Критерии для курсов дистанционного обучения. Рекомендации по повышению эффективности дистанционного обучения. Цель дистанционного обучения


В настоящее время технологии дистанционного обучения проникли практически во все секторы обучения (школы, вузы, корпорации и т.д.). Тысячи компаний и университетов тратят немалую часть своих ресурсов на подобные проекты. Зачем они это делают? Какова отдача (прямая и косвенная)? Каков результат от этих инвестиций? Этими и многими другими подобными вопросами задаются сегодня многие руководители и участники образовательных проектов. Чтобы на них ответить, необходимо оценить такой существенный параметр, как эффективность этих проектов.
Существуют различные подходы к оценке эффективности разнообразных систем обучения. Остановимся сначала на тех из них, которые позволяют оценить относительную эффективность, основанную на анализе технологий обучения. Так, можно выделить следующие основные процессы, определяющие эффективность исследуемой системы обучения в целом: методологию формирования системы знаний, методологию формирования системы профессиональных умений и навыков, рентабельность образовательного процесса и разумную стратегию цен за обучение.
Сформулируем некоторые правила, которые позволяют перейтй от методологических утверждений к более конкретным критериям оценки сравнительной эффективности систем обучения. type="1"> Система обучения является более эффективной по сравнению с другой, если учебная нагрузка студента в течение рассматриваемого периода (семестр, год) в этой системе будет более рав
номерной, чем в сравниваемой. Это утверждение основывается на том, что в большинстве случаев невозможно сформировать систему знаний при неравномерной учебной нагрузке (например, только во время сессионных занятий). Система обучения более эффективна по сравнению с другой, если отношение числа часов занятий, формирующих умения и профессиональные навыки к общему числу занятий будет больше аналогичного отношения в сравниваемой системе. Другими словами, для того чтобы сформировать профессиональные умения и навыки, необходимо провести достаточное количество практических занятий, тренингов, деловых игр и других занятий, на которых отрабатываются сложные профессиональные умения и навыки. С учетом внедрения интерактивных сетевых заданий в технологии дистанционного обучения соотношение практических занятий к общему числу часов становится достаточно высоким и приближается к показателям очной формы обучения. Особенности организации и ведения заочного обучения не позволяют увеличить значение данного показателя до приемлемого уровня. В среднем отношение количества часов практических занятий к общему количеству часов, отводимому на изучение дисциплины, для различных форм обучения распределяется следующим образом: очная - до 40 %, заочная - до 10 %, дистанционная - до 30 %. Система обучения должна быть рентабельной при разумной политике цен.
Таким образом, по критериям формирования знаний, умений и навыков, а также вследствие более равномерного распределения учебной нагрузки студента в течение года (рис. 2.1) техноло-

гия дистанционного обучения сопоставима с очной формой обучения и значительно превосходит по качественным параметрам заочную форму обучения.
Достаточно высокая эффективность дистанционного обучения во многом достигается благодаря высокой степени его интерактивности, специфическим особенностям информационных и телекоммуникационных технологий, индивидуальному планированию и организации учебного процесса.
Это подтверждается экспериментом, который провел профессор социологии Калифорнийского государственного университета Дж. Шютте. В один из семестров профессор в произвольном порядке разделил группу студентов на две подгруппы. Студенты одной из них посещали занятия как обычно: слушали лекции, выполняли домашние задания и сдавали тесты, а студенты другой прошли аналогичный курс дистанционно. Последние получали задания и оценки через Интернет, брали необходимую информацию с сайта университета, задавали вопросы и отсылали профессору выполненные контрольные по электронной почте, а также с помощью Интернета участвовали в групповых дискуссиях. В аудитории они появились только для сдачи экзамена за семестр. И что интересно! «Сетевые» студенты продемонстрировали результаты в среднем на 20 % выше результатов своих однокурсников из обычной очной группы. Безусловно, в данном случае у «сетевых» студентов была более высокая мотивация и делать обобщающие выводы на основе одного эксперимента не стоит. Но конкретный результат говорит о многом. Кстати, относительная анонимность участия в дискуссиях по Интернету позволила многим студентам задавать те вопросы, которые они никогда бы не задали в реальной аудитории в присутствии своих друзей.
Начиная с 1960-х годов специалисты по обучению стали приходить к пониманию важности количественной оценки экономического эффекта от проектов в области образования, особенно при корпоративном обучении. Можно выделить четыре основных причины проведения оценки эффективности обучения в компаниях: обучение является инструментом бизнеса, одним из проектов, реализуемых организацией для увеличения своей производительности и доходности; обоснование целесообразности расходов на обучение вызывает необходимость проведения его количественного анализа; оценка эффективности помогает разработчикам улучшать обучающие материалы, так как без формальной оценки база для изменений чрезвычайно субъективна. оценка эффективности помогает выбрать наилучший метод обучения.
Эффективность корпоративного дистанционного обучения определяется сочетанием пяти ключевых факторов, позволяющих
обучаемым удержать в памяти больше информации, увеличить свою осведомленность, добиться лучших результатов работы и тем самым увеличить коэффициент рентабельности инвестированного капитала. К этим факторам относятся: интерактивность, запоминаемость, гибкость в использовании, предоставление помощи и доступность.
Интерактивность. Внедрение интерактивности в процесс обучения делает участие обучаемого более активным, заставляет его стараться достигнуть максимального результата. Интерактивность помогает также преподавателям включить в курс более сложные материалы.
Интерактивность можно сочетать с имитированием в процессе обучения той среды, с которой должны познакомиться обучаемые. Например, если курс посвящен использованию компьютерной программы, изображение на экране должно соответствовать тому, которое отображается при работе этой программы, а обучаемому можно дать задание выполнить операцию, соответствующую одному из изучаемых вопросов. Для более сложных в этом отношении тем можно смоделировать бизнес-процесс и предложить обучаемому изучить его.
Запоминаемость. Чтобы лучше запомнить, обучаемые должны ощущать важность изучаемого материала. В этом помогает также структурирование заголовков изучаемых тем, обеспечивающее удержание в памяти необходимой информации. А это, в свою очередь, делает более вероятным применение ими полученных знаний в будущих реальных проектах. Кроме того, организация заголовков помогает избежать повторов, которые часто снижают эффективность электронного обучения.
Гибкость в использовании. В системе должна быть предусмотрена возможность обучения сотрудников с различным уровнем подготовки и различными возможностями. Необходимо, чтобы обучаемые могли легко двигаться по учебному курсу, следить за своим перемещением, а также могли вернуться на ту позицию, где находились при предыдущем сеансе обращения к учебному курсу.
По мере развития компании содержание курса редко остается неизменным, поэтому средства обучения должны позволять изменять учебный контент. Возможность таких изменений необходимо заложить в средства обучения в самом начале. Само внесение изменений необходимо планировать и следить за его осуществлением.
Предоставл ение помощи. Поскольку электронное обучение происходит обычно индивидуально, то необходимо, чтобы система обучения предоставляла обучающимся помощь. Им требуются инструкции по прохождению курса, средства навигации, подсказки для выполнения заданий, ссылки для получения опре
делений, поддержка при возникновении технических вопросов и др. Кнопка вызова помощи должна быть доступна с любого слайда курса. Все это поможет сотрудникам сосредоточиться на обучении, а не отвлекаться на досадные помехи. Для гибкости работы обучаемых полезно предусмотреть раздел для часто задаваемых вопросов, а также глоссарий терминов, которые могут быть незнакомы обучаемым. Эти средства могут стать ценными справочными ресурсами для сотрудников даже после завершения обучения.
Доступность. Из-за загруженности обучающихся часто бывает трудно выбрать время для учебного процесса. Для решения этой проблемы необходимо использовать различные способы доставки учебного контента. Если учебный материал доступен через Интернет, то необходимо обеспечить возможность использования этих материалов вне работы. Для тех предприятий, где имеются затруднения с доступом к Интернету, для обучающихся, которые хотят изучать материал дома, а также для технического персонала, которому нужен справочный материал вне предприятия, можно предусмотреть создание версии учебного материала на компакт- дисках.
Для повышения экономической эффективности дистанционных курсов как в общем, так и в корпоративном обучении большое значение имеет маркетинговый подход к обслуживанию обучаемых для того, чтобы результаты образовательных проектов были максимально ориентированы на потребителя. Инструментами комплекса маркетинга должны учитываться не только требования рынка, но и способы активного воздействия на него. Результат деятельности службы маркетинга проявляется в организации оптимального набора студентов и в трудоустройстве подготовленных специалистов. При этом крайне важно, чтобы маркетинг был постоянно действующим процессом с обязательным участием всех вузов, входящих в систему открытого образования.
Первая, наиболее известная и практикуемая на сегодняшний день методика оценки эффективности программ обучения была разработана Дональдом Киркпатриком более 40 лет назад. Согласно этой методике, оценка производится на четырех уровнях.
Уровень 1. Реакция слушателей на программу обучения. На этом уровне оценивается удовлетворенность участника программой и ходом обучения. Это самый простой для реализации уровень. Технология оценки может включать персональные интервью, заполнение слушателями анонимных анкет и т. п. Традиционно организаторов курса интересует, понравилась ли слушателям программа, преподаватель, организация процесса обучения. Это характерно в основном для корпоративного обучения и тренинг-центров, где все программы оцениваются на этом уровне, но все чаще данные технологии применяются и в вузах при анкетировании
студентов. Кроме того, для оценки курса интересно получить аналогичные данные от тех, кто не проходил обучение.
Однако несмотря на распространенность результаты оценки на этом уровне субъективны, они лишь указывают на то, понравилась ли слушателям программа, но не дают никакой информации об ее успешности как для обучающегося так и для компании, где он работает, а также о качестве полученных знаний и опыта.
Уровень 2. Оценка знаний и опыта, полученных слушателем по программе обучения. Технология оценки на этом уровне подразумевает проведение интервью (экзамена), опроса, тестирования после процесса обучения. Данный уровень повсеместно реализуется в учебных заведениях и представлен в виде системы зачетов (экзаменов). Эти же методы используются в 60 % случаев при корпоративном обучении. Таким образом, на уровне 2 оцениваются результаты обучения: определяется, получили ли обучаемые те знания и навыки, которые были заложены в программу.
Уровень 3. Оценка поведения на рабочем месте. Если по результатам уровня 2 на основании итоговых тестов была получена оценка уровня знаний, то при этом остается открытым вопрос о том, в какой мере новые знания и навыки сохранились в памяти и используются на рабочем месте. Для ответа на этот вопрос служит уровень 3, т. е. выясняется, как слушатели применяют полученные знания и навыки в рабочих условиях. Это не практикуется в учебных заведениях, и только 30 % корпоративных программ обучения оценивается на таком уровне. Сложность оценки заключается в том, что для получения результатов необходимо ждать от месяца до полугода. Однако несмотря на сложность и дороговизну оценки проекта обучения на уровне 3 именно здесь впервые проявляется реальная польза программы обучения для сотрудника.
Уровень 4. Оценка влияния программы обучения на бизнес компании. На этом уровне оценивается воздействие программы обучения на результаты бизнеса компании. Иначе говоря, каких измеримых результатов компания достигла благодаря своим программам корпоративного обучения. Это наиболее сложный для реализации уровень, и только 10 % программ обучения персонала оценивается по этому параметру. Изучается финансовая и иная отчетность компании, опрашивается руководство, клиенты, иные участники рынка. Но главная трудность состоит в выделении эффекта от тренинга из огромного числа других факторов, также влияющих на бизнес компании.
Модель Киркпатрика дает только основу для оценки эффективности, но не предлагает какого-либо метода или решения. Поэтому для дальнейшего анализа необходимо использовать следующие дополнительные данные: эффективность использования
средств; результативность процесса обучения; соответствие требованиям, предъявленным к обучению.
В середине 1990-х годов в бизнесе особенно популярной стала модель, учитывающая возврат средств на вложенные инвестиции ROI (Return on Investment), %:
ROI = Доходы - Затраты 1QQ Затраты
Использование ROI изменяет роль обучения и развития в организации. Этот процесс фокусирует внимание на соответствии требованиям, диктуемым бизнесом, способствует совершенствованию проектирования, разработки и доставки учебного материала, повышает ценность обучения и развития в организации. Главная сложность выражена в составлении прогноза будущих доходов в денежной форме. Поэтому только 5 % программ обучения оценивается по такой модели.
Кроме расчета коэффициента ROI другим универсальным методом оценки проектов является анализ выгод и издержек СВА (Cost Benefit Analysis). Метод СВА - это достаточно распространенный подход, при котором делается попытка оценить в денежной форме каждый элемент проекта, приводящий к прибыли или издержкам, даже если этот элемент не имеет прямого денежного выражения. Особенность СВА заключается в оценке альтернативных вариантов проектов на основе ожидаемых доходов.
На сегодняшний день модель сбалансированной системы показателей (Balanced Scorecard) является одной из наиболее перспективных и используемых моделей, предложенная в 1992 г. Робертом Капланом и Дейвидом Нортоном. Сегодня эта модель внедрена в большинстве компаний из списка Fortune 500. Особенность данной модели заключается в том, что она учитывает весь спектр стратегических и тактических целей компании, которые отнюдь не всегда имеют финансовую природу. Для этого выделяются 20 - 25 показателей, соответствующих стратегии фирмы и классифицированных по четырем группам: финансовые показатели; показатели работы с клиентами; показатели, характеризующие внутренние бизнес-процессы; показатели обучения и развития.
Реализация этой модели включает в себя следующие этапы: формируется набор ключевых факторов успеха; определяются ключевые показатели результативности; на основе стратегии и существующего положения дел формулируются текущие цели.
Одна из детальных моделей оценки программ обучения была предложена Джеком Филипсом в 1997 г. Эта модель включила в себя многие особенности разработанных ранее общепринятых
моделей. Автор собрал и описал более 40 проектов обучения в различных организациях, выявил преимущества используемых в каждом случае способов оценки и разработал шестишаговую «модель ROI».
Шаг 1. Сбор данных. Непосредственно перед сбором данных необходимо выделить цели, для которых производится оценка, затем осуществляется сбор данных с использованием различных инструментов (опросы, интервью, тестирование, наблюдения, измерение производительности). Оценка производится на нескольких этапах: до, после, во время обучения, а также через некоторое время.
Шаг 2. Изолирование эффекта обучения. Выполнение этого этапа позволяет исключить влияние внешних факторов, не имеющих отношения непосредственно к проекту обучения. На сегодняшний день разработано большое число решений, позволяющих осуществить это, все они не безупречны, но при комплексном применении выдают адекватный результат.
Шаг 3. Конвертация данных в денежную форму. Нужно перейти от таких понятий, как рост качества, эффективное распределение ресурсов, сокращение простоев и трудовых издержек, к денежной сумме, разнесенной по временным интервалам.
Шаг 4. Оценка затрат на обучение. Необходимо оценивать не только явные затраты, такие как оплата разработчиков учебного курса, покупка необходимого программного и аппаратного обеспечения, учебных материалов, оплата преподавателя (тьютора), но и неявные, например отсутствие на рабочем месте в период обучения и т. п.
Шаг 5. Расчет ROI. Для его осуществления используются результаты третьего и четвертого шагов.
Шаг 6. Определение неявной выгоды. Неявной выгодой может считаться рост «командного духа», удовлетворенность от работы, снижение конфликтов и т.д.
Следует отметить, что простота расчета показателя ROI становится неочевидной в случае оценки реального проекта в системе образования. Дело в том, что доходы (или результаты обучения) очень сложно оценить, они часто носят скрытый, неявный характер и могут проявляться только через значительный промежуток времени после окончания обучения. И даже если доходы достаточно очевидны, проблема возникает при конвертации их в денежное выражение. Часто затраты также сложно поддаются оценке. Хотя существует достаточно много позиций, отмеченных в денежном выражении, многие затраты скрыты и существуют в неявном виде (например, учет дополнительного времени преподавателя при ответах на вопросы студентов по электронной почте). Кроме того, данные, необходимые для расчета ROI, зачастую могут быть получены только после проведения обучения.

Если полная и достоверная информация, необходимая для расчета ROI, не доступна, можно использовать предложенный Дже- фом Муненом упрощенный подход к оценке возврата на вложенные инвестиции SROI (Simplified Return on Investment), учитывающий различные критерии обучающих проектов (экономические, качества и эффективности).
В целях уменьшения сложности сбора данных и самих вычислений при расчете SROI во внимание принимаются только те факторы (как положительные, так и отрицательные), которые в текущей ситуации существенно отличаются от средних значений. В результате получается своеобразный «прирост» или «потеря» в значении ROI при изменении ситуации. Тем не менее основной и наиболее важной задачей является отбор этих «существенно отличающихся» факторов с точки зрения разных участников ситуации.
Принципы вычисления SROI представлены в шести этапах. Использование в случае необходимости относительных данных. Показатель ROI можно рассчитать как относительную величину, когда абсолютные данные отсутствуют. В этом случае рассчитывается величина, на которую изменится ROI при переходе от одной ситуации к другой (например, при введении в эксплуатацию новой технологии). Преимущество относительного расчета ROI в том, что отпадает необходимость сбора труднодоступных данных, использующихся при абсолютном расчете. Выражение качественных данных на числовой шкале. Существует много способов разделения факторов на категории для использования в расчете ROI. Для упрощения и расширения этой процедуры предлагается рассматривать только три категории: экономические критерии (непосредственно связанные с экономикой, выражаемые в количественных параметрах, обычно в денежных единицах); качественные критерии (способности, поведенческие критерии, качество обслуживания, выражаемые обычно в терминах «лучше» и «хуже»); критерии эффективности (выраженные во времени, необходимом на выполнение определенной задачи, обычно в терминах «больше» и «меньше»). Представление расчета SROI как нефинансового расчета. Часто при традиционном расчете ROI данные, изначально измеряемые в нефинансовых единицах, преобразуются определенным образом для отражения денежных значений. К сожалению, такое преобразование данных редко бывает объективным и глубоким, так как не учитываются многие критерии (такие, как качество и эффективность), имеющие большое влияние на значение коэффициента ROI. Поэтому при расчете SROI преобразование данных в финансовую форму не производится. Наоборот, финансовые данные преобразуются в относительные оценки (например, по шкале от -10 до +10). Такой подход подчеркивает субъективную природу ROI, что гораздо ближе к реальности.
Учет минимального количества переменных, изменяющих текущую ситуацию. Для расчета следует рассматривать только те стороны конкретной ситуации, для которых ожидаемое различие до и после проведения необходимых изменений будет не просто заметным, а существенным. Вычисление различных значений ROI, зависящих от участников ситуации и стадии внедрения нововведения. При расчете ROI с использованием различного состава участников ситуации часто получаются различные результаты (например, с точки зрения менеджера и преподавателя). Поэтому необходимо проводить вычисления ROI для каждой из категорий участников процесса: персонал, преподаватели, студенты и т.д. Использование результатов SROI для совершенствования процесса и методики принятия решений, но не для самих решений. Составив краткий список результатов ROI, можно получить гораздо более полную информацию о конкретном нововведении. Тем не менее наиболее важным вкладом SROI является систематический анализ, появление информации к размышлению, создание базиса для обсуждений заинтересованными сторонами. Следовательно, применение SROI не дает точного описания эффекта (хотя все данные базируются на надежных и точных данных), а создает ориентир для принятия обоснованных решений.
Такой новый подход («упрощенный ROI»), учитывая традиционные экономические и финансовые параметры, выявляет также неявные результаты, связанные с качеством проекта и его эффективностью (компетентность преподавателей, режим работы и качество обслуживания). Расчет «упрощенного ROI» приводит к более точному пониманию возврата инвестиций при планировании основных показателей каждого конкретного образовательного проекта. Именно в этом заключается его основное предназначение.

На что следует обратить внимание! При написании данной статьи автор пытался излагать материал насколько это возможно простым языком. Но, вполне возможно, это ему не удалось сделать в полной мере из-за очень сложной темы статьи.

Электронное дистанционное обучение прочно вошло в корпоративную систему обучения российских компаний. И не удивительно,- эта форма обучения позволяет оперативно повышать квалификацию большого количества работников непосредственно на рабочих местах, практически без отрыва от производственного процесса.

Следует отметить, что система дистанционного электронного обучения в целом состоит из множества различных электронных курсов. Эти курсы разрабатываются, тестируются на функциональность, после чего их запускают в эксплуатацию. При помощи электронных курсов персонал банка повышает свою квалификацию. От эффективности каждого в отдельности учебного курса зависит и эффективность всей СДЭО.

В течение пяти лет в банке «Возрождение» успешно функционирует система дистанционного электронного обучения (далее - СДЭО). Под выражением «успешно функционирует», понимаются показатели:

Количественные : количество разрабатываемых и принятых в эксплуатацию учебных курсов, количество сотрудников посещающих веб-портал «Обучения и развития», количество сотрудников, прошедших обучение по каждому учебному курсу.

Качественные : изменение уровня знаний до и после прохождения электронного учебного курса, оценка сотрудниками качества разработанных учебных курсов, оценка руководителями качества обучения подчиненных.

Сотрудники учебного центра банка постоянно проводят мониторинг вышеперечисленных показателей с целью контроля качества проводимого обучения. Но эти показатели не могут в полной мере отразить эффективность внедренной электронной системы дистанционного электронного обучения.

Как измерить эффективность СДЭО?

После того как СДЭО была внедрена в банке «Возрождение», был разработан первый десяток учебных курсов, началось регулярное обучение персонала, была определена необходимость в проведении оценки эффективности данной формы обучения.

Соответственно, перед ключевыми сотрудниками Учебного центра была поставлена задача разработать оценку СДЭО. В 2009 году не было найдено в деловой литературе у партнеров, которые занимаются аналогичной деятельностью необходимых образчиков оценки СДЭО, которые соответствовали бы следующим критериям: оценка должна быть максимально понятной, простой, объективной, практичной и гибкой.

Поэтому сотрудники Учебного центра самостоятельно занялись разработкой такой оценки.

    1. Вначале было дано определение термину «эффективность электронного дистанционного обучения».
    2. Составлена математическая модель расчета эффективности.
    3. Были определены критерии, влияющие на эффективность.
    4. Проведены пробные расчеты.
    5. После получения первых данных, модель расчета была немного доработана.
    6. После чего, модель была запущена в эксплуатацию.
Прежде чем детально описать модель расчета эффективности СДЭО, следует отметить, что полученные данные позволили в цифрах увидеть не только имеющиеся проблемные зоны дистанционного обучения, но и получить ответ, как их исправить. По результатам полученных данных процедура разработки учебных курсов была скорректирована.

ВАЖНО.

Данная модель расчета эффективности СДЭО была разработана исключительно для целей Учебного центра банка «Возрождение» и вполне возможно для других целей, и в других компаниях может быть неприменима.

Модель эффективность СДЭО Учебного центра банка «Возрождение»

Термин «эффективность системы дистанционного электронного обучения» означает процентное отношение протори (совокупность затраченных ресурсов, издержек) с полученными результатами.

Результатом этого отношения будет являться числовое значение между нулем и 100%.

Внимание! Чем ближе результат вычисления к нулю, тем выше эффективность, чем ближе результат вычисления к 100%, тем ниже эффективность.

Если протори равно нулю (ничего не вложено), а получаемый результат максимальный - СДЭО получается очень эффективным. Такое может быть?

И наоборот. Вложились на все 100%, а результата при этом нет, как такое может быть?

Экспериментальным путем, моделированием различных ситуаций было выявлено, что наиболее эффективной система СДЭО будет при получении расчетных данных близких к 30%. При получении расчетных данных близких к 80% и выше, СДЭО будет практически неэффективным.

Какие критерии объединены в категорию ПРОТОРИ?

Протори насчитывает пять критериев. Каждый критерий оценивается по десятибальной шкале.

Чем выше балл, тем протори будет выше, то есть затраты, издержки возрастают. Высокий протори необходимо всеми силами снижать.

Чем ниже балл, тем протори будет ниже – затраты, издержки уменьшаются. К низкому протори необходимо стремиться.

Опишем каждый критерий:

    1. Наличие документации к СДЭО
Если в компании существует детально прописанная нормативная документация к дистанционному обучению, то разработка учебного контента, создание учебных курсов, проведение обучения занимает минимум времени и ресурсов. Разработчики знают, что необходимо делать, как и в какие сроки. В этом случае этот критерий получает 10 баллов.
В случае полного отсутствия, в учебном подразделении, документов регламентирующих деятельность СДЭО, балл по данному критерию будет единица.

Какие документы необходимы, чтобы получить 10 баллов?

«Политика организации электронного дистанционного обучения» .

Чем детальнее прописаны процедуры и требования к данному типу обучения, тем проще встроить учебный процесс. Любой работник компании – от рядового сотрудника до руководителя подразделения – должен иметь возможность найти в этом документе ответы на все вопросы, касающиеся дистанционного обучения. Разделы, которые должны быть внесены в данную политику:

  • кто выступает организаторами обучения;
  • по чьей инициативе назначаются учебные курсы;
  • каким образом работникам назначаются (время, сроки, документы) учебные курсы;
  • где, как, когда сотрудник будет проходить обучение;
  • каким образом происходит контроль;
  • как, кто, когда, кому направляет отчеты с результатами;
  • зоны ответственности работников разных подразделений в области СДЭО.
«Политика разработки электронных учебных курсов» .

Документ, в котором перечисляются все стадии и требования к процессу разработки учебного курса. Целесообразно включить в эту политику следующие разделы:

  • кто может выступать заказчиками учебных курсов;
  • каким образом заказчик инициирует процедуру их разработки;
  • кто, как, когда формирует рабочую группу;
  • как устанавливаются сроки выполнения работ;
  • кто может выступать разработчиками курсов;
  • что может быть включено (не должно быть включено) в учебный материал;
  • как должен оформляться учебный курс;
  • какие методы дистанционного обучения существуют и как их использовать;
  • как будет тестироваться готовый курс;
  • каким образом курс будет принят в эксплуатацию;
  • как взаимодействовать с внешними провайдерами (в случае их привлечения).
    2.Сложность реализации электронного курса
Сложность реализации электронного курса - это критерий, который отражает насколько сложно с технической стороны реализован учебный курс.
В учебном курсе материал может быть подан различными способами:
1. В виде сплошного текста . Это самый непродуктивный способ с точки зрения обучения, но самый простой с точки зрения технической реализации.
2. В виде текстового материала и различных задач, которые помогают этот материал усвоить. (Достаточно верное решение, но при этом затратный подход). Логику задач необходимо продумывать, необходимо механизм задачи реализовать в электронном виде и самое главное необходимо описать задачу в курсе, чтобы участники поняли, что и как необходимо делать.
3. В виде бизнес-кейсов . Через решение бизнес-кейсов при помощи различных подсказок, наводящих тем, обсуждения правильных и неправильных решений участники получают наиболее устойчивые знания. Но этот подход один из самых сложных с точки зрения реализации. Как показывает опыт, для реализации такого подхода необходимы не только яркие и интересные идеи, которые как всегда в дефиците, но и грамотное техническое решение.

За наиболее простую реализацию, курс получает 1 балл. За наиболее сложную – 10 баллов. Безусловно, при создании учебного курса необходимо стремиться к наиболее простой реализации, но способ подачи учебных материалов является очень важным элементом.

ВАЖНО.

Сложность технической реализации бывает необоснованной и обоснованной. Необоснованная реализация - это когда очень простой материал «заливается» очень сложно технически. В программном продукте CourseLab компании WebSoft (работники банка «Возрождение» применяют только его), который предназначен именно для создания «заливки» учебных курсов, есть все необходимые встроенные средства для реализации очень интересных курсов. Использовать встроенные средства CourseLab - правильное решение с точки зрения «простой реализации». При этом некоторые работники, которые занимаются «заливкой» применяют программные коды, мультипликацию и дополнительные средства для придания «шарма» учебному курсу, что зачастую очень усложняет его реализацию.
Обоснованная реализация - это когда работникам необходимо передать сложные знания. Для передачи их придуманы соответствующие бизнес-кейсы, которые реализовать обычными средствами бывает невозможно.

Для того чтобы воочию оценить разные подходы к реализации учебных курсов, можно посетить сайт courselab.ru раздел «Конкурс 2011». В этом разделе сайта размещены учебные курсы, которые принимали участие в конкурсе на лучший электронный курс. Учебный курс «Проведение презентации» банка «Возрождение» занял в трех номинациях призовые места. Этот курс очень высоко интерактивен: в нем необходимо выполнять бизнес-кейсы, решать сложные задачи, искать решения. С точки зрения технической реализации он достаточно простой, потому как эта реализация осуществлялась стандартными средствами программы CourseLab.


    3. Уровень сложности знаний
Учебный курс предназначен прежде всего для передачи знаний участнику обучения. Эти знания могут быть общеизвестными: знание правил трудового распорядка в компании, корпоративной культуры, дресс-кода и др. В банковском бизнесе, многие знания являются специализированными: отличительные признаки поддельных банкнот, методы их защиты, стандарт безопасности данных индустрии платежных карт и др. Общеизвестные и специализированные знания могут быть, как простыми и сложными для изучения. В зависимости от уровня сложности знаний необходимо выбирать и методы их передачи. Для простых знаний балл будет единица, для очень сложных -10 баллов.

    4. Длительность разработки учебного курса
Те, кто занят разработкой курсов, знают, что на длительность создания курсов влияет множество факторов: понятная исходная документация(с ней быстрее можно разобраться), уровень подготовки разработчиков(они быстрее могут разработать контент и его залить), как много времени разработке курсов могут выделять эксперты бизнес-подразделений(один день в неделю или одни день в месяц) и т.д.

В банке «Возрождение» электронные курсы разрабатываются согласно утвержденному на один год календарному плану. На каждый курс отводится необходимое время.

Если время на разработку удалось значительно уменьшить относительно планируемого, тогда присваивается один балл. Если время превышено в несколько раз, тогда десять баллов.

    5. Квалификация специалистов – разработчиков курса
Для банка «Возрождение» была выбрана ролевая модель, когда разработкой всех курсов занимается собственная команда. В эту команду входят специалисты Учебного центра и специалисты, того подразделения, которое является заказчиком курса.

Очень кратко опишем, какие роли существуют?

Заказчик курса . Он ставит цели и задачи перед командой разработчиков; Принимает курс в эксплуатацию.

Архитектор курса . Архитектор курса является руководителем всего проекта. Он должен определять сроки, распределять ответственность, минимизировать возможные риски. И еще одна задача – создание сценария. Сценарий создается совместно с «Разработчиком контента». Что входит в понятие сценарий? Последовательность подачи материала, определение параллельных ветвей обучения, возможных ответвлений, когда и в каком объеме использовать проверочные вопросы. В Учебном центра банка «Возрождение» архитекторами курсов являются ведущие специалисты Учебного центра, так как они лучше других справляются с данной ролью.

Разработчик контента . Этот специалист должен знать в совершенстве банковский продукт и/или тот бизнес-процесс, о котором пойдет речь в учебном курсе и/или как работает банковская программа, и уметь на доступном языке описать все это на доступном языке. Описать таким образом, чтобы любой пользователь мог разобраться, что и как делать. Разработчиками контента выступают специалисты бизнес-подразделений.

«Заливщик» контента . В задачу данного специалиста входит правильное оформление учебных материалов, компоновка его в нужном порядке, программирование необходимого количества функций и в завершении - предоставление предварительно готовой версии курса для начала процедуры его проверки в целях работоспособности.

Тестировщик курса

Процесс создания электронного учебного курса очень похож по своей структуре на создание программного обеспечения. В завершении работы над курсом правильность его функционирования проверяет специалист в роли «тестировщика». Он должен проверить его функциональность, выявить возможные ошибки, неточности… Результаты своей работы он должен передать «заливщику». Для полноценной проверки курса желательно выделять наиболее квалифицированных специалистов из тех подразделений, специалисты которых и будут в дальнейшем проходить обучение.

Чем выше квалификация специалистов занятых разработкой курсов, тем выше балл – протори будет выше.

Чем ниже квалификация этих специалистов, тем ниже балл.

Как пример: если разработкой курса будет заниматься студент, то затраты будут достаточно низкими в этой категории. Не следует привлекать к написанию простых веб-шаблонов программиста самой высокой квалификации: с этой задачей можете справиться и вы сами, и выпускник колледжа.

Подведем итоги.

Протори необходимо снижать. За счет чего? Вот, на мой взгляд, наиболее важные пункты, влияющие на показатели повышения эффективности СДЭО. Это:

    1. Подготовка детальной документации по СДЭО, изучение которой позволяет качественнее разрабатывать любые учебные курсы.
    2. Упрощение технической реализации курса. Использование встроенных функций и методов программных средств по разработке учебных курсов.
    3. Соблюдение и уменьшение сроков разработки электронных курсов.
    4. Привлечение персонала требуемой квалификации. 5. Какие критерии были объединены в категорию результат?
Любое обучение должно приводить к какому-либо результату. Для определения общего результата по каждому курсу определены пять критериев.

Чем выше балл, тем результат будет выше.

Чем ниже балл, тем результат будет ниже.

Опишем каждый критерий:

Оценка курса участниками обучения.

Оценка участниками обучения - очень важный критерий. В банке «Возрождение» данная процедура была автоматизирована сразу после внедрения.

    1. Был создан опросный лист в электронном виде. Программа WebTutor компании WebSoft, на базе которой построена вся система электронного дистанционного обучения в банке, позволяет достаточно просто автоматизировать подобные процедуры.
    2. Опросный лист был встроен в процесс прохождения учебного курса.
    3. Прежде чем завершить обучение по курсу, сотрудник должен перейти на опросный лист и его заполнить – выставить оценки за учебный курс. Все оценки суммируются и в системе отражается балл, который показывает насколько участники обучения удовлетворены учебным курсом.

Если балл за курс 1, то это означает очень низкую удовлетворенность обучением. Выставленный балл 10, означает очень высокую удовлетворенность обучением.

Результаты проверки знаний

Одним из критериев, отражающим эффективность обучения, служит уровень остаточных знаний, который измеряется в промежутке от одного до трех месяцев после завершения обучения. В банке «Возрождение» измерение уровня знаний проводится при помощи модуля электронного тестирования программы WebTutor. Чем выше уровень полученных знаний, тем выше балл у данного критерия.

Прямое влияние знаний на бизнес

Перечень необходимых знаний, которыми должны владеть работники банка, достаточно обширен. Это и знания корпоративной культуры, банковского законодательства, требования, описанные во внутренней документации, стандарты обслуживания клиентов и другие.

При этом некоторые знания могут иметь слабое влияние на ведение бизнеса, а некоторые наоборот - очень сильное влияние на бизнес.

Как пример - знания управления продажами бизнес-подразделения.

    • Эти знания, если ими обладает рядовой сотрудник, который напрямую не занимается управлением продажами, слабо влияют на бизнес.
    • А в руках руководителя они превращаются в мощный инструмент достижения результатов.
Есл· знания, передаваемые в учебном курсе, имеют очень низкое влияние на бизнес, то выставляется балл один. Если знания, передаваемые в учебном курсе, имеют самое высокое влияние на бизнес, то балл выставляется 10.

Востребованность учебного курса

Высокая оценка востребованности учебного курса характеризуется высокой заинтересованностью со стороны заказчика, как правило, - это руководители бизнес-подразделений в разработке учебного курса. В случае, когда руководитель подразделения заинтересован в разработке учебного курса, им выделяется наиболее высококвалифицированный специалист, с предоставлением ему дополнительных полномочий, сам заказчик лично контролирует ход разработки курса и т.д.

При максимально высокой востребованности учебного курса балл будет 10, при противоположной ситуации балл будет – один.

Количество участников обучения (целевая аудитория)

В банке «Возрождение» работникам назначаются курсы исключительно по заявкам руководителей бизнес-подразделений. Заявки на обучение подаются в электронном виде через веб-портал «Обучения и развития». Поле этого в автоматическом режиме на основании поступивших заявок назначаются учебные курсы.

Так как этот процесс полностью автоматизирован, то очень легко контролировать весь процесс обучения, в том числе: количество участников обучения, количество тех, кто уже проходит обучение, количество тех, кто завершил учебный курс.

Чем больше участников обучения, тем выше балл. И наоборот.

О результатах проведенной оценки эффективности СДЭО.

С целью представления реальных результатов оценки эффективности СДЭО для данной статьи были выбрано семь различных учебных курсов. Они были разработаны в разное время, различными сотрудниками. Каждому курсу были проставлены баллы в разделе протори и в разделе результаты. В итоге получилась заполненная таблица «Экспертная модель расчета СДЭО».

Согласно полученным данным два учебных курса, курс №1 и №5, имеют хорошую эффективность. А курсы №6 и 7 предельно низкую эффективность.

Если посмотреть заполненную таблицу, то сразу становится видным, что:

    1. Курс №6 сложно реализован, в нем заложена подача сложных заданий, а в результатах - влияние на бизнес «низкое».
    2. Курс №7 сложно реализован и очень долго разрабатывался, а количество участников обучение небольшое.
А понимая, где имеются недоработки, можно их в дальнейшем исправлять.

Применяя такой подход в оценке эффективности СДЭО можно:

    1. Во время планирования разработки учебных оценивать их возможную эффективность.
    2. Во время разработки курсов оценивать получающуюся эффективность.
    3. По завершении обучения оценивать реальную эффективность.

Эффективность в общем виде рассматривается как основная характеристика функционирования системы ДО, которая выявляет степень реализации цели и достижения намеченных.

Эффективность образования, которое можно получить в том числе и с помощью дистанционного обучения имеет несколько аспектов. Полученное образование активно воздействует как на экономику, так и на социальную и нравственную стороны жизни и его необходимо рассматривать в общем виде в трех взаимосвязанных и взаимодействующих аспектах: педагогическом, экономическом и социальном. Поскольку без педагогической плодотворности невозможен должный социальный и экономический эффект образования, топедагогический аспект является превалирующим. В самом деле, главная цель образования заключается в удовлетворении потребности людей в образовательных услугах в интересах успешного развития духовных и других способностей, творческого потенциала личности и общественного прогресса в целом. А достижение этой цели, в свою очередь, опосредованно обеспечивает социальный и экономический эффект.

Социальная эффективность образования оценивается через такие показатели, как позитивное воздействие образовательного процесса на развитие лучших качеств личности и создание для нее наиболее комфортных условий жизни, на улучшение всех сторон общественных отношений, на формирование открытого демократического общества. Уровень образования населения не случайно относится к числу решающих показателей благосостояния населения. Он же в значительной мере предопределяет статус государства, укрепляет его безопасность, усиливает социальную защищенность личности. В социальном плане происходит снижение уровня преступности, уменьшение зависимости населения от систем социального обеспечения, повышение культуры в обществе, улучшение функционирования государственных учреждений, общественных организаций.

Экономическую эффективность образования следует рассматривать, разделяя ее на «внутреннюю», присущую СДО и «внешнюю». Как «внутреннюю», эффективность целесообразно рассматривать:

с точки зрения непосредственного вклада работников образования в производство и повышение качества образовательных услуг;

с позиций лучшего, более рационального использования ресурсов в отрасли образования в целом, в каждом его звене и образовательном учреждении;

Как «внешнюю»:

с позиций того прироста материальных благ, который обеспечивается благодаря повышению общеобразовательного и профессионально- квалифицированного уровня работников для всех остальных отраслей народного хозяйства;

с позиций абсолютного и относительного снижения расходов ресурсов в отраслях материального производства от новых научно-технических разработок, осуществленных специалистами в области образования.

Эффективность дистанционного обучения (ДО) связана с достижением тех образовательных и воспитательных целей, которые ставит перед педагогической наукой и высшей школой современное общество и новые социально-экономические условия.

Таким образом, эффективность ДО выявляет степень соответствия полученных результатов намеченным целям и задачам учебно-воспитательного процесса в лице подготовленного выпускника СДО с наименьшими затратами времени, труда и здоровья преподавателей и студентов, денежных средств (как со стороны обучающегося, так и со стороны ОУДО).

В системе ДО, говоря об эффективности образовательного процесса, необходимо учитывать педагогический, экономический, социальный аспекты.

Чтобы судить об эффективности ДО, реализуемого в СДО, нужно иметь численный критерий ее оценки. Исходя из рекомендаций теории «Исследование операций» эффективность ДО в такой сложной человеко-машинной системы, как СДО целесообразно оценивать векторным показателем, включающим в себя два показателя: К- качествои С-стоимость ДО: Э = (К, С).

В таком случае все возможные варианты оценки Э будут изображаться в виде точки, отображаемой в двухмерной системе координат К и С. Это позволит наглядно просмотреть возможные варианты и выбрать рациональный, используя математические методы исследования операций и системного анализа.

Качество ДО включает в себя в общем случае качество продукта и качество услуги. В свою очередь, качество подготовки специалиста (образованность), зависит от качества преподавателей, качество средств обучения и т.д.

Экономическую составляющую эффективности стоимость можно рассматривать как с позиций производителя образовательных услуг, т.е. образовательного учреждения, использующего технологии ДО, так и потребителя образовательных услуг - студента. С позиций производителя образовательных услуг в общем виде стоимость услуг ДО представляет собой выражение всех затрат на их создание и подсчитывается как сумма амортизационного фонда (стоимость износа зданий, оборудования), оборотного фонда, в который включаются все текущие расходы (зарплата, стипендии, плата за коммунальные услуги и т.д.) и прибыли. Стоимость ДО зависит от таких показатели как: стоимость средств обучения, стоимость оплаты преподавателей и т.д.

В заключении обратим внимание на важное обстоятельство, а именно проблему потенциальной возможности оплаты за обучение в настоящее время в России. С учетом минимального прожиточного минимума в сумме около $80 в месяц можно сделать вывод о том, что среднестатистическое население России не может оплачивать высшее образование, т.к. денежный месячный доход составляет около $ 250. Реальная стоимость образовательной услуги для среднестатистического населения России составляет при очной форме получения образования составит около $2000 т.е. в массовом масштабе вопрос стоит невозможности оплаты высшего образования, получаемого по очной форме. В этом случае ДО является единственной возможностью получения образования широкими слоями населения.


Любая инновация должна быть оценена на предмет эффективности. Образовательная среда специфична, поскольку процесс обучения в любой форме – долгосрочное явление, на него оказывают влияние гораздо больше факторов, чем на любой другой процесс. Кроме того, образовательная услуга не является таковой в полном смысле слова, а потому весьма трудно оценить эффективность внедрения той или иной формы обучения.

Предлагаемая в проекте МБОУ СОШ №14 г.Химки инновационная идея дистанционного обучения требует разработки системы критериев эффективности. В педагогической литературе есть источники, в которых рассматриваются различные подходы к оцениванию этого показателя. Однако они во главу угла ставят эффективность именно процесса обучения, не берут в расчет экономические показатели, которые в любом проекте играют важную роль. Поэтому подойдем к этому вопросу с экономических позиций.

Будем рассматривать эффективность дистанционного обучения как коэффициент, равный отношению затрат (ресурсы, издержки и пр.) к получаемому результату и выраженный в процентах. Тогда, чем ближе значение этого коэффициента к нулю, тем более эффективна предлагаемая модель дистанционного обучения.

При этом будем оценивать эффективность с помощью критериев, где оценка каждого имеет числовое выражение, максимально простое и понятное в пределах определенной шкалы, одинаковой для всех критериев.

Разобьем все критерии на две большие группы: количественные и качественные .

Качественные, в свою очередь, рассмотрим в показателях педагогической эффективности для учащихся и показателях педагогической эффективности для учителя .


Рассмотрим количественные критерии затрат:

  • затраты на оборудование, необходимое для реализации той или иной модели дистанционного обучения;

  • затраты на обучение кадров, обеспечивающих ход учебного процесса в дистанционной форме по предлагаемым моделям;

  • затраты на заработную плату педагогических и иных кадров, занятых в проекте;

  • общее учебное время (в часах), выделенное на реализацию той или иной модели;

  • затраты на обеспечение бесперебойного доступа к сети Интернет, с высоким качеством связи;

  • время, затрачиваемое педагогами на подготовку к урокам, подготовку и передачу материалов и заданий для учащихся.
Рассмотрим качественные критерии затрат:

  • наличие нормативной базы документов, регламентирующих дистанционное обучение детей по различным моделям;

  • уровень квалификации педагогических кадров;

  • сложность реализации модели дистанционного обучения;

  • сложность построения курса дистанционного обучения по той или иной модели.
Рассмотрим количественные критерии результатов:

  • уровень интеллектуального развития учащегося (например, качество знаний, степень обученности);

  • количество запросов на проведение тех или иных курсов в рамках предлагаемых модулей;

  • частота участия детей в конкурсах, смотрах, соревнованиях и пр.;

  • результативность участия в различных мероприятиях учащихся;

  • результаты итоговой аттестации учащихся;

  • количество участников процесса обучения (объем целевой аудитории);

  • количество поступивших в ВУЗы и др. учебные заведения.
Рассмотрим качественные критерии результатов:

  • показатели работоспособности учащихся;

  • мотивационная устойчивость учителя;

  • сложность и востребованность знаний по курсам;

  • разработка систем оценивания деятельности учащегося;

  • разработка системы контроля работы педагога;

  • рациональность и эффективность использования оборудования;

  • оценка учащимися результатов обучения.
Каждый из указанных критериев легко оценить, например, по 10-бальной шкале, если задать текстовый эквивалент этой оценки. Например, разработав специальную форму, представленную для каждого из критериев ниже в таблицах 1, 2, 3 и 4.

Таблица 1. Форма оценивания количественных критериев затрат



Название критерия

Балл (1 – 10)

Оценка модуля



Диапазон критерия

Меньше A тыс. Руб.

Больше A тыс. Руб.

Затраты на оборудование, необходимое для реализации той или иной модели дистанционного обучения

1

10

Затраты на обучение кадров, обеспечивающих ход учебного процесса в дистанционной форме по предлагаемым моделям;

1

10

Затраты на заработную плату педагогических и иных кадров, занятых в проекте;

1

10

Затраты на обеспечение бесперебойного доступа к сети Интернет, с высоким качеством связи

1

10

Диапазон критерия

Меньше A часов

Больше A часов

Общее учебное время (в часах), выделенное на реализацию той или иной модели

1

10

Время, затрачиваемое на подготовку у урокам педагогами, подготовку и передачу материалов и заданий для учащихся

1

10

Таблица 2. Форма оценивания качественных критериев затрат

Название критерия

Балл (1 – 10)

Оценка модуля

% от общего числа баллов по всем критериям данной группы

Диапазон критерия

Разработана не полностью

Разработана полностью

Наличие нормативной базы документов, регламентирующих дистанционное обучение детей по различным моделям

1

10

Диапазон критерия (исходя из доли педагогов высшей и первой категории)

Низкий уровень

Высокий уровень

Уровень квалификации педагогических кадров

1

10

Диапазон критерия

Низкая сложность

Высокая сложность

Сложность реализации модели дистанционного обучения

1

10

Сложность построения курса дистанционного обучения по той или иной модели

1

10

Таблица 3. Форма оценивания количественных критериев результатов



Название критерия

Балл (1 – 10)

Оценка модуля

% от общего числа баллов по всем критериям данной группы

Диапазон критерия

Низкое качество знаний

Высокое качество знаний

Уровень интеллектуального развития учащегося (например, качество знаний, степень обученности)

1

10

Диапазон критерия

Малое количество

Большое количество

Количество запросов на проведение тех или иных курсов в рамках предлагаемых модулей

1

10

Частота участия детей в конкурсах, смотрах, соревнованиях и пр.

1

10

Диапазон критерия

Малое количество призовых мест

Большое количество призовых мест

Результативность участия в различных мероприятиях учащихся, (можно с учетом уровня – муниципальный, областной, всероссийский, международный)

1

10

Диапазон критерия

Резльтаты итоговой аттестации ниже показателей региона

Резльтаты итоговой аттестации выше показателей региона

Результаты итоговой аттестации учащихся

1

10

Диапазон критерия

Малое количество

Большое количество

Количество участников процесса обучения (объем целевой аудитории)

1

10

Диапазон критерия

Малое количество

Большое количество

Количество поступивших в ВУЗы и др. учебные заведения

Таблица 4. Форма оценивания качественных критериев результатов



Название критерия

Балл (1 – 10)

Модуль №1

% от общего числа баллов по всем критериям данной группы

Диапазон критерия (по опросам учителей)

Низкая

Высокая

Показатели работоспособности учащихся

1

10

Диапазон критерия (по социометрическим опросам учителей)

Низкий уровень

Высокий уровень

Мотивационная устойчивость учителя

1

10



Низкая сложность

Высокая сложность

Сложность и востребованность знаний по курсам

1

10

Диапазон критерия (разработка Административно-управленческого персонала)

Разработана не полностью

Разработана полностью

Разработка систем оценивания деятельности учащегося

1

10

Разработка системы контроля работы педагога

1

10

Рациональность и эффективность использования оборудования

1

10

Диапазон критерия (по социологическим опросам учащихся)

Низкая оценка

Высокая оценка

Оценка учащимися результатов обучения

1

10

Подобные таблицы можно усложнять, добавляя в них необходимые критерии, исходя из специфики того или иного учреждения. Они составляются для каждого модуля обучения с дистанционной составляющей, внедряемого в основной образовательный процесс. После чего рассчитывается итоговое значение коэффициента эффективности каждой модели – формула 1.

­­­ - значение каждого из критериев затрат (в баллах),

- значение каждого из критериев результатов (в баллах).

Для того, чтобы достигнуть высоких значений данного коэффициента, деятельность учреждения должна следовать определенной политике, которая разграничивает и определяет работу всех структур, задействованных в проекте. Эта система действий включает следующие пункты:


  • выбор и организация той или иной модели обучения с использованием дистанционных технологий;

  • выбор педагогов, задействованных в проекте;

  • расстановка учебных часов в сетке расписания;

  • организация курсов повышения квалификации педагогических кадров;

  • организация контроля учебного процесса;

  • формирование отчетов о результативности той или иной модели;

  • формирование экспертной комиссии по оценке эффективности процесса обучения;

  • формирование нормативной базы, регламентирующей прохождение процесса с соблюдением законов, кодексов и иных государственных документов.
В учреждении должен быть определен Регламент любого учебного курса, который определяет:

  • кто разрабатывает учебные курсы;

  • как устанавливаются сроки выполнения работ по созданию учебных курсов;

  • что может быть включено (не должно быть включено) в учебный материал;

  • как должен оформляться учебный курс;

  • какие методы дистанционного обучения существуют и как их использовать;

  • как будет тестироваться готовый курс.
В настоящее время в МБОУ СОШ №14 имеются разработки по следующим пунктам:

  • имеется авторская программа по автоматизированному составлению расписания учебного процесса;

  • разработана форма и ведутся журналы для контроля учебного процесса, оценивающие количество часов с использованием оборудования, программного обеспечения, лабораторного оборудования, ресурсов сети Интернет;

  • рабочие программы по организации уроков с дистанционной составляющей;

  • таблицы для проведения Мониторинга эффективности использования оборудования;

  • материалы педагогических советов по организации дистанционного урока, видам уроков, наполнение их контентом;

  • выступления коллег на мероприятиях областного, муниципального и школьного уровня по обмену опытом;

  • формируется видеотека примеров уроков с дистанционной составляющей для детей-инвалидов.
Подведем итог: предлагаемая модель оценивания эффективности уроков с дистанционной составляющей позволяет всесторонне рассмотреть процесс дистанционного обучения по любой модели, поскольку экономические показатели не менее важны, чем педагогические в образовательном процессе. Модель проста в организации и не требует кардинальной реорганизации работы школы. Она применима для учреждений основного, среднего специального и высшего образования. Ее легко трансформировать и программировать в электронный вариант, позволяющий формировать отчеты и анализы в автоматизированном режиме.

Данную задачу наше учреждение планирует решить в сроки внедрения проекта в жизнь школы.


Обучение персонала на современных быстроразвивающихся предприятиях требует значительных затрат как времени, так и денег. Это заставляет многие предприятия обратиться к электронному обучению, которое позволяет довести необходимые сведения до персонала в любом месте и в любое время через интернет, а также сделать это быстрее и дешевле.
Эффективность дистанционного обучения (ДО) определяется сочетанием пяти ключевых факторов, позволяющих обучаемым удержать в памяти больше информации, увеличить свою осведомленность, добиться лучших результатов работы и тем самым увеличить коэффициент рентабельности инвестированного капитала.
К этим факторам относятся:
- интерактивность,
- запоминаемость,
- гибкость в использовании,
- предоставление помощи,
- доступность.

Интерактивность
Внедрение интерактивности в процесс обучения делает участие обучаемого более активным, заставляет его стараться достигнуть максимального результата. Интерактивность помогает также преподавателям включить в курс более сложные материалы.
Интерактивность можно сочетать с имитированием в процессе обучения той среды, с которой должны познакомиться обучаемые. Например, если курс посвящен использованию компьютерной программы, изображение на экране должно соответствовать тому, которое отображается при работе этой программы, а обучаемому можно дать задание выполнить операцию, соответствующую одному из изучаемых вопросов. Для более сложных в этом отношении тем можно смоделировать бизнес-процесс и предложить обучаемому пройти через него.

Запоминаемость
Чтобы лучше запомнить, обучаемые должны ощущать важность изучаемого материала. В этом помогает также структурирование заголовков изучаемых тем, обеспечивающее удержать в памяти необходимой информации. А это в свою очередь делает более вероятным применение ими полученных знаний в будущих реальных проектах. Кроме того, организация заголовков помогает избежать повторов, которые часто снижают эффективность электронного обучения.

Гибкость в использовании
В системе должна быть предусмотрена возможность обучения сотрудников с различным уровнем подготовки и различными возможностями. Необходимо, чтобы обучаемые могли легко двигаться по учебному курсу, следить за своим перемещением, а также могли вернуться на ту позицию, где находились при предыдущем сеансе обращения к учебному курсу.
По мере развития компании содержание курса редко остается неизменным, поэтому средство обучения должно позволять изменять учебный контент. Возможность таких изменений необходимо заложить в средство обучения в самом начале. Само внесение изменений необходимо планировать и следить за его осуществлением.

Предоставление помощи
Поскольку электронное обучение происходит обычно не в группе, важно, чтобы система обучения предоставляла обучаемым помощь. Вашим сотрудникам потребуются инструкции по прохождения курса, средства навигации, подсказки для выполнения заданий, ссылки для получения определений, поддержка при возникновении технических вопросов и пр. Кнопка вызова помощи должна быть доступна с любого слайда курса.
Все это поможет сотрудникам сосредоточиться на обучении, а не отвлекаться на досадные помехи. Полезно также предусмотреть Для гибкости работы обучаемых полезно предусмотреть раздел для часто задаваемых вопросов, а также глоссарий терминов, которые могут быть незнакомы обучаемым. Эти средства могут стать ценными справочными ресурсами для сотрудников даже после завершения обучения.

Доступность
Из-за загруженности сотрудникам часто бывает трудно выбрать время для обучения. Для решения этой проблемы необходимо исполоьзовать различные способы доставки учебного контента.
Если учебный материал доступен через интернет, необходимо обеспечить сотрудникам пользоваться этим материалом вне работы.
Для тех офисов, где имеются затруднения с доступом к интернету, для сотрудников, которые хотят изучать материал дома, а также для технического персонала, которому нужен справочный материал вне офиса, можно предусмотреть создание версии учебного материала на CD-ROM, Расходы на создание такого учебного диска будут несопоставимы с затратами на расширение обучения.