непригоден к проживанию.

Ольга Максимова подчеркнула: в случае подачи заявления о перерасчете до начала периода временного отсутствия потребителя перерасчет размера платы за коммунальные услуги осуществляется за указанный в заявлении период временного отсутствия потребителя, но не более чем за 6 месяцев . Если по истечении этих 6 месяцев период временного отсутствия потребителя продолжается и потребитель подал заявление о перерасчете за последующие расчетные периоды в связи с продлением периода временного отсутствия, то перерасчет размера платы за коммунальные услуги осуществляется исполнителем за период, указанный в заявлении о продлении периода временного отсутствия потребителя, но не более чем за 6 месяцев , следующих за первым периодом перерасчета.

«Также обращаем ваше внимание на то, что подтверждающие документы, которые вы подаете для перерасчета (кроме проездных билетов), должны быть подписаны уполномоченным лицом выдавшей их организации (индивидуальным предпринимателем), заверены печатью такой организации (при наличии), иметь регистрационный номер и дату выдачи», - добавила Ольга Максимова.

В Госжилинспекции обращают внимание потребителей на то, что если при подаче заявления о перерасчете вы не представили документы, подтверждающие продолжительность вашего отсутствия, или представленные документы не подтверждают временное отсутствие в течение всего или части периода, указанного в заявлении о перерасчете, то вам вправе начислить плату за период неподтвержденного отсутствия в полном размере. Кроме того, при отсутствии подтверждающих документов регоператор или УК вправе начислить пени за несвоевременное или неполное внесение платы.

Кроме того, следует иметь в виду, что региональный оператор, УК или ТСЖ вправе снимать копии с предъявляемых потребителем документов, проверять их подлинность, полноту и достоверность содержащихся в них сведений, в том числе путем направления официальных запросов в выдавшие их органы и организации.
сайт

Должны платить в любом случае в силу ст. 209 ГК РФ. Даже независимо от факта проживания и отсутствия в письменном виде договора на вывоз мусора;

Собственники жилых домов несут расходы на их содержание и ремонт, а также оплачивают коммунальные услуги в соответствии с договорами, заключенными, в том числе в электронной форме с использованием системы, с лицами, осуществляющими соответствующие виды деятельности (ч. 3 ст. 154 ЖК РФ).

Право граждан на благоприятную окружающую среду закреплено в ст. 42 Конституции РФ и ст. 11 Федерального закона 7-ФЗ "Об охране окружающей среды".

В силу положений ч. 1 ст. 51 Федерального закона N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды", ч. 2 ст. 21, ч. 1 ст. 22 Федерального закона N 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" отходы производства и потребления подлежат сбору, использованию, обезвреживанию, транспортировке, хранению и захоронению, условия и способы которых, должны быть безопасными для окружающей среды и регулироваться законодательством РФ. Содержание территорий городских и сельских поселений, промышленных площадок должно отвечать санитарным правилам.

В соответствии с п. 18 ч. 1 ст. 14, пп. 14 ч. 1 ст. 15 Федерального закона от "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" организация сбора и вывоза бытовых отходов и мусора, а также организация утилизации и переработки бытовых и промышленных отходов, относится к вопросам местного значения поселения.

Аналогичные положения содержатся в ч. 1 ст. 8 Федерального закона от N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления".

Положением п. 2.2 СанПиН 42-128-4690-88 "санитарные правила содержания территории населенных мест" регулируются порядок и сроки вывоза твердых бытовых отходов, согласно которым сроки вывоза твердых бытовых отходов производятся в течение 1 - 3 дней (в зависимости от времени года), после чего отходы подлежат вывозу на специально отведенные полигоны. Данные нормы подлежат неукоснительному исполнению со стороны специализированных организаций.

В силу ст. 10 Федерального закона N 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" граждане обязаны выполнять требования санитарного законодательства, не осуществлять действия, влекущие за собой нарушение прав других граждан на охрану здоровья и благоприятную среду обитания.

Согласно ст. 13 Федерального закона от N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" территории муниципальных образований подлежат регулярной очистке от отходов в соответствии с экологическими, санитарными и иными требованиями. Организацию деятельности в области обращения с отходами на территориях муниципальных образований осуществляют органы местного самоуправления в соответствии с законодательством РФ.

Твердые и жидкие бытовые отходы - это отходы, образующиеся в результате жизнедеятельности населения (приготовление пищи, упаковка товаров, уборка и текущий ремонт жилых помещений, крупногабаритные предметы домашнего обихода и др.) (п. 2 Правил предоставления услуг по вывозу твердых и жидких бытовых отходов, утвержденных Постановлением Правительства РФ N 155).

К правоотношениям, связанным с оказанием физическим лицам такой услуги, как сбор и вывоз твердых бытовых и жидких отходов применимы правила ГК РФ о публичном договоре.

Согласно ст. 426 ГК РФ публичным договором признается договор, заключенный коммерческой организацией и устанавливающий ее обязанности по продаже товаров, выполнению работ или оказанию услуг, которые такая организация по характеру своей деятельности должна осуществлять в отношении каждого, кто к ней обратится (розничная торговля, перевозка транспортом общего пользования, услуги связи, энергоснабжение, медицинское, гостиничное обслуживание и т.п.).

В соответствии со ст. 426 ГК РФ в случаях, предусмотренных законом, Правительство, а также уполномоченные Правительством федеральные органы исполнительной власти могут издавать правила, обязательные для сторон при заключении и исполнении публичных договоров (типовые договоры, положения и т.п.).

В соответствии со ст. 421 Гражданского кодекса Российской Федерации граждане и юридические лица свободны в заключении договора. Понуждение к заключению договора не допускается, за исключением случаев, когда обязанность заключить договор предусмотрена настоящим Кодексом, законом или добровольно принятым обязательством.

Согласно п. 7 Правил предоставления услуг по вывозу твердых и жидких бытовых отходов, утвержденных Постановлением Правительства РФ N 155 заказ на услуги по вывозу бытовых отходов оформляется в письменной форме путем составления документа (договор, квитанция, талон и т.п.), в котором должны содержаться сведения о наименовании организации исполнителя, месте ее нахождения (юридический адрес), для индивидуального предпринимателя - фамилия, имя, отчество, сведения о государственной регистрации и наименование зарегистрировавшего его органа, а также указываться фамилия, имя, отчество потребителя, адрес, по которому должны быть оказаны услуги, наименование оказываемых услуг, сроки их оказания, цена, порядок оплаты и другие условия.

Таким образом, из содержания п. 7 Правил предоставления услуг по вывозу твердых и жидких бытовых отходов следует, что документом, свидетельствующим о заключении такого договора, может быть и квитанция, и талон, и иной документ.